Китайская медицина по лунам
Китайская медицина для здоровья и долголетия
Традиционная китайская медицина впервые применила на практике принципы военного искусства Сунь-цзы, сформулированные еще 2500 лет назад. Юнь Лун, специалист по изучению Сунь-цзы и врач, создал книгу по традиционной китайской медицине, основанную на военной доктрине.
Предисловие к китайскому изданию
Все больше людей в мире разочаровываются в методах и подходах западной медицины и начинают интересоваться оригинальными системами оздоровления и саморегуляции. Кто виноват в столь печальном итоге индустриальной эпохи? Специалисты – медики, социологи и футурологи – винят в этом прежде всего сам научно-технический прогресс. Ускорение темпов жизни, увеличение числа стрессов, ухудшение экологической обстановки и высокая концентрация населения в городах – вот основные причины ускоренного разрушения нашего физического и психического здоровья. Согласно исследованиям, 80 % заболеваний сейчас – это болезни иммунной системы, а иммунитет, к сожалению, практически не поддается лечению современными химическими препаратами.
Однако есть страны, где, несмотря на высокую плотность населения и не слишком благоприятную экологию, наблюдается устойчивый рост средней продолжительности жизни. Одна из таких стран – Китай. На наш взгляд, этому есть две основные причины. Одна из них – широкое развитие на государственном уровне традиционной китайской медицины (ТКМ), которая, в отличие от медицины западной, рассматривает организм как единую целостную систему, и, прежде всего, стремится укрепить иммунитет пациента, дабы тот сам восстановил свое здоровье. Другая – тысячелетняя культура поддержания здоровья с помощью специальных упражнений.
В Китае в городских садах и парках повсеместно можно наблюдать одну и ту же картину: множество людей в спортивной одежде, молодых и пожилых, совершают странные, на взгляд европейца, движения. Те, кто постарше, выполняют упражнения из различных видов оздоровительной гимнастики цигун. Помоложе – делают резкие и энергичные комплексы движений ушу (воинские искусства). Можно сказать, что стремление к совершенствованию и сохранению здоровья и долголетия у китайцев в крови. Это часть нашей культуры и образа жизни. И такой настрой ведет нацию к здоровью и процветанию. В основе всех этих оздоровительных систем также лежат теория и принципы ТКМ.
«Искусство войны Сунь-цзы», созданное в эпоху Весен и Осеней, вот уже 2500 лет считается классическим произведением военного искусства. Проницательность философских идей и глубина мысли этого военного трактата всегда вдохновляли не только стратегов, но и предпринимателей, коммерсантов, спортсменов. Однако описанные в нем принципы военного искусства впервые применила на практике именно традиционная китайская медицина. Великие врачи Древнего Китая: Бянь Цюэ (период Борющихся государств), Сунь Сымяо (династия Тан), Чжан Цзиньюэ (династия Мин) и Сюй Да-чунь (династия Цин) утверждали, что «предотвращение болезней напоминает отражение атак неприятеля», «медицинское лечение подобно борьбе с противником», «составление рецепта напоминает расстановку войск», а «действие медикаментов похоже на телесное наказание». Эти глубокие и новаторские идеи сыграли поистине благотворную роль в искусстве врачевания.
Юнь Лун, специалист по изучению «Искусства войны Сунь-цзы» и врач ТКМ, развил идеи древних медиков, создав в итоге книгу по традиционной китайской медицине, основанную на военной доктрине Сунь-цзы.
Каждая глава этой книги посвящена доказательству диалектической связи между военным искусством и медициной. Главы по содержанию независимы друг от друга и в то же время тесно связаны между собой тем, что дают описания не только характерных примеров болезней, но и новых концепций, несущих отпечаток философской мудрости. Подлинно научный характер, богатство содержания, легкость чтения и познавательность в сочетании с практическими рекомендациями ставят эту книгу в разряд настольной. Она призвана вдохновлять на поддержание душевного равновесия и сохранение хорошего здоровья. Чтение ее будет особенно полезно тем, кто занимается традиционной китайской или западной медициной, поскольку применение военной доктрины в лечении или саморегуляции поможет им совершить чудеса.
Теоретические основы китайской медицины
Основные теоретические положения традиционной китайской медицины и «Искусство войны Сунь-цзы» увидели свет в одну и ту же эпоху. Совершенно очевидно, что медицинские теории и военный трактат несут отпечаток своего времени, используют сходную терминологию при изучении и решении проблем, таких, как соотношение Инь и Ян, недостаток ( сюй) и избыток (ши), нападение ( гунфа ) и укрепление ( тяоян ), патогенная энергия (се ци) и жизненная энергия (чжэн ци).
Источник
Глава 4. О важности мельчайших симптомов болезней
Врачи, практикующие традиционную китайскую медицину, давно поняли, что надо лечить болезнь, которая только собирается себя проявить, и до того, как она достигнет внутренних органов. Если позволить ей развиваться, то избавиться от нее будет очень трудно.
В «Каноне Хуан-ди о внутреннем» сказано: «Хороший врач задумывается тогда, когда симптомы заболевания только проявляются на поверхности тела; врач похуже не начинает лечения до тех пор, пока недуг не поразит мышцы; худший врач не начинает лечения до тех пор, пока болезнь не дойдет до артерий и сухожилий; плохой врач не будет лечить, пока болезнь не затронет шести полых органов (желудок, желчный пу зырь, тонкая кишка, толстая кишка, мочевой пузырь и „три обогревателя“); самый плохой врач не будет лечить, пока болезнь не коснется пяти плотных органов (сердце, легкие, пе чень, селезенка и почки). Атаковать болезнь в этих пяти органах – значит поставить больного на грань между жизнью и смертью».
«Хуан-ди нэйцзин». Гравюра XVIII в.
Знаменитый врач Бянь Цюэ, живший в эпоху Борющихся государств, гостил, как пишет Сыма Цянь в своих «Исторических записках», у Хуаня, правителя княжества Ци. Видя, что тот плохо выглядит, он решительно заявил ему: «Вы больны. К счастью, болезнь не тяжелая, поражена только кожа вашего тела, однако есть риск, что она усилится, если своевременно не начать вас лечить». Правитель, не поверив, сухо ответил ему: «Нет, я чувствую себя хорошо».
После отъезда врача, он заявил: «Какая глупость! У этого врача мания объявлять человека больным, чтобы показать свою компетентность».
Спустя пять дней врач вернулся и повторил свое предупреждение: «Болезнь проникла в кровь. Если немедленно не начать лечение, то вы окажетесь в опасном положении». Однако правитель не пожелал его слушать.
Прошло еще пять дней, и Бянь Цюэ снова потревожил правителя, уверив его, что болезнь достигла желудка и внутренних органов и что жизнь его находится в опасности. Эти слова не смутили Хуаня, который по-прежнему оставался спокоен. Спустя еще пять дней, увидев Хуаня, врач ушел, не сказав ни слова. Правитель был удивлен и послал одного из своих приближенных, чтобы спросить у Бянь Цюэ о причине столь скорого ухода. «Легко лечить болезнь, – ответил тот, – которая поразила только кожу пациента, достаточно использовать холодную салфетку. Не намного труднее лечить больного, когда болезнь не коснулась кровеносных сосудов, достаточно сделать акупунктуру. Когда болезнь поразила желудок и внутренние органы, еще остается надежда вылечить больного с помощью настоек лекарственных растений. Когда же болезнь поражает спинной мозг – средств спасения уже нет. Так обстоит дело у правителя Хуаня».
Спустя пять дней после этого заявления правитель свалился от тяжелой болезни и вскоре умер, так и не найдя Бянь Цюэ, который бесследно исчез.
В «Рассуждениях о лихорадочных болезнях», Чжан Чжунцзин, великий врач династии Хань, с восхищением рассказывает эту историю и анализирует ее следующим образом: «Когда болезнь только начинает развиваться, повреждения находятся на поверхности тела человека и не достигают ни кровеносных сосудов, ни внутренних органов. Относительно легко вылечить ее, если вовремя начать. Однако если дать свободу патогенным факторам, то они проникают внутрь организма и вытесняют жизненную энергию, которая им противостоит. Больному можно помочь, если попытаться усилить жизненную энергию. Но даже после окончательного устранения воздействия патогенных факторов жизненная энергия все равно остается пораженной. Если болезнь продолжает развиваться, и при этом мы не будем обращать внимания на здоровье – есть риск усилить заболевание до такой степени, что жизнь окажется в опасности». Он рекомендует людям лечиться без промедления, если они почувствовали недомогание, и не следовать примеру правителя Хуаня. Эта рекомендация заслуживает самого пристального внимания – любой врач должен особенно решительно бороться с болезнью, как только проявятся первые симптомы, и начинать соответствующее лечение.
Сегодня, когда стоимость лечения высока, людям следует делать акцент не только на соответствующем лечении, но и на необходимости своевременно начать обследование и провести диагностику.
