Rise of Kingdoms — Игра стратегия в которой вам предстоит выбрать одну из одиннадцати цивилизаций, и начать сражаться на большой карте, с другими игроками. Ваша задача построить цивилизацию так, чтобы она могла развиваться, собрать военные войска, чтобы они могли выдерживать атаки или нападения, и формировать союзы с другими игроками. Строительство города происходит в режиме реального времени, а это означает, что как только игрок что-то построит, появится таймер обратного отсчета, показывающий, когда строительство будет завершено. Чем выше уровень возводимого здания, тем дольше требуется время ожидания. То же самое и с обучением новых войск, улучшением и так далее.
Сражения происходят автоматически, игрокам нужно только отправить свои войска в нужное место. У войск также есть время передвижения, поэтому игроки просто ждут результатов битвы. Как и в других подобных играх, в Rise of Kingdoms используются различные валюты: золото, еда, дерево, камни и, конечно же, премиальная валюта драгоценные камни. Драгоценные камни обычно используются для ускорения различных действий. Игроки всегда должны быть начеку, потому что нужно следить за атаками других игроков и варваров.
Лицей Знаний Rise of Kingdoms Лицей Знаний — Это убежище с самыми передовыми знаниями своего времени. Путешественники со всей страны собираются здесь, чтобы обменяться секретной информацией и получить ответы. Самые престижные и влиятельные личности часто приходят поделиться своей мудростью в надежде на развитие цивилизации и продвижения человечества. На нашем сайте вы можете посмотреть ответы на Лицей Знаний в игре Rise of Kingdoms, с удобным поиском вопросов.
Ответы на все Вопросы Ниже вы можете найти ответы на Лицей Знаний, а именно на все вопросы.
Источник
Как Людовик стал «Королем-солнце»
Прозвище правителя способно многое о нем рассказать.
Людовику XIV его прозвание, конечно, очень льстило, не случайно из уст этого короля родилось знаменитое «Государство – это я». Он ставил себя в центр всей жизни, подобно светилу, но, тем не менее, «Королем-солнцем» его называли не за это.
Дело в том, что этот монарх имел настоящий талант – он прекрасно танцевал. Причем, танцевал не на балах, а на сцене!
Впервые Людовик выступил перед зрителем в совсем еще юном возрасте, в неполные тринадцать лет. Он танцевал в «Балете Кассандры» в театре «Пале Рояль» пять вечеров подряд, причем танцевал сразу две роли. Вместе с ним выступал его младший брат и еще ряд высокопоставленных мальчиков королевского двора.
Танцующий Людовик на картине Мориса Лелуара и на рисунке 17-го века.
Это были ежегодно проводимые в рамках карнавала так называемые «придворные балеты». С двенадцати лет наследник Луи ежегодно принимал самое активное участие в балетных постановках, причем с каждым годом его роли все сложнее, и ролей этих все больше.
В шестнадцать лет принцу досталось предстать в ролях «Восходящего солнца» и Аполлона. Французский историк Франсуа Блюш подсчитал, что все это происходило «в театре Пти-Бурбон, вмещавшем 3000 зрителей. Спектакль шел десять вечеров подряд, следовательно, перед 30 000 парижан — так сказать, перед более чем десятой частью тогдашнего населения столицы».
Николас Кочин «Придворный балет», 1745 г.
Конечно, придворный балет 17 века совсем не был похож на современный – это был не технически сложный танец, а музыкальный спектакль с элементами шествия и карнавала. Тематика балета чаще была сатирическая и развлекательная, чем героическая романтика, королю-актеру ничего не стоило перевоплотиться в роль жулика, шута, женщины. Это была немного игра и немного гротеск.
Есть мнение, что Людовик, став уже королем, сам придумал себе громкое прозвище, взяв его из любимых своих балетных ролей. И многократно «надевал» этот образ, причем не только в танце.
Жисси де Анри, «Карусель 1662 года».
Например, кроме ежегодных карнавалов было принято устраивать «конные балеты» — праздничные конные выездки по кругу, «каррузели», что-то среднее между спортивным праздником и маскарадом. Они проводились на площади у сада Тюильри, так что скоро и сама площадь стала называться Каррузель, и от нее пошло слово «карусель» — движение по кругу.
На торжественных конных «каррузелях» Людовик XIV любил представать в образе римского императора на коне, с изображениями солнца на щите и мече. Собственно, «карусель Тюильри» 1662 года и считается тем моментом, начиная с которого за королем закрепилось его знаменитое прозвище.
Людовик XIV на конной карусели, рисунки 17 века.
А у вас, друзья, прозвище какого монарха вызывает интерес?
Источник
Король-Солнце
Король-Солнце
Информация
Принадлежность
Должность
Король-Солнце (ориг. Sun-King) — правитель Дома Солнца Карха. Король-Солнца так же является главой Солнечного двора, благородного сословия, состоящего из Жрецов Солнца и некоторых благородных Домов.
Король-Солнца правит из Дворца Солнца в столице Карха Меридиане.
Содержание
Согласно солнечной вере, Король-Солнце является избранным, кто может говорить от лица Солнца. Поэтому он обладает практически безграничной властью. Король-Солнце должен интерпретировать волю Солнца и вести народ Карха в соответствии с ней. В его обязанности входит управление судебными, военными, духовными и экономическими вопросами Дома Солнца.
Считается, что Королю-Солнце строго запрещено жениться на представителях других племен, его супругой может быть только Карха; Авад упоминает, что если бы о его союзе с Эрзой стало известно широкой публике, это бы привело к мятежу. Говоря с Королем-Солнце, необходимо обращаться к нему «Ваша Лучезарность».
Переход власти
Все Короли-Солнце являются представителями Лучезарной династии: потомки первого Короля-Солнце Арамана. Точная процедура передачи власти до конца не ясна; однако, так как Марзид стал Королем-Солнце до своего старшего брата Хиваса, можно смело предположить, что престолонаследие не продиктовано порядком рождения.
В настоящее время не было ни одной Королевы-Солнца (именно женщины, говорящей от лица Солнца, а не жены Короля-Солнце). Так как мы не знаем, были ли среди Лучезарной династии женщины, неизвестно, могут ли они так же претендовать на престол.
Список Королей-Солнце
Короли-Солнце в хронологической последовательности:
Араман: основатель племени Карха. Известен тем, что отыскал Листья Предтеч, откуда произошли солнечная вера и глифы.
Амавад: приказал расчистить и засеять Королевские кукурузные поля.
Садаин: расширил территорию Карха, основал поселение Пестрый рынок. Ввел термин «Дом Солнца» для описания владений Карха.
Ювадан: Разрешил торговать с другими племенами, и даже делился с чужаками счетными глифами, чтобы они не ограничивались простым бартером.
Заварад: Расширил владения Карха еще больше, основал Гербовую арку.
Ирив: известен тем, что отправился в поход за Преграду, где пропал без вести вместе со своим войском.
Басадид: брат Ирива. Обьявил земли, в которых пропал его брат Запретным Западом и построил Закатную крепость и форт у Гербовой арки, чтобы обозначить границу.
Хувадин: желал просветить цивилизации Дикого Востока, но его попытки не увенчались успехом. Поэтому он приказал построить Солнечную башню, чтобы отгородиться от дикарей. Последний Король-Солнца, принимавший попытки расширить Дом Солнца.
Ранан: защищал Дом Солнца во время вторжения Тенактов и во время сражений получил ужасные шрамы.
Нахасис: основал Дом Охотников.
Марзид: известен благодаря своему творческому таланту. Он превратил Закатную крепость в центр культуры и торговли. Умер от болезни, которой заразился из-за красок.
Хивас (неизвестно — ок. 3017): начал ремилитаризировать племя Карха, полная противоположность своего предшественника.
Джиран (ок. 3017 — 3038): снискал дурную славу из-за Красных набегов: конфликт, продолжавшийся 10 лет, заключавшийся в набегах на соседние племена, чтобы захватывать людей в плен и приносить их в жертву. Был убит своим сыном Авадом, после чего началась гражданская война Карха. Многие называют его «Безумный Король-Солнце».
Авад (3038-настоящее время): свергнул своего отца с престола, чтобы прекратить Красные набеги, дав начало гражданской войне Карха. Создал Авангард, запретил рабство, и пресек дискриминацию по признаку племени и пола в Доме Охотников.
КОРОЛЬ ЛЮДОВИК XIV — известный как «король-солнце» 3 Часть
Понедельник, 18 Января 2021 г. 17:36 + в цитатник
Самой большой загадкой остается само появление на свет короля Людовика XIV. Согласно легенде, которой в ту эпоху верили многие, Анна Австрийская родила не одного, а двух дофинов. Был ли у Луи брат-близнец? Историки до сих пор сомневаются в этом. Но во многих романах и даже летописях фигурируют упоминания о загадочной «Железной Маске» – человеке, которого по приказу короля навсегда скрыли от людских глаз. Такое решение можно считать оправданным, ведь наследники-близнецы – причина политических скандалов и потрясений.
У короля Людовика XIV действительно был брат, но младший – Филипп.
Людовик XIV и его младший брат Филипп Орлеанский (Monsieur)
Герцог Орлеанский не претендовал на трон и никогда не пытался интриговать против Короля-Солнце.
Филипп Орлеанский
Напротив, он называл его «мой маленький папа», так как Луи постоянно старался его опекать.
Филипп Орлеанский был младшим братом Людовика 14. Он был очень красив, умен, остроумен, обладал полководческими талантами. Любил и ценил искусство. Был дважды женат и оставил немалое количество наследников.
Но была в нем одна особенность, проистекавшая, возможно, оттого, что в детстве, и в юности, его мать любила одевать его как девочку — он предпочитал наряжаться в женские платья везде, где это было возможно — и сохранил эту склонность на всю жизнь.
Когда он повзрослел подтянулся тот, кто воспользовался его наклонностями и окончательно его развратил. Этим кем то был один из Мазаринетов — племянник Мазарини Филипп Жюль Манчини (1641-1707), герцог Неверский
Филипп Жюль Манчини.
Филипп Жюль Манчини.
Это были не все любовники Филиппа, но, скажем так, самые известные.
Арман де Грамон, граф де Гиш (1637 – 1673 гг), который прославился своими чудесами храбрости на поле боя, распутной жизнью и тем, что был любовником сразу брата короля Людовика 14 — Филиппа Орлеанского и его жены.
