Меню

Косые лучи солнца это как

Косые лучи заходящего солнца

Вновь содрогается заря багряной птицей
В петлю попав просвета сизых облаков,
Ей не под силу взвиться огненной зарницей,
Крыла увязли в мгле силков.
Перевернись ища в тисках лазейки,
Стальных объятий прост просчёт.
В час предзакатный новый день златою змейкой,
Свинец косым лучём прозжёт.

А.Ф. Лосев о символике косых лучей заходящего солнца в произведениях Ф.М. Достоевского:
«Творчество Ф. Достоевского все пронизано глубокими символическими образами, которые у нас еще далеко не сведены воедино. Достаточно указать хотя бы на сны Свидригайлова, припадок князя Мышкина или кошмары Ивана Карамазова. Однако по крайней мере об одном символе Достоевского можно говорить вполне определенно ввиду уже произведенного исследования на эту тему, которым и можно воспользоваться.
Это — символ косых лучей заходящего солнца, которые, как показывает исследование, появляются в романах Достоевского в самые ответственные и глубокие моменты развития действия, свидетельствуя в композиционном смысле как раз о переломном значении этих моментов. Достоевский прежде всего противопоставляет эти косые лучи заходящего солнца мрачному и злому виду старого Петербурга, который всегда переживался Достоевским как некий призрак и мутное наваждение.
На фоне этого сумрачного призрака города постоянно и появляется у Достоевского символ косых лучей заходящего солнца. Можно сказать, у Достоевского нет ни одного романа или повести, где бы эти лучи не появлялись. Символическая нагрузка этого образа трудноописуема. С одной стороны, это символ щемящей тоски, наступающего конца и кончины, невозвратимой силы и молодости, погибших надежд и бесплодных упреков, всегда таящий, однако, в себе нечто сладостное, красиво-грустное и задумчиво-скорбное. С другой стороны, однако, этот символ Достоевского указывает на светлое и возвышенное среди этих болот, грязи, вечно моросящего неба, злого и упрямого, сердитого города.
Страшные блуждания Раскольникова и Мышкина по этому холодному и злому городу сопровождаются этими же косыми лучами заходящего солнца. «Даже самое солнце, отлучившееся на ночное время вследствие каких-то самых необходимых причин к антиподам, и спешившее было с такою приветливою улыбкою, с такою роскошной любовью расцеловаться с своим больным балованным детищем, остановилось на полдороге; с недоумением и с сожалением взглянуло на недовольного ворчуна, брюзгливого, чахлого ребенка и грустно закатилось за свинцовые тучи». Об этой страшной антитезе двух символов, уходящего чистого солнца и грязного, мрачного города-призрака, Достоевский красноречиво говорит не раз. «Только один луч, светлый и радостный, как будто выпросясь к людям, резво вылетел на миг из глубокой фиолетовой мглы, резво заиграл по крышам домов, мелькнул по мрачным отсырелым стенам, раздробился на тысячу искр в каждой капле дождя и исчез, словно обидясь своим одиночеством,- исчез, как внезапный восторг, ненароком залетевший в скептическую Славянскую душу, которого тотчас же и устыдится, и не признает она. Тотчас же распространились в Петербурге самые скучные сумерки. Был час пополудни, и городские куранты, казалось, сами не могли взять в толк, по какому праву принуждают их бить такой час в такой темноте».
Под влиянием этого закатного солнца, пробивающегося в окна церковного купола, Ордынов («Хозяйка») «в припадке глубоко волнующей тоски и какого-то подавленного чувства». «прислонился к стене, в самом темном углу церкви, и забылся на мгновение». В повести «Слабое сердце»- «морозно-мутная даль, вдруг заалевшая последним пурпуром кровавой зари, догоравшей на мгляном небосклоне».
В «Белых ночах» герой повести кричит: «Есть, друг мой Настенька, в моем дне один час, который я чрезвычайно люблю. Это тот самый час, когда кончаются почти всякие дела, должности и обязательства, и все спешат по домам»; и далее, тот же герой говорит о себе в третьем лице: «Неравнодушно смотрит он на вечернюю зарю, которая медленно гаснет на холодном петербургском небе. Он теперь уже богат своею особенною жизнью; он как-то вдруг стал богатым, и прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним и вызвал из согретого сердца целый рой впечатлений».
В прологе романа «Униженные и оскорбленные» читаем: «К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость, как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь, или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» В этом же романе молодая, измученная, нежная и прекрасная Нелли умирает в лучах заходящего солнца: «В прелестный летний вечер она попросила, чтоб подняли штору и отворили окно в ее спальне. Окно выходило в садик; она долго смотрела на густую зелень, на заходящее солнце и вдруг попросила, чтобы нас оставили одних». То же самое можно сказать о смерти Мари в «Идиоте», Лизы в «Вечном муже», брата Зосимы в «Братьях Карамазовых». В «Идиоте» офицер ругает старуху хозяйку за присвоение ею чужой миски, а она в это время умирает — на закате солнца. Вельчанинов в «Вечном муже» целует могилу своей дочери Лизы на закате солнца, отчего ему становится легче и бодрее. «Это Лиза послала мне, это она говорит со мной», подумалось ему». В «Преступлении и наказании» Раскольников после убийства старухи тоже идет по городу на закате солнца; а после его признания Соне в этом убийстве он тоже бродит по городу, причем Достоевский пишет: «. внутренняя, беспрерывная тревога еще поддерживала его на ногах и в сознании, но как-то искусственно, до времени.
Он бродил без цели. Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной, мертвящей тоски, предчувствовалась какая-то вечность на «аршине пространства». В вечерний час это ощущение обыкновенно еще сильней начинало его мутить.
— Вот с этакими-то глупейшими, чисто физическими немощами, зависящими от какого-нибудь заката солнца, и удержись сделать глупость. Не то что к Соне, а к Дуне пойдешь,- пробормотал он ненавистно. Собираясь повиниться в убийстве перед Соней, он встречается с ней на закате солнца, и на закате же солнца он целует землю на площади «с наслаждением и счастьем».
Мы не будем здесь перечислять всех многочисленных и очень ответственных мест из сочинений Достоевского, где закатные лучи солнца играют глубочайшую роль не только в поведении героев, но даже и с точки зрения композиции его романов. Тоска Ставрогина и рассказ Хромоножки Шатову об ее переживаниях на закате солнца в «Бесах»; закатная тоска Подростка в пансионе и видение им матери тоже в закатных лучах; «золотой век» Ставрогина в прошлом и «золотой век» будущего у Версилова, тоже озаренные закатными лучами; видение Алешей своей матери в косых лучах заходящего солнца (причем Достоевский здесь подчеркивает: «косые-то лучи и запомнил всего более»); прощание молодого Зосимы с умирающим братом, умиленное и любовное, опять-таки в косых лучах заходящего солнца,- все это свидетельствует о данном символе именно в нашем смысле слова и едва ли требует комментария. О том, что закатное солнце у Достоевского не только не исключает восходящего солнца, но и предполагает его, об этом мы читаем слова того же Зосимы в эпилоге «Братьев Карамазовых»: «Старое горе великою тайной жизни человеческой переходит постепенно в тихую умиленную радость; вместо юной кипучей крови наступает кроткая ясная старость! благословляю восход солнца ежедневный, и сердце мое по-прежнему поет ему, но уже более люблю закат его, длинные косые лучи его — а с ними тихие, кроткие умиленные воспоминания, милые образы изо всей долгой и благословенной жизни».
Перед нами здесь насыщенный глубочайшими переживаниями образ, который, подобно математической функции, разлагается в бесконечный ряд своих перевоплощений, начиная от щемящей тоски умирания и скорбного сознания о невозвратном прошлом вместе с тайно веселящей грустью, переходя через торжество и ликующую победу полуденного солнца и кончая тем же закатом, который, однако, вселяет уже примирение с жизнью, умиротворение и надежду на победоносную правду».
А.Ф. Лосев. «Проблема символа и реалистическое искусство»

Читайте также:  Защита квартиры от солнца своими руками

Источник

косые лучи

Универсальный русско-английский словарь . Академик.ру . 2011 .

Смотреть что такое «косые лучи» в других словарях:

ЛУЧИ — Видеть во сне ярким добрым утром бьющие в окно косые лучи солнца, в которых видны стоящие в воздухе мелкие пылинки, – такой сон предвещает, что вы сделаете для себя приятное открытие в отношении своего избранника (или мужа). Видеть лучи… … Сонник Мельникова

Огранка — 1) технологический процесс шлифования и полирования природных и синтетических минералов. Шлифованием осуществляется съём основной массы минерала путём нанесения на поверхность заготовки граней для придания ей формы будущего изделия,… … Большая советская энциклопедия

Достоевский, Федор Михайлови — писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия

ЛУЧ — ЛУЧ, луча, муж. 1. Воспринимаемая глазом узкая полоса света, исходящая от какого нибудь светящегося предмета. Косые лучи заходящего солнца. Лучи восходящего солнца. Звездный луч. Сноп лучей. «Ночью в колыбель младенца месяц луч свой заронил.»… … Толковый словарь Ушакова

КОСОЙ — 1. КОСОЙ1, Косая, косое; кос, коса, косо. 1. Расположенный наклонно к горизонтальной плоскости, не отвесный. Косой дождь. Косые лучи солнца. Дождь падал косо (нареч.). 2. Идущий в сторону под углом к главному направлению, расположенный по… … Толковый словарь Ушакова

КОСОЙ — 1. КОСОЙ1, Косая, косое; кос, коса, косо. 1. Расположенный наклонно к горизонтальной плоскости, не отвесный. Косой дождь. Косые лучи солнца. Дождь падал косо (нареч.). 2. Идущий в сторону под углом к главному направлению, расположенный по… … Толковый словарь Ушакова

Читайте также:  Детский крем от солнца биодерма

косой — прил., употр. часто Морфология: кос, коса, косо, косы и косы; косее; нар. косо 1. Линия или плоскость является косой, если она идёт не прямо, с наклоном, под углом к горизонтальной плоскости. Косой дождь. Косые лучи заходящего солнца. Тетрадь в… … Толковый словарь Дмитриева

Отряд Десятиногие ракообразные (Decapoda) — Из всех ракообразных десятиногие издавна пользуются наиболее широкой известностью . Популярный представите л ь этого отряда речной рак неизменный герой бесчисленных сказок и басен. Он фигурирует в числе знаков Зодиака, а с крабами… … Биологическая энциклопедия

LICHEN — (от греч. leichen лишай), название, унаследованное от Гиппократа и Галена и употреблявшееся в дерматологической литературе 18 и 19 вв. для обозначения самых разнообразных кожных заболеваний, главным же образом в смысле, придаваемом ему Вилланом… … Большая медицинская энциклопедия

ЖИЛИЩЕ — ЖИЛИЩЕ, может рассматриваться и изучаться во первых как комплекс технически оформленных сан. условий в жизни человека в периоды его повседневного труда и отдыха в т. н. домашней обстановке и во вторых как приемы и типы самого технического… … Большая медицинская энциклопедия

полпути́ — полпути, м. Половина пути. Вернуться с полпути. □ [Я] стал подниматься по дороге в гору. На полпути я оглянулся. Косые лучи утреннего солнца весело играли по лужам. Вересаев, Порыв. ◊ на полпути < (бросить, остановить, остановиться и т. п.)>на… … Малый академический словарь

Источник

Значение словосочетания «косые солнечные лучи»

Значение слова «коса&raquo

КОСА́ 1 , -ы́, вин. ко́су, мн. ко́сы, ж. Заплетенные волосы. Носить косы.

КОСА́ 2 , -ы́, вин. ко́су и косу́, мн. ко́сы, ж. Ручное сельскохозяйственное орудие для скашивания травы и злаков в виде длинного изогнутого ножа, отточенного с одной стороны и прикрепленного к длинной рукоятке. Точить косу. Отбивать косу.

