Меню

Когда выглянуло солнце море перестало

ЕГЭ: задание 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Скачать:

Вложение Размер
ege._zadanie_16.pptx 562.16 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЕГЭ НА 10 0 БАЛЛов! СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Задание 16

Задание 16 Пунктуация Пунктуация в простом и сложном предложениях (ССП с союзом И; однородные члены предложения с союзом И)

Формулировка задания: Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1 ) Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы? 2) Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения. 3) Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле. 4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов. 5) В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.

Что требуется от выпускников? знание темы «Пунктуация в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами».

Что следует знать для правильного выполнения задания? 1.Пунктуация в ССП, части которого соединяет сочинительный союз И 2. Пунктуация в ССП с общим второстепенным членом. 3. Пунктуация в простом предложении с однородными членами.

Алгоритм выполнения задания 16. 1.Выделите грамматические основы в предложении. 2.Отличайте ПП с однородными членами от ССП:

Если в предложении есть однородные сказуемые, то названное ими действие производит ОДНО лицо; Если предложение ССП, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.

Алгоритм выполнения задания 16. 3. Определите, нужна ли запятая перед союзом И : Нужна , если предложение ССП; Не нужна , если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И

Человек рождается и оставляет по себе память. Нет ничего более неприятного в облике и поведении человека, чем важность или шумливость.

Запятая перед союзом И в сложном предложении не ставится:

Если простые предложения в составе сложного имеют общий второстепенные член. На ветвях уже зеленели листочки и пели соловьи.

2. Если простые предложения в составе сложного имеют общее придаточное предложение. Когда выглянуло солнце, море перестало штормить и все побежали купаться.

3. Если простые предложения в составе сложного имеют общее вводное слово. Когда выглянуло солнце, море перестало штормить и все побежали купаться.

4. Если в состав ССП входят назывные предложения. Чтение классиков и обучение грамоте .

5. Если в состав ССП входят побудительные предложения. Забудьте об обидах и будьте умны!

6.Если в состав ССП входят вопросительные предложения Когда придёт поезд и где мы встретимся ?

7.Если в состав ССП входят восклицательные предложения Искусство идёт от человека к человеку и оно служит единению душ !

8. Если в состав ССП входят два безличных предложения, имеющие синонимичные слова в составе сказуемого : Нужно быть добрее своих принципов и надо быть умнее своих теорий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный ресурс представляет собой тренировочные упражнения на тему «Пунктуация в предложении с однородными членами и в сложносочинённом».(Подготовка к ЕГЭ, выполнение задания А-19. Даны ответы к задан.

-закрепить знания учеников об однородных членах предложения, умения ставить знаки препинания и объяснять их постановку, умение узнавать пунктуационные правила в тексте;-акцентировать внимание на.

Конспект урока повторения «Постановка запятой в предложениях с однородными членами и в сложносочинённом предложении. Повторение.10-11 класс.» содержит теоретический и практический материал.

Тесты предназначены для использования на уроках русского языка в 9 классе и при подготовке обучающихся 11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Источник

А20 пунктуация

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ЕГЭ НА 100 БАЛЛов!СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯА 20 А 20ПунктуацияПунктуация в простом и сложном предложениях (ССП с союзом И; однородные члены предложения с союзом И) Формулировка задания:Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении? Горел яркий костёр и дорогу заносило дымом. Что требуется от выпускников? знание темы «Пунктуация в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами».
Что следует знать для правильного выполнения задания?1.Пунктуация в ССП, части которого соединяет сочинительный союз И2. Пунктуация в ССП с общим второстепенным членом.3. Пунктуация в простом предложении с однородными членами.

