Какого путешественника туземцы Новой Гвинеи прозвали «человеком с Луны» и почему его так прозвали?
Ответить на вопрос
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ |
На островах Новой Гвинеи его считали человеком с Луны, из-за кожи почти белого цвета. А звали его Николай Николаевич Миклухо-Маклай.
Миклухо-Маклай (1846 – 1888) – знаменитый русский путешественник, исследователь быта народов и племен, на которых не распространилось влияние цивилизации. 1 октября 1871 г он шагнул с борта клипера «Изумруд» на землю острова Новая Гвинея в Малайском архипелаге. Папуасы встретили его очень враждебно – копьями и стрелами. Но путешественник расстелил на песке циновку, прилег на нее и заснул, чем вызвал огромное удивление аборигенов. Он терпеливо завоевывал расположение и уважение местных жителей своей добротой, мужественностью, справедливостью.
За то время, которое он находился на острове, он сумел выучить язык папуасов, изучил их быт, традиции, предметы быта, украшения, оружие. Попутно изучал окружающую флору и фауну. Он познакомил папуасов с металлическими орудиями труда и научил ими пользоваться, лечил их от различных заболеваний. Папуасы звали его «Тамо-рус» (человек-рус) – посланец Луны, человек с белой кожей. Он прожил в племени папуасов 15 месяцев. Цель его исследований заключалась в доказательстве того, что не существует низших рас, и принципиальных отличий между папуасами и европейцами не существует. Он бывал у папуасов Новой Гвинеи несколько раз, и всякий раз его встречали очень радостно, как старого доброго знакомого.
Берег, на котором он жил, сейчас носит имя Маклая. А среди папуасов до сих пор ходит легенда о добром белом человеке с Луны, который когда-нибудь вернется снова.
Умер Миклухо-Маклай 2 (14) апреля 1888 года, не дожив и до сорока двух лет. Главное свое богатство — мозг — он завещал отечественной науке, так же, как и все бумаги и коллекции. Но подвиг и труды Николая Николаевича были по-настоящему оценены лишь в следующем веке. А главным памятником ему стало появление на карте мира независимого государства Папуа-Новая Гвинея.
Источник
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Мезенцев Владимир Андреевич
Книга «И вечный поиск…»
Оглавление
ПЕРВОПРОХОДЦЫ
«Человек с луны»
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
«Человек с луны»
Он прибыл на русском военном корабле «Витязь» в глухой, неисследованный район Новой Гвинеи. Матросы помогли построить хижину, и «Витязь» ушел, продолжая кругосветное путешествие. Миклухо-Маклай остался. Шел 1871 год.
В то время, когда он решил поселиться на Новой Гвинее, чтобы изучить жизнь самых отсталых народов на земле, Николаю Николаевичу не было и двадцати пяти лет, но он уже успел побывать на Канарских островах, в Африке, на берегах Красного моря. А теперь решил поселиться на несколько лет среди папуасов.
Ближайшая деревня островитян находилась на расстоянии получаса ходьбы, в тропическом лесу. Как встретят его эти люди, живущие в каменном веке?
Ученый хорошо понимал, что многое решит первая встреча. Он пошел к папуасам безоружным. О том, что затем произошло, Н. Н. Миклухо-Маклай рассказал сам:
«Группа вооруженных копьями людей стояла, разговаривая оживленно, но вполголоса между собой. Другие, все вооруженные, стояли поодаль; ни женщин, ни детей не было — они, вероятно, попрятались.
Увидев меня, некоторые туземцы подняли копья, а другие приняли очень воинственную позу, как бы готовясь пустить копье…
Усталый, отчасти неприятно удивленный встречей, я продолжал медленно продвигаться. Ко мне подошли несколько туземцев. Вдруг пролетели, не знаю, нарочно или без умысла, одна за другой две стрелы, очень близко от меня… Как только пролетела первая стрела, много глаз обратилось в мою сторону, как бы изучая мою физиономию.
Небольшая толпа окружила меня; двое или трое говорили очень громко, враждебно поглядывая на меня. При этом, как бы в подкрепление своих слов, они размахивали копьями. Один из них вдруг размахнулся копьем и еле-еле не попал мне в глаз или нос. Я отошел шага на два в сторону.
В эту минуту я был доволен, что оставил револьвер дома, не будучи уверен, так же ли хладнокровно отнесся бы я ко второму опыту, если бы мой противник вздумал его повторить.
