Античная философия
1Основоположником учения об атомном строении материи является…:
● Демокрит ○ Эпикур ○ Аристотель ○ Протагор
2Общей чертой учений софистов является …
● релятивизм ○ натурализм ○ диалектика ○ догматизм
3В основе античного космоцентризма лежит идея …
○ субстанции ● упорядоченного целого ○ божественного творения ○ алогичного становления
4Первым мыслителем, поставившим вопрос о различии между философией и другими областями знаний, был…
○ Гераклит ● Аристотель ○ Платон ○ Пифагор
5Философ, впервые сформулировавший проблему бытия и небытия в философии, – ○ Сократ ● Парменид ○ Фалес ○ Гераклит
6Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализма, отождествившим добродетель со знанием, являлся…
○ Аристотель ● Сократ ○ Анаксагор ○ Парменид
7Этический идеал стоиков – мудрец, достигший …
● апатии ○ счастья ○ свободы от судьбы ○ бессмертия
8Философом, признающим число как первосущее, был…
○ Аристотель ○ Парменид ● Пифагор ○ Гераклит
9Характерной чертой древнегреческой философии, отличающей ее от древневосточной, является …
○ пантеизм ● рационализм ○ панпсихизм ○ иррационализм
10Философия Платона имеет характер…
● объективного идеализма ○ материализма ○ скептицизма ○ субъективного идеализма
11По мнению древнегреческого философа Сократа, главной целью философии является …
○ познание Вселенной как единой органической целостности ○ религиозное знание ○ позитивное знание ● познание человеком самого себя
12Автором слов «Человек есть мера всех вещей» является …
○ Платон ○ Пифагор ○ Продик ● Протагор
13Представителями элейской философской школы являются …
☑ Ксенофан ☑ Зенон ☑ Парменид ☐ Анаксагор ☐ Гераклит
14В античном мировоззрении человек предстает как микрокосм, соединяющий в себе такие силы вселенной, как …
☑ логос ☑ полис ☑ хаос ☐ сансара ☐ сверх-Я
15Представителями античного атомизма являются …
☐ Платон ☐ Ж. Маритен ☑ Эпикур ☑ Демокрит
16Установите соответствие между философскими школами и представлениями о процессе познания.
1. софисты 2. эпикурейцы 3. стоики 4. скептики
знание должно быть простым
любое знание относительно — 1
достоверное знание невозможно — 4
знание дает наслаждение — 2
знание есть результат самовоспитания — 3
17В центре этических учений античных философов находится понятие «Благо» как конечная цель человеческих устремлений. Установите соответствие между представителями античной философии и теми идеями, которые отождествлялись с Благом.
1. Аристотель 2. Эпикур 3. Сенека
подавление аффектов -3
господство разумной природы над чувственной — 1
духовное наслаждение — 2
практическая полезность
18Аристотель в сочинении «Метафизика» выделил четыре причины бытия, каждая из которых выполняет определенную функцию в становлении и существовании каждой вещи. Установите соответствие между причинами бытия и понятиями, выражающими их функции. 1. Материальная 2. Формальная 3. Движущая 4. Целевая
Энтелехия — 4
эвдемония
сущность — 2
энергия — 3
субстрат — 1
19Установите соответствие между именами античных философов и представлениями о сущности процесса познания.
1. Демокрит 2. Сократ 3. Платон 4. Плотин
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
божественное откровение
припоминание душой идей — 3
слияние души с Единым — 4
нравственное совершенствование — 2
истечение копий с поверхности вещей — 1
20Аристотель относил к основным философским категориям …
☐ дедукцию ☐ принцип развития ☑ количество ☑ качество ☑ сущность ☐ индукцию
21Установите соответствие между представителями древнегреческой философии и онтологической проблематикой
1. Гераклит 2. Пифагор 3. Парменид 4. Демокрит 5. Платон
числа и их соотношения — 2
атомы, движущиеся в пустоте — 4
универсальность изменений в мире
Бог, творящий мир из ничего
умопостигаемые идеи и чувственно-конкретные вещи — 5
неподвижность и единство сущего – 3
22Установите соответствие между представителями древнегреческой натурфилософии и идеями первоначала всего существующего.
1. Фалес 2. Анаксимен 3. Гераклит 4. Эмпедокл
огонь, воздух, вода, земля — 4
воздух -2
вода — 1
огонь — 3
апейрон
23Установите соответствие между основными понятиями античной философии и их значениями.
1. Космос 2. Логос 3. Архе 4. Телос
упорядоченное целое — 1
первоначало — 3
предназначение сущего — 4
человек как часть целого
разумная необходимость — 2
24Установите соответствие между онтологическими идеями Платона и понятиями, их обозначающими.
1. Первоматерия 2. Эйдос 3. Вещь
бытие-становление — 3
небытие — 1
истинное бытие — 2
цель бытия
25Установите соответствие между античными философами и характерным для них пониманием сущности бытия
1. Все из Воды 2. Все из Воздуха 3. Все из Огня
Анаксимандр
Гераклит – 3 Анаксимен – 2
Фалес — 1
26Установите соответствие между именами античных философов и их высказываниями.
1. Гераклит 2. Парменид 3. Протагор 4. Платон 5. Аристотель
1 «В одну и ту же реку ты не вступишь дважды».
5 «Человек от природы есть политическое животное».
3 «Мера всех вещей – человек».
4 Различаются: «с одной стороны то, что всегда есть, но никогда не возникает, с другой – то, что всегда возникает, но никогда не существует».
«Смерть не имеет к нам никакого отношения».
2 «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Основные понятия древнегреческой философии
Проблема генезиса философии
Здесь можно назвать три подхода: мифогенный, гносеогенный и этосогенный. Они лежат в различных плоскостях, что обусловлено отмеченным выше различим в понимании существа философии. Кратко позиции могут быть сформулированы так: мифогенная концепция предполагает происхождение философии из мифа как трансформацию образного мышления в понятийное (Гегель); гносеогенная концепция видит в происхождении философии социально-исторически обусловленную попытку дать разумное, более того, научное объяснение явлениям бытия (Маркс); этосогенная (этос – поведение) концепция видит исток философии в самом существе человека: в той мере, в которой он превращается в самого себя, в нем рождается потребность и способность к философствованию (можно отнести уже к Аристотелю).
Между современностью и греческой философией – огромная дистанция: — историческая, культурная. Сегодня было бы очень трудно, едва ли возможно, встать на позиции первых греческих мыслителей, с которых они наблюдали мир. Нашими глазами трудно увидеть и сам мир, который открывался первым греческим философам. Реконструируя его в существенных чертах, можно было бы предполагать, что это был «мир сам по себе», «неочеловеченный», полный «самосущных», непостижимых и неподчиняющихся человеку сил. Это приоткрывает колоссальность самого замысла философии как намерения постижения мира. Проект философии предполагал постижение не частных, «подручных» закономерностей, а основ мира в его целостности, нераздробленности, величии и великолепии.
Чтобы подойти ближе к истокам ранней греческой философии, стоит разобрать несколько важных понятий, которыми пользовались первые философы в своих рассуждениях. Это, в частности, понятия «физис», «космос», «архе», «логос».
«Физис» значит «натура», «природа» (отсюда «физика» — наука о природе). Физис, говоря описательно, это все существующее, несущее в себе некий скрытый порядок и законы и подлежащее осмыслению. В ходе развития греческой философии это понятие постоянно обогащалось и усложнялось.
Близкое значение имеет понятие «космос» – Вселенная, мир, мыслимый и существующий как упорядоченное единство, а также собственно порядок, как антипод беспорядка – «хаоса». Заметим, что если сегодня для нас понятие «космос» несет преимущественно «пространственный» смысл (за пределами земной атмосферы), то для греков это оценочно-сущностная характеристика: мир, в котором царит явная и неявная гармония.
«Архе» – первопричина, то из чего происходят все вещи, праоснова, из которой проистекает все сущее, то, что при всех перевоплощениях реальных вещей остается самим собой. Это понятие уже тем, что оно существует, приоткрывает логику рассуждений греческих философов: сущее – единое, целостное и гармоничное – подлежит быть «схваченным» мыслью в его едином основании, причине – «архе».
«Логос» – понятие многозначное. Первоначально – это слово, речь, язык. Затем, в переносном смысле – мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон. Логос, таким образом, это то, чем постигается причина сущего, законы сущего, а также и сама эта причина и сам закон.
Понятия, о которых шла речь, образуют своего рода круг, в котором сосредоточена мысль первых философов, вопрошающих: Что есть это прекрасное гармоничное сущее? Почему оно есть? Какова его причина?
2. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (Фалес, Анаксимандр)
Первым греческим философом традиция называет Фалеса (VII – V вв. до н.э.). Инициировав философию «физиса», или «натурфилософию», он назвал первопричиной всего («архе») воду. Можно предполагать, что он исходил из простых соображений: вода – начало всего живого, высыхание влечет смерть живого. Но мысль Фалеса не ограничивается этим, достаточно внешним обстоятельством: вода как «архе» – не просто дает жизнь, а в многообразии своих состояний образует всю совокупность сущего.
Наблюдая за поведением «магнесийского камня» (магнита), он сделал вывод, что у него есть душа. По мнению Фалеса «все полно богов», т.е. всё существующее одушевлено, поэтому подвержено изменениям.
