«Восход луны над морем», Каспар Давид Фридрих У немецкого художника-романтика есть две картины с таким названием. Одна находится в собрании Государственного Эрмитажа, другая хранится в Старой национальной галерее в Берлине.
1. «Восход луны над морем» 1821г. Холст, масло. Размер: 135 × 170 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
На этой картине художник изобразил на морском берегу две пары людей, наблюдающих за восходом Луны. Беседующие о чем-то мужчины ушли по камням к самой воде. Женская пара изображена отдельно от мужчин. Дамы синят на большом камне, которые по камням ушли далеко к воде. На заднем плане видны два небольших парусных судна, на переднем плане слева находятся два больших якоря. Картина была показана публике на академической выставке в Дрездене в 1821 году. Неизвестно, каким образом картина оказалась в России, но уже в 1838 году она находилась в Петергофе. Согласно дворцовой инвентарной описи 1856 года работа хранилась в Ропшинском дворце и располагалась в гостиной великого князя Михаила Николаевича, откуда в 1926 году была передана в Государственный Эрмитаж. . В Пушкинском музее в Москве хранится рисунок сепией «Двое мужчин на берегу моря» авторства Фридриха, датируемый около 1830—1835 годов, на котором изображены две мужские фигуры на морском берегу, практически полностью идентичные картине (бумага, карандаш, сепия, 23,4 × 35,1 см).
2. «Восход луны над морем» 1822г. Холст, масло. Размер: 55 × 71 см. Старая национальная галерея, Берлин
Первоначальное название картины «Вечер на пляже Штуббенкамера на острове Рюген». На ней изображены мужчина и две женщины в немецких народных костюмах. Они сидят на большом валуне возле моря и наблюдают за восходом луны. Два парусника лежат на рейде. На одном паруса уже подняты и он готов уйти в море.
В религиозной интерпретации картины Гельмута Бёрш-Зупана эти три фигуры рассматривают восходящую луну как символ Христа. Огромные камни на берегу означают христианскую веру. Корабли, приближающиеся к берегу, символизируют жизнь, приближающуюся к концу. Сине-фиолетовый основной тон картины означает меланхолию или грусть, которая преодолевается блеском серебряного света.
Картина была создана в 1822 году как парная к другому полотну живописца — «Деревенский пейзаж в утреннем свете», для банкира Иоахима Генриха Вильгельма Вагенера и хранилась в его коллекции. В 1861 году она была приобретена Берлинской национальной галереей.
Источник
Воображаемый музей (5). Каспар Давид Фридрих из Эрмитажа
Каспар Давид Фридрих — Восход луны над морем
В честь 100-летия создания Государственного Музея изобразительных искусств был создан «Воображаемый музей», в которые самые известные музеи мира прислали 46 шедевров. Государственный Эрмитаж предоставил не только картину Франсиско де Сурбарана «Отрочество Богоматери», но и полотно Каспара Давида Фридриха «Восход луны над морем». Каспар Давид Фридрих — немецкий живописец, представитель романтического пейзажа.
Каспар Давид Фридрих. Восход луны над морем. 1821
Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840) – выдающийся представитель немецкого романтизма. Художник и офортист, Фридрих получил первые уроки рисования в возрасте 16 лет. Затем он учился изобразительному искусству в Копенгагене. Затем он жил и работал в Дрездене, где копировал картины старых голландских мастеров, изучал природу. Именно в городе на Эльбе художник нашел свою собственную тему. Одухотворенные созерцательные пейзажи Фридриха завораживают ощущением вечности, грусти от осознания бесконечности и непознаваемости тайн бытия.
Впечатления от поездок по Германии, морских путешествий по Балтийскому морю и прогулок по побережью вдохновляли художника на создание романтических пейзажей. так произошло и с картиной из Эрмитажа. В августе 1818 года , вскоре после свадьбы, Карл Давид Фридрих с молодой женой совершил путешествие в Грейфсвальд и на остров Рюген. Эти места были знакомы ему с детства. Художник делал наброски в альбоме, который сохранился и сейчас находится в собрании Национальной галереи в Осло. Через три года эти зарисовки легли в основу картины «Восход луны над морем».
Пейзаж создан на основе конкретного ландшафта, тем не менее драматизм исходит из замершего ожидания, предвосхищения грядущих перемен. Корабли напоминают о влечении к иным мирам. Люди на берегу изображены парами – две женщины, и в некотором удалении от них – двое мужчин. Пары воплощают собой важнейшую для немецкого романтизма первой трети 19-го века идею дружбы.
Наблюдая природу в романтический момент восхода луны, мастер задается вопросом о возможности постижения человеком бесконечного. В.А.Жуковский, русский поэт-романтик, высоко оценил эту работу. Благодаря его посредничеству картина была приобретена русским императорским двором.
Источник
Восход луны над морем (картина Фридриха, 1821)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Каспар Давид Фридрих
Восход луны над морем. 1821
нем. Mondaufgang am Meer
Холст, масло. 135 × 170 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(инв. ГЭ-6396 )
«Восход луны над морем» — картина немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха из собрания Государственного Эрмитажа.
Картина представляет собой изображение двух пар людей, наблюдающих за восходом Луны на берегу моря, женская пара изображена сидящими на камне отдельно от мужчин, которые по камням ушли далеко к воде. На заднем плане видны два небольших парусных судна, на переднем плане слева находятся два больших якоря.
Картина написана в 1821—1822 годах. Летом 1821 года В. А. Жуковский, путешествуя по Европе, посетил Фридриха в Дрездене и 23 июня писал великой княгине Александре Фёдоровне (жене будущего императора Николая I):
«Я нашел у него несколько начатых картин — одну из них, верно, было бы приятно вам иметь; она может служить дополнением той, которую вы уже имеете: лунная ночь, небо было бурно, но буря миновала, и все облака сбежались на отдалённый горизонт, оставив полнеба уже совершенно чистым; луна стоит над самыми тучами, и их края освещены её блеском; море тихо; низкий берег усыпан камнями; на берегу якорь; вдали на самом краю моря виден парус бегущего к берегу корабля (это возвращаются на родину те, на вашей картине её покидают) — его ждут! Две молодые женщины сидят на камнях и смотрят на далёкий парус с спокойной надеждой; двое мужчин, более нетерпеливых в своей надежде, перепрыгнули через первые камни и стоят несколькими шагами ближе к кораблю, посреди воды и смотрят также вдаль… Она вдвое больше вашей; я спросил о цене — сто червонцев» [1] .
Упоминаемая в письме «ваша картина», вероятно, является другой работой Фридриха — «На паруснике».
В 1818 году во время путешествия Фридрих сделал в особом альбоме большое количество рисунков камней, парусников, якорей, которые впоследствии использовал в работе над картиной; альбом этот хранится в Национальной галерее в Осло. Работа над картиной была закончена к осени 1821 года, когда она была показана публике на академической выставке в Дрездене; в 1824 году выставлялась в Праге. Неизвестно, каким образом картина оказалась в России, но уже в 1838 году она находилась в Коттедже в Александрии (Петергоф), а по дворцовой инвентарной описи 1856 года работа хранилась в Ропшинском дворце и располагалась в гостиной великого князя Михаила Николаевича, откуда в 1926 году была передана в Государственный Эрмитаж [2] . Выставлялась в Зимнем дворце, с конца 2014 года выставляется в здании Главного Штаба в зале 352 [3] .
В Пушкинском музее в Москве хранится рисунок сепией «Двое мужчин на берегу моря» авторства Фридриха, датируемый около 1830—1835 годов, на котором изображены две мужские фигуры на морском берегу, практически полностью идентичные картине (бумага, карандаш, сепия, 23,4 × 35,1 см, инвентарный № Р-7268) [4] .
Источник
Восход луны у моря
Восход луны у моря
Каспар Давид Фридрих , 1822 г.
Масло на холсте
55,0 × 71,0 см
Старая национальная галерея Берлина
Восход луны у моря, а также лунный свет на спокойном море — это картина Каспара Давида Фридриха 1822 года . Картина маслом на холсте размером 55 см × 71 см находится в Берлинской национальной галерее вместе со своим аналогом — деревенским пейзажем с утренним освещением .
Оглавление
Описание изображения
На картине изображены мужчина и две женщины, сидящие на большом валуне на темном каменистом берегу моря и смотрящие на естественное зрелище восхода луны. В людях можно узнать горожан по одежде. Мужчина носит коричневое пальто, белую рубашку и большой зеленый берет — старый немецкий костюм . Женщина справа в зеленом платье обнимает женщину слева в красном платье с сине-зеленым плащом. Облачный горизонт залит фиолетовым светом, за ним выглядывает полная луна и серебристым мерцанием покрывает море. Два парусника идут к берегу или уже находятся на рейде; на идущий впереди корабль уже поднимают паруса.
