Меню

Конспект про луну для

Конспект про луну для

Луна — единственный естественный спутник Земли.

Римляне называли нашу спутницу Луной, греки — Селеной.

Луна была известна с доисторических времен. Это второй самый яркий объект в небе после Солнца. Поскольку Луна обращается по орбите вокруг Земли раз в месяц, угол между Землей, Луной и Солнцем изменяется; мы наблюдаем это явление как цикл Лунных фаз. Период времени между последовательными новыми лунами составляет 29.5 дней (709 часов).

Благодаря ее размеру и составу Луну иногда относят к планетам земной группы наряду с Меркурием, Венерой, Землей и Марсом.

Впервые Луну посетил Советский космический корабль Луна — 2 в 1959 году. Это единственное неземной тело, на котором побывал человек. Первая посадка произошла 20 июля 1969 года; последняя — в декабре 1972 года. Луна также единственое небесное тело, образцы которого были доставлены на Землю.

Гравитационные силы между Землей и Луной вызывают некоторые интересные эффекты. Наиболее очевидный из них — морские приливы и отливы. Гравитационное притяжение Луны более сильное на той стороне Земли, которая поветнута к Луне, и более слабое на противоположной стороне. Поэтому поверхность Земли, и особенно океаны, вытягиваются по направлению к Луне. Если бы мы взглянули на Землю со стороны, мы увидели бы две выпуклости, и обе они направлены в сторону Луны, но находятся на противоположных сторонах Земли. Этот эффект намного более силен в океанской воде, чем в твердой коре, так что выпуклость воды больше. А так как Земля вращается намного быстрее, чем Луна перемещается по своей орбите, перемещение выпуклостей вокруг Земли один раз за день дает две высших точки прилива в день.

Обратная сторона Луны

Хотя Луна и вращается вокруг своей оси, она всегда обращена к Земле одной и той же стороной. Дело в том, что Луна совершает один оборот вокруг своей оси за то же самое время (27.3 суток), что и один оборот вокруг Земли. А поскольку направление обоих вращений совпадает, противоположную ее сторону с Земли увидеть невозможно.

Впервые астрономам удалось заглянуть на обратную сторону Луны в 1959 г., когда советская станция «Луна-3» пролетела над ней и сфотографировала невидимую с Земли часть ее поверхности. Обратная сторона Луны представляет собой идеальное место для астрономической обсерватории. Размещенным здесь оптическим телескопам не пришлось бы пробиваться сквозь плотную земную атмосферу. А для радиотелескопов Луна послужила бы естественным щитом из твердых горных пород толщиной 3500 км., который надежно прикрыл бы их от любых радиопомех с Земли.

Толщина коры Луны в среднем составляет 68 км, изменяясь от 0 км под лунным морем Crisium до 107 км в северной части кратера Королева на обратной стороне. Под корой находится мантия и, возможно, малое ядро (радиусом приблизительно 340 км и массой, составляющей 2% массы Луны). В отличие от мантии Земли мантия Луны только частично расплавленная. Любопытно, что центр масс Луны располагается примерно в 2 км от геометрического центра в направлении к Земле. На той стороне, которая повернута к Земле, кора более тонкая.

Поверность Луны

Поверность Луны можно разделить на два типа: очень старая горная местность с большим количеством вулканов и относительно гладкие и более молодые лунные моря. Лунные моря, которые составляют приблизительно 16% всей поверхности Луны, — это огромные кратеры, возникшие в результате столкновений с небесными телами, которые были позже затоплены жидкой лавой. Большая часть поверхности покрыта реголитом — смесью тонкой пыли и скалистых обломков, пролученных из столкновений с метеорами. По непонятной причине лунные моря сконцентрированы на обращенной к нам стороне.

Большинство кратеров на обращенной к нам стороне названо по имени знаменитых людей в истории науки, таких как Тихо Браге, Коперник и Птолемей. Особенности ландшафта на обратной стороне имеют более современные названия типа Аполлон, Гагарин и Королев — в основном это русские названия, так как первые снимки были сделаны Советским кораблем Луна-3. В дополнение к этим особенностям на обратной стороне Луны расположен огромный бассейн кратеров величиной 2250 км в диаметре и 12 км глубиной — это самый большой бассейн, появившийся в результате столкновения, в Солнечной системе, и Orientale в западной части видимой стороны (его можно видеть с Земли; на снимке справа — в центре), который является отличным примером много-кольцевого кратера.

