Меню

Кто написал шествие солнца

Кто написал шествие солнца

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, кларнет-пикколо, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, 4 трубы (труба-пикколо, труба-альт), 5-я труба ad libitum, 8 валторн, 4 тромбона, туба, литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, ксилофон, челеста, 2 арфы, фортепиано, струнные.

История создания

В июне 1914 года Прокофьев, только что окончивший консерваторию по классу фортепиано и эпатировавший публику на выпускном экзамене дерзкими звучаниями своего Первого фортепианного концерта, который тут же был кем-то назван «футбольным», поехал в Лондон. Там он познакомился с Сергеем Дягилевым. Организатор знаменитых «Русских сезонов» к тому времени прославился рядом сенсационных постановок, в том числе — балетов Стравинского, и публика ожидала от него новых сенсаций. Дягилев решил, что молодой композитор, уже заслуживший репутацию музыкального хулигана, вполне подойдет для этой цели, и заказал ему балет на древнерусский сюжет, сказочный или исторический. Сам факт такого заказа был весьма лестным, так как являлся свидетельством европейского признания Прокофьева.

Вернувшись в Петербург, композитор обратился к молодому поэту Сергею Городецкому (1884—1967). «Городецкий откопал несколько удачных скифских образов, но драматургическая выдумка ему не давалась, и лишь после многих встреч мы кое-как сколотили сюжет, который озаглавили «Ала и Лоллий», — вспоминал композитор. — По мере поступления материала я немедленно писал музыку». В письме к своему другу композитору Н. Мясковскому он сообщал: «Если Городецкий пришлет мне хорошее либретто, общие принципы которого мы совместно обсудили, то я балет напишу, и весьма заковыристый». Краткое содержание балета таково: древние славяне поклоняются добрым силам — богу солнца Велесу и деревянной идолице Але. Их коварный враг Чужбог с помощью диких и злых чудовищ хочет похитить Алу, но на ее защиту встает скифский богатырь Лоллий. В неравном бою с Чужбогом ему грозит гибель, но в решающую минуту появляется Велес и поражает Чужбога своими испепеляющими лучами.

Дягилев, заказывая музыку Прокофьеву, рассчитывал на тот же «успех скандала» у пресыщенной парижской публики, который сопутствовал спектаклям «Весны священной». Однако то, что представил композитор, его не устроило: он счел музыку малоинтересной, а сюжет слишком надуманным. Возможно, и музыка показалась ему слишком «заковыристой». В 1915 году, несмотря на все трудности передвижения по охваченной войной Европе, Прокофьев отправился в Италию, где находился Дягилев, чтобы попытаться все же с ним договориться. Но получил окончательный отказ. После этого композитор решил переработать балет в сюиту: «. Я пересмотрел эскизы «Алы и Лоллия» и нашел, что если выбросить ряд малоинтересных кусков, останется музыка, которую не стоит класть под спуд. Эту музыку удалось распланировать так, что образовалась четырехчастная сюита, в которой материал расположился приблизительно в том же порядке, как и в несостоявшемся балете. Инструментовкой я владел уже в достаточной мере, чтобы взяться за большой оркестр и постараться выполнить ряд замыслов. Зилоти пригласил меня продирижировать «Скифской сюитой». »

Премьера нового сочинения Прокофьева под его управлением состоялась 16 (29) января 1916 года в Петрограде и вызвала настоящую бурю. Журнал «Музыка» охарактеризовал концерт как «скандал в благородном семействе». Глазунов ушел, не дослушав сюиту до конца, оркестранты роптали. Однако Зилоти остался доволен и музыкой и произведенным ею впечатлением.

Музыка

Первая часть — «Поклонение Велесу и Але». Это грандиозная оркестровая фреска с нарочито грубыми звучаниями, постоянным использованием tutti, пронизанная жестким ритмом. Взвизги деревянных духовых, среди которых выделяются резким тембром флейта-пикколо и кларнет-пикколо, глиссандо арф и фортепиано, непрерывные тремоло ударных, угловатые скачки у труб и струнных — все создает картину дикую, буйную, тяжеловесную. Далее появляются «втаптывающие», резко диссонирующие аккорды у медных и струнных инструментов на фоне все того же неистового движения. Средний эпизод более прозрачен и светел, в тихих динамических градациях. Это образ Алы, рисуемый изящной мелодией флейты. Сопровождение ее челестой, арфой, фортепиано и лишь отдельными звуками струнных — тянущимися с сурдиной у альтов и пиццикато виолончелей — придает особый фантастический колорит.

