«Мечта – тоже птица. Только летает она и выше и дальше»
Книги читают и взрослые, и дети. Они привлекают нас удивительными приключениями, путешествиями героев, размышлениями о поступках людей, описанием исторических событий. Книги – это наши интересные и умные собеседники. Читая книги, мы знакомимся с новыми героями, радуемся вместе с ними, грустим, находим для себя что-то новое и полезное.
Профессия писателя очень удивительная. Писатель всегда добрый, надёжный друг, учит нас жизни, помогает нам увидеть мир и добрым, и злым.
Детские писатели – это необычные люди. Они могут интересно и увлекательно рассуждать о том, « что такое хорошо и что такое плохо», рассказывают о путешествиях в дальние страны, описывают красоту природы, от имени героя могут дать умные и полезные советы, рассмешить своих читателей или утешить.
Автор художественных произведений, пытается передать нам, всем, свои переживания, мысли, чувства, впечатления. Учителю нужно не только знать само произведение, биографию автора, но и донести до ученика, смысл того или иного произведения, поступки героев и их характеры.
Задача начальной школы – приобщить учеников к миру литературы, познакомить с лучшими произведениями, которые написаны для детей.
Основная задача учителя – это воспитание читателя, который может воспринимать искусство слова, обучение анализу художественного текста, воспитание «маленького писателя», развитие речи, умение отразить в словах свои впечатления, размышления, переживания.
В жизни начинающих читателей большое значение имеет детская книга. «Детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян», – писал Д.Н.Мамин-Сибиряк.
Задачи: учить характеризовать персонажей, воспитывать любовь к природе, нравственное воспитание: учить ценить в людях умение мечтать, фантазировать, воспитывать чуткость, доброту, продолжить работу по развитию речи, обогащать словарный запас за счёт (морской) лексики, развивать речевое чутьё при толковании образных выражений.
Виды работ:
- чтение;
- выборочное чтение;
- составление плана;
- беседа по вопросам;
- речевая работа: толкование специальных терминов, образных выражений.
1. Организационный момент.
2. Работа по теме урока
Евгений Иванович Носов (1925-2002 г.г.)
Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво под Курском. Жене Носову было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В 1943 году, после окончания восьмого класса, он ушёл на фронт, стал артиллеристом противотанковой бригады. В начале весны 1945 года был тяжело ранен. Вернулся на родину санитарным поездом. Полгода был прикован к койке в госпитале города Серпухова. Правда, 9 мая уже кидался подушками от радости с товарищами по палате. Много лет спустя Евгений Носов вспомнит этот день в рассказе «Красное вино Победы» (1969 г.). И всех своих товарищей воскресит бережным, любящим словом. После госпиталя, в сентябре 1945 года, двадцатилетний фронтовик Евгений Носов вернулся в школу доучиваться. В 1957 году в Курске в альманахе для детей был опубликован первый рассказ Евгения Ивановича Носова.
В одном из рассказов писатель признавался, что может работать, только «искренне любя и счастливо созерцая». Этим счастливым созерцанием, как солнцем на утренней зорьке, пронизаны все книги Евгения Ивановича Носова, начиная с самой первой (она вышла в 1958 году и называлась «На рыбачьей тропе»). Они полны, как Ноев ковчег, не только зверушками и птицами, но и тем тишайшим народцем, что неприметно живёт у наших ног. Тут и мураши, и медлительные шмели, одетые в тёплые плюшевые шубки. Здесь и сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух, и молодая крапива, что глядит барыней. А вокруг – сама земля наша, голубая странница в бескрайних космических полях. И как тут не вспомнить, что последний, завещательный рассказ Евгения Ивановича Носова (он ушёл от нас 12июня 2002 года) называется «Покормите птиц!». По просьбе писателя это название высечено и на его надгробном памятнике. В лютые морозные дни Евгений Иванович развешивал по округе дополнительные кормушки, а вместе с ними и отпечатанные на старой пишущей машинке призывы к людям – покормите птиц.
