Меню

Каждый ребенок солнце сократ

Солнце в каждом из нас.

В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить. (с) Сократ

Внутри каждого из нас есть место для света и место для тьмы, и мы всегда тянемся к тому, что ближе. И если тебе необходим свет, то стань им. Зажги его внутри себя и освещай самые темные уголки человеческих душ.
Мы все можем заблудиться в круговороте жизни и для того, чтобы найти дорогу обратно, нам нужен спасательный маяк, который смог бы указать путь. И каждый из нас может стать таким маяком для другого. Главное, не дать погаснуть своему солнцу.
В мире, где самое страшное время перед рассветом, необходима вера в то, что оно взойдет. Что с его лучами мы обретем тепло и тьма, которая всегда вокруг нас – развеется, и этот свет даст нам возможность начать все заново или продолжить забытое старое, согревая нас своим теплом.
Но в этой борьбе света и тьмы мы часто проигрываем страху. Мы боимся гореть, освещая тем самым все вокруг. Мы боимся заглянуть в себя и столкнуться со своими демонами, мы боимся бороться с ними, думая, что бой заранее проигран. Пустить тьму в сердце всегда легче, чем отыскать в ней крошечный огонек, с помощью которого можно разжечь огонь. Но если рискнуть, перестать бояться и заглянуть в себя, то можно увидеть целую Вселенную, наполненную мириадами самых ярких звезд, которые образуют необыкновенные созвездия и дают жизнь новой путеводной звезде.
Внутри каждого из нас есть солнце, поэтому мы должны зажигать звезды, разгонять серые тучи, и вести к свету, даже через кромешную тьму.
Но никогда не говорите, что мир – это тьма и тогда он не станет таким.

Источник

Лекция «В каждом человеке солнце, только. «

Ещё во втором веке до нашей эры Теренций сказал: «Нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше». Как это верно! И я вряд ли сегодня скажу что – то новое. Но я скажу то, о чём часто думаю, о том, что меня волнует, что мне дорого… А что волнует учителя? Дети… Какими они вырастут, кем станут? Как помочь ребёнку раскрыть в нём самое лучшее, доброе, неповторимое и непохожее? Найти ответы на эти вопросы для меня казалось большим счастьем.

Однажды я, получив в подарок толстую, неказистую книгу и открывая её без всякого вдохновения, натолкнулась на фразу Сократа: «В каждом человеке солнце, только…» Мой взгляд остановился, и почему – то часто забилось сердце, как будто я нашла что – то, что искала очень давно. Окончание фразы было на следующей странице, но я никак не могла решиться перевернуть её. Мне хотелось самой «додумать» эту фразу, досказать её за Сократа… Так родилось моё педагогическое кредо.

В каждом человеке СОЛНЦЕ, только помоги ему проявить себя, помоги поверить в собственные силы. Дети, как правило, встретив на своём пути препятствия, ищут способы их преодоления, пытаются решить возникшую проблему самостоятельно. Но часто их пугают трудности, они пасуют перед ними. И это большая удача, если рядом окажется человек, который поддержит, посоветует, поможет определиться, отыскать единственно правильный путь, который подходит именно для этого ребёнка. Так появилось моё первое правило: помоги ребёнку поверить в себя, свою индивидуальность, раскрыться и реализовать своё «Я».

В каждом человеке СОЛНЦЕ, только благодаря этому во Вселенной так много звёзд и созвездий. Мы разные – в этом наше богатство. У меня много учеников, все они разные, этим и уникальны. Один – непоседа и болтун, другой – тихоня, замкнутый, задумчивый, третий – фантазёр, творец, мечтатель. У каждого свой неповторимый внутренний мир, в каждом – своё солнце. И ты безмерно горд и счастлив, что именно тебе пришлось с ними встретиться в этой бренной жизни. Это и есть самое интересное в моей работе – прикоснуться к внутреннему миру совершенно разных личностей, почувствовать и принять «иного». Так возникло второе правило: люби своих учеников уже за то, что они у тебя есть, за то, что тебе доверили быть рядом с ними.