Структура и эстетика
Картина разделена на две части с берегом и морем, которые параллельны друг другу и создают внезапный разрыв между передним планом и фоном. Фигуры на большом камне кажутся почти вырисованными на более светлом фоне. Центральная ось картины проходит через расстояние между мужчиной и двумя женщинами. Темный каменный берег создает впечатление абсолютной статики, которую усиливают потерявшиеся в себе люди. Напротив, фон кажется полным движения с кораблями, отраженным лунным светом и сливающимися цветами неба. Опыт взгляда зрителя реализует пространственно-временные отношения на большом оптическом расстоянии между ближним и дальним. Горизонт почти вдвое делит изображение и нарисован как координата между двумя кривыми гиперболы зеркального изображения, которые следуют за раскрытием облачного вала в лунном свете вверху и силуэтом каменных блоков внизу. Гиперболическую схему в таком виде можно будет встретить позже только на картине «Великая оградка» . Задние фигуры определяют отношения между человеком и природой как трансцендентную бесконечность, которой Фридрих придает перспективное и неизмеримое пространственное качество.
Двойной деревенский пейзаж с утренним освещением во многом контрастирует с восходом луны у моря : вечер и утро, темнота и свет, вода и земля, камни и растительность, горожане как пришельцы у моря и пастухи в естественной идиллии. Различные интерпретации восхода луны пытаются найти аналог. Существует соглашение, что оба изображения следует рассматривать вместе. Виланд Шмид предполагает, что эти две картины сочетают время дня с историей человечества и современной политической реальностью. После монаха у моря и аббатства в дубовом лесу эти две картины считаются самой важной парой изображений в творчестве Фридриха.
Интерпретация изображения
В религиозной интерпретации картины, предложенной Гельмутом Бёрш-Супаном , три фигуры смотрят на восходящую луну как на символ Христа. Огромные камни на берегу символизировали христианскую веру. Подходящие к берегу корабли символизировали конец жизни. Сине-фиолетовый основной тон картины символизирует меланхолию или печаль, которую преодолевает сияние серебряного света. Использование этой цветовой символики Фридрихом закреплено традицией Людвига Рихтера . Для Йенса Кристиана Йенсена вечер здесь означает искупление обещания, приход божественного. Вода, корабли, луна и небо покажутся раем, в котором земные нормы не действуют. Детлеф Стапф признает картину траура вместе с деревенским пейзажем, расположенным в Бризене в утреннем свете, как образ памяти для зятя художника, Августа Спонхольца. После смерти сестры Фридриха Доротеи в 1808 году овдовевший пастор фон Бризен женился на ее невестке и подруге Доротее Брюкнер. Когда Спонхольц умер в 1819 году, Фридрих также потерял контакт с ландшафтом, в котором он так часто бывал.
Из берета старого немецкого костюма Виланд Шмид черпает политическую приверженность демагога, который, согласно карловарским резолюциям 1819 года , представлял реформистские, либеральные и национальные идеи в период Реставрации . Петер Меркер также видит в человеке в берете демагога, представителя определенного времени, имеющего отношение к эпохе и определенным ожиданиям в отношении будущего. Хубертус Гасснер также переносит надежды и чаяния трех ожидающих людей на пространственное расстояние моря и зоны неба. Клаус Ланкхейт узнает в картине типичный образ дружбы из романтизма с фигурами, смотрящими на природу, сравнимый с изображением Филиппа Отто Рунге под названием « Мы трое» .
Этюды и рисунки
В картине Фридрих использует кисть (начертание) сидящего человека примерно 1822 года и рисунок пером (начертание) двух сидящих женщин 1818 года . По словам Вилли Гейсмайера, нарушения в цифрах штатного расписания якобы произошли от чужой руки и были выполнены Георгом Фридрихом Керстингом . Это противодействует равномерные линии, которые являются более показательными следами от стеклянной пластины камеры обскуры или следов зрения через призму Люциды камеры . Согласно последним исследованиям, использование начертания восходит к живописному исполнению масляной картины, а не к ее подписи. Предположительно, Фридрих также использовал перерыв с двумя женщинами для утраченного морского пейзажа с восходом луны . Возможно, что передний план основан на утерянном рисунке пляжа возле Штуббенкаммера, который, должно быть, был сделан во время поездки на Рюген в августе 1818 года. Показанный на фото пляж характерен для этой местности.
Каспар Давид Фридрих: Сидящий мужчина , около 1822 года