§ 12. Чередование гласных -а и -о в корне -кас — кос-
Наталья Анатольевна
Гость
§ 12. Чередующиеся гласные в корне слова
В русском языке есть корни с чередованием гласных а//о и е//и. // — это значок, который обозначает чередование. Чтобы правильно писать корни с чередованием гласных, требуется выучить несколько правил.
1. Правописание корней -кос- // -кас- зависит от суффикса, следующего после корня. Если после корня стоит суффикс -а-, то и в корне -кас- пишется гласный а, например: касается.
Если после корня -кос- нет суффикса — а, то в корне пишется — о, например: прикоснётся.
Слова с орфограммой «Чередование гласных а и о в корне -кос- // -кас» следует отличать от слов с орфограммой «Проверяемые гласные в корне слова».
Пример № 1: косолапый мишка. Слово косолапый образовано от слова косо, то есть криво + слово лапа. Косолапый — это сложное слово, потому что оно состоит из двух корней кос и лап. Между этими двумя корнями находится соединительная гласная о.
Пример № 2: скосить траву. Слово скосить образовано от слова косит, гласный о проверяется ударением, значит это орфограмма «Проверяемый гласный в корне слова».
Пример № 3: неизведанный косогор. Слово косогор образовано от слова косо, то есть неровный. этот гласный о проверяется ударением, значит это орфограмма «Проверяемый гласный в корне слова».
Костный — слово образовано от слова кость. Корень кост. Костный мозг. |
Косный — не восприимчивый к новому. Косным может быть мнение, идея, позиция или убеждение. Корень кос. |
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Графически выделите орфограммы в словах с пропущенными буквами.
Какие словосочетания не относятся к орфограмме «Чередование гласных а и о в корне -кос- // -кас-». Аргументируйте Ваш ответ.
Прик__снуться к мячу, прик__саться к сенсорному экрану, провести к__сательную линию, старая газонок__силка, к__сые лучи солнца, тема меня не к__сается, пролетающие к__сатки, лёгкое прик__сновение, где-то за к__согором, к__сный взгляд на идею.
Источник
Чередующиеся гласные кос-, кас- в корне слова
В корне кос-/кас- чередующиеся гласные а//о пишутся в соответствии с орфографическим правилом. Чередующиеся гласные нельзя проверять ударением.
В современном русском языке в корнях глаголов к а са́ться — к о сну́ться на месте безударных гласных произносится один и тот же звук [а].
В этих корнях произошло чередование безударных гласных а//о, которые невозможно проверить ударением, воспользовавшись орфографическим правилом:
в безударном слоге пишется та буква, которая выступает под ударением в форме этого слова или родственном слове.
Например:
Правописание слов с корнем кас-/кос-
Для того чтобы выбрать в корне кос-/кас- написание буквы «о» или «а», применим орфографическое правило:
Посмотрим, как работает это правило в написании слов:
- к а с а ться
- к а с а ние
- к а с а тельный
- по к а с а тельной
- прик а с а ться
- прик а с а юсь
- прик а с а лся
- соприк а с а ться.
В составе этих родственных слов и их грамматических форм имеется глагольный суффикс -а-, который задает написание буквы «а» в корне к а с-.
В корне к о с- пишется буква «о», так как этого суффикса нет в морфемном составе следующих слов:
Чтобы усвоить написание слов с чередующими гласными в корне кас-/кос-, прочтём примеры предложений.
Примеры
Вдруг словно весенний ветерок к о снулся застывшего леса (Г. Скребицкий).
На наших глазах пробуждается река. Она еще скрыта в утреннем тумане, когда первые лучи солнца к о снулись земли (В. Бялик).
В нем всегда стоял шум, потому что это был старый, дремучий бор, которого не к а сались еще пила и топор лесного барышника (В. Короленко).
Солнце всё ниже, ниже. Вот к о снулось оно уже края луга, верхушки трав засветились малиновым светом (В. Хлиманов).
Видеоурок «Чередование гласных в корне КАС КОС»
Источник
Урок русского языка «Правописание чередующихся корней кос-кас»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема урока: Правописание чередующихся корней -кас- и -кос-.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_otkr_urok_kas-kos_6_kl_-_kopiya.docx | 44.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
МУ «Бичурское районное управление образованием»
МБОУ «Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»
Конкурс на лучшую методическую разработку по оценке предметных, метапредметных, личностных результатов обучающихся по русскому языку и литературе, иностранным языкам, истории и обществознанию
Тема МР : Урок русского языка в 6 классе
«Правописание чередующихся корней -кас- и -кос- »
Составитель: Бурцева Маргарита Николаевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Тема урока : Правописание чередующихся корней -кас- и -кос-.
Тип урока : урок «открытия» новых знаний.
Деятельностная : формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.
Содержательная: формирование знаний о правописании корней –кас-/-кос-.
Личностные : обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Регулятивные УУД : обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные УУД : обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся получит возможность устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД : обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы и формулировать своё мнение; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Предметные : обучающийся научится правописанию а/о в корнях –кас-/-кос-; обучающийся получит возможность находить такие слова в текстах и научится составлять предложения, находить и исправлять ошибки.
Необходимое оборудование : учебник «Русский язык», 6 класс. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. 2016.
Предметно-образовательная среда : лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями
Демонстративный материал : алгоритм проверки правописания корней –кас/кос-, эталоны для самопроверки
Методы и приемы, используемые в ходе урока:
-наблюдение над языком
Предлагаемые методы оценивания :
- Эталон
- Беседа, общая дискуссия, обсуждение
- Работа по карточкам
- Самооценка
- Расширенный опрос
- Составление алгоритма
- Наблюдение
- Расширенный опрос
- Контрольное упражнение
Технология обучения: Технология развития критического мышления
Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
1 этап. Организационный момент. Приветствие
2 этап. Мобилизующий этап. Мотивация к учебной деятельности.
3 этап. Актуализация прочного учебного действия
4 этап. Выявление места и причины затруднения
5 этап. Построение проекта выхода из затруднения
6 этап. Реализация построения проекта
7 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
8 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону
9 этап. Этап включения в систему знаний и повторения
10 этап. Этап рефлексии
11 этап. Домашнее задание
1 этап. Организационный момент. Приветствие
Учитель. Добрый день, друзья! Мне хочется пожелать вам радостного, творческого настроения, которое не покидало бы вас в течение всего урока.
2 этап . Мобилизующий этап. Мотивация к учебной деятельности .
Прочтите пословицу, которая написана на доске. Как вы её понимаете?
Мир освещается солнцем, а голова – знанием (пословица)
Ученик. Я думаю, что знания дают уверенность помогают развитию.
Ученик. Я считаю, главное значение этой пословицы в том, что человек без знаний, как без света. Без знаний он пропадет.
Ученик. Неграмотный — что слепой.
Учитель . Молодцы, ребята. А вы готовы получить знания?
3 этап. Актуализация прочного учебного действия
Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил работу по карточкам, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.
Эталон №1 к работе по карточкам
Способы образования слов
Сложением двух основ
Учитель. Те, кто выполнил упражнение, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах.
Эталон № 2 к упражнению
1. В старославянский язык слово «работать» пришло из индоевропейского языка, где корень «orbhos» означал «барщина, работа на кого-либо». Сперва он сохранял это значение и в древнерусском языке — «неволя, рабство». Постепенно смысл слова трансформировался в «работать на кого-то». До революции в слове «работа» корнем считался «раб», а корень «работ» появился позднее. Сейчас слово «работа» означает «труд», не обязательно — подневольный.
2. Привередливый — изначально производное от вередливый, то есть «неженка, слабый» и означало «слишком чувствительный к боли» (слово «веред» обозначало «боль, болячка, рана»). Сейчас «привередливый » означает «капризный, придирчивый к мелочам».
3. Слово «ворожить» встречается в русском языке с конца 12 в. «Ворогами» славяне называли колдунов, отсюда и появились слова «ворожить, обворожить», т.е. «колдовать», «околдовать», «наложить чары». Сейчас «обворожить» значит «вызвать чей-то восторг, восхищение, пленить своей красотой».
Учитель. Те, кто выполнил задание «Описание помещения», подойдите ко мне.
Учитель. Те, кто выполнил задание по карточке без ошибок, поднимите руки. Молодцы, справились с заданием. А у кого-нибудь возникли затруднения при выполнении домашнего задания?
Предполагаемый ответ. Ученик. Я допустил ошибку в слове лесник. Исправить ошибку помог сосед по парте. Он объяснил, что это слово образовано от слова лес .
Учитель. Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения?
Ученик. Все мы сделали правильно.
Учитель. Прочитайте сочинение описание выбранного вами помещения, а вы, ребята, внимательно послушайте и решите, справился ли ваш одноклассник с заданием, всё ли он написал по плану.
План описания помещения.
Предполагаемый ответ. Ученик . Мой одноклассник хорошо справился с заданием, описал исторический музей школы, но я не услышал предложения о предметах быта, которые имеются в музее.
Ученик. Да, действительно, ты прав.
Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.
Ученика (цы) 6 класса по теме «Правописание корней –кас-, -кос-»
Домашнее задание по карточкам, упр. №179 , сочинение описание помещения.
Источник
Корни с чередующимися гласными: вся теория с примерами, исключениями и, главное, с корнями-омонимами
Обычно я даю ученикам теорию под запись: мы на уроке рисуем в тетради таблицы, схемы, фиксируем правила. И эта тетрадь на время подготовки к ЕГЭ становится настольной книгой одиннадцатиклассника, в которой он может найти ответ на любой вопрос, касающийся экзаменационных заданий. На мой взгляд, когда ученик каким-то образом самостоятельно фиксирует новый материал, теория усваивается лучше. Бывали случаи, когда я для экономии времени давала заранее распечатанные на листочках правила и просила вклеить их в тетрадь. Судьба таких листочков чаще всего была печальной: они терялись. Поэтому продолжаем всё записывать.
Никого это особо не напрягало (во всяком случае, недовольства никто не высказывал). Но вот появляется новый ученик и вежливо просит всю теорию выдавать в распечатанном виде. Со следующей недели приступаем к блоку орфография, поэтому попыталась свести всю теорию по корням с чередующимися гласными в один документ. Вот что у меня получилось:
1.Чередование зависит от ударения:
Искл.: выгарки (остатки от сгорания), изгарь (что-то перегоревшее), пригарь (привкус гари)
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием гор/гар (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ) : ГОРистая (местность), ГОРевать, ГОРизонт, ГАРмония, ГОРдиться, ГОРчица, оГОРчение, отГОРодиться и др.
-клон-/-клан- поклОниться /клАняться
Буквосочетания, созвучные корню с чередованием твор/твар: оТВАРить (картофель)
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием зор/зар: проЗОРливый, ЗАРываться и др.
Всегда А, кроме слов-исключений: пловец, пловчиха
2. Чередование гласной зависит от последующей согласной:
-лаг-/-лож- перед Г пишем А, перед Ж — О слАгаемое/слОжение
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием лаг/лож (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ): бЛАГополучный, ЛОГичный, усЛОЖнённый и др.
-раст-/-ращ-/-рос- перед СТ и Щ пишем А, перед С — О вырАщенный/вырОсший
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием: сокРАЩение, РОСинка
Искл.: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав
-скак-/-скоч- перед К пишем А, перед Ч — О выскАкивать/выскОчить
Искл.: скачок, скачу
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием: СКАЧать
3. Чередование зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-:
-кос-/-кас- если за корнем есть суффикс А, в корне пишем А
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием кос/кас: КОСой, выКОСить, КОСичка, КОСтёр, КОСтёл и др.
-бир-/-бер, -пир-/-пер-, -дир-/-дер-, -тир-/-тер, -мир-/мер-, -жиг-/ -жег-, -стил-/-стел, -блист-/-блест-, -чит-/-чет- если за корнем есть суффикс А, в корне пишем И
прибИрать/прибЕру; запИрать/запЕреть; удИрать/удЕру; утИрать/утЕреть; замИрать/замЕреть; зажИгалка/зажЕг; расстИлать/расстЕлить; блИстать/блЕстеть; вычИтать/вычЕт
Искл.: сочетание, сочетать
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием: сМИРение, приМИРять (врагов), приМЕРять (платье), МЕРидиан, суМЕРки, ПЕРцовый, ПЕРила, ПИРог, ПИРовать, ДИРижёр, ТЕРминология, СТИЛист, БЕРёзовый, БЕРёт, сБЕРежения, и др.
4. Чередование гласной зависит от значения слова:
О — пропускать, впитывать жидкость вымОкнуть
А — погружать, опускать в жидкость обмАкнуть
О — ровная, гладкая поверхность вырОвненное поле
А — равный, одинаковый урАвнение
Искл.: равнина, поровну
5. Корни с чередованием ИМ/А(Я), ИН/А(Я)
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корням с чередованием: начИНить, почИНить.
Надеюсь, статья будет кому-нибудь полезна. Если у кого-то есть замечания или дополнения, с радостью выслушаю. Хотелось бы узнать мнение коллег, как вы предпочитаете давать новый материал: под запись или в готовом виде?
Для подготовки к 9-му заданию ЕГЭ можно использовать публикации:
Источник