Описание картины каспара давида фридриха «закат солнца»
Каспар Давид Фридрих. Размышления
magni_momenti«Закат солнца»
Атмосферные картины Каспара Давида Фридриха — сама суть Романтизма в живописи. Природа, изображенная его кистью, это не кудрявые солнечные заросли, населенные идиллическими пастушками прошлого века.
Его мир — не тот преславутый «часовой механизм» который стоит только как следует изучить, и тут же раскроются все тайны мироздания. Человек тут не торжествует — он может только созерцать и приобщаться к великим мистериям окружающего мира.
«Восход луны над морем»Иногда их четверо. Но чаще всего двое. Созерцатели с картин Каспара Давида Фридриха. Они словно призывают зрителя присоединиться к ним в сопереживании, соощущении циклов Природы. Они стоят или сидят недвижимо и безмолвно, завороженные разворачивающимися картинами.
«Сестры на балконе»
«Руины монастыря»Одинокий странник. Бледный и меланхоличный, наверняка прекрасно образованный, наверняка таящий в своем сердце тайну из прошлого. Типичный герой эпохи Романтизма. Этот человек любит закаты и руины.
«На парусном корабле»
«Вечер» Созерцатели на картинах художника иногда «прячутся» в самых неприметных местах. Это словно демонстрирует, что человек здесь вовсе не главный герой. А беспомощное дитя, восхищенное и подавленное мощью матери-Природы
«Странник над туманным морем»
И снова Странник. Здесь он возвышается над миром. Но может быть только затем, чтобы ощутить, что все, что он оставил внизу — незначительно?
Генрих Гейне (пер.Маршак и А.Толстой)
КОГДА ТЕБЯ ЖЕНЩИНА БРОСИТ, — ЗАБУДЬ…
Когда тебя женщина бросит, — забудь,Что верил ее постоянству.В другую влюбись или трогайся в путь.Котомку на плечи — и странствуй.Увидишь ты озеро в мирной тениПлакучей ивовой рощи.
Над маленьким горем немного всплакни,И дело покажется проще.Вздыхая, дойдешь до синеющих гор.Когда же достигнешь вершины,Ты вздрогнешь, окинув глазами просторИ клекот услышав орлиный.Ты станешь свободен, как эти орлы.
И, жить начиная сначала,Увидишь с крутой и высокой скалы,
Что в прошлом потеряно мало!
Иногда объектами созерцания героями на картинах Каспара Давида Фридриха становятся церкви и соборы. Они изображаются им, как правило, в дымке, силуетом, словно грозные и изящные пики гор.
Еще один «Восход луны над морем»
«Зимний пейзаж»Издалека кажется, что мы видим действительно только «Зимний пейзаж», как указано в названии картины. Но, приглядевшись, мы видим главного героя (или он тут все же не главный?). Паломник, который сквозь непогоду все же дошел до святыни, и, бросив костыли, горячо молится.
«Могила великана в снегу» Поразительны деревья на картинах этого художника. Кряжистые, древние, с ветвями, похожими на жадные ладони. Многовековые свидетели буйства стихий. На этой картине под ними спит великан. Но кажется, что это лишь до поры до времени…
«Мужчина и женщина, смотрящие на луну»»То-ли-солнце-то-ли-луна», которое так любит изображать художник. Это светило похоже на «мутный глаз пьяницы», как писал Байрон про утреннее солнце Англии. От его света тени вокруг становятся глубже, а сам пейзаж более зыбким и загадочным.
«Вход на кладбище» Тщета бытия. Творцы эпохи Романтизма очень любили кладбища.
«Могила великана осенью» Природа бушует. Первобытная сила, чье дремотное состояние человек считает чем-то привычним и само собой разумеющимся, начинает дышать полной грудью. И кажется, что великан вот-вот пробудится.
«Четыре возраста»
Четыре возраста. И за каждым из нас придет корабль. Чем мы старше, тем ближе, они подходят к берегу. Они приходят за нами.
Каспар Давид Фридрих, любимый художник Адольфа Гитлера
Friedrich, Caspar David (1774–1840), художник, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве, мастер пейзажа.
