Тема природы в произведении Пришвина «Кладовая солнца»
В произведении «Кладовая солнца» тема природы раскрывается особым образом. М. М. Пришвин показывает взаимоотношения человека с окружающим миром путем применения метода олицетворения всего, что находится вокруг персонажей. Благодаря деревьям, траве, изменениям погоды передается состояние детей, которые отправились в лесную чащу. Без всего этого сказка была бы неполной.
Живая природа
При поверхностном прочтении сказки природа воспринимается всего лишь как фон, который подчеркивает душевное состояние детей. Действие произведения происходит в селе Переяславле-Залесском близ Блудова болота.
Благодаря художественным приемам читатель может почувствовать красоту природы этих мест, а также ощутить вязкость болота, в которое попадает главный герой Миша.
Но на самом деле автор задумал свою сказку так, что природа в ней выступает в роли одного из персонажей. Она делится на составляющие:
Природа живет своей жизнью, но очень тесно связана с человеком и его состоянием души. Природные явления могут как помогать главным героям, так и мешать им.
У любого образа в тексте есть своя роль, которая показывает, что все здесь живое. Так, ель и сосна, словно люди, борются за свое существование в строго определенном месте. Волновались ели-старушки, которые во время сильного ветра начинали стонать и выть.
Когда дети входят в чащу, все в ней старается донести до них информацию об опасности. Весь лес наполняется звуками, при помощи которых животные и птицы начинают общаться с детьми.
Враг или друг человека
В произведении Пришвина описание природы выполнено в мельчайших деталях. Это сделано для того, чтобы в точности передать взаимоотношения человека и жителей леса. Так, когда Митраша оказывается по собственной невнимательности в болоте, все в мире начинает меняться и хмуриться, сожалея вместе с ним о таком поступке. Когда же мальчик освобождается из оков трясины — начинает светить солнце. Болото под названием Слепая Елань является настоящимврагом для ребенка и всех тех, кто ранее в нем утонул.
Также в тексте есть два самодостаточных персонажа из животного мира — собака Травка и волк Серый помещик. Если первая выступает примером дружбы между людьми и животными, то второго автор показывает истинным врагом рода человеческого.
Собака настолько предана своему хозяину, что не может смириться с его смертью и продолжает искать черты Антипыча в каждом встречном человеке. Именно благодаря Травке Митраша смог выбраться из трясины.
Волк же предстает перед читателем хитрым существом, которого никто не может поймать. Других представителей рода в этих краях нет, остался только Серый помещик.
Для человека хищник стал настоящим врагом. Он один за лето уничтожал столько скота, сколько вся его стая раньше не убивала.
Идея этого противостояния вполне понятна. Волк и собака происходят из одного вида животных. Но первые являются врагами людям, а вторые — преданными друзьями.
Авторское отношение
Природная композиция в рассказе несет огромную смысловую нагрузку. Автор старался показать, что мир живет отдельно от человека. Земля и все, что на ней есть, дарит людям свои богатства, а не наоборот. Человеку необходимо беречь окружающий мир. По этой причине история о детях, которые пошли в лес за ягодами, рассказывается от лица персонажа, добывающего торф в этих местах.
Путем эпитетов и ярких художественных изображений М. Пришвин старается показать, насколько богата природа. В ней есть торф для тепла в доме, ягоды для здоровья. Все это человек может получить.
Если сделать анализ текста, то можно понять, что автор старается донести мысль — природа является «кладовой Солнца». Если ее не оберегать, то в скором времени брать из этой кладовочки будет нечего. Важно начинать организовывать проекты по защите окружающего мира, чтобы сохранить его как можно дольше в целости и сохранности для последующих поколений. Запасы нельзя назвать безграничными, поэтому однажды природа может стать врагом человеку и начать защищать себя самостоятельно.
Источник
«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения
Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook
Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.
«Кладовая солнца»: краткое содержание
«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.
Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.
Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:
Экспозиция
Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:
- Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
- Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.
Завязка
Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:
- девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
- Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.
Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.
Кульминация
Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:
- вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
- Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.
В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.
Развязка
Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.
Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.
В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.
Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
- единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
- верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
- прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
- Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
- главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
- в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
- вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Характеристика главных героев
Автор дает такое описание детей. Вот Настя:
- девочка 12 лет, подросток;
- худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
- вся в веснушках, с золотистыми волосами;
- излучает добро и свет.
Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:
- приблизительно ему 10 лет;
- невысокого роста, но плотного телосложения;
- ребенок плечист и силен не по годам.
Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.
«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник
«СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА» ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА (Обобщающий урок по теме)
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же о людях только и думаю!
Цель урока: 1. Подведение итогов изучения произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», выявление знания содержания текста, основных образов и характеристик героев, уяснение философского смысла произведения «Сокровища кладовой солнца». 2.Совершенствование навыков пересказа, выразительного чтения, развития устной речи школьников, их умения работать с деталью. 3.Воспитание любви к Родине через любовь к родной природе, чувства ответственности за неё и бережного отношения к её богатствам.
