«Две тропинки (по повести М. Пришвина «Кладовая солнца»)»
Десятилетнего Митрашу — героя повести М. Пришвина «Кладовая солнца» — неумолимо засасывало болото. Спасла его собака Травка, которая в погоне за зайцем оказалась на болоте, где погибал мальчик. Но как оказался десятилетний мальчик один в Блудовом болоте? С сестрой Настей, которая была старше на два года, они отправились за клюквой. Дети жили одни: мать умерла от болезни, отец погиб на войне. По дороге на Блудово болото, где, по рассказам отца, было много клюквы, они оказались у развилки двух троп — большой и малой. Между братом и сестрой возник спор, по какой тропе идти. Дети рассорились, и Митраша пошел по малой тропке, его сестра — по большой. И все было бы ничего, дети в конце концов встретились бы, но Митраша упустил из виду примету — траву белоус — и попал в гиблое место. Его начало засасывать болото. Мальчик наверняка погиб бы, если бы не Травка. Но на этом его опасные приключения не закончились. Травка погналась за зайцем и вывела Митрашу на огромного старого волка по кличке Серый Помещик, наводившего ужас на всю округу. Увидев перед собой морду волка, он выстрелил в упор и убил зверя, которого не могли подстрелить даже опытные охотники.Этот выстрел услышала Настя. Она вмиг подбежала к Митраше. Так брат и сестра снова встретились. Потом они благополучно добрались домой с тяжелой корзиной, полной клюквы. Рядом с ними бежала Травка. В деревне не могли поверить, что Митраша мог застрелить старого хитрого волка. Однако им пришлось поверить в это, когда привезли мертвого Серого Помещика. С тех пор Митраша стал для односельчан героем.
Что означают эти две тропы — малая и большая в жизни детей? Наверное, если бы Митраша послушал сестру и они вместе отправились бы за клюквой по большой тропе, Митраша не убил бы волка и не прослыл бы героем. Но не пойди он по малой тропе, то не встретил бы собаку Травку, не обрел бы нового друга, который спас ему жизнь. И в то же время малая тропа — своеобразный символ бездумности действий Митраши. Он бросил сестру, не подумав, что с ней может случиться беда, сам попал в болото. Рисковала и Настя. Она оказалась в опасности, когда наткнулась на змею, ее напугал лось, а потом с ней мог расправиться голодный Серый Помещик. Счастливый случай вновь вывел брата и сестру на один путь. В истории о двух тропинках скрыт большой смысл. Порой нелепые разногласия разъединяют людей. И не всегда, как в истории с Митрашей, на помощь придет друг. Поэтому, когда хочешь принять какое-то решение, мысленно представь себе две тропы и подумай: а не разъединят ли эти тропы тебя с кем-то, кто тебе очень дорог?
Источник
Тропа насти и тропа митраши в рассказе м. пришвина «кладовая солнца»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тропа насти и тропа митраши в рассказе м. пришвина «кладовая солнца»
Девятое февраля
Классная работа
Кто прав в этом споре?
Мне кажется…
На мой взгляд…
Я думаю иначе…
В отличие от…
Я не согласен с мнением…
Я соглашусь с тем, что…, но…
Мне ближе позиция…
Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге».
Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами
Вопросы к тексту:
Что такое палестинка?
Что такое елань?
Вслед за митрашей
Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе?
Как ведёт себя Митраша, оставшись один?
Расскажи, куда ведёт тропинка, которую выбрал Митраша?
Почему он попал в беду?
Докажите текстом, что травы и деревья хотели помочь мальчику.
Как автор относится к Митраше в этой истории?
Что помогло Митраше выйти победителем из всего случившегося?
Почему Травка пришла на помощь человеку?
Вслед за настей
Как вела себя Настя, оказавшись одна?
Почему она забыла о брате?
Что осуждает автор в поведении Насти?
Видела ли Настя, какая природа ее окружает?
Есть ли сходство между девочкой и змеёй?
Как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?
Что заставило Настю вспомнить о брате?
Кто приходит на помощь ребятам?
Какую правду перешепнул Антипыч Травке?
Как вы понимаете эти слова?
Травка серый помещик
ЭТА ПРАВДА ЕСТЬ ПРАВДА ВЕКОВЕЧНОЙ
СУРОВОЙ БОРЬБЫ ЛЮДЕЙ ЗА ЛЮБОВЬ.
