Меню

Кладовая солнца олицетворение природы

Тема природы (Кладовая Солнца)

Михаил Михайлович Пришвин тщательно раскрывает тему природы «Кладовой Солнца». Писатель показывает взаимоотношения природы и человека. Авторское отношение выражается с помощью приема олицетворения окружающей среды.

Олицетворение

На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.

Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.

Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».

Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».

Образы друга и врага человека

М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.

В произведении есть два цельных образа животного мира: собака Травка и волк Серый помещик. Травка является олицетворением дружбы природы с человеком. Волк же несколько раз в повествовании называется врагом человека.

Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.

Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.

Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.

Авторское отношение к природе

Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой».

По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.

Источник

Исследование «О роли художественных средств выразительности в рассказах » (по 8 главе сказки-были «Кладовая солнца»)

Исследование «О роли художественных средств выразительности в рассказах » (по 8 главе сказки-были «Кладовая солнца»)

Выполнила команда «Совята»

“… Всё счастье, вся красота и добро на земле зависят от нашего любовного внимания к каждому” ().

Гипотеза: Если мы изучим язык произведений , то сможем понять, что секрет необычности, красоты, выразительности языка писателя заключается в том, что «слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звезд над лесным краем», как считал .

Читайте также:  Расстояние от земли до солнца 150 млн км за какое время луч света

Цель: исследовать стиль , выделить различные средства выразительности, которые помогают автору показать красоту и необычность явлений природы.

провести исследование языка 8 главы сказки-были «Кладовая солнца»;

• изучить особенности использования в главе различных средств выразительности;

• составить словарь волшебных слов писателя

Изучение теоретической литературы, касающейся особенностей языка произведений и особенностей средств выразительности;

• Наблюдение над языком 8 главы сказки-были «Кладовая солнца»;

• Анализ лексики 8 главы произведения;

• Систематизация изученного материала при составлении словаря волшебных слов писателя.

Троп — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. Рассмотрим такие тропы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора. Художественное слово — многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание. При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.

Рассмотрим названные виды тропов:

ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) — это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:

• существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом;

Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение.

В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:

• образно охарактеризовать предмет;

• создать атмосферу, настроение;

• передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету;

• совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).

Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.

СРАВНЕНИЕ — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными.

Сравнение играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям.

МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) — вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что «слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство».

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — художественный прием, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства. Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение

Задача олицетворения — соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.

В тексте главы 8 было найдено 15 эпитетов, которые выполняют разные функции. Приведем примеры использования данного тропа главе (полный список эпитетов приводится в Приложении 1)

· образно характеризуют предмет: «вертлявые кочки», «подвижной земле»;

· создают атмосферу, настроение: «с тревожным стрекотанием», «задорно и уверенно посвистывая»

· передают отношение автора к характеризуемому предмету: «место погибельное», «поганое дело»;

· совмещают различные функции: «непонятные и неуловимые оттенки»

Читайте также:  Когда самое вредное солнце для загара

В сочетании «Слепая елань» автором тоже используется эпитет, который позволяет образно охарактеризовать предмет. Следует отметить, что своеобразием эпитетов в произведениях является их яркая эмоциональная окраска и часто метафорический характер, что ярко отражено в примере, приведенном выше.

Писатель часто использует в 8 главе сравнения. Нами было выделено 9 примеров этих тропов (см. Приложение 2). Образы, созданные автором при помощи сравнений, настолько яркие, что они по своей художественной наполненности и эмоциональному воздействию граничат с метафорой. Ведь сближение предметов происходит по какому-то признаку, иногда этот признак бывает неожиданным, и в результате рождается свежий образ, отличающийся от метафоры только наличием слов: «как», «будто», «как будто». В качестве примеров можно привести сравнения: «земля под ногами стала как гамак, подвешенный над тенистой бездной », «чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее»

Одним часто встречающихся в текстах тропов является олицетворение. Нами было выделено 7 примеров (см. Приложение 3). Олицетворения помогают показать необычность, сказочность окружающей природы. Все они очень яркие: «солнце было матерью каждой травинки»; «волновались старушки елки».

Использует автор и метафоры, которые помогают показать динамический характер смены состояния природы, отличаются богатым колоритом и живописностью: «солнце отдавало свое тепло», «змеилась высокая трава белоус» использует и развернутые метафоры, включающие и другие тропы: «не дает родителям-растениям передать все свое добро детям» (развернутая метафора, включающая олицетворение и эпитет). Нами было отмечено 5 метафор (см. Приложение 4).

· Писатель широко использует в тексте такие тропы, как метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, которые делают язык 8 главы сказки-были «Кладовая солнца» ярким, точным и живописным.

