План конспект урока литературы в 6 классе по теме «Образы природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Урок-исследование
План-конспект урока – исследования. Литература. 6 класс.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Заборско-Никольская СОШ» Жуковского района Брянской области.
Тема: « М.М. Пришвин. Образы природы в сказке-были «Кладовая Солнца».
Тип урока: исследование.
Цель урока: показать единство человека и природы, раскрыть мастерство М. М. Пришвина как писателя.
Задачи:
1) через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.
2) формировать чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части.
3) уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их; уметь выразительно читать наизусть прозаический текст;
Ход урока. 1. Эмоциональный настрой. Слайд 1.
Пусть тебе повезет!
Удиви друзей своими ответами!
Ты имеешь право на собственное мнение!
Хорошего настроения на уроке!
Стремись вперед к чему-то новому!
2. Подведение учащихся к формулировке темы и цели урока.
— Дорогие ребята! Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». За эти несколько уроков все мы, как и автор, подружились с Настей и Митрашей, полюбили их. Теперь пришла пора прощаться с ними. Сделаем же это прощание радостным, пусть у каждого в душе останется что-то доброе, хорошее от этого знакомства, пусть каждый откроет для себя новость, получит радость от общения с замечательным писателем и его героями.
Назовите основную тему творчества М.М. Пришвина.
Слайд 2.«Основная тема творчества Пришвина — Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы», — пишет В. А. Солоухин. Давайте проследим эту связь человека и природы в сказке-были Пришвина » Кладовая солнца». Эта работа поможет нам сделать вывод, какой предстает перед нами природа в произведении М. М. Пришвина. Для начала давайте вспомним содержание сказки-были.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Литературный диктант. Слайд 3.
1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу.
5. Топкое место в болоте , все равно, что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9. От чьего имени вед?тся повествование «Кладовой солнца»?
(Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)
4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Краткий пересказ по иллюстрациям.
(Иллюстрации рассыпаны, ученики выходят к доске, находят нужную иллюстрацию, дают описание в двух-трёх предложениях).
— Вспомним, ребята, сюжет сказки-были. Для этого нам помогут ваши иллюстрации.
1. Главные герои — Настя и Митраша.
2. Ель и сосна у Блудова болота.
3. Две тропинки, идущие от Лежачего камня.
4. Митраша в Слепой елани.
5. Настя на палестинке.
6. Спасение Митраши.
Молодцы, вы прекрасно знаете содержание сказки-были.
5. Повторение и анализ основных фактов, явлений.
— Давайте проследим, какой предстает природа в сказке-были Пришвина » Кладовая солнца».
Комментарий учителя:
— С какого описания начинается рассказ о приключениях Насти и Митраши? Найдите это описание. (стр. 48)
(Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота.
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой).
— Какую роль в развитии событий играет природа?
(Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”).
— Каких героев еще вы можете назвать, кроме людей? (Волк Серый помещик, Травка, ель и сосна, Тетерев-Косач, елочки-старушки) Слайды 4-5
-А как всё это мы назовём? (Природа. Они относятся к миру природы)
— Ну, а теперь посмотрим, как изображает природу в своём произведении М. М. Пришвин. Отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором. Здесь живут разные животные, много растений, все они имеют свои особенности.
— Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес? (С описания ели и сосны, растущих вместе, с описания восхода солнца)
-Давайте послушаем этот отрывок. После того, как вы прослушаете выразительное чтение наизусть отрывка, ответите на вопрос: «Какое впечатление производит на вас эта картина природы?»
Выразительное чтение наизусть отрывка «Ель и сосна».
Какие выразительные средства использует автор в этом отрывке?
А теперь рассмотрите пейзажи К. Васильева «Лесная сказка» и Н. Ромадина « Затопленный лес». Какой из них, на ваш взгляд, ближе всего к произведению М. М. Пришвина? Почему вы так считаете? ( К. Васильев « Лесная сказка».) Слайды 6-7
Давайте сейчас послушаем отрывок « Восход солнца. Тетерев-косач». После прослушивания вы ответите на вопрос: «Как автор показывает красоту природы?» (Стр. 41)
— Ответ на предварительный вопрос. (Автор показывает удивительную красоту природы. Под лучами солнца «могучие стволы соснового бора стали, как зажжённые свечи великого храма природы». «Тетерев-косач тоже стал расцветать»)
— Красиво звучит, тонко описано. Какие художественные средства языка использует автор? ( эпитеты, сравнения)
— Что такое сравнения и эпитеты? ( Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Эпитет – художественное определение предмета или явления)
— Найдите их в этом эпизоде. (стр. 42)
— Какую роль в тексте играют сравнения и эпитеты? ( Они помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь)
— Как ведут себя дети в лесу? (Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни)
— Ну, а сейчас посмотри, что же произошло дальше? ( Дети поссорились)
Инсценировка:
Нам надо по этой тропе, на север
Вот еще, люди шли, — значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше
Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?
