Белое солнце пустыни (1969)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
актеры и роли
красноармеец, возвращающийся после госпиталя домой
«Мертвому, конечно, хорошо. Но уж больно скучно»
«Восток — дело тонкое.»
«Ну что ж мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться. »
«Абдула, у тебя ласковые жены, мне хорошо с ними».
«Оставь хоть патрон, Абдула! Нечем будет застрелиться».
«Ты что, не слыхал про Верещагина. Дожил! Было время, в этих краях каждая собака меня знала. Вот так держал! А щас. забыли!»
«Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!»
«Я мзду не беру. Мне за державу обидно!»
«Вот что, ребята, пулемета я вам не дам.»
озвучание — Михаил Волков
«Иди, иди. Хорошая жена, хороший дом: что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?»
«Старый стал, ленивый, а помнишь, какой я был. »
«Аристарх, договорись с таможней».
«Кинжал хорош для того, у кого он есть. И плохо тому, у кого он не окажется. В нужное время».
«Я долго ждал. А потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам что хочешь, если ты храбрый и сильный!»
«Зачем ты убил моих людей, Саид?»
«Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.»
Источник
Спартак Васильевич Мишулин
Фото Все
Видео Все
Мишулин Спартак. Как уходили кумиры.
Спартак Мишулин (интервью)
Спартак Мишулин. Смехоностальгия
Спартак Мишулин — биография
Спартак Мишулин – выдающийся кино и театральный актер. В 1976 году стал Заслуженным деятелем искусств Польши, в 1981-м получил звание Народного артиста РСФСР. Награжден несколькими престижными премиями в области литературы, искусства и театра. Получил кинопремию имени братьев Люмьер.
Когда речь заходит о Спартаке Мишулине, то первое, что приходит на ум, это веселый, неунывающий добряк Карлсон, верный друг, живущий на крыше. Мало кому известно, какой ценой давалось ему это веселье, что несколько лет он провел в детдоме, что никогда не знал своего отца, что много раз сбегал, в поисках лучшей жизни. Популярность пришла к нему поздно, в сорок лет, а до этого Мишулин не раз менял род своей деятельности, и даже умудрился попасть в колонию.
Детство
Родился Спартак Мишулин в Москве 22 октября 1926 года(хотя его дочь всегда говорила, что дата его рождения – 22 апреля того же года). Маму будущего артиста звали Анна Мишулина, она занимала должность заместителя наркома промышленности, принадлежала к партийной номенклатуре. Отца Спартак не знал, но почему-то был уверен, что он сын Александра Фадеева, известного в СССР писателя. Дело в том, что мама Спартака и Фадеев учились вместе в столичной горной академии, и у них был длительный роман. Но факт его отцовства ничем не подтвержден, а мать не считала нужным приподнимать завесу тайны.
Родной дядя Спартака – Александр Мишулин, известный историк, профессор, специализировался на восстании Спартака. Именно он предложил назвать племянника таким необычным именем. Так мальчик получил фамилию матери, отчество дедово, и уникальное имя.
Спартак Мишулин в молодости
Во всех документах сказано, что Мишулин русский по национальности. Однако он и сам сомневался в этом, слишком колоритная у него была внешность и бурный темперамент. Артист часто шутил, что в его жилах, возможно, течет и цыганская кровь.
Буквально сразу после рождения Спартака, мать отдала его в детдом, мотивируя это тем, что много чего сделала для государства, теперь пусть оно занимается воспитанием ее сына. Спустя два года дядя забрал племянника к себе.
В 1937 году Анну Мишулину арестовали, объявили врагом народа и отправили в ссылку в Ташкент. Отчим Василий Пивоваров забрал Спартака и двух его сестер, и поселился с ними в Подмосковье. Когда грянула Великая Отечественная война, семья эвакуировалась в город Дзержинск. Там Спартак окончил семилетку, и решил, что хочет стать актером. Однажды он увидел объявление, что некая артспецшкола в городе Анжеро-Судженске набирает мальчиков, и парень решил, что судьба наконец-то улыбнулась ему. Откуда у него появилась уверенность, что это была актерская школа, он и сам не понял.