КОСА́ 3 , -ы́, вин. ко́су и косу́, мн. ко́сы, ж. 1. Длинная узкая отмель, идущая от берега, или низменный узкий мыс. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «солнечный&raquo

СО́ЛНЕЧНЫЙ , —ая, —ое; —чен, —чна, —чно. 1. только полн. ф. Прил. к солнце (в 1 знач.). Солнечная энергия. Солнечный спектр. Солнечные лучи. Солнечное тепло. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «луч&raquo

ЛУЧ , -а́, м. 1. Узкая полоса света, исходящая от какого-л. источника света, светящегося предмета. Яркий луч. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова бинокулярный (прилагательное):

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Косой лучи

При резком рельефе поверхности микрошлифа высококонтрастное изображение получается при применении освещения в темном поле, когда на поверхность шлифа направляют только косые лучи , охватывающие наблюдаемый участок со всех сторон. [16]

Кроме меридиональных лучей, которые распространяются в плоскости, образованной диаметром и осью волокна и пересекают его ось, существенную роль в переносе световой энергии играют косые лучи , не пересекающие ось волокна и распространяющиеся в волокне по ломаным винтовым линиям. При этом одна часть косых лучей, падающих на входной торец световода, распространяется вдоль волокна и образует левовраща-тельную ломаную винтовую линию, другая часть — правовраща-тельную. [17]

Коллиматор Соллера обеспечивает получение почти параллельного пучка лучей с малым угловым раствором. Косые лучи , идущие вне этого раствора, поглощаются пластинами коллиматора. Метод Соллера имеет меньшую дисперсию, чем метод Бреггов, но обладает высокой светосилой, что важно при анализе на легкие элементы. Повышение светосилы спектрометра с плоским кристаллом достигается увеличением размеров образца, кристалла и детектора. [18]

Чем больше скошен пучок падающих лучей, тем большую поверхность он покрывает и тем меньше, следовательно, приходится тепла на каждый квадратный метр этой поверхности ( фиг. По этой причине косые лучи греют землю слабее прямых, что мы и наблюдаем утром и вечером по сравнению с полднем. Эта же причина вызывает интенсивнейший прогрев земли у экватора и слабейший — IB полярных областях. [19]

Зона облучения ультрафиолетовыми лучами расположена непосредственно под лампой. Чтобы отраженные или косые лучи не попадали на изделия, находящиеся вне зоны облучения, последняя ограничена экранами 4, создающими колодец, обеспечивающий равномерность облучения и перпендикулярность лучей к плоскости облучаемого стекла. [21]

Если освещать объект светом, параллельным оси микроскопа ( далекий источник света, плоское зеркало, удаленный конденсор, прикрытая апертурная диафрагма), то около краев зерна сохранят свое вертикальное направление только те лучи, для которых показатели преломления зерна и жидкости равны. Если теперь прикрыть диафрагму объектива, чтобы изъять косые лучи , то края зерна будут иметь интенсивную окраску, отвечающую той области спектра, для которой совпадают показатели преломления зерна и жидкости. В случае, если ось светового пучка не вполне параллельна оси оптической системы, результат может быть неправильным. [22]

Читайте также:  Время самого раннего восхода солнца

Все приведенные выше характеристики прохождения света вдоль оптического волокна получены из условия распространения меридиональных лучей, которые падают и распространяются в плоскости диаметра волокна и пересекают его ось. Однако существенную роль в переносе световой энергии по волокну играют косые лучи , не пересекающие ось волокна и распространяющиеся в волокне по ломаным винтовым линиям. [23]

Интенсивность солнечной радиации, падающей на какую-либо поверхность, зависит от угла, под которым падают на эту поверхность солнечные лучи. Наибольшее количество лучистой энергии приносят отвесно падающие солнечные лучи, наименьшее — косые лучи , падающие под наименьшим углом. Поэтому, чтобы эффективнее использовать солнечную радиацию, рекомендуется придавать телу соответствующий наклон. Для этой цели следует наиболее Е1ыгодным образом использовать особенности рельефа данной местности. [24]

