Меню

Кругом еще ярко светило солнце кругом какая часть речи

ГДЗ учебник по русскому языку 4 класс Канакина. Наречие. Упражнение №126

Прочитайте.
1 . Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из−за леса.
2 . Я возвращался с охоты вечером.
3 . Какой−то зверёк слабо и жалобно пискнул между камней.
4 . Кругом ещё ярко светило солнце.
5 . В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей.
6 . Я благополучно спустился с холма вниз.
И. Тургенев
− Выделенные слова − это наречия. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.
− Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в предложениях?
− На какой вопрос отвечает каждое наречие? Поставьте этот вопрос от глагола, с которым наречие связано по смыслу: поднималась (где?) впереди.
− Выпишите наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают.
Образец. (Где?) впереди, (как?) медленно.
Образец. (Где?) впереди, (как?) медленно.

Решение

Наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда, как происходит действие.
1 . Поднималась (где?) впереди,
Поднималась (как?) медленно.
2 . Возвращался (когда?) вечером.
3 . Пискнул (как?) слабо.
Пискнул (как?) жалобно.
4 . Светило (где?) кругом.
Светило (как?) ярко.
5 . Стояло (где?) налево.
Стояло (где?) направо.
6 . Спустился (как?) благополучно.
Спустился (куда?) вниз.

Источник

Какая часть речи слово «кругом»?

Слово «кру­гом» — это само­сто­я­тель­ная часть речи имя суще­стви­тель­ное в падеж­ной фор­ме, одно­ко­рен­ное наре­чие, слу­жеб­ная часть речи пред­лог или меж­до­ме­тие в зави­си­мо­сти от грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков и функ­ции в контексте.

Узнаем, какая часть речи сло­во «кру­гом» в рус­ском язы­ке, если выяс­ним его грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки и син­так­си­че­скую роль в предложении.

В соот­вет­ствии с мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми в кон­тек­сте это сло­во может при­над­ле­жать к четы­рём частям речи в рус­ском языке.

Рассмотрим деталь­но, в зави­си­мо­сти от каких при­зна­ков мож­но отне­сти это сло­во к одной из ука­зан­ных частей речи.

«Кругом» — это имя существительное

Выясним, к какой части речи при­над­ле­жит это сло­во в предложении:

Между кру­гом и тре­уголь­ни­ком нари­суй­те недо­ста­ю­щую фигуру.

Слово «кру­гом» зву­чит с удар­ным глас­ным пер­во­го слога:

Оно обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос:

нари­суй­те (меж­ду чем?) меж­ду кру́гом

Его началь­ной фор­мой явля­ет­ся сло­во «круг», кото­рое обо­зна­ча­ет извест­ную гео­мет­ри­че­скую плос­кую фигуру.

Понаблюдаем, как это сло­во изме­ня­ет­ся по падежам:

  • и. п. (что?) круг
  • р. п. рису­нок (чего?) круга
  • д. п. доба­вить (к чему?) к кругу
  • в. п. нари­су­е­те (что?) круг
  • т. п. любу­ем­ся (чем?) кру́гом
  • п. п. сооб­щит (о чём?) о круге

По выяв­лен­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам мож­но понять, что это само­сто­я­тель­ная часть речи имя суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го падежа.

Отличаем падеж­ную фор­му суще­стви­тель­но­го от сло­ва дру­гой само­сто­я­тель­ной части речи.

Слово «кругом» — наречие

В рус­ском язы­ке име­на суще­стви­тель­ные в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа актив­но попол­ни­ли ряды наречий:

Аналогично суще­стви­тель­ное «кру­гом» поте­ря­ло веще­ствен­ность и ста­ло обо­зна­чать при­знак действия:

Кругом, куда ни глянь, рас­тёт зре­ю­щая пшеница.

Это сло­во не изме­ня­ет­ся, пояс­ня­ет гла­гол и отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос:

Читайте также:  Под палящим солнцем жарким

В этом выска­зы­ва­нии иссле­ду­е­мое сло­во име­ет зна­че­ние «вез­де», «повсю­ду». Оно явля­ет­ся наре­чи­ем, мор­фем­ный состав кото­ро­го харак­те­ри­зу­ет­ся нали­чи­ем суф­фик­са, а не окон­ча­ния, как у име­ни существительного:

  • кру́г ом — корень/окончание (сущ.);
  • круг ом — корень/суффикс (нар.).