Евгений Иванович Носов «Моя Джомолунгма» – поэтическая повесть, где раскрывается духовный мир человека. Многие произведения – о подростке, о его духовном мире: о чувстве первой любви, о восприятии красоты родной природы, которое неразрывно связано с чувством дома, малой родины. «…Малая родина – это то, что на всю жизнь озаряет нас крыльями вдохновения…» – Е.И.Носов.
3. Первичное восприятие текста
Читает учитель. Прочитаем в сокращении рассказ «Где просыпается солнце».
Словарная работа:
Ихтиозавр – вымершие доисторические животные.
Стапель – площадка на верфях для постройки судов и спуска на воду.
Рея – поперечный брус на мачте для крепления парусов.
Шлюпка – лодка.
«По реке мчались льдины с оборванными строчками лисьих следов и кусками санной дороги» – как вы понимаете это выражение?
– Как звали главного героя?
– О чём он мечтал?
– На какого героя он похож, кто написал? Р.П.Погодин «Кирпичные острова». Сима. Книга.
– А Сима о чём мечтал?
– К какой теме можно отнести эти рассказы? Фантазёры.
4. Вторичное чтение
– Читаем и составляем план рассказа по событиям.
– О чём и о ком узнаём из 1-й части?
– Какое название? (Первая встреча с дядей Сергеем.)
– О чём и о ком узнаём из 2-й части?
– Какое название? (Такая интересная зима.)
– О чём и о ком мы узнаём из 3-й части?
– Какое название? (Долгое отсутствие дяди Сергея.)
4-ю часть мы более подробно разделим на части. Общее название: (Неожиданное возвращение дяди Сергея и его подарок)
– Приезд дяди Сергея.
– Описание корабля.
– Ремонт кораблика.
– Выбор имени кораблика.
– Подъём флага.
– О ком и о чём рассказывается в 5-й части?
– Какое название? (История об удивительном кораблике.)
5. Физминутка
Музыка «Море спокойствия». Закрываем глазки, слушаем музыку, представляем, как маленький Санька мечтал увидеть, как восходит солнце. Релаксация.
6. Закрепление
1. В 3-й части найдите и прочитайте, о чём мечтал Санька.
– Каким он представляет себе солнце?
– Можно ли считать это его фантазией? Санька думал о солнце как о живом существе. Скрытое сравнение «солнце просыпается» он понимает в прямом смысле, буквально: солнце ложится спать и просыпается, красное спросонья. Санька это не придумывает, не фантазирует – он себе так всё представляет, он ещё маленький.
2. «Санька глядел вслед птицам долго и завистливо, как гусёнок с перешибленным крылом…»
– Что хотел сказать этим автор? Какое настроение было у мальчика? Что он чувствовал? Почему он завидовал птицам? (Санька скучал по дяде Сергею, грустил и завидовал птицам, которые могут легко долететь, куда хотят).
3. «Дядя Сергей был большой выдумщик». Расскажите о его выдумках: из коряги сделал голову оленя с рогами, рассказал о кораблике. Прочитайте.
– Можно ли дядю Сергея, взрослого человека, назвать фантазёром? Да, выдумщик и фантазёр.
– Историю о кораблике дядя Сергей действительно слышал или придумал специально для Саньки?
– Если придумал, то зачем? Его рассказ о кораблике – это фантазия, а придумал он эту
историю, чтобы утешить опечаленного, расстроенного Саньку.
4. Охарактеризуйте Саньку. Какой он? А какой дядя Сергей? Нравится ли он тебе? Что общего у мальчика и его взрослого друга? Санька – мальчик мечтательный, с выдумкой и фантазией, верный друг, умеет понимать и ценить людей, он сразу почувствовал в дяде Сергее интересного и доброго человека. Дядя Сергей – выдумщик и фантазёр и эти качества умеет ценить в других людях. Не случайно он дал кораблику имя «Мечта». Он увидел в Саньке близкого себе человека. Хотя Санька ещё маленький, его и дядю Сергея связывает настоящая дружба.
