Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом: Стих
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» Фета
А. Фет считается одним из самых лиричных русских поэтов. Его творчество целиком посвящено описанию природы и радостных человеческих чувств. В нем нет напыщенных фраз, сложных философских конструкций, политических и социальных требований. Это поистине «искусство ради искусства». Одним из ярких примеров лирики Фета является стихотворение «Я пришел к тебе с приветом», написанное молодым поэтом в 1843 г.
Стих представляет собой восторженный монолог лирического героя, обращенный к своей возлюбленной. Молодого человека переполняет жажда жизни. Опьяненный любовью, он видит ее проявления повсюду. Восход солнца и начало нового дня заставляют его спешить к любимой с первым утренним приветствием. Для многих утро – начало трудового дня со своими проблемами и трудностями. Лирический герой еще не отягощен заботами. Он встречает утро с широко раскрытыми глазами и душой, каждый раз словно бы рождаясь заново. Так же неповторима для него очередная встреча с любимой, способной полностью разделить его радость.
Фет использует характерный для него мотив единения человека с природой. Вместе с лирическим героем просыпается лес, наполняясь пением птиц. Автор указывает на неизменность своего чувства к любимой, свою готовность так же верно быть ее покорным слугой.
Лирический герой не может передать человеческими словами всю величину охватившего его восторга. В его душе «песня зреет», содержание который ему самому еще неизвестно. В этом усматривается ожидание творческого вдохновения поэта, которое захлестнет его и выльется в очередное прекрасное произведение.
Фет блестяще владел русским языком. В стихотворении он использует минимум выразительных средств: олицетворения («солнце… затрепетало», «лес проснулся»), эпитеты («горячим», «весенней»). Они не являются определяющими. Важно само построение стихотворения. Четырехстопный хорей создает ощущение плавности и мелодичности. Особый замысел Фета состоит в том, что все произведение представляет собой одно предложение. Четыре четверостишия должны восприниматься на одном дыхании, легко и свободно. Таким образом, не только содержание, но и форма стихотворения символизируют молодость и новые творческие силы.
«Я пришел к тебе с приветом» — настоящий гимн лирического поэта. Стихотворение было высоко оценено современниками и остается очень популярным в наше время.
Источник
Когда есть кому рассказать что солнце встало
Главная страница » Все видеоуроки » 9 класс » Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными можно разделить на четыре группы
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными можно разделить на четыре группы:
- с однородным подчинением;
- с неоднородным подчинением;
- с последовательным подчинением;
- с комбинированным подчинением.
При однородном подчинении все придаточные связаны с одними и теми же словами в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. Такие придаточные части называются однородными. Например,
[Я пришел к тебе с приветом рассказать ], (что солнце встало), (что оно горячим светом по листам затрепетало).
В данном предложении главная часть
Я пришел к тебе с приветом рассказать,
от нее зависят две придаточные
Что солнце встало
Что оно горячим светом по листам затрепетало. Обе придаточные части зависят от глагола рассказать в главной части. Задаем вопрос:
–Что солнце встало. –Что оно горячим светом по листам затрепетало.
Обе придаточные части отвечают на один и тот же вопрос. Они являются однородными. Значит перед нами сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.
Построим схему предложения.
Отметим главное предложение и две придаточные части. На схеме покажем, что обе придаточные поясняют глагол в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос.
Данная схема предложения называется горизонтальной.
Предложение с несколькими придаточными можно представить и в виде вертикальной схемы:
Связи однородных придаточных с главным и между собой напоминают связи однородных членов простого предложения. Например,
Он читал свежие газеты и журналы каждое утро.
В данном простом предложении дополнения
зависят от сказуемого читал,
они отвечают на один и тот же вопрос:
–Газеты и журналы.
Следовательно, данные дополнения являются однородными.
В сложноподчиненном предложении с однородным подчинением во второй придаточной части может отсутствовать союз. Например,
[Я не поверю весне], (пока не проснется яркое солнце) и (не улыбнутся первые синеглазые подснежники).
В этом примере главное предложение
Я не поверю весне,
Пока не проснется яркое солнце,
Не улыбнутся первые синеглазые подснежники. Задаем вопрос:
до каких пор?
–Пока не проснется яркое солнце и не улыбнутся первые синеглазые подснежники.
Обе придаточные части зависят от глагола не поверю в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. Следовательно, являются однородными. Во второй придаточной части пропущен союз пока. Его можно подставить в предложение.
Я не поверю весне, пока не проснется яркое солнце и пока не улыбнутся первые синеглазые подснежники.
