«Утомленные солнцем» получили приз Американской киноакадемии
Последний фильм Никиты Михалкова уже собрал изрядную коллекцию престижных призов, и, надо полагать, премия Американской киноакадемии не станет последней в этом списке. По мнению наблюдателей, Михалков и его детище — среди главных фаворитов на декабрьское награждение «Никой», главной премией уже нашей киноакадемии.
Лучшим фильмом года, как и ожидалось, стал «Форрест Гамп» Роберта Земекиса, удостоенный шести «Оскаров», в том числе за лучшую режиссуру и лучшее исполнение мужской роли первого плана (Том Хэнкс). Лучшей актрисой названа Джессика Ланж (фильм «Голубое небо»). Фильм Квентина Тарантино «Бульварное чтиво», подвинувший «Утомленных солнцем» на прошлогоднем Каннском фестивале, не получил «главных» «Оскаров», что, наверное, также приятно Никите Сергеевичу.
Напоминаем, что лично насладиться церемонией вручения «Оскаров» вы сможете 2 апреля, включив Российский телеканал в 20.35.
С «Оскаром» в руке
— За спиной создателей прежних наших лауреатов «Оскара» — фильмов «Дерсу Узала», «Война и мир», «Москва слезам не верит» стояла вся мощь советского государства, обеспечивавшего их работу, — комментировал новый русский «оскароносец». — Подчеркиваю, не кинематографа, а именно государства, СССР. А за нашей — посильная, но слабенькая поддержка Роскино. А так — все сами.
Фильм, по словам Михалкова, делался не просто на энтузиазме, но на героизме. Помните продолжительные эпизоды на веранде в жаркий июльский день? Так вот, во время съемки за ее стеклами было минус шесть. Десятки тысяч зеленых листьев пришлось подвязывать к веткам облетавших по осени деревьев для создания летнего антуража. Актеры, изображавшие нежащихся на пляже людей, полоскали рты холодной водой, чтобы пар не шел при разговоре.
— После Канн, где нашей картине предпочли «Бульварное чтиво», вы публично зареклись представлять свои фильмы на фестивали, на суд каких-то случайных, по вашему мнению, людей. И вдруг доверились американской киноакадемии. Это что, эмоциональный порыв?
— Зарок касался только Каннского фестиваля, где в последнее время сложилась какая-то нездоровая, на мой взгляд, обстановка, — поясняет Михалков.
Обстановка в США и в Американской киноакадемии ему, судя по всему, нравится больше. Ну, понятно, «Оскар», очереди в кинотеатрах на «Утомленных. » С удовольствием рассказывает о том, что для просмотра его фильма членам киноакадемии пришлось надеть штаны, вылезти из бассейнов и отправиться в зал. Дело в том, что «Утомленные. » не были пересняты на кассеты и смотреть их в привычных для академиков условиях домашнего комфорта оказалось невозможным. А по условиям конкурса академик, не видевший хотя бы одного фильма из программы, ни за один не может голосовать. С умилением вспоминает об одном конгрессмене в тамошнем аэропорту, который просил позволить ему подержать позолоченную статуэтку и ахал, не веря своему счастью. Вот так, дескать, они ценят свои национальные призы. А при звуках национального гимна вытягиваются по стойке «смирно». И не какого-то страха ради, а исключительно по внутреннему убеждению. А мы, сетует Михалков, позволили уронить свое достоинство ниже некуда. И за державу обидно.
— Этот успех — событие для нашего национального кинематографа, — говорил Никита Сергеевич, — для всей российской культуры.
Его очень расстраивает и обескураживает, что высшие эшелоны российской власти остались равнодушными к столь громкому триумфу родного фильма.
— Ну, ладно, денег у вас на культуру нет, — произносит он с грустной иронией. — Но хоть улыбнитесь, что ли, слово доброе скажите. Это же успех страны, которой вы руководите. А вообще-то, сегодня сделать в России хороший фильм столь катастрофически трудно, так велики психологические, нервные и прочие затраты, что они никакими призами не окупаются. Зная это, просто грешно сидеть в комфортабельном номере и ожидать, как там у них ляжет карта, достанется тебе приз или нет. К тому же, — задумчиво итожит он свою мысль, — с возрастом количество и даже качество призов и премий, видимо, теряет свой изначальный смысл.
Что же касается загадки о победах и поражениях, то это, конечно, об интригах внутри нашей кинематографической тусовки. Кто-то очень не хотел успеха маэстро в Каннах. Кому-то и его «Оскар» — нож острый.
Итак, заветная позолоченная статуэтка обрела теперь свое постоянное место — в рабочем кабинете Никиты Михалкова. Там, где рождаются и зреют замыслы, отливающиеся впоследствии в кинокадры. Близится к завершению работа над фильмом «Вспоминая Чехова». Готов сценарий «Грибоедова». Витает в мечтах «Дмитрий Донской». Трудно сегодня делать кино. Но все-таки — можно.
— Можно, — убежден Михалков. — Только надо полностью сосредоточиться на деле. И помнить назидание Льва Толстого: делай то, что должно, и пусть будет что будет.
Источник
Наши «Оскары»
С тарейшая в истории мира кинопремия «Оскар» была впервые вручена в 1929 году. Первым лауреатом стал американский режиссер — уроженец Российской империи Льюис Майлстоун. Советским, а затем и российским кинематографистам за восемь десятилетий существования премии статуэтка доставалась шесть раз. Вспоминаем «оскароносные» отечественные картины с Натальей Летниковой.
«Разгром немецких войск под Москвой»
Первое признание коллег со всего мира получили советские кинодокументалисты. Было это в 1943 году: «Оскар» присудили документальному фильму «Разгром немецких войск под Москвой». В ноябре 41-го по указу Сталина 15 фронтовых операторов начали снимать хронику о боях за советскую столицу. Подвальный этаж студии превратился в казарму, где жила съемочная группа во главе с режиссерами Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным. 23 февраля 1942 года фильм вышел на экраны, а год спустя картина получила «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». Сегодня это в первую очередь бесценный исторический документ Великой Отечественной войны.
«Война и мир»
Киноэпопея — одна из самых высокобюджетных картин в истории мирового кинематографа ХХ столетия. Режиссер Сергей Бондарчук работал над фильмом шесть лет. Масштабные батальные сцены требовали новаторского подхода: Бородинское сражение снималось камерой, укрепленной на 120-метровой канатной дороге. Для создания атмосферы первого бала Наташи Ростовой оператор Анатолий Петрицкий встал с камерой на ролики. Картина имела оглушительный успех, но режиссер на вручение «Оскара» не приехал: работал над новым фильмом. Статуэтку за «Лучший иностранный фильм на иностранном языке» получала Людмила Савельева.
«Дерсу Узала»
Советско-японская экранизация произведений ученого, исследователя Дальнего Востока и писателя Владимира Арсеньева. Интернациональной съемочной группе приходилось непросто из-за языкового барьера и разницы культур. Педантичный режиссер Акира Куросава мог заставить переделывать бутафорскую избушку из-за перекосившихся бревен или «для картинки» развешивать на деревьях опавшие за ночь листья. Для Куросавы это был первый фильм на иностранном языке, и «Оскар» 1976 года картина получила именно в такой номинации. Своими призами работу отметили кинематографисты Финляндии, Италии, Испании, Франции, Перу.
«Москва слезам не верит»
В 1980 году историю завоевания столицы Катериной Тихомировой и ее подругами посмотрели почти 90 миллионов зрителей. Фильм стал лидером проката, хотя от съемок режиссер Владимир Меньшов поначалу хотел отказаться. Поворотным стал звук будильника, что разделил жизнь главной героини на две половины, а картину — на две серии. Ход в сюжетной линии и стал для Меньшова главным фактором начать съемки. За «Оскаром» режиссер не ездил. Более того, узнал о присуждении престижной награды из программы «Время». Свою статуэтку за «Лучший фильм на иностранном языке» Меньшов получил лишь в 1999 году.
«Утомленные солнцем»
Российско-французская ретродрама. История отдельно взятой семьи на фоне дачного пейзажа и исторических потрясений. Сценарист, режиссер, исполнитель главной роли — Никита Михалков. Исполнительница главной женской роли — Ингеборга Дапкунайте. Актриса, узнав о съемках картины, сама предложила себя на роль Маруси. Фильм о событиях 1936 года под звуки ностальгического танго настолько поразил британского драматурга Питера Флэннери, что он написал одноименную пьесу для лондонского Королевского национального театра. Картина была удостоена Большого приза жюри Каннского фестиваля в 1994 году, а год спустя — и «Оскара» как лучший иностранный фильм.
«Старик и море»
Анимационный фильм по повести Эрнеста Хемингуэя. На создание картины у сценариста и режиссера Александра Петрова ушло два года. Трудоемкая техника «живописи по стеклу» была придумана в Канаде. Именно там и создавался фильм в содружестве с оператором Сергеем Решетниковым. «Старик и море» — третья попытка Александра Петрова получить «Оскар». Художник уже представлял на суд Американской киноакадемии свои картины — «Корова» и «Русалка», и с третьей попытки аниматору все же удалось обойти конкурентов из Канады, Великобритании, Норвегии и Нидерландов, получив статуэтку в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм».
Источник
Утомлённые солнцем (фильм)
Утомлённые солнцем | |
Жанр | |
---|---|
«Утомлённые солнцем» — совместный российско-французский фильм 1994 года, награждённый премией Американской академии киноискусства «Оскар» за лучший иностранный фильм и Большим призом жюри 47-го Каннского фестиваля (Франция).
Содержание
Сюжет
Действие фильма начинается летом 1936 года — как раз незадолго до начала сталинских репрессий конца 30-х годов в СССР. Полковник Сергей Котов (Никита Михалков) — легендарный комдив, истинный коммунист, отмеченный наградами герой Гражданской войны и любимец самого товарища Сталина живёт в своё удовольствие на даче, которая расположена в сельской местности. Вместе с ним живёт его жена Маруся (Ингеборга Дапкунайте), их маленькая дочь Надя и родственники Маруси — большая и эксцентричная семья, состоящая из бывших дворян, сохранивших, впрочем, причудливые замашки знатных людей.
В их спокойную и наполненную идиллией сельскую жизнь вмешивается Митя (Олег Меньшиков) — бывший дворянин, который незадолго до своего внезапного исчезновения приходился женихом Маруси. Его с радостью приняли, и представили маленькой Наде как «Дядя Митя». Однако, вскоре становится очевидным, что, несмотря на свою юмористичную и дружелюбную натуру Митя явился сюда с тайными намерениями: теперь он работает на Тайную полицию, или НКВД, и прибыл сюда, чтобы арестовать полковника Котова по ложным обвинениям — как шпиона немецкого и японского правительств.
В каком-то смысле можно сказать, что Митя мстит Котову за то, что тот когда-то насильственно призвав Митю в ряды НКВД, разлучил его с Марусей. Митю тогда послали в Париж и приказали шпионить за Белыми российскими эмигрантами. После этого Митя возненавидел Котова и теперь обвиняет его в том, что тот лишил его Маруси и его собственной веры в Бога. Котов меж тем считает Митю «политической проституткой», которую в любой момент может «купить и продать» своё же советское государство. Он уверен, что намерения Мити арестовать его являются не чем иным как проявлением личной мести. Однако прилюдно Котов и Митя продолжают поддерживать иллюзию своей дружбы.
Упомянув о своей огромной популярности и тесной связи со Сталиным, Котов с возмущением заявляет Мити, что режим никогда не посмеет тронуть его. Тем не менее, в конце фильма на дачу прибывает чёрный автомобиль, заполненный агентами НКВД, чтобы арестовать Котова. Но и тогда иллюзия дружбы продолжает оставаться, и Наде даже разрешают проехаться в автомобиле часть пути. Не понимая, что происходит, Надя прощается со своим отцом и идёт домой. Тем временем Котов спокоен и холоден: гордость офицера продолжают оставаться в нём непоколебимыми.
Уверенный в том, что лишь один его звонок Сталину мог бы разом покончить с ними, Котов, насмехаясь, говорит о том, что на их карьере скоро может быть поставлен крест. Но, как только Котов попытался покинуть автомобиль, агенты НКВД стали избивать его до полусмерти и вязать ему руки. В ужасе Котов понимает откуда, должно быть, исходит решение арестовать его. Вера в систему пошатнулась, и окровавленный Котов безутешно
плачет. Митя, который вероятно видел, как это происходило с другими, оставался непреклонным. Автомобиль продолжал свой путь, пока массивная
эмблема Сталина не скрыла его из виду.
Источник
Утомленные солнцем (фильм)
Утомлённые солнцем | |
Жанр | |
---|---|
«Утомлённые солнцем» — совместный российско-французский фильм 1994 года, награждённый премией Американской академии киноискусства «Оскар» за лучший иностранный фильм и Большим призом жюри 47-го Каннского фестиваля (Франция).
Содержание
Сюжет
Действие фильма начинается летом 1936 года — как раз незадолго до начала сталинских репрессий конца 30-х годов в СССР. Полковник Сергей Котов (Никита Михалков) — легендарный комдив, истинный коммунист, отмеченный наградами герой Гражданской войны и любимец самого товарища Сталина живёт в своё удовольствие на даче, которая расположена в сельской местности. Вместе с ним живёт его жена Маруся (Ингеборга Дапкунайте), их маленькая дочь Надя и родственники Маруси — большая и эксцентричная семья, состоящая из бывших дворян, сохранивших, впрочем, причудливые замашки знатных людей.
В их спокойную и наполненную идиллией сельскую жизнь вмешивается Митя (Олег Меньшиков) — бывший дворянин, который незадолго до своего внезапного исчезновения приходился женихом Маруси. Его с радостью приняли, и представили маленькой Наде как «Дядя Митя». Однако, вскоре становится очевидным, что, несмотря на свою юмористичную и дружелюбную натуру Митя явился сюда с тайными намерениями: теперь он работает на Тайную полицию, или НКВД, и прибыл сюда, чтобы арестовать полковника Котова по ложным обвинениям — как шпиона немецкого и японского правительств.
В каком-то смысле можно сказать, что Митя мстит Котову за то, что тот когда-то насильственно призвав Митю в ряды НКВД, разлучил его с Марусей. Митю тогда послали в Париж и приказали шпионить за Белыми российскими эмигрантами. После этого Митя возненавидел Котова и теперь обвиняет его в том, что тот лишил его Маруси и его собственной веры в Бога. Котов меж тем считает Митю «политической проституткой», которую в любой момент может «купить и продать» своё же советское государство. Он уверен, что намерения Мити арестовать его являются не чем иным как проявлением личной мести. Однако прилюдно Котов и Митя продолжают поддерживать иллюзию своей дружбы.
Упомянув о своей огромной популярности и тесной связи со Сталиным, Котов с возмущением заявляет Мити, что режим никогда не посмеет тронуть его. Тем не менее, в конце фильма на дачу прибывает чёрный автомобиль, заполненный агентами НКВД, чтобы арестовать Котова. Но и тогда иллюзия дружбы продолжает оставаться, и Наде даже разрешают проехаться в автомобиле часть пути. Не понимая, что происходит, Надя прощается со своим отцом и идёт домой. Тем временем Котов спокоен и холоден: гордость офицера продолжают оставаться в нём непоколебимыми.
Уверенный в том, что лишь один его звонок Сталину мог бы разом покончить с ними, Котов, насмехаясь, говорит о том, что на их карьере скоро может быть поставлен крест. Но, как только Котов попытался покинуть автомобиль, агенты НКВД стали избивать его до полусмерти и вязать ему руки. В ужасе Котов понимает откуда, должно быть, исходит решение арестовать его. Вера в систему пошатнулась, и окровавленный Котов безутешно
плачет. Митя, который вероятно видел, как это происходило с другими, оставался непреклонным. Автомобиль продолжал свой путь, пока массивная
эмблема Сталина не скрыла его из виду.
Источник