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Анастасия Зырянова назначена заместителем Министра просвещения Российской Федерации
Время чтения: 1 минута
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Иностранным студентам упростят пребывание в России
Время чтения: 1 минута
В Москве будут штрафовать за использование детских площадок на период ограничений
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Презентация по литературе на тему «Тропа Митраши» (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
ТРОПА МИТРАШИ. Литература. 6 класс
Каким изображен писатель на портрете? А как вы думаете, что он может записывать?
М. Пришвин любил природу, был наблюдательным, внимательным. Много путешествовал.
Портрет Митраши Внешний Возраст: десять лет с хвостиком. Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх. Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки. Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста. Внутренний Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду. Умелый в работе. Хозяйственный. Строптивый (упрямый). Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.
Представим, что мы с вами ранним весенним утром оказались в лесу с Митрашей и Настей, которые отправились в лес за клюквой. С каким чувством описывает автор утро? Настя с Митрашей видели красоту природы в этот момент? Почему? гл.4 2 абзац «Когда первые лучи солнца …»
Дети сидели на камне, дожидаясь, когда к ним придут лучи солнца и согреют их хоть немного. Они неподвижны, как «изваяния», и ничего не замечают. Не случайно автор называет здесь героев «охотниками за сладкой клюквой».
Тревожные нотки в описании природы. драка тетерева с вороном, движение облаков, стон сосны и ели. — С чем связана эта тревога? О чём природа предупреждает читателя?
Сосна и ель Зачем писатель рассказывает историю сосны и ели? Случайно ли ссоре Насти и Митраши предшествует притча о сосне и ели?
Антипыч и Травка Что сближает Антипыча и Травку, человека и собаку? Почему Травке было трудно привыкнуть к дикой жизни? Какова же правда Антипыча, которую он должен был перешепнуть Травке?
Опасный путь Митраши Как складывается путь Митраши?
Опасный путь Митраши «Довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой» Из-за упрямства пошел по слабенькой тропе Оказался на Блудовом болоте» Если бы не Травка, то погиб бы в болоте Встретился с Серым Помещиком, застрелил его
Травка спасает Митрашу Почему Травка пришла на помощь мальчику?
«Кладовая солнца» Пришвин заканчивает своё произведение словами: «Вот такие богатства скрыты в наших болотах». Называет их кладовыми солнца. Какой смысл вкладывает автор в слова «Кладовая солнца»? Какое богатство приобрели Настя и Митраша в лесу, на болоте?
«Кладовая солнца» — это … торф, целебная клюква (т.е. огромная кладовая природы с её богатствами), мудрый хозяин природы, человек с его лучшими душевными качествами.
Каким Пришвин хотел видеть человека? Писатель говорил о том, что он пишет о природе, а сам только о людях и думает.
М.М. Пришвин писал: «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека». Прав ли он?
Тест 1. Сколько лет Митраше? А) 10 Б) 11 В) 12 2. Какое определение Блудову болоту дал автор? А) Черное место Б) Логово Серого помещика В) Кладовая солнца
Тест 3. Как Лось отнесся к Насте, собиравшей клюкву? А) Лось её не принял за человека Б) Он её сразу испугался В) Чуть её не сшиб 4. Кто такой Антипыч? А) Случайный знакомый Б) Лесник В) военный
Тест 5. Почему Настя отдала эвакуированным ленинградским детям всю свою целебную ягоду? А) Больным детям нужна помощь, Настя «мучилась про себя за свою жадность» Б) Она не любила клюкву В) Т.к. поссорилась с Митрашей
Домашнее задание . Сочинение «Сравнительная характеристика Насти и Митраши». План. 1. «Кладовая солнца» –удивительное произведение. 2. Сравнительная характеристика Насти и Митраши: 1) Почему дети стали сиротами. 2)Внешность детей. 3) Характер: а) трудолюбие, б) упрямство Митраши в) мужество и хитрость Митраши, г) жадность Насти, д) любовь к брату победила. 4) Не мужичок- а герой, прежняя «Золотая курочка». 3. Над чем меня заставила задуматься сказка-быль?
Это предпоследний урок по изучению сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца» в 6 классе. Цели и задачи урока:
• на основе прочитанного научить выделять черты характера Митраши,
• анализировать поступки детей, их поведение в природе;
• повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение, метафора, гипербола);
• развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас обучающихся.
На уроке используются ИКТ-технологии, технология проблемного обучения. В рамках занятия обучающиеся принимают участие в инсценировке эпизода из произведения М.Пришвина «Кладовая солнца», отвечают на проблемный вопрос, рассуждают над высказыванием писателя. В качестве домашнего задания предлагется творческая работа.
Номер материала: 403814
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
В Минобрнауки назвали вузы с бюджетными местами на подготовительных курсах
Время чтения: 1 минута
Анастасия Зырянова назначена заместителем Министра просвещения Российской Федерации
Время чтения: 1 минута
Специалисты МГППУ запустили проект модернизации методической подготовки педагогов
Время чтения: 3 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Кладовая солнца тропинка митраши
Сороки на Слепой елани, услыхав приближение зайца, разделились на две партии: одни остались при маленьком человеке и кричали:
Другие кричали по зайцу:
Трудно разобраться и догадаться в этой сорочьей тревоге. Сказать, что они зовут на помощь, — какая тут помощь! Если на сорочий крик придет человек или собака, сорокам же ничего не достанется. Сказать, что они созывают своим криком все сорочье племя на кровавый пир? Разве что так.
— Дри-ти-ти! — кричали сороки, подскакивая ближе и ближе к маленькому человеку.
Но подскочить совсем не могли: руки у человека были свободны. И вдруг сороки смешались, одна и та же сорока то дрикнет на «и», то дрикнет на «а».
Это значило, что на Слепую елань заяц подходит.
Этот русак уже не один раз увертывался от Травки и хорошо знал, что гончая зайца догоняет и что, значит, надо действовать хитростью. Вот почему перед самой еланью, не доходя маленького человека, он остановился и взбудил всех сорок. Все они расселись по верхним пальчикам елок, и все закричали по зайцу:
Но зайцы почему-то этому крику не придают значения и выделывают свои скидки, не обращая на сорок никакого внимания. Вот почему и думается иной раз, что ни к чему это сорочье стрекотанье и так это они, вроде как и люди, иногда от скуки в болтовне просто время проводят.
Заяц, чуть-чуть постояв, сделал свой первый огромный прыжок, или, как охотники говорят, свою скидку, — в одну сторону, постояв там, скинулся в другую и через десяток малых прыжков — в третью и там лег глазами к своему следу на тот случай, что если Травка разберется в скидках, придет и к третьей скидке, так чтобы можно было вперед увидеть ее.
Да, конечно, умен, умен заяц, но все-таки эти скидки — опасное дело: умная гончая тоже понимает, что заяц всегда глядит в свой след, и так исхитряется взять направление на скидках не по следам, а прямо по воздуху верхним чутьем.
И как же, значит, бьется сердчишко у зайчишки, когда он слышит — лай собаки прекратился, собака скололась и начала делать у места скола молча свой страшный круг.
Зайцу повезло в этот раз. Он понял: собака, начав делать свой круг по елани, с чем-то там встретилась, и вдруг там явственно послышался голос человека и поднялся страшный шум.
Можно догадаться, — заяц, услыхав непонятный шум, сказал себе что-нибудь вроде нашего: «Подальше от греха», — и, ковыль-ковыль, тихонечко вышел на обратный след к Лежачему камню.
А Травка, разлетевшись на елани по зайцу, вдруг в десяти шагах от себя глаза в глаза увидела маленького человека и, забыв о зайце, остановилась как вкопанная.
Митраша и Травка
Что думала Травка, глядя на маленького человека в елани, можно легко догадаться. Ведь это для нас все мы разные. Для Травки все люди были как два человека: один — Антипыч с разными лицами и другой человек — это враг Антипыча. И вот почему хорошая, умная собака не подходит сразу к человеку, а остановится и узнает, ее это хозяин или враг его.
Так вот и стояла Травка и глядела в лицо маленького человека, освещенного последним лучом заходящего солнца.
Глаза у маленького человека были сначала тусклые, мертвые, но вдруг в них загорелся огонек, и вот это заметила Травка.
«Скорее всего, это Антипыч», — подумала Травка.
И чуть-чуть, еле заметно вильнула хвостом.
Мы, конечно, не можем знать, как думала Травка, узнавая своего Антипыча, но догадываться, конечно, можно. Вы помните, бывало ли с вами так? Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь — весь-то, весь человек, большой, прекрасный, как для Травки Антипыч, из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки.
Так вот точно, наверно, и Травке в каждом лице человека, как в зеркале, виднелся весь человек Антипыч, и к каждому стремилась она броситься на шею, но по опыту своему она знала: есть враг Антипыча с точно таким же лицом.
А лапы ее между тем понемногу тоже засасывало; если так дольше стоять, то и собачьи лапы так засосет, что и не вытащишь. Ждать стало больше нельзя.
Ни гром, ни молния, ни солнечный восход со всеми победными звуками, ни закат с журавлиным обещанием нового прекрасного дня — ничто, никакое чудо природы не могло быть больше того, что случилось сейчас для Травки в болоте: она услышала слово человеческое — и какое слово!
Антипыч. как большой, настоящий охотник, назвал свою собаку вначале, конечно, по-охотничьи — от слова травить, и наша Травка вначале у него называлась Затравка: но после охотничья кличка на языке оболталась, и вышло прекрасное имя Травка. В последний раз, когда приходил к нам Антипыч. собака его называлась еще Затравка. И когда загорелся огонек в глазах маленького человека, это значило, что Митраша вспомнил имя собаки. Потом омертвелые, синеющие губы маленького человека стали наливаться кровью, краснеть, зашевелились. Вот это движение губ Травка заметила и второй раз чуть-чуть вильнула хвостом. И тогда произошло настоящее чудо в понимании Травки. Точно так же, как старый Антипыч в старое время, новый молодой и маленький Антипыч сказал:
Узнав Антипыча, Травка мгновенно легла.
— Ну, ну! — сказал Антипыч. — Иди ко мне, умница!
И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла.
Но маленький человек звал ее и манил сейчас не совсем прямо от чистого сердца, как думала, наверно, сама Травка. У маленького человека в словах не только дружба и радость была, как думала Травка, а тоже таился и хитрый план своего спасения. Если бы он мог пересказать ей понятно свой план, с какой бы радостью бросилась она его спасать! Но он не мог сделать себя для нее понятным и должен был обманывать ее ласковым словом. Ему даже надо было, чтобы она его боялась, а то если бы она не боялась, не чувствовала хорошего страха перед могуществом великого Антипыча и по-собачьи со всех ног бросилась бы ему на шею, то неминуемо болото бы затащило в свои недра и человека, и его друга — собаку. Маленький человек, просто не мог быть сейчас тем великим человеком, какой мерещился Травке. Маленький человек принужден был хитрить.
— Затравушка, милая Затравушка! — ласкал он ее сладким голосом.
«Ну, ползи, только ползи!»
И собака, своей чистой душой подозревая что-то не совсем чистое в ясных словах Антипыча, ползла с остановками.
— Ну, голубушка, еще, еще!
«Ползи, только ползи».
И вот понемногу она подползла. Он мог бы уже и теперь, опираясь на распластанное на болоте ружье, наклониться немного вперед, протянуть руку, погладить по голове. Но маленький хитрый человек знал, что от одного его малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит.
И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как боец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть.
Вот еще бы маленький ползок по земле, и Травка бы бросилась на шею человеку, но в расчете своем маленький человек не ошибся: мгновенно он выбросил свою правую руку вперед и схватил большую, сильную собаку за левую заднюю ногу.
Так неужели же враг человека так мог обмануть?
Травка с безумной силой рванулась, и она бы вырвалась из руки маленького человека, если бы тот, уже достаточно выволоченный, не схватил другой рукой ее за другую ногу. Мгновенно вслед за тем он лег животом на ружье, выпустил собаку и на четвереньках сам, как собака, переставляя опору-ружье все вперед и вперед, подполз к тропе, где постоянно ходил человек и где от ног его по краям росла высокая трава белоус. Тут, на тропе, он поднялся, тут он отер последние слезы с лица, отряхнул грязь с лохмотьев своих и, как настоящий большой человек, властно приказал:
— Иди же теперь ко мне, моя Затравка!
Услыхав такой голос, такие слова, Травка бросила все свои колебания: перед ней стоял прежний, прекрасный Антипыч. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши.
Не пора ли сказать теперь уж, как мы сами думаем о загадочных словах нашего старого лесника Антипыча, когда он обещал нам перешепнуть свою правду собаке, если мы сами его не застанем живым? Мы думаем, Антипыч не совсем в шутку об этом сказал. Очень может быть, тот Антипыч, как Травка его понимает, или, по-нашему, весь человек в древнем прошлом его, перешепнул своему другу-собаке какую-то свою большую человеческую правду, и мы думаем: эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь.
Источник