Меню

Когда взошло солнце сошлись противники

Когда взошло солнце сошлись противники

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «Убит же был Шевкал. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушёл во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове».

Б) «Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. . Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью. . И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его. ».

1) Речь идет о событии, произошедшем в 1242 г.

2) Данный документ повествует о первом масштабном восстании против монголо-татарского ига.

3) После данного события русские князья перестали платить дань Золотой Орде.

4) Описываемые события относятся к XIV в.

5) Данное событие произошло в эпоху Владимира Мономаха.

6) Герой описываемых событий был канонизирован Русской православной церковью в лике чудотворцев при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Источник

Когда взошло солнце сошлись противники

ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра

Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына Божия.

Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Но как сказал Приточник [*]: «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, помолившись святой Богородице и уповая на помощь святого князя Александра.

Сей князь Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава, и от матери Феодосии [*]. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит господь: «Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду»». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его.

И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его-как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного» [*]. Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.

Как-то один из именитых мужей Западной страны [*], из тех, кто называют себя слугами Божьими [*], пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская [*], желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш [*], повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей».

Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли [*] подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пылая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидевших меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

Читайте также:  Какого внутреннее строение солнца ядро кора

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон [*], он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо»» [*]. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.

Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав не знал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую к святым мученикам Борису и Глебу.

И был один муж, старейшина земли Ижорской [*], именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад [*], плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис:

«Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.

Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому».

После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.

Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.

Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек [*] и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем, преследуемые им. Тогда схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй, по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый-из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши падение шатра, возрадовались.

Шестой-из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.

Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от иных, участвовавших в то время в этой битве.

Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и, встав утром, нашли только мертвые трупы [*]. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего творца.

Источник

«Солнце земли Суздальской»

Александр Невский – одна из самых противоречивых фигур в российской истории. Исторические источники не дают однозначной оценки, но рисуют яркий образ князя.

Читайте также:  Как солнце уничтожит нашу планету

У главного текста, который рассказывает о жизни Александра Невского, так и не появилось устойчивого названия — его называют то «житием», то «словом», то «повестью о житии». Как бы то ни было, речь идёт о «Житии Александра Невского», авторство которого часто приписывают сыну князя и митрополиту Кириллу. По оценкам историков, написано житие было примерно в 80-х годах XIII века.

«И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую», — так описывается в тексте внешность юного Александра. Родился будущий князь в Переславле-Залесском в 1220 году. Могущество его отца, который впоследствии будет княжить в Киеве и во Владимире, обеспечило Александру блестящие перспективы. К тому же ещё в детстве умер брат Алекандра, поэтому последний стал старшим наследником своего отца. С 1236 года он начал действовать самостоятельно: отец, уехавший в Киев, посадил его княжить в Великом Новгороде.

Войско хана Батыя в своём нашествии чуть-чуть не добралось до Великого Новгорода, но такого же подарка нельзя было ждать от шведского правителя Ульфа Фаси. В «житии», кстати, он назван максимально неопределенно — «король страны Римской из Полуночной земли». Его войско численностью примерно в пять тысяч человек подошло к устью реки Ижоры. Там произошла та самая Невская битва — князь Александр, получивший за неё впоследствии своё прозвище, пришел туда со своей конной дружиной и немногочисленными пешими воинами. Многие новгородцы, согласно «житию», не успели присоединиться к походу, потому что князь собирал его в большой спешке.

«Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего», — говорится в «житии». На самом деле сражение было далеко не самым крупным даже для того времени (к примеру, в войске князя Александра погибло всего несколько десятков человек), однако навсегда сохранилось в народной памяти. Известный российский историк Сергей Соловьев объяснял это так: «Зная, какой характер носила эта борьба, с каким намерением приходили шведы, мы поймем то религиозное значение, которое имела Невская победа для Новгорода и остальной Руси». «Победу на Неве рассматривали как торжество православия над католичеством; она послужила первым поводом к тому, чтобы причислить князя Александра, доброго страдальца за Русскую землю, к лику святых», — соглашается с этой мыслью не менее известный историк Сергей Платонов. Впрочем, не все согласны с такой трактовкой столкновения. В частности, литературный критик Виссарион Беклинский пишет: «Словом битва такую мелкую стычку никто не величает. С обеих сторон в той драке приняло участие не более 300 человек. И Александр в той стычке не победил с тем блеском, как нам сказывали».

