Настя — образ и характеристика героини сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Михаила Пришвина не считают сугубо детским писателем, хотя давно известны его рассказы для детей («Дедушкин валенок», «Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук» и др.). А вот сказка-быль «Кладовая солнца», написанная им специально для конкурса на лучшую детскую книгу, стала книгой «для всех». Смыл её понятен и детям, и взрослым. Юные читатели с интересом следят за приключениями главных героев, а взрослые видят в ней и более глубокий смысл: борьба за любовь осложняется столкновением двух извечных начал жизни — любви (добра) и зла. Солнце накапливает свою энергию в болоте, и там образуются залежи торфа, которые после добычи согревают людей в холодную пору. А в сердцах людей находится другая кладовая — накопленная любовь к людям, к природе, ко всему окружающему миру.
Почему писатель назвал это произведение сказкой-былью, ведь главными героями являются реальные дети, с которыми автор познакомился в деревне Усолье? Так определил жанр произведения сам писатель. Дело в том, что сказка и быль неразделимы в его творчестве — в этом суть писательской манеры Пришвина. Сказка была написана и опубликована в 1945 г., в самые первые дни после войны. Её главные герои — брат и сестра Весёлкины, Настя и Митраша. Внимательный читатель заметит, что авторская характеристика образа Насти достаточно полная и выразительная, и образ этой не по годам мудрой девочки остаётся в душе надолго.
Внешность и характер
Автор описывает внешность девочки с большой любовью, называя её «Золотой Курочкой на высоких ножках». Золотой цвет её облика складывается из цвета волос, которые отливали золотом, и щедрой россыпи крупных веснушек, «как золотые монетки». Один только курносый носик Насти был чистым. Пришвин не жалеет восторженных эпитетов для характеристики детей, называя их дружными, милыми, умными трудолюбивыми… Они не только справляются с домашним хозяйством, но в свободное время помогают ещё и колхозу.
Понятно, что такими их воспитали родители. Настя постоянно вспоминает наставления и советы отца. Автор пишет, что она делала всё так, как и её мать: вставала ещё до восхода солнца, по трубе пастуха; выгоняла стадо, а затем начинала хлопотать по хозяйству, готовила обед — и так справлялась с домашними делами.
Настя отличается той женской интуицией, которая свойственна уже взрослым людям: умеет благоразумно промолчать, чтобы не заводить ссоры, или спокойно посоветовать. Она хоть и старше брата, но по древнему русскому обычаю считает хозяином в доме всё-таки мужчину, пусть даже и младшего по возрасту. Она не приказывает Митраше, а только советует, когда это необходимо, или приглашает к работе: «Давай полоть вместе». А когда брат начинает сердиться, она ласково гладит его по затылку своей маленькой мягкой рукой, и тот успокаивается.
Образ жизни
Настя и её брат — сироты. Отец их погиб на войне, а мать умерла от болезни. Но они не чувствуют себя одинокими и беззащитными — сначала им помогали соседи, а затем дети сами научились хозяйничать.
Насте 12 лет. Она с братом живёт в селе, недалеко от города Переславля-Залесского в Ярославской области. Хозяйство у них большое: корова Зорька, коза Дереза, телушка Дочка, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен… С таким хозяйством не каждый взрослый справится, а тут дети. Но Настя с детства была приучена к труду, а сноровку приобрела уже в процессе самостоятельной жизни.
В поход за клюквой
Ранней весной, когда ещё под деревьями лежал снег, дети решили идти за клюквой — весенняя клюква, перележавшая зиму под снегом, бывает самой сладкой. Митраша снарядился как настоящий охотник, как отец: ружьё, компас, топор. А Настя приготовила с собой запас еды: варёную картошку, бутылку молока, хлеб. И тут они вспомнили, что отец говорил им, что в лесу есть «палестинка» — особое место, полянка на Блудовом болоте, где очень много сладкой клюквы. Но когда они подошли к развилке тропинки, между ними возникло разногласие о том, куда идти. Митраша по компасу решил идти на север, куда вела слабо протоптанная тропа, а Настя настаивала на том, что надо идти протоптанной тропой, где проходило большинство народа. И так, не договорившись, они разошлись по разным тропам.
Стрелка компаса привела Митрашу в Слепую елань, самое погибельное место Блудова болота, где затягивало людей и скот. И болото стало засасывать мальчика.
