Меню

Конспект урока про солнце

«Солнце». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Алёна Колесникова
«Солнце». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию

«Солнце»

Цель занятия: 1. Дать представления о роли Солнца в жизни людей.

2. Познакомить детей с мифологией разных народов о Солнце.

Ход занятия: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о… А вот о чём мы будем с вами разговаривать догадаетесь когда прослушаете загадку:

Кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт.

Правильно, это Солнце. Солнце дарит нам свет и тепло. Без Солнца, света и тепла все жители погибли бы. Скажите пожалуйста много ли растений, цветов и деревьев в тёмных пещерах. Правильно нет. А почему? Какие условия нужны растениям (вода, почва, свет, тепло). Даже в густом лесу ветки деревьев пропускают мало света, поэтому в нем меньше травы и ярких цветов, чем на лугу, освещённым Солнцем.

А может ли человек жить без Солнца? Да может, но очень недолго. У тех людей, кто подолгу работает под землёй, лица бледные. А вы знаете люди каких профессий работают под землёй? (шахтёры, строители метро….).

Ответьте мне на такой вопрос: каким может быть солнышко? (тёплым, ласковым, весёлым….). А может оно быть страшным и злым? (да). Когда? (летом, когда людям приходиться прятаться в тени от знойных палящих лучей солнца. Шутит с таким солнцем опасно; можно перегреться, кожа покраснеет и будет болеть, заболит и голова. Солнце бывает злым во времена засухи, когда гибнут растения, животные, пересыхают реки и ручьи.

В какое время года солнце ласковое, а в какое бывает злым? Да, поэтому летом, когда вы бываете в лесу и в поле надо быть очень осторожными с огнём, что бы не вызвать пожар. Не забывайте, что в это время наши беззащитные друзья растения особенно нуждаются в воде и в нашей заботе.

Сейчас учёные говорят, что Солнце-это звезда, очень горячий (раскалённый) шар. Солнце кажется нам больше и ярче других звёзд, потому что оно ближе к земле, чем другие звёзды.

А в древности малые народы считали Солнце — богом: В Египте его называли Ра, в Греции – Гелиос, в Древней Руси – Даждьбогом, (бог плодородия).

Люди думали, что солнечный бог, дарующий всем свет, тепло, жизнь, может рассердиться и наказать за плохие поступки. Поэтому они строили большие специальные здания (храмы) для бога Солнца. Люди приносили в храмы дары, пели в его честь гимны.Вот так пели в честь бога Ра в Египте:

«Была земля во мраке,

И стал свет, после того, как ты возник.

Озарил ты Египет – лучами своими,

Когда диск твой засиял.

Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые,

Левый же глаз твой прогнал тьму ночную».

А американские индейцы на восходе солнца залезали на крыши жилищ и предлагали светилу блюдо с кукурузой – хотели угостить Солнце, как желанного гостя.При этом они пели: «Солнце взошло, мы не знаем, как оно совершит свой путь, не случится ли в это время несчастье. О, владыка, соверши своё дело благополучно!

Каждый день человек видит, как Солнце появляется утром на востоке, движется по небу и вечером заходит на западе.

Раньше, в древние времена, люди не понимали, почему бывает день и ночь, откуда Солнце появляется утром, как оно движется и куда исчезает ночью.

Для того, чтобы объяснить себе и детям, как движется Солнце по небу и почему бывает день и ночь, люди придумывали красивые сказочные истории, которые теперь называют мифами.

Так, в Греции в древние времена рассказывали, что движется по небу

Солнце – это проезжает по небу на колесницы бог Солнца – Гелиос.

«Объезжаешь ты на колеснице

Света стороны четыре. Слева

От тебя летят по небу Страхи,

Справа от тебя несется Ужас [. ]

Справа от тебя летит Бунене —

Колесаичий и советник верный.

Слева от тебя летит Мишару,

Праведный помощник и слуга [. ]

Небо все ты объезжаешь, Солнце

А в древнем Египте придумывали совсем другой миф. Каждый день бог Солнца Ра проплывал по небесной реке в дневной ладье. Вечером он подплывает западным горам, где расположен вход в подземный мир. Ра переходит с дневной ладьи в ночную и начинает плавание по подземной реке, протекающей через 12 подземелий, в которых живёт огнедышащий дракон Апоп — в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Часто выступает как собирательный образ всех врагов солнца.

Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно. Через отверстие в восточных горах бог Ра выплывает на поверхность земли, пересаживается в дневную ладью и вновь плывёт по небесной реке.

У славян Даждьбог, идол, стоял, на холме в городе Киеве. Древние славяне также задабривали бога Солнца, восхваляли и воспевали его, покой.

Читайте также:  Планета которая может заменить солнце

Теперь люди знают. Что день и ночь бывает из-за того, что наша земля вращается. Это не солнце движется по небу, это мы движемся вместе с нашим большим домом – Земля.

Итак: возьмите, пожалуйста альбомный лист и на одной половине нарисуйте состояние погоды при ласковом солнце, а на другой при злом (пожар, засохшие растения). И само Солнцедолжно быть ласковым на одной стороне и злым на другой:

Дома придумайте загадки о том, что мы делаем днём, а что ночью.

Развлечение во второй младшей группе «Остров сокровищ» Уважаемые коллеги! Вот и закончилось лето. Я вышла из отпуска и решила провести развлечение своим детям. Где закрепила знания о времени.

Знакомство с Якутией Цель: Дать представления о Якутии, как части России. Научить определять на карте территорию Якутии. Познакомить с гербом, флагом республики.

Источник

Конспект урока по живому миру: «Солнце».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Конспект урока разработан для коррекционной школы 8 вида. Предмет «Живой мир». Конспект предназначен для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_solntse.docx 69.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 15 ГОРОДА БЕЛОВО»

Конспект урока по живому миру

Королева Татьяна Петровна,

Учитель начальных классов школа-интернат № 15

Урок по живому миру.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: расширение знаний о солнце.

1. Уточнить знания у учащихся о солнце.

2. Составление самостоятельного описания о солнце.

3. Сделать аппликацию солнце.

1. Развивать зрительное, слуховое восприятие.

2. Корригировать внимание, память, мышление.

3. Развивать мелкую моторику рук.

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: опорные картинки, цветная бумага, клей, ножницы, зеркала.

Словарная работа: луч, солнце.

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка посадки.

-Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
— Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Ноги на пол мы поставим,

-Спинку все мы разогнём,

-Локотки на стол поставим,

-Руки домиком сведём,

-Руку правую кладём,

-Руку левую кладём.

Настраиваемся на урок.

— Какое сейчас время года? (время года весна)

— Назовите весенние месяцы? (весенние месяцы: март, апрель, май)

— Какой сейчас месяц? (месяц май)

— Как называется урок? (урок называется живой мир)

— Какой день недели? (день недели …)

— Какое сегодня число? (сегодня …)

— Который по счёту урок? (по счёту … урок)

II. Подготовительный этап.

— Ребята, посмотрите, что у меня в руке? (смайлик — человечек)

За правильные ответы я буду давать маленькие смайлики, у кого их будет больше, тот получит в конце урока большой смайлик.

Цвет смайлика, какой формы смайлик, человек улыбается или грустит?

Вдох, выдох носом.

Вдох ртом, выдох носом.

Вдох носом, выдох ртом.

Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
Развитие речевого дыхания и силы голоса.
Говорит Весна:
— Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:
— Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:
— С крыши капает вода?
— Да! Да! Да! Да!
— Тают горки во дворах?
— Ах! Ах! Ах! Ах!
— А на речке треснул лед?
— Вот так! Так вот!
III. Повторение пройденного материала.

Лексическое упражнение на основе классификации.

Учащимся предлагаются картинки с изображением цветов (жёлтый одуванчик, жёлтая хризантема, нарцисс) и картинка с изображением солнца.

Задание: назовите 4-й лишний предмет.

Вводная беседа «Погода».

(Учитель указывает на картинку с изображением весны)

— День какой на картинке? (Тёплый, замечательный…).

— Погода какая? (Тёплая, весенняя, майская, солнечная…).

— Небо какое? (Голубое, майское, прозрачное, весеннее …).

— Деревья какие? (Зелёные, лиственные…).

