Крот, который мечтал увидеть солнце
Хотим рассказать вам о новом спектакле «Крот, который мечтал увидеть солнце».
Купить билеты и узнать больше о спектакле на сайте театра →
О самой истории и главном герое спектакля
Жил-был крот. «Крот как крот. Маленький, черненький. И никогда не видел солнца»… И солнце было его страстной, недосягаемой, абсурдной мечтой. Казалось бы, откуда такое стремление у подземного существа, которое выходит наружу только по ночам? Но, как известно, самый сильный страх и самая сильная тоска всегда по неизведанному. Вопреки своей ночной природе он желал однажды увидеть предметы не черно-серыми, а в их настоящих ярких цветах и оттенках.
И взяв на себя ответственность за свою мечту, Крот отправился искать правды. Не стал ждать, что когда-нибудь обстоятельства сложатся наилучшим образом, а действовал вопреки запретам всего подземного семейства кротов, которые пытались уничтожить его мечту, рассказывая байки и предлагая, казалось бы, неплохую, но незавидную альтернативу: остаться жить под землей, где безопасно, полно еды и всегда хватает работы рыть и копать.
Вот такой вот у Крота наметился выход из зоны собственного комфорта! Да и разве можно остановить того, у кого есть настоящая мечта?!
Впереди Крота ждут самые разные существа, которых объединяет только одно: никто из них не видел дневного света и все они пытаются объяснить ему то, чего сами не могут понять. Не правда ли, знакомая ситуация?
И все-таки Крот находит того, кто точно знает, как выглядит солнце: старая, заезженная, глубоко разочарованная в жизни Лошадь, которая ежедневно видит мечту Крота, и эта мечта ее совсем не впечатляет. Да и вообще стоит ли мечтать? Ведь мечты, по мнению Лошади, приводят только к разочарованию.
Вот Лошадь, которая имеет возможность любоваться недосягаемым солнцем, – и она несчастна. И вот Крот, для которого лошадиная повседневность – мечта. И неважно, сколько вам лет и кто из героев на данный момент времени вам по духу ближе. Важно одно – напомнить себе, что мечтают все! Что к мечте нужно стремиться! И желательно – вместе!
Мысли, чувства, откровения актеров
Во время работы над спектаклем я понял, что мне очень близка его главная тема – мечта. Для исполнения мечты нужно быть сильным, чтобы на пути к ней не свернуть или вовсе не разочароваться в своих намерениях и возможностях.
В этом спектакле мне довелось поработать с молодыми актерами, у которых полно энтузиазма. Они чем-то напоминают мне главного героя, Крота. Они так же стремятся к чему-то и мечтают о чем-то, а я чувствовал, что, как старая Лошадь, лишь ворчу и с пессимизмом смотрю в будущее. Но, глядя на них, я смог преодолеть свою усталость. Эта работа дала мне новые силы, чего я желаю и вам.
Лишь от нас самих зависит, кто ты – Крот, которого ничто не останавливает на пути к своей мечте, или Старая Лошадь, разочаровавшаяся в жизни.
Илья Лисицын, актер
Когда мы начали работать над спектаклем, для меня все было очень сумбурно. В голове постоянно рождались все новые и новые вопросы. Казалось бы, для постановки была взята простая детская книга «Крот, который мечтал увидеть солнце» Александра Блинова, но в какой-то момент я потерялся в этой истории. Мне казалось, что мы ничего не успеваем. Но когда я смог увидеть то, что у нас вырисовывается со стороны, я понял, что получается очень интересная работа. Для себя я до сих пор не определил, о чем же эта постановка, ведь в ней так много всего! Но в одном я уверен: получился сильный спектакль! И мне очень здорово осознавать, что я являюсь частью этой работы!
Арсений Блинов, актер
Все мы мыслим стереотипами, так уж мы устроены. Нельзя постоянно обдумывать все, что происходит вокруг. Но важно вовремя заметить, что очередной стереотип становится не помощью, а помехой и не дает заметить что-то действительно важное. Так и мой персонаж, Крот, смог вовремя задать себе правильный вопрос: «Какое оно, солнце?», а не «Почему солнце плохое?». И в этом вопросе был ответ: раз никто не может рассказать о самом солнце, его нужно увидеть. Революции не случилось, кроты не пошли за ним на поверхность, но для себя он смог найти выход из однообразной круговерти кротовьей жизни. Для этого нужно было разорвать привычный шаблон и решиться шагнуть в неизвестность.
В начале нужного пути – вопрос. Найти его и задать себе не поздно в любом возрасте. Поэтому мне кажется, этот спектакль будет интересен всем: и детям, и взрослым.
Источник
7 спектаклей в номинации «Театр кукол» на фестивале «Золотая маска»
«Девочка со спичками»
Анна Гилева/фестиваль «Золотая Маска»
Пока горит спичка
Финская постановочная группа поставила спектакль без слов, отталкиваясь от одноименной истории Андерсена. Здесь девочка похожа на старинную куклу, потерявшуюся среди людей, выглядящих рядом с ней великанами. Ей управляют три актера, Ольга Драгунова, Ася Галимзянова и Анатолий Гущин, которые претендуют на победу в номинации «Лучшая работа актера» за исполнение заглавной роли. Именно они своим мастерством и чувством партнерства делают куклу живой девочкой.
2 апреля, 19.00; 3 апреля, 12.00, 15.00; Центр драматургии и режиссуры на Беговой
«Здравствуй, баушка!»
Ольга Филиппова/фестиваль «Золотая Маска»
Прошлое в миниатюре
Одна из самых известных сказочных внучек Красная Шапочка стала поводом для самого миниатюрного спектакля конкурсной программы фестиваля. За полчаса зрителям представят крошечный кукольный балет, или семейную хронику, — так определяет жанр своего спектакля создатель авторского театра Ольга Филиппова. Слово «крошечный» следует воспринимать буквально: в спектакле принимают участие рукодельные персонажи-насекомые и старинные фотографии таинственных незнакомцев, то есть чьих-то любимых предков.
2 апреля, 15.00, 18.00; Филиал Театра им. Пушкина
«Крот, который мечтал увидеть солнце»
пресс-служба фестиваля «Золотая маска»
Луч света в конце тоннеля
Сказку Александра Блинова представляют три рассказчика. Мужественные шахтеры, оказавшись в непростой ситуации, заряжаются оптимизмом у подземного жителя, готового подняться из-под земли. Подобная ситуация позволяет театральной корпорации «Кот Вильям», стремительно набирающей популярность, продемонстрировать различные кукольные техники.
26 марта, 13.00, 18.00; Детский музыкальный театр юного актера
«О рыбаке и рыбке»
vk.com/teatr_kukol_karelia
Сказочная правда
«Рыбка моя!» — обращается старик к старухе, и это, конечно, история любви. Любви людей в возрасте между молодостью и средними годами, а старик и старуха — это так, милые домашние прозвища в их маленькой семье. И конечно, это никакая не сказка: спектакль Яны Туминой так и называется — «О рыбаке и рыбке». Семейную жизнь портит пресловутый квартирный вопрос, их лодка разбивается о быт. Корыто и есть кров, и оно в начале истории прохудилось. Прислушайтесь к рекомендации театра, возрастной маркер — 8+.
13 апреля, 15.00, 19.00, Московский театр кукол
«Пегий пес, бегущий краем моря»
rznpuppet.ru
На одной волне
В спектакле режиссера Бориса Константинова и художника Виктора Антонова все только на первый взгляд соответствует притче и ее привычной расшифровке. На самом же деле не человек сочиняет мифы про богов, а духи играют про людей. Похожие на инопланетян фигуры управляются с куклами и образуют утесы. Туман сыгран плотной дырявой тканью, а волны — палками. При этом повествование ведется, вопреки Айтматову, от первого лица. После первого выхода в море и первого спасения в устах мальчика Кириска фраза «Еще один день наступал» звучит, возможно, даже убедительнее, чем от автора.
16 апреля, 19.00; Театр кукол им. Образцова
«Я — кулак, я — А-н-н-а»
vk.com/teatrkukol24
Кто я
Театр кукол все чаще обращается к современной прозе и не так часто — к новым пьесам. Спектакль про подростков и для подростков, в котором главное — внутренний монолог неслышащей героини, которой доступен язык жестов. Сам текст и выстроенные (не)отношения Анны с другими персонажами принесли автору Марте Райцес частную номинацию в номинации «Работа драматурга».
17 апреля, 14.00, 18.00; Малая сцена Театра на Таганке
«Наблюдатели»
gmig.ru
Это вещь!
Единственный московский номинант этого года. В то время как документальная анимация составляет целые фестивальные программы, театр кукол робко оставался в стороне. Театр предмета так называется неслучайно. Реальные вещи из коллекции Музея истории ГУЛАГа интересны на сцене, но не когда они становятся похожи на людей абрисом или движением, а когда в трагическом отсутствии хозяев вынуждены брать на себя функцию хранителей и трансляторов памяти. Бирки на человеке — это смерть, на экспонате — жизнь.
Источник
«Золотая Маска-2021»: Театр на вкус
Вне конкурса в Москве показали три самых необычных спектакля прошлого сезона – «Донецк. 2-я площадку» Анатолия Праудина, «Вафельное сердце» Константина Кучикина и «Историю одного города» Ильи Мощицкого.
«Маска Плюс» – внеконкурсная кураторская программа: конкурс «Золотой Маски» собирает экспертный совет, в который входит под дюжину человек, «Плюс» ставят два-три критика, каждый год – разные. В 2021-м за селекцию отвечали Юлия Клейман и Вера Сердечная, и они постарались, чтобы в разнообразии off-секция не уступала основной. Даже два спектакля одного режиссёра – блистательного формалиста Олега Ерёмина ( о его «Собачьем сердце», украсившем «Маску Плюс» два года назад – здесь ) – ничем не похожи друг на друга:
Из Южно-Сахалинска Ерёмин привёз помпезную ( сценография Сергея Кретенчука – постапокалиптический собор, во втором действии разрушающийся до основанья, чтобы превратиться в лабиринт видеоэкранов ) и эклектичную «Марию Стюарт», три с лишним часа примиряющую ( с переменным успехом ) классический текст Шиллера и брутальную, пульсирующую клубной поп-музыкой современность. Из Петербурга – моноспектакль по «Великому пожару» Роланда Шиммельпфеннига: на чёрной пустой сцене в лучах дисколайтов Мария Лопатина транслирует массивную немецкую псевдолегенду под фортепианный аккомпанемент тапёра, исполняющего немецкую классику.
Впервые «Маска Плюс» заступила на территорию «Детского Weekend’а», пригласив два кукольных спектакля – «Льва и птичку» молодого режиссёра Владислава Тутака из петербургского Большого театра кукол и «Сказку о золотом петушке», поставленную ахейцем Максимом Исаевым в петербургском театре «Karlsson Haus». Сделанные со вкусом, но очень уж просто «Лев и птичка» – инсценировка книжки-картинки канадской сказочницы Марианны Дюбюк. Миниатюрная вещь про то, как дружба с маленькой птичкой удержала потерявшего львицу льва от суицида, действует несколько угнетающе. Выступлю как замшелый ретроград, но размышления о том, что жизнь – это боль и кончается смертью – не то, с чем в первую очередь ассоциируется спектакль для дошкольников.
Будда вот только в тридцатник узнал про старость, болезни и смерть – и ничего, многого достиг.
