Меню

Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни средства выразительности

Анализ лирического произведения

Когда лежит луна ломтём чарджуйской дыни
На краешке окна и духота кругом,
Когда закрыта дверь, и заколдован дом
Воздушной веткой голубых глициний,
И в чашке глиняной холодная вода,
И полотенца снег, и свечка восковая
Горит, как в детстве, мотыльков сзывая,
Грохочет тишина, моих не слыша слов, —
Тогда из черноты рембрандтовских углов
Склубится что-то вдруг и спрячется туда же,
Но я не встрепенусь, не испугаюсь даже…
Здесь одиночество меня поймало в сети.
Хозяйкин чёрный кот глядит, как глаз столетий,
И в зеркале двойник не хочет мне помочь.
Я буду сладко спать. Спокойной ночи, ночь.

В8. Как называется использованное в стихотворении перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы, явления, состояния (одиночество меня поймало в сети)?

В9. Как называется приём внутреннего, скрытого сопоставления предметов и явлений, делающий картину образной, многомерной (полотенца снег)?

В10. Укажите название синтаксического приёма, который заключается в повторе одного и того же слова в начале поэтических строк (когда…, когда…; и…, и…).

В11. Как называется использованный в стихотворении художественный приём, основанный на явном, открытом уподоблении предметов и явлений (лежит луна ломтём чарджуйской дыни; чёрный кот глядит, как глаз столетий)?

В12. Как называется образное, эмоциональное определение предмета или явления (воздушная ветка, рембрандтовские углы)?

С3. Как можно определить основное настроение стихотворения Ахматовой?

С4. Какие ещё стихотворения русских поэтов, в которых встречаются мотивы бессонницы, одиночества, вам известны? Как они перекликаются со стихотворением Ахматовой?

Ответы и комментарии

B8 олицетворение
B9 метафора
B10 анафора; единоначатие
B11 сравнение
B12 эпитет

Работа над стихотворением Ахматовой потребует от школьников определённых знаний о её биографии. Стихотворение написано в Ташкенте, во время эвакуации. Приметы душной азиатской ночи, бытовые подробности сосредоточены в первом, самом длинном предложении, занимающем 11 строк из 15-ти (любопытно, что на оставшиеся 4 строки приходится целых 4 предложения, два из которых занимают последнюю строчку). Этот быт прост (глиняная чашка, полотенце, свечка), но ночь делает окружающее пространство сказочным, заколдованным (луна превращается в ломоть чарджуйской дыни; кот глядит, как глаз столетий). Одиночество, которое испытывает героиня, не тягостно, не томительно, не страшно. То и дело возникают в стихотворении мотивы “отрадного”: посреди духоты вода остаётся холодной, не тает снег полотенца, свечка горит и сзывает мотыльков, как в детстве, — и даже чернота углов, склубившись, прячется обратно. “Но я не встрепенусь, не испугаюсь даже”, “я буду сладко спать” — героиня тоже, как и сам дом, зачарована одиночеством, поймавшим её в сети.

Мотивы бессонницы, одиночества в ночи встречаются во многих произведениях русской поэзии. Школьники могут привлечь для сопоставления «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» А.Пушкина, «Выхожу один я на дорогу. » М.Лермонтова, «На стоге сена ночью южной. » А.Фета, «Ночь, улица, фонарь, аптека…» А.Блока, «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» О.Мандельштама.

Источник

К стихотворению Анны Ахматовой мысли

БЛОГ НАТАЛИИ ГОРСКОЙ

Когда лежит луна ломтём чарджуйской дыни

На краешке окна, и духота кругом,

Когда закрыта дверь,и заколдован дом

Воздушной веткой голубых глициний,

И в чашке глиняной холодная вода,

И полотенца снег, и свечка восковая

Горит, как в детстве, мотыльков сзывая,

Грохочет тишина, моих не слыша слов,-

Тогда из черноты рембрандтовских углов

Склубится что-то вдруг и спрячется туда же,

Но я не встрпенусь, не испугаюсь даже.

Здесь одиночество меня поймало в сети.

Хозяйкин чёрный кот глядит, как глаз столетий,

И в зеркале двойник не хочет мне помочь.

Я буду сладко спать. Спокойной ночи, ночь.

(э к с п р о м т)
. Натали Ривара

«О, АННА!
Мятежность — стреноженной судьбы,
восторженность, неосторожность,
разломанные — мелко — все мечты
да девственной души возможность.
И — холод — чернотой подвала —
куда всё приходилось прятать,
подруг — так несминаемы все одеяла —
что не давали горько плакать!
Приют. Надежды странные души.
И гордость — что расслыша шёпот-
у стен, решёток и дверей тюрьмы,
где женщин молчаливый ропот —
отозвалась спокойными
достойными словами, где обвинений нет,
лишь горести всех человеческих страданий:
апофеоз — сравнений — забытья билет.
Ты отстояла в очереди той
с полуночи до полдня и под вой
кандальных, возникающих стихов
скитаний — мысли непокорной —
так день за днём, чтобы привет
исторгнутый — из сердца — глубины —
домашним — шёпотом — дотронулся души —
единственно любимых — мужа, сына.
Ты ОТСТОЯЛА право говорить.
Ты выстояла — и тогда-
когда — убитых дней начала —
писали — набело: » СУДЬБА!»

Читайте также:  Нарастающая луна когда можно стричь волосы

Источник

Еще одно лирическое отступление

Все небо в рыжих голубях,

Решетки в окнах – дух гарема…

Как почка, набухает тема.

Мне не уехать без тебя, –

Беглянка, беженка, поэма.

Но, верно, вспомню на лету,

Как запылал Ташкент в цвету,

Весь белым пламенем объят,

Горяч, пахуч, замысловат,

Так было в том году проклятом,

Когда опять мамзель Фифи[60]

Хамила, как в семидесятом.

А мне переводить Лютфи,

Под огнедышащим закатом.

И яблони, прости их, Боже,

Как от венца в любовной дрожи,

Арык на местном языке,

Сегодня пущенный, лепечет.

А я дописываю «Нечет»

Опять в предпесенной тоске.

До середины мне видна

Моя поэма. В ней прохладно,

Как в доме, где душистый мрак

И окна заперты от зноя

И где пока что нет героя,

Но кровлю кровью залил мак.

Cмерть

I. «Я была на краю чего‑то. »

Я была на краю чего‑то,

Чему верного нет названья.

От себя самой ускользанье.

II. «А я уже стою на подступах к чему‑то. »

А я уже стою на подступах к чему‑то,

Что достается всем, но разною ценой.

На этом корабле есть для меня каюта,

И ветер в парусах – и страшная минута

Прощания с моей родной страной.

III. «И комната, в которой я болею. »

И комната, в которой я болею,

В последний раз болею на земле,

Как будто упирается в аллею

Высоких белоствольных тополей.

А этот первый – этот самый главный,

В величии своем самодержавный,

Но как заплещет, возликует он,

Когда, минуя тусклое оконце,

Моя душа взлетит, чтоб встретить солнце,

И смертный уничтожит сон.

Новоселье

Хозяйка

Е. С. Булгаковой [61]

В этой горнице колдунья

До меня жила одна:

Тень ее еще видна

Тень ее еще стоит

У высокого порога,

И уклончиво и строго

На меня она глядит.

Я сама не из таких,

Кто чужим подвластен чарам,

Я сама. Но, впрочем, даром

Тайн не выдаю своих.

Гости

И все равно пора нах хауз. »

Состарившийся Дон Жуан

И вновь помолодевший Фауст

Столкнулись у моих дверей –

Из кабака и со свиданья.

Иль это было лишь ветвей

Под черным ветром колыханье,

Зеленой магией лучей,

Как ядом, залитых, и всё же –

На двух знакомых мне людей

До отвращения похожих?

Измена

Не оттого, что зеркало разбилось,

Не оттого, что ветер выл в трубе,

Не оттого, что в мысли о тебе

Уже чужое что‑то просочилось, –

Не оттого, совсем не оттого

Я на пороге встретила его.

27 февраля 1944

«Когда уехала Елена Сергеевна Булгакова, занимаемую ею комнату передали Анне Андреевне. Это был дом на Жуковского, 54. В главном здании дома жили писатели Уткин, Луговской, Погодин и другие. В глубине двора было строение, к которому с наружной стороны была пристроена лестница, ведшая наверх, на так называемую «балахану». Там была большая комната со сплошным окном во всю длину. В противоположность «кассе» – много света и пространства. Свое новоселье Анна Андреевна отметила стихотворением «Хозяйка», которое дается в цикле «Новоселье».