Методы и приемы:
Просмотр содержимого документа
««СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА» ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА (Обобщающий урок по теме)»
«СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА»
ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА
(Обобщающий урок по теме)
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же о людях только и думаю!
Цель урока: 1. Подведение итогов изучения произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», выявление знания содержания текста, основных образов и характеристик героев, уяснение философского смысла произведения «Сокровища кладовой солнца».
2.Совершенствование навыков пересказа, выразительного чтения, развития устной речи школьников, их умения работать с деталью.
3.Воспитание любви к Родине через любовь к родной природе, чувства
ответственности за неё и бережного отношения к её богатствам.
Методы и приемы:
Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение)
Наглядный (доска, задания на карточках, тексты, гербарий, ягода).
Практический ( выполнение заданий с использованием дидактического материала):
— репродуктивный метод, эвристический метод, исследовательский метод, игровой.
Деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: игровая, коммуникативная, проблемного обучения, здоровьесберегательная, групповая работа, что обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.
Оборудование: хрестоматия по литературе 6 кл, рисунки детей, ягоды клюквы, карта пути Насти и Митраши, запись звуков леса, ящик для мотивационного игры, материалы для групповой работы, памятки – инструкции о том, как работать в группе.
Результаты:
1.Предметные: на основе прочитанного текста научиться анализировать, раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора.
2. Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать .
3. Метапредметные: воспитывать любовь к природе, развивать в детях чувство доброты, внимания к другим людям, связь с другими предметами.
Тип урока: обобщение, размышление
Я пришел в этот мир
Не для того, что(бы) оправдывать твои надежды,
Не для того, что(бы) отвечать твоим интересам.
Не для того, что(бы) соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, что(бы) оправдывать мои надежды,
Не для того, что(бы) отвечать моим интересам.
Не для того, что(бы) соответствовать моим ожиданиям.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга –
То это прекрасно!
Этапы урока: На фоне музыки
«Черный ящик» Задание. Угадайте, какой предмет лежит в «черном ящике».
1. Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)
2. В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)
3. Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, упираясь на него (Ружье)
4. «Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)
-Как связан конкурс с уроком литературы. Давайте определим тему, цели урока. Назовите слова в теме, главными и важными (на ваш взгляд). Молодцы! А помогут в этом сегодня группа экспертов в разных областях науки, литературы, искусства.
Работу в группах (всего 4 группы). Задания группам.
Задания для группы № 1
1. Жанр сказка-быль. Что это
1) В толковом словаре С.И.Ожегова даётся такое значение этих слов:
Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
2. Выбрать карточки, где определены
черты реалистического повествования
и сказочные мотивы
в «Кладовой солнца»? ( доказать).
3. Для чего же М.М. Пришвин соединил два столь противоположных жанра воедино?
Задание для группы № 2
1. Проблема выбора дороги на палестинку.
2. Что пережила Настя на своем пути?
3.Поведение Митраши в Блудовом болоте. Что пережил Митраша на своем пути?
4.Встреча детей. Какой жизненный урок они извлекли из случившегося?
Задания для группы № 3
1. Найти описание клюквы в
2. Описание клюквы Пришвиным (Художественный пересказ отрывка) – Зацепина Критстина
Вопросы: отличается ли описание Пришвиным ягоды от того, которое нашли в словаре?
В наших лесах растет клюква? О каких ягодах идёт речь в сказке-были? Показать гербарий.
Задания для группы № 4
1. Какие породы собак вы знаете?
2. А какой породы была Травка?
А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажет группа «Идейные» в роли кинологов?
Название гончей эта порода собак получила от своего свойства, найдя зверя, гнать его по следу с голосом. Существовал целый ряд разновидностей гончих: русская, англо-русская, русско-польская, арлекин, брудастая и др. В настоящее время в наиболее устойчивом положении как в отношении экстерьера, так и полевых качеств, сохранились русская и англо-русская гончие, которых только и следует использовать в племенных целях.
Внешний вид: голова клинообразная, почти без перелома, с сухим, удлиненным щипцом, с темным, миндалевидной формы глазом и с небольшим (угольником) ухом. Колодка хорошо сбитая, с небочковатым, низко опущенным, до локотков, ребром. Ноги сухие, костистые, со следистой, в комке, лапой. Гон (хвост) короткий, но толстый (конец его не должен быть ниже скакательного сустава), покрыт густой псовиной, но без подвеса. Несет его гончая слегка изогнутым. Вся собака
хорошо одета в теплую, с мягким подшерстком псовину, за исключение
м головы и ног, на которых псовина короткая. Окрас весь
багряный или багряный с черной спиной в виде чепрака,
Если чернота на спине и боках выражена резко,
то окрас называется темночепрачным, если слабо —
то светлочепрачным. Допускается окрас и сероватый и черный, с желтыми подпалинами, которые не должны быть красными,— это свидетельствует о
примеси крови польской гончей.
В общем русская гончая должна быть сухой, могучей сложки,
хорошего роста, примерно для выжлецов — 57 см и для
выжловок — 53 см; предпочтительнее высокопередая.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
Вопросы всему классу: Почему автор изменил название
произведения? (первоначальное название «Друг человека»).
2.Люди – герои произведения (характеристика Насти и Митраши, Антипыча, Пришвина – цитаты из текста). Письмо литературному герою (1-2)
3. Какие цитаты, выражения, слова вам особенно запомнились в тексте именно о людях? (назвать). Обратимся к теме урока и эпиграфу. Что включает Пришвин в понятие сокровища. А эпиграф.
3. Чтение стихотворения о Пришвине (Орлов Кирилл).
Человек не может жить без Родины, без природы. А природу необходимо любить и беречь. Будьте же людьми, как об этом нас просит М. М. Пришвин.
Поработаем со словом палестинка –ягодное место. Я хочу, чтобы оно появилось на доске.
(сохранять обязательно время) — 7 минут.
Далее ответы детей.
Лист самооценки (оценить с объяснениями и доказательствами).
На фоне звука леса.
Рефлексия: у вас на партах лежит клюква, напишите отзыв на обратной стороне и прикрепите на доске! (можно зачитать)
Написать мини-сочинение «Чему научила меня сказка-быль «Кладовая солнца» или отзыв на урок.
Самоанализ урока по теме «Сокровища кладовой солнца»
(обобщающий урок в 6 классе)
Вашему вниманию представлен анализ урока в 6 классе МБОУ Балаганская СОШ№2 (всего 26 учеников). Конспект урока составлен на основе рабочей программы по литературе для 6 класса к учебнику В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2014год. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы — первого поколения (Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. 2004 год (базовый уровень). Данный урок проводится согласно календарно-тематического планирования, он является обобщающим уроком в изучении творчества М.М.Пришвина и его сказки-были «Кладовая солнца».
На изучение этого произведения отводится 4 урока. М.М.Пришвин – детский писатель, но как выяснилось, многим шестиклассникам его имя неизвестно, поэтому важен эмоциональный настрой на восприятие текста. Для этого перед уроками были даны опережающие на дом, а именно: прочитать некоторые рассказы Пришвина, для того, чтобы ученики имели общее представление о стиле и языке писателя, об основных темах его произведений. Важно, также рассказать о жизни и творчестве писателя.
Перед началом изучения сказки-были говорили о социально-исторической обстановке послевоенного времени, чтобы дети имели представление о том, как жили люди в то время (был задан вопрос, что о родителях почти ничего не сказано)
Работа по анализу образов главных героев, жанру произведения, а также говорили об образах природы, писали письмо литературному герою, карту составляли пути.
— Вводная часть: (организация детей) – 3 минуты
— Основная часть: (практическая деятельность, выступление детей с результатами работы) — 24 минуты
— Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап занятия, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На первом этапе была мотивация «Чёрный ящик», именно она помогла определить тему урока, поставить цель и определить задачи. Всего 4 группы, все получили задания разного характера, но все направлены на подведение итога работы над произведением, итога урока в целом.
На уроке использованы элементы новых стандартов, а именно: работа в группах позволила обменяться информацией по теме урока, на этапе подведения итогов вернулись к словам, полученные в начале урока. Использован приём погружения в проблему, тему урока с помощью игры. Работа с отрывками из текста. Домашнее задание дифференцированно, состоит из двух видов. Лист оценивания, рефлексия.
В ходе работы в группе удалось сделать большую работу: показали знание текста, каждая группа подготовила продукт своей работы, соблюдая и время работы, распределение ролей. Практически каждый принимал участие в работе. Смогли оценить работу и поделиться результатами оценивания. Прослеживались метапредметные связи: биология, география, история, знания показали в области кинологов и т.д.
Звучали отрывки из текста, диалог, рассуждения по поводу понравившихся цитат и высказывания. Для большого количества детей удачно спланирована работа в группах, что не всегда получается.
На этапе рефлексии дети поработали со словом палестинка и написали отзывы. Доску оформили сами до урока, не работал экран. Домашнее задание дифференцированно и носило творческий характер в двух видах: написать отзыв о проведённом уроке, составить электронный альбом иллюстраций по тексту.
Такие задания развивают мыслительные навыки учащихся и способствуют развитию интеллектуальной, одарённой, нравственной личности. Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего занятия работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал занятия соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников классов. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Результат урока. Считаю, что задачи, поставленные на уроке, реализованы, дети применили знания в новой ситуации. Каждый мог высказать свою точку зрения. Использование наглядности(материал к уроку, музыка «Звуки леса», портрет писателя, задания для групп имело разную цветовую гамму, клюква, работы ребят) позволили на каждом этапе избежать перегрузки и переутомления. Проведена физминутка (связана с темой урока). Сознательность, самостоятельность и активность детей достигалась в виде стимулирования познавательной активности, с помощью эффективных приёмов и средств наглядности. Урок своей цели достиг. На уроке удалось выполнить почти всю запланированную работу. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени.
Источник