Ёрничаю я, возможно, из-за визуальной непритязательности спектакля, берущегося за рискованную тему. В «масочном» конкурсе театра кукол участвует тоже петербургский «Крот, который мечтал увидеть солнце» театральной корпорации «Кот Вильям». Там, вроде, хоть и «6+», но со взрослыми темами – кроты рабски трудятся по принципу «рой-копай» в стопроцентно тоталитарной системе, однако придумок сорокапятиминутного спектакля хватит на десяток «больших» работ,
и ты, что в шесть, что в сорок шесть лет смотришь с открытым ртом.
«Петушка» я пропустил из-за трипа в Архангельск, куда позвал «Север» – спектакль-инсталляция Сергея Чехова, возможный только в заброшенном здании Морского Речного вокзала и приписанный к Архангельскому Молодёжному театру (об этом эксперименте подробнее напишу в тексте про основную программу). Архангельский Молодёжный изрядно взбодрил и «Маску Плюс», открывшуюся вполне достойно, но без сюрпризов: более-менее традиционным вербатимом «Зона красоты» новосибирского театра «Понедельник выходной», основанном на исповедях зечек;
самый крутой момент – превращение костюмов для дефиле в тюремную униформу.
Второй спектакль программы откровений тоже не сулил: «Грибы» новосибирского «Первого театра» поначалу интригуют мистикой в истории молодых людей, пошедших по грибы и заплутавших в эзотерических российских топях, но, увы, скоро сводятся к уместным в соцсетях рефлексиям драматурга Натальи Зайцевой о творчестве и глобальных экологических траблах.
А вот «История одного города», поставленная в Архангельске Ильёй Мощицким, – развязное зрелище, в котором Салтыков-Щедрин – только повод для травестийного карнавала среди псевдоантичных ваз с прахом, кажется, всего классического наследия: в граждан города Глупова записали и Пушкина с Бродским.
Дикарский насмешнический театр действует на иррациональном уровне.
Это не сатира, не левацкий стёб над неизлечимо патриархальной страной, но истовый панк-перформанс, выворачивающий наизнанку и русскую классику, и саму Русь, которую не проймёшь ни умом, ни верой;
отчаянное, наглое действо, в котором сам товарищ писатель оттеснён на сценические задворки, а зрителю, удосужившемуся прочесть программку, предоставляется полная вседозволенность. Которой воспользовались разве что единицы, гневно покинувшие зал во время представления.
Сенсацией «Маски Плюс» стал «Донецк. 2-я площадка», поставленный Анатолием Праудиным в его лаборатории «ЦЕХЪ театр», существующей при «Балтийском доме», очевидно, на птичьих правах: в одну из мартовских поездок в Петербург подслушал у метро «Горьковская», как парень – вероятно, актёр – жаловался спутнице: «И «Цеху» только вечера дают – да даже не вечера, а ночи! Так и репетируем!» Авторы спектакля, среди которых на равных с Праудиным справедливо называть актёра Ивана Решетняка, несколько лет назад перезимовали на 2-й площадке, то есть, в рабочем посёлке полуживого химзавода в воюющем Донецке;
результат – почти двухчасовой монолог Жеки, самого обычного парня, который однажды лёг спать жителем города на востоке Украины, а проснулся гражданином нелегальной ДНР.
Праудин/Решетняк создают гиперреалистичный мир (и постиндустриальный неуют-непокой Малого выставочного зала на ARTPLAY, где играли «Донецк» в Москве, ему очень подошёл), градус достоверности в изображении героя зашкаливает – тем острее финальное возвращение актёра от персонажа к себе, комментирующему то, что мы только что услышали и увидели. Дань театральной условности – разве что второй исполнитель, Игорь Каневский, играющий бойцовского кота Персика, тоже осевшего на 2-й площадке. Перед началом Праудин сказал, что спектакль, вероятно, заденет независимо от того, чью сторону в гибридном противостоянии России и Украины занимает зритель; политичность этого высказывания – именно в его вопиющей аполитичности, в жестокой беспристрастности хроники.