Не долго думая, я высмотрел место в тени, притащил туда новую циновку и с громадным удовольствием растянулся на ней. Я увидел, что туземцы стали полукругом, в некотором отдалении от меня, вероятно удивляясь и делая предположения о том, что будет дальше.
Я проспал два часа с лишком. Открыв глаза, я увидел несколько туземцев. Они были без оружия и смотрели на меня уже не так угрюмо. Затем я встал и направился по той же тропинке в обратный путь».
«Вряд ли можно в истории географических открытий, — пишет академик Л. С. Берг, — найти более оригинальную встречу с туземцами, чем вышеописанная. Поведение Миклухо-Маклая обезоружило папуасов».
Скоро между белым и туземцами установились дружеские отношения. Островитяне приносили путешественнику плоды хлебного дерева, бананы, кокосовые орехи, свинину. В ответ ученый дарил папуасам вещи, которых они никогда прежде не видели…
Уже давно позади тревоги первых дней. Островитяне оказались добрыми и смышлеными людьми. Увидев, что пришелец не только не делает им зла, а, наоборот, старается им во всем помогать, они перестали его бояться, всячески стремились выразить свою любовь.
В одном их невозможно было убедить — в том, что он не «человек с луны». Однажды вечером ученый зажег около своего жилья голубой бенгальский огонь, и папуасы решили, что Маклай принес с собой с неба свет луны.
Пришельца стали уважать еще больше — луне они поклонялись, своего гостя стали называть «каарам-тамо» — «человек с луны».
Островитяне впервые увидели у Миклухо-Маклая топор, спички, гвозди, познакомились с сапогами и бритвой… В их язык вошли русские названия этих вещей.
Велико было изумление английских и американских солдат, когда они в годы второй мировой войны, воюя на Новой Гвинее с японцами, обнаружили, что в лексиконе местных жителей много русских слов. Откуда?
«Мое влияние на туземцев, — писал Миклухо-Маклай, — оказалось настолько сильным, что мне удалось совершенно прекратить на время моего пребывания постоянные междоусобные войны. Одной из главных причин междоусобий было поверье, что смерть происходит от колдовства. В случае смерти туземца родственники и друзья его собираются и обсуждают, кто мог желать смерти покойного. Долго они перебирают всех недоброжелателей умершего. Наконец деревня, где живет недруг, открыта, виновник смерти или болезни найден. Составляется план похода, подыскиваются союзники — и война разгорелась».
Пожалуй, это было самое трудное — убедить людей, что смерть или болезнь вызваны не колдовством.
Однажды, придя в соседнюю деревню, Николай Николаевич увидел, что мужчины горячо обсуждают какой-то вопрос, то и дело посматривая на Маклая. Ученый спросил знакомого папуаса, в чем дело.
— Мы хотим знать, можешь ли ты умереть, — не лукавя, ответил тот.
Миклухо-Маклай минуту помолчал, а потом спокойно взял копье и протянул его папуасу:
— А ты попробуй! Тогда и узнаешь, могу ли умереть.
Тот взял копье, испытующе посмотрел на каарам-тамо и положил копье на землю.
— Нет! — ответил папуас. — Если бы ты боялся быть убитым, то не предложил бы мне копье…
Прожив с папуасами Новой Гвинеи не один год, Н. Н. Миклухо-Маклай убедился, что они такие же полноценные люди, как и европейцы, лишь отстали в своем культурном развитии на целые тысячелетия. Поэтому его так возмущало жестокое обращение колонизаторов с туземцами, превращенными в рабов. «Мне сообщили, — писал он в своем дневнике, — что недавно был убит некий шкипер Л. своими же людьми. Этот человек несколько десятков лет был известен на островах Тихого океана своим бесстыдным и жестоким обращением с туземцами; жалеть было нечего, и оставалось только принять к сведению, что на островах Тихого океана одним дрянным человеком стало меньше».
…Миклухо-Маклай сильно страдал от тропической малярии, силы его заметно таяли. Но вот у берегов Новой Гвинеи появился русский клипер «Изумруд». Весть о том, что добрый белый колдун уплывает в море, потрясла островитян. К нему приходили из самых отдаленных селений, просили остаться. «Мы построим тебе хижину в каждой деревне», — говорили посланцы…
В день, когда корабль, подняв паруса, уходил в море, по всему побережью заговорили барумы — большие деревянные барабаны. Они извещали: на большой огненной пироге уплывает за море самый добрый друг папуасов — белый колдун с луны — Маклай.