· Ведущую роль в тексте главы играют эпитеты, это говорит о своеобразии индивидуального стиля писателя.

· Использование ярких и необычных метафор, сравнений, олицетворений усиливает поэтическое звучание текстов и их эмоциональное воздействие на читателя.

Использования в главе 8 сказки-были «Кладовая солнца» различных тропов

Словарь волшебных слов (по тексту главы 8 «Кладовой солнца»)

Источник

Урок «Образ природы в сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Конспект урока изучения нового материала

Тема урока «Образ природы в сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Учитель — Дудина С. И. МБОУ КР ОО «Шаховская средняя общеобразовательная школа»

Планируемые образовательные результаты.

1. Определение места и роли образов природы в идейно- композиционном содержании сказки- были «Кладовая солнца».

2.Умение определять средства художественной выразительности, используемые для создания образов природы.

3.Умение оценивать языковой материал с точки зрения его богатства и выразительности.

1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (регулятивные универсальные учебные действия)

2. Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия)

3. Смысловое чтение, осуществление операций анализа, построение умозаключения и логического рассуждения (познавательные универсальные учебные действия)

Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка (личностные универсальные учебные действия)

Основные понятия урока: образы природы, средства художественной выразительности

— Ребята, обратите внимание на первый эпиграф нашего урока: «Знания должны увеличиваться с добротой» (Фазиль Искандер).

Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся)

— Чтобы наш урок состоялся, давайте мысленно обратимся к нему : « Урок, ты ступенька в моей жизни! Помоги мне стать лучше, добрее, помоги мне стать хорошим человеком» .

Проверка готовности к уроку, мобилизация внимания

Звучит мелодия П. И. Чайковского «Времена года». Заставка- фото «Весенняя природа».

Читайте также:  Как можно определить время по солнцу

Послушайте музыку, попытайтесь определить автора и произведение. Поделитесь своими впечатлениями от прослушивания музыки. Какие картины вы представили?

С каким литературным произведением мы знакомились на прошлом уроке? В связи с прослушиванием музыки как мы определим тему урока? Слайд 1, слайд 5)

Действительно, тема сегодняшнего урока «Образы природы в сказке – были

М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Эмоциональное восприятие музыкального произведения.

Определение связи музыкального произведения и литературного произведения

Целепологание. Как мы определим цель нашего урока? ( Продолжить изучение сказки- были «Кладовая солнца», определить роль образов природы в произведении и средства их создания).

Определение целей своей учебной деятельности

Активизация познавательной деятельности.

Как писатель определил жанр своего произведения? Что значит это понятие?

Выступление 2 группы исследователей текста, которые определяли признаки жанра сказки — были в тексте.

Выступление 1 уч.

В произведении М. М. Пришвина переплелись сказка и быль. Его название волшебное. Мы, конечно, понимаем, что это метафора, но разве не являются сказочными эти строки: «… горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам». Сказочное и начало произведения: «В одном селе, возле Блудова болота…» Оно похоже на сказочный зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Есть сказочные элементы и в сюжете: раннее сиротство и самостоятельность детей, девочка собирала ягоды и заблудилась. Автор называет детей «Золотая курочка», «мужичок в мешочке», «умненькие»… Уменьшительно – ласкательные суффиксы характерны для сказок. Во многих сказках есть чудесные предметы – помощники, таким здесь является компас. Названия мест тоже сказочные: «Блудово болото», «Слепая елань». Сказочными видятся нам образы животных и птиц. У волка и тетерева даже есть прозвища_ Серый помещик и Косач. Образы старушек – елей, встречающихся Митраше, тоже сказочные: «Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждёт тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем- то, четвёртая стоя вяжет чулок… Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове… другая колдунья тянет к тропе костлявую руку… И ждёшь – вот- вот, как в сказке, полянка покажется, а на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах». История сосны и ели тоже напоминает сказку. Волшебно красивым видится нам Косач, приветствующий солнце.

Выступление 2 уч.

Я расскажу о чертах «были» в произведении. «Кладовая солнца» — это метафора. Вот как автор это объясняет: «Мы это так понимаем, что всё Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца». В начале произведения, похожем на сказочный зачин, есть конкретное указание времени, места, образа жизни детей. «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль – Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни от болезни, отец погиб на Отечественной войне. Пришвин подробно описывает быт детей, их хлопоты по хозяйству. Компас – необходимая вещь, реальный помощник. Для большей достоверности сказано, кто является рассказчиком: «Мы – разведчики болотных богатств. Ещё с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нём горючего – торфа».

Какой вывод сделаем из сказанного? (Сказка и быль тесно переплетены и кажутся единым целым)

Участие в учебном диалоге

Представление результатов исследовательской деятельности в группе

Источник

Adblock
detector