Вторая часть — «Чужбог и пляска нечисти» — истинная вакханалия, исполненная стихийной мощи, покоряющая бешеной энергией. Отдельные мелодические попевки-возгласы построены на решительных квартовых интонациях с пунктирным ритмом. Переменность метра при общем непрерывном движении подчеркивает неукротимость разбушевавшихся злых сил. Вместе с тем в нарочито грозных интонациях проскальзывают элементы насмешки, как будто автор относится с иронией к рисуемому образу.

Третья часть — «Ночь» — создает картину, ярко контрастную предшествующим. Это тонкий оркестровый ноктюрн. Дрожит трель скрипок с сурдинами, передавая трепет ночного воздуха, тихи и нежны звуки арф, красочные аккорды челесты. Оркестровка прозрачна. Но постепенно прибавляются все новые инструменты, растет звучность, доходя до мощного фортиссимо в tutti, и постепенно спадает, возвращаясь к начальному образу.

Финал — «Поход Лоллия и шествие солнца» — начинается как бы исподволь, тихими крадущимися звучаниями низких деревянных и струнных инструментов. Далее появляются красочные блики-аккорды, звучность усиливается, движение ускоряется. Разворачивается неистовая красочная картина, которую академик Б. Асафьев определяет как «буйную волю, жажду жизни, здоровой, мощной, идущей напролом и ни перед чем не останавливающейся». Завершение ее живописует восход солнца-Велеса, торжествующего победу.

Источник

Скифская сюита

К 125-летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева.

12 апреля в Концертном зале радио «Орфей» прозвучала скифская сюита «Ала и Лоллий»С.С. Прокофьева.
Я слушала эту сюиту и была потрясена силой и мощью музыки.
Предлагаю и вам, друзья мои, послушать это произведение.

Читайте также:  Нации которые поклоняются солнцу

Музыку балета «Ала и Лоллий», превращенную в Скифскую сюиту для большого оркестра в 4 частях, ор. 20, Сергей Прокофьев сочинил в 1914–1915 годах.
Идея балета возникла после поездки композитора в 1914 году в Лондон на гастроли балетной труппы С. Дягилева. По возвращении в Петербург музыкальный критик В. Каратыгин познакомил Прокофьева с поэтом-акмеистом Сергеем Городецким, предложившим либретто на основе древнеславянских мифологических образов, частично использованных в его книге «Ярь». В либретто действовали персонажи со стилизованными в духе славянского язычества именами: деревянная идолица Ала, намеревающийся похитить ее Чужбог, защищающий Алу и гибнущий в неравной схватке скифский богатырь Лоллий и всемогущий бог солнца Велес (это имя заимствовано из мифологии), поражающий своими лучами Чужбога.

00:09 Поклонение Велесу и Але
07:39 Чужбог и пляска нечисти
11:10 Ночь
17:21 Поход Лоллия и шествие Солнца

Краткое содержание балета таково: древние славяне поклоняются добрым силам — богу солнца Велесу и деревянной идолице Але. Их коварный враг Чужбог с помощью диких и злых чудовищ хочет похитить Алу, но на ее защиту встает скифский богатырь Лоллий. В неравном бою с Чужбогом ему грозит гибель, но в решающую минуту появляется Велес и поражает Чужбога своими испепеляющими лучами.

Клавир балета был вчерне закончен к концу зимы 1915 года и тогда же проигран сподвижникам и друзьям Дягилева В. Нувелю и А. Нуроку, с сомнением отнесшимся к получившейся музыке. После личной встречи в Италии композитора с Дягилевым балет был отложен в сторону. Однако летом 1915 года Прокофьев вернулся к эскизам балета «и нашел, что если выбросить ряд малоинтересных кусков, останется музыка, которую не стоит класть под спуд». Так возникла четырехчастная Скифская сюита, вобравшая в себя основной материал «Алы и Лоллия», расположенный в том же порядке, что и в четырех картинах предполагавшегося балета. Сочинением сюиты Прокофьев положил начало своей традиции изготавливать симфонические сюиты на материале сочиненных им опер, балетов и партитур для драматического театра.
Премьера Скифской сюиты состоялась в Петербурге, на седьмом абонементном концерте А. Зилоти в зале Мариинского театра 16 января 1916 года. Дирижировал автор. Исполнение сюиты вызвало шумный и противоречивый отклик — бурные протесты наряду с одобрительными аплодисментами. «Попытки к обструкции» наблюдались и со стороны оркестрантов во время репетиций (в исполнении участвовали 140 человек). Второе исполнение (Зилоти поставил сюиту на начало нового концертного сезона, в концерт 29 октября 1916 года) прошло гораздо более удачно для автора, хотя и не менее шумно. Сюита встретила поддержку у ряда критиков, в частности у В. Каратыгина и Б. Асафьева.