Настя в это время так увлеклась сбором сладкой клюквы, что забыла обо всём, забыла о брате. Сначала она собирала каждую ягодку отдельно, потом рвала горсточкой, так незаметно и потеряла набитую тропу и стала ползать по поляне, собирая ягоды — в ней пробудилась жадность. Автор описывает характерный эпизод встречи Насти с лосем. Лось «видит» Настю, а она его – нет. Но ползающую по земле девочку, охваченную жадностью, даже животное не принимает за человека, а автор называет её «прежняя Золотая Курочка» — так сурово оценивает писатель поведение Насти. Никогда, ни при каких обстоятельствах человек не должен забывать о своей человеческой сущности, даже если это ещё маленький человек. Личность формируется в детстве.
И в этот момент она увидела собаку Травку — это было напоминание о любви и верности. Настя возвращается к правде жизни и человечности.
К счастью, Травка помогла Митраше спастись, вытащила его из болота, а для Насти это происшествие стало жизненным уроком. Она корила себя за свой поступок, за проявленную жадность, из-за которой забыла о брате. Всю собранную клюкву она отнесла в детский дом, где во время войны жили эвакуированные ленинградские дети.
Вывод
Жизнь детей показана в сказке в единстве с окружающим их миром — так, по мнению Пришвина, и должно существовать всё живое. В этом — правда жизни. Образ Насти убеждает в этом читателей. Человек способен на многое, если он наделён чувством ответственности перед людьми и природой, если он прислушивается к голосу своего сердца, если всегда спешит на помощь другим, если с детства приучен к осознанному и созидательному труду.
Характеристика образа Насти может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Источник
Сколько лет было Насте и Митраше?Сколько лет было Насте и Митраше? — презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемМаргарита Галафеева
Похожие презентации
Презентация на тему: » Сколько лет было Насте и Митраше?Сколько лет было Насте и Митраше?» — Транскрипт:
4 Сколько лет было Насте и Митраше?Сколько лет было Насте и Митраше?
6 Зачем Настя и Митраша отправились в лес?Зачем Настя и Митраша отправились в лес?
9 Что взяла с собой в лес Настя?Что взяла с собой в лес Настя?
10 Что взял с собой в лес Митраша?Что взял с собой в лес Митраша?
13 Какое слово Какое слово не могли выговорить птицы, встречающие солнце громким пением? не могли выговорить птицы, встречающие солнце громким пением?
17 Как называлось болото, в которое отправились за клюквой Настя и Митраша?Как называлось болото, в которое отправились за клюквой Настя и Митраша?
18 Почему поссорились Настя с Митрашей?Почему поссорились Настя с Митрашей?
21 Что такое елань?Что такое елань?
22 Что такое палестинка?Что такое палестинка?
25 Почему всё в природе так резко изменилось?Почему всё в природе так резко изменилось? Как автор относится к происходящему?Как автор относится к происходящему?
26 Как вела себя Настя, оставшись одна? Почему Настя забыла о Митраше? Что осуждается автором?
27 Как называется трава, которая растет на тропе человеческой?Как называется трава, которая растет на тропе человеческой?
28 Что произошло с Митрашей, который отправился на палестинку?Что произошло с Митрашей, который отправился на палестинку?
29 Когда Настя вспомнила о Митраше?Когда Настя вспомнила о Митраше?
30 Кто привёл Травку к Митраше?Кто привёл Травку к Митраше?
31 Как Травка пришла на помощь человеку?Как Травка пришла на помощь человеку? Узнав Антипыча, Травка мгновенно легла и в ответ на слова человека тихонечко поползла.Узнав Антипыча, Травка мгновенно легла и в ответ на слова человека тихонечко поползла.
32 Какую правду перешепнул Антипыч Травке?Какую правду перешепнул Антипыч Травке? Как вы понимаете эти слова?Как вы понимаете эти слова?
34 Почему никто не мог убить волка, которого местные жители назвали Серым помещиком?Почему никто не мог убить волка, которого местные жители назвали Серым помещиком?
37 Кто убил Серого помещика?Кто убил Серого помещика? Как это произошло?Как это произошло?
38 Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Как вы думаете, почему Пришвин отказался от этого названия?Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Как вы думаете, почему Пришвин отказался от этого названия? В чём смысл названия «Кладовая солнца»?В чём смысл названия «Кладовая солнца»?
