Космос, нервная система и шмат сала — краткое содержание рассказа Шукшин
Действие начинается с того, что старый дед Наум Евстигнеич, как обычно, напившись раз в месяц, страдает с похмелья и жалуется на это своему квартиранту, восьмикласснику Юрке. Они разговаривают, потому что старику от этого легче, да и поговорить с мальчиком он любит, тот весьма умён.
Старик этот довольно не беден, хотя денег жалеет. Юрка же, напротив, бедный. Он живёт в соседней деревне, отца у него нет, а у матери ещё трое детей, младше него. Мальчик мечтает доучиться десятилетку и пойти учиться в институт на хирурга. Наум Евстигнеич не обращает внимания на его материальное положение, берёт с него пять рублей за проживание, готовят они всегда отдельно, хотя когда у мальчика кончаются продукты, он одалживает ему крупу. Старик не считает, что нужно учиться, он советует мальчику выучиться на шофёра и работать, зарабатывать приличные деньги, чтобы помогать матери.
Они подолгу разговаривают по утрам, до того как Юрка уйдёт в школу. Старику от этого легче, ему хочется выговариваться, ведь потом он целый день молчит. А Юрке это нравится, потому что он заступается перед дедом за всё новое: науку, прогресс, образование.
В бога старик тоже не верит. Он считает, что для «благодати» нужно работать, а не молиться. Но работать на себя, а не на колхоз. Юрка как-то сказала ему на это, что он «кулацкого уклада».
О боге старик продолжает спрашивать: отчего, мол, все о нём говорят, если его нет, на что Юрка отвечает, что он и сам поминает бога, хоть и не верит в него. Старик лишь говорит, что матерится, потому что раз все бога вспоминают, то и ему можно.
Юрка после этого говорить не хочет – нужно делать уроки. Старик интересуется, что мальчик учит сейчас. Они говорят об астрономии, космосе. Старик интересуется, зачем же люди летают в космос. Мальчик сначала резонно спрашивает, не на печке ли всё время лежать. Старик даже обижается. Но Юрка рассказывает, что космос осваивать необходимо, потому что люди вскоре сядут на Луну, а потом долетят до Венеры. Он рассказывает, что там, может быть, тоже живут люди, на которых интересно посмотреть. Старика впечатляет рассказ, однако он опасается, как бы те «люди» не начали драку за неожиданный прилёт чужаков. Но мальчик отвечает, что они обрадуются, и люди начнут друг у друга учиться, а дальше, возможно, будут открывать новые планеты с людьми, и создадут мировое человечество. Перспектива эта заметно воодушевила Юрку. Он мечтает о прогрессе, чтобы можно было быстро переноситься из одного места в другое и жить до 120 лет. По мнению мальчика, у земных людей технологий и знаний пока для этого не хватает, поэтому он надеется, что мы возьмём их у других цивилизаций. Старик лишь скептически отвечает, что до 120 лет жить не захочется – надоест. Он спрашивает, какой толк от Юркиного ученья, и что тот будет делать, если человек на его глазах станет умирать, мол, если срок пришёл, ничего уже не сделаешь. Юрка спорит с ним о чуме, бешенстве, туберкулёзе, с которыми научились бороться люди. Старик, распалённый спором, говорит, что раньше жили без докторов, бабки всё заговаривать могли. Юрка рассказывает старику о том, как академик Павлов, умирая, диктовал студентам все свои ощущения, потому что это нужно было для науки.
Затем мальчик пытается доказать старику преимущества прогресса с помощью радио, ведь человек может петь в совершенно другом месте, а они слушают его в деревне. Деда это не убеждает. Разозлившись, мальчик садится за уроки. На время в избе воцаряется тишина.
Старик снова спрашивает про Павлова. Мальчик показывает ему фотографию и рассказывает об учении про рефлексы, попутно объясняя старику про то, что он привык выпивать после каждой пенсии, а рефлекс можно перебороть, если несколько раз не покупать выпивку, хоть поначалу будет сложно, зато потом старик привыкнет.
Выслушав его, дед вышел из дома и вернулся со шматом сала. Он велел мальчику поесть, после чего Юрка сразу повеселел.
Старик спросил, были ли у Павлова родные, и стал рассуждать, что, должно быть, имелись, раз он много надиктовал про себя, умирая, ведь одному плохо. Юрка хотел возразить, что были студенты, но не стал, и только согласился.
Рассказ учит тому, что для того, чтобы жить в гармонии, нужно иметь высокие цели и идеалы, но вместе с тем и материальную опору.
Космос, нервная система и шмат сала. Читательский дневник
Советуем почитать
Царь Додон был в молодости очень грозен и все соседи от него терпели разные неприятности, он постоянно вел войны и захватывал новые земли. Когда он стал старым, то уже не мог также, как раньше воевать и проводить
Повесть На краю света основана на реальных событиях. Однажды один из священников рассказал ему об одном православном священнослужителе, которого спас язычник.
После войны Федя воспитывался в детском доме. Это был очень серьезный мальчик лет десяти. На его лице никогда не было улыбки, с другими детьми он не любил играть.
Действие начинается с того, как в одно из поместий прибывают новые хозяева. Поместье шикарные, сразу видно, что строилось не для бедных людей. Дальше читатель знакомится с главными героями. Ольга Петровна и Павел Николаевич Елецкие
Произведение выходит в свет в 1946 году и является составной частью сборника «Песни по четным дням». По жанровой направленности произведение является комедией, композиционная структура которой включает в себя три действия.
Источник
Космос, нервная система и шмат сала
Раз в месяц старик Наум Евстигнеевич напивается, после чего три дня лежит на печи, хворает и «матерится в бога». Вот и сейчас он стонет и жалуется своему квартиранту, восьмикласснику Юрке.
Юрка учит уроки, и на жалобы старика отвечает: «Не надо было напиваться». От разговоров Науму Евстигнеевичу становиться малость легче, но Юрке нужно учить уроки. Он предлагает старику похмелиться, но тому жалко денег.
В селе старик слывёт «скрягой отменным». Дом у него — полная чаша: хозяйство, погреб, полный запасов, неплохая пенсия, да и дети помогают. На детей — сыновей и дочь — Наум Евстигнеевич обижен за то, что они уехали в город.
Часто спускается в погреб, сядет на приступку и подолгу задумчиво сидит. «Черти драные. Тут ли счас не жить» — думает он и вылезает на свет белый.
У Юрки положение тяжёлое. В родной деревне парня нет десятилетки, и он переехал в село, чтобы окончит десять классов и поступить в медицинский институт. Отца у Юрки нет, и мать бьётся изо всех сил, чтобы исполнить мечту старшего сына и поднять троих младших мальчишек.
Старик знает о Юркиной бедности, но берёт с него пять рублей в месяц и столуется отдельно. Иногда в конце месяца Юрке нечего есть, и старик отвешивает ему в долг пару килограмм пшена.
По утрам Юрка собирается в школу и беседует со стариком. Того интересует, чего это Юрку так в медицинский тянет, ведь шофёр в совхозе получает больше, чем врач. Наум Евстигнеевич не одобряет тягу молодёжи к учению и считает, что раньше было лучше.
Сбили вас с толку этим ученьем — вот и мотаетесь по белому свету ‹…› Жили раньше без всякого ученья — ничего, бог миловал: без хлебушка не сидели.
Затем старик и Юрка начинают спорить, что лучше — «ироплан» или телега. Старик остаётся на весь день один, и ему необходимо наговориться. Юрку раздражает брюзжание старика, но он горд тем, что защищает Новое — учение, книги, аэропланы.
В бога старик, как ни странно, не верит. Считает, что человек должен работать, но не на колхоз, а на себя. Сам он в колхозе давно не работает. Однажды Юрка в сердцах назвал старика кулаком. Наум Евстигнеевич долго молчал, а потом велел не вякать: придут и лишние сотки от огорода отрежут.
Старик снова стонет на печи и вызывает Юрку на разговор — спрашивает, что он сейчас учит. Юрка учит астрономию. Он рассказывает старику про космос и космонавтов, но тому непонятно — зачем летать в тот космос. Юрка загорается, начинает рассказывать про Луну и Венеру, про планеты, где могут жить разумные существа, с которыми люди наладят обмен знаниями. Инопланетные технологии разовьют земную технику, медицину. Люди будут жить до 120-ти лет и летать друг к другу в гости на личных вертолётах.
Старик не согласен — до 120 лет жить скучно, да и инопланетяне драться могут полезть. Лучше б лекарство от похмелья изобрели. Юрку бесит дремучесть старика, и он возвращается к учебникам.
Наум Евстигнеевич не унимается, говорит, что в книгах «враньё одно», а врачи вылечить человека неспособны. Разозлённый Юрка рассказывает, что врачи победили чуму и туберкулёз, но старик возражает: бабка не врач, а пошепчет — и всё проходит.
Тогда Юрка рассказывает об академике Павлове.
А знаешь ты, что когда академик Павлов помирал, то он созвал студентов и стал им диктовать, как он помирает.
Павлов рассказывал всё до последней минуты, потому что это нужно было для науки.
На Наума Евстигнеевича этот рассказ производит впечатление. Некоторое время спустя он просит Юрку показать ему портрет Павлова. Юрка с укором говорит старику, что академик был бодрым до старости, потому что не напивался и не оглушал свою нервную систему. Наум Евстигнеевич тоже мог бы перебороть свой рефлекс и, получив пенсию, не сворачивать к магазину.
Старик кряхтя слезает с печки, выходит в сени, возвращается с солидным шматом сала и даёт его Юрке.
На, поешь, ‹…› а то загнёсся загодя со своими академиками. пока их изучишь всех.
Юрка уписывает сало и слушает лекцию старика о том, как правильно кормить свиней.
Потом Наум Евстигнеевич спрашивает, была ли у академика Павлова родня: «Никого если бы не было родных-то, не много надиктуешь. Одному-то плохо». Юрка решает не напоминать о студентах, соглашается — конечно, одному плохо.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Источник
Краткое содержание Шукшин Космос, нервная система и шмат сала для читательского дневника
Рассказ с таким оригинальным названием – это один большой диалог между дедом Наумом и восьмиклассником Юркой.
Юрка живёт у деда в хате – тот сдаёт ему угол, так как в деревни Юрки в школе нет старших классов. У Юрки только мать и ещё трое братьев-сестёр. Живётся мальчику бедно, иногда есть нечего, но он стремится учиться.
Несмотря на бедность Юрки, дед дорого берёт с него за жилье. На самом деле, Наум жадный, с «кулацкими» замашками. Он даже не опохмеляется из экономии. Только когда Юрке совсем есть нечего, дед продаёт ему пшена.
В очередной раз старик страдает с похмелья, лежит на печке, но охота ему поговорить. (Взрослые дети все в город переехали.) Юрка учит уроки – ему не до разговоров, тем более, он осуждает старика за пьянство. Худо-бедно, но разговор клеится. Дед ругает достижения науки, а Юрка защищает всё новое. Он рассказывает, что люди жизнь отдавали, чтобы побороть холеру, бешенство… Дед отстаивает «народных целителей», а Юрка – ученых врачей (сам он мечтает стать хирургом, пусть им и мало платят). Юра говорит о нервной системе, которую оглушил водкой дед, призывает побороть условный рефлекс напиваться с пенсии. Говорят они и о космосе. Дед не понимает, зачем туда лететь, в чём смысл этого трудоёмкого движения, а Юра собирается учиться у инопланетян.
Рассказывает Юра, как академик Павлов, умирая, диктовал студентам свои ощущения. Наум только удивляется, где были родные академика, ведь одному так плохо. Тут Юрий не спорит, он понял, как одиноко старику. А тот вдруг принёс голодному школьнику шмат сала, делать которое он мастер. Поев, Юрка раздобрел и даже предложил сбегать за водкой для деда, но тот решил не пить. Их отношения сдвинулись с «мертвой» точки.
Рассказ учит тому, что, несмотря на разные взгляды на всё, люди даже разных поколений могут проявлять друг к другу доброту.
Читать краткое содержание Космос, нервная система и шмат сала. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Шукшин. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Космос, нервная система и шмат сала
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Судно, на котором плавает главный герой, попадает в сильный шторм, унося корабль в антарктическим берегам. Спасает корабль от надвигающихся льдин альбатрос, считающийся хорошей вестью в море, однако мореход по непонятным даже для себя причинам
На площади города Путивля, рать под предводительством князя Игоря готовится к сражению против половецкого войска. Бояре и простой люд оказывают почтение князю и его сыну Владимиру.