Анаксимандр был учеником Фалеса. У Анаксимандра появляется очень глубокая мысль (удивительно мало обратившая на себя внимание его философских современников), о том, что «архе» следовало бы связывать не с каким либо веществом, а с некоторой «идеей», постижимой только при помощи разума, что изначально снимет вопрос каким образом воплощается «архе» в конкретных вещах и какова природа его трансформаций. Действительно, мысль Фалеса уязвима в том отношении, что не ясно, каким образом все «составлено» из воды, как вода преобразуется в иное, вещи. Анаксимандр первоначалом называет «апейрон» – бесконечное, неопределенное, не имеющее границ. Апейрон все обнимает и окружает, ограничивает собой и управляет, им производятся все вещи. Удержать уровень интеллектуальной глубины и «утонченности» Анаксимандра в поисках первопричины оказывается нелегким делом, и его ученик Анаксимен делает в некотором отношении попятное движение, называя первопричиной сущего воздух.
Источник
Космоцентризм и основные понятия античной философии. (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)
Проблема рождения философии.
На заре развития человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология (миф в переводе с греческого «рассказ»). Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир. Мифология – образно-художественный способ объяснить мир, явления природы и жизни людей. В мифах человек не выделяет себя из природы.
Философия — любовь к мудрости, особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании, историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности. Зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет).
Классическая форма — Древняя Греция. Понятие введено Пифагором (580-500 до Р.Х. о. Самос). В качестве особой науки выделена Платоном.
Hеобходимые (но не достаточные) предпосылки возникновения философии: разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, pецептуpно-технологические знания («смотри на меня, делай как я, делай лучше меня»), наличие развитых текстовых сообщений (указы, эпосы, мифы).
Требуется определенное развитие уровня абстрактного мышления. Наличие денег. Функции языка: сигнальная, коммуникативная, описательная, аpгументивная (критика).
Три необходимых предпосылки. Структура мышления. Отсутствие тоталитаризма. Должен быть плюрализм, демократический режим. Особенности мифа: принципиально новый уровень мышления (субъективно-объективный, синкретический, нерасчлененный вид), ориентирован на стабилизацию самого себя (догматическое мышление).
Философия делает акцент на новациях, то есть акценты смещаются. Проблема устройства мира. Существует большое число мифов, посвященных этой теме. Инициирование ученика на то, чтобы он шел дальше своего учителя. Hадо рассуждать критически.
Сначала философия включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире.
Разделы философия: онтология (бытие и его сущности), гносеология (познание), логика (мышление, законы и формы), этика (мораль), эстетика (прекрасное), социальная философия (человеческое общество), история философии.
Предметом философия являются всеобщие свойства и связи.
Космоцентризм и основные понятия античной философии. (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа).
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе.
Космос — (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство.
Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот — все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается, никто не знает. Космос — порядок, понятие предложено Пифагором.
Натурфилософы (Фалес (625-545 до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандp (611-545 Милет), Анаксимен (585-525 Милет)) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное вещество — апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты усматривали основу мира в едином, незримом бытии.
Природа — (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Природа — первоначальная сущность (ядро вещи). Противоположность природе дух.
Логос — (первоначально слово, речь, язык; позже мысль, понятие, разум). У Гераклита (530-470 до Р.Х. Эфес) и стоиков — мировой разум, идентичный с безличной возвышающейся даже над богами закономерность Вселенной. Логос — единый для всего существования закон. По Гераклиту огонь и логос едины. Иногда, уже у стоиков Логос понимается как личность, как Бог.
Эйдос — (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе — учение о сущности. У Платона (427 –347 до Р.Х.) мир идей, эйдосов — истинное бытие из которого проистекает наш мир, как отражение.
Душа – совокупность побуждений сознания живого существа, особенно человека, тесно связанные с организмом психические явления. Древние представления – дыхание из вне. По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (форма которая осуществляется в веществе) жизнеспособного тела.
Основные представители (до Сократа):
Фалес (625-547 до Р.Х., Милет) – натурфилософ, все проистекает из воды.
Анаксимандр (610-540 до Р.Х., Милет) – айперон (вакуум).
Анаксимен (585-525 до Р.Х., Милет) – воздух.
Пифагор 580-500 до Р.Х., о. Самос) – числа, переселение душ.
Гераклит (530-470 до Р.Х., Эфес) – учение о логосе, борьба противоположностей, все изменяется.
Ксенофан (565-473 до Р.Х., Колофон) – земля произошла из моря, монотеист, скептик; единое и недвижимое –бог (природа).
Парменид (500-400, Элея) – разграничение рационального и чувственного.
Софисты – Протагор(480-410 до Р.Х.) и другие – учителя мудрости. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».
Источник