Родился в Грайфсвальде (Померания) 5 сентября 1774 в семье мыловара. В 1794–1798 учился в копенгагенской Академии художеств. Жил преимущественно в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф.О.
Рунге; в 1810 познакомился с И.В.Гёте, а в 1821 – с В.А.Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К.Г.Карусом. В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на о.
Рюген в Северном море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде.
До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи.
Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807; Теченский алтарь, или Крест в горах, 1808; обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден; Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея; Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург; Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея; все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История – и древнеязыческая, и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.
Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Ряд произведений содержит поэтические аллегории борьбы против наполеоновского нашествия (таков Французский стрелок в еловом лесу, 1812, частное собрание, Германия; – с заблудившейся в зимнем лесу одинокой фигуркой). С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась).
С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.
Умер Фридрих в Дрездене 7 мая 1840. На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма.
Его картины дышат Нордической красотой северных морей, далёких снегов и лунных ночей… В чём я и приглашая Вас, убедиться самим ))
Меловые скалы над островом РюгенAbtei im EichlandУтроГибель «Надежды» во льдахРуины монастыряHunengrab im SchneeВоспоминание об исполиновых горахЛебеди в КамышахЗаснеженное кладбищеДвое, смотрящие на лунуДвое, смотрящие на луну(эскиз картины)Закат СолнцаВосход луны над моремСтранник над туманным морем (автопортрет)
Художник Каспар Давид Фридрих
Каспар Давид Фридрих (нем. Caspar David Friedrich, 5 сентября 1774, Грейфсвальд — 7 мая 1840, Дрезден) — немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии (наряду с Филиппом Отто Рунге).
Каспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 г.
в Грейфсвальде (Передняя Померания) в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене.
В 1794—1798 учился в копенгагенской Академии художеств. После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А.
Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом. Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество. В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на о. Рюген в Северном море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде.
До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех.
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.
Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение.Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера, жившего тремя веками ранее.
«Четыре возраста», 1833
В своём программном произведении «Четыре возраста жизни» (The Stages of Life) изображены человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии.
Другая из наиболее популярных его картин, наиболее известная как «Крушение надежды» создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности.
Крушение надежды» , 1822-1824
Своими произведениями художник показал себя предшественником пре-рафаелитов конца 40-х лет ХХ века
С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств.
В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.
Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма.
Летом (пейзаж с любовниками), 1807, Новая Пинакотека,Мюнхен
Пейзаж с дубами
Пейзаж с радугой, 1810,
Пейзаж с павильон
Эльдена Руин
Крест в горах, 1808, Дрезден, Galerie Neue Meister
Крест и собор в горах, 1812, Музей изобразительных искусств в Дюссельдорфе
Гора Вацман, 1825 Старая галерея, Берлин
Утренний туман в горах, 1808, Рудольштадт, Schloss музей Heidecksburg
Пейзаж с одиноким деревом
Пейзаж
Утро в Riesengebirge
Горный пейзаж River (Ночь Version)
Нойбранденбург
Ок в снегу
Утро
Лодки в порту вечером
Река в море льда, 1798, Гамбург, Кунстхалле
На борту Парусник, 1818, Санкт-Петербург, Эрмитаж
Морской пляж в тумане, 1807, Wien, Osterreichische Galerie
Пляж с рыбаками, 1807, Wien, Osterreichische Galerie
Вид из Studio художника
Сестры на балконе
Странник над морем тумана, 1817, Гамбург, Кунстхалле
Женщина у окна
Женщина, Восход Солнца
Закат солнца
Мужчина и женщина Размышляя Луны
Луна поднимается над морем
Восход луны на море
Три вороны
Егерь в лесу, 1814
Зимние (развалины монастыря Эльдена), 1808,
Пейзаж с Grave, Гроб и Сова
Зимний пейзаж
Зимний пейзаж с церковью, 1811,Дортмунд, Музей искусства и культуры Cappenberg замок
Ранний Автопортрет
Поздний Автопортрет
Творчество представителя немецкого романтизма Каспара Давида Фридриха (стр. 2 из 4)
Окончив курс в копенгагенской Академии, Фридрих перебрался в Дрезден, столицу Саксонии. В Дрездене он почти безвыездно провел всю свою жизнь, лишь изредка навещая родные места.