Он был обаятелен, остроумен, ко времени их знакомства уже имел репутацию любовника двух полов, и Филипп влюбился и в него тоже. Он, естественно, был уверен во взаимности, но Арман часто ставил его в такие неловкие ситуации, что говорить о какой то привязанности с его стороны было сложно.
Например, во время одного маскарада, когда все танцевали, Филипп тоже веселился во всю. Он был переодет, но его, естественно, все узнали. Тоже переодетый Арман подошел к нему, и делая вид, что не узнает, надавал коленом пинков по королевскому заду. Филипп был принародно унижен, хотя, конечно, и он не признался, кем является, и остальные сделали вид, что ничего не случилось. Филипп хорошо относился к своей жене, которой в то время была дочь английского короля — Генриетта Английская (1644 -1670)
Генриетта Английская. Антонис Ван Дейк
И поскольку она ревновала его к Арману, он пытался их подружить. В итоге Арман стал любовником его жены, что от Филиппа, естественно, скрывалось. Был случай — когда любовники были вместе в спальне — и вдруг пришел Филипп. Их спас верный камердинер — когда Филипп заходил в комнату к жене, тот подпустил его поближе и резко открыл дверь — Филипп получил этой дверью по носу, нос был разбит, лицо ему для оказания помощи закрыли большим платком, а Арман в это время выскочил из комнаты и убежал. В то же самое время он пытался поближе познакомиться с любовницей короля — Луизой де Лавальер (1644 – 1710)
Луиза де Лавальер
И в итоге обратил на свои маневры внимание Людовика 14. Дело закончилось его высылкой к чертям из Франции. При этом, надо знать, что изгнание это было уже третьим по счету — но самым кардинальным.
Арман де Грамон уехал в Польшу. Там он два года храбро сражался против турок, после чего его простили и позвали обратно. Он вернулся. Некоторое время посидел спокойно, потом начал интриговать против короля и его любовницы, с подключением королевы. В итоге в очередной раз был изгнан. Появился в Голландии (воевал там против англичан). Опять показал себя храбрецом. Потерял и свою красоту, и два пальца. Вернулся во Францию. Позже ему разрешили вернуться ко двору — увенчанного славой великого любовника и великого героя. Вообще надо отметить, что любовные интриги он всю жизнь совмещал с военными операциями, в которых активно участвовал, дослужившись, между прочим, до звания генерал лейтенанта, при этом, совершенно честно.
Во время очередной военной операции, например, надо было переправиться через Рейн. Арман не нашел брода и решил форсировать реку вплавь. Вдохновляя солдат он лично во главе армии бросился в воду. Войска последовали за ним. И внезапно появившись перед неприятелем они легко одержали победу. Стоило ли говорить, что слава его как поководца после таких мероприятий росла как на дрожжах.
А умер он, довольно молодым, не сумев пережить потрясения после поражения. Ему было поручено с отрядом сопровождать большой обоз в Германию. На них напало австрийское войско во главе с тамошним фельдмаршалом. Арман попал в плен, а его отряд был вырезан до последнего человека. Это так сильно на него подействовало, что через неделю он умер.
Но вернемся к Людовику 14.
Еще одна вещь, которая была следствием все того же страха, — многочисленные портреты Людовика. За время его правления, которое длилось 72 года, было создано около 300 изображений монарха. Конечно, здесь была и определенная доля тщеславия, однако главная цель портретов заключалась в постоянном напоминании придворным о том, кто именно стоит над ними всеми: ровно так же поступали и диктаторы в XX веке.
Когда король покидал зал, в нем выставляли его портрет, к которому нужно было относиться столь же уважительно, как к самому монарху: например, никто из придворных не мог повернуться к нему спиной. Словом, портреты Людовика играли огромную роль в политической жизни Франции того времени, проходившей под знаменем абсолютизма.
Людовик XIV в преклонном возрасте. Источник: wikimedia.org
Людовик XIV в костюме римского Императора, дворец Версаль
Людовик 14, Внутренняя и внешняя политика.
Автор: Pierre Patel
Простаки не понимали, из-за чего в тот момент, когда народы Европы голодали, на парижских воротах красовалась большая золотая надпись «Людовик Великий». Однако она являлась одним из многочисленных символов активной и удачной политики короля Франции, несколько раз за своё долгое правление воевавшего практически со всеми народами европейского континента. Немецкий философ Лейбниц, не раз хорошо отзывавшийся о Людовике XIV, преклонялся перед его политическим и военным гением и называл его журавлём, которого «следует благодарить за то, что он соблаговолил пожрать жалкое лягушечье царство (Германию. – М.С.)».
Людовик XIV умел подбирать способных министров и чиновников. Министр финансов Жан-Батист Кольбер укрепил благосостояние третьего сословия. При нем торговля и промышленность процветали, окреп флот. Маркиз де Лувуа реформировал войска, а маршал и военный инженер маркиз де Вобан построил крепости, ставшие наследием ЮНЕСКО. Граф де Тоннер – госсекретарь по военным делам – оказался блестящим политиком и дипломатом. Управление государством при Людовике 14-м осуществляли 7 советов. Глав провинций назначал Людовик. Они поддерживали владения в боевой готовности на случай войны, содействовали справедливому правосудию и держали народ в повиновении монарху.
Людовик XIV полководец, дворец Версаль
Городами управляли корпорации или советы, состоящие из бургомистров. Тяжесть фискальной системы легла на плечи мелких буржуа и крестьян, что неоднократно приводило к восстаниям и бунтам. Бурные волнения вызвало введение налога на гербовую бумагу, следствием которого стало восстание в Бретани и на западе государства.
Некоторые меры во внутренней политике Людовика XIV на самом деле, очень даже хороши и прозорливы.
Так, король, не смотря на большие «роскошные» траты, принимал и серьёзные меры к сохранению запаса казны. К примеру, если кто-либо принимал решение навсегда покинуть Францию, у него отбиралось всё имущество. Возможно нечто подобное пригодилось бы и нам в России.
Государственные должности при Короле Солнце продавались и передавались по наследству. В последние пять лет правления Людовика в Париже продали 2,5 тысячи должностей на сумму 77 млн ливров. Из казны должностным лицам не платили – они жили за счет налогов. Например, маклеры получали пошлину с каждой бочки вина – проданной или купленной.
Иезуиты – духовники монарха – превратили Луи в орудие католической реакции. У противников – гугенотов – отбирались храмы, им запрещали крестить детей и венчаться. Браки между католиками и протестантами запрещались. Религиозные гонения заставили 200 тысяч протестантов переехать в соседние Англию и Германию.
При Людовике Франция много и успешно воевала. В 1667-68 годах войско Луи захватило Фландрию. Спустя 4 года началась война с соседней Голландией, на помощь которой поспешили Испания и Дания. Вскоре к ним присоединились немцы. Но коалиция проиграла, и Франции отошли Эльзас, Лотарингия и бельгийские земли.
Людовик XIV во главе французской армии
С 1688 года череда военных побед Людовика становится скромнее. Австрия, Швеция, Голландия и Испания, к которым присоединились княжества Германии, объединились в Аугсбургскую Лигу и выступили против Франции.
В 1692 году в Шербурской гавани силы Лиги разбили флот французов. На суше Людовик побеждал, но война требовала все больше средств. Крестьяне бунтовали против увеличения налогов, на переплавку пошла серебряная мебель из Версаля. Монарх запросил мира и пошел на уступки: вернул Савойю, Люксембург и Каталонию. Независимой стала Лотарингия. Людовик XIV принимает генуэзских дожей Наиболее изнурительной оказалась война Людовика за испанское наследство в 1701 году. Против французов снова соединились Англия, Австрия и Голландия. В 1707 году союзники, перейдя через Альпы, вторглись во владения Людовика 40-тысячным войском. Чтобы найти средства на войну, на переплавку отправили золотую посуду из дворца, в стране начался голод. Но силы союзников иссякли, и в 1713 году французы подписали Утрехтский мир с англичанами, а через год в Риштадте – с австрийцами.
Образ жизни Людовика XIV и его двора не мог не сказаться на экономической обстановке в королевстве. Бюджет Франции таял как снег под весенним солнцем и к концу правления Луи Богоданного страна оказалась полностью разорена. Любовь правителя к богатству и войнам истощили государство, но король-солнце понял это слишком поздно. Его последними словами были: «Я слишком любил войну и дворцы».
Последние годы. Семейная трагедия и вопрос о преемнике
Результатом всей системы Людовика явилось экономическое разорение, нищета Франции. Другим последствием был рост оппозиционной литературы, особенно развившейся при преемнике «великого Людовика».
Семейная жизнь престарелого короля под конец жизни представляла совсем не радужную картину. 13 апреля 1711 года умер его сын, Великий дофин Людовик (род. в 1661 году); в феврале 1712 года за ним последовал старший сын дофина, герцог Бургундский, а 8 марта того же года и старший сын последнего, малолетний герцог Бретонский.
Конный портрет Людовика XIV, сделанный в 1692 году.
4 марта 1714 года упал с лошади и несколько дней спустя скончался младший брат герцога Бургундского, герцог Беррийский, так что, помимо Филиппа V Испанского, у Бурбонов оставался лишь один наследник — четырёхлетний правнук короля, третий сын герцога Бургундского (впоследствии Людовик XV). Ещё ранее Людовик узаконил двух своих сыновей от мадам де Монтеспан — герцога Мэнского и графа Тулузского, и дал им фамилию Бурбонов. Теперь он в своём завещании назначил их членами совета регентства и объявлял за ними эвентуальное право на престолонаследие. Сам Людовик до конца жизни оставался деятельным, твёрдо поддерживая придворный этикет и начинавший уже блёкнуть декор своего «великого века».
Людовик XIV скончался 1 сентября 1715 года в 8 часов 15 минут утра в окружении придворных. Смерть наступила после нескольких суток агонии, от гангрены ноги, которую король повредил при падении с лошади на охоте (ампутацию он счёл неприемлемой для королевского достоинства). Эпоха правления Людовика XIV длилась 72 года и 110 дней.
Людовик XIV прощается с дофином, будущим королем Людовиком XV.
Незадолго до смерти он пришел в себя и сказал окружавшим его кровать придворным: «Почему вы плачете? Неужели вы думали, что я буду жить вечно?»
Людовик XIV на смертном ложе в Версале
Тело короля на протяжении 8 дней было выставлено для прощания в Салоне Геркулеса в Версале. В ночь на девятые сутки тело перевезли (предприняв необходимые меры, чтобы население не устраивало праздники вдоль похоронной процессии)[7] в базилику аббатства Сен-Дени, где Людовика предали земле с соблюдением всех положенных монарху обрядов католической церкви.
