Разноспрягаемые глаголы. 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Разноспрягаемые глаголы» с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 387.8 КБ |
razdatochnyy_material.doc | 28 КБ |
urok.ppt | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
— Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать тему «Глагол». На предыдущих уроках мы с вами вспоминали и обобщали знания, полученные ранее по этой теме. Сегодня новая тема.
2. Проверка домашнего задания.
Дома вы выполняли упражнение 469, определяли способ образования глаголов.
Какие способы образования глаголов вам встретились?
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
— отступите 2 строчки от домашнего задания и запишите число, классная работа. Тему урока пока не записываем, ее вы сформулируете и запишите чуть позже.
А )Повторение спряжения глагола.
Словарный диктант «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Бросим якорь, ветки колышутся, чуть держится, машет крыльями, не зависит от обстоятельств, // льды растают, выбираешь вождя племени, посеешь свежие семена, роза колется, выручишь товарища.
Б) Введение новой темы через проблемное задание.
Учащимся предлагается выполнить проблемное задание: лингвистическая игра «Третий лишний»
Задание: рассмотрите ряд слов, определяя лишнее по какому-то признаку:
Прыгать, скакать, бежать
Возможные варианты ответов:
- Прыгать – ударение на 1 слоге
- Скакать – чередование гласной в корне
- Бежать – 6 букв
Слово учителя: чтобы правильно выполнить это задание, необходимо искать ответ с точки зрения грамматики.
( в случае затруднения можно подсказать учащимся, что нужно проспрягать эти глаголы- поставить их в форму 3 лица единственного и множественного числа
В результате выполнения данного задания учащиеся обращают внимание, что глагол бежать имеет окончания и 1 , и 2 спряжения: бежим, бежишь, бежите, бежит , НО бегут
Слово учителя : с каким подобным лингвистическим явлением мы встречались при изучении имени существительного?
Ответ учащихся : разносклоняемые существительные .
Найдите разносклоняемые существительные в словарном диктанте и пдчеркните их.
— Как можно назвать глагол бежать, если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения?
Ответ учащихся : это разноспрягаемый глагол. (слайд №15)
— Сформулируйте тему нашего урока. Какие цели перед собой поставим? Чему научимся? (Учащиеся формулируют тему и цели урока. Тема урока проецируется на экран, записывается в тетрадях).
4. Первичное усвоение новых знаний.
А. Работа с учебником п.81. стр. 197
Обращаем внимание учащихся на то, что у глаголов хотеть и бежать в основном ударные окончания, поэтому их спряжение не вызывает затруднений. Глаголы, образованные от них с помощью приставок, т.е. прибежать, расхотелось, отдать , тоже будут разноспрягаемыми.
Глаголы есть, дать ( а также производные от них ) имеют особые окончания в личных формах, являются архаическими: ем, ешь, ест, едим, едят, дам дашь, даст, дадим, дадите, дадут.
Таким образом, сколько всего глаголов мы можем назвать разноспрягаемыми? Какие?
Глаголы особого спряжения:
5. Первичное закрепление.
Образуйте от глаголов хотеть и бежать однокоренные слова приставочным способом.
Хотеть – захотеть, перехотеть
Бежать – добежать, перебежать, забежать
Будут ли образованные (производные) глаголы разноспрягаемыми?
Записать предложения. Найти и подчеркнуть как члены предложения разноспрягаемые глаголы. Выделить окончание. Указать их время, лицо, число.
Облака бегут быстрей, небо стало выше. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. Мы не хотим войны. Люди планеты хотят жить в мире со всеми. Он хочет научиться всему хорошему.
Употребление разноспрягаемых глаголов. Подберите синонимы к глаголу хотеть. Вставьте их на месте пропусков.
Здравствуй, дорогая Наташенька!
Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!
Твоя подруга Галя.
Задание № 4. Обратимся к карточкам, которые лежат у вас на столе.
- Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу разноспрягаемые глаголы, определите их вид, время, лицо, число и род (если есть).
— — , — — (_______________) ручьи. Каждый день солнце откусывает от снежного пирога. — — (_____________) жадно, будто — — (_____________) управиться поскорее. Сугробы проседают, уменьшаются. Смотришь, как — — (______________)талая вода, и понимаешь: скоро уйдёт зима, — — (_______________) дорогу весне.
Бегут, бегут (НСВ, наст.вр., 3 л., мн.ч.) ручьи. Каждый день солнце откусывает от снежного пирога. Ест ( НСВ, наст.вр., 3 л., ед.ч.) жадно, будто хочет ( НСВ, наст.вр., 3 л., ед.ч.) управиться поскорее. Сугробы проседают, уменьшаются. Смотришь, как бежит (НСВ, наст.вр., 3 л., ед.ч) талая вода, и понимаешь: скоро уйдёт зима, даст (буд.вр., 3 л., ед.ч.) дорогу весне.
- Какие средства выразительности встретились в данном тексте?
Бегут, бегут – повтор, усиление действия;
Бегут ручьи – олицетворение;
Солнце откусывает — олицетворение
Снежный пирог – эпитет
Бежит вода – олицетворение
Уйдет зима – олицетворение
Учащимся предлагается поработать самостоятельно. На отдельном листе даны 3 задания: 2 задания базового уровня и 1 повышенного.
1. Перечислите разноспрягаемые глаголы.
2. Найдите ошибку и запишите предложение в исправленном виде.
А) Они не хочут идти обедать.
Б) Как папа шурунёт нас – бегишь и не запнёшься. (В.П.Астафьев)
2. Найдите и исправьте ошибку в определении морфологических признаков глагола.
Капитан не спал всю ночь и хочет отдохнуть, но прежде отдает распоряжения.
А) отдает – глагол несовершенного вида, разноспрягаемый, в настоящем времени, 3 лица, ед.числа
Б) хочет – глагол совершенного вида, разноспрягаемый, в настоящем времени, 3 лица, ед.числа
3. Составьте по одному словосочетанию с глаголом «бежать» в прямом и переносном значении.
5. Рефлексия. Я вспомнил, что… Я понял… Вызвало затруднение… Нужно выучить…
6. Домашнее задание. Упражнение 474
Предварительный просмотр:
Задание № 1. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения. Объясните пропущенные орфограммы. Выделите окончания у всех глаголов, определите спряжение.
__________ , __________ руч..и. Каждый день со..нце откусыва..т (___) от снежного пирога. _________ жадно, будто _________ управиться поск..рее. Сугробы прос..дают, ум..ньшают?ся. Смотр..шь (___), как __________ талая вода, и понима..шь (___): скоро уйдёт зима, _________ дорогу весне.
1. Перечислите разноспрягаемые глаголы.
2. Найдите ошибку и запишите предложение в исправленном виде.
А) Они не хочут идти обедать.
Б) Как папа шурунёт нас – бегишь и не запнёшься. (В.П.Астафьев)
3. Найдите и исправьте ошибку в определении морфологических признаков глагола.
Капитан не спал всю ночь и хочет отдохнуть, но прежде бежит отдать распоряжения.
А) бежит – глагол совершенного вида, разноспрягаемый, в настоящем времени, 3 лица, ед.числа
Б) хочет – глагол совершенного вида, разноспрягаемый, в будущем времени, 3 лица, ед.числа
4. Составьте по одному словосочетанию с глаголом «бежать» в прямом и переносном значении.
Задание № 1. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения. Объясните пропущенные орфограммы. Выделите окончания у всех глаголов, определите спряжение.
__________ , __________ руч..и. Каждый день со..нце откусыва..т (___) от снежного пирога. _________ жадно, будто _________ управиться поск..рее. Сугробы прос..дают, ум..ньшают?ся. Смотр..шь (___), как __________ талая вода, и понима..шь (___): скоро уйдёт зима, _________ дорогу весне.
1. Перечислите разноспрягаемые глаголы.
2. Найдите ошибку и запишите предложение в исправленном виде.