Художник приехал в Дрезден именно в те годы, когда культурная жизнь в городе переживала период расцвета. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма, и Фридрих свел знакомство со многими представителями этого направления — Людвигом Тиком, Новалисом, Фридрихом Шлегелем и Генрихом фон Клейстом.
В этот период Фридрих уже зарабатывает на жизнь живописью — продает свои ранние (вполне традиционные) пейзажи, выполненные акварелью или пером и тушью. Одновременно, чувствуя себя еще недостаточно овладевшим техникой живописи, он берет уроки у преподавателей дрезденской Академии художеств Иоганна Вейта и Адриана-Цинга.
В 1801 году Фридрих посетил свою родину, Грейфсвальд. Всю весну он прожил у родственников, а затем совершил длительную поездку по окрестностям, во время которой сделал множество набросков к своим будущим картинам. Любимым местом художника стал живописный остров Рюген.
В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777-1810), одним из лидеров немецкого романтизма. Трудно сказать, насколько близкими друзьями успели стать два живописца. Несомненно одно: идеи Рунге оказали огромное влияние на формирование манеры Фридриха.
Знаменательным для последнего стал 1805 год.
Фридрих представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре — эти конкурсы проводились по инициативе великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете (1749 — 1832) — и победил.
Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю конкурса. С этого момента завязалась дружба между Фридрихом и Гете. Спустя несколько лет поэт даже посетил дрезденскую мастерскую художника.
Успех окрылил Фридриха, и в 1807 году он решил попробовать свои силы в масляной живописи. Программным произведением европейского романтизма стало полотно Фридриха «Крест в горах» (1808, Картинная галерея, Дрезден).
Тема Распятия, характерная для старых немецких мастеров, в полотне художника-романтика обретает новое звучание: ноты ностальгического отношения к миру классического искусства, к самобытности национальной традиции, вера в силу религии.
Эти же чувства рождают картины с изображением руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Зима», Новая пинакотека, Мюнхен; «Собор», 1818, частное собрание, Швейнфурт; «Аббатство среди дубовых деревьев», 1810, Шарлотенбург, Берлин).
Увлекающийся архитектурой художник сам занимался реставрацией памятников и всегда стремился к археологической точности воспроизведения архитектурных деталей, делал много зарисовок во время путешествий. Сцены зимнего пейзажа с полыхающим сухим лесом, на фоне которых как символ времени высятся руины и распятия, вносят в картины нечто символическое.
В 1810 Фридрих вместе с живописцем Г. Ф. Керстингом предпринял путешествие в горы Ризегебурге. С этого времени в его произведениях преобладают изображения гор и моря. Он ценит вечное движение в природе, стремится показать природные явления в их космичности.
В картинах «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1820, собрание Рейнхардт, Винтертур), «Восход луны над морем» (1821-1822, Национальная галерея, Берлин), «На паруснике.
Закат солнца» (или «Братья») и «Гавань ночью» (или «Сестры»; обе — 1821, Эрмитаж) Фридрих дает взгляд на бесконечно далекое пространство от фиксированной точки зрения — помещенных на переднем плане фигур людей, созерцающих в поэтической тишине открывающийся вид.
Сопоставление малого и большого, конечного и бесконечного в его видах горных и морских ландшафтов усиливает ощущение космичности природы. Присущий Фридриху интерес к конкретному воспроизведению мотива и разнообразных эффектов естественного освещения не нарушает общей картинности пейзажей. Его виды всегда заключают в себе величие природного, почти мистического чувства и индивидуального конкретного видения данного пейзажного мотива. В живописи Фридриха проявляется интерес к передаче средствами тонального пейзажа определенного момента жизни природы.В полотне «Охотник в лесу» (1813, частное собрание) остро прозвучали патриотические ноты. Фигура французского охотника на фоне зимнего немецкого пейзажа символизирует нежданного пришельца-завоевателя.В 1810 Фридрих становится членом берлинской и дрезденской Академий, с 1824 — профессором Академии художеств Дрездена, где имеет много учеников.
Вскоре художника захватила новая тема, несколько потеснившая религиозный мистицизм. Большая часть Германии находилась в то время под оккупацией — шли наполеоновские войны.
И Фридрих, будучи истинным патриотом, не мог взирать на это со спокойной душой.
Непосредственного участия в войне за освобождение Германии художник не принимал, но основным мотивом в его творчестве становится в этот период любовь к родине.
Патриотические взгляды Фридриха способствовали укреплению его популярности, и в 1816 году его избрали членом дрезденской Академии художеств.
Членство в академии гарантировало художнику достаточный доход, и — кто знает — возможно, именно это стало толчком к переменам в его личной жизни. В 1818 году он женился на Каролине Боммер, которая была моложе Фридриха почти на 20 лет.
Это решение явилось полной неожиданностью для всех, близко знавших художника, — он всегда отличался замкнутым характером и сторонился женщин.
Несмотря на все опасения, брак оказался очень удачным: «Как много изменилось в моей жизни, когда я перешел от «Я» к «Мы», — писал Фридрих одному из своих друзей.
— Мой старый, простой дом стал совершенно неузнаваемым, чистым и уютным, и я не могу нарадоваться этому». У Каспара и Каролины родилось трое детей; в нескольких случаях Каролина выступила для мужа музой и моделью.
Весьма примечательна оптимистичная и светлая картина «Белые скалы на Рюгене», которую, возможно, художнику навеяли воспоминания о его медовом месяце.
Популярность Фридриха еще более окрепла в начале 1820-х годов, когда у него появился целый ряд последователей (Карл-Густав Карус, Эрнст Эме, известный норвежский пейзажист Юхан Кристиан Даль и др.). Однако уже тогда над головой художника сгущались тучи.
К концу 1820-х годов Фридрих начал выходить из моды, а в 1825 году он перенес инсульт, после чего стал совершать странные поступки и проявлять признаки умственного расстройства. Едва оправившись после инсульта, Фридрих сразу же принялся за работу. В эти годы он создал едва ли не лучшие свои картины.
Среди них особенно выделяется полотно «Ступени жизни», которое многие критики считают вершиной творчества художника. В работах конца 1820—1830-х годов художник по-прежнему изображает море, виды Рюгена, горы Ризегенберге, которые посещал еще неоднократно, но часто пишет и равнинные пространства с цепью гор вдали.
В работах этих лет он создает менее романтизированный, более приближенный к реальности облик природы, более правдивые эффекты освещения.Творчество Фридриха вызывало восхищение современников. В 1810 году его мастерскую в Дрездене посетил Гете, восторженно отозвавшийся о его творчестве.
Известности художника в России способствовала его дружба с поэтом В. Жуковским, который тоже побывал в 1821 в его мастерской. Творчество Фридриха оказало значительное влияние на последующее развитие европейского романтического пейзажа.
В июне 1835 года у художника случился второй инсульт; работать после этого он уже не мог. Умер Фридрих 7 мая 1840 года в полной безвестности, и о его творчестве никто не вспоминал до начала XX века, когда его картины подняли на щит основатели сюрреализма.
Мотивы для своих картин Каспар Давид Фридрих находил, главным образом, в окрестностях своего родного городка Грейфсвальд, расположенного на побережья Балтийского моря. В 1802 году он переезжает в Дрезден, но неоднократно посещает свой родной Грейфсвальд.
Каспар Давид Фридрих не стремился к верному изображению природы. Природа в его творениях существует как метафора судьбы человека.
Сам человек отображен в большинстве случаев только как мечтательный силуэт на фоне возвышенного творения природы, как «Странник над туманным морем» имея часто созерцательную роль.
Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» («Тетченский алтарь»; 1807—1808, Дрезден, Галерея новых мастеров).