Алгоритм выполнения задания А20.1.Выделите грамматические основы в предложении.2.Отличайте ПП с однородными членами от ССП:
Если в предложении есть однородные сказуемые, то названное ими действие производит ОДНО лицо; Если предложение ССП, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.
Алгоритм выполнения задания А20.3. Определите, нужна ли запятая перед союзом И:Нужна, если предложение ССП;Не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И

Человек рождается и оставляет по себе память.Нет ничего более неприятного в облике и поведении человека, чем важность или шумливость. Примечание. Запятая перед союзом И в сложном предложении не ставится: Если простые предложения в составе сложного имеют общий второстепенные член. На ветвях уже зеленели листочки и пели соловьи.
2. Если простые предложения в составе сложного имеют общее придаточное предложение. Когда выглянуло солнце, море перестало штормить и все побежали купаться.
3. Если простые предложения в составе сложного имеют общее вводное слово. Когда выглянуло солнце, море перестало штормить и все побежали купаться.
4. Если в состав ССП входят назывные предложения. Чтение классиков и обучение грамоте.
5. Если в состав ССП входят побудительные предложения. Забудьте об обидах и будьте умны!
6.Если в состав ССП входят вопросительные предложения Когда придёт поезд и где мы встретимся?
7.Если в состав ССП входят восклицательные предложения Искусство идёт от человека к человеку и оно служит единению душ!
8. Если в состав ССП входят два безличных предложения, имеющие синонимичные слова в составе сказуемого: Нужно быть добрее своих принципов и надо быть умнее своих теорий.

  • a20_punktuaciya_
    Размер файла: 623 kB Загрузок: 3

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Чехов Антон Павлович

Книга «Степь»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • .
  • 28
  • 29
  • »
  • Перейти

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается. Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля -всJ, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски.

Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всJ одно и то же небо, равнину, холмы. Музыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь еще более однообразной.

Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница.

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и -опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.

Но вот, слава богу, навстречу едет воз со снопами. На самом верху лежит девка. Сонная, изморенная зноем, поднимает она голову и глядит на встречных. Дениска зазевался на нее, гнедые протягивают морды к снопам, бричка, взвизгнув, целуется с возом, и колючие колосья, как веником, проезжают по цилиндру о. Христофора.

— На людей едешь, пухлая! — кричит Дениска. — Ишь, рожу-то раскорячило, словно шмель укусил!

Девка сонно улыбается и, пошевелив губами, опять ложится. А вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь — бог его знает. От его стройной фигуры и зеленой одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное — всю жизнь один, один. За тополем ярко-желтым ковром, от верхушки холма до самой дороги, тянутся полосы пшеницы. На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу еще только косят. Шесть косарей стоят рядом и взмахивают косами, а косы весело сверкают и в такт, все вместе издают звук: «Вжжи, вжжи!» По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам косарей, по блеску кос видно, что зной жжет и душит. Черная собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке, вероятно с намерением залаять, но останавливается на полдороге и равнодушно глядит на Дениску, грозящего ей кнутом: жарко лаять! Одна баба поднимается и, взявшись обеими руками за измученную спину, провожает глазами кумачовую рубаху Егорушки. Красный ли цвет ей понравился, или вспомнила она про своих детей, только долго стоит она неподвижно и смотрит вслед.

Но вот промелькнула и пшеница. Опять тянется выжженная равнина, загорелые холмы, знойное небо, опять носится над землею коршун. Вдали по-прежнему машет крыльями мельница и всJ еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. Надоело глядеть на нее и кажется, что до нее никогда не доедешь, что она бежит от брички.

О. Христофор и Кузьмичов молчали. Дениска стегал по гнедым и покрикивал, а Егорушка уж не плакал, а равнодушно глядел по сторонам. Зной и степная скука утомили его. Ему казалось, что он давно уже едет и подпрыгивает, что солнце давно уже печет ему в спину. Не проехали еще и десяти верст, а он уже думал: «Пора бы отдохнуть!» С лица дяди мало-помалу сошло благодушие и осталась одна только деловая сухость, а бритому, тощему лицу, в особенности когда оно в очках, когда нос и виски покрыты пылью, эта сухость придает неумолимое, инквизиторское выражение. Отец же Христофор не переставал удивленно глядеть на мир божий и улыбаться. Молча, он думал о чем-то хорошем и веселом, и добрая, благодушная улыбка застыла на его лице. Казалось, что и хорошая, веселая мысль застыла в его мозгу от жары.

— А что, Дениска, догоним нынче обозы? -спросил Кузьмичов.

Дениска поглядел на небо, приподнялся, стегнул по лошадям и потом уже ответил:

— К ночи, бог даст, догоним.