Посвящено оно Елене Сергеевне Булгаковой. Долго я не могла понять, почему Ахматова назвала ее колдуньей. Лишь много поздней узнала, что в Ташкенте (вместе с Фаиной Григорьевной Раневской) Ахматова читала роман «Мастер и Маргарита». И кто знает, может быть, читала в этой самой комнате на балахане».

Читайте также:  Нельзя луна светила окно

Источник

Анна Ахматова — Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни ( Interieur )

Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни
На краешке окна, и духота кругом,
Когда закрыта дверь, и заколдован дом
№ 4 Воздушной веткой голубых глициний,
И в чашке глиняной холодная вода,
И полотенца снег, и свечка восковая
Горит, как в детстве, мотыльков сзывая,
№ 8 Грохочет тишина, моих не слыша слов, —
Тогда из черноты рембрандтовских углов
Склубится что-то вдруг и спрячется туда же,
Но я не встрепенусь, не испугаюсь даже.
№ 12 Здесь одиночество меня поймало в сети.
Хозяйкин черный кот глядит, как глаз столетий,
И в зеркале двойник не хочет мне помочь.
Я буду сладко спать. Спокойной ночи, ночь.

Kogda lezhit luna lomtem chardzhuyskoy dyni
Na krayeshke okna, i dukhota krugom,
Kogda zakryta dver, i zakoldovan dom
Vozdushnoy vetkoy golubykh glitsiny,
I v chashke glinyanoy kholodnaya voda,
I polotentsa sneg, i svechka voskovaya
Gorit, kak v detstve, motylkov szyvaya,
Grokhochet tishina, moikh ne slysha slov, —
Togda iz chernoty rembrandtovskikh uglov
Sklubitsya chto-to vdrug i spryachetsya tuda zhe,
No ya ne vstrepenus, ne ispugayus dazhe.
Zdes odinochestvo menya poymalo v seti.
Khozyaykin cherny kot glyadit, kak glaz stolety,
I v zerkale dvoynik ne khochet mne pomoch.
Ya budu sladko spat. Spokoynoy nochi, noch.

Rjulf kt;bn keyf kjvntv xfhl;eqcrjq lsyb
Yf rhftirt jryf, b le[jnf rheujv,
Rjulf pfrhsnf ldthm, b pfrjkljdfy ljv
Djpleiyjq dtnrjq ujke,s[ ukbwbybq,
B d xfirt ukbyzyjq [jkjlyfz djlf,
B gjkjntywf cytu, b cdtxrf djcrjdfz
Ujhbn, rfr d ltncndt, vjnskmrjd cpsdfz,
Uhj[jxtn nbibyf, vjb[ yt cksif ckjd, —
Njulf bp xthyjns htv,hfylnjdcrb[ eukjd
Crke,bncz xnj-nj dlheu b cghzxtncz nelf ;t,
Yj z yt dcnhtgtyecm, yt bcgeuf/cm lf;t///
Pltcm jlbyjxtcndj vtyz gjqvfkj d ctnb/
[jpzqrby xthysq rjn ukzlbn, rfr ukfp cnjktnbq,
B d pthrfkt ldjqybr yt [jxtn vyt gjvjxm/
Z ,ele ckflrj cgfnm/ Cgjrjqyjq yjxb, yjxm/

Источник

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе с применением элементов биоадекватной технологии
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе с применением элементов биоадекватной технологии. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни».

Цель занятия : развитие умения анализировать поэтический текст посредством развития целостного мышления и умения мыслить образами.

Скачать:

Вложение Размер
urok_vneklassnogo_chteniya_po_literature.docx 104.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по литературе с применением злементов биоадекватной технологии

Тема урока : «Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни» в контексте акмеизма».

Цели : научиться анализировать поэтический текст посредством развития целостного мышления и умения мыслить образми.

— обучать приемам анализа стихотворения;

— развивать творческое мышление и навыки устной и письменной речи;

— формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста;

— развивать навыки соотнесения поэтического текста с фактами биографии поэта и литературным направлением, в рамках которого написано произведение.

-Добрый день, ребята!

Давайте выполним упражнения для расслабления, а затем начнем работу.

Протяните вперед руки, напрягите мышцы рук, удержитесь в таком положении несколько секунд, затем расслабьтесь. (Затем проделываем это упражнение с плечами, спиной, ногами.)

А теперь сделайте громкий выдох. Как вы себя чувствуете? Как настроение? Вы готовы работать?

Сегодня мы будем читать и анализировать стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни» (слайд №1).

