Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: « Полёт в космос»
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме
Итоговое занятие по обучению грамоте
в подготовительной группе № 4.
Тема: Путешествие в космос.
Задачи:
образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;
развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;
воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со слогами; учебник «Азбука»; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polt_v_kosmos_konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 35
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: « Полёт в космос»
Подготовила и провела
воспитатель: Кумушбаева Лилия Васильевна
Апрель, 2013 год
Итоговое занятие по обучению грамоте
в подготовительной группе № 4.
Тема: Путешествие в космос.
образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;
развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;
воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование : ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А ; звёзды со слогами; предложение « В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со слогами; учебник « Азбука »; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова.
Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (Д): – Здравствуйте.
В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: – Хорошее, радостное, веселое.
В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
III. Беседа о времени года.
В: – Ребята, какое время года наступило?
Д: – Наступила весна.
Д : – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
В: – Какие весенние месяцы вы знаете?
Д: – Март, апрель, май.
В: – Какой сейчас месяц?
Д: – Сейчас месяц апрель.
- Постановка учебной задачи.
В: – Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?
Д: – Вся страна отмечала день Космонавтики.
В: – Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Д (хором ): – Ракета.
В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
- Артикуляционная гимнастика (выполняется хором) .
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
VI. Игра «Образуй прилагательные от существительных»
В: – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.
В: – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов: В доб – рый путь. (Составление предложения)
В: – Прочитайте, что у вас получилось.
Д: – В добрый путь!
В: – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду ( А ). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты)
VII. Деление слов на слоги.
В: – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове.
Д: – Кот, слон, кит, волк, тигр, еж. Эти слова состоят из одного слога
Д : –Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза. Эти слова состоят из двух слогов.
Д: – Курица, колобок, корова, лошадка . Эти слова состоят из трёх слогов.
В: – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду ( З ).
В: – А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
VII. Звуковой анализ слов.
В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова дыра )
В: – Сколько слогов в слове дыра ?
Д: – В слове дыра два слога ды – ра .
В: – На какой слог падает ударение?
Д: – Ударение падает на второй слог.
В: – Дайте характеристику звуку [ д ].
Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.
В: – Охарактеризуйте звук [ ы ].
Д: – Звук [ ы ] гласный, безударный.
В: – Дайте характеристику звуку [ р ].
Д: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.
В: – Дайте характеристику звуку [ а ].
Д: – Звук [ а ] гласный, ударный.
В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду ( Б ) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля . (дети разводят руки в стороны)
В: – На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
Д (хором): – Комета.
IX. Составление схем предложений.
В: – На хвосте кометы разместились слова, В этих словах, вы должны поймать звук (з) . Телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочет, астроном, космонавт ( если в слове есть звук з дети хлопают руками)
В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду ( У ). А на нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
X. Гимнастика для глаз
В: – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам ( смотри приложение № 1).
В: – Подберите родственные слова к слову звезда.
Д: – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.
В: – Что такое родственные слова?
Д: – Слова родные друг другу.
В: – Как понимаете слово звездопад ?
Д: – Явление, когда падают звёзды.
В: – Какое это слово простое или сложное?
Д: – Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.
В: – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду ( К ).
XI. Игра «Составь слова из слогов».
В: – Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова, а потом придумывают с этими словами предложения).
В: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду ( А ).
В: – Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.
В: – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Д ( хором): – Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
XII. Подведение итогов.
В: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?
Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.
В: –На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.
Список использованной литературы:
- Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6-ое изд., исправленное и дополненное – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
- Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению : комплексные занятия, игровые задания. Разрезная азбука – Волгоград: Учитель, 2009.
Источник
Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие в космос» в подготовительной группе
косогорова татьяна
Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие в космос» в подготовительной группе
Тема: «Путешествие в космос»
Цель: выявление уровня знаний детей; готовности к школе.
Программное содержание:
закреплять умение образовывать имена прилагательные от имен существительных;
закреплять умение детей делить слова на слоги, подбирать слова с заданным слогом, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом;
развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; определять место звука в слове; соотносить слово с заданной моделью;
упражнять в подборе слов с заданным звуком;
создать хорошее настроение, воспитывать, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе
Ход занятия:
В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: – Хорошее, радостное, веселое.
В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Беседа о времени года.
В: – Ребята, какое время года наступило?
Д: – Наступила весна.
Д: – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
В: – Какие весенние месяцы вы знаете?
Д: – Март, апрель, май.
В: – Какой сейчас месяц?
Д: – Сейчас месяц апрель.
Постановка учебной задачи.
В: – Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?
Д: – Вся страна отмечала день Космонавтики.
В: –Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотеи просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотеи будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. (Слайд 1) Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»
В: – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.
В: – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, нам нужно ответить на все вопросы задания.
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
В: – Молодцы. За это задание грамотеи прислали нам первую звезду (А). (Слайд 2) Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Готовимся к взлету, встаем около своих мест
В: — включить моторы
Д: — поднимают руки в стороны не высоко, произносят низкий звук УУУУУУ
В: — набираем высоту
Д: — поднимают руки на уровне плеч, звук УУУУУУ произносят выше
В: — взлетаем высоко
Д: — руки вверх, высокий звук УУУУУУ
В: — Ракета набрала высоту и поднялась вверх
Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться.
Деление слов на слоги.
В: – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». (Слайд 3) На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов.
Д: – Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь. Эти слова состоят из одного слога
Д: – Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник. Эти слова состоят из двух слогов.
Д: – Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном. Эти слова состоят из трёх слогов.
В: – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотеи прислали нам вторую звезду (З) (Слайд 4)
В: – А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Звуковой анализ слов.
В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова.
В: – Сколько слогов в слове дыра?
Д: – В слове дыра два слога ды – ра.
В: – Назовите первый звук в этом слове.
Д: – Первый звук Д.
В: – Дайте характеристику звуку [ д ].
Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.
В: – Назовите второй звук в слове дыра.
Д: – Второй звук [ ы ].
В: – Охарактеризуйте этот звук.
Д: – Звук [ ы ] гласный
В: – Какая третий звук в слове дыра?
Д: – Третий звук [ р ].
В: – Дайте характеристику этому звуку.
Д: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.
В: – Какой последний звук в слове?
В: – Дайте характеристику звуку [ а ].
Д: – Звук [ а ] гласный
В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б (Слайд 6) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)
В: – На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
Д (хором): – Комета. (Слайд 7)
В: – На хвосте кометы разместились слова, в которых находится звук К
Игра «где спрятался звук» (Слайд 8)
Ребята я буду показывать картинку, вы внимательно смотрите и произносите, что изображено на картинке и ищете — где спрятался звук в начале слова, в конце, в середине.
В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). (Слайд 9) А на нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Гимнастика для глаз (Слайд 10)
В: – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам
Игра «Составь слова из слогов». (Слайд 11)
В: – Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги,придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, НА, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова).
В: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (К). (Слайд 12)
В: – Чтобы узнать какую книгу похитили пираты, мы с вами должны выполнить еще одно задание.
«Прочитай слово по первым звукам» (Слайд 13)
В: – Молодцы, и за это задание мы получаем последнюю звезду (А) (Слайд 14) и сможем узнать правильно ли мы отгадали слово. Внимание! — (Слайд 15)
В: – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки,закройте глаза и скажите волшебные слова:
Д (хором): – Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
XII. Подведение итогов.
В: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?
Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения и составляли их схемы, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.
В: – За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотеи хотят подарить вам свои фотографии – раскраски. На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по волшебному листу» «Путешествие по волшебному листу».Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе. Хабарова Альбина Александровна Цели:.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Путешествие по вселенной. Цель: образовательная – продолжать освоение звукового анализа и синтеза слов, а также образовывать имена.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук и буква Т. т». Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.
Конспект ООД по обучению грамоте «Путешествие по африканской саванне» в подготовительной логопедической группе Задачи: Коррекционно- образовательные: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран». Совершенствование.
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Слыша и Буковки» Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Слыша и Буковки» Задачи: Уточнять артикуляцию.
Конспект викторины по обучению грамоте в подготовительной группе «Абвгдейка» Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Викторина-Абвгедейка» Викторина «А,Б,В,Г-дейка» Цель: развивать у детей интерес к.
Конспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ю Задачи: познакомить детей с буквой Ю, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу азбуки» для детей подготовительной к школе группы Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы. Цель: автоматизация правильного.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; — формировaть умение воспитанников дифференцировaть.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т ] и [т’], буква «Т». Закрепление понятия «глухой согласный звук» Задачи: • Формирование.
Источник