Меню

Клод моне впечатления восходящего солнца

Зарождение импрессионизма: Клод Моне и его шедевр «Впечатление, восходящее солнце»

Никто не мог себе представить, что небольшая картина, написанная Клодом Моне в 1872 году станет станет причиной скандала и революционного переворота в живописи. Название этой картины: «Впечатление» по французски звучит impression (импресьон), и дало название новому направлению в живописи, названного импрессионизмом.

В то время Клод Моне был молодым художником, который пытался выставлять свои работы в основном салоне в Париже, эту выставку проводила один раз в год Королевская Академия Живописи и Скульптуры. Но попытки эти были безуспешны. Тогда несколько художников объединились и организовали свою выставку, назвав ее Первой Выставкой Анонимного Общества Художников. Моне был в поиске своих сюжетов, своей техники. Он хотел нарисовать свет. И работа «Впечатление. Восход солнца» как раз и отвечала его представлениям о живописи.

Моне писал об истории создания этой картины: «Для меня солнечный свет был источником вдохновения, каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима. В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое. На восходе освещение постоянно меняется, его нужно писать сразу же, каждый оттенок. И не говорите мне, что в студии можно воссоздать все по памяти. Главное поймать момент. Сколько у меня было времени? Минут десять, не более, я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки. Тонкие переходы цвета, легкая основа. Небо, доки, вода и бесчисленное количество оттенков серого. Более быстрые, резкие мазки — мачты на лодках, очертания пристани теряющиеся в восходе. И, наконец, огненными тонами само солнце!» На вопрос понимал ли художник значимость этой картины для искусства, Моне усмехнулся и сказал: «Я просто писал, еле поспевая за светом, для меня эта работа была очередной, которую не удастся продать.»

Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце. 1872 год. Холст, масло, 48х63. Музей Мармоттан-Моне, Париж

Выставка Отверженных художников с треском провалилась. Некоторые посетители, даже, требовали вернуть им входную плату. особенно досталось полотну Моне. В чем только его не обвиняли, и в неумении рисовать и в издевательстве над зрителями. Один из посетителей сказал, что обои на стенах в выставочном зале гораздо выразительнее, чем эта картина. Некоторые источники утверждают, что Моне пытался подраться в одним из посетителей, который высмеивал его картину.

Журналист Луи Леруа из сатирического журнала «Шаривари» в своей статье назвал молодых художников «впечатленцами» (импрессионистами) и, с его легкой руки, это название и прикрепилось к этому направлению в живописи.

Особенность Клода Моне, как художника в том, что он писал внешний мир, писал природу, его мало занимали сцены жизни, его интересовало состояние природы, впечатление произведенное природой. Художественный критик и поэт Шарль Бодлер, высказывался о написании картин. Он говорил, что картина должна быть написана так, что если ее перевернуть, она не должна ничего потерять в своем живописном содержании. Именно так и писал Клод Моне, его картина «Впечатление. Восход солнца» настолько сбалансирована, настолько отражение воды в небе, неба в воде похожи, как в игре волшебных зеркал. Так что если перевернуть эту картину, она ничего не потеряет.

На этой картине мир теряет свою материальную плотность. Воздух, вода, туман, дымка — все это смешалось в нашем видении и понимании. Нет отдельно людей, лодок, порта, а есть данный момент, минутный всплеск вечности, именно это и является «героем» картины. До Клода Моне человек и все человеческие отношения являлись «героем» картин, а теперь человек включен в это пространство, как неотъемлемая его часть. Вы не можете понять, где кончается человек и лодка и начинается вода и это ощущение охватывает и завораживает вас. Эта картина ничему вас не учит, не призывает на баррикады, глядя на нее вы отдыхаете, расслабляетесь и, непостижимым образом, набираетесь новых сил.