В 1822 году ему была воздвигнута конная статуя (по модели Бозио) в Париже, на площади Побед.
Статуя Людовика XIV в Версале. Источник: wikipedia.org
Тело Людовика XIV было захоронено в базилике аббатства Сен-Дени, усыпальнице французских королей. Спустя менее чем столетие, в 1793 году, останки «короля-солнца» были выкопаны и осквернены революционерами вместе с прахом других монархов, а из медной таблички, расположенной на гробу, выплавили кастрюлю.
Некоторые историки считают, что Великая французская революция стала расплатой за непомерную роскошь короля и его потомков, нанесшую значительный ущерб государственной казне: простые люди просто не понимали, как монархи и придворные могут так жить, когда им не хватает денег даже на хлеб. И Людовик XVI, прапраправнук великого «короля-солнца», поплатился за это головой.
Портрет Людовика XIV с семьёй.
Герцог де Сен-Симон писал, что «Людовик XIV, с юных лет более чем кто-либо из его подданных, создан для радостей любви».
На самом деле этот монарх не был столь любвеобилен, как его представляют романисты и некоторые историки. Не стоит забывать, что такую оценку ему дали авторы XIX столетия – пожалуй, самого ханжеского века в европейской истории. У Людовика XIV было не более двух десятков партнёрш, что по меркам XVII века для мужчины было весьма скромной цифрой. Сексуальная свобода той эпохи позволяла некоторым ловеласам иметь в своем «активе» и по несколько сотен связей.
Людовик 14 не был человеком суетливым. Но в его наполненной событиями жизни находилось место не только для дел, но и для весьма насыщенной личной жизни. Он до сих пор считается одним из самых любвеобильных королей Франции.
Он остался в истории не только из-за роскоши своего двора, постройки Версаля, ведения войн, но и благодаря своим многочисленным фавориткам. Их содержание обходилось государственной казне дорого, а многочисленные дети короля получали титулы герцогов и графов, воинские звания адмиралов и генералов, и все они обладали большим личным состоянием.
Однако Людовик всегда жестко различал свою личную жизнь и свои королевские обязанности, и приоритет неизменно был у вторых. Ни одна из его фавориток никогда не влияла на политику, ни одной не дозволялось лезть в серьезные дела. Между личной привязанностью и долгом Людовик всегда стоял на защите долга.
Имена некоторых его любовниц и фавориток мы знаем чуть ли ни с детства — из многочисленных романов, посвященных той эпохе. Но дам, которых король отметил своим вниманием, было намного больше.
И я предлагаю вам если не полный, то весьма расширенный их список
Стоит признать, что фаворитки сыграли в жизни этого монарха и Франции огромную роль, однако сразу оговорим, что ни в коем случае не стоит путать роль, играемую любовницами Людовика XIV, с той ролью, которую играли фаворитки Генриха II и Людовика XV. Последних мы по праву можем назвать соправителями своих царственных любовников. Тогда как Людовик XIV фавориткам позволил царствовать лишь в придворном мире, и то далеко не всем.
«Я всем приказываю: если вы заметите, что женщина, кто бы она ни была, забирает власть надо мной и мною управляет, вы должны меня об этом предупредить. Мне понадобится не более двадцати четырёх часов для того, чтобы от неё избавиться и дать вам удовлетворение», – говорил Людовик XIV своим придворным. Он любил подчеркивать, что государственные интересы для него всегда превыше личных: «Время, которое мы отдаём нашей любви, никогда не должно наносить вреда нашим делам, – писал король. – Как только вы дадите свободу женщине говорить с вами о важных вещах, она заставит вас совершать ошибки.
Людовика XIV называли Королем-Солнцем.
Людовика XIV прозвали «король-солнце» еще в юности, когда он танцевал партию бога солнца Аполлона в балете, поставленном в театре Пале-Рояль. Но и на солнце бывают пятна. Ни для кого не было секретом, что король никогда не любил королеву, лишь иногда посещал ее спальню, но чаще проводил ночи в объятиях многочисленных любовниц и фавориток. Людовик XIV в костюме Солнца во время театрального представления
История возникновения прозвища Король-Солнце:
Во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Светило становилось персонификацией монарха в стихах, торжественных одах и придворных балетах. Первые упоминания солнечной эмблематики восходят к правлению Генриха III, пользовались ею дед и отец Людовика XIV, но лишь при нем солнечная символика получила по-настоящему широкое распространение.
В двенадцать лет (1651) Людовик XIV дебютировал в так называемых «ballets de cour» — придворных балетах, которые ежегодно ставились во время карнавала.
Карнавал эпохи барокко — это не просто праздник и увеселение, а возможность поиграть в «перевёрнутый мир». Например, король на несколько часов становился шутом, артистом или фигляром, в то же время шут вполне мог себе позволить появиться в образе короля. В одной из балетных постановок («Балет ночи» Жана-Батиста Люлли) юному Людовику довелось впервые предстать перед своими подданными в образе Восходящего солнца (1653), а затем и Аполлона — Солнечного бога (1654).
