Меню

Космос лаборатория по исследованию

Космос лаборатория по исследованию

25-26 мая 2021 года жители Земли могут наблюдать удивительное астрономическое событие — Суперлуние, когда полнолуние совпадает с нахождением Луны в точке максимального сближения с нашей планетой менее 362 тысячи километров. В такой позиции спутник Земли выглядит более ярким и крупным, чем обычно.

  • Войдите на сайт для отправки комментариев
  • Читать далее
  • 349 просмотров

Китайская посадочная платформа с марсоходом совершила успешную посадку на Марсе

15 мая 2021 года посадочная платформа космического аппарата «Тяньвэнь-1» совершила успешную посадку, доставив на Марс первый китайский марсоход «Чжучжун». Китайское национальное космическое управление подтвердило факт посадки платформы в районе равнины Утопия в северном полушарии планеты.

  • Войдите на сайт для отправки комментариев
  • Читать далее
  • 240 просмотров

Кинематические модели Птолемея

Занялся я тут историей астрономии, долго изучал Коперника и Птолемея и научился-таки считать по Птолемею — по таблицам и по аналитике, которую написал сам. А что такого — эпицикл на дифференте — простая кинематика.

Вопрос — как из ЖЖ перенести текст с формулами сюда? И с кем бы мне обсудить результаты расчетов и их перспективы?)

Источник

Космос как лаборатория

В космосе проходят сотни научных экспериментов. Они совершенно уникальны, так как нигде на Земле невозможно воссоздать условия, которые есть на орбите. Расскажем про 10 самых интересных направлений.

Печать живых тканей на 3D-принтере

В конце прошлого года медицинская компания «Инвитро» отправила на МКС разработанный учеными лаборатории биопринтер «Орган.Авт». С его помощью космонавт Олег Кононенко провел эксперимент по печати тканей щитовидной железы мыши и хряща человека. На формирование микроорганов ушли сутки, это быстрее, чем на Земле. Напечатанная на биопринетере щитовидная железа внешне не похожа на естественную, но такая задача и не ставилась, главное — внутреннее структурное сходство, и его удалось добиться. После возвращения напечатанных тканей на Землю исследователи убедились в том, что клетки живые и в них не произошло патологических изменений. Главным результатом стал сам факт, что устройство на орбите успешно работает, а некоторые нюансы процесса печати живых тканей на 3D-принтере в космосе оказались даже лучше, чем на Земле. Например, в невесомости на МКС микроорганы собираются идеально в середине кюветы (съемные емкости, в которых происходит печать), а на Земле из-за силы тяжести они могут смещаться в сторону. Эта технология может пригодится, в частности, для пополнения рациона космонавтов искусственным мясом, выращенном в лаборатории на МКС.

Грызуны в эксперименте по старению

Космонавтам приходится проводить и не самые приятные опыты. Например, с грызунами. Один из экспериментов включает наблюдение за живыми особями: «жилой отсек» с мышами размещается в американском сегменте на борту МКС. Две недели животные адаптируются к условиям микрогравитации, затем космонавты проводят биомедицинские исследования на грызунах, вводят им вакцину (в частности, столбнячный токсин). Через две недели грызунов умерщвляют с помощью инъекции. После этого проводится кровопускание путем пункции сердца, у мышей удаляется селезенка, ее замораживают в холодильной камере при температуре -80°С. Кровь сепарируют с помощью центрифуги, и сыворотку крови также замораживают до момента их возвращения на Землю. Специалисты NASA используют грызунов в частности для того, чтобы понять, как пребывание на МКС влияет на старение живых организмов и есть ли подобная опасность для космонавтов.

Оранжерея в космосе

Идея выращивать растения в космосе родилась еще у Циолковского. Задолго до начала пилотируемых полетов он заявил, что зеленая флора в будущем станет главным источником питания и поддержания состава атмосферы на космических кораблях. Сегодня экспериментами с растениями занимается Институт медико-биологических проблем и все экипажи МКС. Российские космонавты выращивали на борту МКС горох, пшеницу, ячмень, редис, салатные культуры и др.

Однажды огородный эксперимент проходил с активным участием школьников. Дети из России, США и Японии параллельно с космонавтами выращивали горох на Земле. На МКС растили горох посменно Валерий Токарев, Михаил Тюрин и Юрий Маленченко — с 2006 по 2008 годы. Результаты эксперимента школьники и космонавты сравнивали во время прямых телемостов.

Опыты на людях

На МКС проводится огромное количество опытов по изучению человеческого организма в условиях космоса. Одни ученые проверяют болевую чувствительность космонавтов, делая им «больно» на Земле и на орбите, а потом сравнивая эти болевые ощущения. Другие пытаются предотратить ухудшение зрения. По статистике NASA, у более чем половины астронавтов после космических путешествий наблюдаются анатомические изменения в глазах, падает зрение. Предположительно, это связано со смещением жидкости во время космического полета и увеличением давления на глазное дно. Для изучения этого феномена проводится эксперимент Fluid Shifts – совместный российско-американский медицинский проект.

Как чувствует себя человек, находясь в длительной изоляции? Ученые проводят огромное число опытов на людях, как в космосе, так и на Земле. Космонавты ведут личные журналы, где пишут о работе, общении с внешним миром, адаптации, общении, своем самочувствии. В долгосрочной перспективе изоляция приводит к психологическим проблемам, поэтому с каждым участником полета работает психолог.

Космический кефир

Длительное нахождение человека в условиях космического полета провоцирует возникновение хронических рецидивирующих инфекций, аллергических заболеваний, функциональных кишечных расстройств. Одной из причин подобных состояний является изменение микрофлоры организма человека. В кишечнике космонавтов после возвращения с орбиты отмечено резкое уменьшение (вплоть до полного исчезновения) необходимых для поддержания здоровья человека бифидобактерий и лактобацилл на фоне значительного увеличения количества условно-патогенной микрофлоры. Для предотвращения дисбактериоза у космонавтов с 2016 года проходит эксперимент по созданию полезного «кефира» прямо на борту МКС. Разработана простая и удобная технология получения лечебно-профилактического кисломолочного продукта под названием «Пробиовит». Этот продукт предполагается использовать в качестве штатного пробиотика при осуществлении дальних полетов — на Марс и Луну.

Терминатор и серебристые облака

Эксперимент «Терминатор» должен помочь разгадке происхождения серебристых облаков. Официальная наука считает, что эти облака концентрируются в диапазоне 54 градуса северной широты и выше и 54 градуса южной широты и ниже. Космонавты-фотографы, в том числе Федор Юрчихин, побывавший в пяти космических полетах общей продолжительностью 672 суток, смогли зафиксировать серебристые облака на экваторе —в абсолютно непредсказуемом месте.

Геофизический эксперимент «Терминатор», инициированный Институтом прикладной геофизики имени академика Е. К. Федорова, подразумевает проведение измерений в окрестности солнечного терминатора (это линия светораздела между днем и ночью) и изучение слоистых атмосферных структур (эмиссионных атмосферных слоев и серебристых облаков) на высотах верхней мезосферы – нижней термосферы. Космонавты при изучении серебристых облаков должны будут фотографировать их одновременно в четырех длинах волн, расположенных в видимом и ближнем инфракрасном участках спектра.

«Терминатор» может помочь формированию глобальной системы контроля волновых потоков, распространяющихся из нижней атмосферы в верхнюю, а в будущем возможно поспособствует созданию технологий космического мониторинга нового поколения.

Экстремальная среда

Институт медико-биологических проблем РАН за последние десять лет провел целый ряд экспериментов, доказывающих удивительную живучесть некоторых микроорганизмов в экстремальных условиях космоса. Споры бактерий (Bacillus) и микроскопических грибов (Aspergillus, Penicillium, Cladosporium) «путешествовали» 18 месяцев в открытом космическом пространстве, испытывая многократные чередования высоких и низких температур. Они не только выжили, но и сохранили высокую биологическую активность. Позже выяснилось, что в подобных условиях способны выживать и более развитые организмы. Во второй серии эксперимента в открытом космосе побывали семена высших растений, личинки африканского комара, яйца низших ракообразных. Они находились на обшивке МКС 31 месяц и сохранили свою жизнеспособность. Ученые-биологи с удивлением отметили, что в экстремальных условиях открытого космоса, под воздействием солнечной радиации, агрессивные свойства микроорганизмов даже усилились. Они стали более патогенными, чем были до полета в космос. Все эти сведения имеют огромное практическое значение — они пригодятся при организации межпланетных космических полетов.

Аквариум

Как чувствуют себя рыбы в условиях космического полета? На борту МКС прошел эксперимент «Аквариум»: более 90 суток наблюдали космонавты за поведением рыб и мальков в условиях невесомости. Было установлено, что в полете произошло комплексное изменение экспрессии генов рыб, впервые выявлен факт возможности восприятия и передачи в ряду поколений экологической информации сухими диапаузирующими эмбрионами.

Российские и японские ученые совместно изучили замкнутую экологическую систему и оценили, как она работает в условиях микрогравитации. Выяснилось интересное: ухудшение среды обитания заставляет многие организмы, особенно водные, впадать в состояние биологического покоя, которое может длится до сотен лет и дольше. Если это касается вредных организмов-паразитов, то это создает серьезную проблему как для организации межпланетного карантина, так и для биологической безопасности внутри корабля. В то же время виды животных и растений, которые могут понадобится для дальних полетов, демонстрировали снижение жизнеспособности, что может стать важным препятствием для длительных космических перевозок и последующей культивации биологических систем жизнеобеспечения вне земной биосферы, в том числе на планетарных станциях.

Читайте также:  Титов герман степанович космос

Муравьиная разведка

Однажды НАСА отправило в космос 800 муравьев. Ученые на МКС, используя камеры и специальное программное обеспечение, провели анализ их передвижения и уровня взаимодействия. Оказалось, что в замкнутом пространстве эти насекомые двигаются по кругу, стараясь занять как можно меньшую площадь, тогда как в природе в условиях неограниченного пространства они двигаются по прямой линии. Полученную информацию относительно поведения муравьев в условиях микрогравитации можно использовать для построения различных алгоритмов или решения определенных математических проблем. Так, например, «муравьиные» алгоритмы могли бы помочь ученым разработать более дешевые и эффективные стратегии роботизированного поиска и разведки.

Фотонаблюдения

Космонавты ведут постоянную съемку земных объектов, наблюдают за природными и техногенными катастрофами, следят за состоянием лесов, рек, океанов, получают фотографии в высоком разрешении. В рамках космического эксперимента «Сценарий» ведется отработка методов оценки развития катастрофических и потенциально опасных явлений по результатам их наблюдения с борта МКС. Научная аппаратура «СВЧ-радиометрия» проводит панорамные измерения СВЧ излучения с разных участков земной и водной поверхностей, специальные приборы оценивают содержание углекислого газа и метана в атмосфере Земли. Фотографии космонавтов имеют не только научную, но и художественную ценность — ведь такой ракурс съемки недоступен никому, кроме них.

«Когда горит Дальний Восток, Забайкалье, видишь пожар — и ощущение, что природа кричит: помоги! А людей там нет. А какие пожары в диких лесах Америки! У побережья Тихого океана в 2007 году был такой страшный пожар, что дым доходил до Нью-Йорка — и несколько дней этому не могли помешать. А вырубка лесов бассейна Амазонки: вы не представляете, как там все валится! Разливы нефти в 2010 году… Мы снимали Мексиканский залив, да, это красиво: нефтяная пленка дает многообразие цветов на поверхности. Но ты же понимаешь, насколько все это страшно. Вот почему все мои фотовыставки называются «Наш дом — Земля». Другого у нас нет! И пора бы перестать гадить в своем доме. Каждый из нас, космонавтов, улетает патриотом своей страны, а возвращается патриотом Земли. Это не пустые слова, эта философия сама приходит», — говорит космонавт-фотограф Федор Юрчихин.

Источник

Проект «Космическая лаборатория»
проект (подготовительная группа)

Проект «Космическая лаборатория» Космос.

Скачать:

Вложение Размер
Космос 242.41 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72 «Кораблик»

Познавательно — исследовательский проект «Космическая лаборатория»

Познавательно – исследовательский проект «Космическая лаборатория»

Тип проекта : исследовательский, познавательный, информационный.
Продолжительность проекта: март-апрель 2018года.
Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность: Что такое космос? Наверное, не каждый взрослый знает ответ на этот вопрос. Еще первобытные люди приковывали свои взгляды на ночное небо, пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на нем находятся. Некоторые думали, что на небе живут боги, другие считали, что в небесах обитают неизвестные человеку существа, да и до нынешнего времени в человеке не сложилось полное понимание того, что такое космос на самом деле. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. С помощью опытов и экспериментов можно заинтересовать ребенка и помочь ему узнать много нового и интересного про космос.
Проблема: Мы заметили, что дети получают представления о космосе в основном из мультфильмов. Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Данный проект поможет детям расширить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самим.
Цель : Способствовать развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Создание условий для индивидуального развития ребенка, вовлечение его в процесс творческого поиска и обучение основам исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей представление о целостности картины мира (знания о Вселенной, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.)
3.Расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны;
4.Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
5.Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
6.Воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
7.Воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений;
8.Совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.
Работа с родителями:
1.Привлечь родителей к проблеме развития познавательной активности ребенка, расширяя библиотеку группы книгами о Космосе;
2.Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
Формы и методы реализации проекта:
Тематические занятия, беседы, наблюдение, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, рассматривание иллюстраций, опыты и эксперименты, творческая деятельность.
Ожидаемый результат: Формирование у детей представлений о космосе и космическом пространстве, систематизирование знаний детей о планетах Солнечной системы, Солнце, звездах. Обогащение навыков детей в опытно-экспериментальной деятельности. Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи.
Реализация проекта:
1 этап: Подготовительный
Выявление первоначальных знаний детей о космосе. После этого были определены главные вопросы исследовательской деятельности:
Что такое космос?
Для чего человек осваивает космическое пространство?
Как движутся планеты?
Как летают спутники и ракеты?
Подбор иллюстраций, фотографий, презентаций по темам занятий. Привлечение детей и родителей к сбору материала по теме проекта.
Подбор художественной литературы.
Подбор познавательной, научной литературы о космосе.
Собрать интерактивную модель Солнечной системы.
2 этап: Практический
1.Организованная деятельность.
НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Загадочная Луна»
Цель: Систематизировать представления детей об основных объектах Солнечной системы.
НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Мама Солнце и ее дочка планета Земля».
Цель: Уточнить и систематизировать у детей знания о Земле, Солнце, Солнечной системе.
НОД по познавательной деятельности с элементами экспериментирования «Почему в космос летают на ракете?»
Цель: способствовать развитию познавательно-исследовательских и интеллектуальных способностей детей.
2.Тематические беседы.
Тема 1. «Неизвестная Вселенная!». Опыт «Космос в бокале».
Цель: сформировать у детей понятия «космос», «вселенная»; выяснить, что представляет собой Вселенная; показать детям как произошло образование Солнечной системы.
Тема 2. «Животные в Космосе»
Цель: расширить представления детей о космических полетах; познакомить детей с первыми «космонавтами» Белкой и Стрелкой.
Тема 3. «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос»
Цель: ознакомить с историей создания первой космической ракеты, расширению кругозора детей и развитию их воображение. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Тема 4. «Солнце — источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме, составе.
Тема 5. «Облака-белокрылые лошадки». Опыт «Дождевые облака».
Цель: Познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.
Опытно-экспериментальная деятельность («Вращение Земли», «Дождевые облака», «Солнце и Земля», «Как Земля вращается вокруг Солнца», «День и ночь», «Почему в космос летают на ракете?», «Сила тяготения», «Метеоритные кратеры», «Луна-спутник Земли», «Дневные звезды», опыт-игра «Солнечная система»).
Творческая космомастерская в свободной деятельности:
Лепка «Инопланетяне», «Космонавт», «Ракета».
Рисование «Загадочный космос», «Старт космической ракеты».
Пластилинография «Планеты Солнечной системы».
Чтение художественной литературы: П.Клушанцева «О чем рассказал телескоп»,И.Холи «Я тоже к звездам полечу»,Г.Юрлин «Что внутри?», рассказ «Счастливого пути, космонавты» Е.П.Левитан «Твоя Вселенная» Е.П.Левитан «Звёздные сказки»,К.А.Порцевский «Моя первая книга о Космосе»,Л.Талимонова «Сказки о созвездиях»,Н.Носов «Незнайка на Луне».
Игровая деятельность детей.
Дидактические игры: «Звездный путь», «Восстанови порядок в солнечной системе», «Найди лишнее», «Куда летят ракеты»,«Разрезные картинки», «Подбери одежду для космонавта».
Конструктивные игры: выкладывание созвездий из мозаики, из деревянного конструктора — «Космодром», из лего — «Роботы», «Космический корабль», конструирование ракет из счётных палочек, мозаики, шнуровки, геометрических фигур,из блоков Дьенеша, из кубиков Никитина, из палочек Кюизенера, из конструктора смартмакс, танграм.
Сюжетно – ролевые игры: «Космическое путешествие», «Космонавты»

Музыкальная гостиная: «Мы в космос улетаем на работу», «Я-Земля!»,
«Знаете, каким он парнем был!», «На пыльных тропинках далёких планет. ».
«И на Марсе будут яблони цвести», Александр Зацепин «Тайна третьей планеты», Ксения Ларионова «Ключ на старт»,С.Светикова «Свет любви» (из мультфильма «День рождения Алисы»),Земляне «Трава у дома».
Развивающая среда: фотографии, иллюстрации на тему «Космос» на стенах группы и раздевалке, интерактивная модель «Солнечная система».
Работа с родителями: консультация «Как познакомить дошкольников с космосом».
3 этап. Подведение итогов.
В ходе познавательно-исследовательской работы дети узнали много нового о строении Солнечной системы, о планетах и их особенностях, о принципе работы реактивного двигателя. Самостоятельно провели опыты, демонстрирующие вращение Земли вокруг своей оси и Солнца, смену дня и ночи, образование метеоритных кратеров и дождевых облаков. Дети научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. В ходе проекта был оформлен дневник экспериментальной деятельности.
Литература:
1. Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Дерягина Л.Б. «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
3. Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
4. Майорова Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
5. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли:Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя)
6. http://doshkolnik.
7. http://www.maam.ru

Опыт № 1«Вращение Земли»
Цель: Представить, как Земля вращается вокруг своей оси.
Оборудование: Пластилин, тонкая заостренная палочка.
Описание: Воспитатель спрашивает, на что похожа наша планета по форме? (на шар) Земной шар постоянно вращается. Как это происходит можно представить. Воспитатель предлагает каждому ребенку слепить из пластилина Землю, а затем воткнуть палочку через центр шара. Воспитатель объясняет, что шарик — земной шар, палочка — ось земли, которая проходит через центр шарика, только на самом деле она не видима. Воспитатель предлагает детям раскрутить палочку, удерживая ее за длинный конец.

Опыт № 2 «Дождевые облака».
Цель : показать детям механизм образования дождя.
Оборудование : трехлитровая банка, вода, пена для бритья, пищевой краситель.

Наполните банку водой. Сверху нанесите пену для бритья — это будет облако. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на «облако», пока не начнется «дождь» — капли красителя начнут падать на дно банки.

Вывод : Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю — так появляется дождь.

Опыт№3 «Солнце и Земля».
Цель: объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли
Оборудование: большой мяч и бусина.
Размеры Солнца по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч,земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.

Опыт № 4 «Как Земля вращается вокруг Солнца»
Описание : Предложить одному ребёнку взять в руки большой резиновый мяч. Другой ребенок берет маленький резиновый мяч. Воспитатель объясняет, что первый ребенок – Солнце, а второй –Земля. На полу обознач-те верёвкой или шнуром траекторию движения Земли вокруг Солнца. Предложите ребёнку-Земле медленно обходить по кругу ребенка-Солнце, одновременно совершая оборот вокруг себя. Так дети видят, как Земля вращается вокруг Солнца.

Опыт№5 «День и ночь».
Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование: фонарик, глобус.
Во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к солнцу (в нашем случае – к лампе) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь.

Опыт № 6 «Сила тяготения».

Задача: дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Оборудование: глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструкторов — пластмассового, деревянного, металлического, мячи.

Описание: Воспитатель приносит глобус. Что такое глобус? (Модель Земли.) Если Земля круглая, то почему реки, моря не выливаются? Что заставляет их течь по Земле?

Воспитатель:Есть, видимо, какая-то невидимая сила, которая притягивает реки к Земле.Что же это за сила? Она и нас держит?

Воспитатель: Давайте, проверим, держит ли нас эта сила. Попытайтесь подпрыгнуть, оторваться от Земли и задержаться в воздухе.(Дети выполняют).

Воспитатель: Получается? (ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, вы почему-то все время падаете на Землю.

Человек не может летать. Его притягивает к Земле какая-то сила.

Воспитатель: А предметы притягивает эта сила к Земле или нет?Давайте проверим?

Воспитатель:Возьмите любые предметы со стола и попробуйте их отпустить из рук, подбросить вверх.

Воспитатель: Что происходит? Почему все предметы —и легкие, и тяжелые — падают?(предположения детей)

Воспитатель. Я раскрою секрет. Сила, которая притягивает любые тела и предметы к Земле, называется силой тяготения. Что бы могло случиться, если бы не было силы тяготения? (варианты ответов детей.)

Вывод: Не будь силы тяготения, тела не смогли бы удерживаться на поверхности Земли. Они отрывались бы от нее и улетали в космос.

Опыт №7 «Почему в космос летают на ракете?»

Цель: уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.

Материалы: листы бумаги, воздушные шары, изображение ракеты.

Описание :
Воспитатель: Ребята, на каком виде транспорта можно полететь в космос?(ответы детей)

Воспитатель: Можно ли летать в космос на самолете?(ответы детей)

Воспитатель. Самолет в космос не может полететь, потому что там нет воздуха. Для чего самолету воздух? Самолет взлетает и летит, как бы опираясь крыльями на воздух, как делают это и птицы.

Чтобы это представить, давайте сильно подуем под листком бумаги.

Воспитатель: Что видите? (Листок начинает подниматься.) В космос попасть не так-то просто. Помните, мы говорили с вами о силе тяготения? Что это за сила?
Земля наша очень сильная: все притягивает к себе и никуда от себя не отпускает. Чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень быстро лететь. Ни автомобиль, ни самолет не могут так быстро передвигаться. И только у ракеты есть такой мощный двигатель, который может разогнать ее до такой скорости.

У ракеты особый двигатель — реактивный. (Рассматривание картинки с изображением ракеты.) Перед стартом баки ракеты загружают топливом. По команде «Зажигание!» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты — сопло. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков — в противоположную. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Хотите увидеть, как работает реактивный двигатель?

Надуйте воздушные шарики и крепко сожмите горлышко.
Дети выполняют.

Воспитатель: Что внутри шарика? (Воздух.) Воздух внутри шарика не может вырваться наружу. Разожмите пальцы. Что изменилось? Воздух устремился наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей из него воздушной струи .Так работают все реактивные двигатели.

Детям предлагается поиграть с шарами — «Чья ракета быстрее летит».

Оборудование: шарик, соломинка для питья, веревочка (прочная нитка), 2 стула, скотч, прищепка.

Описание: Нарисуйте 2 ракеты на шарике. Надуйте шарик, зажмите его хвостик прищепкой или зажимом, и приклейте скотчем бумажные ракеты по бокам шарика.

Проденьте в соломинку веревочку и натяните между двумя стульями.

Прикрепите шарик к соломинке скотчем и командуйте: «На старт! Внимание! Пуск!» и просите ребенка открыть зажим.

Опыт № 8 «Метеоритные кратеры»
Цель: Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования.
Оборудование: Мука, поднос с высотой края 2-3см.; ложки, линейка, кусок полиэтилена; иллюстрации с изображениями метеора, комет.
Описание. Отгадайте загадку:
Ты меня увидишь в небе,
Я хвостата, не хвастлива.
Не планета, не ракета,
А зовут меня… (комета). Ребята, а что такое комета? (ответы детей) Кометы-«хвостатые» звезды. Раньше люди их очень боялись, считая их «хвостатыми чудищами». Теперь, когда есть телескопы, люди их рассмотрели и не боятся.
Кометы редкие гости в нашей Солнечной системе. Комета- раскаленный шар, за которым тянется хвост. А шар состоит из твердых частиц и льда, окутанных туманной оболочкой, которая называется комой.
Помимо планет и их спутников вокруг Солнца вращается много всевозможных космических обломков.