5. – Почему писатель дал рассказу название «Где просыпается солнце?».
Главный герой рассказа Санька – совсем ещё маленький мальчик. Его представления о жизни по – детски наивны. Но это мальчик с богатым воображением, он близок к природе и хорошо её чувствует. Желание Саньки посмотреть, где просыпается солнце, говорит и о его детской наивности, и о его любви к природе (он всё природное считает живым, близким себе). Название рассказа «Где просыпается солнце», писатель как бы сразу выделяет эти черты в герое как самые важные. А ещё такое название звучит для юного читателя интригующе.
7. Домашнее задание
Страницы 132-141 читать, вопрос № 7 (устно).
8. Итог урока
– С творчеством какого писателя мы познакомились?
– О чём он писал?
– Как называется рассказ, который мы читали на уроке?
– Кто главный герой? О чём он мечтал?
Литература:
1. Г.М.Грехнёва, К.Е.Корепова – книга для учителя. К учебнику «Родное слово». «Дрофа», Москва, 2006 год.
2. Учебник 4 класс. «Родное слово», часть вторая. «Дрофа», Москва, 2006 год. Авторы – составители: Г.М.Грехнёва, К.Е.Корепова.
3. Интернет-ресурс.
Источник
Е. И. Носов. Где просыпается солнце. В сокращении
Тяжело махая крыльями, летели гуси.
Санька сидел на перевёрнутой лодке и, запрокинув голову, тянулся глазами к этим большим усталым птицам.
Гуси всегда летели в одну сторону: из-за домов, наискосок через реку и поле, к далёкому лесу.
Санька глядел вслед птицам долго и завистливо, как гусёнок с перешибленным крылом.
– Уже, поди, и до дяди Сергея долетели, – прикидывал он.
Дядя Сергей поселился у них среди зимы. Однажды, возвращаясь из школы, Санька увидел под окнами своего дома нечто совершенно непонятное: не самолёт, не автомобиль. Диковинная машина была вся запорошена снегом: и овальные окна, и ребристые бока, и огромная фара на кончике длинного, как у моторной лодки, носа.
Стена Санькиного дома была густо залеплена снегом, будто по улице только что прошлась вьюга. Позади кузова невиданной машины Санька разглядел красную лопасть пропеллера.
– Ух ты! – прищёлкнул языком Санька и побежал через сугроб домой.
Во дворе Санька увидел незнакомого человека в сером свитере, в рыжей лохматой шапке и таких же рыжих меховых сапогах. Лицо его густо обросло щетиной. Человек колол дрова.
В горнице за столом сидел ещё один приезжий, Степан Петрович. Смешно надув щёки и глядя в маленькое зеркальце, он бритвой соскабливал с лица густую мыльную пену.
Всё это неожиданное нашествие наполнило их пустой, гулкий дом ощущением праздника.
Саньку совершенно покорили и чудо-машина под окном, и загадочные вещи, сваленные в сенях, и эти бородатые, ни на кого не похожие люди, и даже швырчащая колбаса на сковородке.
Улучив момент, Санька дернул мать за рукав:
– У нас будут жить? – переспросил Санька.
– Говорят, поживут до лета.
– Мама, и машина будет у нас?
– Не знаю, Санюшка. Садись поешь.
После обеда Санька побежал на улицу к машине. Там уже толпились ребятишки. Протирали рукавичками окна, почтительно притрагивались к алой лопасти пропеллера, пролезали под днищем.
– А ну, не трогать руками! – налетел Санька. Ребятишки послушно отступили. Ничего не поделаешь: машина стояла перед Санькиным домом. Приходится подчиняться. – У нас теперь квартиранты на постое, – сказал Санька. – А это их машина.
Ребятишки с завистью глядели на Саньку.