Слово «кругом» — это предлог

От наре­чия спо­со­бом пере­хо­да из одной части речи в дру­гую обра­зо­ва­лась слу­жеб­ная часть речи пред­лог, кото­рый участ­ву­ет в оформ­ле­нии падеж­ной фор­мы суще­стви­тель­но­го или местоимения.

В такой рече­вой ситу­а­ции это сло­во не име­ет само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния. Оно выпол­ня­ет слу­жеб­ную функ­цию и выра­жа­ет отно­ше­ние фор­мы роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) к дру­гим сло­вам в пред­ло­же­нии. К нему в отдель­но­сти невоз­мож­но задать вопрос. Этот про­из­вод­ный пред­лог само­сто­я­тель­но не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния. Он под­чёр­ки­ва­ет­ся толь­ко с тем сло­вом, в падеж­ной фор­ме кото­ро­го участвует.

«Кругом» — это междометие

Это сло­во исполь­зу­ет­ся как меж­до­ме­тие, если пода­ет­ся команда:

В таком кон­тек­сте это сло­во не обо­зна­ча­ет пред­мет, дей­ствие или при­знак, а толь­ко выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию, как и подоб­ные междометия:

Источник

Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 126, с. 74

Июн 18

Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 126, с. 74

126. Прочитайте.

1. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. 2. Я возвращался с охоты вечером. 3. Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камней. 4. Кругом ещё ярко светило солнце. 5. В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей. 6. Я благополучно спустился с холма вниз.

  • Выделенные слова — это наречия. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.
  • Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в предложениях?

Наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда, как происходит действие.

  • На какой вопрос отвечает каждое наречие? Поставьте этот вопрос от глагола, с которым наречие связано по смыслу: поднималась (где?) впереди.

Поднималась (где?) впереди, поднималась (как?) медленно, возвращался (когда?) вечером, пискнул (как?) слабо, пискнул (как?) жалобно, светило (где?) кругом, светило (как?) ярко, стояло (где?) налево, стояло (где?) направо, спустился (как?) благополучно, спустился (куда?) вниз.

  • Выпишите наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают.
    Образец. (Где?) впереди, (как?) медленно.

(Где?) впереди, (как?) медленно, (когда?) вечером, (как?) слабо, (как?) жалобно, (где?) кругом, (как?) ярко, (где?) налево, (где?) направо, (как?) благополучно, (куда?) вниз.

Источник

Наречие

124. Прочитайте.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
(А. Пушкин)

  • Сравните выделенные слова. Что они обозначают: признак предмета или признак действия?
  • На какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов? С какой частью речи связано по смыслу? Каким членом предложения является?
    • Выпишите подчёркнутые словосочетания. Стрелкой укажите связь слов в каждом из них.

    Обратите внимание! Слово печально отвечает на вопрос как?, поясняет глагол и обозначает признак действия, в предложении является второстепенным членом. Слово с такими признаками — это часть речи наречие.

    Читайте также:  Биологический круговорот не зависит от энергии солнца

    125. Прочитайте. Докажите, что выделенные слова являются наречиями.

    Чу, слышен голос звонкий,
    Не это ли весна?
    Нет, это звонко, тонко
    В ручье журчит волна.
    (А. Блок)

  • Проведите опыт. Изменится ли наречие звонко (тонко), если в словосочетании звонко журчит глагол журчит изменять по числам? по временам?
  • Обратите внимание! Наречие — это неизменяемая часть речи, поэтому у наречия не может быть окончания.

    126. Прочитайте.

    1. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. 2. Я возвращался с охоты вечером. 3. Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камней. 4. Кругом ещё ярко светило солнце. 5. В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей. 6. Я благополучно спустился с холма вниз.

    (И. Тургенев)

    • Выделенные слова — это наречия. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.
    • Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в предложениях?
    • На какой вопрос отвечает каждое наречие? Поставьте этот вопрос от глагола, с которым наречие связано по смыслу: поднималась (где?) впереди.
    • Выпишите наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают.

    Образец. (Где?) впереди, (как?) медленно.

    Наречие — это неизменяемая часть речи. Наречия обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? (быстро) где? (вдалеке) куда? (вправо) когда? (сейчас) откуда? (снизу). В предложении наречие является второстепенным членом.

    127. Прочитайте наречия.

    Здесь, сего́дня, утром, вдалеке́, везде́, тут, сверху́, напра́во, ра́но, вниз, домо́й, ле́том, сза́ди, вверху́, сейчас́, повсю́ду, там, вблизи́, вчера́, нале́во, издалека́, тепе́рь.