Как появилась Луна

До того, как Аполлон собрал образцы, ученые ничего не знали о том, кoгда и как образовалась Луна. Было три принципиальных теории: Луна и Земля сформировались в одно и то же время из Солнечной Туманности; Луна откололась от Земли; Луна сформировалась в другом месте и впоследствии была захвачена Землей. Но новая и детальная информация, полученная путем детального изучения образцов с Луны, привела к следующей теории: Земля столкнулась с очень большим объектом (столь же большим, как Марс, или даже больше) и Луна сформировалась из выбитого этим столкновением вещества. Есть еще детали, которые требуют доработки, но именно эта теория столкновения на сегодняшний день является широко принятой.

Луна не имеет магнитного поля. Но некоторые из горных пород на ее поверхности проявляют остаточный магнетизм, что указывает на то, что, возможно, в ранней исторри у Луны было магнитное поле.

Источник

Луна и ее особенности

Луна — это единственный спутник Земли. Это второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине спутник в Солнечной системе. Луна является первым и пока единственным внеземным объектом, на котором побывал человек. Полный оборот вокруг Земли Луна совершает за 27 суток 7 часов 43 минуты.

Читайте также:  Фазы луны для зачатия девочки

Откуда она взялась?

Луна на небе воспринимается нами как нечто привычное и обыденное, а между тем этот космический объект таит в себе массу загадок. Главная тайна спутника Земли — его происхождение.

До того как первые космические аппараты достигли спутника нашей планеты, у исследователей имелись три основные гипотезы возникновения Луны. Первую ученые в шутку называли «дочерней». Ее выдвинул английский астроном и математик Джордж Дарвин (1845-1912), сын автора теории эволюции видов Чарльза Дарвина. Он считал, что Луна — это кусочек Земли, который отделился от нее в те времена, когда она еще вращалась с очень высокой скоростью. Причина отделения — мощная центробежная сила, возникшая в результате стремительного вращения. Этот кусочек остался в пределах притяжения Земли и со временем приобрел круглую форму. Какой же из районов нашей планеты потерял часть себя? Джордж Дарвин считал, что Луна оторвалась из того места, где впоследствии возник Тихий океан.

Вторую теорию остроумные астрономы называют «супружеской». Она заключается в том, что Луна — это самостоятельная планета, образовавшаяся в Солнечной системе. Получилось так, что ее орбита пересеклась с земной, и Земля, как более тяжелая, притянула ее к себе и оставила вращаться вокруг себя.

Третья теория, «сестринская», гласит, что Земля и ее спутник образовались одновременно, из одного пылевого облака. Луна стала спутником из-за меньшей массы.

После того как лунные экспедиции доставили на Землю образцы грунта, астрономы затаили дыхание: какая же из теорий окажется верной? Результаты оказались обескураживающими: ни одна из теорий полностью не объясняла полученные данные. И тогда была выдвинута гипотеза гигантского столкновения . Ее авторы предположили, что Луна образовалась в результате столкновения с Землей планеты большего размера (ее назвали Тейя). Удар произошел по касательной, в итоге на околоземную орбиту была выброшена часть вещества Земли и Тейи. Из них постепенно сформировалась Луна.

В настоящее время самой правдоподобной считается последняя теория, но и у нее есть противники. Возможно, впоследствии появятся новые гипотезы, а может, мы никогда точно не узнаем, откуда же у нашей планеты появился спутник.

Особенности лунного рельефа

Луна вчетверо меньше Земли, а ее масса в 80 раз меньше. Ее диаметр чуть больше четверти земного — 3476 км. Среднее расстояние Луны от Земли — 384 400 км.

Луна состоит из коры, верхней мантии, средней мантии, нижней мантии (астеносферы) и ядра. Причем атмосфера на ней практически отсутствует. Поверхность Луны покрыта так называемым реголитом — смесью тонкой пыли и скалистых обломков, образующихся в результате столкновений метеоритов с лунной поверхностью.

Вещество, из которого состоит Луна, очень похоже по составу и плотности на вещество, составляющее мантию Земли. Отсюда и гипотеза гигантского столкновения. Именно при таком развитии событий наиболее вероятно наличие на Луне элементов из среднего слоя Земли.

Впервые астрономы увидели обратную сторону Луны в 1959 году — на фотографиях, сделанных искусственным спутником.

На Луне нет атмосферы, поэтому существуют огромные перепады температуры. Днем поверхность нагревается до 117 °C, ночью остывает до -169 °C. Вода на Луне не обнаружена, хотя есть предположение, что на дне самых глубоких кратеров могут быть остатки льда. Жизнь здесь невозможна из-за крайне неблагоприятных условий.

Каменистая поверхность Луны покрыта кратерами — это следы столкновений нашего космического спутника с кометами, астероидами и метеоритами. Всего же на Луне их великое множество — миллионы. Неудивительно: на Луне нет атмосферы, в которой сгорала бы большая часть небесных тел, как это происходит на Земле. Есть кратеры микроскопических размеров, их обнаруживают даже на камнях, доставленных астронавтами на Землю, а есть огромные. Крупнейшие из них называют бассейнами. Самый большой из лунных кратеров — Герцшпрунг — с Земли не увидишь: он находится на обратной стороне Луны. Его диаметр 591 километр, а это лишь немногим меньше, чем расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга. Но размеры подавляющего количества кратеров куда меньше: от одного до пяти метров.

Как все планеты и их спутники, Луна светит отраженным солнечным светом. Обычно видна та ее часть, которую освещает Солнце. Исключение составляют периоды вблизи новолуния, когда отраженный от Земли свет слабо освещает и темную сторону Луны.

В 1835 году одна из нью-йоркских газет запустила «утку». Была опубликована статья с сообщением «известного астронома», который писал, что сконструировал мощнейший телескоп и увидел на Луне единорогов и крылатых гуманоидов. Читатели поверили!

Фазы Луны

Почему мы не всегда видим Луну полной? Спутник Земли предстает нам в виде серпа или полукруга из-за нюансов солнечного освещения. В новолуние Луна не видна, потому что находится прямо между Солнцем и Землей. Собственного света у нее нет, а солнечный в это время попадает только на другую ее сторону. Когда Луна немного сдвигается, освещается ее видимый нам край, и мы наблюдаем молодой месяц. Постепенно, по мере движения, видимая освещенная часть увеличивается. Когда Луна находится на прямой Луна — Земля — Солнце, мы видим полностью ее освещенную сторону, и наступает полнолуние. Далее все идет в обратном порядке: во второй половине своей орбиты Луна убывает.

Луна вращается вокруг Земли. При разных положениях относительно друг друга Солнца, Земли и Луны мы по-разному видим освещенную половину Луны. Часть ее видимого диска, которая освещена, называется фазой Луны.

У Земли есть такие же фазы, как и у Луны. Но чтобы их увидеть, нужно посмотреть на нашу планету с ее естественного спутника. Тогда будет возможно наблюдение «земного серпа» или «полной Земли»

Затмения

Лунным затмением называют такое астрономическое явление, когда Луна входит в конус тени, отбрасываемой Землей. Существуют разные варианты лунного затмения: когда тень полностью накрывает Луну — это полное лунное затмение, а когда затемнена лишь часть Луны — частное лунное затмение. Если Луна проходит область полутени, но не входит в тень, происходит полутеневое затмение.

Читайте также:  Какая фаза луны должна быть при ритуале с солью

Кто первым облетел вокруг Луны?

Если вы назовёте имена американских астронавтов Бормана, Ловелла и Андерса, первыми из людей обогнувших Луну на космическом корабле серии «Аполлон» в декабре 1968 года, то ошибётесь. Пионерами из живых существ, совершивших облёт вокруг Луны, были. среднеазиатские черепашки .

Их поймали близ космодрома Байконур и поместили в один из автоматических зондов-лунников. После полёта «космонавтки» вернулись на Землю целыми и невредимыми. Это произошло за несколько месяцев до полёта американских астронавтов. Однако из-за того, что космические новости в ту пору засекречивались, об этом любопытном факте стало известно намного позже.

Источник

«Путешествие на Луну». Конспект занятия в подготовительной группе

Ланна Черкашина
«Путешествие на Луну». Конспект занятия в подготовительной группе

Цели и задачи: вызвать интерес к космическому пространству; расширить представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; познакомить с естественным спутником Земли «Луной»; способствовать развитию умения находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций; развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать;совершенствовать уровень накопительных практических навыков:

— проводить опыты совместно с педагогом;

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций в книгах. Чтение о космических планетах.

2. Просмотр мультфильмов.

3. Опытная деятельность с различными приборами и приспособлениями.

4. Рисование на тему «Космос».

5. Конкурс на лучшую космическую поделку.

Оборудование:

Мультимедиа для демонстрации слайдов;

Презентация «Путешествие на Луну»;

Наборы геометрических фигур.

Воспитатель: Ребята,отгадайте загадку: “Рассыпался горох на тысячу дорог”. (Звёздное небо.)

Если мы посмотрим на ночное небо, то увидим сверкающие точки – это звезды. И самые маленькие из них наиболее удалены. Звезды настолько далеко от нас, что кажутся неподвижными, хотя на самом деле они движутся с огромной скоростью.У звезд есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега и др. В древности люди тоже любили наблюдать за звездами, и они соединили группы звёзд в созвездия. Какие созвездия вы знаете? (Скорпион, Козерог, Лев и др.)