Вечером дядя Сергей и Степан Петрович расстелили на столе большую карту, всю исчерченную кривыми, причудливыми линиями, и стали вымерять что-то блестящим циркулем и помечать цветными карандашами.
Санька с любопытством следил за их непонятным занятием.
– А ну-ка, Санька! – сказал дядя Сергей. – Покажи-ка нам на карте свою реку.
Санька забрался на стол, растерянно оглядел пёстрый лист. Никакой реки он не увидел и смущённо сказал:
– Её снегом замело. Зимой всегда заметает.
Дядя Сергей и Степан Петрович расхохотались.
Работали они допоздна. А на рассвете Санька проснулся от рёва мотора. Яркий свет полоснул по окнам, и на миг стали видны до последней прожилки морозные веточки на стёклах.
Утром Санька выбежал на улицу и внимательно оглядел снег. Он отыскал три широкие лыжни. Они вели прямо к реке.
«Вот бы прокатиться!» – думал Санька, щурясь от солнечной белизны и силясь проследить как можно дальше стремительный росчерк лыжни.
Так они уезжали каждое утро и возвращались, когда становилось совсем темно. Санька ещё издали замечал в поле рыскающий луч света и, радостный, бежал домой:
Они снимали в передней пахнущие морозным ветром шубы и шапки, и Санька поливал им на руки из кувшина. Потом дядя Сергей шёл раздувать самовар, который он чудно называл ихтиозавром.
Дядя Сергей был большой выдумщик и всегда что-нибудь привозил из лесу. Как-то раз он выгрузил из аэросаней разлапый сосновый корень, весь вечер опиливал и строгал корягу, и получилась голова оленя с красивыми рогами. Когда же дядя Сергей уезжал надолго, Санька скучал и льнул к матери, и та укачивала его на коленях, закрыв тёплой вязаной шалью. В такие дни в доме было тихо и пусто. Спать ложились рано.
В последний раз дядя Сергей уехал перед самой весной. Санька ожидал его каждый день. Он бегал к обрыву и глядел за речку. Но поле было пустынно и белело, как чистый лист бумаги, – без единого пятнышка, без чёрточки. Свежая пороша замела все следы.
Когда же с пригорка хлынули ручьи и река вздулась и подняла лёд, Санька понял, что дядя Сергей больше не приедет. По реке мчались льдины с оборванными строчками лисьих следов и кусками санной дороги. А вверху, тяжело махая крыльями, летели гуси. Они летели туда, где просыпалось солнце.
Санька никогда не бывал по ту сторону соснового бора. Он только знал, что каждое утро из-за леса поднималось солнце, оно было большое и красное, и Санька думал, что оно спросонья такое. «Вот если бы пройти весь лес, – размышлял он, стоя на крутояре, – тихонечко подкрасться и спрятаться за кусты, то можно подсмотреть, как просыпается солнце. Дядя Сергей, поди, уж видел много раз».
Весенние дни побежали быстро, Санька с утра до вечера пропадал на улице и постепенно стал забывать дядю Сергея.
Однажды под окном на раките радостно засвиристел скворец. И Санька вспомнил, что уже давно собирался сделать скворечник. Старый совсем развалился.
Санька побежал домой, вынес на крыльцо дощечки, топор, ножовку и принялся за дело… Тяпал топором и виновато поглядывал на скворца.
– Как же я забыл? – приговаривал Санька. – Ну посиди, я сейчас.
Скворец сидел тут же на ветке, охорашивался с дороги и понимающе косил чёрным глазом на кучерявую щепку.
Сделав скворечник, Санька полез приколачивать его на раките. Он уже сидел на самой макушке, когда к их дому подкатил вездеходик с брезентовым верхом. Из машины вылез человек в сером дождевике и резиновых сапогах.
– Дядя Сергей! Дядя Сергей! – закричал Санька. – Я – вот он! – Он заскользил на животе вниз по корявому стволу. – Я сейчас.
