Меню

Когда сюда проникали лучи солнца

Тематическая контрольная работа (диктант + чтение молча)

Цели: совершенствование, систематизация и контроль знаний, умений и навыков по теме «Сложносочиненное предложение». оборудование: текст диктанта (2 варианта), текст для чтения молча. тип урока: контроль и коррекция знаний и умений. Ход урока I. Организационный этап II. Обобщение, систематизация и контроль знаний И умений учащихся 1.

Чтение учителем текста диктанта вариант ДаНКО Повел их Данко. Дружно все пошли за ним.

Трудный путь этот был. Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали могучей стеной. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. И стали они упрекать его в неумении управлять ими. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь.

— Что сделаю я для людей?— сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, и тьма разлетелась от света его. — Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. (154 слова) (По М.

Горькому) II вариант БЕРЕЗОВЫЙ ЗВОН Скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось, побелело. Только кудрявые кроны с повисшими сережками еще сохранили свой осенний коричневый цвет. Но вот стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев, одел их в белоснежный наряд, и лесная палитра приобрела кристальную яркость.

Ослепительной стала роща по утрам, на заре, когда сюда проникали лучи солнца,— она вся сверкала рубинами и алмазами. И, словно соблазненные зимней красотой березовой рощи, сюда заспешили стайки чернышей. Тяжелые птицы лазили по ветвям, встряхивали их и рушили с них хрустальную осыпь инея. Раскрываясь, береза будто тощала, худала, и птицы под лучами сами становились ее украшением. Зима еще только соткала свои наряды, она постарается в первую же порошу все подновить, чтобы открыться людям в новой красоте, создать сказочные хоромы.

Наступит, скажем, оттепель — с деревьев, медленно стекая, к концам побегов и веточек потянется влага. Она станет намерзать, стынуть, обледеневать. Вытянутся сосульки. а к вечеру или утру сосульки и леденцы придут в движение, и тогда по роще или по лесу зазвенят, будто малюсенькие колокольчики, раздастся мелодичный звон на разные голоса.

И покажется человеку, что он участвует в зимней сказке. Сходите в березовую рощу в гололед, и вы обязательно услышите этот хрустальный перезвон.

(204 слова) (По П. Панфилову) 2. Чтение молча (карточки с текстом разложены перед каждым учеником) ЯЗЫК ЖИВОТНЫХ Мы получаем информацию, наблюдая явления природы.

Но сама природа не ведет с нами беседы, не разговаривает с людьми. А животные? Разговаривают ли животные? И если да, то чем отличается их «язык» от языка людей? Что в них общего? Первобытный человек одушевлял всю природу: имели душу, чувствовали и говорили не только животные, растения, но и силы природы. В сказках, которые своеобразно отображают мышление человека, и солнце, и ветер, и любой цветок или мышонок могли стать действующими лицами и собеседниками человека.

Позже, в Средневековье, взгляды радикально изменились, и только за человеком оставлялось право быть «сосудом разума», владельцем языка и речи. Сегодня работами многих ученых неопровержимо доказано, что у животных также есть язык, правда, очень примитивный и простой по сравнению с человеческим. Они пользуются специальными знаками — звуками, мимикой, телодвижениями — для передачи того или иного сообщения. Вспомните, например, сколь выразительно «говорит» собака с помощью своего хвоста! Знаками пользуются куры и дельфины, обезьяны и кошки, пчелы и слоны, тетерева и муравьи. Существует сложная система «танца» пчел, «язык» движений у самцов и самок тетеревов, 17 знаков насчитывают у павианов и около трех десятков — у человекообразных обезьян. Для животных «знаки» могут обозначать состояние радости, испуга, голода, призыва.

многие из них вполне возможно перевести на язык людей даже не одним словом (например, междометием), а целой фразой. Но фраз животные не произносят: «знак», «крик», «фраза» для них одно и то же. Знаки животных зачастую не образуют строгой системы, они не связаны друг с другом (например, у кошки — мяуканье и мурлыканье). Но у многих видов животных эти разрозненные знаки могут объединиться в систему и даже соединиться друг с другом. Например, у кур общий знак «тревога» расщепляется на четыре знака тревоги: «опасность близко», «опасность вдалеке», «опасность-человек» и «опасность-коршун». Всего в языке кур около 10 элементарных знаков: сочетаясь друг с другом, они образуют около двух десятков «составных знаков» (вроде знака «категорический приказ», состоящего из двух повторенных подряд знаков призыва). Еще большими лингвистическими способностями обладают вороны.

Читайте также:  Внутреннее строение солнца конспект урока

многолетние исследования американских ученых показали, что у ворон существуют различные языки: городские вороны не понимают сельских, вороны, живущие в штате Коннектикут, не могут общаться с воронами Калифорнии. Однако существуют «вороны-бродяги», кочующие из города в сельскую местность, из одного штата в другой. У этих бродячих ворон есть свой, особый язык. Но, кроме того, они знают языки других ворон, городских и сельских, и могут «разговаривать» (разумеется, по-вороньи) с ними. Полиглотами, оказывается, могут быть не только люди! В чем же отличие языка животных от языка людей?

Отличия, безусловно, есть. Знаки животных конкретны. Они как бы «привязаны» к событию, к ситуации. Петух не может рассказать курице о том, что было вчера, или о том, что будет завтра; не сможет этого сделать и «словоохотливый» по сравнению с остальными животными шимпанзе. Знак существует только в данное время, в конкретной ситуации, приобретает значение теперь, сейчас. Не являются исключением и домашние попугаи, потому что они могут научиться повторять слова чужого (человеческого) языка. Только у человека знаки отрываются от ситуации, только человек может говорить о событиях будущих, прошлых, воображаемых, нереальных.

Ворона-полиглот, сколькими бы вороньими языками она не владела, не сможет рассказать своим детям сказку, быль, небылицу. Человек может сказать: «Я поймал ворону»; может он сказать: «Ворона поймала человека».

Ворона же не сумеет сделать этого, ибо ей не позволит ее конкретный тип «языка». Превращение языка в независимую систему знаков дало человеку колоссальные преимущества по сравнению с остальными животными. Птица испускает крик, чтобы привлечь человека, который дает ей корм, но она не осознает свой крик как знак, ее не учили так кричать, этот крик дан ей природой. животные не учатся звукам, которые они произносят, их язык не развивается, не меняется. Павианы, шимпанзе, куры, кошки «разговаривают» так же, как и сто, и тысячу лет назад. а человеческие языки? В них отмирают одни слова, появляются другие, развиваются новые значения старых слов и др.

Хоть и очень медленно, но постоянно в наших языках происходят различные изменения. Как видим, у животных есть свой, особый язык, но он существенно отличается — и по функциям, и по строению — от языка людей, от словесного языка. Изучение языка животных — сложное и увлекательное дело, оно приближает нас к разгадкам многих тайн природы.

(582 слова) (По А. Кондратову) 2. проверка понимания прочитанного 1) Кому в прежние времена люди приписывали способность говорить? А) Первобытный и средневековый человек считали всю природу одушевленной и обладающей речью; Б) в прежние времена считали, что только человек способен говорить; В) первобытный человек считал всю природу живой и говоря Щей, а в средневековье только человеку приписывали способность говорить. 2) Признают ли современные ученые существование языка у животных?

А) Они решительно отрицают его существование; Б) они допускают его существование, но не считают это доказанным; В) признают и считают доказанным. 3) Каким образом животные могут «говорить» — передавать то Или иное сообщение? А) С помощью простых слов и коротких фраз, которые непонятны людям; Б) с помощью звуков, мимики, движений тела; В) с помощью простых слов и телодвижений. 4) животные используют отдельные, не связанные между собой Знаки или определенную систему знаков?

А) У всех животных знаки образуют некоторую систему; Б) у многих животных знаки образуют некоторую систему; В) у всех животных для передачи сообщений используются раз Розненные знаки. 5) Чем отличается язык кур? А) Куры пользуются разрозненными знаками, не образующими Системы; Б) «язык» кур — один из самых примитивных среди «языков» Животных; В) куры пользуются сравнительно сложным языком, в котором Есть не только простые, но и составные знаки.

Читайте также:  Какие однолетники любят солнце

6) Какую особенность языка ворон обнаружили ученые? А) Существуют разновидности языка ворон, живущих в разных Местностях; Б) все вороны в мире используют один и тот же язык; В) бродячие вороны не имеют своего языка общения. 7) Кто такие вороны-полиглоты? А) Бродячие вороны, которые, кроме своего языка, знают язык Других разновидностей ворон; Б) вороны, которые знают язык некоторых других птиц; В) бродячие вороны, которые не имеют своего особого языка, но Понимают язык других ворон. 8) Насколько знаки, используемые животными, «привязаны» к конкретной ситуации? А) Знаки «языка» животных могут выразить только то, что есть Здесь и сейчас; Б) знаки «языка» некоторых животных могут выходить за пределы конкретной ситуации; В) большинство животных может использовать свой «язык», Выходя за пределы ситуации «здесь и сейчас». 9) Что следует из того, что человеческий язык не привязан к конкретной ситуации? А) Наш язык дает возможность выразить воображаемое, не существующее, но он несколько ограничен в изображении конкретных фактов; Б) он приспособлен не только для ситуации «здесь и сейчас», но Дает возможность выйти за пределы сиюминутной реальности, более глубоко понять мир; В) возможность говорить о прошлом, будущем, нереальном, Шуточном и пр. отвлекает человека от важных жизненных Задач. 10) Языки живых существ развиваются или остаются неизменными? А) Язык животных не изменяется в течении сотен, тысяч лет, А в языке человека происходят различные изменения; Б) язык животных и язык человека остаются неизменными; В) язык животных, хотя и очень медленно, меняется — так же, Как и язык человека. 11) Почему люди исследуют язык животных? А) Это проще, чем изучать происхождение, особенности языка Человека; Б) это поможет увеличить власть человека над животным ми Ром; В) это помогает понять тайны природы. 12) В данном тексте для примера приводятся два предложения: «Я поймал ворону» и «Ворона поймала человека». Какая разница между этими предложениями имеется в виду? А) Одно из этих предложений построено правильно, другое — С ошибкой; Б) второе предложение — «незаконное», потому что в нем говорится о том, чего не может быть в реальной ситуации; В) второе предложение — вполне нормальное, если использовано в переносном, образном, шуточном смысле.

Источник

Первоначала вещей(Очерк о строении вещества) (2 стр.)

Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает

В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,

Множество маленьких тел в пустоте ты увидишь; мелькая,

Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света;

Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах,

В схватки бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя,

Или сходясь или врозь постоянно опять разлетаясь.

Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно

Первоначала вещей в пустоте необъятной мятутся.

Так о великих вещах помогают составить понятье

Малые вещи, пути намечая для их постиженья.

Кроме того, потому обратить тебе надо вниманье

На суматоху в телах, мелькающих в солнечном свете,

Что из нее познаешь ты материи также движенья,

Происходящие в ней потаенно и скрыто от взора.

Ибо увидишь ты там, как много пылинок меняют

Путь свой от скрытых толчков и опять отлетают обратно,

Вечно туда и сюда разбегаясь во всех направленьях.

Знай же: идет от начал всеобщее это блужданье.

Первоначала вещей сначала движутся сами,

Следом за ними тела из малейшего их сочетанья,

Близкие, как бы сказать, по силам к началам первичным;

Скрыто от них получая толчки, начинают стремиться

Сами к движенью, затем понуждая тела покрупнее.

Так, исходя от начал, движение мало-помалу

Наших касается чувств, и становится видимым также

Нам и в пылинках оно, что движутся в солнечном свете,

Так же как и Демокриту, атомы помогали ему объяснить природу различных явлений.

Атомное учение по самой своей сущности глубоко материалистично. В мире, состоящем из движущихся атомов и пустого пространства, не остается места для божества. Самые различные явления природы находят себе простое объяснение без помощи каких-либо сверхъестественных сил. Неспроста же на протяжении многих столетий, прошедших со времени Демокрита, все материалистические учения сознательно связывали возникновение материализма с именем великого атомиста. Движения атомов и их соударения подчиняются простым и строгим законам, исключающим божественную волю, отрицающим существование чудес и необъяснимых явлений. Материалистическая сущность атомизма была одной из главных причин того, почему спустя несколько столетий судьба учения Демокрита резко изменилась. После распада Римской рабовладельческой империи огромное влияние приобрела христианская церковь. Сделавшись официальной государственной религией, христианство всеми силами стремилось уничтожить классическую науку и искусство, объявив их языческими. Интерес к ним церковь считала грехом. В 390 году архиепископ Феофил явился вдохновителем разрушения Александрийской библиотеки, этой сокровищницы мировой культуры. Преследовалось само стремление к знанию, если только оно не было направлено на утверждение христианского учения. Строго запрещалось чтение научных книг. От церковных властей старались не отстать и власти светские. В феврале 1626 года парижский парламент под страхом смертной казни запретил распространять мысль о том, что все в мире состоит из атомов. Однако как бы ни были строги парламентские акты и постановления церковных соборов, они не могли остановить развитие науки. Прошло несколько лет после грозного акта парламента, и именно в Париже вновь возродились идеи Демокрита. Их выразителем явился французский философ Пьер Гассенди.

Читайте также:  Лето солнце жара море отдых

По стопам Демокрита

Родиной Гассенди была солнечная провинция Франции — Прованс. Будущий философ родился в 1592 году в семье бедных поселян близ города Динь. Один из родственников дал ему возможность учиться философии в городе Экс. Обладая недюжинными способностями, Гассенди уже 16-летним юношей становится учителем риторики.

Смело восстав против невежества средневековой науки и освященного церковью авторитета философа-идеалиста Аристотеля, Гассенди проповедует в своих сочинениях атомное учение.

Дробить тело до бесконечности нельзя, утверждает он. Все тела состоят из неделимых частиц, или атомов. Атомы бывают разнообразной формы: некоторые угловаты, другие шаровидны, есть и заостренные, есть и гладкие…

Если атомы сцеплены между собой лишь в немногих точках, то тело бывает жидким; напротив, если они соприкасаются многими точками, то тело бывает твердым.

Атомы, как правило, объединяются в более крупные частички, наподобие того, как отдельные буквы объединяются в слова. Эти более крупные частички Гассенди назвал молекулами, от латинского слова «молес», что означает — масса.

Среди ученых того времени взгляды Гассенди нашли себе как горячих приверженцев, так и не менее горячих противников. Широко пользовался атомным учением в своих работах английский физик Роберт Бойль.

Великий английский ученый Ньютон считал, что все тела состоят из «имеющих массу, крепких, непроницаемых, движущихся частичек…», то-есть атомов; эта идея помогала ему правильно объяснять явления природы.

Не надо думать, однако, что после Гассенди атомное учение сделалось господствующим в науке. Его противники были более многочисленны, чем его сторонники. В числе противников учения Гассенди об атомах был его современник и соотечественник, крупнейший философ, физик и математик Рене Декарт, считавший, что вещество можно делить беспредельно. Не признавал существования материальных атомов и гениальный немецкий математик, философ-идеалист Готфрид Лейбниц.

Справедливость требует отметить, что в сочинениях Гассенди было много непоследовательного. Он считал, например, что наряду с материальными, вещественными атомами существуют особые атомы холода, атомы тепла и даже… атомы души!

На взглядах Гассенди лежит печать двойственности, попытки примирить материалистический взгляд на природу с существованием бога. Эта двойственность не способствовала успеху учения об атомах.

Проходит еще около ста лет, и атомное учение находит себе нового замечательного защитника — великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносов не только признает справедливость атомного строения окружающих тел, — он использует учение об атомах для объяснения различных свойств и превращений вещества. Атомное учение помогло Ломоносову правильно объяснить, что такое теплота, понять, почему газы сопротивляются сжатию, найти законы, которые позволили в дальнейшем строить более совершенные машины, и т. д.

Рис. 2. Так представлял себе Ломоносов столкновения и взаимодействия молекул.

М. В. Ломоносов родился в 1711 году.

В истории человечества известно много величайших ученых, художников, поэтов. Однако вряд ли мы найдем среди них другого человека, столь богато и разносторонне одаренного, как М. В. Ломоносов.

Трудно охватить круг его интересов — так он велик. А. С. Пушкин писал о Ломоносове, что он «…соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия… обнял все отрасли просвещения… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…»

Источник

Adblock
detector