Замечательный человек и ученый, Н. Н. Миклухо-Маклай занимает среди великих путешественников прошлого века особое место. Он не открывал неизвестных земель, а исследовал быт и нравы народов, о которых европейцы ничего не знали. И он доказал, по словам Льва Толстого, что «человек везде есть человек, то есть доброе общительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и истиной, а не пушками и водкой».
Источник
Кого называли человек с луны
Миклухо-Маклай Николай Николаевич. Человек с Луны
Дневники, статьи, письма Н. Н. Миклухо-Маклая
Составление, подготовка текстов, комментарий и послесловие Б. Н. ПУТИЛОВА
Письмо Л. Н. Толстого Н. Н. Миклухо-Маклаю (25 сентября 1886 г.)
Ответное письмо Н. Н. Миклухо-Маклая (С.-Петербург, 29 января 1887 г.)
Первое пребывание на берегу Маклая в Новой Гвинее от сент. 1871 г. по дек. 1872 г.
Из статьи «Почему я выбрал Новую Гвинею» (1871 г.)
Из письма Ф. Р. Остен-Сакену (Тернате, Молуккские острова, 4 февраля 1873 г.)
Из статьи «Антропология и этнология меланезийцев» (1886 г.)
Из статьи «Краткое сообщение о моем пребывании на восточном берегу ос. Новой Гвинеи в 1871–1872 годах»
Из письма матери, Екатерине Семеновне (Тернате, февраль 1873 г.)
Из письма сестре Ольге (Тернате, февраль 1873 г.)
Из письма матери (Гонконг, апрель 1873 г.)
Из письма другу А. А. Мещерскому (Гонконг, апрель 1873 г.)
Из письма председателю Русского географического общества вел. кн. Константину Николаевичу (Гонконг, май 1873 г.)
Из письма другу А. А. Мещерскому (Бюйтензорг, о-в Ява, июль 1873 г.)
Из письма ему же (Бюйтензорг, ноябрь 1873 г.)
Из письма ему же. (Амбоина. Восточная Индонезия, январь 1874 г.)
Из письма ему же (Гесир, Восточная Индонезия, февраль 1874 г.)
Вторая поездка в Новую Гвинею
Из сообщения о путешествиях, сделанного в Русском географическом обществе в 1882 г.
Из меморандума генерал-губернатору Нидерландской Индии
Два путешествия по Малаккскому полуострову 1874–1875 гг.
(Из писем в Русское географическое общество)
Секретарю Русского географического общества (Бюйтензорг, декабрь 1875 г.)
Из письма другу А. А. Мещерскому (Тихий океан, март 1876 г.)
Секретарю Русского географического общества (Тихий океан, шхуна «Sea Bird», май 1876 г.)
Из письма ему же (3 июля 1876 г. Конфиденциально)
Из дневника второго путешествия на Берег Маклая (1876 1877 гг.)
Из письма А. А. Мещерскому (сентябрь, мыс Бугарлом, ноябрь 1877 г., около о-ва Агомес)
Из статьи о втором пребывании на Берегу Маклая (1877 г.)
Из сообщения о путешествиях, сделанного в Русском географическом обществе в 1882 г.
Из письма вице-председателю Русского географического общества П. П. Семенову (Сингапур, январь 1878 г.)
Из письма другу Ф. Р. Остен-Сакену (Сингапур, апрель 1878 г.)
Из письма сестре Ольге (Сидней, август 1878 г.)
Из письма сэру Артуру Гордону, британскому верховному комиссару в западной части Тихого океана (Сидней, январь 1879 г.)
Из письма П. П. Семенову (Сидней, 13 февраля 1879 г.)
Из дневника путешествия на острова Меланезии в 1879 г.
Из письма великому князю Николаю Михайловичу (Сидней, июнь 1881 г.)
Из письма брату Михаилу (на пути в Россию, фрегат «Герцог Эдинбургский», апрель 1882 г.)
Из письма ему же (крейсер «Азия», Александрия, июнь 1882 г.)
Из письма вице-председателю Русского географического общества П. П. Семенову (крейсер «Азия», Александрия, июль 1882 г.)
Из письма Ф. Р. Остен-Сакену (конфиденциально, крейсер «Азия», Александрия, июль 1882 г.)
Из письма ему же (броненосный корабль «Пeтp Великий». Шербург. 15/27 августа 1882 г.)
Из интервью корреспонденту газеты «Новости и Биржевая газета» (С.-Петербург, сентябрь 1882 г.)