    • Какие из данных наречий отвечают на вопрос когда?, какие — на вопрос где?, какие — на вопрос куда?, какие — на вопрос откуда?
    • Назовите наречия, которые указывают на время действия; на место действия.
    • Запишите наречия в том порядке, в каком вы распределяли их по вопросам.

    Образец. (Когда?) сегодня, . .

    128. Прочитайте. Назовите автора этих строк.

    У лукоморья дуб зелёный;
    Златая цепь на дубе том:
    И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом;
    Идёт направо — песнь заводит,
    Налево — сказку говорит.

  • Найдите в предложении наречия. На какой вопрос отвечает каждое из них?
  • Подготовьтесь записать строки под диктовку.
  • 129. Прочитайте.

    1. На синем небе робко выступают первые звёздочки. (И. Тургенев) 2. Пустыня — это жёлтое и голубое. Голубое вверху — небо. А жёлтое вокруг — впереди, позади, справа и слева. (Н. Сладков) 3. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. 4. Сначала подумай, потом делай.

    • Найдите в предложениях наречия. Какие из них отвечают на вопросы где? как? когда? С какой целью автор употребил каждое из наречий?
    • Спишите первое предложение. Над словами укажите части речи. Выпишите из других предложений наречия.
    Читайте также:  Ультрафиолетовые вспышки от солнца

    Обратите внимание! Наречия могут быть образованы от имён прилагательных с помощью суффикса :

    130. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    Пр..ве́тл..во, пр..кра́сно, ме́дл..нно, ..ккура́тно, за́..тра, х..р..шо́, бы́стр. вме́ст. д..л..ко́, вп..р..ди́, вд..л..ке́, т..пе́рь, вч..ра́, инт..ре́сно, ве́с..ло, налё́в.. .

    • Подберите к каждому наречию антоним.
    • Назовите имена прилагательные, от которых образовались выделенные наречия.
    • Назовите наречия, к которым можно подобрать синонимы.

    131. Прочитайте. Спишите, заменяя выделенные сочетания слов подходящими по смыслу наречиями (воспользуйтесь словами для справок).

    1. С далёкого расстояния доносилось воркование голубя. 2. С левой и с правой стороны звенели трели певчих дроздов. 3. Конь жевал траву, гремел уздечкой и мотал хвостом на левую и правую стороны, отгоняя мух. 4. Не откладывай на другой день то, что можно сделать в этот день. 5. Поезд двигался с небольшой скоростью.

    Слова для справок: завтра, слева, сегодня, медленно, справа, налево, направо, издалека.

    132. Прочитайте.

    Справа, слева, самосвал, землеройка, страна, лампа, налево, направо, молоко, снегоход, водопад, тетради, впереди, сзади, лошади, вдалеке.

    • В каких словах выделенная часть является окончанием, в каких — суффиксом, в каких — соединительными буквами о и е?
    • Выпишите слова, в которых выделенная часть является суффиксом. К какой части речи относятся эти слова?

    133. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»..

    • Картина В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» переносит нас в область фантастики, в сказочный мир. Она написана на сюжет одной из его любимых русских народных сказок. Какой эпизод из сказки вы вспомнили?
    • Каким художник изобразил момент побега Ивана Царевича и Елены Прекрасной на верном Сером волке? Какими вы увидели главных персонажей картины, природу (дремучий лес, деревья, цветы дикой яблони, небо)? Понравилась ли вам картина? Чем?

    134. Прочитайте.

    Один из ценителей искусства русских художников — Савва Иванович Мамонтов — с восторгом высказал в письме к В. М. Васнецову своё впечатление о картине «Иван Царевич на Сером волке».

    «Твой Царевич на волке привёл меня в восторг; я всё кругом забыл. Я ушёл в этот лес, я надышался этим воздухом, нанюхался этих цветов! Всё это моё, родное, хорошее! Я просто ожил. Пусть говорят, что в картине много недостатков, неверностей, я не буду спорить, но пусть кто-нибудь другой так просто и непосредственно повлияет на мою душу как твоя картина. Вот где поэзия! Молодец!»

    • А какое впечатление оказала эта картина на вас? Расскажите о своих впечатлениях.
    • Составьте свой текст-отзыв о картине. Можете начать своё сочинение первым предложением из текста.

    Источник

    Adblock
    detector