Меню

Косые лучи солнца пронизывают весь лес

Урок русского языка по теме «Безличные предложения». 8-й класс

Класс: 8

Ключевые слова: русский язык , безличные предложения

Цели:

  • Продолжать закреплять умения определять вид односоставных предложений.
  • Научиться определять, чем выражено сказуемое в безличном предложении.

Задачи

  • Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
  • Развивать память, речь, образное мышление учащихся.
  • Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы.

Оборудование: раздаточные карточки, таблица «Способы выражения сказуемого в Безличном предложении», карточки-примеры, контрольные карточки.

ХОД УРОКА

1.

Здравствуйте, ребята. Откройте тетради, напишите число, классная работа.

2. Продолжите мою мысль

  • Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делает предмет речи?, это…(сказуемое)
  • В предложении «В театре тихо», слово «тихо» …(сказуемое)
  • Для пословиц и поговорок типичны … предложения. (обобщенно-личные)
  • Подлежащее можно легко восстановить в … предложениях. (Определенно-личные)
  • В неопределенно-личных предложениях сказуемое имеет форму …(3-го лица мн.ч., или прош.вр. мн.ч.)

3. Укажите односоставные предложения: (на доске)

а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.

б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой. (обобщенно-личное, повествование с обобщенным смыслом; сказуемое выражено глаголом 2-го лица, ед.ч.)

в) Искрится и переливается снег в лунном свете.

г) За окном завьюжило. (безличное, сказуемое выражено безличным глаголом)

— Расскажите о тех односоставных предложениях, которые вы уже знаете, по схеме: (схема написана на доске)

  • Объяснить название
  • Форма сказуемого
  • Употребление в речи
  • Пример

За рассказ плюсы получают…

4. Тема урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с односоставными безличными предложениями. Посмотрим, чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении.

— О чём говорит нам название «безличное» предложение? (нет и не может быть подлежащего, т.е. лица, выполняющего действие – «без лица», действие происходит само по себе).

— Найдите в составе сложного предложения односоставное предложение (предложения написаны на доске)

1) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

— Состояние чего рисует это предложение? (природы)

2) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.

— О чём здесь говорит нам безличное предложение? (состояние человека)

5. Работа с раздаточным материалом (с целью анализа таблицы «Способы выражение сказуемого в безличном предложении»)

— Перед вами предложения. Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены, пользуясь таблицами у вас на столах. Чем выражено сказуемое в безличном предложении

Безличный глагол ( с –ся и без –ся)

1. Думается в основном о конце света.

Личный глагол в безличном значении.

2. Завыло, запело вдали густо, пронзительно.

3. Идти дальше некуда.

Слово категории состояния на -о

4. На душе было легко и радостно.

Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом

5. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.

Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.

6. Нет сна, есть видимость его.

Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-.

7. В номере было накурено.

— Какое предложение звучит красивее: Наступает вечер или Вечереет?

— Чем можно объяснить распространённость безличных предложений в художественной речи? (выразительность; лаконичная форма обозначения состояния природы и человека; передают личное отношение, восприятие действительности)

6. ИГРА «ДА–НЕТ» (физкультминутка)

1 задание

1. Назывные предложения — это односоставные предложения. +

Читайте также:  Пиджак под черное платье солнце

2. Безличные глаголы изменяются по лицам и числам. –

3. Определенно-личные предложения- это односоставные предложения. +

4. Это предложение с одним главным членом, совпадающим по выражению с подлежащим. –

5. Это предложения, в которых иногда глагол-сказуемое имеет форму повелительного наклонения. +

6. Безличное предложение – односоставное. +

7. В безличных предложениях можно восстановить подлежащее. –

8. Назывные предложения могут быть распространенными. +

9. Назывные предложения не могут быть распространенными. –

10. Неопределенно-личные предложения- это двусоставные предложения. –

11.В них можно восстановить подлежащее. +

12. В них можно вводить подлежащее-местоимение 1,2 лица. —

2 задание «Пословицы и поговорки»

Дополните пословицы и поговорки. К какому типу односоставных предложений они относятся?

1. Без труда не… и рыбку из пруда.

3. Не … «гоп», пока не … .

4.Бездонную бочку водой не …

5……- и саночки возить.

(Вынешь; едешь, будешь; говори, перепрыгнешь; наполнишь; любишь кататься, люби.)

7. Работа в парах

1. Докажите, что пред вами текст.

2. Найти в тексте безличные предложения, сколько их? Чем выражено сказуемое?

3. Сделать вывод о функции безличного предложения в художественной речи. (субъективное восприятие действительности, описать состояние души)

— Работаете ровно столько, сколько звучит мелодия.

К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись ароматом новой соломы, бодро идёшь к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студёной заре необыкновенно ясно. Темнеет. Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар, ещё раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, добредешь до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

(К ночи становится очень холодно и росисто. – инфинитив и слово категории состояния; Темнеет. – безличный глагол; Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. – безличный глагол. Вывод: )

Плюсы могут себе поставить…

8. Контрольные раздаточные карточки

— Выпишите безличные предложения. Объяснить орфографию в пропусках.

Двусоставное предложение 3, 6, 8.

Определённо–личное предложение 1, 2, 5.

Безличное предложение 4, 7, 9.

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых реш…ток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи ст…яли к…роткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса п…веяло теплотой. (Теплота повеяла от ее голоса)

5) Вдыхаешь запах м…розной пр…хлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось. (В ту ночь никто не спал)

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В воздухе пахнет сосновой см…лой. (Сильно пахнет сосновая смола)

Плюсы могут себе поставить…

9. Творческое задание

— Ну, а сейчас я попрошу вас придумать по 2–3 безличных предложения на тему «Осенний день», а «Осенняя песня» П.И.Чайковского, я думаю, вам поможет.