Источник
Характеристика Насти в сказке-были «Кладовая солнца» Пришвина: образ, описание внешности и характера
Настя и Митраша. Художник А. М. Китайский |
Характеристика Насти в сказке-были «Кладовая солнца» Пришвина: образ, описание внешности и характера
Возраст Насти — 12 лет:
«. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. »
«. Настя постарше брата на два года. »
О внешности Насти известно следующее:
«. Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. »
«. носики такие задорные. »
«. девочке, похожей на Золотую Курочку на высоких ножках. »
«. прежняя Золотая Курочка на высоких ножках. «
Настя и ее брат Митраша являются сиротами. Их мать умерла от болезни, а отец погиб на войне:
«. осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. »
«. деревенские сироты знали хорошо, что такое осенняя клюква. «
Настя и Митраша живут в селе:
«. В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского. » (Ярославская область)
Настя с братом сами ведут хозяйство:
«. После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен. »
«. Давай-ка вместе полоть, — скажет сестра. И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку полоть. «
Настя и ее брат Митраша являются простыми детьми:
«. И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. «
Настя — милая девочка:
«. Они были очень милые. «
Она является умной девочкой:
«. очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо. »
«. И какие это были умные детишки. «
Настя — трудолюбивая девочка:
«. Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах. «
Настя и ее брат Митраша живут дружно:
«. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы. »
«. друзья пошли по тропе, указанной стрелкой. »
«. Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушел один неизвестно куда, а она и не помнит. »
«. друзья стали греться у костра, готовить себе еду и ночлег. «
Трудолюбивая Настя рано встает и поздно ложится, потому что много работает:
«. Еще до свету Настя задала корм всем своим животным. »
«. Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи. «
Настя является ласковой девочкой. Когда ее брат сердится, она гладит его по затылку и тот успокаивается:
«. Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. »
«. Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился. «
Настя — осторожная девочка:
«. Нет, — ответила Настя, — мы пойдем вот по этой большой тропе, куда все люди идут. Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место. «
Она является благоразумной девочкой:
«. И благоразумная Настя предупреждала его. »
«. все одобряли, и что она благоразумно звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы. «
Настя и история с клюквой
«. любимый брат там где-то, в темном болоте, голодный идет. Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше. «
«. Но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность. «
Это был цитатный образ и характеристика Насти в сказке-были «Кладовая солнца» Пришвина, описание внешности и характера героини, материалы для сочинения.
Источник
Образ и характеристика Насти — героини сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца», написанная в 1945 году, — это правдивая сказка. В ней описаны правдивые события, но есть тут и сказочные мотивы. Писатель рассказал в ней об осиротевших в Великую Отечественную войну детях. Главные герои произведения — двенадцатилетняя Настя и её десятилетний брат Митраша, жившие в селе около Переславль-Залесского. Образ и характеристика Насти поможет понять основную идею сказки-были «Кладовая солнца».
Портрет
Девочка Настя — главная героиня сказки-были. Давая описание её внешности, Пришвин употребляет слова, имеющие ласкательную окраску, замечает, что она и её брат были очень милыми детьми. Автор называет Настю Золотой Курочкой на высоких ножках: она была хлопотлива, как курочка, волосы её отливали золотом, а на лице были крупные веснушки, похожие на золотые монетки, только курносый носик был без веснушек.
Характер, поступки
Настя и её брат Митраша были сиротами: их отец погиб на фронте, а мать умерла от болезни. Детям досталась от родителей изба, корова, тёлушка, коза, овцы, поросёнок, петух и куры. Сначала детям помогали соседи и дальние родственники, но скоро они сами научились ухаживать за животными и вести своё большое хозяйство.
Настя была очень трудолюбива, всё время она чем-нибудь занималась:
- участвовала в общественной работе (работала на колхозных лугах, полях, скотном дворе, помогала рыть противотанковые рвы);
- училась в школе;
- занималась домашним хозяйством.
Девочка просыпалась очень рано, заслышав трубу пастуха. Выгоняла она своё стадо со двора на улицу к общему стаду, затем растопляла печь, и начинался её хлопотливый день. Настя была прилежна, старательна, во всём подражала матери.