В каждом человеке СОЛНЦЕ, только не дай ему остыть или погаснуть. Моя маленькая дочь очень любила рисовать. Иногда у неё получалось что – то непонятное простому человеческому взгляду, полная абстракция. А когда в детском саду начались занятия по рисованию, воспитательница обратила внимание на то, что у неё «ничего не получается» и сказала об этом девочке. Я никогда не смогу забыть, как дочь, придя домой, отдала мне пакетик с гуашью и маленький свой альбомчик, попросила подарить всё это другой девочке, навсегда решив, что она не умеет рисовать и никогда этому не научится. Этот случай стал для меня уроком. И я сейчас не боюсь заглянуть во внутренний мир любого ребёнка, чтобы найти тот самый талант, который не лежит на поверхности. Я стараюсь строить наши отношения так, чтобы мы вместе творили, создавали, открывали новые пути к познанию мира и самих себя. Моя задача – увидеть все грани удивительной личности ребёнка, а увидев, сделать так, чтобы хорошего в нём становилось всё больше и больше. Вот и третье правило: найди в любом, нерадивом или прилежном, ученике то лучшее, что есть только в нём и постарайся развивать и поддерживать его способности и таланты.

В каждом человеке СОЛНЦЕ, только и на солнце бывают пятна. Каждый из нас, педагогов, в детстве читал Марка Твена и с улыбкой вспоминает его героя Тома Сойера. Его неординарные поступки в школе и приключения в жизни никого не оставляют равнодушным. Такие дети есть в каждом классе. Они зачастую неудобны учителю. И традиционный учитель старается изо всех сил, чтобы уподобить «Тома» его двоюродному брату – Сиду – тому самому пай – мальчику, с которым всё понятно и спокойно. Но ведь это невозможно! Я помню изречение мудрого человека: «Вам никогда не удастся вырастить мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Шалуны – это наше будущее, именно неординарные личности двигают рычаги истории. Поэтому к ним надо искать другой, особенный подход, и я составила ещё одно правило: сделай озорников и шалунов своими помощниками.

В каждом человеке СОЛНЦЕ, и только тот светит ярко, кто знает, что свет его нужен. Идёт урок. Я вижу, как дети смотрят на меня, ждут новых открытий, каждый чувствует, что я здесь и сейчас только для него, думаю только о нём, о его продвижении, о его успехах, и он готов мне ответить тем же: вместе мы – сила. И я стараюсь, чтобы каждый урок для моих учеников был особенным, светлым, тёплым, чтобы школа стала для них островком сбывшихся надежд. Мне необходимо общение с детьми, хотелось бы верить, что я также необходима им. В этом я вижу своё предназначение на Земле. Пятое правило подводит итог сказанному: дари свой свет ученикам.

Какое из этих правил важнее, не знаю, знаю только одно – из них складывается моя педагогическая философия, мой взгляд на образование, моё педагогическое кредо:

«Каждому ученику нужно давать светить по – своему».

Я, конечно же, знаю теперь окончание мысли мудреца, подвигшей меня на глубокие размышления. Две тысячи лет назад Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!» Мне кажется, я правильно понимаю великого мудреца.

Читайте также:  Как украсить лучи у солнца

Источник

Классный час в 5-м классе. «В каждом человеке солнце, только дай ему светить». Сократ

Цели:

  • Через внимательное прочтение афоризма, принадлежащего Сократу, выйти на понимание ценности таких человеческих качеств, как: доброта, отзывчивость, дружелюбие, забота и так далее, которые проявляются в отношениях с другими людьми.
  • Помочь учащимся в самораскрытии.
  • Совершенствовать навыки общения.

Форма:

Классный час – диалог с детьми, работа в группах. (5 класс)

Материалы:

Раздаточный материал (рисунок 1).

Конверт для писем учеников.

Оборудование:

Мультимедиа проектор для проецирования высказываний Ф. Достоевского, В. Белинского, Рубинштейна, В. Маяковского, Ю. Визбора, М. Горького.

Ход классного часа

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

Сегодняшний классный час посвящен философской теме. Кто такие философы? Что такое философия? Как вы понимаете? (Ответы детей.)

Действительно, философия – это любовь к мудрствованию. Так звучит перевод этого слова.

Философы искали и находили ответы на очень разные вопросы. Сегодня мы тоже попробуем с вами быть философами. Хотите?

А знаете ли вы кто такой Сократ? (Ответы детей.)

2,5 тысячи лет назад в Греции жил один очень интересный философ по имени Сократ. Сократ был очень умным, но никогда никого не поучал. При этом в разговоре с человеком, он задавал вопросы таким образом, что собеседник сам приходил к какому-то очень важному выводу. Книг Сократ не писал, но благодаря его ученикам, до нас дошли многие мысли известного философа. Вот одна из них: «В каждом человеке солнце, только дай ему светить». (Слайд 1)

Это и есть тема нашего классного часа.

Прежде, чем мы начнем рассуждать о смысле сказанных Сократом слов, я бы хотела, чтобы вы поработали в группах и написали на листах свои ассоциации к слову «солнце». Это могут быть слова, которые напоминают вам о солнце, как-то связанные с солнцем. Слова могут быть существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. На эту работу вам дается 2 минуты. (Весна, тепло, светить, согревать, растения, свет, закат, жизнь.) (Дети зачитывают свои ответы.)

Если собрать все ваши слова-ассоциации и внимательно прочитать их, становится понятно, что благодаря солнцу живет все живое на Земле, живет наша планета. Все это так.

Но сегодня я хочу прочитать вам несколько высказываний известных людей (писателей, музыкантов, поэтов) и вы увидите, что, говоря о солнце, они ставят в один ряд с этим словом что-то другое, чем жизнь растений. А что? Вам предстоит ответить на этот вопрос.

«Стань солнцем, и всяк тебя увидит».

«Пушкин – солнце русской поэзии».

«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт».

«Светить всегда, светить везде…»

«Милая моя, солнышко лесное,
Где, в каких краях встретишься со мною?»

О каком солнце эти слова? (Дети: «о человеке».)

Давайте вернемся к словам Сократа. О каком солнце в человеке говорит Сократ? Как может человек дарить окружающим тепло и свет? Давайте попытаемся изобразить солнце с лучами, где каждый лучик будет каким-то человеческим качеством, которое действительно может согреть другого человека. (Работа в группах 5 минут. Дети зачитывают свои ответы, и листы прикрепляют к доске. Учитель обобщает ответы учеников.)

Хотели бы вы, чтобы вас окружали такие люди: заботливые, добрые, отзывчивые, умеющие прощать ваши ошибки? Что для этого нужно? Что нужно для того, чтобы вас окружали такие люди? (Ответы учеников.)

Знаете ли вы такое выражение: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы его понимаете?

Послушайте, что писал М. Горький в письме своему сыну: «Если бы ты всегда и везде оставлял для людей только хорошее: цветы, мысли, славные воспоминания о себе, – легка и приятна была бы твоя жизнь». (Слайд 7)

В каждом из вас есть те качества, которые могут обогреть другого, сделать его чуточку счастливее, чем он был. Для этого нужно только посмотреть на человека добрыми глазами и обязательно увидеть в нем что-то хорошее. А еще лучше сказать ему об этом. Давайте попробуем это сделать сейчас. Один из вас сядет к нам спиной, а мы по очереди будем подходить к нему и говорить что-нибудь хорошее о нем, но только шепотом, чтобы он не догадался, кто говорит. (5–6 человек.)

«Что ты почувствовал? Приятно тебе было? Ребята сказали что-то такое, чего ты о себе не знал?»

Сейчас мы составим синквейн:

  1. Записать одно существительное (мероприятие).
  2. Записать два прилагательных (описание классного часа).
  3. Записать три глагола (характер действия на этом классном часе, что делали).
  4. Из четырех слов написать фразу – личное отношение ребенка к мероприятию.
  5. Одно слово – суть предмета.

Дети зачитывают синквейны.

Я думаю, в нашем классе живет 25 таких теплых солнышек, которые умеют приносить радость друг другу, родителям, учителям. Сейчас напишите на цветных листочках добрые слова, кому вы хотите: однокласснику, любимому учителю, родителям. При выходе из класса по окончании классного часа положите эти листочки в кармашек, который прикреплен к доске.

Спасибо вам за урок! Сегодня вы дали мне возможность почувствовать себя Сократом, потому что вывод, который вы сделали, действительно очень важен: в каждом человеке есть хорошие качества и не надо бояться их показывать, потому что другим людям очень приятно, когда мы заботливы, отзывчивы, дружелюбны.

И еще очень важный вывод: когда ты заботлив, умеешь прощать и видеть в человеке хорошее, люди вокруг становятся такими же.