Действие романа происходит в городе Верденбрюк после Первой мировой войны. Людвиг Бройер работает в фирме по продаже надгробий Генриха Кроля. 20-е годы 20-го столетия.
В центре повествования деревня с ее обычным укладом. Данные поселения мало отличаются друг от друга. В этой преобладают открытые просторы, чем наличие деревьев. На горизонте появляется мужичонка на телеге
Произведение Владимира Короленко носит весьма необычное название-«В дурном обществе». Речь в повести идет про сына судьи, который начал дружить с бедными детьми. Главный герой по началу не имел представления
Источник
Василий Шукшин — Космос, нервная система и шмат сала:
Краткое содержание
Напивается Наум Евстигнеич, в прошлом колхозник, строго раз в месяц – когда пенсию получит. А потом три дня мучается похмельем. А опохмелиться – денег жалко. Наум старик прижимистый, хозяйственный. Погреб забит картошкой, салом, грибами. Еще и дети помогают. Те самые, что уехали из деревни в город. «Черти драные. Тут ли счас не жить!» Наум отводит душу в разговорах с квартирантом Юркой. Отец парнишки утонул на лесосплаве, а у матери еще трое ребятишек младше Юрки. В их деревне нет школы-десятилетки. Вот Юрка и квартирует у старика за немалую для них плату 5 рублей. Его мечта – выучиться на хирурга.
Старик противоречит Юрке во всем. Ругает город, учителей, науку, учебники. Работай – и все будет. А школьник защищает все «Новое». К примеру, в космос летать надо, чтобы установить контакт с местными. Поучиться у них всему. Чтоб раз – и прямо с печки по видеоприемнику поболтать с внуками. Ну, и чтоб человек до 120 лет жил. Но уже сейчас прогресс во всем. Чуму и бешенство победили. А Академик Павлов ради науки, умирая, свои ощущения студентам пересказывал. «А сколько он собак прирезал, чтобы рефлексы доказать!», нервную систему объяснить. Юра втолковывает деду, что надо несколько раз перебороть рефлекс, не пить – и свободен!
Наум наслушался, да притащил парнишке шмат вкуснейшего сала. На этот раз не в долг, а даром. Сытый Юрка веселеет. А Наум все про Павлова думает. Ведь и у него были дети. «Никого если бы не было родных-то, не много надиктуешь. Одному-то плохо». Тут Юрка даже спорить не стал.
Читательский дневник по рассказу «Космос, нервная система и шмат сала» Шукшина
Сюжет
Старый Наум Евстигнеич мается с похмелья и спорит с квартирантом 8-классником Юркой, бедным пареньком из многодетной семьи, что растет без отца (тот утонул на работе), мечтает стать хирургом и учится в здешней школе. Деду обидно, что молодежь стремится в город. И его дети. И без этого люди жили. Юрка объясняет важность науки. В космосе – обмен технологиями с пришельцами, нервную систему академик Павлов изучил. Вот продержится раз-другой дед без выпивки в день пенсии – и рефлекс отомрет. Этот Павлов, умирая, все стадии студентам описал. В ответ Наум кормит мальчишку салом, и утешается мыслью, что и у Павлова были дети. Ведь одному и работа не в радость.
Отзыв
Рассказ о споре поколений, деревни и города. Дед Наум обижен на детей, ставших горожанами. Ему одиноко. Но по привычке он продолжает вести хозяйство, копить, беречь каждую копейку. Даже себе на опохмел жалеет. И с бедного квартиранта берет хорошую плату. Но в один день сдается, соглашается, что жизнь идет вперед, без науки никак. Его дети тоже в городе прогресс двигают. Он жалеет будущего хирурга, кормит даром. Ведь совсем одному плохо. И раз уж не своих, хоть чужого покормить. Кстати, мечта Юры о связи по «видеоприемнику» теперь сбылась. Рассказ учит с уважением относиться к чужой точке зрения, помогать друг другу, прощать обиды, не сдаваться, верить в лучшее, трудиться на пользу всем – каждый на своем месте.
Источник