Если однородные придаточные соединены одиночными союзами
запятая между ними не ставится. Например,
[Вздрогнем], (если вдруг взметнет птица) или (лось протрубит вдалеке).
В данном предложении однородные придаточные части
Если вдруг взметнет птица
и Лось протрубит вдалеке
поясняют главную часть
Вздрогнем. Придаточные соединены одиночным союзом или, поэтому запятая между ними не ставится.
При неоднородном подчинении придаточные части могут относиться к одним и тем же словам в главном предложении, однако они отвечают на разные вопросы. Такие придаточные называются неоднородными (или параллельными). Например,
(Когда у меня в руках новая книга), [ я чувствую ], (что в мою жизнь входит что-то живое, чудесное).
Когда у меня в руках новая книга,
Что в мою жизнь входит что-то живое, чудесное Обе придаточные зависят от глагола чувствую в главной части. Задаем вопрос:
что?
–Что в мою жизнь входит что-то живое, чудесное.
–Когда у меня в руках новая книга.
Видим, что придаточные предложения зависят от одного и того же слова в главном, однако отвечают на разные вопросы. Следовательно, они являются неоднородными. Перед нами предложение с неоднородным подчинением. Построим горизонтальную схему данного предложения:
Построим вертикальную схему предложения:
При последовательном подчинении придаточные части образуют своеобразную цепочку: первая придаточная (1-й степени) зависит от главной, вторая (2-й степени) – от первой, третья (3-й степени) – от второй и так далее. Например,
[Главное в том ], (что проза, (когда она достигает совершенства), является подлинной поэзией ).
В данном примере главное предложение
Главное в том. От него зависит придаточная часть
Что проза является подлинной поэзией. Поставим вопрос от указательного слова в том:
в чем?
– Что проза является подлинной поэзией.
От этой придаточной части можно задать вопрос ко второй придаточной: Является поэзией
когда?
–Когда она достигает совершенства. Значит, вторая придаточная часть поясняет первую. Поэтому перед нами последовательное подчинение.
Построим схему предложения.
При комбинированном подчинении одновременно представлены разные виды подчинения: однородное, параллельное и последовательное. Например,
[В грустные минуты я себя утешал тем ], (что поэт не умирает) и ( что Пушкин мой всегда жив для тех ), (кто его любил).
В данном примере главная часть
В грустные минуты я себя утешал тем. От нее зависят две придаточные
Что поэт не умирает
и Что Пушкин мой всегда жив для тех. Эти придаточные отвечают на один и тот же вопрос, относятся к словам утешал тем в главной. Следовательно, представляют однородное подчинение. Третья придаточная часть
в свою очередь зависит от второй придаточной, от слов
жив для тех. Представляет собой придаточную часть второй степени при последовательном подчинении.
Следовательно, перед нами сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением. Построим схему предложения:
Горизонтальная схема предложения: [ гл.+тем ], (что ) и (что… гл.+тех ), (кто ).
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными можно разделить на четыре группы:
- с однородным подчинением;
- с неоднородным подчинением;
- с последовательным подчинением;
- с комбинированным подчинением.
При однородном подчинении все придаточные связаны с одними и теми же словами в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. Такие придаточные части называются однородными.
При неоднородном подчинении придаточные части могут относиться к одним и тем же словам в главном предложении, однако будут отвечать на разные вопросы. Такие придаточные называются неоднородными (или параллельными).
При последовательном подчинении придаточные части образуют своеобразную цепочку: первая придаточная (1-й степени) зависит от главной, вторая (2-й степени) – от первой, третья (3-й степени) – от второй и так далее.
При комбинированном подчинении одновременно представлены разные виды подчинения: однородное, параллельное и последовательное.
Источник
Стихотворение и анализ «Я пришел к тебе с приветом…»
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Краткое содержание
Перед читателями предстаёт картина, состоящая из нежной палитры весеннего утра, в которой автор встречает свою избранницу. Стихотворение повествует о лирическом герое, пришедшем к своей возлюбленной, чтобы передать ей привет. Он делится с ней своими впечатлениями от окружающего мира, желает доброго утра, приносит счастливую весть о начале весеннего дня.
А. Зорюков. Май. Березы. 2011
Герой приходит вовсе не на свидание, а лишь для того, чтобы «рассказать, что солнце встало». Восхищение девушкой смешивается с восхищением красотами окружающей природы, которая неторопливо просыпается, готовясь к новому дню.