А) Они не хочут идти обедать.
Б) Как папа шурунёт нас – бегишь и не запнёшься. (В.П.Астафьев)
3. Найдите и исправьте ошибку в определении морфологических признаков глагола.
Капитан не спал всю ночь и хочет отдохнуть, но прежде бежит отдать распоряжения.
А) бежит – глагол совершенного вида, разноспрягаемый, в настоящем времени, 3 лица, ед.числа
Б) хочет – глагол совершенного вида, разноспрягаемый, в будущем времени, 3 лица, ед.числа
4. Составьте по одному словосочетанию с глаголом «бежать» в прямом и переносном значении.
Источник
Конспект урока «Разноспрягаемые глаголы» 6 кл.
Технологическая карта урока русского языка
1) актуализировать знания по теме «Спряжение глагола», раскрыть особенности разноспрягаемых глаголов;
2) продолжить работу над воспитанием потребности овладения грамотной речью и письмом, воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку;
3) способствовать развитию речи, мышления, навыков сотрудничества через организацию парной и групповой работы детей.
Предметные: Знать особенности спряжения глаголов хотеть, бежать, есть, дать; употребление разноспрягаемых глаголов в речи .
Личностные: Стремление к речевому самосовершенствованию,
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Посмотрите внимательно на ваши столы, там есть тетради и рабочие листы, в которых вы будете работать.
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Посмотрите на первое задание. Что нужно сделать?
Увлекается теннисом; приближаешься к станции; объединяются в группы; напрасно тревожатся; чуют опасность; ищет и находит в зарослях; располагаемся на аллее; просишь о помощи; окажешься в оранжерее; спустишься на парашюте.
— Над какой орфограммой вы работали? (личные окончания глаголов)
-Что необходимо вспомнить, чтобы выполнить это задание? (какое окончание пишется у 1 спр., а какое для 2, слова- исключения).
-Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать спряжение глаголов? (выслушивает ответы учащихся).
Спряжение глаголов необходимо знать для изучения новой темы. А прежде, чем мы узнаем, о чем мы будем говорить, выполним следующее задание.
Вставляют орфограммы, отвечают на вопросы.
3.Постановка учебной задачи и пробное учебное действие
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Работа по тексту.
Предложите задание, которое можно выполнить на основе этого материала.
-Докажите, что это текст.
-Озаглавьте его, определите основную мысль.
-Есть ли в тексте слова в переносном значении?
-Найдите средство художественной выразительности. Что это за средство? (Олицетворение)
Задание: выпишите в 2 столбика глаголы? По какому принципу будете работать? Как вы это будете делать?
— Всё получилось? Что вы заметили?
—Встречались ли раньше подобные явления? (разносклоняемые существительные).
— Как бы вы назвали такие глаголы? (Выслушивает ответы учащихся, подводит при необходимости к термину «разноспрягаемые».)
— Сформулируйте тему урока.
— Какие учебные задачи поставим перед собой на этом уроке?
— На какие вопросы хотите получить ответы?
— Какие знания вам помогут?
Отвечают на вопросы.
Наблюдают за признаками спряжений глаголов. Выписывают глаголы из текста в 2 столбика.
Взаимопроверка партнеров по плечу.
1.Выделить личное окончание глаголов.
3.Отличать разноспрягаемые глаголы от других глаголов.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения.
Вывод: доказали разноспрягаемость 4-х глаголов.
Вывод: независимо от того, разноспрягаемый глагол с приставкой или нет, он все равно остается разноспрягаемым.
1.Организует работу с учебником (параграф 89, стр. 106-107).
— Какие глаголы относятся к разноспрягаемым? Сколько их?
— Какие окончания имеет глагол хотеть?
-В чём особенность глаголов есть и дать?»
—Так почему эти глаголы называются разноспрягаемыми?
Закройте учебники, проспрягайте глаголы по номерам.
Петь, зависят, улыбаться, пробегут, удивить, раздать, перехотеть, делает.
-Какие разноспрягаемые глаголы встретились в этом задании? Назовите.