Санька глядел на дядю Сергея, и его губы сами собой растягивались в улыбку. На Санькиной щеке багровела свежая царапина. К куртке пристали кусочки сухой коры.
– Ну как вы тут? – Дядя Сергей присел перед Санькой на корточки.
– Мы ничего… Живём, только с мамкой ждали… Думали, совсем не приедете.
– Дела, Санька. Вот скоро с тобой поедем, сам увидишь. Тут я тебе одну штуку привёз. – Дядя Сергей порылся в машине. – На-ка, держи!
Это был трёхмачтовый кораблик с килем, форштевнем, каютами, бортовыми шлюпками. По всему было видно, что кораблик находился в долгом и трудном плавании. Его корпус, выкрашенный белым, покрылся рыжей илистой плёнкой. Мачты были сломаны. Обломки запутались в снастях. Уцелела только бизань-мачта с мокрыми парусами. К парусу прилип бурый ракитовый лист.
Санька держал в руках кораблик так осторожно, будто это было живое существо, живая трепещущая птица. Где-то он плавал, гонимый ветрами, встречал закаты и восходы, боролся с непогодой, какие-то видел берега… Саньке даже не верилось, что в его руках такой необыкновенный корабль, он даже покраснел от счастья.
– Спустился к реке, чтобы подлить воды в радиатор, – сказал дядя Сергей, – гляжу – плывёт!
Пока мать готовила обед, Санька и дядя Сергей взялись за ремонт судна. Отмыли под рукомойником корпус и палубу, выстругали новые мачты и прикрутили к ним реи. Санькина мать достала из сундука белый лоскут для парусов. Корабль выглядел нарядно, празднично. Он стоял на столе на подставке от утюга, будто на стапелях, снова готовый к дальним странствиям.
– А что ж мы про флаг забыли! – всплеснул руками сияющий Санька. Он разыскал в ящичке швейной машины кусочек красной материи и выкроил флаг.
– Без флага кораблю нельзя, – одобрил дядя Сергей. – Только поднимать его ещё рано, потому что у корабля нет названия. Надо дать ему имя. Самое красивое. Ну-ка, Санька, подумай!
Санька озабоченно наморщил лоб.
– «Чайка»! – сказал он.
– «Чайка»… – в раздумье повторил дядя Сергей. – «Чайка»! Что ж, неплохое название! Подходит! Но не будем торопиться: есть слова лучше.
– «Морской орёл»! – выпалил Санька.
– Нет, это слишком воинственное. Не нравятся мне эти морские орлы, – сказал дядя Сергей. – Давай, знаешь… – задумался он, – давай назовём вот как: «Мечта». Понимаешь?
Санька задумался. Он никак не мог себе представить, какая она бывает, эта мечта.
– Ты о чём-нибудь мечтаешь? – спросил дядя Сергей. – Есть у тебя какое-нибудь самое большое желание?
– Есть… – тихонечко, почти шёпотом проговорил Санька.
– Хочу поглядеть, как солнце просыпается, – смущённо пробормотал Санька.
– Ну вот, видишь… У каждого человека есть своё большое желание. У тебя, у меня, у твоей матери. Без него нельзя, вот так же, как чайке нельзя без крыльев. Мечта – тоже птица. Только летает она и выше и дальше. Понимаешь?
Вместо ответа Санька порылся в кармане, достал огрызок чернильного карандаша и, взглянув на дядю Сергея, спросил:
– Где писать название?
И, послюнив карандаш, Санька старательно вывел на носу корабля большими печатными буквами: «МЕЧТА».
– А теперь слушай мою команду! На флаг смирно! – по-военному громко сказал дядя Сергей и вытянул руки по швам.
Санька поглядел на него и тоже прижал к бокам руки. Лицо его стало серьёзным, и только царапина на щеке и синее пятнышко от чернильного карандаша на нижней губе несколько не соответствовали параду.
В дверном проёме стояла Санькина мать. Вытирая рушником тарелку, она глядела то на дядю Сергея, то на своего сына, улыбалась, но губы почему-то дрожали, глаза её блестели так, будто она только что крошила сырую луковицу.