СКИФСКАЯ СЮИТА.Соч. 20

00:03 Поклонение Велесу и Але
07:07 Чужбог и пляска нечисти
10:17 Ночь
15:46 Поход Лоллия и шествие Солнца

Первая часть сюиты— «Поклонение Велесу и Але». Это грандиозная оркестровая фреска с нарочито грубыми звучаниями, пронизанная жестким ритмом. Взвизги деревянных духовых, среди которых выделяются резким тембром флейта-пикколо и кларнет-пикколо, глиссандо арф и фортепиано, непрерывные тремоло ударных, угловатые скачки у труб и струнных — все создает картину дикую, буйную, тяжеловесную. Далее появляются «втаптывающие», резко диссонирующие аккорды у медных и струнных инструментов на фоне все того же неистового движения. Средний эпизод более прозрачен и светел, в тихих динамических градациях. Это образ Алы, рисуемый изящной мелодией флейты. Сопровождение ее челестой, арфой, фортепиано и лишь отдельными звуками струнных — тянущимися с сурдиной у альтов и пиццикато виолончелей — придает особый фантастический колорит.
Вторая часть сюиты — «Чужбог и пляска нечисти» — истинная вакханалия, исполненная стихийной мощи, покоряющая бешеной энергией, подчеркивающей неукротимость разбушевавшихся злых сил. Вместе с тем в нарочито грозных интонациях проскальзывают элементы насмешки, как будто автор относится с иронией к рисуемому образу.
Третья часть сюиты — «Ночь» — создает картину, ярко контрастную предшествующим. Это тонкий оркестровый ноктюрн. Дрожит трель скрипок с сурдинами, передавая трепет ночного воздуха, тихи и нежны звуки арф, красочные аккорды челесты. Оркестровка прозрачна. Но постепенно прибавляются все новые инструменты, растет звучность, доходя до мощного фортиссимо в tutti, и постепенно спадает, возвращаясь к начальному образу.
Финал сюиты — «Поход Лоллия и шествие солнца» — начинается как бы исподволь, тихими крадущимися звучаниями низких деревянных и струнных инструментов. Далее появляются красочные блики-аккорды, звучность усиливается, движение ускоряется. Разворачивается неистовая красочная картина, которую академик Б. Асафьев определяет как «буйную волю, жажду жизни, здоровой, мощной, идущей напролом и ни перед чем не останавливающейся». Завершение ее живописует восход солнца-Велеса, торжествующего победу.
текст-Л. Михеева

Скифская сюита — одно из самых сложных и эпатирующих крупных сочинений молодого Прокофьева.
Оно и по сей день остается в числе «экстремальных» произведений оркестровой классики ХХ века.

Источник

Скифская сюита

Из Википедии — свободной энциклопедии

  1. Поклонение Велесу и Але
  2. Чужбог и пляска нечисти
  3. Ночь
  4. Поход Лоллия и шествие Солнца

«Ала и Ло́ллий» (ски́фская сюи́та), op. 20 или «Ски́фская сюи́та» — симфоническая сюита русского композитора Сергея Прокофьева для большого оркестра, созданная на основе музыки к балету «Ала и Лоллий». Закончена в сентябре 1915 года. Премьера состоялась 16 [29] января 1916 года в Петрограде в Мариинском театре под управлением автора. «Скифская сюита» стоит в ряду сочинений, свидетельствующих о создании композитором собственного стиля.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Приложения

  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ТоррНАДО — торрент-трекер для блоговТоррНАДО — торрент-трекер для блогов