Дело в том, что лучи, выходящие из воды почти отвесно, меньше других меняют свое направление, оттого и дно в таких местах кажется менее приподнятым, чем в других, откуда в наш глаз вступают косые лучи . Естественно, что самое глубокое место должно казаться нам лежащим прямо под лодкой, хотя бы дно было совсем ровно. [25]

Более непосредственное суждение о части спектра, для которой имеет место совпадение показателей преломления, достигается в методе Черкасова [25, 26], который требует применения объектива, снабженного ирисовой диафрагмой, расположенной в верхней фокальной плоскости. Если освещать объект светом, параллельным оси микроскопа ( далекий источник света, плоское зеркало, удаленный конденсор, прикрытая апертурная диафрагма), то около краев зерна сохранят свое вертикальное направление только те лучи, для которых показатели преломления зерна и жидкости равны. Если теперь прикрыть диафрагму объектива, чтобы изъять косые лучи , то края зерна будут иметь интенсивную окраску, отвечающую той области спектра, для которой совпадают показатели преломления зерна и жидкости. В случае, если ось светового пучка не вполне параллельна оси оптической системы, результат может быть неправильным. [26]

Главным фактором, определяющим температуру, является количество поступающей солнечной радиации, которое заисит от ее интенсивности и продолжительности. Чем вертикальнее направление солнечных лучей на поверхность, тем меньше слой атмосферы, через который они проникают. Кроме того, вертикальные лучи доставляют большую концентрацию энергии на единицу площади, чем косые лучи , достигающие полюсов. На продолжительность солнечной радиации влияет как длина дня, абсолютно ограничивающая количество поступающей лучистой энергии, так и изменение облачности. Кроме того, отмечается снижение температуры с увеличением высоты над уровнем моря. На каждые 100 м возрастания высоты температура изменяется в среднем на 0 5 С, приблизительно в 1000 раз больше изменения температуры с широтой. Это объясняется тем, что большая часть атмосферной тепловой энергии поступает непосредственно от земной поверхности и только косвенно от солнца. Кроме того, воздух нижнего слоя тропосферы содержит больше водяных паров и пыли и более эффективно поглощает земную радиацию, что и объясняет наличие снежных вершин на горах экваториальной зоны, например на знаменитой горе Килиманджаро. [27]

Чем выше поднимается солнце и короче становятся тени, тем хуже бывают условия для съемки: свет становится менее объемным, плоским и совершенно неинтересным в цветовом отношении. Это, однако, не относится к съемкам в горах, где в глубоких ущельях солнце появляется только в то время, когда оно поднимается до зенита. Это также не относится к зимнему, раннему весеннему и позднему осеннему периоду, когда можно снимать в течение всего дня, так как косые лучи солнца позволяют снимать в любое время дня. [28]

Поскольку свет испытывает отражение под разными углами на разных траекториях ( в различных модах), длина пути, соответствующая различным модам, также отличается. Таким образом, различные лучи затрачивают меньше или больше времени на прохождение одной и той же длины волокна. Лучи, которые движутся вдоль центральной оси ядра без отражений, достигают противоположного конца волокна первыми. Косые лучи появляются позднее. Свет, попадающий в волокно в одно и то же время, достигает противоположного конца в различные моменты времени. Световой импульс расплывается во времени. [29]

Применение одной из трех названных систем естественного освещения зависит от назначения и размеров помещения, от требований к его освещению, а также от расположения помещения в плане здания. В зданиях с большими площадями для естественного освещения используют главным образом фонари или прозрачные части покрытий, выполненные из стекложелезобетона. Нетрудно себе представить предприятие с окнами верхнего света. Они сделаны из специального стекла, которое при правильной установке пропускает утром косые лучи с востока, а в течение всего дня — прохладный свет с севера, отражая в то же время жаркие лучи летнего полуденного солнца. С утра до вечера цехи залиты мягким, равномерным, а главное, естественным светом. Это особенно важно для тех, кто работает в горячих цехах. [30]

Источник

Adblock
detector