Когда же Людовик XIV начал править самостоятельно (1661), жанр придворного балета был поставлен на службу государственным интересам, помогая королю не только создавать его репрезентативный образ, но и управлять придворным обществом (впрочем, как и другие искусства). Роли в этих постановках распределяли только король и его друг — граф де Сент-Эньян. Принцы крови и придворные, танцуя рядом со своим государем, изображали разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления. Сам же Людовик продолжает представать перед подданными в образе Солнца, Аполлона и других богов и героев Древности.
Король сошел со сцены лишь в 1670 году.
Но возникновению прозвища Короля-Солнце предшествовало ещё одно важное культурное событие эпохи барокко — Карусель Тюильри 1662 года.
Это празднично-карнавальная кавалькада, представляющая собой нечто среднее между спортивным праздником (в Средние века это были турниры) и маскарадом. В XVII веке Карусель называли «конным балетом», поскольку это действо больше напоминало спектакль с музыкой, богатыми костюмами и достаточно последовательным сценарием.
На Карусели 1662 года, данной в честь рождения первенца королевской четы, Людовик XIV гарцевал перед зрителями на коне в костюме римского императора. В руке у короля был золотой щит с изображением Солнца. Это символизировало то, что это светило защищает короля и вместе с ним и всю Францию.
Людовик XIV в костюме Солнца во время театрального представления
По мнению историка французского барокко Ф. Боссана, «именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде и родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, а конный балет».
Красавец с темными локонами, правильными чертами цветущего лица, изящными манерами, величественной осанкой, к тому же повелитель великой страны, он действительно производил неотразимое впечатление. Могли ли женщины не любить его?
КАМЕРИСТКА ЛИШАЕТ НЕВИННОСТИ ЛЮДОВИКА XIV
Первый урок любви ему преподала главная камеристка королевы мадам де Бове, в молодости бывшая изрядной распутницей. Кэтрин-Генриетта Bellier, баронесса де Бове (Пуату, 1614 — 7 июня 1689 в Arrou), была при французском дворе Анны Австрийской, с титулом баронессы де Бове, после ее брака с бароном Пьером де Бове.
Екатерина получила своеобразную задачу от вдовствующей королевы. Она должна была преподать молодому Луи XIV сексуальный опыт! В то время Людовику XIV было пятнадцать лет, мадам де Бове – сорок два… Все последующие дни восхищенный король проводил у камеристки, чей огненный темперамент великолепно гармонировал с юношеской пылкостью неофита.
После чего Анна Австрийская была уверена, что ее сын будет точно знать, как произвести наследника! Видимо, Екатерина была успешной и их отношения продолжались в течение двух лет. Королева была благодарна за работу, проделанную Кэтрин и решила наградить ее имуществом и пенсией 2000 ливров — это также означало, что отношения Екатерины с Людовиком XIV были закончены. Кэтрин использовала свою пенсию, чтобы установить отель де Бове в Париже и оставалась в большой милости у матери и сына.
Все последующие дни восхищенный король проводил у камеристки. Затем он пожелал разнообразия и, как говорил философ Сен-Симон, «все ему годились, лишь бы были женщины». Он начал с дам, желавших получить его девственность, а потом приступил к методичному завоеванию фрейлин, живших при дворе под надзором мадам де Навай.
Каждую ночь – один или в компании друзей – Людовик XIV отправлялся к этим девушкам, дабы вкусить здоровое наслаждение физической любви с первой же фрейлиной, которая попадалась ему под руку.
Иногда двери запирались на ключ; в таких случаях король без колебаний карабкался на крышу и спускался к своим красавицам по водосточной трубе. Однажды он проник в свой сераль через камин…
Естественно, об этих ночных визитах в конце концов стало известно мадам де Навай, и она приказала поставить решетки на все окна. Людовик XIV не отступил перед возникшим препятствием. Призвав каменщиков, он велел пробить потайную дверь в спальне одной из мадемуазель.
Несколько ночей подряд король благополучно пользовался секретным ходом, который днем маскировался спинкой кровати. Но бдительная мадам де Навай обнаружила дверь и распорядилась замуровать ее. Вечером Людовик XIV с удивлением увидел гладкую стену там, где накануне был потайной ход. Он вернулся к себе в ярости; на следующий же день мадам де Навай и ее супругу было сообщено, что король не нуждается более в их услугах и повелевает им немедленно отправиться в Гиень.
Пятнадцатилетний Людовик XIV уже не терпел вмешательства в свои любовные дела…
Людовик 14 в юности.
Симпатичный и влюбчивый Людовик пользовался огромной популярностью у женщин, многие из которых пытались через него пристроить на «хлебные» должности своих родных и близких. Ну как можно было не воспользоваться такой возможностью?
Через некоторое время после всех этих событий монарх сделал своей любовницей дочь садовника. Вероятно, в знак признательности девица родила ему ребенка. Мать короля, Анна Австрийская, встретила эту новость с большим неудовольствием, придворные же посмеивались. Однако многие были шокированы неразборчивостью Людовика XIV. Увы! публичное осуждение никак не повлияло на монарха, чьи шалости будут продолжаться в течение полувека…
Если по ночам Людовик XIV развлекался с фрейлинами королевы-матери, то днем его чаще всего видели в обществе племянниц Мазарини. Именно тогда король внезапно влюбился в свою ровесницу Олимпию – вторую из сестер Манчини. Олимпия Манчини (1640-1708) (картина) — Шарль Бобрен (Последователь)
Олимпия Манчини (итал. Olimpia Mancini; 11 июля 1637, Рим, Италия — 9 октября 1708, Брюссель, Бельгия) — графиня де Суассон, племянница кардинала Мазарини (одна из мазаринеток), известная своей бурной жизнью при французском дворе.