Танец, одна из ранних форм древнего даоинь, изображенный на керамической миске из раскопок в княжестве Датун провинции Цинхай, имеющей возраст от 4000 до 10000 лет
Даоинь широко использовался для медицинских целей и поддержания здоровья и в периоды Весны и Осени и Воюющих Царств (770–221 г. до н. э.). Использование даоинь в борьбе с болезнями подробно описано в «Хуанди нэйцзин» («Каноне Желтого императора о внутреннем»), самом раннем труде по медицине, сохранившемся в Китае. Один отрывок гласит: «Срединное государство (то есть Китай) расположено на влажной равнине и населено всеми видами живых существ. Люди там имеют богатое разнообразие пищи, но делают мало физических упражнений, и в результате они страдают от слабости в холодных конечностях. Наилучшим лечением являются упражнения даоинь и массаж пяток…». Книга говорит также, что и расстройство пищеварения не может быть вылечено только лекарственными средствами, без помощи упражнений даоинь.
Лао-цзы, великий философ периодов Весны и Осени и Воюющих Царств, известен как самый ранний проповедник и основатель искусства практики цигун в школе даосизма. В поисках естественности и простоты он думал о «накапливании ци, чтобы сделать тело человека таким же гибким, как тело младенца». Книга Лао-цзы, которая является хранилищем его философских идей, содержит множество описаний теории, принципов и методов цигун. Отрывок из его трактата гласит: «Изначальной ци, имеющейся вокруг даньтяня (области накопления жизненной энергии чуть ниже пупка), будет достаточно всегда, если ее правильно накапливать. Для этой цели необходимо принимать ци Неба носом, а ци Земли – ртом. Такое впитывание должно быть очень медленным, глубоким и равномерным». Многие ученые, как древние, так и современные, рассматривают этот отрывок как классическую интерпретацию цигун. Лао-цзы, с его великолепным знанием традиционной китайской медицины, практикуя цигун, обращал большое внимание на развитие цзин (жизненной эссенции, воспроизводящей энергии), ци (жизненной энергии) и шэнь (духа) – «трех сокровищ» человеческого тела.
Четкое описание методов даоинь было обнаружено на куске нефрита, принадлежащего к периоду Воюющих Царств, на котором были вырезаны следующие слова: «Сделай глубокий вдох и опусти воздух в даньтянь. Задержи его там ненадолго и затем выдыхай так, как будто это растущие побеги травы, пока воздух не достигнет макушки. При таком способе жизненная энергия ян будет подниматься, а инь – опускаться. Те, чья жизненная энергия ян и инь пойдет по предназначенному пути, будут жить, а иначе они умрут». Это довольно систематическое толкование теории того, что мы теперь называем цигун.
Часть надписи, описывающей методы даоинь, которая была обнаружена на куске нефрита, принадлежащем периоду Воюющих Царств (475–221 гг. до н. э.)
Во времена династий Цинь и Хань (221 г. до н. э. – до 220 г.) появляются специальные сочинения по цигун который приобретает большую популярность среди людей как важное средство предотвращения и лечения болезней. Свидетельством этому служат два шелковых свитка, обнаруженные в раскопках Ханьских гробниц в предместьях Чанша провинции Хунань в 1973 г. На одном из этих свитков находятся записи о видах недомоганий, которые могут быть вылечены с помощью упражнений даоинь, и методах, использующихся в этих упражнениях. На другом свитке располагаются 40 рисунков, изображающих фигуры обоих полов и различного возраста, одетые в различные облачения и производящие различные движения, в основном со свободными руками, но иногда и с оружием. Следы этих движений обнаруживаются в упражнениях, которые были распространены среди людей в более поздние периоды.
Специалисты в области медицины тех времен много делали для изучения и популяризации цигун. Хуа То (? – 208 г.), великий врач Восточной династии Хань (25-220 гг.), создал комплекс упражнений даоинь, называемый уциньси, буквально «игры пяти животных», имитирующий движения тигра, медведя, оленя, обезьяны и птицы. Регулярно практикуя эти упражнения, он дожил до цветущей старости, когда и был казнен по приказу императора.
Фигуры даоинь на шелковом свитке из раскопок гробниц династии Хань в предместьях Чанша, провинция Хунань.
Фрагмент рисунка. 168 г. до н. э.
Упражнения даоинь снискали расположение литераторов и чиновничества в феодальном Китае, во времена Западной и Восточной Цзинь и Южной и Северной Сунн (265–589 гг.), и получили дальнейшее развитие как в теории, так и на практике. Гэ Хун (281–341 гг.), известный фармацевт и алхимик, утверждал, что целью цигун является укрепление положительных элементов в человеческом теле для того, чтобы заранее предотвращать болезни. Он описал большое разнообразие методов цигун, включая мышечное расслабление, достижение состояния покоя сознания, контролируемое дыхание, самомассаж различных частей тела, упражнения даоинь, имитирующие движения животных, птиц и насекомых, и так далее.
Иллюстрации к бадуаньцзинь (восемь драгоценных упражнений).
Рукопись XVIII в.
Тао Хунцзин (456–536 гг.), знаменитый врач Южной и Северной династий, был первым в Китае, кто собрал записи, касающиеся цигун. В его собраниях есть упражнения из восьми форм, которые стали позднее известны как бадуаньцзинь (восемь кусков парчи или восемь драгоценных упражнений) и методы туна (выдох и вдох), которые включаются в то, что мы сейчас называем люцзиюэ (шесть целебных звуков). Это вид упражнений цигун, в котором произносятся различные звуки для оказания лечебного эффекта на различные внутренние органы.
Во времена династий Суй и Тан (581–907 гг.) цигун был официально признан при императорском дворе как средство лечения заболеваний. «Главный трактат о причинах и симптомах заболеваний» под редакцией императорского лекаря Чао Юаньфана содержит 213 простых и практичных методов даоинь и может называться кратким руководством по лечебному цигун. В своем труде «Тысяча рецептов для неотложных случаев» Сунь Сымяо (581–682 гг.), великий врач династии Тан (618–907 гг.), отразил не только традиционные китайские теории и методы цигун для поддержания здоровья, но и лечебный массаж, практикуемый буддистами.
Дискуссии по поводу цигун можно обнаружить во многих медицинских трудах последующих династий. Книга «Основной набор для священного облегчения заболеваний», составленная в начале XII века группой императорских лекарей династии Сун, содержит две главы по даоинь и цигун с подробными описаниями использования сознания для управления течением ци (внутренней энергии) в теле для лечения заболеваний. Терапевтическое применение даоинь обсуждалось также в книге «Секреты сохранения здоровья», написанной Цао Юаньбаем при династии Мин (1368–1644 гг.). Он перечисляет 46 заболеваний, которые могут быть излечены с помощью цигун. В «Полном собрании медицинских записей из древних и современных трудов» под редакцией Чэн Мэнлэя и других ученых династии Цин (1644–1911 гг.) перечисляется большое количество методов даоинь, развивавшихся на протяжении веков. Династии Мин и Цин стали свидетелями настоящего бума цигун в медицинских кругах, в который оказались вовлечены почти все хорошо известные врачи. Никогда раньше цигун как искусство исцеления не практиковался так широко, как в этот период.
К концу правления династии Цин цигун начал приходить в упадок под давлением феодального гнета и вмешательства империализма. В ранний период Китайской Республики (1912–1949 гг.) были опубликованы некоторые книги по цигун, но большинство из них не представляло особой ценности, за исключением работы «Инь ши цзи» («Методы тихого сидения»), написанной Цзян Вэйцяо, которая была тепло встречена благодаря ее простому языку и практическому подходу. Однако, в целом, цигун был предан забвению и находился на грани исчезновения. К счастью, в начале пятидесятых годов этого столетия при народном режиме его вернули к жизни. Сперва цигун был объявлен национальным достоянием в Китае, а затем ЮНЕСКО отнесла его к сокровищам мирового культурного наследия.
Глава 5. Здоровье зависит от работы над собой
Восемь бессмертных. Резная лаковая шкатулка. XVIII в.
В сборнике своих трудов Лу Янь приводит следующую историю: «Узнав, что его собеседник убил человека мечом, Люй Дунбинь 37 (в китайских легендах это – один из восьми бессмертных) заявил: „Будда милосерден, так же как и все бессмертные. Как же получается, что кто-то погибает? Я вооружен мечом, но мое оружие предназначено убивать алчность, вожделение и беспокойство“».
И в военной теории, и в традиционной китайской медицине понятие «совершенствование» отнюдь не означает, что надо прекратить мыслить или действовать, наоборот, на до чередовать интенсивную деятельность и отдых, работать с самоотдачей, не позволяя различным посторонним мыслям захватить себя. Тогда можно сохранить нормальные физиологические функции организма и жить долго.
Глава 6. Природная среда и здоровье
Источник