Меню

Космос ссср союз 1

Катастрофа корабля «Союз-1»

Сегодня в продолжение темы космических ЧП, на заре освоения космоса, я хотел бы рассказать о первом советском пилотируемом космическом корабле серии «Союз». Так же этот корабль по роковому стечению обстоятельств стал в том числе и первым кораблём, который открыл список космонавтов, ставших жертвами космических катастроф.

Подготовка к запуску

Шёл 1967-ой год, космическая гонка в самом разгаре, Американцы готовятся запустить новый корабль «Аполлон» с макетом лунного модуля. А у нас нет ни мощной ракеты с достаточной разгонной силой для полета к Луне, ни самого корабля. А между тем, темп гонки только нарастает.

Корабли типа «Восход» не подходят для длительных полетов, а значит и не подходят для полёта на Луну. В королевском КБ началась разработка принципиально нового корабля — он получил имя «Союз». Одна из модификаций которого должна была отправиться к спутнику Земли.

Новые корабли собирают в три смены, разрабатывая, строя и испытывая по сути одновременно.

Первые испытания начались в 1966 году. В ходе испытаний три беспилотных «Союза» отправляют в космос. Ни один из них этих полетов не проходит без замечаний. Один корабль сгорел в аомосфере, другой — ещё на старте, третий — утонул. В итоге все испытания оказались полностью либо частично неудачными. Всего инженеры зафиксировали около 200 замечаний к конструкции корабля. Однако под давлением руководства страны было принято решение, что пилотируемый полёт должен состояться.

20 апреля 1967 года состоялась госкомиссия перед стартом. Обычно это не более, чем пустая формальность, но на этот раз первый же ответ Комарова ввёл в ступор всю комиссию. На вопрос: «готовы ли вы полететь?» он ответил: «Корабль сырой, при предварительной подготовке выявлено много серьёзных дефектов, с которыми нельзя отправляться в полёт». После паузы кто то из членов комиссии спросил: «Так значит вы трусите?». На что Комаров смог выговорить лишь два слова: «Лететь готов».

Конечно, комиссия «одобряет» старт. Он назначается на 23 апреля 1967 года. На эту дату назначают пуск «Союза-1», там летит один Комаров. На следующий день за ним должен стартовать «Союз-2» с экипажем из трёх человек. Они должны состыковываются на орбите, после чего двое космонавтов из второго «Союза» переходят в первый. К слову говоря, стоит заметить, что в то время для перехода из одного корабля в другой не было специальных переходов и он должен был осуществляться путём выхода космонавтов в открытый космос. Это сложнейшая и абсолютно новая операция на ещё не опробованном корабле, которая даже звучит как нечто, что никак не может закончиться успехом.

Гагарин (он был дублёром и полетел бы в случае, если бы Комаров не смог полететь) был последним, кто видел Комарова живым. Он поднялся вместе с ним на лифте на верхнюю площадку фермы обслуживания и подождал пока закроется люк, успев крикнуть: «До скорой встречи!». Увы, этой встрече не суждено состояться.

Полёт и катастрофа «Союз-1»

Ровно в 3 часа 35 минут ракета оторвалась от пусковой позиции. Через 540 секунд корабль вышел на орбиту. В бункере на Байконуре, где оборудован командный пункт — аплодисменты! Но радость сменилась тревогой.

Борис Черток пишет: «Первый доклад телеметристов ударил по натянутым нервам: «Пока не открылась левая панель солнечной батареи. ». На следующем витке выясняется — не работает и солнечно- звездный датчик». Это значит, что автоматика корабля не сможет его сориентировать правильно. Придётся всё делать вручную.

Космонавт пытался открыть солнечную батарею раскруткой корабля вокруг своей оси, но к сожалению это не помогло, батарея не раскрывалась и электроэнергии стало катастрофически не хватать не то что бы на стыковку, а под угрозой стал сам факт успешного возвращения. Но это спасло всю команду «Союз-2». Командование до последнего настаивало на его пуске, но после целого ряда неполадок всё же согласилось на отмену запуска второго корабля.

Читайте также:  Гугл мапс космос достижения

Было принято решение сажать корабль на 17-ом витке. Дальше тянуть опасно — может не хватить запасов электроэнергии. Однако у Земли нет связи с кораблем — он ушел на глухие витки — это когда его орбита проходит не над территорией СССР и советские станции слежения не могут установить с ним связь. Только на 13-м витке удается «словить» Комарова. Он успевает доложить: «На ночной стороне трудно ориентироваться по бегу Земли вручную».

На 17 витке. Гагарин передает инструкции Комарову, космонавту желают успешной посадки. Но спустя полтора часа выясняется, что траектория корабля не изменилась. Он не свернул к Земле! Комаров докладывает, что «Союз» «не послушался», упорно отворачивал нос от Земли. Никаких новых инструкций ему передать не успевают. Корабль снова уходит из зоны видимости.

Подготовить все, чтобы посадить «Союз» на следующем, 18-ом витке не удастся. Только на 19-ом витке Комаров ориентирует корабль. Он входит в плотные слои атмосферы. 24 апреля в 6 часов 22 минуты баллистики подтвердили — корабль идет на посадку в 65 километрах восточнее Орска. В Евпатории облегченно выдохнули.

А уже ближе к 8 утра Гагарина вызвали к телефону. Звонила Москва. Он вернулся хмурый:

— Мне приказано срочно вылетать в Орск. Приземление прошло ненормально. Больше ничего не знаю…

Как позже выяснилось, уже после вхождения в плотные слои атмосферы, на заключительном участке приземления произошёл отказ парашютной системы: по окончательно неустановленным причинам вытяжной парашют на высоте 7 км (при скорости около 220 м/с) не смог вытянуть из лотка основной парашют. При этом успешно вышедший на высоте 1,5 км запасной парашют не наполнился, так как его стропы обмотались вокруг не отстреленного вытяжного парашюта основной системы.

В итоге спускаемый аппарат ударился о землю со скоростью около 50 м/с, что привело к мгновенной гибели космонавта. Так же от удара были повреждены ёмкости с пероксидом водорода, который, как сильный окислитель, усугубил пожар, в результате чего аппарат практически полностью сгорел.

Почему так произошло, выясняли десятки комиссий. Модели спускаемых аппаратов сбрасывали с вертолета, пытаясь смоделировать ситуацию. Но всякий раз парашютная система срабатывала. Борис Черток приводит наиболее правдоподобную версию. При подготовке «Союзов» Комарова и Быковского спешили. Крышки парашютных контейнеров не были изготовлены в срок, и сейчас уже не выяснить, чем и как на самом деле закрывали контейнеры.

Если бы на «Союзе-1» открылись обе солнечные батареи и не было отказа датчиков, состоялся бы пуск «Союза-2», после стыковки космонавты Хрунов и Елисеев перешли бы в корабль Комарова. В этом случае они бы погибли втроем, а чуть позднее с большой вероятностью мог бы погибнуть и Быковский (он должен был стать командиром «Союза-2»).

В конце остаётся лишь добавить, что модифицированные версии данного космического аппарата летают и в настоящее время. В 2015 году была выпущенна модернизированная версия космического корабля «Союз ТМА-М». А в августе 2019 года планируется пуск беспилотной версии корабля Союз. Для запуска этого корабля будет использоваться ракета «Союз 2.1а». Корабль сможет находиться в космосе до 370 суток.

Интересные факты о космосе Сегодня, в продолжении темы интересных космических актов, хочется предложить ещё на четыре интере интересных факта на космическую тематику. Вы узнаете, в чём главный секрет проекта SpaceX? Почему на фото из космоса не видно звёзд?

Горбатый кит проглотил и выплюнул ныряльщика С ныряльщиком Майклом Паккардом произошло крайне необычайшее событие, когда он находился на глубине 14 метров в прибрежных водах Провинстауна, штат Массачусетс, когда его внезапно проглотил Горбатый кит!

5 мифов об анкологии Причины развития онкологии в организме человека до настоящего времени изучаются специалистами. В связи с этим среди населения появились различные мнения на этот счёт. Мы узнали о пяти наиболее распространённых мифах об онкологических заболеваниях.

Читайте также:  Скриптонит космос когда вышла

Как вернуть старый дизайн в Firefox? Firefox 89 обновил интерфейс браузера. И пользователи буквально разделились на два противоборствующих лагеря. Одни восприняли новость на «ура», а другие — начали искать способ, как вернуть всё как было. И именно для последних написана данная публикация.

Понравилась публикация? Поделись ей с друзьями!

Понравился сайт? Подпишьсь на нас в соцсетях!

Почему бы нам на сайте не добавить возможность комментирования публикаций? Как Вы на это смотрите?

Предлагаем вам принять участие в нашем опросе по поводу добавления на сайт формы комментариев.

Да, буду пользоваться

Нравится сайт? Поддержи проект!

Уважаемые посетители, на сайте работает система уведомлений о ошибках и опечатках. Если в Тексте сайта Вы нашли ошибку или опечатку, выделите её мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter. Все мы люди, все мы ошибаемся! 😉

Уважаемые посетители, копирование информации с сайта разрешается только при условии сохранения прямой кликабельной ссылки на страницу — источник информации. Пожалуйста, уважайте чужой труд.

Источник

«Союз-1» — первый советский космический корабль и его катастрофа

В 1961-ом году Советский Союз одержал важнейшую победу над США в космической гонке. Первым человек, вышедшим в космос, стал гражданин СССР. Теперь соперничество перешло на новый виток — боролись за то, кто же первым высадится на спутник Земли — Луну.

Космонавты СССР

Для воплощения этой цели в апреле 1962-го года вышло постановление Кабинета Министров, которое ознаменовало следующую веху в развитии космической программы Советов. Разработку нового комплекса, призванного обеспечить полет к безжизненному компаньону нашей планеты поручили конструкторскому бюро Королева. Уже год спустя был разработан первый концепт корабля, который впоследствии назовут “Союзом”.

Спустя три года начались совершаться первые пробные полеты. Стартовали с беспилотируемых запусков, первый из которых был запланирован на ноябрь 66-го года. Он вышел неудачным, при посадке космолет грозил разбиться об земную поверхность на территории другого государства, поэтому было активировано дистанционные заряды на самом корабле.

Следующий пробный полет запланировали на следующий месяц. Инженерные просчеты, которые привели к неудаче при первом запуске, были исправлены. Но произошло непредвиденное — случилось возгорание в одном из двигателей во время отладки системы. Прогремел взрыв, который забрал с собой жизни троих людей.

И наконец, последний пробный полет космического корабля без пилота на борту произошел 14-го февраля 1967-го года. Так как следующий подобный запуск решили проводить уже с живыми людьми на борту, внутри посадили манекен. И в этом случае все пошло наперекосяк. Была допущена серьезная инженерная ошибка в калибровке автоматической системе навигации. Из-за нее корабль израсходовал гораздо больше топлива чем было запланировано. Поэтому, не выполнив поставленную задачу, он аварийно приземлился вместо назначенного места в Аральском море, где и затонул. Лишне говорить, что будь на борту живой экипаж, а не манекены, никто бы не выжил

Трагическая история с несчастливым концом

На апрель 67-го был запланирован первый пилотируемый запуск корабля серии “Союз”. Назвали его просто — “Союз-1”. Несмотря на явный неуспех прошлых запусков и многочисленные недоработки в конструкции, правительство СССР настаивало на запуске космолета с живым человеком на борту. Причина такой настойчивости проста — успехи США. За два последних года американская космическая программа реализовала около десятка пилотируемых выходов на орбиту Земли.

Источник

«Союз-1»: Первая трагедия в истории космонавтики

41 год назад, 23 апреля 1967 года состоялся полет корабля «Союз-1» — первого из серии «Союзов». На его борту находился единственный космонавт, Герой Советского Союза инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров. Полет закончился катастрофой и гибелью космонавта. До сих пор неизвестно, что стало причиной трагедии — неуместная спешка в подготовке полета или случайность.

Читайте также:  Свинцово кислотная аккумуляторная батарея accu6v4ah космос

Идея о создании кораблей «Союз» возникла еще в 1961 году – через несколько месяцев после полета Юрия Гагарина. Почти сразу после триумфа советской космонавтики началось осуществление американской лунной программы, целью которой стала высадка астронавтов на естественный спутник Земли. В СССР решили вновь опередить американцев. Начался решающий этап лунной гонки.

В 1963 году вышло секретное постановление ЦК КПСС, согласно которому нашим космонавтам в ближайшие годы предстояло облететь Луну. Для этого был спроектирован корабль «Союз», испытания которого планировались в 1964 году, а пуск в эксплуатацию – уже в 1965-66-м году. Пилотируемый облет Луны на этом корабле планировался в 1967-м году, а высадка космонавтов на Луну – в 1968-м. Но, конечно же, для межпланетного перелета требовалась еще и сверхтяжелая ракета Н-1, которая должна была доставить на Луну модуль «Союз» вместе с экипажем.

«Союз-1» делался в спешке. По некоторым сведениям, перед полетом инженеры зафиксировали свыше сотни конструкционных дефектов. Однако правительство настояло на выполнении миссии в заданные сроки, чтобы сохранить за Советским Союзом превосходство в космической гонке с США и дать советским космонавтам возможность первыми высадиться на Луну.

Первые три беспилотных запуска, проводившиеся в конце 1966 – начале 1967 года оказались неудачными. Тем не менее, планировалось отправить на орбиту даже не один, а два пилотируемых корабля. В «Союзе-1» должен был стартовать Владимир Комаров, а на другом корабле должны были полететь Быковский, Елисеев и Хрунов. Нужно отметить, что дублером Комарова был не кто иной, как Юрий Гагарин. Говорят, что он, зная о неполадках в «Союзе» изо все сил пытался «подсидеть» Комарова. Он надеялся, что если участником полета назначат его, ситуация повернется в лучшую сторону. Тогда руководство не будет подвергать риску жизнь национального героя, и доработает технику до нужного уровня.

Но Комаров все-таки полетел. До этого в октябре 1964 года года он уже участвовал в полете космического корабля «Восход» вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Применительно к этому полету очень часто употребляют слово «впервые». «Восход» был первым в мире многоместным пилотируемым космическим аппаратом. В состав экипажа корабля впервые вошли не только лётчик, но также инженер и врач. А также впервые в истории экипаж совершил полёт без скафандров. И, конечно же, впервые была применена система мягкой посадки.

Увы, во втором полете Комарову не смогли помочь ни опыт, ни квалификация. То, что корабль неисправен, стало очевидно вскоре после начала полета. На «Союзе» не раскрылась левая панель солнечной батареи, не работал очень важный датчик системы ориентации. Благодаря своему профессионализму, Комарову удалось произвести ориентацию «Союза-1» практически без помощи приборов. Но отказ парашютной системы на высоте 7 километров оказался роковым. Через несколько минут спускаемый аппарат врезался в Землю. Комаров погиб, и это была первая трагедия в истории мировой космонавтики.

Чтобы подготовить «Союз» к следующему пилотируемому полету, потребовалась длительная доработка космического аппарата. Лишь через 17 месяцев после гибели Комарова «Союз» был по-настоящему готов к эксплуатации. Однако, задержка полета до 25 октября 1968 года и последующий взрыв ракеты носителя Н-1 3 июля 1969 года поставили крест на планах высадки советских космонавтов на Луну.

Впрочем, «Союзы», первый из которых был испытан ценой жизни одного из лучших наших космонавтов, в дальнейшем прекрасно показали себя и до сих пор работают без сколько-нибудь значительных усовершенствований. Это основные транспортные корабли, доставляющие космонавтов на МКС. Кстати, на базе «Союза» созданы и грузовые космические аппараты «Прогрессы».

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Adblock
detector