— Какую задачу вы сейчас решали?
— У кого возникли затруднения?
Итак, разноспрягаемыми называются глаголы, которые изменяются частично по I спряжению, а частично — по II спряжению.
Почему же именно эти глаголы так странно себя ведут? Дело в том, что в древнерусском языке было два глагола хотети, каждый со своим спряжением. Со временем формы этих глаголов слились. Мы можем услышать в неграмотной речи, в некоторых говорах отголоски отвергнутых литературным языком форм: хо-чем, хочете, хочут, хотишь, хотит.
Что касается глагола бежать, то и тут надо заглянуть в историю языка. В древнерусском языке различались глаголы бежати и бечи, которые в современном языке слились в один. Неправильные с точки зрения современного русского языка формы этого глагола тоже порой можно встретить в речи малообразованных людей: бечь, бегит, бегим.
Работают с учебником.
Высказывают свои предположения.
Контроль: проверяют друг друга по цепочке (1-4).
5.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
Вывод 1: определили форму глагола бежать.
Вывод 2: научились вставлять букву в личных окончаниях глаголов.
Вывод 3: количество правильных ответов (диагностика).
1.Выполним упр. 523.Прочитайте задание, определите план работы.
2. Вставьте пропущенные буквы.
№1) люб_м, прыгн_м, слыш_м, дад_м;
№2) выбира_м, украша_м, хоч_т, се_т;
№3) дыш_м, ед_м, выбел_т, беж_шь
№4) ве_т, избега_т, перебира_м, перебеж_шь.
-Назовите все разноспрягаемые глаголы в данном задании.
3. Графический диктант.
Я называю глагол, вы определяете его спряжение и ставите звёздочку в нужное место. Затем все звёздочки соединяем, должна получиться фигура.
(бежать, ловить, играть, таять, брезжить, хотеть, дает, смотреть, читать)
Какая цифра у нас получилась? (5)
Теперь сами себя оцените. Ошибок нет — 5, 1-2 ошибки — 4, 3-4 ошибки — 3, 5 и более ошибок — 2.
Индивидуально. Проверяют партнеры по лицу.
Проверка в определенном месте для групп по шаблону.
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
4.Работа по развитию речи.
— Какая картина перед вами? Как бы вы ее назвали? Кто её автор?
— Что вы знаете об этом художнике? (К.Ф. Юон «Мартовское солнце»).
Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Волшебница зима», «Конец зимы. Полдень», « Над Волгой», «Троицкая Лавра зимой».
Константин Фёдорович Юон – замечательный живописец, художник – пейзажист. Его картины жизнерадостны и праздничны. Он часто писал солнечные пейзажи. В картине «Мартовское солнце» художник с большим мастерством передаёт радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.
— Как вы думаете, какое задание я хочу вам дать?
Вы будете работать в группе. Каждая группа составляет 2-3 предложения по объекту картины с разноспрягаемыми глаголами.
№ 1) изображение неба
№ 2) описание снега
№ 3) пробуждающиеся деревья
№ 4) поведение людей
№6) настроение от картины
После чтения предложений:
-Какие разноспрягаемые глаголы вы использовали?
Домашнее задание. Написать рассказ по картине, используя материал урока.
Фронтально отвечают на вопросы.
Работают в группах.
Зачитывают свои предложения.
Записывают Д/З в тетрадь.
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности
Итак, ребята, давайте подведём итоги нашего урока.
-Какие перед нами стояли задачи?
-Какие глаголы называются разноспрягаемыми?
-Как их можно узнать?
Мы начали урок с улыбки. Давайте же и закончим его также. И любую учебную проблему отныне будем решать с улыбкой.
Делают выводы, оценивают урок
Номер материала: ДБ-060878
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Власти Ямала сделали доступней льготное образование для детей из коренных северных семей
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
В рейтинг лучших вузов мира Quacquarelli Symonds вошли 48 российских университетов
Время чтения: 1 минута
В России проверяют состояние дворовых и спортивных площадок
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник