урок в 5 классе «Соседи Солнца»
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
Урок в 5 классе «Соседи Солнца» с технологической картой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по географии в 5 классе «Соседи Солнца» (в рамках ФГОС) | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по географии в 5 классе
ТЕМА «Соседи Солнца»
Составила: Шабалина Т.А., учитель географии, МБОУ «СОШ № 31»
Тема: Соседи Солнца
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: мультимедиа, учебник.
Цель учителя: способствовать формированию умений учащихся выявлять характерные особенности планет солнечной системы, земной группы и применять умения для выполнения практических задач.
Цель учащихся: узнать, что такое «солнечная система» и что входит в её состав, узнать о планетах Солнечной системы ио планетах земной группы, научитьсяотличать Землю от других планет.
мотивация к познавательной деятельности
самостоятельно выделять и формулировать тему и цель,
планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать свою работу и работу одноклассников,
работать в соответствии с поставленной задачей,
сравнивать полученные результаты с ожидаемым.
добывать новую информацию из учебника,
преобразовывать текст в табличную форму,
ориентироваться в своей системе знаний,
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, общаться и взаимодействовать друг с другом,
выражать своё мнение
Предметные: научиться составлять характеристику планет по плану,
называть планеты земной группы и планеты-гиганты,
объяснять главное отличие Земли от других планет.
Технологическая карта урока
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку
1. Актуализации новых знаний.
Задаёт вопросы на связь нового материала с ранее изученной темой.
Отвечают на вопросы.
Высказывают своё мнение
Что такое Вселенная?
Какой древнегреческий учёный, первый предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара?
Назовите польского астронома, который наблюдая, за звездами и планетами, сделав математические расчеты, пришёл к выводу, что Земля обращается вокруг Солнца?
Кто из древнегреческих учёных считал, что в центре Вселенной расположена неподвижная Земля вокруг, которой вращаются восемь небесных сфер, а на них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звёзды?
Какой итальянский учёный считал, что у Вселенной нет центра, а Солнце это центр Солнечной системы?
К.:выражать своё мнение
П.:ориентироваться в своей системе знаний
2.Постановка учебной проблемы.
Организует работу учащихся по определению учебной проблемы. Предлагает учащимся ответить на вопросы. Подводит детей к постановке учебной проблемы
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения, формулируют учебную проблему.
Скажите люди, какой профессии могут путешествовать во Вселенной?
На какой планете мы живём?
Как вы думаете, есть ли другие планеты? Существует ли жизнь на других планетах?
Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?
К. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, общаться и взаимодействовать друг с другом,
высказывать свое мнение
П.: ориентироваться в своей системе знаний,
3. Постановка цели и темы урока.
Организует работу учащихся со схемой в учебнике стр52 «Схема Солнечной системы»
Подводит учащихся к теме урока. Учащиеся отвечают на вопросы, и формулирует тему ицели урока.
Отвечают на вопросы, работают со схемой Солнечной системы в учебнике, анализируют ответы, высказывают свою точку зрения по поводу темы и цели урока.
Можем мы назвать Землю соседкой Солнца?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок на стр. 52 учебника, демонстрирующий схему Солнечной системы.
Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца.
Подумаем, какая тема сегодняшнего урока?
У кого какие предположения?
Как вы считаете, какая будет цель нашего урока?
О чём сегодня нам необходимо узнать?
Р.:самостоятельно выделять и формулировать тему и цель
К.:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
выражать своё мнение
4.Освоение нового материала.
Организует работу учащихся со схемой Солнечной системы в учебнике стр52 по определению понятия «солнечная система»
Работают со схемой Солнечной системы.
Отвечают на вопросы, анализируя схему Солнечной системы, делают выводы.
Сколько планет является соседями Солнца?
Что объединяет эти планеты?
Какое значение для планет имеет солнце?
Что является центром для этих планет?
Что ещё, кроме планет нарисовано на нашей схеме?
Какой вывод мы можем сделать?
Чем планеты отличаются друг от друга?
Можем ли мы разделить планеты на 2 группы?
Назовите планеты гиганты?
Назовите планеты земной группы
Р.:планировать свою деятельность под руководством учителя
П.:добывать новую информацию из учебника,
Организует работу учащихся по работе с учебником для выявления особенностей планет Солнечной системы.
Отвечают на вопросы учителя.
Работают с учебником стр.53-54 и заносят в таблицу данные о планетах Солнечной системы.
На какой вопрос мы не смогли с вами ответить?
Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать?
Источник
Урок география 5 класс «Соседи Солнца»
план-конспект урока по географии (5 класс)
Урок по географии в 5 классе по теме «Соседи Солнца»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта. | 69.5 КБ |
Таблица характеристики планет. | 35 КБ |
Тест. | 29.5 КБ |
Лист самооценки. | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по географии в 5 классе по теме «Соседи Солнца»
Выполнила: Пастушок И.Б.
Технологическая карта урока
Тема урока : « Соседи Солнца»
Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучение новой темы)
способствовать формированию знаний о планетах Солнечной системы, об отличительных признаках планет земной группы.
Создать условия для развития познавательной активности, способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, развивать интерес к предмету.
способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в группе.
Учащиеся смогут: дать определение понятию Солнечная система, называть планеты земной группы и планеты-гиганты , давать характеристику планет земной группы по плану, называть общие признаки планет земной группы.
Продолжить формирование умений организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с учебником.
Задуматься и высказать своё отношение к ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира, об уникальности планеты Земля.
Словарь урока: Солнечная система, планета, планеты земной группы.
компьютер, проектор, учебник: География. Начальный курс- Баринова, Плешаков, Сонин. Издательство «Дрофа» Вертикаль.2014г.; материалы рабочей тетради к учебнику географии 5 класс (Сонин, Курчина); атласы; раздаточный материал для работы в группах; презентация.
Источник
Конспект урока «Соседи Солнца» (5 класс ФГОС)
Урок в соответствии с ФГОС (урок по теме «Соседи Солнца» , 5-А класс)
Косминцева Л.П., учитель географии
МБОУ «Школа №4» №4, г. Муравленко.
Базовый учебник: География, начальный курс. 5 класс (авторы И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)
План – конспект урока по теме «Соседи Солнца»
Тип учебного занятия по дидактической цели – организационно-деятельностный урок
Оборудование: модель «Соседи Солнца», раздаточный информационный материал, «Памятка» по выполнению домашнего задания, учебник, компьютер с выходом в сеть Интернета, мультимедийный проектор, интерактивное наглядное пособие «Планеты Солнечной системы», ЭОР.
Практическая работа: «Освоение метода моделирования»
обобщить основы представлений о происхождении Солнечной системы;
выявить особенности планет – соседей Солнца.
развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной.
обучающие : углубить знания о Вселенной и её планетах;
развивающие : развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,
воспитательные : формирование культуры общения при работе в группе.
Личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные: называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока : урок исследования
Форма работы учащихся : коллективная, работа в группах.
Данный урок является первым в череде при изучении раздела географии «Земля во Вселенной». При изучении данного раздела изучаются основы Вселенной и строения Солнечной системы, планеты и светила.
Структура и ход урока.
Погружение в тему урока
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов великого ученого А.Эйнштейна. (Слайд 1)
«Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, нашему восприятию и нашему разуму».
— Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете? Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля? Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.
— Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
— А можно Землю назвать соседкой Солнца? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы. (Слайд 5)
— Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Как будет называться наша тема урока? («Соседи Солнца») (Слайд 6)
Работа в группах
Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет)
Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?
— Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)
— Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к проектной работе.
— Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас.
Итак, в путь! Для начала посмотрите видеоролик «Планеты Солнечной системы» . (Слайд 7, ссылка)
— Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? ( Слайд 8) ( К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан.) Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ? М едвежонок В етчину З акусил М алиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Стоп! Планет 8, а мы запоминаем 4. Почему? (Потому, что именно они соседи Солнца, а это тема нашего урока.
-Сюрприз! К нам пришел юный спортсмен! Он предлагает вам немного отдохнуть! Суперфизминутка (Слайд-мультфильм) (Презентация №2)
3. Проектная работа
— Отдохнули? Теперь нам предстоит работа. Посмотрите на модели планет, находящихся на ваших столах. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься? Напоминаю, что мы говорим о характеристики планет, и о возможности жизни на них. (Мы будем работать по группам с одной из планет Солнечной системы)
— Ребята, а теперь, внимательно посмотрите друг на друга, ни что вам ни напоминает ваша рассадка? ( Мы сидим так, как расположены планеты, по отношению к Солнцу. Меркурий, Венера, Земля, Марс.)
— У нас нет самого главного – Солнца. Вот вам Солнце. (Устанавливаю в центр классной комнаты модель Солнца.) Теперь у нас есть своя модель Солнечной системы.
Дети разделены на четыре группы. Каждая группа распределяет роли, работает по алгоритму:
«координатор» — организует работу в группе. Роль координатора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы и за принимаемые решения. Он же оценивает работу каждого в группе.