К изображению креста, полыхающего в закатных лучах среди сухого леса, одиноко возвышающегося на острове Рюген или среди заснеженного пустынного поля, художник будет часто обращаться и в последующее время.
Крест придает символическую силу его пейзажам, вызывая ассоциации с национальной историей, идеей искупления и торжества христианской религии, которые волновали Фридриха как романтика.
Интерес к национальной культуре прошлого, ее самобытности проявился в изображении старых заброшенных аббатств, величественных готических соборов, напоминающих о произведениях старых немецких мастеров («Аббатство в дубовом лесу», 1808—1810, Берлин, Государственные музеи; «Заброшенное аббатство зимой», 1834; «Собор», ок. 1817, оба — Нюрнберг, Германский национальный музей). Фридрих увлекался архитектурой, занимался реставрацией памятников и поэтому всегда стремился к детальной точности их воспроизведения, делая много зарисовок во время путешествий. Эти возвышающиеся архитектурные постройки, кресты Распятия смотрятся как символы времени, привнося в полотна художника необычность и таинственность.
Картины «Странник над туманным морем»1818, Кунстхалле, Гамбург, «Побережье при лунном свете», а также дюжина других полотен Каспара Давида Фридриха хранятся в Гамбургской художественной галерее, обладающей одной из самых значащих коллекций произведений искусств 19 столетия. Другие шедевры немецких художников-романтиков собраны также в Старой национальной галерее Берлинского «Музейного острова».
Каспар Давид Фридрих 1774–1840 Автопортрет с карандашом в руке и чернилами. 1802. — презентация
1 Каспар Давид Фридрих 1774–1840 Автопортрет с карандашом в руке и чернилами. 1802
2 Отличительной чертой немецкого народа, кроме общеизвестной любви к порядку и пунктуальности, можно назвать любовь к романтике, тонкое и поэтичное восприятие природы: захватывающих дух просторов речных долин, прекрасных лесов, величественных гор. Странник перед морем тумана В картине «Странник перед морем тумана» путник, покоривший вершину, созерцает с высоты птичьего полета бескрайний туман, окутывающий его дальнейший путь.
3 Художник Каспар Давид Фридрих – один из выдающихся немецких романтиков. В противовес рационализму классицизма романтики воспевали индивидуальность, самоценность человека, его личную свободу, сильные страсти, жажду обновления, уравнивали высокое и низкое, реальное и фантастическое. Могила Гуттена Г.Ф. Керстинг Каспар Давид Фридрих в своей студии. 1811
4 Работы Фридриха очень ценил русский поэт Василий Андреевич Жуковский, который рекомендовал их Николаю I. Император приобретал картины художника, они украшали его личные покои в загородной резиденции. Благодаря этому обстоятельству в России собрана самая лучшая коллекция его работ вне Германии. Романтические настроения художника привели его к сближению с дрезденским кружком поэтов- романтиков, включавшим Ф. Новалиса, Г. Клейста, Л. Тика. В 1810 г. мастерскую Фридриха посетил И.В. Гёте, который восторженно отзывался о его произведениях. Творчество Фридриха находило живой отклик у современников. И. Тишбейн. Гете в Италии П. Соколов Портрет В.А. Жуковского е К. Афанасьев Портрет императора Николая I
5 В 1794–1798 гг. Фридрих учился в копенгагенской Академии художеств, много рисовал карандашом и сепией. После посещения острова Рюген в Балтийском море обратился к пейзажам в технике масляной живописи. Меловые скалы на острове Рюген Меловые скалы на острове Рюген 1818 Остров Рюген Южный берег острова Рюген
6 Фридрих работал в Дрездене, где с 1816 г. преподавал в Академии художеств. Он писал величественные пейзажи, дикие скалы, церкви на заброшенных кладбищах, могучие старые деревья, безмолвные фигуры людей, любующихся лунным светом. Природа в его пейзажах обретала мистические черты. Художник восхищался ее стихийной мощью и беспредельностью. Зимний пейзаж Крест в лесу 1820 Горный пейзаж в русле Эльбы 1823
