Ракетная промышленность
Российские отраслевые научные центры и предприятия занимают лидирующие мировые позиции в области космических разработок и их практической реализации. В период с 1957 года до нашего времени в СССР и РФ осуществлено свыше 3000 запусков космических аппаратов как гражданского, так и военного назначения. Подавляющее большинство завершилось успешным выводом на околоземную орбиту спутников, пилотируемых и беспилотных космических кораблей, прочих аппаратов.
Примечательно, что себестоимость отечественной ракетно-космической техники в значительной мере ниже зарубежных аналогов, что создает благоприятные условия для коммерческой привлекательности отрасли.
Ракетная промышленность – наиболее сложная и наукоемкая из отраслей машиностроения. К ней относятся производственные предприятия, научные институты, исследовательские и испытательные центры. На сегодняшний день зарегистрировано свыше 100 фирм, на которых занято около 250 тысяч человек. Несмотря на наличие существенных проблем, ракетно-космическая промышленность в последние годы активно развивается, благодаря чему осуществляется поэтапное введение в эксплуатацию новой техники и реализуются программы освоения космоса.
Историческая справка
Идея освоения околоземного пространства возникла в России еще в XIX веке, когда Константин Циолковский представил свою теорию полетов в космос. Однако практическое воплощение началось после Великой Отечественной войны, когда на базе немецкой ракеты ФАУ-2 были созданы первые отечественные разработки ракетной техники.
В мае 1946 года постановлением правительства СССР было создано опытное конструкторское бюро (ОКБ) по разработке ракетной техники под руководством генерального конструктора С. П. Королева. Впоследствии на базе ОКБ функционирует ведущее советское научно-космическое объединение «Энергия».
В 1955 году состоялся первый удачный запуск стратегической баллистической ракеты Р-5, а в 1957 г. была создана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, давшая старт космической эпохе. Именно на ее модификации в октябре 1957 года был запущен в космос первый искусственный спутник Земли.
Далее на базе простой и надежной конструкции ракеты Р-7 было создано множество модификаций космических кораблей, в том числе и «Восток-1», на котором Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества пилотируемый полет в околоземное пространство. За прошедший с 1957 года период на ракетах семейства Р-7 осуществлено свыше 1800 космических запусков.
В 1960-1980 гг. советская ракетно-космическая промышленность развивалась, являлась стратегическим направлением экономики и оборонного комплекса страны. Развал СССР и кризис 90-х не обошел стороной отрасль. К началу 2000 г. из-за значительного сокращения государственного финансирования и оттока квалифицированных кадров она оказалась в сложной ситуации. Для выживания в этот непростой период многие российские компании пошли на широкую кооперацию и создание совместных предприятий с западными партнерами.
К 2005 году на фоне роста экономики государственная поддержка отрасли существенно возросла, а принятие амбициозных федеральных программ по освоению космоса позволило приступить к модернизации предприятий комплекса.
Цели и задачи ракетно-космической отрасли РФ на текущий период
Главной целью государственной стратегии в сфере освоения космического пространства на современном этапе является создание экономически рентабельной и конкурентоспособной отрасли, обеспечивающей реализацию перспективных программ и гарантированное присутствие России в космосе в качестве ведущего игрока. Развитие научного потенциала и модернизация производственных мощностей должны обеспечить долю отечественной ракетно-космической техники на международном рынке до 15-18%.
В качестве приоритетов в обозначенном сегменте рассматриваются шесть основных направлений:
- Разработка и производство систем и комплексов нового поколения, обеспечивающих по своим техническим параметрам реализацию перспективных программ. Сейчас ведутся работы по дальнейшему совершенствованию находящихся в эксплуатации ракетных комплексов, проектируются ракеты и разгонные блоки для выведения на околоземную орбиту пилотируемого корабля нового поколения. Помимо того, осуществляется разработка прорывных проектов по освоению дальнего космоса.
- Окончательное формирование и развитие спутниковой группировки системы глобальной навигации ГЛОНАСС. Программа предусматривает поддержку устойчивой и надежной работы системы, а также поэтапную замену действующих спутников аппаратами нового поколения со сроком активного действия свыше 10 лет. Развитие системы включает совершенствование наземных элементов управления, разработку и производство навигационных приемников для массового пользователя, конкуренцию на мировом рынке, международное партнерство в сегменте спутниковой навигации.
- Разработка и создание спутниковой группировки нового поколения для обеспечения всех видов связи на территории страны. Также предусмотрен вывод на околоземную орбиту аппаратов военного назначения для передачи данных в режиме реального времени.
- Обеспечение гарантированного присутствия России на мировом космическом рынке посредством следующих действий: сохранение лидирующих позиций на рынке коммерческих услуг, обеспечивающих до 30% запусков; рост производства коммерческих космических аппаратов нового поколения, продвижение на мировой рынок уникальных технологий и технических компонентов ракетостроения; освоение производства высокотехнологичного оборудования для систем наземной спутниковой связи и навигации; модернизация российского сегмента МКС.
- Оптимизация организационной структуры ракетно-космической отрасли. Для решения этой задачи планируется сформировать несколько крупных корпораций, обеспечивающих разработку и производство космических систем, предназначенных для решения экономических и оборонных задач.
- Глобальная модернизация наземной инфраструктуры, включающая окончательный ввод в эксплуатацию космодрома «Восточный» в Приморье. Программа также предусматривает технологическое обновление предприятий ракетно-космической промышленности, что позволит значительно повысить эффективность производства и производительность труда.
Проблемы ракетно-космической отрасли России
Как было отмечено выше, кризис 90-х годов нанес урон в экономику страны. Несмотря на значительное улучшение ситуации, существующие проблемы до сих пор тормозят развитие отрасли, препятствуя реализации программ и проектов.
К числу трудностей, остающихся актуальными в настоящее время для российской ракетно-космической отрасли, следует отнести следующие:
- Несоответствие имеющейся производственной базы современным требованиям и стандартам. Существенная часть производственных мощностей отрасли не обновлялась со времен СССР, в результате чего темпы износа основных фондов во много раз превышают коэффициент их обновления. Доля изношенного оборудования постоянно растет, что не позволяет осваивать производство передовой техники.
- Снижение качества продукции и услуг. Несмотря на многочисленные попытки реорганизации структуры управления отраслью, система контроля качества большинства предприятий не соответствует современным требованиям. Если все оставить без изменений, то дальнейшее снижение качества продукции может привести к утере занимаемых Россией позиций на международном рынке коммерческих космических запусков.
- Низкая эффективность производства. Согласно статистическим данным производительность труда на предприятиях российской ракетно-космической промышленности во много раз уступает показателям аналогичных сегментов экономики США и Евросоюза. Подобная ситуация снижает конкурентоспособность страны и не позволяет России расширять свое присутствие на мировом рынке.
- Продолжающийся отток из отрасли квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров. Средний возраст работников отрасли составляет 55 лет, а относительно низкие зарплаты и отсутствие отчетливых перспектив роста не способствуют приходу молодых специалистов.
Ведущие предприятия
Значимые российские компании в ракетной промышленности:
Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Авиационные заводы.
Подписывайтесь на нас во Вконтакте и Яндекс Дзен.
Источник
Космическая промышленность — Space industry
Космическая промышленность — это экономическая деятельность, связанная с производством компонентов, которые выводятся на орбиту Земли или за ее пределы, их доставкой в эти регионы и сопутствующими услугами. В связи с тем, что деятельность, связанная со спутниками, широко известна, в некоторых источниках термин » спутниковая промышленность» используется как синонимы термина » космическая промышленность» . Также использовался термин космический бизнес . Узкое определение охватывает только поставщиков оборудования (в первую очередь связанных с ракетами-носителями и спутниками ). Это определение не исключает определенных видов деятельности, таких как космический туризм . Таким образом, в более широком смысле космическую отрасль можно охарактеризовать как компании, участвующие в космической экономике и предоставляющие товары и услуги, связанные с космосом. Космическая экономика определяется как «все государственные и частные субъекты, участвующие в разработке и предоставлении космических продуктов и услуг. Она включает в себя длинную цепочку добавленной стоимости , начиная с участников исследований и разработок и производителей космического оборудования и заканчивая поставщиками космического оборудования. космические продукты и услуги для конечных пользователей «.
СОДЕРЖАНИЕ
Сегменты и доходы
Три основных сектора космической промышленности: производство спутников, производство вспомогательного наземного оборудования и космическая промышленность. Сектор производства спутников состоит из производителей спутников и их подсистем. Сектор наземного оборудования состоит из таких производственных единиц, как мобильные терминалы, шлюзы, станции управления, VSAT , спутниковые антенны прямого вещания и другое специализированное оборудование. Сектор запуска состоит из служб запуска, производства транспортных средств и производства подсистем.
Что касается доходов мировой спутниковой индустрии, то в период с 2002 по 2005 год они оставались на уровне 35–36 миллиардов долларов США. При этом большая часть доходов была получена от сектора наземного оборудования, а наименьшая — от сектора запуска. Услуги, связанные с космосом, оцениваются примерно в 100 миллиардов долларов США. В промышленности и смежных отраслях занято около 120 000 человек в странах ОЭСР , а в космической отрасли России работает около 250 000 человек. По оценке капитала, 937 спутников на орбите Земли в 2005 году оценивались примерно в 170–230 миллиардов долларов США. В 2005 году страны ОЭСР выделили около 45 миллиардов долларов на космическую деятельность; доход от космических продуктов и услуг оценивается в 110–120 миллиардов долларов США в 2006 году (по всему миру).
История и тенденции
Космическая промышленность начала развиваться после Второй мировой войны , когда ракеты, а затем и спутники попали в военные арсеналы, а затем нашли применение в гражданских целях. Он сохраняет значительные связи с правительством. В частности, индустрия запуска имеет значительное участие правительства, при этом некоторые пусковые платформы (например, космический шаттл ) находятся в ведении правительства. Однако в последние годы частные космические полеты становятся реальностью, и даже крупные правительственные агентства, такие как НАСА , начали полагаться на частные службы запуска. Некоторые будущие разработки космической отрасли, которые все чаще рассматриваются, включают новые услуги, такие как космический туризм .
С 2004 по 2013 год общее количество орбитальных запусков по странам / регионам составило: Россия: 270, США: 181, Китай: 108, Европа: 59, Япония: 24, Индия: 19 и Бразилия: 1.
Соответствующие тенденции в космической отрасли в 2008–2009 годах были описаны следующим образом:
- появление новых спутниковых операторов;
- растущий спрос на спутники фиксированной связи и развивающийся рынок мобильных спутниковых услуг ;
- стабильный объем заказов на коммерческую спутниковую связь;
- стабильная работа стартового сектора;
- устойчивость к финансовому кризису;
- развивающиеся рынки для таких услуг, как диапазон Ka и дистанционное зондирование .
По оценкам космического отчета за 2019 год , в 2018 году общая глобальная космическая активность составила 414,75 миллиарда долларов. Из этой суммы, по оценкам отчета, 21%, или 87,09 миллиарда долларов, поступило из космических бюджетов правительства США.
Источник
Космическая отрасль: секреты и тонкости профессий
Какой смысл в космической отрасли?
Государства тратят на космос космические деньги. На это есть несколько причин. Вот две не самые очевидные:
- Вслед за космонавтикой подтягиваются другие отрасли. Чтобы отправить человека на орбиту, придётся поработать всем: математикам, и физикам, и биологам, медикам, химикам, программистами и специалистам по.
- Чисто практическая польза: около Земли кружит не одна сотня спутников. Они обеспечивают связь, наблюдают за планетой, выполняют оборонные функции. А на Международной космической станции астронавты нарабатывают опыт жизни в экстремальных условиях невесомости и ведут научные исследования, невозможные в атмосфере.
Так что цель — не только запустить пару спутников на орбиту, но и укрепить лидерские позиции тут, на Земле. И сейчас впереди планеты всей США, Россия и Китай. Остановимся подробнее на каждой стране.
Космическая отрасль в Китае
Сколько денег тратят?
КНР — закрытая страна, потому информации о Китае не так много. Космическая отрасль в стране жёстко регламентируется, а дисциплина помогает добиться отличных результатов. В 2017 году расходы составили $10,8 млрд, и это в 3 раза больше, чем у нас.
Что происходит в текущем году?
Основа китайской космонавтики — наши советские наработки. Но можно восхищаться тем, с каким упорством постепенно разворачивается их собственная отрасль. Их корабль похож на наш «Союз», однако это только внешнее сходство. На самом деле, «Шэньчжоу» мощнее, просторнее, он лучше вооружен.
Комическая отрасль процветает! На фото российский и китайский шаттлы
В год тайконавты посещают космос один раз. В планах полет к Луне, к Марсу, развертка своей орбитальной станции, исследование астероидов. В 30-х годах планируют миссию к спутнику Юпитера. С учётом дисциплинированности и работоспособности китайцев они своих целей добьются.
Космическая отрасль в США
Сколько денег тратят?
В 2017 году затраты бюджета США на космическую отрасль составили $47.5 млрд. Американская программа очень амбициозна. Пока на выделенный бюджет они собираются развернуть станцию около Луны как перевалочный пункт на пути к Марсу.
Что происходит в текущем году?
Для доставки людей в космос мир американцы, в основном, обращается к нашим Союзам, собственных пилотируемых полетов Америка сейчас не проводит. Но так будет не всегда, вес=дь у США в разработке целых три пилотируемых корабля. Корабль «Dragon V2» от компании Илона Маска «Space» почти готов:
- Экипаж 4-7 человек;
- Доставка на Землю груза 3,31 т;
- Автономное пребывание на орбите до 7 дней;
- Многоразовое использование.
Что могу я?
Главная цель NASA — Марс. Если вдруг вы почувствовали желание присоединиться к Американской космической программе, то мы скажем, что это сложно, но возможно! На сайте SpaceX недавно была опубликована вакансия инженера для разработки сверхтяжёлой ракеты для полетов на Марс. Требование Илона Маска к кандидатам — немедленно начать приносить пользу кампании. Имейте в виду: космос — стратегически важная отрасль, так что для начала надо стать гражданином США или хотя бы получить визу. Но, если очень захотеть.
Космическая отрасль в Россия
Сколько денег потратили?
Всего в 2017 году мы потратили $3,8 млрд. Это в 13 раз меньше, чем нынешний лидер — США. У Российской космической программы 3 приоритетные задачи: обеспечивать связь и зондирование Земли с помощью спутников, доставлять людей на МКС и проводить научные исследования.
Что происходит в текущем году?
Несмотря на недостаток финансирования, отрасль развивается. Гордость Роскосмоса — новый пилотируемый корабль «Федерация». Он будет обеспечивать доступ в космос российским космонавтам, а также отвезёт их на лунную орбиту, а возможно, и на Марс. Преимущества проекта перед легендарным Союзом (старой моделью):
Корабль «Союз» | Корабль «Федерация» |
Экипаж из 3 человек | Экипаж из 4 человек |
Доставка на Землю до 100 кг груза; | Доставка на Землю до 500 кг груза; |
Автономное пребывание на орбите 9 дней | Автономное пребывание на орбите 30 дней |
Уже изготовлено 2 полноразмерных макета, а тестирование запланировано на конец 2018 года.
Какие у страны планы на космос?
Мы ещё держим лидерство по количеству пилотируемых полетов: модернизированные Союзы возят людей на орбиту 4 раза в год. Но через 6 лет прекращается эксплуатация Международной космической станции, и придется принимать новые решения. А с планами России пока всё непонятно: то ли строим свою станцию, то ли Луну осваиваем, то ли ищем новых партнёров. Самый трудный вопрос, на который придется ответить — а зачем нам космос? Среди стран-лидеров Россия единственная, у кого нет четких планов. Так что, если вы знаете ответ, то, возможно, российская космонавтика ждёт именно вас, и сила именно вашей мечты поведет Россию к звёздам.
Источник