Рубрики

  • АСТРОЛОГИЯ (196)
  • ГОРОСКОПЫ (152)
  • ВАЛЯНИЕ (662)
  • ИГРУШКИ (139)
  • ОБУВЬ (58)
  • ОДЕЖДА, ГОЛОВНОЙ УБОР (68)
  • ПАЛАНТИНЫ, ШАРФЫ (80)
  • СОВЕТЫ. ЖУРНАЛЫ (102)
  • СУМКИ, ЧЕХЛЫ (54)
  • УКРАШЕНИЯ. ДЕКОР (148)
  • ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ (259)
  • ВЫШИВКА (272)
  • АЛМАЗНАЯ (7)
  • БИСЕР (23)
  • БРАЗИЛЬСКАЯ. ХАРДАНГЕР (13)
  • БУЛАВЧАТЫЙ БАРХАТ (1)
  • ГЛАДЬ (23)
  • КРЮЧКОМ (7)
  • ЛЕНТАМИ (71)
  • ЛОНГСТИЧ (1)
  • ОБЪЕМНАЯ (24)
  • СОВЕТЫ (66)
  • СХЕМЫ (16)
  • СЧЕТНЫЙ КРЕСТ (12)
  • ВЯЗАНИЕ (12608)
  • БАВАРСКОЕ ВЯЗАНИЕ (5)
  • БАХРОМА (25)
  • БОЛЕРО (24)
  • БОСНИЙСКОЕ ВЯЗАНИЕ (6)
  • БРУМСТИК (6)
  • БРЮГГСКОЕ КРУЖЕВО (50)
  • ВАРЕЖКИ, ПЕРЧАТКИ (117)
  • ВИЛКА (136)
  • ВЯЗАНИЕ РУКАМИ (22)
  • ВЯЗАНИЕ С БИСЕРОМ (53)
  • ДВОЙКИ (65)
  • ДИАГОНАЛЬНОЕ ВЯЗАНИЕ (3)
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ (554)
  • ДЛЯ ЖИВОТНЫХ (44)
  • ЖАКЕТЫ (677)
  • ЖАККАРД, ИНТАРСИЯ (89)
  • ЖИЛЕТЫ (302)
  • ЖУРНАЛЫ. КНИГИ (195)
  • ИЗ КЛОЧКОВ ТКАНИ (2)
  • ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО (195)
  • ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО МК (356)
  • КАРДИГАНЫ (399)
  • КОВРЫ И КОВРИКИ (164)
  • КОФТОЧКИ, ТОПЫ (579)
  • ЛЕНТОЧНОЕ КРУЖЕВО (87)
  • МОТИВЫ (488)
  • НОСКИ, ГОЛЬФЫ (133)
  • ОБВЯЗКА, КАЙМА (271)
  • ПАЛАНТИНЫ. НАКИДКИ (692)
  • ПАЛЬТО (101)
  • ПЛЕДЫ (384)
  • ПОМПОНЫ (69)
  • ПОНЧО (535)
  • ПУЛОВЕРЫ (459)
  • РУМЫНСКОЕ КРУЖЕВО (52)
  • СОВЕТЫ (424)
  • ТАПОЧКИ И ДР. ОБУВЬ (129)
  • ТЕНЕРИФ (34)
  • ТУНИКИ (289)
  • ТУНИССКОЕ ВЯЗАНИЕ (51)
  • УЗОРЫ — КРЮЧОК (462)
  • УЗОРЫ — СПИЦЫ (479)
  • ФИЛЕЙНОЕ ВЯЗАНИЕ (129)
  • ФРИВОЛИТЕ (15)
  • ФРИФОРМ (108)
  • ФРИФОРМ МК (87)
  • ФРИФОРМ СКРАМБЛИ (44)
  • ЦВЕТЫ. БАБОЧКИ (376)
  • ШАЛИ (2413)
  • ШАПКИ, ШЛЯПКИ, ПОВЯЗКИ (431)
  • ШАРФЫ (802)
  • ШНУРЫ (51)
  • ЭНТРЕЛАК, ПЭЧВОРК (100)
  • ЮБКА (47)
  • ЯПОНИЯ + КИТАЙ (10)
  • ВЯЗАНИЕ ДЛЯ ДОМА (710)
  • ВЯЗАНИЕ. ИГРУШКИ (1328)
  • ВАЛЕНТИНКИ (39)
  • ГЛАЗА, КОГТИ и т.д. (49)
  • ЖУРНАЛЫ, КНИГИ (7)
  • КОШКИ (162)
  • КУРОЧКИ, ЦЫПЛЯТА, ПТИЦЫ (161)
  • НОВЫЙ ГОД и РОЖДЕСТВО (196)
  • ОБЕЗЬЯНЫ (65)
  • РАЗНЫЕ-РАЗНЫЕ ИГРУШКИ (664)
  • ЗДОРОВЬЕ (1301)
  • АНАЛИЗЫ. ЛЕКАРСТВА. Советы (238)
  • ГИМНАСТИКИ, МАССАЖИ (487)
  • МУДРЫ (35)
  • ОН — ЛАЙН КЛИНИКА (249)
  • ПЕПТИДЫ (72)
  • ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ (190)
  • ПРОСТУДА, ГРИПП, КАШЕЛЬ (63)
  • КВАРТИРА (168)
  • ЧИСТОТА (77)
  • КОМПЬЮТЕР (974)
  • ОБОИ (27)
  • ПОЖЕЛАНИЯ, ПОЗДРАВЛЕНИЯ (63)
  • ПРОГРАММЫ (47)
  • СХЕМЫ В ДНЕВНИК (411)