Я приглашаю к доске пятерых ребят, прелагаю им потрогать предметы, расставленные на моем столе, и ответить на вопросы: какие ассоциации они вызывают у вас и есть ли слово, которое объединяет все эти предметы. Может быть, это слово – состояние, может, что – то другое? (На столе чашка с водой, свеча, статуэтка черного кота, зеркало, белое полотенце, ломтик дыни на тарелке,)

— Участвовать в игре могут все, так как на экране появятся слайды с этими же образами. Вы увидите их, а потом сможете помочь выступающим.

Слайды с 3 по 9 меняются под музыку (звучит «Лунная соната» Бетховена).

Затем ученики называют свои ассоциации : таинство, магия, загадка, гадание и так далее. Возможно, они назовут слово «одиночество».

— Молодцы! Присаживайтесь на свои места и запоминайте, что вы назвали.

— А сейчас закройте, пожалуйста, глаза. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь представить себе образы, о которых пойдет речь, ощутить их запах, вкус.

Читаю стихотворение «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни», затем на экране появляется слайд №2 с поэтическим текстом.

— Можно открыть глаза. Вспомните, какие слова вы называли. Какое из них является ключевым?

Назовите ассоциации к слову «одиночество», включите цветовую гамму.

— ассоциации разные, значит, и одиночество может быть разным. Какое же одиночество у героини стихотворения? Давайте обратимся к строчкам стихотворения. Найдите метафорическое сравнение в самом начале.

Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни

На краешке окна и духота кругом…

— Почему поэтесса сравнивает луну с долькой дыни? (Слайд №3)

— К какому поэтическому течению принадлежала Ахматова?

Давайте вспомним строки из стихотворения О. Мандельштама:

Нет, не луна, а светлый циферблат

Сияет мне, и чем я виноват,

Что слабых звезд я осязаю млечность?

Для Ахматовой очень важна эта тема. Вот противоречие: с одной стороны, луна – образ ирреального мира, с другой, — это дыня, ее можно потрогать, понюхать, ощутить ее вкус.

— Какая атмосфера создана автором в стихотворении? Найдите ключевые слова («заколдован дом»).

— Как пахнет глициния? Слайд №9. (Сладковатый запах, дурманящий.)

— Почему закрыта дверь? (Отгородилась от всех.)

— Что же происходит в этом заколдованном пространстве? На столе предметы: чашка с водой, полотенце, свечка. Вспомните ваши ассоциации. Это гадание? Нет, не гадание, но все же это таинство.

— Давайте посмотрим на свечку.

И полотенца снег, и свечка восковая

Горит, как в детстве, мотыльков сзывая…

-Когда героиня смотрит на нее, в памяти всплывают образы. Что это за образы? Что символизирует детство?

— Да, воспоминания светлые, но огонь манит мотыльков, которые гибнут (слайд №5).

Грохочет тишина, моих не слыша слов…

— Что это за средство выразительности? (Оксюморон)

-Почему тишина не слышит слов героини?

-Какова роль рембрандтовских углов в стихотворении? (Слайд №6)

Это известная вещь Рембрандта «Ученый в комнате с винтовой лестницей». Стиль художника узнаваем: источник света и расползающаяся темнота. Что в этой темноте? Кто знает…

— Вернемся к стихотворению:

Здесь одиночество меня поймало в сети…

— А нужно ли вырываться?

— Найдите еще метафорическое сравнение.

Хозяйкин черный кот глядит, как глаз столетий…

— Как вы понимаете это выражение? (Слайд №7)

Может быть, это опыт предшествующих поколений, то, что не может уничтожить время?

И 100 лет назад была та же духота, луна, запах глициний – это узнаваемые предметы азиатской ночи. В этих образах можно узнать что – то близкое и вместе с тем далекое. И сейчас так же, как много лет назад, льется милость с высот южного неба. Покой нерушим.

— А почему далее появляется двойник? Я – во внешнем мире и я – внутри себя.

— Есть ли еще двойники в стихотворении? (Луна)

-Почему героиня так уважительно относится к ночи?

Это ее время, ведь вдохновение приходит ночью. Нужно заснуть, тогда начнется самое интересное — это восточные чудеса. Все вокруг становится предметом творчества, даже самые простые, обыденные вещи. Это творческое преображение мира.

— Какое же одиночество у Ахматовой? Нарисуйте его словами.

Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем:

1. Каким мне представляется одиночество лирической героини Ахматовой?

Тема творчества в стихотворении Ахматовой «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни…»

Источник

Adblock
detector