«контролер» — фиксирует время работы группы ( 15 минут )
«шкипер» — представляет проект решения проблемы у доски, фиксирует на доске работу группы.
«оформитель» — заносит отобранную информацию в таблицу.
Изучите необходимые источники по данной теме: §10 учебника, с. 52-56; папку на рабочем столе «Дополнения о планетах»; информационную доску (работает вся группа под руководством «координатора»). «Контролер» фиксирует время работы.
Заполните таблицу «Характеристика планет Солнечной системы» фломастерами в соответствии с заданными параметрами (заносит информацию «оформитель»).
Представьте готовый проект по планете группы (выступает «шкипер»)
Те учащиеся, которые с сообщениями не выступают, должны:
внимательно ознакомиться с источниками, чтобы дополнить выступления интересными и важными фактами и сообщениями;
попытаться определить и обосновать свою точку зрения.
— Приступаем к проектной части урока. Для того, чтобы вам легче было справиться с работой, предлагаю ознакомиться с алгоритмом. (Слайд 9) .Все необходимое есть у вас на столах, на стенде-информаторе и на Рабочем столе Компьютера. Вам нужно заполнить таблицу. В качестве образца на слайде представлен шаблон заполнения таблицы по планете-гиганту Юпитер. На следующем уроке мы будем говорить об этой планете. ( Слайд 10)
Ученики используют текст учебника стр. 52-56, рассматривают рис. 58-62 и шаблон заполнения таблицы по планете гиганту Юпитер, карточки на столах и доске с информацией о планетах соседях Солнца, а так же Рабочий стол Компьютера.
Ученики выполняют практикум, демонстрируя знания. Обмениваются полученной информацией.
Характеристика планет Солнечной ситемы
Удаленность от Солнца
Особенности поверхности и температура планет
Мир живой и неживой природы
Облака с различными полосами,
Не имеет мезосферы
28 спутников. Самый большой Ганимед
4880 км и по массе схожа с Луной
Кратеры, горы, до
+ 400С из-за близости к Солнцу
Практически лишена атмосферы
Холмистые равнины, есть горные равнины. Возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. t – до +500 C
Плотная облачная атмосфера, которая состоит в основном из углекислого газа
Около 150 млн.км
Самая большая из планет земной группы – 12 742 км
Более 70 % поверхности покрыто водой
Образованная азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа
Луна- единственный естественный спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны около 400 тыс.км.
В два раза меньше Земли
6790 км, в 10 раз меньше по массе Земли
Пустыни, кратеры, горы. Грунт богат железом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки из замершей смеси воды и углекислого газа
Тонкая, разреженная атмосфера, образована углекислым газом
Два спутника – Деймос и Фобос, что означает «страх» и «ужас» во много раз меньше Луны
Заметна смена времен года. Размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой
Ученики выполняют практикум, демонстрируя знания. Обмениваются полученной информацией.
Информаторы каждой группы представляют свою работу.
5.Оценивание работы внутри группы по алгоритму.
6.Домашнее задание (Слайд 11)
§ 10, проверьте знания, подумайте, сделайте вывод, напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала.
Но прежде чем выполнить домашнее задание, прочитайте, пожалуйста, Памятку по его выполнению.
При выполнении домашней работы, пожалуйста, учитывайте мои пожелания:
Что требуется сделать, чтобы получить «5»:
1. Минимум 10 предложений. Документ Word, шрифт 12,межстрочный интервал 1,5
2. Желательно использование картинок
3. План к сочинению:
1) Вступление. Моя планета.
2) Основная часть. Особенности планеты
3) Заключение. Почему эта планета меня заинтересовала?
7.Общий вывод по уроку:
Вернемся к нашей проблеме. Скажите, на какой планете из соседей Солнца может существовать жизнь (кроме планеты Земля)? (На Марсе)
— Почему? ( На Марсе есть, смесь воды и углекислого газа, смена времен года, на поверхности Марса есть пустыни, кратеры, горы; есть Северный и Южный полюс). — Наше путешествие подходит к концу!
Прошу посмотреть на слайд и сделать вывод: почему планеты расположены так? (Слайд 12) Что хотел сказать вам автор этого коллажа? (Показан размер планет, автор хотел показать, насколько наша планета маленькая) Правильно, ребята. Наша планета маленькая и беззащитная, и надо ее беречь. Именно от нас зависит жизнь нашей планеты. Будущее планеты — в руках каждого человека, каждый должен проявить себя Человеком разумным или Homosapiens. На этом наше путешествие по планетам – соседям Солнца завершено!
Спасибо большое за внимание! Удачи вам, отличных оценок и замечательного настроения!
Источник