(спросить 2–3 человека прочитать свои работы)

Плюсы могут себе поставить…

ВЫВОД: Сегодня мы закончили знакомство с глагольными односоставными предложениями. Итак, давайте еще раз назовем их: (ответы учащихся.

Источник

Открытый урок Безличные предложения

Тема: Безличные предложения.

Цел ь : Д ать понятие учащимся о безличных предложениях

1) Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.

2) Развивать память, речь, образное мышление учащихся.

3) Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы и окружающих нас людей

Оборудование: раздаточные карточки, презентация, интерактивная доска, карточки-примеры.

Читайте также:  Небо голубое восход солнце

2. Повторение пройденной темы:

(раздаточные карточки на каждом ряду)

Определенно – личные предложения

Определенно – личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.

Неопределенно – личные предложения

Неопределенно – личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван отдельным словом и мыслится как неопределенное лицо.

3. Односоставные предложения — это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.

5. Укажите односоставные предложения:

а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.

б) Искрится и переливается снег в лунном свете.

в) За окном завьюжило.

6. Начнём с систематизации полученных знаний.

Какие предложения называются односоставными?

В односоставном предложении ( в отличие от двусоставного) общее значение выражено одним главным членом предложения- подлежащими или сказуемым.

Сравните, определите, какое из предложений – односоставное?

1. Вот бегает дворовый мальчик.

2. За дверью громко разговаривали

7. Прежде чем знакомиться с БЕЗЛИЧНЫМИ предложениями, покажите, как вы умеете узнавать другие односоставные предложения. Из предложенных укажите (письменно):

А) односоставные назывные

Б) односоставные определённо-личные

В) односоставные неопределённо-личные (или обобщённо-личные)

Поговори со мною, мама.

Сижу у моря, смотрю на берег.

Шум, возня, беготня беспрестанная.

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Не обижайся на меня.

Великолепный зимний день!

На вокзале тебя встретят.

Проверим правильность: А) 3, 7 Б) 1, 2, 5, 6 В) 4, 8

8 . Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее.

Лес. Звонкие голоса птиц.

9. Сообщение темы.

Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица поэтому они называются безличными.

Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет подлежащего:

Например: Смеркалось. Вечереет.

Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.

Часто безличные глаголы образуются от личных глаголов с помощью суффикса –ся.

— О чём говорит нам название «безличное» предложение? (нет и не может быть подлежащего, т.е. лица, выполняющего действие – «без лица»).

личный глагол безличный глагол

Ребенок не спит Ребенку не спится

Безличный глагол показывает, что действие совершается само собой, как бы помимо чьей-либо воли.

Безличными называются односоставные предложения, в которых действие и состояние не создаются деятелем:

Например: Светает . Попить бы чаю!

В них обычно передаются состояние природы, человека, окружающей среды.

Например: Приятно пахнет черемухой.

Главный член безличных предложений имеет форму сказуемого и может быть выражен:

1) Безличным глаголом:

Так всегда светает в Москве ранней весной.

2) Личным глаголом в форме 3-го лица, ед.числа, наст. буд. времени или в форме среднего рода прошедшего времени:

Пахнет сеном над лугами.

3) Инфинитивом (неопределенной формой глагола)

4) Вспомогательным глаголом в безличном употреблении в сочетании с инфинитивом:

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре.

5) Глаголом-связкой в сочетании с наречием:

10. Работа над предложениями.

1) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.

— О чём здесь говорит нам безличное предложение? (состояние человека)

2) Контрольные раздаточные карточки.

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса повеяло теплотой.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

Читайте также:  Солнце будет вставать среди ночи

9) В избе жарко натопили.

10) В воздухе пахнет сосновой смолой.

11) Всенародный референдум.

Референдум – воля граждан, выражающаяся в голосовании.

Бор – это сосновый лес на сухой почве.

Бреду – идти медленно, с трудом.

Смола – вещество, выделяемое растениями

11. Работа с учебником у доски, упражнение 1,2

12. Безличные предложения

Европу прорубить окно.

13. Делимся на исследовательские группы

Перед вами несколько предложений.

Ваша задача: выделяя грамматическую основу, найти безличные предложения, исследовать, какой частью речи, в какой форме могут выступать сказуемые в безличных предложениях.

В результате: представляете схему: «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях».

Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами. Запах густ, сладко-приторен и нежен. Сквозь мглу видно всё. Но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Всходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж. Можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна.

Пахнет – глагол в 3-м лице настоящего времени.

Разобрать – глагол в неопределённой форме.

Не бывало – глагол в прошедшем времени, в среднем роде.

Различить – глагол в неопределённой форме.

14. Восстановить пропущенное слово:

И в раю жить . одному.

Делано наспех, . на смех.

И друга и врага можно . в трех обстоятельствах: в пути, и горе и в болезни.

Где добра . там не ищи правды.

Каково живется, таково и .

Надо всем знать, как врага .

Уважение трудно заработать, но легко .

Упавшему в воду нечего . дождя.

Нерешительному не . удачи.

Глупому не . и с ума сойти.

1)тошно; 2)сделано; 3) испытать; 4) нет;

5) спится; 6) распознавать; 7)потерять

8) бояться; 9) знать (или видать); 10) страшно.

15. Итог урока. ИГРА «ДА – НЕТка»

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

4) Безличное предложение – это односоставное предложение?(ДА)

5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

17. Домашнее задание

Номер материала: ДВ-058525

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Минпросвещения планирует организовать форум Учителей года

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования

Время чтения: 2 минуты

Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы

Время чтения: 1 минута

Дети воспринимают голосовых помощников как живых существ

Время чтения: 3 минуты

В Госдуме предложили разрешить школам и вузам выбирать программы обучения

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector