Что собой представляет контровый свет в фотографии и чем он отличается от других?
Здравствуйте! С вами на связи, Тимур Мустаев. Дорогие фотографы, вы знаете, что фотография означает светопись, и это, действительно, рисунок с помощью света. Освещение имеет невероятное значение. Умеете ли вы с ним работать? Знаете, какие варианты бывают? Если нет – моя статья вам пригодится.
Обо всем возможном освещении, конечно, рассказывать я сразу не буду – меня интересует контровой свет в фотографии. Скажем, этот вид не настолько популярен, но также используется и может быть очень выразительным. Он специфичен, сложен и используется далеко не всегда. Выделен такой свет в особую категорию неслучайно, в фото он имеет свое предназначение.
Схема света
Будет логичнее немного рассказать вообще о типах освещения, а затем раскрыть термин “контровой свет”. Конечно, мы не затронем такие общие условия съемки, как на улице и в помещении (и соответствующий свет). Но будем помнить о том, что световые лучи можно найти при любых обстоятельствах и будут они различны. Свет может располагаться под особым углом к объекту (или фотографу), в силу чего выделяют:
- Фронтальный, который стоит перед объектом и светит прямо на него.
- Боковой – соответственно, точно сбоку от объекта. Считается, одним из самых выигрышных. Пограничными являются скользящий вариант и диагональный (под углом в 45 градусов).
- Контровой. Располагается сзади модели и будто очерчивает ее контур. Подробнее о нем ниже.
Перечисленными видами все богатство световых решений не исчерпывается. Есть также рисующий, заполняющий, моделирующий, фоновой и некоторые другие. Но это уже совсем другая история, а точнее – классификация, и относится по большому счету к “науке” различного плана схем света.
Правильные и вообще возможные комбинации источников особенно нужно знать тем, кто работает в закрытом помещении с несколькими приборами. Обычно это специальные фотостудии. В них вы сами автор и творец, но в то же время вся ответственность тоже на вас, в отличие от более ограниченных условий освещения на улице в конкретный момент.
Контровой свет: понятие, принцип и условия работы
Медленно, но верно мы приближаемся к пониманию, что такое контражур. Тип света весьма противоречивый, таит в себе немало опасностей. Чаще всего он достаточно сильный, отчего возникает вероятность бликов, пересветов и чрезмерного затемнения главного объекта.
Хотя если вам важно подчеркнуть лишь форму или силуэт, то предмет или человек вполне может остаться в тени. Более того, начинающим фотографам советуют избегать ситуации, когда солнце или осветитель находится прямо перед вами и направлен в камеру (т.е. фактически контровой свет).
Ведь данный фактор может испортить объектив, не говоря о самом изображении. Но я не зря упомянул именно новичков, опытный фотолюбитель сможет любые условия обернуть в свою пользу и, к примеру, использовать дополнительный искусственный свет, набор отражателей для управления световым потоком.
Контровое освещение считается оптимальным вариантом, чтобы выделить в портретной съемке профиль человека, линии его фигуры, создать некий ангельский или же, наоборот, драматичный образ, то есть фото в контровом свете.
Но оно может быть не единственным источником. В так называемом контровом моделировании свет сзади также присутствует, но не является доминирующим. Он всего лишь направлен на какую-либо часть, допустим, на волосы человека, придавая прядям золотистый блеск и привлекая к ним внимание.
Конечно, такие непростые схемы удобнее разбирать в студии. Там вы можете поэкспериментировать и разместить контровик точно позади человека, чуть сбоку или сверху. Помните, что при приближении его к модели, световой пучок уменьшается в размерах, становясь одновременно интенсивнее.
Съемка в контровом свете
Пейзажисты любят использовать контражур. Даже нередко включают солнце в свои работы – смело и эффектно. Что стоит учесть при такой задумке?
- Во-первых, солнце выигрышно смотрится, располагаясь по правилу золотого сечения.
- Во-вторых, яркий источник можно прикрыть другим объектом (деревом, зданием и пр.) и расставить акцент на исходящих от него лучах.
- В-третьих, чтобы справить с таким динамическим диапазоном, можно приобрести серые, поляризационные фильтры.
- В-четвертых, съемка в raw поможет вам. Такой формат не только позволит вытянуть слишком темные объекты и разобраться с массой бликов, но и создать высококлассные hdr фотографии.
- В-пятых, внимательно работайте с экспозамером. В зависимости от того, на чем вы сфокусируетесь – светлых, средних по тону элементах и тех, что ближе к черному, такие параметры и будут определять результат.
Подумайте, с каким снимком будет работать впоследствии легче: с тем, где многие части недоэкспонированы, зато хорошо различим свет, или же наоборот? А может быть выбрать тот, что приведен к некой норме по свету и тени?
Хочу в конце сделать абзац, который обобщит вышесказанное. Исходя из понятия контрового света, его уместно использовать не во всех случаях. Это могут быть следующие обстоятельства, например:
- Необходимо сделать объемное изображение со светотеневым рисунком. Естественно, заднее освещение никак не поможет в этом, так как вы получите, можно сказать, прямо противоположное фото: плоский объект и отсутствие деталей.
- С контровиком появляются выраженные границы форм, высокий контраст. Если хочется сделать нежный, мягкий снимок, то выберите иное освещение для фотосессии.
- Неяркий источник света. Здесь также я бы не советовал делать снимок, по крайней мере с целью выделения силуэта, потому что получиться может что-то невнятное, возникнет ощущение недоделанности: ни объема, ни контура.
- Высокое качество фото. Контровой свет дает такую интенсивность, что переэкспонирование возникнет практически 100 процентно. С этим можно бороться в фоторедакторах, но возможности не безграничны. В большинстве коммерческих съемок, где важно представить товар выгодно и отчетливо, лучше придерживаться классики фотографии.
Вот и все, что я хотел вам рассказать. Надеюсь у вас сложились общие представления о контровом свете? Прежде чем попрощаться с вами, хочу посоветовать вам курс — Цифровая зеркалка для новичка 2.0 (у кого НИКОН) или Моя первая ЗЕРКАЛКА (КЭНОН). Очень понятный и простой в понимании видео курс. Завоевал доверие многих начинающих фотографов. Курс детально объяснит, что собой представляет зеркальный фотоаппарат и каковы его возможности.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для тех, у кого CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для тех, у кого NIKON.
До свидания, до скорых встреч! Статьи на актуальные темы появляются регулярно, и если вы подписаны на новости, то вам проще будет о них узнавать. Заходите на блог почаще и приглашайте друзей!
Источник
Фоточайник
Когда источник контрового света — солнце
Контровой свет подразумевает расположение источника света за объектом съемки.
При подобной схеме освещения делать фотографии, конечно же, не очень просто, но если приложить немного усилий и подключить фантазию, можно получить великолепные снимки.
Контровое освещение также очень часто используется и при солнечном освещении на улице. Изображения получаются достаточно художественными и интересными. Но чтобы делать снимки напротив солнца необходимо соблюдать несколько важных деталей. В противном случае кадры будут получаться темными или же слишком контрастными.
Итак, если вы устроили фотосъемку напротив солнца то:
1. Встаньте в тень. Съемку лучше вести в тени. Если объект съемки можно передвинуть, то и его лучше расположить в тени.
2. Если объект съемки никак нельзя разместить в тени, то можно самостоятельно ее организовать, используя подручные средства, такие как зонт, заслонка, ширма и т.д
3. Яркое солнечное освещение способно создавать грубые тени, что часто портит качество снимка. Чтобы избежать их появление можно воспользоваться встроенной вспышкой, которая подсветит передний план и сделает тени более мягкими.
4. Использование рефлектора т.е . отражателя также поможет избавиться от грубых теней. Для этой цели можно использовать любую светлую поверхность.
5. Меняйте свое расположение относительно объекта съемки, пробуйте разные ракурсы.
6. Прямые лучи солнца могут попадать прямо в объектив, что может испорть кадр. Для защиты объектива можно использовать бленду , но если ее не оказалось в нужный момент рядом, то «козырек» из вашей руки будет служить хорошим защитником.
7. Использование поляризационного фильтра поможет уменьшить блики и интенсивность светового потока. Этот аксессуар является наиболее эффективным при фотографировании в яркий солнечный день.
8. Чтобы снимки имели естественные цвета рекомендуется настроить баланс белого. Для этого в настройках камеры следует включить ручную корректировку этого параметра.
9. Как известно расположение солнца на небе меняется, следовательно меняется и освещение. Наиболее подходящее время для съемки будет тогда, когда земное светило находится ближе к горизонту. Это может быть утро или же вечер.
10. И самое главное правило это творческий подход к делу. Избегайте обыденности и избитости в изображениях. Порой самые непредсказуемые идеи порождают настоящие шедевры.
Источник
Контражур или контровой свет в фотосъемке: что это такое?
Общеизвестно, что при съемке фотографии можно и даже необходимо прибегать к разным видам света. Естественный свет при умелом использовании всегда будет играть вам на руку, но сослужить вам полезную службу в творчестве может как освещение прямое или сбоку, так и свет контрового типа. В нашей сегодняшней статье мы во всех подробностях расскажем вам об этом виде освещения.
Контровой свет: что это?
Каждый профессиональный фотограф знает, что если прямо в глаза светит солнце — это вовсе не значит, что о съемке можно забыть. Ведь это положение дел можно повернуть в выгодное русло. И каждый опытный фотограф прекрасно осведомлен об этом.
Итак, что же из себя представляет контровый свет? Это тип света, при котором основной световой источник расположен позади объекта съемки. И при этом его расположение строго по центру отнюдь не является непременным условием. он может падать сверху, сбоку, даже снизу, главное, чтобы он был расположен позади модели и направлен в сторону объектива фотокамеры. Это абсолютно логичное условие, поскольку такое освещение является рискованным и при неправильном использовании может совершенно испортить съемку. Поэтому такой свет лучше начинать использовать, когда у вас уже есть определенный опыт в фотографии. Не зная всех нюансов контрового света, можно легко получить не роскошный и интересный снимок, а обыкновенное темное пятно.
Но бояться использовать такой свет не стоит, ведь все когда-то происходит впервые. И без ошибок творческий процесс попросту не живет. Если вы правильно используете контровый свет, то он может сделать фотографии поистине волшебными, оживить их.
Контровым светом может служить не только естественный источник, но и искусственный. В том случае, если при съемке вы используете четыре световых источника, то контровый свет необходимо будет поставить прямо за моделью. И ни в коем случае не путайте контровый свет с фоновым — это совершенно разные вещи. Фоновый свет нужен, чтобы просто подсветить фон, а контровый свет необходим, чтобы сделать фотографию более яркой и колоритной, он является полноправным художественным средством снимка.
В фотосъемке и при съемке кинофильмов к контровому свету прибегают для передачи нежности образа. И это объяснимо, ведь если даже немного подсветить волосы девушки сзади при помощи контрового света, они засияют, будут казаться пышнее. Кстати, помните, что при использовании контрового света необходимо обязательно следить за тем, чтобы главный источник освещения не оказался в кадре. Если это произойдет, то на снимке будут присутствовать неэстетичные блики. Если только вы не намерены использовать их как некий творческий прием, иначе в кадре они будут совершенно лишними и непривлекательными.
Использование контрового света в фотографировании также бывает полезно еще и в том случае, если нужно выделить какой-то объект фона. Например, прямой свет на театральной сцене дает ощущение, что актеры и декорации плоские. Освещение же зс спиной создает совершенно иной эффект.
Научившись грамотно использовать при съемке контровый свет, вы сможете наделить свои фотографии глубиной, сделать их более объемными, поистине говорящими. Если вы читаете эту статью, то вам наверняка уже известно, что объем в фотоснимках обеспечивают тени. Если освещение прямого типа, то на снимке теней почти не будет, а при освещении сбоку тени на фотографиях становится очень сложно держать под контролем.
А вот в том случае, когда главный источник освещения находится сзади объекта, то вы сможете управлять тенями на снимке с легкостью. Чтобы удлинить тени или наоборот сделать их более короткими, можно всего лишь совсем чуть-чуть поменять свое положение относительно объекта съемки: сесть, отойти, наклонить камеру.
По-настоящему достойные снимки с использованием контрового света вы сможете сделать тогда, когда поймете все хитрости его использования. Самым простым вариантом будет использование вспышки. В таком случае лицо вашей модели будет столь же ярким, как и фон. Причем вы сможете использовать все плюсы освещения сзади. Но главное, будет необходимо следить за тем, чтобы портрет не получился переосвещенным. Чтобы этого избежать, просто установите импульс менее сильной мощности.
Помимо этого, можно немного закрыть вспышку листом белой бумаги — она идеально выступит в роли рассеивателя. Когда вы выполните все, о чем было написано выше, вам удастся избежать появления бликов на лице вашей модели, преобразовать свет на фото наилучшим образом, сделать его нежнее и ровнее.
Но нужно помнить, что вспышка не всегда может быть под рукой, а иногда она и вовсе не будет полезна. Чтобы получить качественные фотографии без использования вспышки, нужно соответствующим образом настроить фотоаппарат:
Во-первых, потребуется выставить точечный режим экспозамера. В этом случае интенсивность света будет измеряться с опорой на объект, находящийся в фокусе и совпадающий с точкой замера.
Во-вторых, нужно будет выбрать положительный тип экспокоррекции. Если вы это сделаете, то сможете получить на снимке четкие детали, находящиеся в тени. Более точную величину следует выбирать уже на месте, делать тестовые фотографии с различными корректирующими настройками и просто выбирать самые удачные из них.
Разумеется, если вы снимаете с контровым светом, думать о ярком фоне не следует. На фотографии появятся дефекты, вы получите пересвеченный и размытый фон, иногда могут быть не видны детали. Но в ряде случаев явление это является абсолютной нормой. Это специфика снимков с использованием контрового света.
Еще один случай, в котором будет полезно использовать контровый свет — если нужно добиться четко и эстетично обозначенных силуэтов на снимке. Если вы хотите такого эффекта, вам будет необходимо как можно сильнее затемнить тот объект, который вы снимаете. Маленькие детали в данном случае не будут играть важной роли. Именно по этой причине, создавая силуэт, вы можете не думать о настройках коррекции экспозиции и замера, о которых нами уже было сказано немного выше.
Когда вы осуществляете съемку силуэтов, вам нужно полностью контролировать их выразительность. Когда вы делаете снимок одного человека, то ему лучше встать в профиль. Если же нужно снять двух и более человек, то нужно следить за расстоянием между силуэтами: между ними должно быть достаточно свободного пространства, чтобы не произошло наложения, скрещивания, слияния их между собой.
Контровой свет при съемке пейзажа
Контровый тип света можно использовать не только при съемке портретов, но и при фотографировании пейзажей. Согласитесь, когда солнечный свет светит прямо в объектив, все окружающее пространство начинает казаться чарующим. В особенности роскошные снимки можно получить тогда, когда солнечный свет появляется из облаков. Это красивое небе можно сделать полноправным персонажем фотографии.
При помощи контрового света можно сфотографировать как силуэт модели, так и любого объекта природы. При этом этот самый объект будет в максимальной степени затемненным, а окружен будет светящимся ореолом. Такой прием при съемке объектов природы обеспечит волшебный эффект. Кстати, в процессе съемки следите за тем, чтобы солнце не оказалось прямо в кадре. Гораздо лучше, когда оно расположено за объектом и окутывает его красивым ореолом света.
А еще вы можете сделать угол охвата более узким, выведя солнечный свет за пределы снимка. Таким образом можно сделать красивые снимки паутины, ведь без освещения сзади она может быть совершенно не видна. Еще одна интересная идея — съемка в тумане против солнечного света. При такой съемке туман будет как будто бы освещен изнутри. Это невероятно красивый эффект.
Кстати, чем более близко находится солнце к горизонту (в вечернее или рассветное время), тем более нежным и насыщенным будет естественное освещение. Вы ведь знаете, что когда солнечный свет освещает объект сбоку, оно создает вокруг него светящийся контур, который крайне эффектно контрастирует с объектом, если фон приглушен. Можно использовать эту особенность природы и пофотографировать на закате или рано утром.
Стоит также поснимать на берегу водоема, если вы имеете такую возможность. Солнце очень интересно и ярко окрашивает воду в разные цвета, и это будет очень красиво смотреться на снимке.
Контровой свет: основные сложности съемки
Очень часто фотографы сталкиваются со следующей проблемой: камера буквально ничего не видит, когда в съемке задействован контровый свет. Такое случается в том случае, если динамический диапазон фотокамеры недостаточно велик. Как итог — сплошные крайности: пересвеченные или слишком темные фотографии, будто бы снятые в ночное время.
Но не отчаивайтесь: это одна из тех пробле, которые очень легко решаются на этапе обработки снимков. Нужно будет прибегнуть к коррекции света и тени в фотошопе. Кстати, лучше всего снимать в RAW.
На снимках также могут появиться неэстетичные цветные пятна, или, как их еще называют, солнечные зайчики. Они появляются в том случае, если слишком яркий свет падает прямиком в объектив камеры. Решение проблемы состоит в том, чтобы убрать солнце за пределы кадра или подкорректировать направление искусственного света. А еще рекомендуем пользоваться блендой, предотвращающей появление бликов.
Но это тоже можно сделать не всегда. Солнце тоже может являться главным объектом фотографии. А еще более трудно красиво сфотографировать облака, сквозь которые пробивается солнце, ведь они делают свечение еще более сильным.
Способов решения проблемы солнечных зайчиков, на самом деле, совсем не мало. Самым легким из них будет использование отрицательной коррекции экспозиции, а после съемки — уравновешивание баланса света и тени в фотошопе. Есть еще одно решение, но это более трудный путь: сделать некоторое количество фотографий в брекетинге, а потом сделать из них одно фото в HDR
Часто помогает просто прикрыть солнце иными объектами. К примеру, можно попробовать снять солнце в листве деревьев — это будет красиво, а особенно если вы снимаете в осеннее время.
Стоит также помнить о том, что контровой свет отражается от поверхности, на которую падает, зеркально. Дабы предотвратить излишний уровень свечения на снимке, вы можете просто поменять свое положение или наклон фотоаппарата.
Контровой свет при съемке портретов
Чтобы снимать портреты с использованием контрового света при естественном освещении на природе, самым удачным временем будет раннее утро или время на закате. Именно в эти временные промежутки солнечный свет падает под небольшим углом, а поэтому свет будет нежным, не будет ослеплять.
Если у модели длинные волосы, а при съемке есть сильный ветер, то нужно выбрать то положение, при котором ветер будет дуть в лицо. Солнечный свет при этом должен освещать девушку сзади или чуть сбоку.
Если грамотно поставить свет, то можно добиться очень красивого, сияющего ореола, окружающего волосы. Для того, чтобы красиво его подчеркнуть, нужно избрать темный фон для съемки. Искомого контраста можно добиться, к примеру, если снимать девушку в летнее время, используя в качестве фона зеленую листву или же фотографируя на фоне затемненной стены.
Для того, чтобы добиться как можно более равномерного распределения света, необходимо, чтобы солнце полностью было за спиной девушки или чуть в стороне нее. Здесь нужно только экспериментировать и выбирать самое удачное расположение для источника света.
Контровой свет при съемке на закате
Закатное солнце может быть не только отличным источником контрового света, но и стать великолепным цветовым оформлением для съемки. Свет солнца в закатный час не настолько яркий, как, например, в полдень. Поэтому такой свет можно без труда нейтрализовать при помощи даже самой слабой по мощности вспышки. Именно этот прием при съемке может отлично подсветить детали и объекты, находящиеся на первом плане снимка.
Существует еще один вариант, который является более сложным, чем первый. Он заключается в том, чтобы придать лицу модели тот же оттенок, который имеет небо на закате. Чтобы это сделать, понадобится внешняя вспышка, которой нужно управлять при помощи камеры. Эту вспышку следует поставить как можно ближе к модели, прикрепить рассеиватель, накрутить фильтр света необходимого оттенка и сделать серию снимков. Это будет очень красиво.
Контровой свет при макросъемке
Именно такой режим является самым простым в работе с контровым освещением. Все природные детальки, такие как травинки, листочки, цветы будут выглядеть абсолютно волшебно, если при съемке осветить их сзади. В том случае, если нет подходящего естественного освещения, можно создать контровый свет искусственным путем. И тут вам на помощь придет внешняя вспышка. Ее нужно лишь поставить позади объекта съемки и управлять ей с камеры.
Мы искренне надеемся, что эта информация пригодится вам при освоении контрового света. Помните, что в любой работе главное — это практика. Снимайте как можно чаще, и контровый свет станет вашим безоговорочным союзником при съемке.
Источник