Из выступления в Географическом обществе (I октября 1882 г.)
Из выступления там же 8 октября
Третье посещение Берега Маклая (1883 г.)
Из письма лорду Дерби, статс-секретарю колоний (Сидней, октябрь 1883 г.)
Телеграмма гофмаршалу, князю В. С. Оболенскому (Сидней, ноябрь 1883 г.)
Из письма брату Михаилу (Сидней, ноябрь 1883 г.)
Из письма адмиралу Вильсону (Австралия, март 1884 г.)
Из письма английскому знакомому Масгребу (Австралия, март 1884 г.)
Телеграмма канцлеру Бисмарку (Мельбурн, январь 1885 г.)
Из письма министру иностранных дел России Н. К. Гирсу (Мельбурн, январь 1885 г.)
Из письма императору Александру III (С.-Петербург, июль 1886 г.)
Из письма министру иностранных дел Н. К. Гирсу (С.-Петербург, август 1886 г.)
Письмо в редакцию петербургских газет (С.-Петербург, февраль 1887 г.)
Из письма брату Сергею (С.-Петербург, март 1887 г.)
Из письма Наталии Александровне Герцен (?). (По пути в Австралию, пароход «Неккар», апрель — май 1887 г.)
Из письма неизвестному лицу (май 1887 г.)
Из письма брату Михаилу (С.-Петербург, сентябрь 1887 г.)
Из письма ему же (январь, 1888 г.)
Профессору-антропологу А. П. Богданову (С.-Петербург, клиника Вилие, 15 марта 1888 г.)
Послесловие. Б. Н. Путилов
Аннотация редакции: В книге помещены путевые дневники, статьи и
письма великого русского путешественника, ученого-гуманиста
Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Центральное место занимают
его рассказы о пребывании на Берегу Маклая, о взаимоотношениях с
папуасами, о торжестве дружбы, человечности, взаимопонимания. В
книге раскрываются нравственный облик русского ученого-демократа
и его жизненные принципы, предстает трудный, исполненный
драматизма жизненный путь.
Многоуважаемый Николай Николаевич!
Очень благодарен за присылку ваших брошюр. Я с радостью их прочел и нашел в них кое-что из того, что меня интересует. Интересует — не интересует, а умиляет и приводит в восхищение в вашей деятельности то, что, сколько мне известно, вы первый несомненно опытом доказали, что человек везде человек, т. е. доброе общительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и истиной, а не пушками и водкой. И вы доказали это подвигом истинного мужества, которое так редко встречается в нашем обществе, что люди нашего общества даже его и не понимают. Мне ваше дело представляется так: люди жили так долго под обманом насилия, что наивно убедились в том, и насилующие и насилуемые, что это-то уродливое отношение людей, не только между людоедами и нехристианами, но и между христианами, и есть самое нормальное. И вдруг один человек, под предлогом научных исследований (пожалуйста, простите меня за откровенное выражение моих убеждений), является один среди самых страшных диких, вооруженный вместо пуль и штыков одним разумом, и доказывает, что все то безобразное насилие, которым живет наш мир, есть только старый отживший humbug (т. е. вздор. — Б. П.), от которого давно пора освободиться людям, хотящим жить разумно. Вот это-то меня в вашей деятельности трогает и восхищает, и поэтому-то я особенно желаю вас видеть и войти в общение с вами. Мне хочется вам сказать следующее: если ваши коллекции очень важны, важнее всего, что собрано до сих пор во всем мире, то и в этом случае все коллекции ваши и все наблюдения научные ничто в сравнении с тем наблюдением о свойствах человека, которые вы сделали, поселившись среди диких и войдя в общение с ними и воздействуя на них одним разумом, и поэтому, ради всего святого, изложите с величайшей подробностью и свойственной вам строгой правдивостью все ваши отношения человека с человеком, в которые вы вступили там с людьми. Не знаю, какой вклад в науку, ту, которой вы служите, составят ваши коллекции и открытия, но ваш опыт общения с дикими составит эпоху в той науке, которой я служу, — в науке о том, как жить людям друг с другом. Напишите эту историю, и вы сослужите большую и хорошую службу человечеству. На вашем месте я бы описал подробно все свои похождения, отстранив все, кроме отношений с людьми. Не взыщите за нескладность письма. Я болен и пишу лежа, с неперестающей болью. Пишите мне и не возражайте на мои нападки на научные наблюдения. Я беру эти слова назад, а отвечайте на существенное. А если заедете, хорошо было бы.
Источник