Пусть ходят все люди. Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.
Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.
Я с тобой спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
— А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте. ( стр. 43 «Тогда серая хмарь плотно надвинулась.. . завыли, застонали, ворон-самец долбанул косача)
— Как, по-вашему, автор относится к происходящему? ( Автор к происходящему относится с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)
— Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой.
— Ребята, кто прав? Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?
(Я думаю, что прав Митраша, потому что у него есть компас, с ним не заблудишься! Митраша – мужчина и считает себя главным в семье, и об этом месте говорил им отец. Мне кажется, что права Настя, ведь она выбрала тропинку, по которой ходят люди. Настя старше, поэтому она права).
Работа в группах
— Я послушала ваши ответы и попрошу вас разделиться на две группы: одна группа идет за Митрашей, вторая группа идет за Настей. М. М. Пришвин был не только известным писателем, но и знатоком природы. Поэтому во многих его произведениях природа является непосредственным участником. И в этой сказке–были природа выступает в роли соучастника. А сейчас, ребята, мы пойдем вслед за Настей и Митрашей группами.
Вопрос обеим группам:
(Вопросы проецируются на экран и дается время на обдумывание) Слайд
— Как ведет себя природа? (учащиеся находят эпизоды из текста и выразительно читают )
«Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла
…………….. деревья застонали… завыли, застонали».
Вывод. Рефлексия. Докажите, что природа одухотворена.
Итоги урока.
Домашнее задание. Ответить письменно на 8, 9 вопросы после текста.
Источник
Урок литературы «Образ природы в сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока (6 класс) по теме
Интегрированный урок литературы в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse.docx | 76.29 КБ |
Интегрированный урок музыки и литературы на материале песен военных лет | 22.67 КБ |
vneklassnoe_meropriyatie_po_rasskazam_valentiny_oseevoy.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Веребская основная общебразовательная школа
Образ природы в сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Автор: Цуканова С.С.
- раскрыть изображение природы как одного из героев повествования;
- определить значение образа Блудова болота в сюжете;
- проследить роль художественных средств изображения;
- познакомиться с болотом как объектом гидросферы;
- анализируя содержание, художественные приёмы выяснить основную мысль сказки-были, «правду жизни»;
- развить устные речевые способности, навыки выразительного чтения и инсценирования, умение работать с дополнительными источниками;
- содействовать воспитанию доброго, отзывчивого, любящего человека, думающего читателя, заботливого хозяина Земли;
- воспитывать интерес к творчеству М.М.Пришвина, любовь к природе.
- выставка книг «С любовью о природе»
- портрет писателя,
- презентация
- «Красная книга»
- Образец торфа
- Иллюстрации к прозведению
- Кроссворды по содержанию текста
1. Слово учителя.
— Дорогие ребята! Сегодня у нас заключительный урок по усвоению содержания сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
За эти несколько уроков все мы подружились с творчеством Михаила Михайловича Пришвина, 140 лет со дня рождения которого многочисленные поклонники отмечают в этом году 3 февраля.
Не будем забывать о том, что 2013 год в нашей стране объявлен годом защиты природы.
Кто же лучше Михаила Михайловича может рассказать о всех тайнах нашей земли – матушки, научить видеть и наблюдать, постигать её тайны?
Я уверена, что соприкосновение с творчеством этого писателя никого не может оставить равнодушным. В душе каждого останется что-то доброе, хорошее от этого знакомства, пусть каждый откроет для себя новое, получит радость от общения с замечательным писателем и его героями.
2. Сообщение учащегося «Особенности творчества М.М.Пришвина»
(примерное содержание сообщения)
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
Михаил Михайлович Пришвин – это было имя для города, а в тех местах, где Пришвин чувствовал себя дома – в избах объездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звездами полевого русского неба, – звали его просто «Михалычем». И, очевидно, огорчались, когда этот человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездившиеся под железными крышами, напоминали ему об его «журавлиной родине».
Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца». В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, – всегда созидатель, обогатитель и художник.
Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае, он вряд бы открыл миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Просто на это у него не хватило бы времени. Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» этой природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником ее красотой.
Если внимательно прочесть все написанное Пришвиным, то остается убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал.
Для таких мастеров как Пришвин мало одной жизни – для тех мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе. А этих листьев падает множество. Сколько же листьев упало, унося с собой невысказанные мысли писателя – те мысли, о каких Пришвин говорил, что они падают, как листья, без всяких усилий!
Очевидно, что природа восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца – очень русская, очень простая и небогатая. И вот в этом ее свойстве, даже в некоторой ее суровости и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее выступают качества земли, острее делается взгляд и собраннее мысль.
О Пришвине писать трудно. Его нужно выписывать для себя в заветные тетрадки, перечитывать, открывая новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав – погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.
Книги Пришвина, говоря его же словами, – это «бесконечная радость постоянных открытий».
В чем его тайна? В чем секрет этих книг? Слова «колдовство», «волшебность» относятся обыкновенно к сказкам. Но ведь Пришвин не сказочник. Он человек земли, «матери сырой земли», свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.
Секрет пришвинского обаяния, его колдовства – как раз в этой его зоркости.
Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.
Всё сверкает поэзией, как трава от росы. Самый ничтожный листок осины живет своей жизнью.
Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звезд.
-Основная тема творчества Пришвина — Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие. Давайте проследим эту связь человека и природы в сказке-были Пришвина » Кладовая солнца». Эта работа поможет нам выяснить, в чём же заключается «правда жизни», о которой пишет М.М.Пришвин.
3. Краткий пересказ по иллюстрациям.
(Иллюстрации рассыпаны , ученики выходят к доске, находят нужную иллюстрацию, дают описание в двух-трёх предложениях).
— Вспомним, ребята, сюжет сказки-были. Для этого нам помогут ваши иллюстрации.
- Главные герои — Настя и Митраша.
- Ель и сосна у Блудова болота.
- Две тропинки, идущие от Лежачего камня.
- Митраша в Слепой елани.
- Настя на палестинке.
- Спасение Митраши.
4. Конкурс «Знатоки леса».
— Не отправиться ли и нам вслед за Настей и Митрашей?
— Запомнили ли вы, какое место называется палестинкой?
— Очень приятное местечко в лесу называется палестинкой.А в этой сказке-были это поляна, где Настя нашла много клюквы.
— А что за ягода клюква?
-Клюква-ягода очень полезная и целебная .Она растёт в болотах и сосновых лесах.
— Какие ещё ягоды и цветы вырастают на лесной просеке?
— Ещё в лесу растут черника, брусника, волчье лыко.
— А как цветёт волчье лыко и почему оно так называется?
— «Волки из него себе корзины плетут»-говорил отецМитраши.А цветы бывают мелкие лиловые,алые и ароматные.
— Правда ли, что болото — кладовая солнца и как это понять? Давайте послушаем Дарью, которая вместе с учителем биологии подготовила нам ответ на этот вопрос.
Известный советский писатель и природовед М.М. Пришвин называл болота «кладовой солнца». Богата болотная растительность. А ведь каждое растение — это аккумулятор солнечной энергии. В болотной воде эти аккумуляторы сохраняются надолго, «не разряжаются», формируя торфяные залежи.
Солнце, как известно, излучает во всех направлениях огромное количество тепла и света, и часть его попадает на нашу планету. Практически вся энергия, действующая в настоящее время на Земле, кроме атомной, — это превращенная энергия Солнца. Ведь без солнечного тепла и света не могли бы расти растения, а без растений не могут жить травоядные животные и человек. Сжигая и потребляя торф, каменный и бурый уголь, нефть, природный газ, получая при этом тепло, человек также использует энергию Солнца. Ведь каменный уголь — это окаменевшие растения, которые миллионы лет назад росли на Земле благодаря солнечному теплу и свету. Органическое происхождение имеют и остальные названные здесь полезные ископаемые.