  • УРОКИ (373)
  • ЧАСЫ, КАЛЕНДАРИ, ИНФОР.. (65)
  • КРАСОТА (540)
  • ВОЛОСЫ (48)
  • ДИЕТЫ, ГИМНАСТИКИ (328)
  • МАСКИ ДЛЯ ЛИЦА, КРЕМ (83)
  • МАССАЖ, ГИМНАСТИКА Д/ЛИЦА (58)
  • РУКИ, НОГИ (31)
  • КУЛИНАРИЯ (4476)
  • АЭРОГРИЛЬ (8)
  • БЛИНЫ, ОЛАДЬИ (210)
  • ВАРЕНЬЕ, ДЖЕМ, МАРМЕЛАД (198)
  • ГОРШОЧЕК — ВАРИ! (53)
  • ГРИБЫ (99)
  • ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ (45)
  • ЗАПЕКАНКИ, ОМЛЕТЫ (116)
  • КАШИ (103)
  • КУРИЦА, ИНДЮШКА, КРОЛИК (382)
  • ЛАВАШ, ПИТА (61)
  • МАКАРОНЫ (68)
  • МУЛЬТИВАРКА (108)
  • МЯСО (451)
  • ОВОЩИ (325)
  • ПЕЛЬМЕНИ, МАНТЫ, ВАРЕНИКИ (163)
  • ПЕЧЬ НЕ БУДЕМ (108)
  • ПИРОГИ С ФРУКТАМИ (196)
  • ПИРОГИ,ЧЕБУРЕКИ,ХАЧАПУРИ (510)
  • ПИЦЦА (40)
  • ПОСТНЫЕ РЕЦЕПТЫ (21)
  • РЫБА (146)
  • САЛАТЫ, ЗАКУСКИ (245)
  • СОСИСКИ, КОЛБАСА (26)
  • СОУСЫ (29)
  • СТАТЬИ о питании, СОВЕТЫ (164)
  • СУПЫ, БОРЩИ, ЩИ и т.д. (227)
  • ТВОРОГ. СЫР (91)
  • ТЕСТО. НАЧИНКИ (54)
  • ХЛЕБ, ЛЕПЕШКИ (126)
  • ХЛЕБОПЕЧКА (17)
  • ХОЛОДЕЦ, СТУДЕНЬ (18)
  • МАГИЯ. ГАДАНИЯ. РИТУАЛЫ (355)
  • МАНТРЫ (20)
  • МУЗЫКА (1193)
  • ДЖАЗ. БЛЮЗ (29)
  • ИНСТРУМЕНТЫ (31)
  • КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА (231)
  • МУЗЫКАНТЫ. КОМПОЗИТОРЫ (239)
  • ОПЕРЫ, БАЛЕТЫ, МЮЗИКЛЫ (194)
  • ПЕСНИ НАШЕГО ВЕКА (124)
  • ПРОСТО КРАСИВЫЕ МЕЛОДИИ (92)
  • РЕЛАКС. ЛЕЧИМСЯ. (42)
  • САКСОФОН (10)
  • ХИТЫ ХХ — ХХI вв. (224)
  • ПЕНСИИ. ПОСОБИЯ. ЖКХ (85)
  • ПУТЕШЕСТВОВАТЬ БУДЕМ? (445)
  • АЗИЯ (31)
  • АМЕРИКА (2)
  • АФРИКА (4)
  • ЕВРОПА (93)
  • ПАНОРАМЫ 3 D (22)
  • ПОСТСОВЕТСКИЕ СТРАНЫ (32)
  • РОССИЯ (199)
  • СОВЕТЫ ТУРИСТАМ (70)
  • РАДИОСПЕКТАКЛИ. АУДИО (913)
  • ВЕЛИКИЕ ИСПОЛНИТЕЛИ (24)
  • ДЕТЕКТИВЫ (327)
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ (59)
  • КЛАССИКА (100)
  • РАЗНЫЕ ЖАНРЫ (357)
  • САЙТЫ — БИБЛИОТЕКИ (49)
  • РАЗВЛЕЧЕНИЯ (158)
  • РУКОДЕЛИЕ (3698)
  • Crazy wool (11)
  • БИСЕР (225)
  • БУКЕТЫ ИЗ КОНФЕТ (50)
  • БУМАГА (131)
  • ВАЛЕНТИНКИ (51)
  • ГАЗЕТЫ (83)
  • ДЕКОР (572)
  • ДЕКУПАЖ (65)
  • ИГРУШКИ (435)
  • ИЗОНИТЬ (10)
  • КАНЗАШИ (77)
  • КАРТИНЫ ИЗ КОЖИ (18)
  • КАРТИНЫ ИЗ ШЕРСТИ (77)
  • КВИЛЛИНГ (78)
  • МАКРАМЕ (69)
  • НОВЫЙ ГОД и РОЖДЕСТВО (431)
  • ПЛЕТЕНИЕ (28)
  • ПОЛИМЕРНАЯ ГЛИНА. ФАРФОР (295)
  • РИСОВАНИЕ (76)
  • СОЛЕНОЕ ТЕСТО. ПЛАСТИЛИН (62)
  • ТКАЧЕСТВО (13)
  • ТОПИАРИЙ (44)
  • УКРАШЕНИЯ (620)
  • ЦВЕТЫ (137)
  • ШИТЬЕ (424)
  • СОВЕТЫ НА ВСЕ СЛУЧАИ (914)
  • ТЕАТР (38)
  • ЦЕРКОВЬ. РЕЛИГИЯ (829)
  • ИКОНЫ, МОЛИТВЫ (144)
  • СВЯТЫЕ, ЛЮДИ ЦЕРКОВНЫЕ (614)
  • ЧАС АНГЕЛА (49)
  • ЭТО ИНТЕРЕСНО (867)
  • ЮМОР (160)