Герой стихотворения, словно проснувшийся лес, «весенней полон жаждой». Буквально накануне он виделся со своей любимой «с той же страстью». Душа его, как весенний лес, полна счастья и «служить готова» своей музе. Герой пришёл, к любимой, чтобы рассказать ей, что отовсюду на него «веселье веет». Он готов запеть от нахлынувших эмоций любви и восхищения от вида пробуждающейся природы. «Песня зреет» в душе поэта, он переполнен любовью, как весенний лес переполнен солнцем и птичьими трелями.
Анализ
Погружаясь в мир поэтических строк, написанных Афанасием Фетом, нельзя не заметить, насколько обострённо автор ощущает природу. Всё то, что происходит, не зависит от человеческого желания, воспринимается им как самое естественное, бесценное и великое. Справедливо будет сказать, что для Фета природа является самостоятельным живым существом, у которого есть собственные желания, манера поведения и темперамент.
Читая эти замечательные стихотворные строки, легко увидеть, что поэт уделяет огромное внимание мельчайшим деталям. Благодаря детализированному описанию окружающего пространства, картина природы приобретает особенный вид. Афанасий Фет уделяет пристальное внимание даже тем нюансам, которые, с первого взгляда, не имеют ключевого значения – это отличительная особенность его творческого выражения.
Песня, которая рождается в сердце поэта, является отражением его счастья. Он страстно желает поведать своей любимой о происходящем в природе и в душе: поэт переполнен любовью, поэтому ему жизненно необходимо поделиться ею. Точно так же необходимо лесу встрепенуться, запев о весне звонкими птичьими трелями.
Читателям 21 века может показаться, что Фет просто взял и нанизал свои впечатления о весеннем утре друг на друга. Но, это ошибочное мнение: дело в том, что в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом» вы не найдёте ни одной случайной строки. Каждая поэтическая строчка – это зеркальное отражение состояния души лирического героя.
История
Доподлинно неизвестно, кому именно посвящены эти стихотворные строки. В момент создания данного произведения Фет был молод: ему исполнилось лишь двадцать три года. Он не состоял в браке, и не был помолвлен. Возможно, именно поэтому история появления этих стихотворных строк на свет так и осталось скрытой от сторонних глаз. Стихотворение родилось в 1843 г. Тогда же это замечательное стихотворение напечатало литературное издание «Отечественные записки».
Персонажи и образы
Этот шедевр пейзажной лирики дарит читателям галерею великолепных, ёмких, насыщенных образов:
- два центральных образа – образ просыпающейся природы и образ юноши, недавно познавшего счастье любви. Окружающий мир у поэта лучезарен: природа вся, словно светится изнутри под лучами восходящего солнца. Фет пишет: «что оно горячим светом по листам затрепетало…». Вся природа буквально оживает, наполняясь тёплым светом.
- образ лирического героя – поэт пребывает в таком же чудесном расположении духа, как и сама природа. Яркие чувства побуждают его прийти к возлюбленной, подарив ей всего себя: «что душа всё также счастью и тебе служить готова». Герой находится под впечатлением и от любимой, и от природы – всё это навевает на него радость, которую он желает выплеснуть в песне: «отовсюду на меня весельем веет… буду петь, но только песня зреет».
- образ леса – ему отведена особая роль. Лес у поэта, подобно человеку, пробуждается и начинает движение. Фет пишет: «лес проснулся… веткой каждой, каждой птицей встрепенулся…».
- образ возлюбленной героя – он буквально сливается с образом весны, такой же молодой и прекрасной. Поэт очарован своей любимой, но точно так же он восхищается и окружающей его природой, проснувшейся от длительного зимнего сна.
- образ солнца в стихотворении представлен как яркое олицетворение жизни. Солнце «горячим светом по листам затрепетало», пробуждая деревья проснуться.
- образ весны – в тексте стихотворения он раскрывается путём постоянной переклички с душевным настроем лирического героя, который буквально пронизан моментами весенней радости.
Темы и настроение
Первой ключевой темой данного стихотворения является тема любви. Лирический герой с восторгом рассказывает о своих чувствах к возлюбленной, сравнивая их с восходом солнца, весенним преображением леса.
Второй ключевой темой является тема природы. Любое движение души человека напрямую связано с окружающим его миром. Страстный любовник в природе – это лес: он тянется к солнечному теплу, желая поведать миру о своей любви. Гармоничный союз леса и солнца рождает богатую палитру красок, ароматов, звуков, вдохновляющих поэта.
Третьей ключевой темой стихотворения является тема счастья. Афанасий Фет рассуждает об этом: он видит счастье в любви, искреннем служении своей возлюбленной: «Что душа всё так же счастью и тебе служить готова».
Произведение наполнено настроением весны, излучает ауру абсолютного счастья и восторга. По тональности оно особенно созвучно первой влюблённости человека.
Композиция
Стихотворное произведение «Я пришёл к тебе с приветом» содержит четыре строфы. По смысловой наполненности его справедливо разделить на две части:
Первая строфа – это описание увиденного небесного светила, находящегося, вслед за ночью, в состоянии волнения. Строкой «по листам затрепетало» поэт виртуозно передаёт ощущение счастья. Солнечный диск – символ полноценности жизни. Солнце посылает горячий свет, который, трепеща по листам, способен пробудить спящий лес. Возлюбленная настолько сильно очаровала лирического героя, что тот готов выразить своё душевное состояние. Здесь любая деталь природы играет незаменимую роль: «Лес проснулся веткой каждой, каждой птицей встрепенулся».
Вторая часть стихотворения отражает чувство пробуждения и невероятного счастья лирического героя. Вторя часть, аналогично части первой, состоит их двух строф. Здесь в единое целое соединились горячие чувства любви, желания, страсти и, затем – вырвались на свободу в виде признаний. Лирический герой легко и спокойно повествует миру о своих переживаниях, давая понять о том, что вновь и вновь готов пережить радостные эмоции любви. Герой напрямую связывает собственное чувство счастья с творческим началом: в душе у него уже «зреет песня». В стихотворении предельно просто соотносятся сердечные переживания влюблённого юноши и пробуждение окружающей его природы.
Жанр, направление, размер
- Жанр произведения «Я пришёл к тебе с приветом» – лирическое стихотворение, относящееся к любовной лирике.
- Направление данного произведения – чистое искусство. Поэт воспевает красоту окружающего мира, описывая его с максимальной лёгкостью, красочностью, в мельчайших подробностях. Он заявляет о высоких чувствах, ощущениях, возвышенных мыслях.
- Размер – произведение представляет собой четырёхстопный хорей. Данный стихотворный размер позволил Афанасию Фету максимально точно передать настроение лирического героя и придать произведению окраску разговорной речи, как если бы лирический герой действительно беседовал со своей избранницей.
- Тип рифмы – светлое впечатление от данного стихотворения многократно приумножается, благодаря наличию перекрёстной рифмы.
Средства выразительности
Данное стихотворное произведение может похвастаться многообразием троп. Буквально любая деталь имеет огромное значение, когда поэт описывает яркое утро:
- Лирические повторы – неоднократное использование глагола «рассказать», сигнализирует о невозможности сдержать чувство восхищения перед рассветом. Повторение союза «что» является указанием на бесконечную последовательность эмоций, чередующих друг друга. Яркую гамму таких впечатлений испытывает лирический герой, когда наблюдает за тем, как зарождается утро.
- Звукопись и аллитерация – они работают на усиление эмоционального фона. Повторение звуков «а»/«о» и аллитерация придают чёткость стихотворному ритму.
- Олицетворение – у Афанасия Фета «лес проснулся», «солнце встало». Благодаря олицетворению, природа становится вровень с лирическим героем, помогая ему в передаче собственных переживаний.
Целям выражения эмоций, точной передачи мыслей героя, служат определённые выразительные средства:
- эпитеты – «горячий свет», «весенняя жажда»;
- метафоры – «лес, полон весенней жаждой», «душа служить готова», «весельем веет», «песня зреет»;
- сравнения – «с той же страстью, как вчера».
Богатство выразительных средств наполняет яркостью стихотворное «полотно». Это позволяет читателю проникнуться возвышенным душевным настроем лирического героя. Данные выразительные средства, используемые поэтом, созвучны стилистике стихотворения. Это пронзительно лёгкое произведение позволяет ощутить восторг перед красотой внешнего мира, провоцируя читателя разделить эти чувства.
Проблематика и основная идея
Искренняя любовь способна преобразить человеческую личность, словно солнечные лучи – лесную чащу. Без любви, говорит Афанасий Фет, человеческое существо не сможет полноценно жить, как не сможет жить без тепла и света.
Природа и человек в стихотворении имеют глубинную, неразделимую связь: буквально в любом проявлении природной стихии, лирический герой видит близкие для себя эмоции.
Главная идея этого стихотворения в том, что человек должен находить своё счастье в чувстве взаимности с природой: именно на этом строится мир. Все любимы, и все любят в этой светлой песне любви – и деревья, и стаи птиц, и горячее солнце!
Источник