Анализ лирического произведения
Когда лежит луна ломтём чарджуйской дыни
На краешке окна и духота кругом,
Когда закрыта дверь, и заколдован дом
Воздушной веткой голубых глициний,
И в чашке глиняной холодная вода,
И полотенца снег, и свечка восковая
Горит, как в детстве, мотыльков сзывая,
Грохочет тишина, моих не слыша слов, —
Тогда из черноты рембрандтовских углов
Склубится что-то вдруг и спрячется туда же,
Но я не встрепенусь, не испугаюсь даже…
Здесь одиночество меня поймало в сети.
Хозяйкин чёрный кот глядит, как глаз столетий,
И в зеркале двойник не хочет мне помочь.
Я буду сладко спать. Спокойной ночи, ночь.
В8. Как называется использованное в стихотворении перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы, явления, состояния (одиночество меня поймало в сети)?
В9. Как называется приём внутреннего, скрытого сопоставления предметов и явлений, делающий картину образной, многомерной (полотенца снег)?
В10. Укажите название синтаксического приёма, который заключается в повторе одного и того же слова в начале поэтических строк (когда…, когда…; и…, и…).
В11. Как называется использованный в стихотворении художественный приём, основанный на явном, открытом уподоблении предметов и явлений (лежит луна ломтём чарджуйской дыни; чёрный кот глядит, как глаз столетий)?
В12. Как называется образное, эмоциональное определение предмета или явления (воздушная ветка, рембрандтовские углы)?
С3. Как можно определить основное настроение стихотворения Ахматовой?
С4. Какие ещё стихотворения русских поэтов, в которых встречаются мотивы бессонницы, одиночества, вам известны? Как они перекликаются со стихотворением Ахматовой?
Ответы и комментарии
B8 | олицетворение |
B9 | метафора |
B10 | анафора; единоначатие |
B11 | сравнение |
B12 | эпитет |
Работа над стихотворением Ахматовой потребует от школьников определённых знаний о её биографии. Стихотворение написано в Ташкенте, во время эвакуации. Приметы душной азиатской ночи, бытовые подробности сосредоточены в первом, самом длинном предложении, занимающем 11 строк из 15-ти (любопытно, что на оставшиеся 4 строки приходится целых 4 предложения, два из которых занимают последнюю строчку). Этот быт прост (глиняная чашка, полотенце, свечка), но ночь делает окружающее пространство сказочным, заколдованным (луна превращается в ломоть чарджуйской дыни; кот глядит, как глаз столетий). Одиночество, которое испытывает героиня, не тягостно, не томительно, не страшно. То и дело возникают в стихотворении мотивы “отрадного”: посреди духоты вода остаётся холодной, не тает снег полотенца, свечка горит и сзывает мотыльков, как в детстве, — и даже чернота углов, склубившись, прячется обратно. “Но я не встрепенусь, не испугаюсь даже”, “я буду сладко спать” — героиня тоже, как и сам дом, зачарована одиночеством, поймавшим её в сети.
Мотивы бессонницы, одиночества в ночи встречаются во многих произведениях русской поэзии. Школьники могут привлечь для сопоставления «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» А.Пушкина, «Выхожу один я на дорогу. » М.Лермонтова, «На стоге сена ночью южной. » А.Фета, «Ночь, улица, фонарь, аптека…» А.Блока, «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» О.Мандельштама.
Источник
Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе с применением элементов биоадекватной технологии
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе с применением элементов биоадекватной технологии. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни».
Цель занятия : развитие умения анализировать поэтический текст посредством развития целостного мышления и умения мыслить образами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_po_literature.docx | 104.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения по литературе с применением злементов биоадекватной технологии
Тема урока : «Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни» в контексте акмеизма».
Цели : научиться анализировать поэтический текст посредством развития целостного мышления и умения мыслить образми.
— обучать приемам анализа стихотворения;
— развивать творческое мышление и навыки устной и письменной речи;
— формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста;
— развивать навыки соотнесения поэтического текста с фактами биографии поэта и литературным направлением, в рамках которого написано произведение.
-Добрый день, ребята!
Давайте выполним упражнения для расслабления, а затем начнем работу.
Протяните вперед руки, напрягите мышцы рук, удержитесь в таком положении несколько секунд, затем расслабьтесь. (Затем проделываем это упражнение с плечами, спиной, ногами.)
А теперь сделайте громкий выдох. Как вы себя чувствуете? Как настроение? Вы готовы работать?
Сегодня мы будем читать и анализировать стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни» (слайд №1).