Желаю, чтобы вас всегда окружали добрые люди, а что для этого нужно? Теперь и вы сами знаете.

Источник

«В каждом человеке – Солнце, так дайте ж ему светить…» (Сократ).

Многие из нас не раз слышали фразу, что неталантливых детей не бывает, только в каждом из них надо рассмотреть то самое зернышко, крупиночку творческой и умственной индивидуальности. И не важно, из какой семьи этот ребенок, какой социальный статус его родителей. Главное – это ребенок, который чувственно относится и, словно губка, впитывает добро, понимание, уважение со стороны педагога, впрочем, что и подтверждает основной тезис Сократа, который гласит, что добродетель есть знание, или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра.

Обычные дети – это «нестандартные» дети, у них свои мысли, своя позиция, а значит свое Солнце, которое может согревать своим теплом окружающих, тем самым дарить радость людям и удовлетворять собственные потребности. И в этом я вижу основную цель работы педагога – формирование зрелой потребности и способности для реализации творческих возможностей каждого ребенка. Наша задача научить маленького человечка, входящего в мир противоречий, оставаться самим собой, не останавливаться на достигнутом, познавать, всякий раз открывая новые миры непознанного.

Человек, познавший в детстве лучшие человеческие качества (доброту, любовь, заботу), во взрослой жизни применит их на практике, и обязательно откроет новые маленькие «солнышки», которые продолжат лучшие традиции человечества.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Gif — картинки (534)
  • Рождество и Новый год (86)
  • Анекдоты, забавные истории (48)
  • Афоризмы, мудрые мысли (314)
  • Братья наши меньшие (95)
  • Будь в форме! (24)
  • Вера (131)
  • Видео (864)
  • Все для Фотошопа (12)
  • Дела дачные (74)
  • Дети, внуки — цветы нашей жизни (122)
  • Друзьям — читателям (510)
  • Женщина (405)
  • Забавно (306)
  • Звуки и Краски (47)
  • Здоровье (135)
  • Искусство (322)
  • Картинки (461)
  • Картинки по темам (31)
  • Красота вокруг нас (416)
  • Личное — чувства, мысли (795)
  • Личность (350)
  • Любимое (121)
  • Любовь (713)
  • Мужчина (211)
  • Музыка (860)
  • Мультфильмы, кино (25)
  • Поездки, путешествия, прогулки (24)
  • Пожелания к ночи (459)
  • Познавательно. Интересно. Необычно. (222)
  • Полезности для Дневника (101)
  • Понравилось (294)
  • Поэзия (838)
  • Праздники (395)
  • Психология. Философия. (50)
  • Работа (96)
  • Сказки для взрослых (424)
  • Скорбь (100)
  • Смотрим, читаем, мыслим (868)
  • Старики — боль сердец (65)
  • Творите добро (37)
  • Тесты (244)
  • Узелок на память (217)
  • Улыбка дня (370)
  • Фото- искусство (271)
  • Чувства (1082)
  • Экономика, политика, общество (238)
  • Эстония, как есть (1)
Читайте также:  Солнце уже оторвалось от леса

Музыка

Цитатник

Они все твоё отражение И жизнь обязательно будет сводить тебя с такими людьми, которые созвучн.

Художник: Елена Юшина.

*** *** не уходи. пока ты здесь, со мной, я не боюсь ни холода, ни жар.

НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА НЕТ ХУДА ДЕЗ ДОБРА “После 50 лет брака я однажды внимательн.

*** *** иногда в жизнь приходят люди, чьё появление сродни магии, хоть и выгл.

Метки

Ссылки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

«В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить». Сократ

Воскресенье, 12 Января 2014 г. 14:26 + в цитатник

Александр Росляков. ОБЕД В ПРИТАНЕЕ. За что в демократических Афинах был казнен Сократ?

СОКРАТ

На одном конкурсе сочинений о Сократе победила 12-летняя девочка, написавшая самое короткое: «Сократ ходил среди людей и говорил им правду. За это его убили». Лучше, пожалуй, и не скажешь в двух словах об этом босоногом старце, которого дельфийский оракул назвал «самым мудрым из смертных».