Торф — темно-бурая масса, состоящая из полуразложившихся растительных остатков. Образуется в болотах и зарастающих водоемах. Содержание углерода в нем до 60%. Торф применяется как дешевое топливо.
Прежде торф использовался преимущественно для отопления. Теперь он считается очень важным комплексным сырьем. Из него добывают смолу и горный воск, уксусную кислоту, лекарственные препараты и вещества, очищающие нефть и воду, на его основе приготовляются органические удобрения, кормовые смеси, а также изоляционные строительные материалы и т.д. «Кладовая Солнца» припасла для людей множество превосходных ценных подарков.
Торфяники имеют также большое научное значение. По смене болотной растительности, о чем свидетельствуют растительные остатки, захороненные споры и пыльца, можно восстановить закономерности изменения природных условий — климата, колебаний подземных вод — в данном районе.
— А как автор рассказывает об образовании торфа? Найдите в тексте.
«. болото со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство».
Стр.186. Выразительное чтение учеником.
— Видите, ребята, как много нового мы узнали о природе. А каких зверей и птиц мы увидели?
— Волки, лось, гадюка, глухарь, тетерев. И все со своими повадками, стонами.
— Что вы можете сказать о писателе, который всё это нам открыл?
— Я думаю, что Пришвин не простой писатель, а очень наблюдательный человек. Он всё видит, понимает, рисует. Мы читали, что Пришвин любил путешествовать и всё записывал. Эти записи он использовал в своих произведениях. Природу Пришвин описывает как человека.
— Ребята, давайте послушаем и выясним, как это у Пришвина природа получается похожей на человека.
5. Выразительное чтение пейзажных сцен, выделение художественных приёмов.
- Стр. 183 «Лет двести тому назад. «
- Стр. 187 «На этой подвижной земле. «
- Стр. 184 «Первые лучи солнца. «
— Какие приёмы использует Пришвин, описывая природу?
— Благодаря олицетворениям, сравнениям , метафорам природа одушевлена. Она принимает активное участие в жизни героев .Ветки деревьев напоминают человеческие руки, а сами деревья как живые существа.
— Правильно, ребята. Человек и природа очень близки, очень похожи. Природа тоже может быть доброй и злой. Не всегда греет и сияет солнце. Есть в природе и тучи, и ненастье. И только человек способен в непогоду сберечь тепло и свет солнца.
— Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?
6. Инсценирование эпизода
« Ссора Насти и Митраши».
«Неподвижные, как изваяния.
Деревья завыли, застонали.»
— Почему здесь введён такой пейзаж?
— Природа хочет предупредить своих героев.
— Понимают это Настя и Митраша?
-Мне кажется, что нет. Ведь они поссорились и пошли по разным тропинкам. Забыли друг о друге.
— Обида, упрямство помешали им найти правильное решение.
— И Настя с Митрашей должны были держаться вместе в глухом лесу, в болоте. А они всё это забыли.
— Давайте и мы все вместе отправимся на лесную поляну, отдохнём . (Физкультминутка)
Ветки сосен зашумели
И от ветра покачнулись,
Лапы ели всколыхнулись,
Влево – вправо потянулись.
Мы пригнулись к ним слегка –
Ветер всё сильнее дует.
Мы пригнулись ещё ниже—
Да, в лесу тут уже тише.
Ветер долго не гулял,
Тучи только лишь прогнал.
Солнце светит, мы встаём,
Снова в класс к себе идём.
— Видите, как хорошо, когда рядом с тобой друзья, близкие люди. Кто же напомнил об этом Насте и Митраше?
Кто же помог детям, объяснил им правду жизни, переданную от поколения к поколению как наследие?
— Я думаю, что это собака Травка. Ведь она спасла Митрашу, вытащила его из болота, помогла встретиться с сестрой.
— Собака забыла зайца, за которым гналась; забыла о голоде, увидев человека.
— Она предпочла погоне за зайцем, за пищей помощь человеку, попавшему в беду.
— Правильно, ребята. Собака на своем примере показала, что правда жизни заключается в любви к человеку, в любви к природе, в самоотвержении.
7.(Словарная работа с «Толковым словарем»-« самоотверженность»
8. «Правда жизни» в произведении —
— Ребята, мы выяснили, какую «правду жизни» передал Антипыч через собаку Травку Насте и Митраше как наследие?
— Мы должны быть вместе, должны поддерживать друг-друга и помогать.» Правда жизни» заключается в любви к человеку, к природе.