Метки

Ссылки

Всегда под рукой

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

С. С. Прокофьев — Ала и Лоллий. Скифская сюита

К 125-летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева.


1891 — 1953

12 апреля в Концертном зале радио «Орфей» прозвучала скифская сюита «Ала и Лоллий»С.С. Прокофьева.
Я слушала эту сюиту и была потрясена силой и мощью музыки.
Предлагаю и вам, друзья мои, послушать это произведение.

Музыку балета «Ала и Лоллий», превращенную в Скифскую сюиту для большого оркестра в 4 частях, ор. 20, Сергей Прокофьев сочинил в 1914–1915 годах.
Идея балета возникла после поездки композитора в 1914 году в Лондон на гастроли балетной труппы С. Дягилева. По возвращении в Петербург музыкальный критик В. Каратыгин познакомил Прокофьева с поэтом-акмеистом Сергеем Городецким, предложившим либретто на основе древнеславянских мифологических образов, частично использованных в его книге «Ярь». В либретто действовали персонажи со стилизованными в духе славянского язычества именами: деревянная идолица Ала, намеревающийся похитить ее Чужбог, защищающий Алу и гибнущий в неравной схватке скифский богатырь Лоллий и всемогущий бог солнца Велес (это имя заимствовано из мифологии), поражающий своими лучами Чужбога.

00:09 Поклонение Велесу и Але
07:39 Чужбог и пляска нечисти
11:10 Ночь
17:21 Поход Лоллия и шествие Солнца

Краткое содержание балета таково: древние славяне поклоняются добрым силам — богу солнца Велесу и деревянной идолице Але. Их коварный враг Чужбог с помощью диких и злых чудовищ хочет похитить Алу, но на ее защиту встает скифский богатырь Лоллий. В неравном бою с Чужбогом ему грозит гибель, но в решающую минуту появляется Велес и поражает Чужбога своими испепеляющими лучами.