Спектакль – дотошный, нецензурированный вербатим, натуралистичный слепок реальности, монолог человека, попавшего в жернова конфликта, запущенного чужой недоброй волей.
В «Донецке» есть своеобразный «гастрономический» аттракцион – борщ, который Жека варит на сцене в течение всего действия; его можно попробовать на выходе. Я попробовал, и этот опыт – сродни жареной картошке, что готовили у Волкострелова-Пряжко-Перетрухиной в «Трёх днях в аду». Но «суп из конских залуп» – так мог бы назвать варево нещадно матерящийся Жека – это про реальность, а Праудин и Решетняк творят метаморфозу документального театра: косноязычная исповедь донецкого пацана вдруг обращается подобием «Последней ленты Крэппа», равно неловкой и гипнотической фиксацией ускользающего времени, странной, жуткой, хорошей и призрачной жизни.
«Детский Weekend» – специфическая программа «Золотой Маски», на неё журналистов аккредитуют обычно по спецзапросу, типа, зрительские спектакли для всей семьи – писакам-критиканам смотреть необязательно. И именно в этой «народной» секции в 2021-м показали один из лучших спектаклей года – «Вафельное сердце» Константина Кучикина в Хабаровском ТЮЗе, по повести норвежки Марии Парр, нежно переведённой Ольгой Дробот. Текст – от лица мальчугана Трилле из бухты Щепки-Матильды;
не сказка, но с чарующими волшебными интонациями; детство у моря – чистая красота и ностальгия, которая всегда с тобой.
Глупо задавать риторический вопрос, отчего спектакль не в основной программе, но всё же.
Построено «Вафельное сердце» согласно принципу бродилки – зрители следуют за актёрским трио Марии Бондаренко, Виталия Федорова и Михаила Тулупова по внесценическим пространствам театра, которые художник Катерина Андреева где-то застраивает мегаломанскими объектами – так в скалы-исполины превращаются хранилища муки и сахара, обязательных компонентов в рецептуре вафель. А где-то ограничивается деталями – и обычный дискотечный шар, маленький маяк или галька с каменистого морского берега обретают магические театральные свойства. Гастрольному спектаклю, вроде бы, не повезло – декорации застряли, не на таможне, но в бюрократических инстанциях железных дорог, устроить путешествие по закоулкам РАМТа не вышло – но нет худа без добра;
хабаровчане вышли из патовой ситуации виртуозно.
О том, что москвичи не смогут поучаствовать в приключении-путешествии так, как задумывалось изначально, предупредили до начала; после первой части «Вафельного сердца» – она игралась, как должно, не отличаясь от оригинала – зрители препровождались в больше фойе к монитору, на котором транслировалась запись спектакля в Хабаровске – и получали возможность оказаться на виртуальной экскурсии по театру, где спектакль был рождён. Живые актёры в считанные часы освоили взаимодействие с самими собой в записи – и это бесподобный пример профессионализма:
по мне, так нет ничего сложнее согласованной игры исполнителей in flesh с видеодокументацией собственной работы.
Нельзя не сказать и о вкусном бонусе, доставшемся москвичам: время, освобожденное от перемещений в пространстве, ушло на приготовление тех самых норвежских вафель; каждый зритель попробовал сладкое тепло на вкус. Ну а вызволенные из бюрократических тенет декорации, смонтировать которые возможности не было, и в Москве всё ж увидели – уже по окончании спектакля, на выходе из РАМТа. Назвать эту встречу с материальной начинкой спектакля могу только обыкновенным чудом: спускаешься в гардероб, а попадаешь в фантазийные Щепки-Матильды; один малыш ошеломлённо говорил маме: «Как, как они за два часа это установили?» Я тоже не понимаю; только восхищаюсь.
Источник