Спартак Мишулин
Ситуация прояснилась только тогда, когда Мишулина вместе с другими мальчишками погрузили в поезд и отправили в Анжеро-Судженск, где несколько лет он изучал не актерское, а артиллерийское дело. Но и там Спартак умудрился заниматься своим любимым делом – театром. Он участвовал в постановках любительского театра, и ради этого был готов даже нарушить закон. Для одного из спектаклей понадобились электрические лампочки, и Мишулин, не поставив в известность командование, взял их. Этот проступок остался незамеченным.
Но страсть к сочинительству все-таки сыграла с ним злую шутку. Бумаги не хватало, и для записи своих сочинений он использовал портреты советских руководителей, вернее, их обратную сторону. Это уже тянуло на срок, но так как Мишулин не достиг подсудного возраста, отделался не политической статьей, а сел просто за воровство. Парню дали полтора года лагерей. После этого прошло много лет, и, уже будучи Народным артистом России, Мишулин печатал свои рассказы в «Литературной газете», «Культуре» и «Известиях». В США из печати вышло более двух десятков его рассказов.
Публикация Спартака Мишулина в газете
Во время отсидки Мишулин чудом избежал смерти. Однажды он умудрился уснуть в борозде, и по нему буквально проехал трактор. Получил серьезные переломы ног, но остался жив. Позже его перевели на более легкую работу, водовозом. Причем он ездил самостоятельно, без конвоя. Но и здесь Спартак сумел отличиться и увеличить себе срок вдвое. Вместо того, чтобы возить воду, парень засыпал в бочку муку, пытаясь спасти товарищей по несчастью от голода. В лагере он не переставал заниматься самодеятельностью.
Лагерная карточка Спартака Мишулина
Освободившись из лагеря, Мишулин переехал в деревню Брусово Калининской области. Его взяли на должность заведующего клубом. Он не писал родным и близким, не хотел подвергать их опасности в это трудное время.
Источник
Как сложились судьбы актёров фильма «Белое солнце пустыни»
Пятьдесят лет назад на экраны кинотеатров в Советском Союзе вышел историко-приключенческий фильм режиссёра Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Сейчас бы этот фильм назвали боевиком, но тогда такого слова в обиходе не было.
За прошедшие годы кинокартина стала любимой для миллионов зрителей, как в нашей стране, так и по всему миру. По слухам, одним из самых преданных поклонников фильма был Леонид Ильич Брежнев, благодаря которому «Белое солнце пустыни» вышло в широкий прокат.
И вот стало мне интересно, а как сложились судьбы артистов, сыгравших центральных персонажей этого эпохального фильма. Возможно, это будет интересно и вам.
Анатолий Кузнецов — Федор Иванович Сухов, красноармеец
Роль красноармейца Сухова сделала Анатолия Кузнецова суперпопулярным актёром и стала самой главной в карьере. Фразы его персонажа разошлись в народ и накрепко прилепились к самому артисту:
―Мертвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно.
―Отметить надобно — народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком.
―Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучиться?
После грандиозного успеха «Белого солнца..» Анатолий Кузнецов много снимался у разных режиссёров. Но роль Сухова наложила определенный отпечаток на последующий диапазон его ролей — очень часто ему предлагали играть людей в погонах: военных, чекистов, милиционеров, следователей прокуратуры.
Анатолий Кузнецов ушел из жизни в 2014 году, в возрасте 83-х лет.
Павел Луспекаев — Павел Артемьевич Верещагин, бывший начальник таможенного поста.
Павел Луспекаев — фронтовик, воевавший в годы войны в составе разведгруппы партизанского отряда, куда попал добровольцем — 16-летним мальчишкой. Во время одной из разведопераций сильно отморозил ноги, пролежав несколько часов на снегу.
В фильме «Белое солнце пустыни» он играл Верещагина уже очень больным человеком, с ампутированными пальцами ног, превозмогая сильнейшие боли, но от съемок на костылях категорически отказался.
Фразы, которые произносит в фильме его персонаж, тоже ушли навсегда в народ:
―Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала.
И самая главная, незабываемая:
―Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно.
После съемок в «Белом солнце пустыни» Павел Луспекаев сыграл ещё в двух фильмах — «Зелёные цепочки» и «Такая длинная, длинная дорога. «
Источник
«Белое солнце пустыни»: актеры. «Белое солнце пустыни»: занимательные факты
В феврале 1970 года, в пятницу вечером, Леонид Ильич Брежнев приехал отдохнуть на свою любимую дачу в Завидово. После дискуссии на Политбюро нервы политика были предельно напряжены. Начиная с этого года он ездил сюда отдыхать чаще, чем на охоту.
Фильм, порадовавший генсека
Леонид Ильич после долгого размышления встал с кресла и подошел к окну. Он невольно поежился: в прилегающем парке было сумрачно, ветрено и неуютно. Затем он оторвался от пейзажа за окном и не спеша, слегка прихрамывая, последовал в кинотеатр, на ходу дав указание одной из горничных: «Включите этот… Фильм, который не пропущен».
Женщина взяла с полки киноленту в металлическом футляре с аккуратной надписью «»Белое солнце пустыни». Актеры: Анатолий Кузнецов, Павел Луспекаев…»
Режиссер Мотыль
53-летний режиссер Владимир Яковлевич Мотыль за 5 минут до этого телефонного звонка сидел подавленный в своем крохотном мосфильмовском кабинете, вперив невидящий взгляд в стену напротив.
Сын репрессированного польского эмигранта думал, что невольно взял на себя судьбу отца, начинал понимать, что слова, сказанные после просмотра его дебютной ленты «Дети Памира» режиссером Роммом о присущей ему внутренней свободе, были не комплиментом, а предупреждением.
И если предыдущей его работе («Женя, Женечка и Катюша») руководство концерна «со скрипом» дало добро на лимитированный показ, то эта последняя, снятая под рабочим названием «Спасите гарем!», очевидно, станет последней в его карьере. Окончательное название картине позже придумали коллективно сами актеры: «Белое солнце пустыни».
Звонок телефона
Владимир Яковлевич прекрасно понимал, что дело даже не в том, что первоначального бюджета нового фильма (300 000 советских рублей) хватило лишь на 2/3 проекта. Картина была трудной, требовала огромной самоотдачи, не зря от работы над ней накануне отказались три режиссера: Юрий Чулюкин, Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский.
Мотыль был уверен: его киноработу заранее решили положить на полку. Режиссеру было стыдно перед теми, кто ему поверил и кого он подвел: перед глазами создателя киноновеллы все еще стояли актеры фильма «Белое солнце пустыни».
И вот наконец случилось то, что позже он назовет чудом: телефон зазвонил. В трубке раздался бесстрастный голос:
— Здравствуйте, Владимир Яковлевич. Завтра – повторный закрытый просмотр руководством «Мосфильма» вашей ленты.
Актер Павел Борисович Луспекаев
На ведущие роли в фильме «Белое солнце пустыни» актеры подобрались замечательные. Однако среди них был один, изначально поставивший высочайшую планку игры, сумевший отдать фильму всю свою энергетику. Честолюбивым партнерам Луспекаева, глядя на него, просто ничего не оставалось, как играть в полную силу.
Павел Борисович, исполнивший роль отставного таможенника Павла Артемьевича Верещагина, был смертельно болен и догадывался о своей скорой кончине. Мужественный актер решился играть свою прощальную роль, свою лебединую песню. Персонаж в фильме «Белое солнце пустыни» для этого подходил идеально.
У бывшего фронтового разведчика неотвратимо отмирали сосуды ног. Ему ампутировали стопы, однако опасный процесс не был остановлен. Для того чтобы ходить без костылей, ему по его собственным чертежам сделали вставки в сапоги.
При съемках фильма в луспекаевской игре один лишь взгляд заменял реплики и монологи, он не играл — жил в кадре, поэтому, отказавшись от предлагаемых Мотылем дублеров, сам упрямо отыгрывал трюковые сцены. Режиссеру он сказал: «Это я потом буду инвалидом, после съемок…». Владимир Яковлевич, впечатлившись от такой самоотдачи, даже поменял в сценарии имя киногероя (первоначально Александром был Павел Верещагин).
«Белое солнце пустыни» актер воспринимал как свой нерукотворный памятник. Так все и получилось.
Игра мастера
Павлу Борисовичу удалось создать образ невероятной душевной силы. Он в эпоху застоя, когда, казалось, партийное ханжество вытеснило романтику служения Отечеству, вдруг воплотил редкий по возвышенности образ беспартийного человека – гражданина, стоящего выше любой власти: красной ли, белой ли — это ему все равно.
Луспекаев удивляет на съемках даже режиссера, произнеся измененную по своему усмотрению фразу: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!» — ставшую знаменитой. Внимательные зрители могут сами проследить, как, не ожидая такого толкования реплики, на миг замерли в кадре актеры.
«Белое солнце пустыни» благодаря энергетике Павла Борисовича стало чем-то большим, чем просто развлекательным фильмом. В год выхода киноленты в прокат актера не стало. Но в созданном образе Павла Артемьевича Верещагина заслуженный артист РФ увековечил память о себе.
Таможенники Петербурга, поставив памятник на его могиле, ежегодно приходят туда в свой профессиональный праздник. Памятники Верещагину-Луспекаеву установлены также в Москве, на границе Ростовской и Донецкой областей и на Челябинской таможне.
Урокам его гениальной игры долго еще будут следовать молодые актеры. «Белое солнце пустыни» можно воспринимать и как нерукотворный памятник этому достойному человеку.
Кузнецов Анатолий Борисович
Анатолий Кузнецов, актер тонкий и думающий, как никто другой ощутил на себе влияние игры Луспекаева. Позже он, опустив комментарии, скажет, что коллега по цеху помог ему переосмыслить себя профессионально. Попробуем пояснить, что недосказал артист.
Кузнецову от природы была дана внешность типичного позитивного героя. Он давно попал «в обойму» рейтинговых актеров и роли получал, не напрягаясь. Так же не спеша и размеренно он начал сниматься и в этом фильме. Однако здесь, у Владимира Мотыля, Анатолий Борисович сам себя поймал на любовании харизмой Луспекаева.
К чести Кузнецова (это заметно по его игре), он-таки сумел составить Павлу Борисовичу достойный дуэт, сыграть своего Сухова всеми фибрами души, задействовав свою полную творческую палитру. Актеры фильма «Белое солнце пустыни» отмечали воцарившуюся на съемочной площадке волею ведущих артистов атмосферу высокого творчества.
Замечательный актер, народный артист РФ, он сыграл за время своей карьеры более 100 ролей. Родина оценила вклад Анатолия Кузнецова в искусство орденами Дружбы, Почета, «За заслуги», Государственной премией.
У него был долгий и прочный брак, с женой Александрой Ляпидевской они родили и воспитали дочь Ирину.
Мишулин Спартак Васильевич
В фильме актер Театра сатиры Спартак Мишулин сыграл жителя Средней Азии Саида, кровно обиженного басмачами и мстящего им. На экране неожиданно для многих Спартак Васильевич вдруг превратился из москвича в доброго призрака пустыни.
Впоследствии многие кинокритики сходились во мнении, что перевоплощение артиста было редким по своей глубине. Его в этой роли не узнавали даже коллеги по театру! Актеры фильма «Белое солнце пустыни» — Спартак Мишулин, Павел Луспекаев, Анатолий Кузнецов — стали подлинной находкой для режиссера, идеально перевоплотившись в своих героев.
Отменная гимнастическая подготовка сделала Спартака Васильевича незаменимым в трюках: в кадре он делал то, чего не мог никто из съемочной группы. В ходе работы над «Белым солнцем» случилась трагедия: погиб прикомандированный к фильму профессиональный конный каскадер.
Мишулин гораздо позже открыл «секрет» своего превращения в Саида. Накануне проб на роль он, напряженно всматриваясь в сценарий, долго и безрезультатно пытался вжиться в образ восточного человека, потерявшего все. Однако когда голову артиста обрили, это пробудило в актере воспоминание о годах, проведенных на зоне, о несправедливом обвинении, о лелеемой мечте – стать артистом. Он вспомнил то время, когда был таким же обездоленным, как и Саид, и пережитое состояние помогло артисту войти в роль.
Спартак стал артистом Московского театра, сначала окончив театральную студию г. Калинина и сыграв в этом городе за 5 лет сорок ролей. Последующие 45 лет жизни Мишулин отдал Театру сатиры.
За работу в фильме он был отмечен, как и многие снимавшиеся в нем актеры. «Белое солнце пустыни» принесло Спартаку Васильевичу звание народного артиста РФ. Он также являлся заслуженным деятелем культуры Польши, был награжден орденами Дружбы и Почета, Государственной премией РФ.
Годовиков Николай Львович
Исполнитель роли Петрухи Николай Годовиков не имел актерского образования, однако у него был опыт съемок в ленте «Республика ШКИД» (выступил в роли беспризорника). В пробах на эту роль он переиграл самого Савелия Крамарова. У Николая был природный дар актера, и это ценил Владимир Мотыль.
Во время съемок «Белого солнца» с актером произошло несколько интересных эпизодов, заслуживающих внимания любителей кино. Однажды (съемки велись в Туркменистане) ему, заболевшему лихорадкой, пришлось сниматься с температурой под 40 о С.
В кадрах сцены убийства Петрухи Черным Абдуллой зрители услышали от Годовикова непритворный крик боли (клинок исполнителя роли злодея скользнул по спасительной доске).
Роль в фильме Владимира Мотыля принесла парню славу. Однако дальнейшая судьба самоучки сложилась непросто. Он вскоре после съемок женился и попытался устроить свою жизнь. Работал эпизодически, ожидая приглашений режиссеров. Затем «добрые люди» выхлопотали ему срок за тунеядство.
Николай Львович, находясь в уголовной среде, начал воровать, за что получил еще несколько сроков. После отбывания наказания актер еще дважды был женат. Нынче работает в «Метрострое», имеет двух детей, периодически снимается в эпизодах.
Место случаю в «Белом солнце пустыни»
Второго плана актеры фильма «Белое солнце пустыни» кропотливо отыскивались режиссером зачастую не в среде артистов. Так, на роль «незабвенной Катерины Матвеевны» попала редактор Останкино Галина Лучай. Ее типаж тяжелой русской красоты был замечен режиссером Владимиром Мотылем, приложившим немало усилий к тому, чтобы уговорить молодую даму сниматься.
Творчество Мотыля было богато экспромтами, выдумкой, фантазией, что повлияло на атмосферу создания фильма «Белое солнце пустыни». Актеры и роли в этом проекте не выглядели чем-то пафосным, застывшим — они были естественными и живыми для зрителя.
Отдельного внимания заслуживают образы женщин из гарема. Кстати, их имена увековечены названиями кратеров на планете Венера.
Только трех из них играли настоящие актрисы: Зухру – Татьяна Ткач, Джамилю – Татьяна Кричевская, Гюзель – Ставицкая. Образы остальных «сотрудниц гарема» воплотили женщины разных профессий: Зарину сыграла инженер-конструктор Алла Лименес, Гюльчатай – хореограф Татьяна Федотова, Хафизу — латвийская баскетболистка Велта Деглава, Саиду – искусствовед Светлана Сливинская, Лейлу – Рахматова Зинаида. Кандидатка на роль самой красивой из восточных красавиц гарема Зульфии (и единственная по своему происхождению восточная дама, носящая имя Зинаида) отыскалась в среде жриц любви, промышляющих близ ленинградской гостиницы «Астория».
В сцене захвата красноармейца Сухова в плен сыграл один из представителей местной «цветной масти» (воровской элиты). Случилось это в знак благодарности режиссера за возвращение им съемочного инвентаря (золотых часов и сабли), украденных местными ворами.
Заключение
Возможно, не просмотри Леонид Ильич Брежнев у себя на даче этой ленты, советский зритель был бы вообще лишен возможности увидеть сей шедевр.
Интересно, что эта замечательная кинолента стала талисманом советских и российских космонавтов. Впервые ее просмотрел перед полетом экипаж «Союза-12» — Макаров и Лазарев. Мужчинам нелегко было мобилизовать себя на полет после гибели трех своих друзей — экипажа «Союза-11». Впоследствии ее просмотр в космическом городке превратился в предполетную традицию.
Возможно, и вправду помогает людям бодрящая живая энергетика культовой картины «Белое солнце пустыни». Актеры и роли этого фильма любимы миллионами людей всех возрастов.
Источник