Слышали ли вы что-то о метеоритах? Что это такое? Метеорит — это космический обломок. Размеры их разные — от мелких песчинок до увесистых булыжников. Метеориты могут приземляться на землю в целом виде, а также в виде града обломков. На месте падения остаются кратеры. Что это такое? Можем ли мы увидеть метеоритные кратеры?
Давайте сделаем кратер.
Для этого нужно наполнить лоток мукой. Мука- это поверхность планеты, а шарик- это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты .С высоты своего роста нужно бросить в него маленький шарик пластилина. Осторожно извлечь шарик, чтобы увидеть получившийся кратер.
Вывод: Метеоритный кратер-ямка, углубление на месте падения метеорита.

Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.

Опыт № 9 «Луна-спутник Земли»
Цель: Установить, что удерживает Луну на орбите Земли.
Оборудование: кольцо спортивное, веревка
Описание: Один колец веревки привязать к кольцу, а другой зажать в руке. Кольцо- Луна, ребенок-Земля. Попросить ребенка раскрутить кольцо за веревку. Кольцу не дает улететь веревка. Веревка – сила земного тяготения. Если перестать вращать кольцо, то оно упадет. Луна моментально упала бы на Землю, если бы была неподвижной. Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли.
Вывод: Когда предметы двигаются по кругу, они не падают. То же происходит с планетами и их спутниками. Как только движение прекращается, предмет падает.

Опыт № 10 « Дневные звезды».
Цель: Показать, что звезды светят постоянно.
Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.
Описание: Пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий.
Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую — фонарик. Включите фонарик и с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.
Итог: Дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.
Вывод: В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Загадочная Луна»

Цель: Систематизировать представления детей об основных объектах Солнечной системы.

Образовательные задачи: Уточнить представления детей о планетах Солнечной системы, закрепить их названия. Сформировать представление о Луне как о спутнике Земли. Определить опытным путём особенности рельефа лунной поверхности и условия окружающей среды естественного спутника Земли.

Развивающие задачи: Развивать коммуникативные способности дошкольников: умение связно отвечать на вопросы, строить доказательные высказывания, слушать говорящего. Развивать внимание, восприятие, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи: Воспитывать уверенность ребенка в его познавательных возможностях, нравственное отношение к миру, чувство сопричастности к явлениям окружающей действительности.

Речевые задачи: Активизировать в речи слова «планета», «орбита», «спутник», «кратер», «метеорит»

Материалы и оборудование : электронная презентация, макет солнечной системы, глобус, мука, камни, подносы, миски, влажные салфетки.

Предварительная работа: Просмотр электронной презентации «Космическое пространство», отгадывание загадок на космическую тематику, изготовление макета Солнечной системы.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну историю. Жила-была во Вселенной одна дружная семейка – Солнечная система. Маму звали Солнцем, а ее детей – планетами.

1) Вот оно – солнце. Оно любит и обогревает всех вокруг.

2)Самого быстрого сыночка зовут Меркурий. Он умеет бегать вокруг Солнца очень быстро.

3) Вот самая красивая дочь Венера, её назвали в честь богини красоты.

4) Самую добрую зовут Землей, это прекрасная голубая планета, только на ней есть жизнь.

5) Драчливый сын носит имя Марс, его называют планетой войн из-за красноватого оттенка поверхности.

6) Самого толстого и ленивого зовут Юпитер, это самая большая планета.

7) Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером.

8) Сатурн считается весельчаком, самое замечательное, что у него есть – это кольца, состоящие изо льда и камней.

Воспитатель: Планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца, каждый по своей дорожке, которая называется орбита. Как вы думаете, не скучно им путешествовать по таким длинным космическим дорогам? Планеты вовсе не одиноки, почти у каждой планеты есть спутники. Вот, например, у нашей планеты Земля есть Луна, о которой сегодня мы узнаем немного больше.