Клавир балета был вчерне закончен к концу зимы 1915 года и тогда же проигран сподвижникам и друзьям Дягилева В. Нувелю и А. Нуроку, с сомнением отнесшимся к получившейся музыке. После личной встречи в Италии композитора с Дягилевым балет был отложен в сторону. Однако летом 1915 года Прокофьев вернулся к эскизам балета «и нашел, что если выбросить ряд малоинтересных кусков, останется музыка, которую не стоит класть под спуд». Так возникла четырехчастная Скифская сюита, вобравшая в себя основной материал «Алы и Лоллия», расположенный в том же порядке, что и в четырех картинах предполагавшегося балета. Сочинением сюиты Прокофьев положил начало своей традиции изготавливать симфонические сюиты на материале сочиненных им опер, балетов и партитур для драматического театра.
Премьера Скифской сюиты состоялась в Петербурге, на седьмом абонементном концерте А. Зилоти в зале Мариинского театра 16 января 1916 года. Дирижировал автор. Исполнение сюиты вызвало шумный и противоречивый отклик — бурные протесты наряду с одобрительными аплодисментами. «Попытки к обструкции» наблюдались и со стороны оркестрантов во время репетиций (в исполнении участвовали 140 человек). Второе исполнение (Зилоти поставил сюиту на начало нового концертного сезона, в концерт 29 октября 1916 года) прошло гораздо более удачно для автора, хотя и не менее шумно. Сюита встретила поддержку у ряда критиков, в частности у В. Каратыгина и Б. Асафьева.

СКИФСКАЯ СЮИТА.Соч. 20

00:03 Поклонение Велесу и Але
07:07 Чужбог и пляска нечисти
10:17 Ночь
15:46 Поход Лоллия и шествие Солнца

Первая часть сюиты— «Поклонение Велесу и Але». Это грандиозная оркестровая фреска с нарочито грубыми звучаниями, пронизанная жестким ритмом. Взвизги деревянных духовых, среди которых выделяются резким тембром флейта-пикколо и кларнет-пикколо, глиссандо арф и фортепиано, непрерывные тремоло ударных, угловатые скачки у труб и струнных — все создает картину дикую, буйную, тяжеловесную. Далее появляются «втаптывающие», резко диссонирующие аккорды у медных и струнных инструментов на фоне все того же неистового движения. Средний эпизод более прозрачен и светел, в тихих динамических градациях. Это образ Алы, рисуемый изящной мелодией флейты. Сопровождение ее челестой, арфой, фортепиано и лишь отдельными звуками струнных — тянущимися с сурдиной у альтов и пиццикато виолончелей — придает особый фантастический колорит.
Вторая часть сюиты — «Чужбог и пляска нечисти» — истинная вакханалия, исполненная стихийной мощи, покоряющая бешеной энергией, подчеркивающей неукротимость разбушевавшихся злых сил. Вместе с тем в нарочито грозных интонациях проскальзывают элементы насмешки, как будто автор относится с иронией к рисуемому образу.
Третья часть сюиты — «Ночь» — создает картину, ярко контрастную предшествующим. Это тонкий оркестровый ноктюрн. Дрожит трель скрипок с сурдинами, передавая трепет ночного воздуха, тихи и нежны звуки арф, красочные аккорды челесты. Оркестровка прозрачна. Но постепенно прибавляются все новые инструменты, растет звучность, доходя до мощного фортиссимо в tutti, и постепенно спадает, возвращаясь к начальному образу.
Финал сюиты — «Поход Лоллия и шествие солнца» — начинается как бы исподволь, тихими крадущимися звучаниями низких деревянных и струнных инструментов. Далее появляются красочные блики-аккорды, звучность усиливается, движение ускоряется. Разворачивается неистовая красочная картина, которую академик Б. Асафьев определяет как «буйную волю, жажду жизни, здоровой, мощной, идущей напролом и ни перед чем не останавливающейся». Завершение ее живописует восход солнца-Велеса, торжествующего победу.
текст-Л. Михеева

Скифская сюита — одно из самых сложных и эпатирующих крупных сочинений молодого Прокофьева.
Оно и по сей день остается в числе «экстремальных» произведений оркестровой классики ХХ века.

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
«Ала и Лоллий»
Скифская сюита
Композитор Сергей Прокофьев
Форма оркестровая сюита
Сочинение 20
Время и место сочинения 1915, Петроград
Первое исполнение 16 (29) января 1916, Петроград
Первая публикация 1923, «А. Гутхейль»
Продолжительность ≈ 20 минут
Инструменты
симфонический оркестр
Части