Послышался собачий лай. Штук шесть громадных степных овчарок вдруг, выскочив точно из засады, с свирепым воющим лаем бросились навстречу бричке. Все они, необыкновенно злые, с мохнатыми паучьими мордами и с красными от злобы глазами, окружили бричку и, ревниво толкая друг друга, подняли хриплый рев. Они ненавидели страстно и, кажется, готовы были изорвать в клочья и лошадей, и бричку, и людей. Дениска, любивший дразнить и стегать, обрадовался случаю и, придав своему лицу злорадное выражение, перегнулся и хлестнул кнутом по овчарке. Псы пуще захрипели, лошади понесли; и Егорушка, еле державшийся на передке, глядя на глаза и зубы собак, понимал, что, свались он, его моментально разнесут в клочья, но страха не чувствовал, а глядел так же злорадно, как Дениска, и жалел, что у него в руках нет кнута.

Источник

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА

Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ? .

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Бесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Результаты ЕГЭ

Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! .

Разбор заданий А26 ЕГЭ по русскому языку. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью

Разбор задания типа А26 (Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью) ЕГЭ по русскому языку с пояснением выбора правильного ответа

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят ее из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от ее бирюзового свечения.

1) Сразу убираем третий вариант ответа: мы уже знаем, что обязательно должна быть запятая перед ТО, а там стоит цифра (3), которой нет в этом варианте.

2) Если есть ТО, следовательно, между союзами И и КОГДА запятую не ставим; убираем первый и третий варианты, остается 4-й. Ответ: 1 и 3. Проверим его:

запятая ставится на месте цифры 1: это сложное предложение (грамматические основы земля прекрасна и космонавты видят);

запятая ставится на месте цифры 3, т.к. невозможно перестроить предложение без искажения смысла, переставив придаточное.

Мы верно решили это задание.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ночью море грозно шумело (1) и (2) когда утром рассеялся туман (3) и выглянуло солнце (4) то все увидели берег (5) заваленный водорослями и каким-то мелким мусором.

Вы уже видите, что точно нужно поставить запятые на месте цифр 1 и 4; смотрим ответы: у нас в 3-ем варианте эти цифры есть. Проверяем последнюю цифру 5: да, там ставится запятая, обособляющая причастный оборот.

Правильный ответ—3.

Но, возразите вы, почему не второй вариант ответа? Ведь союз И (3) соединяет два простых предложения (рассеялся туман И выглянуло солнце)!

Если вы будете так рассуждать, то попадете в ловушку!

Найдите главное предложение, от которого вы зададите вопросы к придаточному когда утром рассеялся туман. Верно, это предложение все увидели берег. Зададим от него вопрос: увидели берег (когда?) когда утром рассеялся туман; и еще когда? когда выглянуло солнце. Вы видите, что это однородные придаточные (просто во втором опущен союз когда), а между ними запятая не ставится. (Подробнее об этом см. в анализе задания В6).

Вот аналогичное задание, решите его самостоятельно.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Геологи трудились день и ночь (1) и (2) когда они выбрались из’ таежных дебрей (3) и долгожданные карты новых месторождений легли на стол разработчиков (4) то только тогда впервые начальник партии заговорил об отпуске.

Нашли правильный ответ? И какой? 4-й? Правильно!

Вот еще один непростой вариант.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Толпа расступилась (1) и (2) прежде чем заиграла музыка (3) Устинья вышла в круг (4) и сельчане невольно залюбовались ее танцем.

Скажите, какой вариант ответа правильный? 1-й? Увы, вы ошиблись.

Давайте вместе разберемся с этим предложением. На месте цифр 1, 2, 3 мы поставим запятые, так как у нас нет после придаточного ТО, НО или ТАК, и этими цифрами разделены три простых предложения. А на месте цифры 4 запятая не ставится вот по какой причине:

есть общее придаточное предложение:

. прежде чем заиграла музыка, Устинья вышла в круг и сельчане невольно залюбовались ее танцем.

(Устинья вышла в круг (когда?) и сельчане невольно залюбовались ее танцем (когд а?), прежде чем заиграла музыка.)

Источник

Читайте также:  Зачем нужен крем от солнца
Adblock
detector