Санька схватил судёнышко и выбежал на улицу.
Вскоре он прибежал обратно. Вид у него был растерянный. В глазах стояли слёзы.
– Дядя Сергей! Кораблик-то уплыл…
Мать всплеснула руками:
– Как же это ты? Так-то тебе давать хорошие вещи! За это уши надо драть.
– Да-а… – захныкал Санька. – Я не хотел… Я только оттолкнул его от берега, а паруса надулись… И – уплыл…
Дядя Сергей и Санька вышли на улицу. С высокого берега было видно, как на тихой ряби реки на самом стрежне белел стройный, красивый парусник.
Это была Санькина «Мечта». Попутный ветер надувал её паруса, и она, чуть покачиваясь и трепеща алым флагом, быстро бежала всё дальше и дальше.
Дядя Сергей поискал глазами лодку, на которой можно было бы догнать кораблик, но единственная лодка лежала на берегу вверх днищем.
– Только не хныкать, – сказал дядя Сергей. – Ничего не поделаешь! Видно, такой уж это беспокойный корабль. Не любит мелкой воды. Ты, Санька, не огорчайся. Мы построим новый. Винтовой пароход. С трубами. Тот никуда не уплывёт. А этот пусть плывёт…
Дядя Сергей присел на перевёрнутую лодку и притянул к себе Саньку.
– Слышал я, Санька, одну загадочную историю, – начал дядя Сергей. – Рассказывали мне, будто плавает по нашей стране неведомо кем построенный кораблик с мачтами, с парусами – всё как положено. Никто не может удержать его. Швыряют тот кораблик волны, ветер ломает мачты и рвёт паруса, а он не сдаётся – плывёт и плывёт. Поймает его какой-нибудь парнишка, починит и думает: вот хороша игрушка. Только спустит на воду, а кораблик надует паруса – и был таков. Так и плывёт он мимо сёл и городов, из реки в реку, через всю страну, до самого синего моря.
– А когда до моря доплывёт?
– А когда доплывёт до моря, его непременно изловит какой-нибудь человек. Обрадуется: хороший подарок сыну! И увезёт куда-нибудь к себе. Ну а сын, известное дело, сразу бежит на речку. Кораблику только этого и надо. И снова – из реки в реку, от мальчишки к мальчишке, через всю страну. И вот что удивительно: всякий парнишка, который подержит его в руках, навсегда становится беспокойным человеком. Всё он потом что-то ищет, чего-то дознаётся…
В эту ночь Саньке снились чайки и огромное красное солнце. Солнце наполовину вышло из моря, и навстречу ему, рассекая волны, гордо бежал белокрылый корабль.
• 1. В третьей части найди и прочитай, о чём мечтал Санька. Каким он представляет себе солнце? Можно ли считать это его фантазией?
• 2. «Санька глядел вслед птицам долго и завистливо, как гусёнок с перешибленным крылом…» Что хотел сказать этим автор? Какое настроение было у мальчика? Что он чувствовал? Почему завидовал птицам?
• 3. «Дядя Сергей был большой выдумщик». Расскажи о его выдумках. Можно ли назвать дядю Сергея, взрослого человека, фантазёром? Объясни свой ответ.
• 4. Найди в тексте и прочитай, как придумывали имя кораблику. Дядя Сергей сказал, что имя «Чайка» кораблику подходит, а «Морской орёл» – нет. Ты с этим согласен? А имя «Мечта» действительно лучше? Чем?
• 5. Историю о кораблике дядя Сергей действительно слышал или придумал специально для Саньки? Если придумал, то зачем?
• 6. Охарактеризуй Саньку. Какой он? А какой дядя Сергей? Нравится ли он тебе? Что общего у мальчика и его взрослого друга?
7. Подумай, почему писатель дал рассказу заглавие «Где просыпается солнце». Предложи название по персонажам.
Источник