Почему мы так любим картины Клода Моне? Не только потому, что смотреть на них это чистое эстетическое наслаждение, но еще и потому, что он позитивен, его картины излучают свет, они положительны, они затрагивают самые светлые струны человеческой души. Импрессионист Камиль Писсаро сказал о Клоде Моне: «Он освободил мое сознание».

Освобождение сознания — это и есть основное, что притягивает нас в творчестве великого художника ХIХ и ХХ столетия Клода Оскара Моне.

Публикация написана по материалам документальных фильмов BBC, проекта Энциклопедия, авторских программ на канале «Культура» Паолы Волковой.

Источник

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце»: описание картины

Клод Моне, ставший основателем импрессиониста, написал полотно “Впечатление. Восходящее солнце” в 1872 году. На картине изображен старый порт Гавр. Картина писалась в порыве вдохновения, когда восходящее солнце с каждой минутой окрашивает небо в новые цвета. У художника было не более десяти минут, чтобы успеть создать очертания матч, прорисовать воду, обозначить солнце и добавить переливы солнечных лучей. Он торопился передать все оттенки небосклона, пока дневное светило не добавило новых цветовых переходов.

Читайте также:  Утомленные солнцем квн звездные войны

Клод Моне, вспоминающий о создании полотна: “И не говорите мне, что в студии можно воссоздать все по памяти. Главное поймать момент. Сколько у меня было времени? Минут десять, не более, я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки.”

История у картины действительно необычная. Именно эта работа послужила толчком для развития нового художественного направления в живописи. В 1874 году данное творение было представлено на независимой выставке, однако усилия Моне оценили не все. Журналист Луи Леруа назвал художников импрессионистами (что в переводе означает выпечатленщики), высмеяв представленные полотна. Но разгромный текст не расстроил творца, вместо этого Клод Моне и его единомышленники стали продвигать новое направление, взяв название для собственной группы из статьи Луи.

Холст был размещен в музей Мармоттан, где до сих пор хранятся многие полотна Моне. В 1985 году картина была украдена, вернули ее на место спустя 5 лет – в 1991 году.

Моне, как и многим импрессионистам, присуща зацикленность на цветовой гамме полотна. Художник много времени уделял цветовой составляющей картины, хотя многие посетители выставки даже не догадывались об этом. “Впечатление. Восходящее солнце” выполнена с минимальным количеством оттенков – промозглое утро в синеватых тонах, да солнце, подернутое дымкой холодного воздуха. Дневное светило могло бы стать ярким акцентом на картине, но и оно выглядит мрачным, окутанным в оковы отступающей ночи.

Французский импрессионист специально показал порт минималистичным и холодным, именно таким его видели местные жители – небо плавно перетекало в глубокое море, солнечный круг с отливом на воде, смутные очертания палуб причаливших кораблей.

Однако минимальный набор цветов не сказался на атмосфере самого полотна. Оно выглядит насыщенно и живо, идеально передает картину того раннего времени суток, позволяет почувствовать прохладный чистый воздух, да шум волн.

Источник

«Впечатление. Восходящее солнце» Моне

Художник стал первым, кто низверг человека с пьедестала «главного героя» и возвел туда свет. Это кардинальным образом изменило культуру.

Во времена Клода Моне слово «импрессионизм» было грубым оскорблением. Однако художника, с чьей картины и началось это явление в живописи, это нисколько не волновало. Его вообще мало заботили люди, он даже не тратил время на полотна с ними. Что Моне действительно увлекало, так это природа.

Сюжет

«В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое, ведь на восходе освещение постоянно меняется. Его нужно писать сразу же, каждый оттенок. Сколько у меня было времени? Минут 10, не более. И я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки». Вот так было создано программное произведение, с которого и начался импрессионизм.

Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра. В этом городе Моне вырос и впервые осознал себя художником.

Каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима, утверждал Моне. Мы видим на полотне бесчисленное количество оттенков серого. Резкими мазками даны мачты и доки. И огненными тонами само солнце. Такие смелые размашистые мазки многим современникам казались неопрятными, даже грубоватыми. Немало было тех, кто посчитал полотно незавершенным этюдом. Посетители выставки, на которой картина была представлена, возмущались, заявляя, что даже обойная бумага смотрелась бы лучше.

Кстати, среди более поздних исследователей творчества Моне были те, кто называл картину эффектом Луны в тумане, полагая, что художник изобразил не восход, а закат. Чтобы развеять сомнения, американский исследователь, изучив фотографии и метеорологические данные, выяснил, что полотно могло быть написано только 13 ноября 1872 года в 7:35.

Контекст

Клод Моне был новатором. Его интересовали состояния природы, впечатления от нее. Что же до сцен из жизни людей, то, в отличие от его современников (например, Дега, Ренуара, Мане, Сезанна), он совершенно не заботился тем, что происходило с людьми, и очень редко писал жанровые сцены.

Главный герой на его картинах — свет и его игра. Свои работы Моне писал быстро — пока не менялся свет. Ведь с изменением света меняется и смысл картины. Изображение одного и того же мотива (например, одного из порталов Руанского собора или стога сена) в разное время дня дает разное впечатление, а потому представляет разное содержание. Этот принцип стал одним из важнейших в искусстве последующих десятилетий.

Моне стал современником всех художественных направлений конца XIX — начала XX веков. Он говорил так: «Техника меняется, но искусство отается тем же самым: это свободное и эмоциональное изображение природы».

Судьба художника

Клод Моне родился в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе Клоду не нравилось, он большую часть дня проводил у моря, на скалах или в порту. На уроках же мальчик разрисовывал тетради карикатурами учителей и одноклассников. К 15 годам Моне был известен на весь Гавр как чрезвычайно талантливый карикатурист. Ему начали заказывать портреты, а подросток, не растерявшись, стал этим зарабатывать, чем поверг в шок своим почтенных родителей.

Читайте также:  Две когда все против солнце за нас

Благодаря карикатурам о Моне узнал художник Эжен Буден, который научил юношу серьезному отношению к живописи и заставил смотреть на мир иначе.

Именно он воспитал у Клода привычку писать с натуры и доверять впечатлениям. Буден считал, что нужно «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное».

К 18 годам Моне окончательно уверился, что хочет стать художником. Родители в целом поддержали эту идею, но не могли особенно помочь с деньгами. В Париже, куда Клод поехал учиться, он (не сразу, конечно, были и годы бунтарского отказа от работы в студии) постепенно нашел себе учителя и единомышленников.

Несколько лет проведя в Англии и Голландии, художник в начале 1870-х вернулся на родину. К тому времени он уже был женат и с детьми. Финансовое положение было тяжелым, семья жила в деревне, чтобы сократить расходы. Положение изменилось к началу 1880-х. Картины начали приносить прибыль, и художник смог купить дом в Живерни, где он и провел остаток лет.

За несколько лет до смерти Моне начал терять зрение — врачи поставили диагноз двойной катаракты. Перенеся две операции, Моне стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые краски. Именно поэтому на его последних работах лилии, которые здоровый глаз видит в оттенках белого, Моне написал голубоватыми.

Источник

Впечатление. Восходящее солнце — Клод Моне

Немного сыщется в истории живописи картин, в честь которых давали бы название целому направлению. Картина Клоде Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872) — как раз такой случай. Любой, даже самый далекий от искусства человек наверняка краем правого или левого уха слышал о таком течении в живописи, как импрессионизм — потому что не услышать о нем нельзя. Это самый авангардный прорыв в изобразительном искусстве 19-го века, настоящая революция, которая, так уж получилось, была названа по имени этой совсем небольшой (48 х 63 см) и, на первый взгляд, совершенно невзрачной картины Моне, название которой в оригинале выглядит следующим образом: Impression, soleil levant (фр.)