Ещё больше, чем сражении у Невы, князя Александра прославило Ледовое побоище. Немецкие рыцари из ливонских крепостей начали наступление по другому направлению — приближались к Великому Новгороду со стороны уже покоренной псковской земли. Сражение произошло в 1242 году в неширококй протоке между Псковским и Чудским озерами.

«Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью», — так описывается побоище в «житии». Впрочем, историк Лев Гумилев при этом отмечает, что на самом деле количество рыцарей (русские называли их «божьими дворянами») было небольшим — всего пару десятков, зато их поддерживали пешие наемники. Историк Игорь Данилевский также считает, что значимость Ледового побоища сильно преувеличена. Он подчеркивает, что «описание Невской битвы занимает в Новгородской I летописи в полтора раза больше места, чем описание Ледового побоища».

Перед Александром Невским стоял выбор: он мог искать союзников в Европе или в Азии. Его решение в «житии» описывается так: «Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился. Почтив же его достойно, он отпустил Александра». В тексте также говорится и о том, что римских послов князь «отправил восвояси», отказавшись принимать их учение.

Александр Невский умер в 1262 году во время поездки к ордынскому хану. Перед этим он успел принять монашеский постриг под именем Алексея. Митрополит Кирилл возвестил о смерти князя такими словами: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской».

Источник

Что говорит про Ледовое побоище древняя рукопись? Александр Невский «громит» ливонцев!

Битва на Чудском озере — славная победа в истории Руси! Сражение освещается во многих средневековых источниках. Описывается битва и в «Житие Александра Невского». Давайте ознакомимся с тем, что говорит про Ледовое побоище эта старинная рукопись? Итак, начнем!

Читайте также:  Меркурий солнце луна астрология

Пару слов про Ледовое побоище

Перед тем, как привести фрагмент, посвященных битве на Чудском озере, давайте скажу пару слов о самом сражении. Ледовое побоище произошло весной 1242 года. В сражении сошлось войско Александра Невского, представленное двумя княжескими дружинами, новгородским городовым полком, и силы Ливонского ордена, состоящие из рыцарей, их вооруженных слуг, и отрядов эстов.

Сложно сказать, каким количеством воинов располагали противники. Советская историография говорит про 15000-17000 человек у Александра Невского, и 10000-12000 воинов у его врагов. Но отнюдь не факт, что такая оценка правильная. В частности, российский историк К.А. Жуков, отмечает, что общие силы противоборствующих сторон, вряд ли превышали 1500-2000 человек.

Потери сторон также существенно разнятся. В «Старшей Ливонской рифмованной хронике» говорится про гибель 20, и пленении 6 рыцарей. В «Хронике Тевтонского ордена» упоминается, что погибло 70 рыцарей. «Новгородская первая летопись» говорит, что ливонские силы потеряли 400 воинов погибшими, и 50 взятыми в плен. Потери эстов ни кем не учитывались. Привожу отрывок из Новгородской летописи:

«И паде Чюди бещисла, а Нѣмець 500, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ».

Победа в битве на Чудском озере, имела для Новгорода огромное значение. Ливонский орден был вынужден заключить мир, продлившийся 10 лет, отказаться от части захваченных земель, вернуть всех пленных.

Александр Невский, благодаря своим победам над западными врагами Руси, стал восприниматься потомками, как «защитник русских земель и православной веры», от посягательств коварных католиков.

Ну что же, давайте приведу фрагмент из «Жития Александра Невского», посвященного Ледовому побоищу. Кстати, приводится современный перевод. Для желающих «поломать язык» оригиналом, выложу его в комментариях к статье.

Фрагмент из «Жития Александра Невского»

«Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких.

Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка».

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.

А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона.

А того, кто сказал: «Захватим Александра», — отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями».

И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще песнь: «Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием крестным освободить город Псков от иноязычников рукою Александровою».

И сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского».

И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима».

Именно так описывается битва на Чудском озере в «Житие Александра Невского». Существуют и другие описания, с которыми можно ознакомиться, найдя их в интернете или библиотеке. Уважаемые подписчики нашего канала, а как считаете Вы, какое количество воинов, сошлись в битве на Чудском озере? Пишите свое мнение в комментариях.

Источник

Adblock
detector