(Ученики делают записи в тетрадях)
— Значит самая главная кладовая солнца -это понимание того, что человек и природа -это единое целое. Давайте ещё раз вспомним, что говорил об этом сам М.М.Пришвин.
8. Просмотр презентации о М.М.Пришвине(при наличии времени)
9. Обзор выставки книг «С любовью о природе»
— Много других произведений написал М.М.Пришвин о природе: «Корабельная чаща»,рассказы «Этажи леса», «Лисичкин хлеб», «Цветущие травы» и другие. Они собраны в этих сборниках.
— К следующему уроку литературы каждый из вас прочитает один рассказ Пришвина и откроет что-то новое для себя и для нас.
— Тема «Человек и природа» является основной для многих русских писателей. На этой выставке представлены только некоторые из этих книг.
— Видите, ребята, сколько нового и интересного можно узнать благодаря книгам. Ещё я принесла сегодня «Красную книгу». Что это за книга?
— Важно понять не только то, что природа и человек — единое целое. Нужно помнить и то, что эту связь необходимо беречь, нужно охранять природу. А что мы можем для этого сделать?
Проверка усвоения содержания произведения по кроссвордам (приложения )
В испытаниях, в вековечной суровой борьбе за любовь, за жизнь идет человек к правде.
Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу.
Актуальность охраны природы.
12. Домашее задание
Прочитать произведения Пришвина и других авторов о природе, готовиться к классному сочинению «Человек и природа в сказке—были «Кладовая солнца»
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное бюджетное учреждение
«Брасовская школа – интернат»
Внеклассное занятие по музыке в 5 классе
«Песни фронтовой судьбы»
Учитель: Цуканова С.С.
24 апреля 2016 г.
Тема занятия: «Песни фронтовой судьбы»
Цель: Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.
— Развитие эмоциональной сферы, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее.
— формирование нравственно — эстетических качеств личности гражданина России, патриота своей Родины.
- «Священная война» А.Александров, сл. В. Лебедева — Кумача
- «В землянке»
- «Синий платочек»
- «Смуглянка»
- «Темная ночь»
- «Баллада о солдате»
- «Эх, дороги»
- «Нам нужна одна победа»
- «День Победы»
- «Аист на крыше»
1. Организационный момент.
2. Объявление темы занятия.
41-й: Июнь:
Год и месяц борьбы всенародной
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
-Какую роль выполнял песня в годы ВОВ?
-Появлялись ли новые песни на войне?
-О чем пели советские солдаты?
4. Сообщения об истории создания песен ВОВ
( в этом время идет демонстрация слайдов )
Учитель «ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ, ВСТАВАЙ НА СМЕРТНЫЙ БОЙ»
Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была «Священная война». Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.
Слушание отрывка из песни
Ученик 1 «В ЗЕМЛЯНКЕ» (слайды)
Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.
— Закройте глаза, слушая эту песню. Постарайтесь представить себе, что происходило в землянке в далёком феврале 1942 года.
Беседа с детьми после прослушивания
Учитель «СИИЙ ПЛАТОЧЕК» (слайды)
Поистине необычна история и другой замечательной военной песни «Синий платочек». В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение «Синий платочек». Впервые песню «Синий платочек» исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше к тому времени уже была песня на мелодию Ежи Петерсбурского. «Синий платочек» пели Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война
Война началась на рассвете,
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети,
Когда стали Киев бомбить.
Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике.
Ученик 2 «СМУГЛЯНКА» (слайд)
В 1940 году по просьбе руководства поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них и «Смуглянка», написанная на основе молдавского фольклорного творчества. В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал «Смуглянку» на радио. Но «несерьезная» песня не произвела впечатления на руководство. Только в конце 1944 года песня о молдавской девушке-партизанке в числе прочих композиций Новикова была по достоинству оценена руководителем Ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александровым. Так веселая лирическая песня о партизанах Гражданской войны стала любимой как в тылу, так и на фронте.
Учитель. «ТЁМНАЯ НОЧЬ»
2016 год указом президента РФ объявлен Годом Кино, поэтому история создания этой песни нам особо интересна
В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от: слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.
5. Исполнение песни «Катюша»
(тексты на столах)
Ученик 3 «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко.
— Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить все: 7. Выход под музыку «День Победы» (минусовка)
Источник