7 Гибель «Надежды» во льдах. 1822
8 Пейзаж стал единственной темой творчества мастера. «Картина должна быть не придумана, а прочувствована», – говорил он. Эти пейзажи – отражение тонких переживаний, различных оттенков меланхолии и созерцательности. Фридрих старался показать природу такой, какой он ее видел и ощущал. В этом был протест против классицистического пейзажа, который «сочинялся» в мастерской. Картина «Крест в горах (Теченский алтарь)» привлекла внимание современников неожиданной трактовкой религиозного образа. Ею художник обозначил свой дальнейший путь в творчестве. Крест в горах (Теченский алтарь). 1808
9 На парных картинах «Монах у моря» и «Аббатство в дубовом лесу» изображено космическое величие мира, в котором жизнь человека представляется малозначительной и скоротечной. Монах у моря Аббатство в дубовом лесу Часто встречающийся в картинах Фридриха мотив мощных дубов с причудливо переплетенными обнаженными корявыми ветвями получил развитие в немецком декоративно-прикладном искусстве. Дуб в снегу 1829
10 В 1810 г. художник посетил Исполиновы горы, которые дали новый импульс к изображению природы в ее величии. Интересно освещение пейзажа. Первый план тонет в сумраке, деревушка вдали ярко освещена, а горы у горизонта окутаны туманом. Подобные эффекты освещения можно наблюдать на больших пространствах, где они создают ощущение бескрайности мира. Горный пейзаж (Вид на Малую Штурмхаубе из Вармбрунна). Ок. 1810
11 В 1818 г. художник женился на Кристиане Каролине Боммер, в его произведениях появилась новая тема. Женщина в окне. 1822На паруснике. 1819
12 В произведениях Фридриха человек мал, он как бы потерян в огромных просторах. Но при этом фигуры используются художником не только для оживления пейзажа. Человек – часть этого огромного и прекрасного мира. Сопоставление человека и безбрежной мощи стихии иногда навевает меланхолию, щемящую грусть и создает ощущение хрупкости жизни. Зимний пейзаж 1811 Горный пейзаж с радугой. 1809Кладбище, занесенное снегом. 1828
13 Месса в готической руине. 1825
14 Могила воина-освободителя 1812 Сова на могиле Могила великана в снегу (Одинокий дольмен на вершине холма) 1807
15 Отдельным мотивом творчества художника можно признать лунный свет. Фридрих как никто другой умел передать загадочность лунного освещения, глубокую тишину и покой ночи. Закат солнца (Братья) 1809 Закат на море Восход луны над морем 1822
16 Двое, созерцающие луну. 1809
17 Сова в амбразуре готического окна Ок Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Е. Чернецовой Журнал «Искусство» 11/2013
Авторский взгляд
Огненные закаты Тернера, кувшинки Моне, абстрактные формы Кандинского. Непривычные цвета и сюжеты на знаменитых картинах иногда оказываются не фантазиями художников, а, наоборот, точным слепком необычной реальности, окружавшей их жизнь. «Чердак» подобрал несколько ярких примеров.
Год 1816-й, или «тысяча восемьсот насмерть замерзший». В Квебеке в июне выпадает снег, Европу терзают необъяснимые бури, а небеса на закате окрашиваются в зловещие алые цвета: извержение вулкана Тамбора на одном из индонезийских островов на несколько лет изменило климат всего Северного полушария Земли.
Все случилось в апреле 1815 года.
Сначала над Тамборой, поднебесным обиталищем местных богов, вспыхнули столбы пламени, потом прогремели взрывы, слышные даже за тысячу километров от острова, и вечером 10 апреля случилось самое большое задокументированное извержение вулкана в истории, унесшее жизни десятков тысяч людей. Облака вулканического пепла на несколько суток погрузили во тьму область радиусом в 600 километров вокруг Тамборы, а ветра вскоре разнесли следы катастрофы по всему миру.
Считается, что увидеть отголоски этих событий мы можем на картинах Уильяма Тернера и других художников того времени. Аномальное поглощение солнечного света аэрозольными частицами диоксида серы из вулканических выбросов тогда вызвало не только аномальное
, но и поменяло цвета закатного неба. Увидеть огненные краски мира после катастрофы можно на картине Тернера «Дидона, основательница Карфагена» (1815) или немецкого художника Каспара Давида Фридриха «Женщина и закат солнца» (1818).
Подобные оптические аномалии сопровождали и другие извержения вулканов. Поэтому греческий ученый Кристос Зерефос (
) даже предлагает оценивать уровень вулканических выбросов в земной атмосфере разных лет по усредненной палитре закатов на картинах художников.
исследовании 2014 года
команда ученого проанализировала почти 600 картин и фотографий, сделанных в период между 1500 и 2000 годами, и показала, что соотношение красных и зеленых оттенков на них хорошо сопоставимо с оценочными количествами вулканических выбросов в воздухе. Буйство красок в закатных облаках не могло оставить художников равнодушными.
«Женщина и закат солнца», Каспар Давид Фридрих (1818 год)Гармония звуков и цвета
«Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца, А; довольно ровное (по сравнению с рваным R) Р; крепкое каучуковое Г; Ж, отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного; темно-коричневое, отполированное Я, В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба » — пишет Владимир Набоков в своей автобиографической повести «Другие берега».
Биографы Набокова считают, что в этих строчках он передал свои чувственные ощущения от букв кириллического алфавита, порожденные синестезией — нейрологической особенностью восприятия, при которой у человека перемешиваются разные сенсорные сигналы.
Ученые еще не до конца понимают природу синестезии, но знают, что она бывает разных типов. Одни люди воспринимают буквы и цифры стойко окрашенными в определенные цвета, у других звуки рождают запахи, а третьи чувствуют вкусы любимых продуктов во рту, когда щупают лоскуты джинсовой, хлопковой или, скажем, бархатной материи.
Судя по всему, синестезией обладал и один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский, слух которого был переплетен с цветовым восприятием.
Так, художник вспоминал, что, смешивая в детстве цвета на палитре, он слышал странный шипящий шум, а оперу Вагнера «Лоэнгрин» Кандинский описал следующими словами: «Скрипки, глубокие басы и прежде всего духовые инструменты воплощали в моем восприятии всю силу предвечернего часа, мысленно я видел все мои краски, они стояли у меня перед глазами. Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной».
Надо отметить, что не все исследователи согласны с тем, что Кандинский был настоящим синестетом со стойкими ассоциациями между определенными звуками и цветами, но с одним поспорить будет сложно: композиции картин великого художника кажутся выстроенным по каким-то только одному ему известным загадочно-выверенным правилам. Гармония на бумаге.
«Композиция VIII», Василий Кандинский (1923 год)В трясине болезни
В 1912 Клоду Моне поставили поставили диагноз двойной катаракты, поразившей оба глаза. «Три дня назад я с ужасом осознал, что больше ничего не вижу правым глазом», — писал он своему другу. Тогда Моне стал гораздо хуже различать цвета и детали изображений и даже начал страдать от работы на ярком свете, но упорно отказывался от операции: боялся, что после нее станет еще хуже.
Именно в это время Моне начал рисовать свою знаменитую серию картин с водяными лилиями на безмятежной поверхности его любимого пруда. Теперь искусствоведы считают этот период, затянувшийся на добрые два десятка лет, вершиной творчества великого импрессиониста, а американский профессор офтальмологии
разглядел в этих картинах как раз влияние болезни.
При помощи оптических фильтров он
воссоздал на компьютере
изображение пруда, как его видел страдающий от катаракты знаменитый художник. Размытое, подернутое загадочной дымкой, оно очень напоминало знаменитые полотна, на которых Моне будто старался совместить ускользающую от него картину реальности с воспоминаниями о красках и формах мира.
К 1922 году Моне практически полностью ослеп и уже не мог самостоятельно подбирать краски к своим картинам: катаракта сделала для него все цвета желтоватыми или даже оранжевыми.
Тогда друзья уговорили художника на операцию, которая прошла в два этапа — 10 и 31 января.