Я приглашаю к доске пятерых ребят, прелагаю им потрогать предметы, расставленные на моем столе, и ответить на вопросы: какие ассоциации они вызывают у вас и есть ли слово, которое объединяет все эти предметы. Может быть, это слово – состояние, может, что – то другое? (На столе чашка с водой, свеча, статуэтка черного кота, зеркало, белое полотенце, ломтик дыни на тарелке,)
— Участвовать в игре могут все, так как на экране появятся слайды с этими же образами. Вы увидите их, а потом сможете помочь выступающим.
Слайды с 3 по 9 меняются под музыку (звучит «Лунная соната» Бетховена).
Затем ученики называют свои ассоциации : таинство, магия, загадка, гадание и так далее. Возможно, они назовут слово «одиночество».
— Молодцы! Присаживайтесь на свои места и запоминайте, что вы назвали.
— А сейчас закройте, пожалуйста, глаза. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь представить себе образы, о которых пойдет речь, ощутить их запах, вкус.
Читаю стихотворение «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни», затем на экране появляется слайд №2 с поэтическим текстом.
— Можно открыть глаза. Вспомните, какие слова вы называли. Какое из них является ключевым?
Назовите ассоциации к слову «одиночество», включите цветовую гамму.
— ассоциации разные, значит, и одиночество может быть разным. Какое же одиночество у героини стихотворения? Давайте обратимся к строчкам стихотворения. Найдите метафорическое сравнение в самом начале.
Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни
На краешке окна и духота кругом…
— Почему поэтесса сравнивает луну с долькой дыни? (Слайд №3)
— К какому поэтическому течению принадлежала Ахматова?
Давайте вспомним строки из стихотворения О. Мандельштама:
Нет, не луна, а светлый циферблат
Сияет мне, и чем я виноват,
Что слабых звезд я осязаю млечность?
Для Ахматовой очень важна эта тема. Вот противоречие: с одной стороны, луна – образ ирреального мира, с другой, — это дыня, ее можно потрогать, понюхать, ощутить ее вкус.
— Какая атмосфера создана автором в стихотворении? Найдите ключевые слова («заколдован дом»).
— Как пахнет глициния? Слайд №9. (Сладковатый запах, дурманящий.)
— Почему закрыта дверь? (Отгородилась от всех.)
— Что же происходит в этом заколдованном пространстве? На столе предметы: чашка с водой, полотенце, свечка. Вспомните ваши ассоциации. Это гадание? Нет, не гадание, но все же это таинство.
— Давайте посмотрим на свечку.
И полотенца снег, и свечка восковая
Горит, как в детстве, мотыльков сзывая…
-Когда героиня смотрит на нее, в памяти всплывают образы. Что это за образы? Что символизирует детство?
— Да, воспоминания светлые, но огонь манит мотыльков, которые гибнут (слайд №5).
Грохочет тишина, моих не слыша слов…
— Что это за средство выразительности? (Оксюморон)
-Почему тишина не слышит слов героини?
-Какова роль рембрандтовских углов в стихотворении? (Слайд №6)
Это известная вещь Рембрандта «Ученый в комнате с винтовой лестницей». Стиль художника узнаваем: источник света и расползающаяся темнота. Что в этой темноте? Кто знает…
— Вернемся к стихотворению:
Здесь одиночество меня поймало в сети…
— А нужно ли вырываться?
— Найдите еще метафорическое сравнение.
Хозяйкин черный кот глядит, как глаз столетий…
— Как вы понимаете это выражение? (Слайд №7)
Может быть, это опыт предшествующих поколений, то, что не может уничтожить время?
И 100 лет назад была та же духота, луна, запах глициний – это узнаваемые предметы азиатской ночи. В этих образах можно узнать что – то близкое и вместе с тем далекое. И сейчас так же, как много лет назад, льется милость с высот южного неба. Покой нерушим.
— А почему далее появляется двойник? Я – во внешнем мире и я – внутри себя.
— Есть ли еще двойники в стихотворении? (Луна)
-Почему героиня так уважительно относится к ночи?
Это ее время, ведь вдохновение приходит ночью. Нужно заснуть, тогда начнется самое интересное — это восточные чудеса. Все вокруг становится предметом творчества, даже самые простые, обыденные вещи. Это творческое преображение мира.
— Какое же одиночество у Ахматовой? Нарисуйте его словами.
Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем:
1. Каким мне представляется одиночество лирической героини Ахматовой?
Тема творчества в стихотворении Ахматовой «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни…»
Источник
Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни история создания
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Антология. Анна Ахматова
Анна Ахматова
(1889-1966)
Ахматова – самый большой русский поэт, живший в городе и писавший о нем.
Ее пребывание в Ташкенте длилось без малого два с половиной года. Здесь она писала «Поэму без героя», здесь она написала строки, ставшие символом эпохи: «Мы знаем, что ныне лежит на весах», здесь у нее после долгого перерыва вышла книжка, здесь ей не дали умереть от тифа.