Для вас, сегодняшние девочки и мальчики, полеты в космос – в порядке вещей. А когда-то люди только мечтали подняться ввысь. После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться еще выше.

Сколько интересного хранят звезды!. Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие к далёким планетам и даже может встретить обитателей других планет.

— А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, выносливым, мужественным). Космонавты очень смелые, сильные, умелые. Они много тренируются и умеют хорошо ориентироваться в пространстве. Сейчас мы проведём небольшую тренировку для космонавтов.

Правую руку вверх,

Правую руку вниз,

Правой рукой потрясём

И повернёмся кругом.

Левую руку вверх,

Левую руку вниз,

Левой рукой стряхнём

И повернёмся кругом.

Правую ногу вверх,

Правую ногу вниз,

Правой ногой стряхнём

И повернёмся кругом.

Левую ногу вперёд,

Левую ногу назад,

Левую ногу стряхнём

И повернёмся кругом.

Всем туловищем вперёд.

Всем туловищем назад,

Сделаем круг плечами

И повернёмся кругом.

Теперь нам предстоит определить, куда же мы полетим. Смотрите – вот звёздное небо. Никто пока не знает, какие планеты есть в далёком космосе… Но представить себе мы их сможем, если попробуем… Вот смотрите… (слайд).

Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему. Солнце— источник жизни на Земле. Если посмотреть на небо, то солнце кажется плоским и маленьким. Но на самом деле — это огромный огненный шар, состоящий из раскалённых газов. Температура поверхности солнца 6 тысяч градусов! Солнце кажется нам небольшим потому, что находится очень далеко от нас. Земля вращается вокруг солнца, правда мы этого движения не замечаем. Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами Землю, то наша планета превратилась бы в мёртвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь. Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.

Вокруг Солнца движутся 9 планет с 68 спутниками, миллиарды астероидов, метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа. Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца. Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ. Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.

А теперь отгадайте загадку:

Ночь приходит – она восходит.

В небе сияет, тьму разгоняет?

Итак, я приглашаю вас в космическое путешествие на Луну. Занять места. Для полёта надеваем комбинезон, шлем, герметично соединяем части скафандра, перчатки. Предлагаю всем пристегнуть ремни. С вами говорит руководитель управления полётами. Космическому экипажу к старту приготовиться! Внимание! Внимание! Объявляется трёхминутная готовность! Ключ на старт! Начинаем обратный отчёт времени: 10, 9, 8,7, 6,5,4,3 в звездный космос полети!

Упражнение «Перегрузка и невесомость» под музыку «Спейс»

(Звучит музыка взволнованного, беспокойного характера)

Воспитатель: – Какие ваши руки, ноги?

Воспитатель: – А голова?

Воспитатель: – Это перегрузка.

(Музыка меняется на спокойную)

Воспитатель: – А теперь вам становится легче, легче. Как вы себя чувствуете?

Воспитатель: – Это невесомость.

В воздухе, как ласточки мы парим.

Из отсека в отсек мы летим.

Посмотри в иллюминатор, друг,

Чудеса одни вокруг!

(С помощью лазера на темной шторе имитируется падение звезды)

Воспитатель: – Ой, что это такое пролетело?

Дети: – Это, наверное, звезда упала.

Воспитатель: – Ребята, это не звезда, это метеорит пролетел. Метеориты – это осколки давно взорвавшейся звезды. Состоят они из камня, льда и даже железа.Есть такая примета: когда падает метеорит, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Давайте, каждый про себя загадает желание.

Читайте также:  Как определить когда луна нарастающая или убывающая

Будьте внимательны,мы ведем наблюдение и за космическими объектами и телами: в верхнем левом углу иллюминатора мы видим Солнце. (Дети берут желтый кружочек и выполняют задание). В правом нижнем углу появилась Луна. А посередине какие-то непонятные фигуры. Кто бы это мог быть? Это инопланетяне! Выложите инопланетянина из геометрических фигур.

Воспитатель: Внимание! Наш космический корабль приближается к планете Луна. Готовимся к посадке. Спускаемый аппарат летит в каком-то тумане. И вдруг – мягкий толчок и … тишина! Мы прилунились!

Ребенок: Очень нравится путешествие мне.

Радостью охвачена детвора.

Воспитатель: Луна – это каменный шар размером намного меньше Земли. Днём на Луне стоит жара до 130 градусов, а ночью, наоборот, страшный холод -170 градусов. На Луне нет ни капли воды. Никогда не идёт дождь, не бывает снега. А туман, который встретил нас при посадке – был просто пылью, которую подняли двигатели.

Луна не излучает собственный свет, а отражает свет Солнца. Мы видим Луну потому, что её освещают солнечные лучи. Освещенная Солнцем под разными углами Луна видна нам в течение месяца по-разному.

Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием

Через несколько дней мы уже видим тоненький полумесяц, а еще через несколько дней –

полукруг. Можно провести от него вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р – это значит, что сейчас Луна растет.

Луна в форме круга называется полнолунием. Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время останется лишь половинка, затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, останется от Луны лишь серп, похожий на букву С. Говорят, что Луна убывает, стареет.

Луна всегда интересовала и притягивала людей. Поэтому на Луну отправляли автоматические станции и луноходы. С помощью приборов, установленных на луноходах, удалось узнать, что на ней есть горы, а также низменности, которые называются «морями». Побывали на луне и люди. Первым астронавтом, сделавшим шаг по поверхности Луны, был американец Нил Армстронг.

Ребята, скажите, без скафандров можно гулять по Луне? (нет)

Жизнь в Космосе сильно отличается от жизни на Земле. В Космосе существует невесомость, и нет воздуха. Поэтому без скафандра нас в открытый Космос не выпустят. Каждый скафандр со своей электростанцией, электрическим отоплением, водяным охлаждением, а на голову надевают огромный гермошлем. На шлеме – светофильтр, защищающий от ослепляющего солнца. А на плечи – тяжеленный ранец с баллонами, полными воздуха. Без скафандра космонавт либо сгорит в палящих лучах Солнца, либо замёрзнет в ледяной тьме космоса, куда не доходит солнечный свет.

Вот и приходится, отправляясь на прогулку, всё брать с собой! Каждый скафандр – это маленькая земля с тем климатом, к которому привык человек.

Давайте подумаем, как мы поступим, чтобы не заблудиться на планете Луна?

Дети: (делать заметки мелом; сыпать камушки; крошить кусочки хлеба; громко покричать; поднять куски яркой ткани; выложить на песке из камней, большое слово «SOS»; ориентироваться по небу).

Правильно вы сказали, чтобы не потерять дорогу надо следить за небом.

Помните, я вам говорила, что Луна меньше Земли? А это значит, что на Луне каждый груз, каждая гиря, гораздо легче, чем на Земле. Значит громоздкие скафандры, и ранцы на Луне окажутся не такими тяжёлыми, как на Земле. А теперь, мы откроем дверь и пойдём гулять по Луне…

Смотрите внимательно под ноги здесь острые камни, целые каменные гряды и множество круглых ям – это кратеры.

Дети: Откуда на Луне столько больших и малых ям на поверхности?

Воспитатель: по этому поводу учёные долго спорили. Одни говорили, что виноваты метеориты – небесные камни из далёкого космоса. Это они «бомбардировали» Луну и оставили на ней свои следы. Другие учёные уверяли, что это дело вулканов. Только после того, как побывали на Луне люди, спорщики согласились, что есть здесь и то, и другое. На Луне нет воздуха, а значит, нет и ветра. В от и след, который оставил на лунной поверхности космонавт, останется на миллионы лет, так как нет ветра, который мог бы уничтожить отпечатки ног.

На поверхности Луны немало чудес, над которыми до сих пор ломают головы учёные.

А нам пора возвращаться, ребята. Вы не забыли, в какую сторону мы отошли от своего космического корабля?

Воспитатель: Занять места! Космическому экипажу к старту приготовиться! Внимание! Внимание! Объявляется трёхминутная готовность! Ключ на старт! Начинаем обратный отчёт времени: 10, 9, 8,7, 6,5,4,3,2,1, старт!

Ведущий: Наше путешествие подошло к концу. Но оно никогда не закончится на самом деле. Потому что каждый человек ищет и создаёт в своей жизни свою звезду, свою планету. Я желаю вам счастливого возвращения на планету Земля.

Взгляните в окно: небо голубое, солнышко тёплое, ласковое, а листья на деревьях зелёные, говорливые. Чуден мир земной в своей красоте, и все в нем наполнено жизнью. Весь этот мир создан для жизни и пользы человека – для каждого из нас. Поэтому мы, ребята, должны любить этот мир, любить и беречь нашу планету Земля! Интересно на Луне, а на Земле лучше!

А теперь, нарисуйте, пожалуйста, то, что вы увидели на Луне. Конечно, вы можете изобразить и себя на поверхности Луны, ведь теперь вы самые настоящие лунные путешественники.

Источник

Adblock
detector