IV. Изучение нового материала.

— Ребята, отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (Солнце)

Цель: расширение знаний о солнце.

Солнце летнее – солнце жаркое,
Но весеннее жарче все ж.
Солнце зимнее – очень яркое,
А осеннее краше. Что ж?
Так во всем теперь, дело ясное,
Так и в жизни всей напролет,
Ярче кажется все прекрасное,
Все, что уж кончилось или ждет.

Словарные слова: луч, солнце.

— Как вы думаете, что такое солнце, луч?

— Сейчас мы посмотрим видео про Солнце.

Просмотр видео ролика про Солнце.

— Что такое Солнце?

— Правильно, Солнце – огромная звезда.

— Что она нам даёт?

Солнце дает нам тепло, свет и жизнь на земле.

— Что будет, если Солнце перестанет светить?

Если бы солнце престало светить – Земля погрузилась в темноту. От холода и темноты погибнут растения, животные и всё человечество. Солнце можно сравнить с горящей печкой.

— Что такое солнечный зайчик?

— Ребята, а можно ли поймать солнечный лучик?

Солнечный лучик двумя руками не поймаешь, ладошкой не прихлопнешь. Он никому в руки не дается. А вот если взять в руки зеркало – тогда другое дело. Тут он становится послушным. Поставил зайчика на стенку, и он по твоему желанию будет прыгать и бегать. Давайте, и мы попробуем поиграть. (Дети берут зеркала и направляют солнечные зайчики).

Улыбается на небе, освещает все вокруг (дети стоят прямо, руки вытянуты вверх, пальцы сжимают, разжимают, показывая лучики).

Вечером идет на отдых, утром снова тут, как тут (прямые руки по кругу опускают вниз и поднимают вверх, как стрелки циферблата).

V. Закрепление нового материала.

Что такое солнце?

Что нам даёт солнце?

Зачем нужно солнце животным и растениям?

Что такое солнечный зайчик?

Можно ли поймать солнечный лучик?

1 группа. Самостоятельно обводит шаблон солнца, вырезает и наклеивает солнце в рабочую тетрадь.

2 группа. Самостоятельно вырезает по шаблону и наклеивает солнце в рабочую тетрадь.

2 группа. Уже готовый шаблон солнца наклеивает в рабочую тетрадь.

Зарядка для глаз (самомассаж).

VI. Итог урока. Рефлексия.

— Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? (Говорили о солнце, отгадывали загадки, играли).

Для говорящих детей:

— Мне было интересно…

— Мне было сложно…

— Я доволен своей работой…

Для не говорящих детей: (раздаются заранее смайлики).

— Ребята, вы все хорошо работали, принимали активное участие на уроке, всем вам спасибо.
Смайлики виде солнышка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

quot;Цветок — самый красивый орган растений. Какие бывают плоды». Урок с использованием ЭОР.

Исследовательский урок с элементами моделирования.

Конспект урока по живому миру по теме: «Съедобные и несъедобные грибы». Данный урок предназначен для учащихся 3 класса государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Адаптиров.

Предмет: литературное чтение.Класс:2Тема урока: «Н.Н.Носов «Живая шляпа»». Цели:- познакомить с рассказом Н. Носова «Живая шляпа.

Предмет: литературное чтение. Класс: 2 Тема урока: «Н.Н.Носов «Живая шляпа»». Цели:- повторить рассказ Н. Носова «Живая.

Конспект + презентация урока по окружающему миру «Солнце, растения и мы с вами» 3 класс.

Источник

урок окружающего мира Тема: Солнце — ближайшая к Земле звезда.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Цель: формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле, знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле; развитие умения соотносить реальный и видимый размер тела, учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоления.

Задачи:

  • развивать умения рассуждать, размышлять, анализировать, задавать вопросы;
  • развивать умение находить в тексте основную и второстепенную информацию, обобщать собранную из разных источников информацию;
  • развивать рационально-логическое и наглядно-образное мышление; развивать умение работать с текстовой и иллюстративной информацией; развивать умение высказывать предположения и аргументировать их.

Скачать:

Вложение Размер
урок окружающего мира Тема: Солнце — ближайшая к Земле звезда. 31.94 КБ
презентация к уроку 2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Предметная область: окружающий мир.