Король совершенно не считал нужным скрывать свои чувства к Олимпии. Современница событий писала об этом: . он не расставался с ней ни на секунду, постоянно приглашал танцевать и отличал так, что казалось, будто балы, пиры и гулянья устраивались только ради нее.
Двор узнал об этой идиллии на Рождество 1654 года. Людовик XIV сделал Олимпию королевой всех праздничных торжеств последней недели года. Естественно, по Парижу вскоре распространился слух, будто Олимпия станет королевой Франции.
Анна Австрийская не на шутку рассердилась. Она готова была закрыть глаза на чрезмерную привязанность сына к племяннице Мазарини, но ее оскорбляла сама мысль, что эта дружба может быть узаконена.
И юной Олимпии, которая обрела слишком большую власть над королем в надежде завоевать трон, было приказано удалиться из Парижа. Мазарини быстро нашел ей мужа, и вскоре она стала графиней Суассонской…
В итоге был устроен хороший брачный союз для Олимпии — ее быстро выдали замуж за Эжена-Мориса Савойского, графа де Суассон.
Эжен — Морис Савойский.
Благодаря связям и активности жены, граф сделал отличную военную карьеру.
У пары было восемь детей. Но интерес представляет старший сын, Луи-Тома Савойский (1657 — 1702 гг.) который родился через шесть месяцев после свадьбы, и ходили упорные слухи, что его настоящим отцом был Людовик 14, который, кстати, стал его крестным отцом.
В 1657 году король влюбился в мадемуазель де ла Мот д’Аржанкур, фрейлину королевы. Мазарини с досадой отнесся к этой новости и сообщил юному монарху, что его избранница была любовницей герцога де Ришелье, и как-то вечером их застали врасплох, когда «они занимались любовью на табурете». Подробности не понравились Людовику XIV, и он порвал все отношения с красавицей, после чего отправился вместе с маршалом Тюренном в северную армию.
После захвата Дюнкерка (14 июня 1658 года) Людовик XIV заболел тяжелейшей лихорадкой. Его перевезли в Кале, где он окончательно слег. В течение двух недель монарх был на грани смерти, и все королевство возносило Богу молитвы о его выздоровлении. 29 июня ему внезапно стало так плохо, что было решено послать за священными дарами. В этот момент Людовик XIV увидел залитое слезами лицо девушки. Семнадцатилетняя Мария Манчини, еще одна племянница Мазарини, уже давно любила короля, никому в этом не признаваясь.
Мария Манчини (1639 — 1715 гг.)
Якоб Фердинанд. Портрет Марии Манчини.
Анна — Мария Манчини (1639 — 1715 гг.), была племянницей кардинала Мазарини.
Из всех сестер, она стала самой известной, благодаря нежным отношениям, которые связывали ее с королем Франции Людовиком 14.
А было их всего семеро — маленьких темноглазых итальянок, племянниц кардинала Мазарини, явившихся однажды во Францию вместе со своими матерями, сестрами Джулио Мазарини.
Три племянницы кардинала Мазарини
Нет сомнения в том, что сестры кардинала Мазарини привезли дочерей во Францию для того, чтобы устроить их судьбу. И при дворе судачили и посмеивались над незадачливым кардиналом, которому предстояло как-то пристроить весь этот выводок.
Анна — Мария приехала из Италии во Францию, к своему могущественному дяде примерно в 1653 году, после смерти своего отца.
Девочек поначалу даже считали некрасивыми. Были они худыми, тонконогими, слишком смуглыми, по мнению двора, и «пучеглазыми». Они бегали и играли с королем и, как казалось, не представляли для него никакой опасности.
Первые два года она пробыла в монастыре Фобур-Сент-Антуан, куда ее отправил кардинал Мазарини, чтобы подготовить к выходу в большой свет. В суровой монастырской жизни были отшлифованы ее манеры, так что когда в 1655 году она была представлена ко двору, впечатление произвела очень приятное. К тому же, Мария любила читать, и обладала хорошим литературным вкусом и отличной памятью. Она была достаточно хорошо образована, в частности, знала наизусть много стихов.
Тогда же ее стали звать на французский манер — Мари, сократив ее настоящее имя.
Но девочки росли и хорошели. И однажды выросли, став для Анны Австрийской и кардинала — источником постоянных головных болей.
Дело в том, что и король вырос. И стал заглядываться на сделавшихся красотками девушек. Поначалу, разумеется, речь шла исключительно о плотских желаниях. И Людовик утолял их при всякой возможности.
Находясь при дворе, Мария вступила в возраст, когда ее красота стала расцветать. Она, по положению своего дяди, так же как и остальные ее родные и двоюродные братья и сестры, близко общалась с королем — Людовиком 14, и вскоре полюбила его. Но свои чувства ей приходилось скрывать. Король мало того, что не обращал на нее внимания — все его внимание с 1654 года было направлено на сестру Марии — Олимпию. Мария была не единственной красавицей в своей семье — сестра Олимпия была ее достойной конкуренткой.
Обратить на себя внимание короля Марии помог случай, из серии » не было бы счастья, да несчастье помогло».
Король принимал участие в очередном военном походе, и там заболел лихорадкой. Ему было так плохо, что он едва не умер. И первое, что он увидел слегка придя в себя, было заплаканное лицо Марии, которая находилась рядом с постелью больного. Он сумел сфокусироваться на нем и не потерять сознание достаточное время, чтобы принять лекарство — это в итоге его и спасло. Как только Людовику стало лучше — он пожелал заново познакомиться с Марией, которую давно знал, но не замечал. Пока он выздоравливал она была рядом, и в итоге они стали неразлучны. Король влюбился! — о чем скоро сообщили всему миру наблюдательные придворные сплетники.
Людовик со своей постели смотрел на нее глазами, блестевшими от жара. По словам мадам де Мотвиль, она была «чернявая и желтая, в больших темных глазах еще не зажегся огонь страсти, и оттого они казались тусклыми, рот был слишком велик, и, если бы не очень красивые зубы, она могла бы сойти за уродину».
Однако король понял, что любим, и был этим взглядом взволнован. Врач принес больному лекарство «из винного настоя сурьмы». Эта удивительная микстура оказала чудодейственное воздействие: Людовик XIV стал поправляться на глазах и выразил желание вернуться в Париж, чтобы скорее оказаться рядом с Мари…
Увидев ее, он понял «по биению своего сердца и другим признакам», что влюбился, однако не признался в этом, а только попросил, чтобы она вместе с сестрами приехала в Фонтенбло, где он решил оставаться до полного выздоровления. В течение нескольких недель там происходили увеселения: водные прогулки в сопровождении музыкантов: танцы до полуночи, балеты под деревьями парка. Королевой всех развлечений была Мари. Затем двор вернулся в Париж. Девушка была на седьмом небе от счастья. «Я обнаружила тогда, – писала она в своих «Мемуарах», – что король не питает ко мне враждебных чувств, ибо умела уже распознавать тот красноречивый язык, что говорит яснее всяких красивых слов. Придворные, которые всегда шпионят за королями, догадались, как я, о любви Его Величества ко мне, демонстрируя это даже с излишней назойливостью и оказывая самые невероятные знаки внимания».
Он окружил Марию слегка навязчивыми знаками внимания, и стал очень стараться положительно выглядеть в ее глазах. В частности, поскольку Мария была девушкой образованной, и любящей знания, король, до этого ничем не интересовавшийся, и получивший очень поверхностное образование, вдруг потянулся к учебникам. Он начал учить итальянский язык, чтобы лучше понимать любимую.
Вскоре король осмелел настолько, что признался Мари в своей любви и сделал ей несколько изумительных подарков. Отныне их всегда видели вместе.
Чтобы понравиться той, кого уже считал своей невестой, Людовик XIV, получивший довольно поверхностное воспитание, стал усиленно заниматься. Стыдясь своего невежества, он усовершенствовал познание во французском и начал изучать итальянский язык, одновременно уделяя много внимания древним авторам. Под влиянием этой образованной девушки, которая, по словам мадам де Лафайет, отличалась «необыкновенным умом» и знала наизусть множество стихов, он прочел Петрарку, Вергилия, Гомера, страстно увлекся искусством и открыл для себя новый мир, о существовании которого даже не подозревал, пока находился под опекой своих учителей.
Благодаря Марии Манчини, король впоследствии занимался возведением Версаля, оказывал покровительство Мольеру и финансовую помощь Расину. Однако ей удалось не только преобразить духовный мир Людовика XIV, но и внушить ему мысль о величии его предназначения.
Уже в юности Людовик XIV выказал страсть к охоте, не меньшую, чем его родитель. Это заставило его обратить свой взор на Версаль отца, который был очень удобно расположен. Со временем молодой король понял, что там он мог бы придаваться не только удовольствиям богини Дины, но и дать волю своему сердцу и чувствам, возникшим к мадемуазель де Лавальер. Только в удалённом от Лувра и Сен-Жермена Версале, который король в первые годы своего самостоятельного правления посещал лишь с избранными придворными и дамами, любовники могли укрыться от многочисленных соглядатаев и сплетников.
Вот уже несколько месяцев монарх с помощью архитекторов Лебрена и Ленотра возводил самый красивый дворец в мире. Для двадцатичетырехлетнего короля это было упоительным занятием, которое поглощало все его время.
Мари пробудила в Людовике XIV дремавшую гордость; она часто беседовала с ним о славе и превозносила счастливую возможность повелевать. Будь то тщеславие или расчет, но она желала, чтобы ее герой вел себя как подобает коронованной особе»
Таким образом, можно прийти к заключению, что Короля-Солнце породила любовь…
Король впервые в жизни испытал настоящее чувство. Он вздрагивал при звуках скрипок, вздыхал лунными вечерами и грезил «о сладких объятиях» восхитительной итальянки, которая хорошела день ото дня.
Мария была рядом — но она не была, как многие ошибочно полагают, любовницей короля. Во — первых, это было не в ее характере — она считала, что внебрачная связь осквернит их чистую любовь. А во — вторых, у короля любовниц было море — он их забывал или на второй день, или через неделю. И вливаться в эту безликую толпу Мария не желала. Она хотела быть для Людовика единственной — и ей это удавалось.