Игровое задание «Найди Луне своё место».

Каждый объект солнечной системы находится на своём месте. На магнитной доске расположен макет солнечной системы. Найдите для Луны её космическое место.

Воспитатель. Луна беспрерывно вращается вокруг планеты Земля. Давайте посмотрим, как это происходит.

Опыт «Луна-спутник Земли»
Один колец веревки привязать к кольцу, а другой зажать в руке. Кольцо- Луна, ребенок-Земля. Попросить ребенка раскрутить кольцо за веревку. Кольцу не дает улететь веревка. Веревка – сила земного тяготения. Если перестать вращать кольцо, то оно упадет. Луна моментально упала бы на Землю, если бы была неподвижной. Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли.
Вывод: Когда предметы двигаются по кругу, они не падают. То же происходит с планетами и их спутниками. Как только движение прекращается, предмет падает.

Воспитатель. Теперь вы сами покажете, как это происходит. Разделитесь на пары, один из вас выступит в качестве модели Луны, другой – Земли.

(Дети демонстрируют движение Луны вокруг Земли, при этом ребёнок, изображающий Землю, тоже движется вокруг своей оси).

Воспитатель. Как вы думаете, почему Луну называют спутником Земли? (Ответы детей).

Воспитатель. Верно, это происходит потому, что Земля притягивает к себе Луну, не даёт ей удаляться. Вот смотрите, это сила притяжения сделала Луну вечным спутником Земли .

(Воспитатель демонстрирует силу притяжения Луны к Земле: бросает мячик на резинке, резинка натягивается, мячик возвращается обратно).

Игра «Какой размер Луны по отношению к Земле и Солнцу».

Воспитатель. А теперь занимайте свои места за столами. Перед вами три круга разного размера – это модели Солнца, Земли и Луны. Расположите их в порядке убывания, то есть от большего к меньшему, и определите, какой круг обозначает Луну.(Дети выполняют задание).

Опыт «Лунная поверхность».

Воспитатель. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком — лунной пылью, вот такой. Возьмите поднос и на изображение Луны тонким слоем насыпьте Лунную пыль(окрашенную соль). Сделайте пальцем небольшие углубления. Так космонавты, высаживающиеся на поверхность луны, оставляли свои следы. А теперь слегка подуйте на них. Что произошло со следами? Они исчезли. Но на Луне следы есть до сих пор, хотя космонавты побывали там много лет тому назад, они не стёрлись. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Воспитатель. Верно, на Луне нет ветра, поэтому следы космонавтов останутся на ней всегда. А что такое ветер? Это движение воздуха, значит, на Луне воздуха нет. На Луне нет ни воздуха, ни воды. Подумайте, обитают ли там живые существа? Почему?

Динамическая пауза «Космонавты в невесомости».

Дети, стоя на одной ноге, жестами, движением изображают космонавтов в невесомости .

Опыт «Метеоритные кратеры».

Воспитатель. А ещё на поверхности Луны есть высокие горы, которые гораздо выше, чем на Земле и ещё есть глубокие ямы. Кто знает, как они называются? Правильно –кратер. Помимо планет и их спутников вокруг Солнца вращается много всевозможных космических обломков.

Слышали ли вы что-то о метеоритах? Что это такое? Метеорит — это космический обломок. Размеры их разные — от мелких песчинок до увесистых булыжников. Метеориты могут приземляться на землю в целом виде, а также в виде града обломков. На месте падения и остаются кратеры.
Давайте сделаем кратер.
Для этого нужно наполнить лоток мукой. Мука- это поверхность Луны, а шарик- это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. С высоты своего роста нужно бросить в него маленький шарик пластилина. Осторожно извлечь шарик, чтобы увидеть получившийся кратер.
Вывод: Метеоритный кратер-ямка, углубление на месте падения метеорита.

Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.

Воспитатель: Ребята, о каком космическом объекте мы сегодня разговаривали? Какие размеры Луны по сравнению с Солнцем и Землёй? Чем усеяна поверхность Луны? Есть ли на Луне воздух? Что такое кратеры.

Источник

Adblock
detector