С братом Митрашей у неё были дружеские отношения. В их дружбе было прекрасное равенство, так как Настя старалась, чтобы её упрямый брат не зазнавался. Митраша считал себя хозяином в доме и хотел во всём подражать отцу. Вспомнив, как отец наставлял мать, Митраша тоже начинал учить свою сестру, но она просто слушала его и улыбалась. Тогда брат начинал злиться, но, когда сестра погладит его по затылку, сразу успокаивался. А Настя предлагала ему вместе что-нибудь делать в огороде: огурцы полоть, картошку окучивать, свёклу мотыжить. Так благодаря Насте у неё с братом сохранялась дружба, а иначе упрямый Митраша бы зазнался.
Настя очень хозяйственная, предусмотрительная девочка. В конце апреля, собираясь на болота за сладкой перезимовавшей клюквой, она накормила всех своих животных. С собой она взяла корзину, повесила её себе через плечо, подложив полотенце, чтобы тяжесть не резала плечо — так делала мама, когда ходила за грибами. В корзину Настя положила хлеб, поставила бутылку молока. Высыпала девочка в корзину из чугунка и варёную картошку — она могла пригодиться, если они с братом заблудятся.
Шагая по Блудову болоту, дети дошли до Лежачего камня. Там была развилка широкой болотной тропы: направо шла плотная тропа, а прямо — слабенькая. Митраша помнил, что отец говорил, что если идти по тропе на север, там будет палестинка, где очень много клюквы. Поэтому, проверив направление троп по компасу, он решил, что нужно идти по слабой тропе. Настя уговаривала его идти по плотной тропе, где все люди ходят, но упрямый Митраша настаивал, что нужно идти по еле видной тропке, которая вела на север, как отец говорил. Сестра убеждала его, что отец шутил, а Митраша ему поверил. Она говорила, что слабая тропка ведёт, наверно, в Слепую елань, где утонуло много людей и скота. Но Митраша сказал, что пусть сестра идёт по тропе, а он пойдёт по тропке на север. Мальчик пошёл, не подумав ни о пище, ни о корзине для клюквы. Настя не напомнила ему об этом, потому что очень рассердилась, и пошла по общей тропе. Так произошла ссора Насти и Митраши, прежде очень дружных между собой.
Настя начала собирать клюкву, и хотелось ей набрать её как можно больше, одолела девочку жадность к ягодам. А когда девочка набрела на палестинку, спрятанную между кустами можжевельника, о которой говорил отец, то не вспомнила о брате, а стала жадно собирать клюкву. Увидев собаку и признав в ней собаку лесника Антипыча, Настя хотела ей дать хлеба, но он был полностью засыпан клюквой. Только сейчас вспомнила девочка, что где-то брат ходит голодный, и закричала: «Братец, Митраша!» Избавилась она от наваждения, от жадности и снова стала прежней доброй и заботливой девочкой. Найти брата помог ей его выстрел — Митраша смог убить старого матёрого волка Серого помещика. Настя, услышав выстрел, закричала, брат ей ответил, и она прибежала к нему.
Настя вообще-то была нежадной, но она так увлеклась сбором клюквы, что забыла о брате, и потом очень стыдилась этого. В селе её никто не упрекал в жадности, даже хвалили за то, что много клюквы набрала. Но Настя была девочка совестливая и совсем не эгоистка. Она очень мучилась за свою жадность, за то, что из-за неё забыла о брате. Всю клюкву девочка отдала в детдом для детей, эвакуированных из Ленинграда.
Отношение автора к Насте
Пришвин уважительно и ласково пишет о героях сказки-были «Кладовая солнца». Уважает он их за трудолюбие, самостоятельность, дружбу. Автор называет Настю Золотой Курочкой на высоких ножках. Но когда она, охваченная жадностью к клюкве, забыла о брате, писатель называет её «прежней» Золотой Курочкой на высоких ножках. Автор осуждает в Насте жадность, он понимает, что она уже из-за жадности к ягодам забыла не только брата, но и себя. Но всё же автор показал, что на самом деле Настя добрая и совестливая девочка — отдала все собранные ею целебные ягоды больным ленинградским детям.
Вывод
Образ Насти в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» раскрывает тему дружбы и помогает определить идею (главную мысль) этого произведения. Читатель понимает, что, несмотря на разногласия, не нужно ссориться, нужно уметь договариваться и не забывать о друзьях.
Характеристика образа Насти, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Источник