У Моне удалили хрусталик правого глаза, пораженный катарактой, но уже через шесть месяцев на том же глазу повторно развилась вторичная катаракта.
В июле Моне прооперировали снова, но идеальное зрение к нему так и не вернулось. Левым, все еще пораженным катарактой и не прооперированным глазом, художник видел мир желтым и размытым, а правым — в насыщенном голубом цвете: после удаления хрусталика глаз стал воспринимать кроме обычного света еще ультрафиолет, и потому некогда белые лилии для Моне окрасились в ярко-синий цвет.
Впрочем, даже это не останавливало художника, и он продолжал работать до самой смерти в 1926 году. «Мое плохое зрение означает, что я вижу все в тумане… Но даже так мир прекрасен, и именно так я собираюсь его изобразить», — писал тогда Моне.
Пруд с водяными лилиями, Клод Моне (1919 год). Самая дорогая картина художника, проданная за 80,549 млн $Диковинные арбузы
Мы каждый день едим ГМО: одомашненные человеком растительные культуры настолько
от своих диких родственников внешне и генетически, что современную генно-модифицированную сою можно считать практически нетронутой по сравнению с картошкой, помидорами и другими плодами многовековой работы селекционеров.
Так, древняя кукуруза была совсем не похожа на современную. Длина ее початков не превышала двух сантиметров, а в каждом из них можно было найти не больше 5—10 зерен со вкусом, отдаленно напоминающим сырой картофель. Теперь в это верится с трудом, тем более что никаких ярких свидетельств существования крохотной кукурузы и ее промежуточных форм уже не осталось.
С арбузами нам повезло больше. Посмотреть, как
выглядели эти огромные ягоды почти четыре века назад
, можно на картине художника Джованни Станчи «Арбузы, персики, груши и другие фрукты в обстановке» (годы создания 1645—1672), где в правом нижнем углу полотна лежат расколотые арбузы, обнажившие свою белесую, как будто недозрелую мякоть. Оказывается, изначально в арбузе было гораздо меньше красной мякоти и, наоборот, больше белой, но со временем селекционеры исправили эту ситуацию, и невразумительно бледные арбузы остались только на старых картинах.
Правда, недоверчивые люди считают, что у Станчи изображен самый обыкновенный недозрелый арбуз. В подтверждение своих догадок они находят вполне современные фотографии с похожими узорами внутри арбузов, но внимательному зрителю есть что им возразить: у «недозрелых» плодов Станчи не могло быть таких темных семечек.
Другое дело, что на картинах других художников того времени можно найти арбузы вполне современного вида — видимо, тогда существовало сразу несколько сортов арбузов, и к нам сквозь века дошел только самый аппетитный из них.
Арбузы, персики, груши и другие фрукты в обстановке, Джованни Станчи (1645-1672 гг.
Что вижу, то и рисую: кажется, что доисторические художники должны быть предельными реалистами с их непростой жизнью в противостоянии с дикой природой, но многие археологи с этим не согласятся.
Хотя бы потому, что на стенах некоторых пещер на юге Франции сохранились изображения лошадей необычной для того времени масти — белых в черную крапинку.
Ранее считалось, что в природе лошади были только гнедой или вороной масти, а все остальные расцветки появились только после того, как лошадей приручил человек, и являются результатом селекции. Поэтому кони в яблоках на стенах пещер долго считались какими-то сакральными символами, творческими фантазиями первых художников, реальность которых не подкреплялась анализами древней ДНК лошадей.
Однако, в 2011 году
, где ученые нашли мутации, связанные с приобретением характерной пятнистой окраски, в генах сразу шести древних лошадей. Так что если древние художники и позволяли себе фантазировать, то, видимо, не в этом случае.
А необычную окраску ученые посчитали фенотипическим приспособлением лошадей к ледниковому периоду, которое стало неактуальным и даже проигрышным с отступлением холодов: аномально высокая распространенность куриной слепоты у современных лошадей в яблоках указывает на сцепленность этой мутации с необычной окраской.
Источник