Пребывание Ахматовой в городе оставило за собой шлейф преданий, слухов, сплетен на десятилетия вперед.
Один такой отсвет попал и в мою «Записную книгу».
_._
Дед моего друга Жорика, Александр Львович Каценович был профессором-инфекционистом. Он умер, когда Жорику еще не было и года. Бабушку Жорика звали Хавер-ханум, она была дочерью богатого нефтепромышленника. Хавер-ханум прожила долгую жизнь и много помнила. Я знал ее старухой. Иногда мы разговаривали в просторном, спокойном, обреченном профессорском доме. Какие тени вставали в ее рассказах!
Ноябрьским темным утром 42 года Александр Львович шел институтским парком в свою клинику. Оглядев ее снаружи хозяйским глазом, он увидел, что большой, круглый, явно посторонний предмет заслоняет свет лампочки в одной из палат второго этажа. Инфекционная клиника требует строгого режима, заразные болезни легко распространяются. На втором этаже творился беспорядок. Рассерженный профессор поднялся на второй этаж. В тифозном боксе, у постели коротко остриженной, измученной тифом Ахматовой сидела Раневская в огромной черной шляпе.
Эта история порастеряла, пока шла ко мне, диалоги и движение, осталась лишь картинка: тифозная палата, выжившая Ахматова, Раневская в большой несуразной шляпе, возмущенный профессор в дверях, Жорика дед.
_._
Белый дом на улице Жуковской простоял до землетрясения (ташкентцам нет нужды добавлять «66-го года», землетрясение без уточнений, с определенным артиклем, было одно). Потом на его месте построили жилой дом в несколько этажей, внизу которого был магазин медицинской книги. Мы регулярно забредали туда после занятий и видели небольшую мраморную доску у входа, что «на этом месте стоял дом, в котором в годы войны…». Война тогда тоже была с определённым артиклем. Потом в результате всех социально-политических катаклизмов место медицинской книги занял турецкий бутик, в неистовом дизайне которого, доске места не нашлось. Теперь краеведы и знатоки показывают место, где висела доска, сообщавшая о том, что на этом месте стоял дом…
* * *
Пора забыть верблюжий этот гам
И белый дом на улице Жуковской.
Пора, пора к березам и грибам,
К широкой осени московской.
Там всё теперь сияет, всё в росе,
И небо забирается высоко, —
И помнит Рогачевское шоссе
Разбойный посвист молодого Блока…
1. Хозяйка
Е. С. Булгаковой
В этой горнице колдунья
До меня жила одна:
Тень ее еще видна
Накануне новолунья,
Тень ее еще стоит
У высокого порога,
И уклончиво и строго
На меня она глядит.
Я сама не из таких,
Кто чужим подвластен чарам,
Я сама. Но, впрочем, даром
Тайн не выдаю своих.
5 августа 1943
Ташкент
Луна в зените
1
Заснуть огорченной,
Проснуться влюбленной,
Увидеть, как красен мак.
Какая-то сила
Сегодня входила
В твое святилище, мрак!
Мангалочий дворик,
Как дым твой горек
И как твой тополь высок.
Шехерезада
Идет из сада.
Так вот ты какой, Восток!
Апрель 1942
2
С грозных ли площадей Ленинграда
Иль с блаженных летейских полей
Ты прислал мне такую прохладу,
Тополями украсил ограды
И азийских светил мириады
Расстелил над печалью моей?
Март 1942
3
Все опять возвратится ко мне:
Раскаленная ночь и томленье
(Словно Азия бредит во сне),
Халимы соловьиное пенье,
И библейских нарциссов цветенье,
И незримое благословенье
Ветерком шелестнет по стране.
10 декабря 1943
4
И в памяти, словно в узорной укладке:
Седая улыбка всезнающих уст,
Могильной чалмы благородные складки
И царственный карлик — гранатовый куст
16 марта 1944
5
Третью весну встречаю вдали
От Ленинграда.
Третью? И кажется мне, она
Будет последней.
Но не забуду я никогда,
До часа смерти,
Как был отраден мне звук воды
В тени древесной.
Персик зацвел, а фиалок дым
Все благовонней.
Кто мне посмеет сказать, что здесь
Я на чужбине?!
1944-1955
6
Я не была здесь лет семьсот,
Но ничего не изменилось.
Все так же льется Божья милость
С непререкаемых высот,
Все те же хоры звезд и вод,
Все так же своды неба черны,
И так же ветер носит зерна,
И ту же песню мать поет.
Он прочен, мой азийский дом,
И беспокоиться не надо.
Еще приду. Цвети, ограда,
Будь полон, чистый водоем.
5 мая 1944
7. Явление луны
А. К.
Из перламутра и агата,
Из задымленного стекла,
Так неожиданно покато
И так торжественно плыла, —
Как будто «Лунная соната»
Нам сразу путь пересекла.
25 сентября 1944
вверх
8
Как в трапезной — скамейки, стол, окно
С огромною серебряной луною.
Мы кофе пьем и черное вино,
Мы музыкою бредим.
Все равно.
И зацветает ветка над стеною.
В изгнаньи сладость острая была,
Неповторимая, пожалуй, сладость.
Бессмертных роз, сухого винограда
Нам родина пристанище дала.
1943
Ташкент
Еще одно лирическое отступление
Все небо в рыжих голубях,
Решетки в окнах — дух гарема.
Как почка, набухает тема.
Мне не уехать без тебя, —
Беглянка, беженка, поэма.
Но, верно, вспомню на лету,
Как запылал Ташкент в цвету,
Весь белым пламенем объят,
Горяч, пахуч, замысловат,
Невероятен.
Так было в том году проклятом,
Когда опять мамзель Фифи*
Хамила, как в семидесятом.
А мне переводить Лютфи
Под огнедышащим закатом.
И яблони, прости их, Боже,
Как от венца в любовной дрожи,
Арык на местном языке,
Сегодня пущенный, лепечет.
А я дописываю «Нечет»
Опять в предпесенной тоске.
До середины мне видна
Моя поэма. В ней прохладно,
Как в доме, где душистый мрак
И окна заперты от зноя
И где пока что нет героя,
Но кровлю кровью залил мак.
1943. Ташкент
_________________________
*«M-elle Fifi»- в одноименном рассказе Мопассана — прозвище немецкого офицера, отличавшегося изощренной жестокостью. — Прим. Анны Ахматовой.
Словно по чьему-то повеленью,
Сразу стало в городе светло —
Это в каждый двор по привиденью
Белому и легкому вошло.
И дыханье их понятней слова,
А подобье их обречено
Среди неба жгуче-голубого
На арычное ложиться дно.
1944
I
Я была на краю чего-то,
Чему верного нет названья.
Зазывающая дремота,
От себя самой ускользание.
Август 1942
Дюрмень
II
А я уже стою на подступах к чему-то,
Что достается всем, но разною ценой.
На этом корабле есть для меня каюта
И ветер в парусах — и страшная минута
Прощания с моей родной страной.
1942
Дюрмень
III
И комната, в которой я болею,
В последний раз болею на земле,
Как будто упирается в аллею
Высоких белоствольных тополей.
А этот первый — этот самый главный,
В величии своем самодержавный,
Но как заплещет, возликует он,
Когда, минуя тусклое оконце,
Моя душа взлетит, чтоб встретить солнце,
И смертный уничтожит сон.
Январь 1944
Ташкент
* * *
Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни
На краешке окна, и духота кругом,
Когда закрыта дверь, и заколдован дом
Воздушной веткой голубых глициний,
И в чашке глиняной холодная вода,
И полотенца снег, и свечка восковая
Горит, как в детстве, мотыльков сзывая,
Грохочет тишина, моих не слыша слов, —
Тогда из черноты рембрандтовских углов
Склубится что-то вдруг и спрячется туда же,
Но я не встрепенусь, не испугаюсь даже.
Здесь одиночество меня поймало в сети.
Хозяйкин черный кот глядит, как глаз столетий,
И в зеркале двойник не хочет мне помочь.
Я буду сладко спать. Спокойной ночи, ночь.
28 марта 1944
Где-то ночка молодая,
Звездная, морозная.
Ой, худая, ой, худая
Голова тифозная.
Про себя воображает,
На подушке мечется,
Знать не знает, знать не знает,
Что во всем ответчица,
Что за речкой, что за садом
Кляча с гробом тащится,
Меня под землю не надо б,
Я одна — рассказчица.
1942. Ташкент. ТашМИ
(в тифозном бреду)
Из цикла «Ташкентские страницы»
В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,
Светила нам только зловещая тьма,
Свое бормотали арыки,
И Азией пахли гвоздики.
И мы проходили сквозь город чужой,
Сквозь дымную песнь и полуночный зной, —
Одни под созвездием Змея,
Взглянуть друг на друга не смея.
То мог быть Стамбул или даже Багдад,
Но, увы! не Варшава, не Ленинград, —
И горькое это несходство
Душило, как воздух сиротства.
И чудилось: рядом шагают века,
И в бубен незримая била рука,
И звуки, как тайные знаки,
Пред нами кружились во мраке.
Мы были с тобою в таинственной мгле,
Как будто бы шли по ничейной земле,
Но месяц алмазной фелукой
Вдруг выплыл над встречей-разлукой.
И если вернется та ночь и к тебе
В твоей для меня непонятной судьбе,
Ты знай, что приснилась кому-то
Священная эта минута.
1959
В.М Петров ТашМИ
Источник