Родился он в 469 г. до н.э. в Афинах и умер там же в 399 г. до н.э., выпив по приговору суда чашу сока ядовитого растения цикуты. Отец его, небогатый ваятель-каменотес, не мог дать ему приличного образования, и откуда Сократ набрался своих обширных знаний, восхищавших современников, неизвестно. Известно, что зимой и летом он ходил в одной одежде, хуже чем у иных рабов, часто босиком. Но популярность его была такова, что в 404 г. до н.э. правительство 30-и тиранов позвало его к себе на службу, однако он, рискуя жизнью, отказался наотрез. Он порицал все формы правления: аристократию, плутократию, тиранию и демократию, – как одинаково лицемерные и несправедливые. Но считал, что произвол одного все же лучше произвола многих – и что гражданин обязан соблюдать любые, даже самые плохие законы его родины.

В молодости он отличился в трех военных походах, вынес с поля боя раненого товарища. Вошла в предание, как образец сварливости, его жена Ксантиппа, союз с которой поэт Мандельштам изобразил так:

Встречает пьяного Сократа

Крылатой руганью жена.

Возможно, он впрямь часто приходил домой навеселе, так как больше всего любил, болтаясь битый день по городу, задавать всем, кому не лень вступить с ним в беседу, свои знаменитые вопросы. Ну, а беседа и у древних греков была спутницей застолий и вина. За всю жизнь он не написал ни строки, отпечатавшись, как Христос, в пересказах его речей его учениками – главное Платоном и Ксенофонтом.

Сократ считается основоположником диалектики и первым, кто глубоко вскопал вопрос о сущностях – общих понятиях для разных вещей. Например что есть само по себе «прекрасное», «дурное», «полезное» и так далее. Впрочем он сам, мастер образной и цепкой речи, никак не формулировал свою философскую задачу. Но как влекомый некой путеводной целью странник запытывал всех простодушными внешне, но исподволь коварными, даже исполненными подчас язвительной иронии вопросами. Чем надменней и самоуверенней был собеседник, тем беспощадней обставлял его Сократ – и, загнав в тупик, еще как бы спохватывался: да это я сам такой дурень, что совсем сбил с толку человека!

Но за этим вроде смешным делом крылся обессмертивший Сократа метод, который он сравнивал с хлопотами повивальной бабки, помогающей роженице. А целью этих хлопот было выуживание из хаоса противоречий и недомыслий того, что Сократ ставил выше всего в жизни – истины.

Но какую великую истину он извлек на свет? Да никакой – кроме единственной, которую не уставал повторять: что знает только то, что ничего не знает. И этим-то лишь отличается от невеж, которые тоже ничего не знают, но думают, что все знают.

За что же тогда он так почитался уже при жизни – а посмертно был возведен чуть не в родоначальники науки философии? Формально – за его диалектический метод, позже оформленный в учение о «единстве и борьбе противоположностей». А в сути – за воплощенный им образ мыслителя, имеющего смелость выйти за пределы всего ведомого, дабы постичь силой ума загадочный, бездонный мир – прежде всего мир человека. Его неистовая страсть непредвзято и дотошно судить обо всем на свете не обходила ни самые простые с виду, «детские» вопросы – ни самые парадоксальные и даже запретные: о сущности богов и власти. Он, может, первым из всех мыслителей возвел в систему такой взгляд, что истина – не некий богоданный абсолют, а совокупность противоречивых и даже взаимоисключающих на первый взгляд сторон.

Вот он, к примеру, начав с самого тривиального, пытается установить сущность такого понятия как мужество: «Мужество ли, – спрашивает он собеседника, – не оставлять поле боя первым?» – «Конечно». – «А бежать от врага – трусость?» – «Разумеется». – «А если воин бежал с хитростью и с ее помощью победил врага?» Тут собеседник уже несколько смущается: как это он мог упустить такой подвох? И дальше от вопроса к вопросу, словно раздевая лист за листом кочан капусты, отсеивая всякое ложное или даже неточное суждение, Сократ стремится к сердцевине – и к чему приходит? Чаще всего никакого однозначного ответа в результате нет. Но мощный ум настойчивого босяка как бы продрал нас сквозь все противоречия предмета, заразил ощущением, что это продирание через наружную листву и есть путь к истине. Надо лишь, как бы внушает постоянно он, бесстрашно, не мигая смотреть в глаза правде – или мраку, при неимении достаточного света.

