Растения и животные по рассказу М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
Автор: hobbit. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока окружающего мира, скачайте бесплатно презентацию «Растения и животные по рассказу М.М. Пришвина «Кладовая солнца».pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 2459 КБ.
Растения и животные по рассказу М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
Сл | Текст | Сл | Текст |
1 | Растения и животные по рассказу М.М. | 10 | растёт, и её видишь…». |
Пришвина «Кладовая солнца». Презентация | 11 | Брусника. «Так же брусника, | |
ученицы 6б класса Рыбянцевой Натальи. | кровяно-красная ягода.». | ||
2 | Болото. «И тут на веках немало | 12 | Голубика. «Ещё растёт в болоте |
затянуло в болото людей и ещё больше | голубика кустиком, ягода голубая, более | ||
скота». | крупная, не пройдёшь, не заметив.». | ||
3 | Ягодки. «Да, вот именно так и есть, | 13 | Птица глухарь. «В глухих местах где |
что горячее солнце было матерью каждой | живёт огромная птица глухарь…». | ||
травинки , цветочка, болотного кустика и | 14 | Костяника. «Костяника, | |
ягодки». | красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый | ||
4 | Ёлочки. «И кругом в ёлочках затрещали | рубинчик в зелёной оправе.». | |
сороки». | 15 | Деревья сухие. «Где маячили два дерева | |
5 | Высокая трава белоус. «Но самое | с голыми сучьями…». | |
главное: он увидел, что совсем близко по | 16 | Кустики можжевельника. «И это место, | |
той стороне поляны змеилась высокая трава | спрятанное между кустиками | ||
белоус». | можжевельника…». | ||
6 | Водяные лилии. «В обыкновенной елани | 17 | Змеи-гадюки. «Ядовитые змеи-гадюки в |
всегда бывает видна хоть чуть-чуть водица, | это время года стерегут тепло…». | ||
прикрытая белыми прекрасными водяными | 18 | Заяц. «После бурной радости от встречи | |
лилиями». | с Антипычем деловая Травка сейчас же | ||
7 | Лес. «Тут лосю хорошо, к него страшная | вспомнила свой непрерывный гон по зайцу». | |
сила в длинной ноге, и, главное, он не | 19 | Собака Травка. «Травка- гончая собака, | |
задумывается и мчится одинаково и в лесу». | и дело её – гонять для себя, но для | ||
8 | Поляна. «А между тем тут-то вот | хозяина Антипыча поймать зайца…». | |
именно, на этой полянке всё и | 20 | Тропа. «Когда Травка завернула зайца | |
прекращалось». | от Лежачего камня на большую Настину | ||
9 | Клюква. «Кто никогда не видал, как | тропу…». | |
растёт клюква, тот может очень долго идти | 21 | Волк. «Самое счастливое было не заяц, | |
по болоту и не замечать, что он по клюкве | не волк, а что Настя, услыхав близкий | ||
идёт.». | выстрел, закричала.». | ||
10 | Черника. «Вот взять ягоду чернику,- та | ||
Растения и животные по рассказу М.М. Пришвина «Кладовая солнца».pptx |
Растения и животные по рассказу М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
«Животные и растения Кубани» — Рыбы. Убежищами медведей служат расщелины в горах, ниши под скалами, буреломы. Животный мир края, занимающего Западную часть Кавказа, богат и разнообразен. Встречаются медведи и на субальпийских лугах. Довольно обычны встречи с кавказским медведем. Флора и Фауна Кубани. Местами встречается подорожник, пижма, ромашка, маки.
«Животные и растения» — Докажите, что животные- живые существа. Цель урока. Вывод. О жизни растений О жизни животных О жизни птиц. Что ещё необходимо для жизни животных? Как вы думаете , растения живые? И за помощь всех ребят Малыши благодарят. Выводы по уроку: А животные? Как живут растения? Здесь собачья будка! Итог: Что необходимо для жизни растений и животных?
«Селекция растений и животных» — Белая акация. Арахис. Применяется для получения высоких и стабильных урожаев растений и продуктивности животных. Антоновка полуторафунтовая. Кандиль- китайка. Чернослив Козловский. Повышение устойчивости к заболеваниям. Около 20% всей мировой культурной флоры ведет начало из Восточной Азии. Получена от скрещивания китайки (слева вверху) и Крымского сорта Кандиль-синап.
«Урок Пришвин Кладовая солнца» — Как животные реагируют на появление детей в лесу? Почему Настя забыла о брате? Как ведется повествование? Что уже в начале произведения напоминает сказку,а что –быль? Кто рассказывает историю? Беседа по вопросам: Какими вы видите главных героев сказки-были? Где и когда происходит действие? Почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни?
«Животные и растения Красной книги» — Редкие виды. Красивые жёлтые цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. В результате началось сокращение численности белых медведей. Классификация растений и животных. Затем погибает всё растение. Неопределённые виды. Сокращающиеся виды. Как сохранить редкие виды животных и растений? Кубышка. Из Красной книги мы узнаём , какие виды животных и растений в опасности.
«Животные и растения России» — Пустыни и полупустыни. Степи. Растительность пустынь хорошо приспособлена к засухе: листья многих растений превратились в колючки, испаряющие минимум влаги, корни разветвленные и очень длинные. Пустыни. Многообразие птиц выражается(с всеми бывающими во время сезонных перелетов)цифрой порядка 710.Из млекопитающих в нашей стране обитает около 350 видов.
Источник
Тема природы (Кладовая Солнца)
Михаил Михайлович Пришвин тщательно раскрывает тему природы «Кладовой Солнца». Писатель показывает взаимоотношения природы и человека. Авторское отношение выражается с помощью приема олицетворения окружающей среды.
Олицетворение
На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.
Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.
Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».
Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».
Образы друга и врага человека
М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.
В произведении есть два цельных образа животного мира: собака Травка и волк Серый помещик. Травка является олицетворением дружбы природы с человеком. Волк же несколько раз в повествовании называется врагом человека.
Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.
Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.
Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.
Авторское отношение к природе
Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой».
По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.
Источник
«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения
Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook
Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.
«Кладовая солнца»: краткое содержание
«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.
Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.
Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:
Экспозиция
Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:
- Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
- Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.
Завязка
Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:
- девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
- Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.
Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.
Кульминация
Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:
- вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
- Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.
В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.
Развязка
Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.
Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.
В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.
Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
- единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
- верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
- прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
- Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
- главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
- в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
- вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Характеристика главных героев
Автор дает такое описание детей. Вот Настя:
- девочка 12 лет, подросток;
- худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
- вся в веснушках, с золотистыми волосами;
- излучает добро и свет.
Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:
- приблизительно ему 10 лет;
- невысокого роста, но плотного телосложения;
- ребенок плечист и силен не по годам.
Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.
«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник