Картотека опытов и экспериментов « Хочу всё знать! Космос» для детей младшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Автором представлены опыты и эксперименты, которые можно использовать при ознакомлении и изучении темы «Космос. Планета Земля» в младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_i_eksperimenty.docx | 914.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 “Образовательный центр” имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад “Солнышко»
Картотека опытов и экспериментов
« Хочу всё знать! Космос»
для детей младшего дошкольного возраста
воспитатель Жижина С.М.
Материалы из свободного доступа в сети Интернет
Опыт «Солнце и Земля»
Цель: объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли.
Оборудование: большой мяч и бусина.
Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает один миллион километров. Согласитесь, даже нам, взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. «Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.
Опыт «День и ночь»
Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование: фонарик, глобус.
Лучше всего сделать это на модели Солнечной системы. Для нее понадобятся всего-то две вещи — глобус и обычный фонарик. Включите в затемненной групповой комнате фонарик и направьте на глобус примерно на ваш город. Объясните детям: «Смотрите, фонарик — это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот еще немножко повернем, теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, у нас ночь. Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. Уверен, любой малыш догадается, что это утро либо вечер.
Опыт «День и ночь №2»
Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование: фонарик, глобус.
Создаём модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Расскажите детям о том, что во Вселенной ничего не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси, и при помощи глобуса, это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае – к лампе) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существуют полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы они не вращали глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом.
Опыт «Дневные звезды»
Цель: показать, что звезды светят постоянно.
Оборудование : дырокол, картон размером с открытку, белый конверт, фонарик.
Ход эксперимента: Пробейте дыроколом в картоне несколько отверстий, вложите его в конверт. Включите фонарик и с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.
Результат : Дырочки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас. В освещённой комнате свет проходит через дырочки в картоне независимо от того, где находится зажжённый фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырочка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звёздами происходит то же самое. Днём они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звёзд затмевается.
Опыт «Солнечная система»
Цель: объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг Солнца.
Оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков.
Ход эксперимента:
Представьте себе, что желтая палочка — Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? Солнцу помогает вечное движение. Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система «распадется», и не будет действовать — вечное движение.
Источник
Проект «Космос» в группе раннего развития с детьми 2–3 лет
Евсеенко Оксана
Проект «Космос» в группе раннего развития с детьми 2–3 лет
Тип проекта: познавательно — творческий.
Вид проекта: краткосрочный (1 день).
Возраст детей: 2 — 3 года.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Срок реализации: краткосрочный.
Состав участников: дети и взрослые.
Форма организации детей: групповая, индивидуальная.
Форма проведения: игровая обучающая деятельность, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями (консультации и рекомендации).
Методы и средства: беседы, рассматривание иллюстраций о космосе, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные, сюжетные игры, использование аудио и видео материалов.
Цель проекта: формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о космосе.
Задачи: дать представление о дне космонавтики -12 апреля, дать детям первоначальные знания о космосе.
Развивать у детей умение взаимодействовать друг с другом, пополнить словарный запас. Воспитывать аккуратность, внимательность, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать взрослых.
Ожидаемый результат: приобретение детьми первоначальных знаний о космосе, расширение кругозора детей. Повышение профессиональной компетентности педагогов через овладение проектными и исследовательскими навыками.
Активный интерес участников проекта к приобретенным знаниям, полученным в практической работе.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Образовательный продукт: изготовление совместной творческой работы (по желанию детей).
Актуальность проекта:
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе.
Важно предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В играх решаются самые различные задачи. Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие — нет зрителей, здесь есть только участники. Получаемые детьми знания являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал легко усваивается. Игры способствуют развитию кругозора и формированию навыков общения.
Проблема: родители не уделяют внимание празднику дню космонавтики, поэтому дети не знают о первом полёте Юрия Алексеевича Гагарина в космос. У детей нет первоначальных знаний о космосе, и о существовании праздника в России — День космонавтики.
Стендовая информация для родителей воспитанников, посещающих группу раннего развития детей 2–3 лет «Расти здоровым, малыш» Автор: Загороднева Татьяна Игоревна, воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад «Солнышко» г Котовска Тамбовской области Дорогие наши мамочки.
Конспект НОД с детьми раннего развития с использованием нетрадиционной техники рисования «Рыбки в аквариуме» Конспект НОД с детьми раннего развития с использованием нетрадиционной техники рисования «Рыбки в аквариуме». (коллективная работа) Воспитатель.
Конспект педагогического мероприятия с детьми 6–7 лет «Ракета летит в космос» с использованием Тико-конструктора «Геометрия» Конспект педагогического мероприятия с детьми 6-7 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием ТИКО-конструктора.
Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста 2–3 лет» Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего.
Фотоотчет «Мастер-класс по изготовлению игрушки «Лошадка на палке» с родителями и детьми группы раннего развития» Среди игрушек, созданных для детей нашими предками, не встречалось никчемных безделиц. Нам кажется, что лошадки на палке существовали всегда.
НОД с детьми раннего возраста по реализации ОО «Познание» для развития сенсорных способностей «В лесу» Шаульская Людмила Павловна. Задачи. 1. Закрепить способ соотношения предметов по высоте (выше – ниже, величине (большая – маленькая) 2.
Особенности развития детей раннего возраста. От 2-до 3 лет ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Давно известно, что на втором-третьем году жизни развитие ребенка идет очень активно. Развивается.
Проект — огород на подоконнике «Чудо — грядка» во второй группе раннего развития Вид проекта: познавательно—творческий. Тип: долгосрочный. Сроки реализации: январь –март 2019 года. Участники проекта: воспитатель группы,.
Проект «Зима» в группе раннего развития Тип проекта – познавательно — творческий Срок реализации- долгосрочный — 8.10-25.12.2018 (2,5 месяца) Возраст детей – 2-3 года Участники.
Программа блока дополнительного образования в группе раннего развития для детей от 3-х до 5 лет Актуальность данной программы. Состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение.
Источник
НОД «Знакомство с космосом»для детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Цель: формировать первоначальные знания о космосе, о профессии космонавта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_znakomstvo_s_kosmosom_microsoft_word_3.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Знакомство с космосом»
(2 младшая группа)
Образовательная область: Познание.
Цель: формировать первоначальные знания о космосе, о профессии космонавта.
Образовательные: дать представление о космосе, звёздах, солнце, о космонавтах.
Развивающие: развивать у детей речь, воображение и мышление, любознательность и познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать у детей умение слушать взрослых. Побуждать детей к совместной деятельности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о космосе, заучивание стихотворения «Летит, летит ракета», просмотр мультфильмов про космос.
Методы и приёмы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Материалы и оборудование: портрет Ю.А. Гагарина, фото Белки и Стрелки, картинки о космосе, ободок со звёздами на каждого ребёнка, цветные обручи, небольшие круги разного цвета, модули для постройки ракеты, подбор видеосюжетов о космосе, диски с космической музыкой.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что за день12 апреля? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, это день Космонавтики, это праздник всех космонавтов. В этот день в 1961 году Ю.А. Гагарин совершил первый полёт в космос. С того времени многие мальчишки и девчонки мечтают стать космонавтами.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такие космонавты?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: космонавты летают в космосе среди звёзд от планеты к планете. Чтобы стать космонавтом надо очень много знать о космическом пространстве, много читать, заниматься спортом, быть смелым и отважным.
Воспитатель: А вы знаете, кто первым полетел в космос?
Дети: собачки — Белка и Стрелка.
Воспитатель: Правильно, ребята. Первыми в космосе побывали Белка и Стрелка. Их отправили на разведку, а после них полетел в космос наш советский космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин. Космонавт одет в специальный костюм, на голове у него специальный шлем, он называется – скафандр. Скафандр защищает космонавта и помогает ему дышать, ведь в космосе нет кислорода. Кислород находится в специальных баллонах, которые находятся за спиной космонавта.
Воспитатель: Дети, а вы хотите стать космонавтами?
Дети: конечно хотим!
Воспитатель: тогда я предлагаю одеть на голову специальные космические ободки со звёздочками и сказать всем вместе такие слова «5-4-3-2-1- сейчас в космос полетим!». Ребята, скажите, а на чем можно полететь в космос вы узнаете, если отгадаете загадку:
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Воспитатель: Правильно, ребята.
– А давайте-ка, ребята,
Поиграем в космонавтов.
Собираемся в полет,
Строим новый звездолет.
Воспитатель: я предлагаю построить ракету из модулей, которые есть у нас в группе. ( Дети строят ракету из больших модулей ).
Физминутка на координацию речи и движения «Полет» (под «космическую» музыку).
– 5, 4, 3, 2, 1! Поднимают руки рывками через стороны.
Вот мы в космосе летим! Соединяют руки в «замок».
Мы взлетаем высоко, Поднимают руки вверх.
Мчит ракета быстро. Бегут по кругу руки в стороны.
Полетим мы далеко
К звездочкам лучистым.
Вокруг звезд мы облетели, Кружатся.
Выйти к звездам захотели.
В невесомости плывем Ходят, делая плавные движения руками.
Рядом с нашим кораблем.
Снова дальше летим, Садятся на свои места.
В иллюминаторы глядим.
Звездолет мы смастерили,
А багаж собрать забыли.
Воспитатель: На космическом корабле нет ничего лишнего, случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые нужны во время космического путешествия. Я буду называть разные предметы, а вы должны хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в путешествии и топать, если он не нужен: кислородный баллон, скафандр, подушка, аптечка, кастрюля, звездная карта, шуба, фонарик, запасное колесо, рация и др.
Воспитатель: вот мы и попали в этот необычный, огромный мир, который называется – космос ( воспитатель показывает иллюстрации или видеопрезентацию на тему космоса ). В космосе мы видим много планет, и все они вращаются вокруг солнца. Солнце – огромный раскалённый шар и никто не может подлететь к солнцу близко. Все планеты расположены на разном расстоянии от солнца.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Одна из планет – наша Земля. Земля – это планета, где живут люди — вы, ребята. Скажите, ребята, а какие цвета вы видите на нашей планете? (Ответы детей). Желтый цвет – это пустыни, синий и голубой – это моря и океаны, зелёный цвет – это поля и луга. Наша планета очень красивая и мы должны её беречь.
Воспитатель: ребята, а что же ещё нас окружает в космосе, отгадайте загадку:
Совком не достать,
А днём не видать.
Дети: это звёзды.
Коммуникативная игра «Звездочки»
Звезды прыгают, резвятся,
Звезды любят поиграть.
Звезды быстро улетают,
Ты попробуй их поймать.
( Дети встают в пары, договариваясь кто из них будет «звездочкой». Под слова прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо-влево. На последние слова «звездочка» убегает, другой – догоняет. При повторении игры, «звездочкой» становится второй ребенок ).
Воспитатель: ребята, вот и подошло к концу наше первое знакомство с космосом, но нам надо возвращаться домой. У вас есть возможность вернуться на Землю на другом космическом корабле. В этом вам помогут посадочные билеты ( кружки разного цвета ), они подскажут вам, на каком космическом корабле вы полетите обратно.
Игра «Космонавты». Дети под «космическую» музыкуидут по кругу и говорят вместе слова.
Ждут нас новые ракеты
Для прогулок на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Только есть один секрет –
Опоздавшим места нет.
Дети по сигналу занимают места в обручах (обручи такого же цвета, как и посадочные билеты).
Вот и дома мы опять!
Воспитатель: молодцы, ребята, все правильно заняли своё место на космических кораблях, и смогли вернуться в наш детский сад. Скажите, а вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).
Воспитатель: давайте вспомним — где мы побывали сегодня?
-Что интересного вы запомнили?
— Какие планеты солнечной системы вы знаете?
— Как называется наша планета? (Земля).
— Как называется наш город? (Канск).
— Кто первым полетел в космос? (Собачки Белка и Стрелка).
— Кто из людей первый полетел на ракете в космос? (Ю.А.Гагарин).
— Когда отмечают день Космонавтики? (12 апреля).
Воспитатель: молодцы, ребята, вы были смелыми и дружными, как настоящие космонавты. Давайте вспомним стихотворение, которое мы с вами недавно выучили:
Источник