Учитель : Новикова В.В. МБОУ СОШ №3 г. Сельцо

Тип урока : изучение нового материала.

Тема: Солнце — ближайшая к Земле звезда.

Цель: формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле, знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле; развитие умения соотносить реальный и видимый размер тела, учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоления.

  • развивать умения рассуждать, размышлять, анализировать, задавать вопросы;
  • развивать умение находить в тексте основную и второстепенную информацию, обобщать собранную из разных источников информацию;
  • развивать рационально-логическое и наглядно-образное мышление; развивать умение работать с текстовой и иллюстративной информацией; развивать умение высказывать предположения и аргументировать их.
  • формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий ;
  • формирование умений осознания границ собственных знаний о природе; развитие способности к постановке учеником учебно-познавательных задач; оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей деятельности;
  • развитие умений высказывать свои предположения и аргументировать их проводить не сложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов, описывать свои наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя в речевой устной форме;
  • развитие навыков работы с информацией, представленной в разной форме и в разных источниках;
  • Приобретение опыта учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, опыта совместной познавательной деятельности в парах, в группе, опыта культурного общения с одноклассниками.
  • Дать общее представление о Солнце, влиянии Солнца на жизнь нашей планеты.
  • Иметь эмоционально – положительный взгляд на мир, нравственные и эстетические чувства по отношению к нашей планете.
  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
  • Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
  • Находить и исправлять ошибки.
  • Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
  • Формирование у ученицы целостного восприятия изучаемого объекта, описывать (характеризовать).
  • Анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, исследовательская работа, практическая работа

Учебник 2 класса «Окружающий мир» О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин, с. 98 — 101; рабочая тетрадь, проектор, презентация, настольная лампа, рисовое зёрнышко, мяч.

Учитель задаёт вопросы.

— Ребята! Часто ли вы смотрите в небо?

— Что вас больше всего поражает в нём?

— Перечислите, какие природные явления можно наблюдать в дневном небе? (Радуга, молния, рассвет, закат, образование облаков) Слайд 2

3.Проверка домашнего задания

-Давайте проверим, что вы знаете о видах и разнообразии облаков. Перед вами тестовое задание. Дети выполняют самостоятельно.

Тема : Разнообразие облаков. (Небесные странники).

1. На что похожи перистые облака:

А) на перья птиц

2. На что похожи кучевые облака:

В)напоминают снежные горы

3. Слоистые облака по цвету:

4. Выше всех располагаются облака:

5. когда облака сгущаются, они становятся:

А) грозовой или снежной тучей

Б) перистыми облаками

В) слоистыми облаками

-Теперь обменяйтесь работами, проверьте их друг у друга по экран (Слайд 3). Оцените работу товарища. Отложите на край стола.

Теперь проверим творческое задание.

Дома вы подготовили различные варианты облаков.

Что представляют собой кучевые облака?

(Вывешивается табличка, крепится определение, под ней выставляются работы детей)

Что представляют собой перистые облака?

Что представляют собой слоистые облака? Слайд 4

Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием!

4.Определение темы урока.

Постановка учебной задачи.

Цель: учить учащихся ставить учебные задачи в соответствии с темой урока.

-А что ещё, кроме облаков, мы можем днём наблюдать на ясном небе?

Читают дети. Слайд 5

Кто – то утром, не спеша,

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук –

Станет вдруг светло вокруг.

— Какие сведения о солнце вам уже известны? (Выслушивает ответы учащихся.)

— Достаточно нам этих знаний?

— А что бы вы хотели узнать о Солнце?

(Что такое Солнце?

Почему оно светит и греет?

Какого размера Солнце?

Оно больше или меньше Земли?

Как далеко до Солнца? И др.)

— Из ваших высказываний я поняла, что у вас имеются определённые знания о Солнце, но вы не всё о нём знаете и хотите получить новые знания.

Сформулируем тему нашего урока «Солнце- ближайшая к Земле звезда».

Поставим цели нашего урока. Слайд 7

Систематизировать знания о Солнце.

Узнать что – то новое о Солнце.

