Меню

Косые лучи солнца чередование

§ 12. Чередование гласных -а и -о в корне -кас — кос-

Наталья Анатольевна

Гость

§ 12. Чередующиеся гласные в корне слова

В русском языке есть корни с чередованием гласных а//о и е//и. // — это значок, который обозначает чередование. Чтобы правильно писать корни с чередованием гласных, требуется выучить несколько правил.

1. Правописание корней -кос- // -кас- зависит от суффикса, следующего после корня. Если после корня стоит суффикс -а-, то и в корне -кас- пишется гласный а, например: касается.

Если после корня -кос- нет суффикса — а, то в корне пишется — о, например: прикоснётся.

Слова с орфограммой «Чередование гласных а и о в корне -кос- // -кас» следует отличать от слов с орфограммой «Проверяемые гласные в корне слова».

Пример № 1: косолапый мишка. Слово косолапый образовано от слова косо, то есть криво + слово лапа. Косолапый — это сложное слово, потому что оно состоит из двух корней кос и лап. Между этими двумя корнями находится соединительная гласная о.

Пример № 2: скосить траву. Слово скосить образовано от слова косит, гласный о проверяется ударением, значит это орфограмма «Проверяемый гласный в корне слова».

Пример № 3: неизведанный косогор. Слово косогор образовано от слова косо, то есть неровный. этот гласный о проверяется ударением, значит это орфограмма «Проверяемый гласный в корне слова».

Костный — слово образовано от слова кость. Корень кост.
Костный мозг.
Косный — не восприимчивый к новому. Косным может быть мнение, идея, позиция или убеждение. Корень кос.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Графически выделите орфограммы в словах с пропущенными буквами.

Какие словосочетания не относятся к орфограмме «Чередование гласных а и о в корне -кос- // -кас-». Аргументируйте Ваш ответ.

Прик__снуться к мячу, прик__саться к сенсорному экрану, провести к__сательную линию, старая газонок__силка, к__сые лучи солнца, тема меня не к__сается, пролетающие к__сатки, лёгкое прик__сновение, где-то за к__согором, к__сный взгляд на идею.

Источник

Чередующиеся гласные кос-, кас- в корне слова

В корне кос-/кас- чере­ду­ю­щи­е­ся глас­ные а//о пишут­ся в соот­вет­ствии с орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом. Чередующиеся глас­ные нель­зя про­ве­рять ударением.

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке в кор­нях гла­го­лов к а са́ться — к о сну́ться на месте без­удар­ных глас­ных про­из­но­сит­ся один и тот же звук [а].

В этих кор­нях про­изо­шло чере­до­ва­ние без­удар­ных глас­ных а//о, кото­рые невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, вос­поль­зо­вав­шись орфо­гра­фи­че­ским правилом:

в без­удар­ном сло­ге пишет­ся та бук­ва, кото­рая высту­па­ет под уда­ре­ни­ем в фор­ме это­го сло­ва или род­ствен­ном слове.

Например:

Правописание слов с корнем кас-/кос-

Для того что­бы выбрать в корне кос-/кас- напи­са­ние бук­вы «о» или «а», при­ме­ним орфо­гра­фи­че­ское правило:

Посмотрим, как рабо­та­ет это пра­ви­ло в напи­са­нии слов:

  • к а с а ться
  • к а с а ние
  • к а с а тель­ный
  • по к а с а тель­ной
  • прик а с а ться
  • прик а с а юсь
  • прик а с а лся
  • соприк а с а ться.

В соста­ве этих род­ствен­ных слов и их грам­ма­ти­че­ских форм име­ет­ся гла­голь­ный суф­фикс -а-, кото­рый зада­ет напи­са­ние бук­вы «а» в корне к а с-.

Читайте также:  Под яркими лучами солнца журчит ручей синтаксический разбор

В корне к о с- пишет­ся бук­ва «о», так как это­го суф­фик­са нет в мор­фем­ном соста­ве сле­ду­ю­щих слов:

Чтобы усво­ить напи­са­ние слов с чере­ду­ю­щи­ми глас­ны­ми в корне кас-/кос-, про­чтём при­ме­ры предложений.

Примеры

Вдруг слов­но весен­ний вете­рок к о снул­ся застыв­ше­го леса (Г. Скребицкий).

На наших гла­зах про­буж­да­ет­ся река. Она еще скры­та в утрен­нем тумане, когда пер­вые лучи солн­ца к о сну­лись зем­ли (В. Бялик).

В нем все­гда сто­ял шум, пото­му что это был ста­рый, дре­му­чий бор, кото­ро­го не к а сались еще пила и топор лес­но­го барыш­ни­ка (В. Короленко).

Солнце всё ниже, ниже. Вот к о сну­лось оно уже края луга, вер­хуш­ки трав засве­ти­лись мали­но­вым све­том (В. Хлиманов).

Видеоурок «Чередование гласных в корне КАС КОС»

Источник

Урок русского языка «Правописание чередующихся корней кос-кас»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Тема урока: Правописание чередующихся корней -кас- и -кос-.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Скачать:

Вложение Размер
publikatsiya_otkr_urok_kas-kos_6_kl_-_kopiya.docx 44.42 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

МУ «Бичурское районное управление образованием»

МБОУ «Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»

Конкурс на лучшую методическую разработку по оценке предметных, метапредметных, личностных результатов обучающихся по русскому языку и литературе, иностранным языкам, истории и обществознанию

Тема МР : Урок русского языка в 6 классе

«Правописание чередующихся корней -кас- и -кос- »

Составитель: Бурцева Маргарита Николаевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

Тема урока : Правописание чередующихся корней -кас- и -кос-.

Тип урока : урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная : формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.

Содержательная: формирование знаний о правописании корней –кас-/-кос-.

Личностные : обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные УУД : обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД : обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся получит возможность устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД : обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы и формулировать своё мнение; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные : обучающийся научится правописанию а/о в корнях –кас-/-кос-; обучающийся получит возможность находить такие слова в текстах и научится составлять предложения, находить и исправлять ошибки.

Необходимое оборудование : учебник «Русский язык», 6 класс. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. 2016.

Предметно-образовательная среда : лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал : алгоритм проверки правописания корней –кас/кос-, эталоны для самопроверки

Методы и приемы, используемые в ходе урока:

-наблюдение над языком

Предлагаемые методы оценивания :

  1. Эталон
  2. Беседа, общая дискуссия, обсуждение
  3. Работа по карточкам
  4. Самооценка
  5. Расширенный опрос
  6. Составление алгоритма
  7. Наблюдение
  8. Расширенный опрос
  9. Контрольное упражнение

Технология обучения: Технология развития критического мышления

Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

1 этап. Организационный момент. Приветствие

2 этап. Мобилизующий этап. Мотивация к учебной деятельности.

3 этап. Актуализация прочного учебного действия

4 этап. Выявление места и причины затруднения

5 этап. Построение проекта выхода из затруднения

6 этап. Реализация построения проекта

7 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

8 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону

9 этап. Этап включения в систему знаний и повторения

10 этап. Этап рефлексии

11 этап. Домашнее задание

1 этап. Организационный момент. Приветствие

Учитель. Добрый день, друзья! Мне хочется пожелать вам радостного, творческого настроения, которое не покидало бы вас в течение всего урока.

2 этап . Мобилизующий этап. Мотивация к учебной деятельности .

Прочтите пословицу, которая написана на доске. Как вы её понимаете?

Мир освещается солнцем, а голова – знанием (пословица)

Ученик. Я думаю, что знания дают уверенность помогают развитию.

Ученик. Я считаю, главное значение этой пословицы в том, что человек без знаний, как без света. Без знаний он пропадет.

Ученик. Неграмотный — что слепой.

Учитель . Молодцы, ребята. А вы готовы получить знания?

3 этап. Актуализация прочного учебного действия

Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил работу по карточкам, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.

Эталон №1 к работе по карточкам

Способы образования слов

Сложением двух основ

Учитель. Те, кто выполнил упражнение, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах.

Эталон № 2 к упражнению

1. В старославянский язык слово «работать» пришло из индоевропейского языка, где корень «orbhos» означал «барщина, работа на кого-либо». Сперва он сохранял это значение и в древнерусском языке — «неволя, рабство». Постепенно смысл слова трансформировался в «работать на кого-то». До революции в слове «работа» корнем считался «раб», а корень «работ» появился позднее. Сейчас слово «работа» означает «труд», не обязательно — подневольный.
2. Привередливый — изначально производное от вередливый, то есть «неженка, слабый» и означало «слишком чувствительный к боли» (слово «веред» обозначало «боль, болячка, рана»). Сейчас «привередливый » означает «капризный, придирчивый к мелочам».
3. Слово «ворожить» встречается в русском языке с конца 12 в. «Ворогами» славяне называли колдунов, отсюда и появились слова «ворожить, обворожить», т.е. «колдовать», «околдовать», «наложить чары». Сейчас «обворожить» значит «вызвать чей-то восторг, восхищение, пленить своей красотой».

Учитель. Те, кто выполнил задание «Описание помещения», подойдите ко мне.

Учитель. Те, кто выполнил задание по карточке без ошибок, поднимите руки. Молодцы, справились с заданием. А у кого-нибудь возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Предполагаемый ответ. Ученик. Я допустил ошибку в слове лесник. Исправить ошибку помог сосед по парте. Он объяснил, что это слово образовано от слова лес .

Учитель. Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения?

Ученик. Все мы сделали правильно.

Учитель. Прочитайте сочинение описание выбранного вами помещения, а вы, ребята, внимательно послушайте и решите, справился ли ваш одноклассник с заданием, всё ли он написал по плану.

План описания помещения.

Предполагаемый ответ. Ученик . Мой одноклассник хорошо справился с заданием, описал исторический музей школы, но я не услышал предложения о предметах быта, которые имеются в музее.

Ученик. Да, действительно, ты прав.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.

Ученика (цы) 6 класса по теме «Правописание корней –кас-, -кос-»

Домашнее задание по карточкам, упр. №179 , сочинение описание помещения.

Источник

Корни с чередующимися гласными: вся теория с примерами, исключениями и, главное, с корнями-омонимами

Обычно я даю ученикам теорию под запись: мы на уроке рисуем в тетради таблицы, схемы, фиксируем правила. И эта тетрадь на время подготовки к ЕГЭ становится настольной книгой одиннадцатиклассника, в которой он может найти ответ на любой вопрос, касающийся экзаменационных заданий. На мой взгляд, когда ученик каким-то образом самостоятельно фиксирует новый материал, теория усваивается лучше. Бывали случаи, когда я для экономии времени давала заранее распечатанные на листочках правила и просила вклеить их в тетрадь. Судьба таких листочков чаще всего была печальной: они терялись. Поэтому продолжаем всё записывать.

Никого это особо не напрягало (во всяком случае, недовольства никто не высказывал). Но вот появляется новый ученик и вежливо просит всю теорию выдавать в распечатанном виде. Со следующей недели приступаем к блоку орфография, поэтому попыталась свести всю теорию по корням с чередующимися гласными в один документ. Вот что у меня получилось:

1.Чередование зависит от ударения:

Искл.: выгарки (остатки от сгорания), изгарь (что-то перегоревшее), пригарь (привкус гари)

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием гор/гар (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ) : ГОРистая (местность), ГОРевать, ГОРизонт, ГАРмония, ГОРдиться, ГОРчица, оГОРчение, отГОРодиться и др.

-клон-/-клан- поклОниться /клАняться

Буквосочетания, созвучные корню с чередованием твор/твар: оТВАРить (картофель)

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием зор/зар: проЗОРливый, ЗАРываться и др.

Всегда А, кроме слов-исключений: пловец, пловчиха

2. Чередование гласной зависит от последующей согласной:

-лаг-/-лож- перед Г пишем А, перед Ж — О слАгаемое/слОжение

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием лаг/лож (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ): бЛАГополучный, ЛОГичный, усЛОЖнённый и др.

-раст-/-ращ-/-рос- перед СТ и Щ пишем А, перед С — О вырАщенный/вырОсший

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием: сокРАЩение, РОСинка

Искл.: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав

-скак-/-скоч- перед К пишем А, перед Ч — О выскАкивать/выскОчить

Искл.: скачок, скачу

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием: СКАЧать

3. Чередование зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-:

-кос-/-кас- если за корнем есть суффикс А, в корне пишем А

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием кос/кас: КОСой, выКОСить, КОСичка, КОСтёр, КОСтёл и др.

-бир-/-бер, -пир-/-пер-, -дир-/-дер-, -тир-/-тер, -мир-/мер-, -жиг-/ -жег-, -стил-/-стел, -блист-/-блест-, -чит-/-чет- если за корнем есть суффикс А, в корне пишем И

прибИрать/прибЕру; запИрать/запЕреть; удИрать/удЕру; утИрать/утЕреть; замИрать/замЕреть; зажИгалка/зажЕг; расстИлать/расстЕлить; блИстать/блЕстеть; вычИтать/вычЕт

Искл.: сочетание, сочетать

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием: сМИРение, приМИРять (врагов), приМЕРять (платье), МЕРидиан, суМЕРки, ПЕРцовый, ПЕРила, ПИРог, ПИРовать, ДИРижёр, ТЕРминология, СТИЛист, БЕРёзовый, БЕРёт, сБЕРежения, и др.

4. Чередование гласной зависит от значения слова:

О — пропускать, впитывать жидкость вымОкнуть

А — погружать, опускать в жидкость обмАкнуть

О — ровная, гладкая поверхность вырОвненное поле

А — равный, одинаковый урАвнение

Искл.: равнина, поровну

5. Корни с чередованием ИМ/А(Я), ИН/А(Я)

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корням с чередованием: начИНить, почИНить.

Надеюсь, статья будет кому-нибудь полезна. Если у кого-то есть замечания или дополнения, с радостью выслушаю. Хотелось бы узнать мнение коллег, как вы предпочитаете давать новый материал: под запись или в готовом виде?

Для подготовки к 9-му заданию ЕГЭ можно использовать публикации:

Источник

Adblock
detector