Меню

Кладовые нашей души план смысл названия повести кладовая солнца

Смысл названия сказки — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Смысл названия сказки — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Цель:

— ученик научится адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;

Задачи: (системы действий по достижению цели)

Метапредметная задача (формируемые УУД):

— коммуникативные:

-создать условия для планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в микрогруппе;

-познавательные:

-создать условия для формирования умения извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов; для самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;

— регулятивные:

— создать условия для формирования умения слушать и планировать последовательность действий по поиску информации;

— личностные:

Создать условия для нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Скачать:

Вложение Размер
urok_literatury_6_klass_.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе

Класс, система: 6 класс

Тип урока : открытие нового знания

Технология: деятельностный метод обучения

Тема: Смысл названия сказки — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

— ученик научится адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;

Задачи: (системы действий по достижению цели)

Метапредметная задача (формируемые УУД):

-создать условия для планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в микрогруппе;

-создать условия для формирования умения извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов; для самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;

— создать условия для формирования умения слушать и планировать последовательность действий по поиску информации;

Создать условия для нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор .

Оборудование и материалы: текст сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца», иллюстрации к повести М.Е. Рачёва, презентация с видами русской природы средней полосы России, карточки с вопросами.

Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

( Презентация с видами русской природы средней полосы России)

О, Русь! Малиновое поле!

И синь, упавшая в реку…

Люблю до радости, до боли

Твою озёрную тоску.

Так говорил в стихотворении о своей любви к родным местам, к России, великий русский поэт Сергей Есенин.

-Только ли стихами можно выразить свои чувства, своё отношение к России, родным местам?

Примерные ответы детей:

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

1.Дома вы готовили художественный рассказ о Слепой елани и о Блудовом болоте из «Кладовой солнца». Предлагаю послушать, какие рассказы приготовили ребята.

2.Мы услышали художественные рассказы о тех местах, которые описал в сказке – были М.М. Пришвин, но назвал он её не «Слепая елань» и не «Блудово болото», а «Кладовая солнца».

Дети слушают два художественных рассказа одноклассников, которые сопровождаются презентацией.

Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

1.Знаете ли вы, почему так называется сказка-быль М.М. Пришвина? Какой смысл вкладывает писатель в это название? С какой проблемой мы столкнулись?

Мы не знаем наверняка, почему М.М. Пришвин так назвал своё произведение.

Построение проекта выхода из затруднений.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Какова будет цель нашего урока?

Какова будет тема урока?

Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?

( План коротко фиксируется на доске)

Узнать, какой смысл вкложил в название сказки – были М.М. Пришвин. Почему он так назвал своё произведение?

Смысл названия сказки — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

1.Вспомнить факты биографии писателя. Возможно, там кроется разгадка смысла названия произведения.

2. Ещё раз обратиться к тексту произведения, проанализировать эпизоды, связанные с описанием природы Мещерского края.

Реализация построенного проекта.

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

Какие эпизоды мы возьмём для анализа?

(Умело подводит к выбору нужных, заранее им намеченных эпизодов).

Обучающиеся предлагают эпизоды текста.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

Решение первой задачи .

Обратимся к биографии писателя. Кем был М.М.Пришвин по профессии?

Достигли ли мы цели?

Решение второй задачи.

Групповая работа: анализ эпизодов, ответы на вопросы карточек, озвучивание результатов (Приложение).

Дети ищут или вспоминают , что М.М.Пришвин был естествоиспытателем и агрономом, а значит, он мог рассказать читателю о том, что он знает лучше всего: о полезных ископаемых, о целебных травах, грибах и ягодах. Это ли не кладовая?

Нет, ведь для чего-то автор рассказал историю о Насте и Митраше.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Приём незаконченного предложения.

( Слова для справок и ответы для самопроверки даны на доске и слайде)

1. Щедрые места Мещёры могут принести человеку благополучие и процветание, как приносит свет и тепло………

2. Природа распахнёт перед человеком свои кладовые, если он не будет ……. и не потеряет ……….

3. Соль земли – это щедрые на добро, трудолюбивые, мудрые ……….

Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1 .Итак, как вы думаете, мы достигли цели?

2. Ответили ли на вопрос, почему автор так назвал своё произведение? Какой смысл он вкладывает в слова «Кладовая солнца»?

3.« Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» — восклицает рассказчик. 4 .Только ли о торфе, о клюкве говорится в этой фразе? Как вы её поняли? Может ли она служить «главным выводом»?

5. Как вы поняли заключительные слова «Кладовой солнца»: «А многие до сих пор только и знают…что в них будто бы черти живут; всё это вздор и никаких нет в болоте чертей»?

Ответы детей. Обучающиеся опираются на полученные в результате собственной деятельности с текстом произведения новые знания.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

1. Составьте формулу:

2. Как вы считаете, прав ли автор, вкладывая такой смысл в название сказки – были? Отметьте ответ.

Да Возможно Нет

Создайте собственную «кладовую солнца» любыми творческими средствами.

Источник

Смысл рассказа «Кладовая солнца» Пришвина

М.М. Пришвин сам определил жанр своего произведения «Кладовая солнца» — сказка-быль. Это произведение наполнено душевной теплотой, чистотой и нежностью. Именно М.М. Пришвин выделяется среди авторов своим особенным отношением к природе. Но что означает понятие «кладовая солнца»? Попробуем разобраться, какой истинный глубокий смысл заложил автор в своё произведение.

Смысл названия рассказа «Кладовая солнца»

Заглавие книги «Кладовая солнца» метафорично. Это своеобразный отсыл читателей к чудесным сказкам и волшебному устному народному творчеству. Кладовая солнца в одноименном рассказе символизирует огромные залежи торфа, найденные детьми. Для жителей того сложного времени это были невероятные богатства.

Однако кладовая солнца говорит не только об источнике света и тепла. Это собирательный образ внутреннего богатства человека. Простые люди имели чувство сострадания к ближнему, они не завидовали успехам другого. Персонажи стремились жить в согласии не только со всем обществом, но и с самим собой. Смысл заглавия рассказа «Кладовая солнца» в том, чтобы показать добрые помыслы и душевное отношение к каждому.

Смысл произведения «Кладовая солнца»

События рассказа «Кладовая солнца» разворачиваются недалеко от городка Переяславль-Залесского. В книге описан тяжёлый период Второй мировой войны. Главные персонажи произведения — дети с их чистыми помыслами и большими ясными глазами. Герои решили сходить недалёко в лес за клюквой. Именно там они и наткнулись на залежи торфа огромных размеров. В те сложные времена торф являлся источником тепла. Находка маленьких персонажей была очень важной и ценной. Теперь в посёлке можно было не волноваться по поводу тепла. Торф был отличным средством для добывания огня.

Однако эта сказка-быль не только рассказывает об удивительной и полезной находке. В произведение включено несколько невероятных историй, представляющих определённую значимость. Из рассказа старого охотника мы узнаем вопрос, который его больше всего волнует. «Что есть правда?» Действительно, эта тема остается актуальной и в наше время.

Смысл произведения «Кладовая солнца» заключается в раскрытии понятий «любовь к ближнему» и «любовь к природе». Автор считал, что мы живет в чудесном мире, который таит в себе огромные богатства. Важно только научиться правильно ими пользоваться. Нельзя пренебрегать предупреждающими об опасности знаками природы. Нужно прислушиваться к дуновению ветра, внимательно следить за капельками росы и с уважением относиться в животному миру.

Смысл книги «Кладовая солнца»в том, чтобы показаться читателю, что природа является нашим другом. Только при условии любви к окружающему миру мы можем построить доброе искреннее общество, которое будет чтить свои корни. Человек не может существовать вне природы. Несмотря на новейшие технологии, прогресс и последние разработки мы тесно связаны с окружающим миром. Эту связь никогда нельзя обрывать. Иначе мы погубим источник всей нашей жизни.

Это произведение раскрывает истинные ценности, которые актуальны во все времена. Автор чётко описывает человеческие качества, которые помогают людям оставаться людьми. Доброта, взаимопомощь, участие, сострадание. В душе человека не должно остаться места для равнодушия, недоверия, неприязни, зависти.

Смысл финала произведения «Кладовая солнца»

Книга «Кладовая солнца» насквозь пронизана любовью к природному миру. М.М. Пришвин — автор, который не оставляет без внимание ни одно явление. Он холит, уважает природу. Автор рассчитывает, что с помощью своих рассказов он заставит людей пересмотреть свои взгляды на жизнь и на окружающий мир.

В финале произведения маленькие герои нашли несметные богатства в виде залежей торфа. Кажется, это просто топливо. Но для жителей военного времени торф являлся кусочком солнца. Топливо было источником жизни. Люди очень трепетно и бережно относились к природе, и она отвечала им тем же. Смысл финала произведения «Кладовая солнца» заключается в том, чтобы научить людей верить в чудеса. Иногда для счастья необходимо так мало, а мы упорно этого не замечаем. Людям нужно быть ближе к природе, ценить то, что она нам преподносит. Именно в этом случае наше существование будет обречено на радость и успех.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 2.7 / 5. Количество оценок: 3

Источник

Урок по литературе на тему «Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»(6 класс)

Тема урока : Урок развития речи по сказке-были М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Человек – добрый и мудрый хозяин природы. Вековечная правда любви. Смысл названия сказки-были. Подготовка к сочинению.

Цели: раскрыть замысел писателя-показать единство человека и природы, понять нравственный смысл произведения, метафорический смысл сказки-были; обратить внимание детей на особый пришвинский стиль, пробудить интерес к творчеству писателя;

прививать любовь к природе, к труду как нравственной основе жизни, воспитывать доброту, отзывчивость в детях; развивать речь, творческие способности.

Эпиграф к уроку.

Если бы природа могла чувствовать благодарность к

человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и

воспел её красоту, то прежде всего эта благодар-

ность выпала бы на долю Пришвина.

Быть может, никто из русских писателей не проник в самые сокровенные тайны природы так глубоко, как Пришвин. Изучению этих тайн он посвятил почти всю свою жизнь. И вместе с тем, он всегда утверждал, что главное для него не природа, а человек и что он стремится «искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека».

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю», — писал он. Общение с природой, по мнению Пришвина, помогает человеку расти духовно, воспитывая в нём доброту, мудрость, чувство прекрасного, бескорыстие.

Вы все прочитали быль-сказку «Кладовая солнца».

Основной вопрос на уроке: «Кто помогает человеку остаться достойным своего звания?»

2.Реализация домашнего задания.

-Выставка рисунков ребят. Представление иллюстрации.

-Чтение наизусть отрывка «Ель и сосна», «Тетерев-косач» и т.д.

3.Беседа по содержанию.

-Вспомните героев сказки и попытайтесь определить главных. ( Дети, соседи. Волк, Травка, тетерев, лось, ель, сосна).

-Итак, главные герои – люди и природа. Сказочное и реальное переплетается. Отсюда жанр — быль- сказка. Пришвин обладал совершенно неповторимым видением природы, переданным им в ярких художественных образах. В слове проявляется любовь к природе.

-Зачитайте описание Косача.

-Найдите описание ягод в 7 главе.

-С какой любовью и трепетом описывается каждая ягодка!

И это не случайно: каждая ягодка для художника Пришвина – маленькое чудо, драгоценность.

Вся наша «обычная» природа для Пришвина нечто удивительное , прекрасное , чему нет цены.

-Теперь обратимся к сюжету сказки-были. Какое событие является завязкой произведения?

-Кто из них, по-вашему, прав и почему?

-Какую роль в развитии событий играет природа? Как вы понимакте смысл притчи о сосне и ели?

-Найдите доказательства тому, природа предвещает недоброе. (Плач сосны и ели; облако, которое как холодная синяя стрелка… « пересекло пополам» восходящее солнце; тревоги добавляет ветер, из- за которого сосна простонала, ель зарычала).

-Каким местом представляется Блудово болото? ( Тревожным, опасным, страшным. Сама природа как бы пугает не только человека, но и зверя).

-Что мы узнали о палестинке? ( Она чудесна и богата, о ней знают все. Но не всем она даётся. Много погибло людей, желающих найти её. Дети ссорятся, и разными дорогами идут к ней. На пути Слепая елань. Наши герои идут на поиски палестинки, но на их пути встречается много препятствий, преодолеть которые им помогает природа).

Пересказ эпизода «Настя на палестинке».

-Какой мы видим Настю на палестинке? ( Забывает обо всём, теряет человеческий облик).

Кто противопоставляется Насте? (Антитеза)

-Лось. «Огромный, но беззащитный лось обходится малым: осиновой корочкой и лепестками болотного трилистника».

-Почему лось не убегает от Насти?

-Глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека: у неё все повадки зверей, на которых он смотрит равнодушно, как на бездушные камни.

-Какая фраза писателя подчёркивает ничтожность человеческой жадности?

-«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?»

Настя и пень. Что у них общего?

-Оба они собирают: Настя клюкву, пень — тепло. Настя для себя, пень для других – отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце.

-Есть ли сходство между девочкой и змеёй?

-Девочка,боясь, что кто-то оберет клюкву, ползает по земле, она сама как бы становится змеёй.

-Что же заставляет девочку опомниться?

-Змея зашипела, Настя испугалась, вскочила. И тут только лось признал в ней человека.

-Кто же помог Насте вспомнить, что она человек?

-Итак, природа помогла человеку остаться достойным своего звания.

4. Анализ эпизода.

-Выразительное чтение отрывка «Тот сильный порыв ветра». Обратить внимание на глаголы. Их роль в тексте.

-Уменьшение шума, по нисходящей линии.

5.Пересказ отрывка « Митраша в беде».

-Почему Митраша попал в беду?

-Почему здесь вспоминаются слова Антипыча: «Ходите вы, ребята,….»?

-Почему Антипыч возникает на фоне природы?

-Природа символизирует чистую душу. Антипыч- это обычный человек, добрый и мудрый, память, о котором осталась в людях, и это помогает живым, Антипыч – это все

добрые и мудрые люди, а вернее – это народ, его мудрость, его душа.

-Обратите внимание на речь Антипыча?

-Говорил пословицами и поговорками, загадками. Он много знал, к нему приходили за советом. Он хранитель правды.

-Почему после того как Митраша выбрался из болота, автор говорит о нём «как настоящий большой человек», а раньше всё маленький человек?

-Он стал большим человеком, потому что теперь многое понял, испытал, сумел понять природу и воспользовался этим знанием, чтобы спастись.

-Дома вы проводили наблюдение за поведением Митраши и Травки. (Проверяем).

Исследовательская работа по тексту.

Действия Митраши. Реакция Травки.

1. Заметила. Хозяин или нет?

2.Заметил. Узнал. Огонёк в глазах. Скорее всего Антипыч. Еле заметно виль-

3.Назвал по имени. Мгновенно легла.

4.Позвал. Тихонечко поползла.

5.Хитрил. Поползла с остановками, чувствуя неиск-

6.Схватил за заднюю лапу Рванулась прочь. «Неужели?»

7.Встал, отряхнул грязь, позвал как Узнала Антипыча, кинулась на шею.

настоящий большой человек.

-Так о какой же правде говорил Антипыч? Перешепнул ли Антипыч свою правду Травке?

В чём эта правда?

-Найдите в тексте и зачитайте размышление автора о загадочных словах Антипыча: в чём его большая человеческая правда? (конец 9 главы).

-В словах Антипыча великая мудрость. Природа –добра и щедра, но нужно её знать и изучать. Один и тот же поступок может быть совершён по разным причинам. Пример тому Травка и Серый Помещик. Их вела на палестинку «беда человеческая», но цели у них разные? Какие?

-Для Травки «беда человеческая» — её собственная беда. Ихотя она голодна, она не бросается на хлеб, пытается утешить Настю и воет(плачет) вместе с ней. Травка – умная, верная собака.

А Серый Помещик – враг человеческий, беда радует его возможностью поживиться. Вот почему он не идёт, не крадётся ,а « машет»

-Почему воет собака, почему волк?

-Одна — от любви к человеку, а другой — от неизбывной злобы к нему..

-В чём состоит счастье для Травки?

-Жить для человека, для своего хозяина и друга.

-Счастье для любого человека- это жить для других, быть нужным, приносить помощь, делать добро. Среди диких животных царит другой закон: «только успей, урви что-нибудь». «Каждый для себя»,- так живут вороны, умные на поганое дело сороки, волк Серый Помещик.

7.Работа с текстом.

-А теперь обратимся к тексту. Какова же роль солнца в жизни природы?

-«…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем солнце отдавало тепло.

-Находим ли мы правду Антипыча у солнца или, наоборот, правду солнца у Антипыча?

-Правда солнца – та же правда Антипыча. Суть её в том же: любовь, добро, тепло и свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод её омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке.

-Что же значит «овладеть» правдой Антипыча?

-Это значит проникнуться любовью к окружающей природе, слиться с нею, достичь подлинной человеческой красоты.

Читаем высказывание Пришвина.

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять,- их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы.А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Какова развязка произведения?

-Почему Настя отдала клюкву больным детям?

Почему Блудово болото не стало для детей местом погибельным?

Смысл названия сказки-были? Что есть «кладовая» солнца?

Зачитываем ( стр. 42).

-Только ли торфом богаты леса?

-И палестинка тоже кладовая.

— Вся природа тоже кладовая, она рождена солнцем, живёт благодаря его теплу.

-И люди . Они щедры на добро, трудолюбивы, мудры. Разве это не богатство земли? Соседи, родители, научившие детей заботиться друг о друге и любить труд, сами дети, Антипыч.

-Вывод. Природа добра и мудра, но в ней много загадок. Их надо разгадывать и относиться к природе с уважением. Она ответит тем же. «Правда человека», по Пришвину, заключена в единстве человека и природы, в родственном, мудром к ней отношении.

-В «Кладовой солнца» прослеживается мысль о том, что природа – это общенародное достояние, источник красоты и нравственного здоровья.

Любите её, цените и берегите!

Закончить урок мне хочется стихотворением В. Шефнера «Миг».

Не привыкайте к чудесам-

Дивитесь им , дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,-

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Всё будет так – и всё не так

Через одно мгновенье.

Написать сочинение-рассуждение по произведению Пришвина.

1.Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».

2.Роль образа Антипыча в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Источник

Читайте также:  Упражнение солнце для лица
Adblock
detector