Как у иных есть абсолютный музыкальный слух, у него был абсолютный слух на всякую неправду. И его утверждение о собственном незнании не было скорей всего ни нарочитым парадоксом, ни кокетством тайного всезнайки. Похоже, он имел в душе какой-то неизреченный образ истины, понимая, что в современном ему мире нет возможности ее изречь. Потому главным образом неутомимо отметал прочь все неистинное, а в его беседах отрицаний куда больше, чем утверждений, и первые звучат куда убедительный вторых.

Отсюда же, видимо, происходят и два его самые загадочные для современников признания, за которые он и заплатил в итоге головой. Одно – что с каких-то пор в нем поселился некий внутренний голос, называемый им «демоном», который никогда не говорил, что надо делать, но говорил, чего делать не надо. Ну а второе – уже самое крамольное. Рассматривая проявления огромного числа тогдашних богов, он заподозрил, что они действуют не абы как, но за ними стоит некий безымянный архибог, и управляющий их действиями.

Но при всем этом он строго держался и неких положительных начал. Все то же, вероятно, внутреннее чувство, ломавшее все шаблоны отвлеченного суждения, заставляло его возводить гражданскую добродетель в высшее человеческое качество. И удивительно перекликаясь вновь с Христом, он за 4 века до Христа изрек одну из главных установок будущего богочеловека – что для всякого гораздо лучше терпеть зло, чем творить его. Но попутно впал в какое-то безумное для мудреца младенчество – сочтя, что если люди поймут, в чем добро, только ему и будут следовать!

Читайте также:  Сердце солнца лучше матери греет лучше солнца греет смысл пословицы

Гражданский долг он стойко исполнял не только на войне. Сограждане запомнили его принципиальность на посту притана – члена совета Пританея, учреждения, отправлявшего властные и обрядовые функции. В Пританее еще угощали изысканным обедом за казенный счет отличившихся в пользу отечества героев – например победителей на Олимпийских играх. И когда некто был осужден на казнь, несправедливо по мнению Сократа, он один из всех 50-и коллег-пританов громко выступил против.

Но даже современному ребенку уже, наверное, ясно, что такому правдоборцу с его неукротимым словом и умом, рано или поздно должно было не поздоровиться. Для аристократов он был вызывающим простолюдином, беспощадно побивавшим в публичных спорах их купленную за большие деньги образованность. Для демократов – распугивающим их улов и срывающим их продувные вывески разоблачителем. Кто-то даже сравнил его с электрическим скатом, который своим ударом лишает языка любого спорщика. Еще кого-то пугал его великий критицизм и полная отвязанность суждений…

Но так как даже 30 тиранов не решились в открытую преследовать его за отказ служить им, сменившие их демократы завели против него тайную интригу. Считается, что руку к ней приложили и софисты, которых он высмеивал за бесцельную словесную эквилибристику. Но на них тогда возникла мода, они давали знатным юношам дорогостоящие уроки – а Сократ, учивший всех бесплатно, еще и подрывал их бизнес.

Плохую роль в его судьбе сыграл и знаменитый комедиограф Аристофан. Принадлежа к консервативной партии аграриев, он не делал различия между Сократом и софистами: и тот, и те были для него лишь вольнодумцами, попиравшими святую старину. В комедии «Облака» он вывел Сократа как раз в образе софиста, который сидит как сыч в своей «думальне» и учит молодежь не платить налоги и плевать на старших.

В итоге «группа товарищей» из демократов во главе с неким Анитом привлекла Сократа к суду по сфабрикованному, как называется сейчас, обвинению. Ему вменялось развращение юношества, отрицание отеческих богов и введение нового божества – «расстрельная» тогда статья. Правда, в гордившихся своей просвещенностью Афинах она практически не применялась – да и суд над Сократом мыслился скорей как бутафорский, с целью лишь окоротить его, но не лишать жизни. Но старина Сократ, военный ветеран, не поклонившийся и былым 30-и тиранам, не дал выставить себя в шутовской роли.

Когда ему дали слово, он, обычно весьма скромный в самооценках, в корне изменил своему правилу и сказал примерно следующее. Все, что говорилось здесь против меня – вранье. И хоть всем известно, что я могу затмить любого красноречием, сегодня к нему не прибегну и скажу одну правду. А она в том, что если есть в Афинах безупречный гражданин – это Сократ, герой трех войн, слуга отечества и истины, не развратитель, а воспитатель лучших мужей, чьи имена все знают. И если хотите по обычаю услышать, чего я сам считаю достойным за мои деяния – это обед в Пританее. Тем паче что он мне нужней, чем победителям олимпиад: они не нуждаются в пропитании, а я нуждаюсь.

После столь дерзкой отповеди судьи, ожидавшие просьбы о замене смертной казни изгнанием или хотя бы примирительного покаяния, взбеленились от ярости. И вопреки их первоначальному замыслу приговорили Сократа к смерти.

Это был беспримерный приговор: в Афинах никого еще не осуждали так строго всего за выразительное слово. И когда первая ярость судей стихла, они решили одну свою подлость выправить другой – передав друзьям Сократа, что если он захочет бежать из-под стражи, препятствий этому не будет. Этой подробности скверного дела посвящен щемящий сердце диалог Платона «Критон». Критона, ученика Сократа, подослали склонить его учителя к побегу, на что богатые сограждане даже сделали свою складчину. Но Сократ, не бегавший и от врага, на доводы Критона, что достойнейший из афинян не должен быть казнен, ответил так.

Всю свою жизнь я проповедовал законопослушание и могу ли теперь позволить людям говорить, что это было только лицемерием, которое вскрылось, едва дело коснулось моей жизни? Разве моим детям будет лучше, если я сгину с бесчестьем на чужбине? Я уже стар, все равно скоро умирать, так лучше умру с честью! Предчувствие мне говорит, что моих судей покарает рок, а мое имя будет в славе.

Еще широко разошлась в Афинах и в веках такая деталь. Другой ученик Сократа, Аполлодор, придя простится с учителем, горько сокрушился: «Особенно тяжело мне, Сократ, оттого что ты осужден несправедливо!» На что Сократ ответил: «А разве тебе было бы легче, если бы меня осудили справедливо?»

Последним его желанием было самому обмыться перед смертью, чтобы потом не пришлось возиться с ним другим. Он выпил, как заздравный кубок, чашу с ядом, лег и умер. Афиняне, до самого конца не верившие в казнь Сократа, пришли задним числом в такой гнев против его обвинителей, что те в страхе бежали из Афин – подтвердив тем предсмертное пророчество философа…

Показательно, что христианство, довольно плохо относившееся к античному языческому миру, выделило из него Сократа как предвестника Христа – за догадку о том архибоге. И в ранних христианских храмах Сократ даже изображался на иконах.

Но за что все же, если отрешиться от деталей, был убит этот гремучий праведник? Я думаю, лучше всего на это ответил он же сам его диалектическим посылом. Такие личности, служившие посмертно славе их народов, при жизни именно их совершенством входили в конфликт с властью, сложенной так или иначе из несовершенного большинства. И потому на таких светочей как Сократ, Христос, Джордано Бруно, протопоп Аввакум всегда находились такие казнители как афинский суд, синедрион, святая инквизиция, РПЦ. Причем последние казнили осужденных ими уже именем казненного Христа.

Диалектика Сократа, ушедшая за рамки его времени, пожалуй, объясняет и такой необъяснимый ныне парадокс. Жестокий сталинский режим породил у нас именно культ личности – когда могучих личностей было невообразимое сейчас число. Композиторы Прокофьев и Шостакович, писатели Шолохов, Булгаков и Пастернак, конструкторы Туполев, Яковлев, Ильюшин, Лавочкин; ученые Капица, Ландау, Курчатов – и этот список можно бесконечно продолжать. По нынешней метафизической трактовке все они произошли «вопреки» – но почему-то в наше «свободное» и благое время не происходит ничего подобного. Не пахнет ничем подобным свершениям той «плохой» поры, и последние обломки того великого «вопреки»-авиастроения – Ту-204 и Ил-96 – угроблены благодаря текущему «благодаря».

То есть наша «свобода» парадоксальным, но уловленным еще Сократом образом обернулась афинским судом, синедрионом и инквизицией вместе взятыми. В зародыше убила этим круговым зажимом весь творческий позыв, еще раз доказав сократовский посыл: что вид снаружи может быть полной противоположностью сокрытой под ним сути.

При тирании Сократ выжил, а при демократах был казнен – и всей своей жизнью и смертью дал нам на 24 века вперед повод задуматься о выведенных им на личной шкуре парадоксах бытия!

Источник

Adblock
detector