Сегодня слово «импрессионизм» давно обрело культовый статус. Стоит произнести его, и в воображении, окутанном романтической дымкой — совсем как на картине «Впечатление» Клода Моне — тут же возникает веселая и беззаботная ватага французских художников, прожигавших жизнь в увеселительных заведениях, водивших дружбу с проститутками, не имевших за душой ни единого су — и писавших при этом восхитительные полотна, ниспровергавшие напрочь весь скучный академический вздор, который в 19-ом веке все еще продолжали называть живописью.

Продолжали, понятно, по инерции — поскольку живописи там давно уж не осталось: только мертвое ремесло, общественное признание, денежные заказы и страх нарушить хотя бы на полшага заданные предшественниками и одобренные общественностью рамки.

У Моне, Мане, Сислея или Дега ничего этого не было: ни денег, ни признания, ни, тем более, страха. Боятся лишь те, кому есть, что терять. Как истинные революционеры от искусства, эти молодые люди, патологически не желавшие становиться частью системы, которую они осознанно отвергли и предали, упорно пытались проторить в искусстве свою собственную стезю — и, агрессивно противопоставив себя традиции, вряд могли рассчитывать на теплый прием.

«Прием» и не был — теплым. Вердикт как публики, так и коллег по цеху, был однозначным: бездарная мазня и барахло. Шлак. Отстой — используя более близкие нашему времени категории. Это сегодня при слове «импрессионизм» сразу пахнет абсентом, гениальностью и Парижем — а в те времена, когда все начиналось, от него несло сточной ямой. Слово «импрессионизм», между прочим, было придумано как ругательство — если совсем уж придерживаться исторической правды.

Изобрел этот оскорбительный термин Луи Леруа — не самый талантливый французский драматург и журналист. 25 апреля 1874 года в сатирическом журнале Le Charivari, с которым сотрудничал Леруа, была опубликована его статья, посвященная первой выставке «тех самых французов» — Моне, Дега, Писарро, Ренуара и еще трех десятков «молодых ниспровергателей».

В этой статье, выдержанной в негативно-сатирическом тоне, Леруа, истекая праведной желчью, окрестил восставших против традиции художников «импрессионистами» («впечатленцами»), взяв за основу название картины Моне «Впечатление. Восход солнца».

Язвительный критик даже помыслить не мог, что войдет в историю искусства не из-за своих бездарных пьес или фельетонов, но исключительно благодаря придуманному им «ругательству». Те, кого он пытался оскорбить, не стали, вопреки ожиданиям, открещиваться от нового имени и приняли оскорбление, как награду, с той поры начав именовать себя импрессионистами.

Понятно, что картине «Впечатление. Восходящее солнце», оказавшейся в эпицентре негативного внимания, досталось больше всего. Это живопись? Да вы, должно быть, шутите — даже обойная бумага смотрится лучше! В крайнем случае, эту безобразную серую мазню можно назвать этюдом — но уж никак не картиной! Эдак всякий, кто купит краски и кисть, может сразу назвать себя гениальным художником — раз уж для этого не нужно учиться рисовать!

Читайте также:  Летом при ясной погоде наименьшая температура воздуха наблюдается сразу после захода солнца

Рисовать Клод Моне умел. А еще он, к счастью, обладал совершенно непробиваемым защитным панцирем, от которого любая критика отскакивала, как вишневые косточки от танка. Клод Моне, в определенном смысле, и был танком — тяжеловесным упрямым сыном гаврского бакалейщика, который шел к своей цели: рисовать так, как он считает нужным — слишком трудно и чересчур долго, чтобы какие-то критики могли заставить его усомниться в правильности избранного пути.

Моне не то чтобы недолюбливал критиков — он вообще не принимал их в расчет. Если на то пошло, он и всех людей в целом считал довольно сомнительным экспериментом природы — и потому преподчитал не занимать ими пространство своих работ — за редкими исключениями. Гораздо сильнее ему нравились менее одушевленные вещи — например, кувшинки, или порт родного Гавра, изображенный им в картине «Впечатление. Восходящее солнце».

Для того, чтобы по-настоящему открыть красоту этого места, Моне понадобился сущий пустяк: вырасти, попытать удачи в Париже, пожить в Англии, затем в Голландии, после вернуться на время в город, где всё начиналось — и увидеть его новыми глазами. И не просто увидеть, но и запечатлеть. Причем, запечатлеть не действительность, но впечатление от действительности, возникшее в его персональном восприятии. В этом вся суть, и вся революция, о чем сам Моне в момент написания картины, конечно же, догадывался — но, возможно, не в полной степени.

Клод Моне. «Впечатление. Восходящее солнце».

Мир существует лишь постольку, поскольку его воспринимает конкретный инидивид. И существует он именно в том виде, в каком его воспринимает конкретный индивид — но никак не в общем для всех облике. То есть, доминирующим при изображении действительности должна являться не она сама, но впечатление от нее, и задача художника — верно это субъективное впечатление «ухватить» и передать доступными ему техническими средствами на холсте.

Истинная революционная суть импрессионизма заключается не в смещении акцентов при создании живописного произведения и не в изобретении новых техник письма — но, прежде всего, в утверждении главенства субьективного над объективным, и художника — над реальностью.

Не бывает «действительности общего пользования»; превыше всего — субъективная реальность — заявляют импрессионисты, и в этом с ними трудно не согласиться.

В свое время Ренессанс стал такой же революцией — но там речь шла несколько о другом: о том, чтобы установить в центр творческой Вселенной человека, слега потеснив Бога. Импрессионизм — это прорвавшийся, подобно лопнувшей мозоли, бунт художников против вторичности искусства по отношению к действительности.

Впоследствии, ровно из тех же революционных соображений, Казимир Малевич, задавленный доминантой реальности и жаждущий выбраться из-под ее каменного надгробного гнета, напишет «Черный квадрат», а Пикассо — своих «Авиньонских девиц». И Сальвадор Дали с его «параноико-критическим методом» — не что иное, как продолжение все того же бунта, суть которого остается неизменной: художник не копирует действительность — он ее создает!

Таким образом, картина Клоде Моне, совершенно правильно озаглавленная художником «Впечатление. Восходящее солнце» — это вовсе не вид старого аванпорта Гавра — нет! Это мимолетное, как взмах крыла бабочки, впечатление, возникшее в восприятии Клода Моне 13 нобяря 1875 года в 07:35 утра — и затем с максимальной точностью переданное им на холсте.

Рыбацкие лодки на переднем плане, высокие мачты клиперов, трубы пароходов и подъемные краны, едва видные в утреннем тумане. А где-то там, вдали — упорно пытающееся пробиться к земле красно-оранжевое солнце, окруженное фиолетовым, как и положено у импрессионистов, небесным окном.

Впоследствии, когда импрессионизм все-таки доказал свое право на существование, картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» внезапно обрела в общественном мнении массу достоинств — сама не изменившись при том ни на йоту. Но это как раз не странно, исходя из концепции импрессионизма: ведь люди видят не картину Моне, но всего лишь свое впечатление от нее — мимолетное, как взмах крыла бабочки. А впечатление, как известно, зависит от сочетания немыслимого множества факторов, предсказать которые — невозможно.

Сегодня «Впечатление. Восходящее солнце» считается непревзойденным шедевром мировой живописи и по праву входит во все списки самых известных картин мира», а через сто лет, возможно, об этой картине никто и не вспомнит — чтобы через пятьсот вновь извлечь ее из пыльного небытия и вознести на самый Олимп. Что есть мир, как не бесчисленное множество мгновенных впечатлений, не поддающихся прогнозам, разуму и логике? И разве не этим он прекрасен?

Источник

Adblock
detector