5. Открытие новых знаний

-Откуда вы можете получать информацию? Поочерёдно вывешиваем карточки. (Из книг-(показать энциклопедии), газет, журналов; из компьютера; телевидения; от учителя; от других людей; путём опытов и наблюдений и т.д.)

Начинаем работу с очень важным источником информации – учебником Работа с учебником

с. 98 Стихотворение Якова Акима

— самост. чтение стих. детьми

— чтение стих. 1 учеником

— беседа по прочитанному:

Почему всё живое радуется солнцу?

Что излучает солнце? ( свет и тепло)

Приходилось ли вам сидеть вечером у костра? Почему рядом с ним светло? Когда перестают светится угли костра?

Наблюдали ли вы как горит свеча? Как она освещает комнату?

Что светится в электрической лампе?(нить накаливания, сделанная из вольфрама, нагревается по средствам электричества в обычной)

Рассмотрите рисунки на с. 99. Что является источником света в каждом случае?

Излучают свет и тепло раскалённые тела ( костёр, свеча, факел, электрическая лампа)

Физ. минутка (Слайд 8)

1.Что же такое Солнце?

2.Почему Солнце излучает свет и тепло?

3. Какого размера Солнце?

4. Оно больше или меньше Земли?

— Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

Начнём собирать информацию.

с. 100- 101 учебника. Прочитайте текст. Самост. чт. детьми.

— Что такое Солнце? ( Слайды 9-16 ) ( Огромный раскалённый газовый шар. Звезда. Температура на поверхности – 6 тыс. градусов, в центре -15 млн. градусов, больше Земли в 109 раз, расстояние от Земли – 150 млн. км.

-Как называют науку, которая занимается изучением космических тел? ( астрономия) Слайд17

-А учёных? (Астрономами)

-Солнце- это центр Солнечной системы. Вокруг него вращается 9 планет. ( Слайд 18-19) Об этом мы будем говорить на наших следующих уроках.

Всё живое радуется солнечному теплу и свету. А как влияют солнечные лучи на здоровье человека? ( ответы детей) Слайд 20.

с. 102 – чтение вывода – 1 чел.

6. Итог урока. Слайд 21

Что вы узнали о Солнце?

Как называется наука, изучающая космические тела?

В чём заключается опасность солнечных лучей для здоровья человека?

Работа с листами самооценки.

Оцените свою работу на уроке: если вам всё было понятно, вы узнали много полезной информации, хорошо работали, вам было интересно, то – зелёный карандаш, если у вас остались вопросы и надо ещё поработать, были не совсем активны – жёлтый, если не старались, материал непонятен , потрудился мало – красный.

Оценка работы на уроке учителем.

Спасибо за отличную работу. Все ребята потрудились на славу, принимали активное участие в работе. Молодцы! Особенно хочется выделить работу: ….

8.Домашнее задание . Слайд 22

А теперь послушайте дом. зад. и запишите к следующему уроку.

(слайд): с.98-103, подготовить сообщение о Солнце от имени астронома, врача, поэта, художника.

Спасибо за урок! Слайд 23

1. На что похожи перистые облака:

А) на перья птиц

2. На что похожи кучевые облака:

В)напоминают снежные горы

3. Слоистые облака по цвету:

4. Выше всех располагаются облака:

5. Когда облака сгущаются, они становятся:

А) грозовой или снежной тучей

Б) перистыми облаками

В) слоистыми облаками

Что такое Солнце?

Солнце – это звезда, такая же, как и мерцающие объекты, которые мы видим на темном небе ночью.

Но Солнце мы видим иначе потому, что наша планетарасположена довольно близко от него (всего на расстоянии 150 млн. км ).

Солнце (сфера, или шар, состоящий из нескольких слоев газов) отдает огромное количество тепла и света.

Чтобы пройти космическое пространство и достигнуть Земли, солнечным лучам нужно всего около восьми минут..

Без солнечного света и тепла на Земле не могли бы расти растения и не могло бы существовать всё живое. Солнце является центром нашей солнечной системы.

Энергия Солнца определяет и погоду на Земле – солнечное тепло вызывает движение воздуха (ветер), а также дождь.

Источник

Adblock
detector