Контрольный тест по литературе. М.Пришвин «Кладовая солнца» (6 класс)
Контрольный тест по литературе.
М.Пришвин «Кладовая солнца» (6 класс)
Цель: проверить знания учащихся по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца»
При выполнении заданий (А1-А17) выберите номер, который соответствует номеру выбранного вами ответа.
1. Укажите жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца».
2 . Где происходит действие в «Кладовой солнца»?
1) на Смоленщине
3) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского
3 . От чьего лица ведётся повествование?
2) разведчиков болотных богатств
4 . На сколько лет Митраша моложе Насти?
5 . М. Пришвин в «Кладовой солнца» называет Настю:
2) Золотая Курочка
3) Золотая веснушка
6 . Какому ремеслу выучился Митраша у отца?
1) делать деревянную посуду
2) ремонтировать инструменты
3) делать глиняную посуду
7 . Что взял с собой Митраша, собираясь в лес?
4) сапоги- скороходы
8 .За какой ягодой отправились в лес дети?
9 . О судьбе каких деревьев рассказывает автор?
1) рябины и дуба
2) березы и осины
10 . Какую пословицу не договаривал детям Антипыч ?
1) Пуганая ворона куста боится.
2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3) Волков бояться, так и в лес не ходить.
4) Не знавши броду, не лезьте в воду.
11. В эпизоде «Настя на палестинке» используется:
12. Какая черта характера девочки проявляется при сборе клюквы?
13 . Кто спас Митрашу?
1) собака Травка
3) ему самому удалось спастись
14 . Человеческая правда Антипыча – это правда борьбы людей:
1) за охрану природы
4) за справедливость.
15. Что сделала Настя с собранной ягодой?
1) отдала больным детям из Ленинграда
2) угостила односельчан
3) накормила Митрашу
16 . Какова основная тема произведения «Кладовая солнца»?
1) взаимоотношения между детьми
2) трудности военного времени
3) природа и ее богатства
4) единство человека и природы, мудрое отношение человека к природе
17 . Как первоначально назвал свое произведение М.М.Пришвин?
2) «Природа и человек»
3) «Друг человека»
4) «Интересная история»
Ответом к заданиям этой части (В1-В2) является слово или слова.
В1 . Как называется трава, которая росла возле избушки Антипыча?
Вставьте ее название во фразу « В один год высокая трава … проросла через бревнышки, и от всей избушки остался на лесной поляне холмик, покрытый красными цветами»
В2 . Какой эпизод из «Кладовой солнца» изображен на иллюстрации? Озаглавьте его.
С1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как природа предупреждает Митрашу об опасности?»
Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке
Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей.
Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой . Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный.
Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. Этот ответ односложен (состоит из одного- трех слов)
Наиболее сложным является третий уровень (С).Задание этого уровня побуждает учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, используя изученный материал. Для ответа на этот вопрос достаточно нескольких предложений.
За каждое верно выполненное задание части 1 начисляется 1 балл, части 2— от 1 до 4 баллов, за часть 3 максимальное количество баллов- 5. Учитывается содержание ответа, его соответствие вопросу, речевое оформление, связность и последовательность изложения, соблюдение орфографических, грамматических, пунктуационных норм.
80 % от максимальной суммы баллов — оценка «5»
«Спасение Митраши» или
«Травка спасает Митрашу»
Примерный ответ: Природа волнуется за мальчика и предупреждает об опасности. Земля под ногами Митраши стала как гамак, подвешенный над тенистой бездной. Елочки- старушки преграждали ему дорогу. На гнезде кричал встревоженный чибис.
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
В России выросло число обучающихся во вторую смену
Время чтения: 1 минута
Нобелевский лауреат будет работать в Тимирязевской академии
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Контрольный тест по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца» , 6 класс
тест по литературе (6 класс) на тему
Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей: первый уровень вопросов (А) – наиболее простой; второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа; наиболее сложным является третий уровень (С). К тесту прилагается инструкция по выполению, комментарий для учителя по выполнению заданий и их оценке, ключи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnyy_test_po_literature.docx | 66.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольный тест по литературе.
М.Пришвин «Кладовая солнца» (6 класс)
Цель: проверить знания учащихся по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца»
При выполнении заданий (А1-А17) выберите номер, который соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Укажите жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца».
А2. Где происходит действие в «Кладовой солнца»?
1) на Смоленщине
3) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского
А3. От чьего лица ведётся повествование?
2) разведчиков болотных богатств
А4. На сколько лет Митраша моложе Насти?
А5. М. Пришвин в «Кладовой солнца» называет Настю:
2) Золотая Курочка
3) Золотая веснушка
А6. Какому ремеслу выучился Митраша у отца?
1) делать деревянную посуду
2) ремонтировать инструменты
3) делать глиняную посуду
А 7. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес?
4) сапоги- скороходы
А 8.За какой ягодой отправились в лес дети?
А9 . О судьбе каких деревьев рассказывает автор?
1) рябины и дуба
2) березы и осины
А10. Какую пословицу не договаривал детям Антипыч ?
1) Пуганая ворона куста боится.
2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3) Волков бояться, так и в лес не ходить.
4) Не знавши броду, не лезьте в воду.
А11. В эпизоде «Настя на палестинке» используется:
А12. Какая черта характера девочки проявляется при сборе клюквы?
А13. Кто спас Митрашу?
1) собака Травка
3) ему самому удалось спастись
А14. Человеческая правда Антипыча – это правда борьбы людей:
1) за охрану природы
4) за справедливость.
А15. Что сделала Настя с собранной ягодой?
1) отдала больным детям из Ленинграда
2) угостила односельчан
3) накормила Митрашу
А16. Какова основная тема произведения «Кладовая солнца»?
1) взаимоотношения между детьми
2) трудности военного времени
3) природа и ее богатства
4) единство человека и природы, мудрое отношение человека к природе
А17. Как первоначально назвал свое произведение М.М.Пришвин?
2) «Природа и человек»
3) «Друг человека»
4) «Интересная история»
Ответом к заданиям этой части (В1-В2) является слово или слова.
В1. Как называется трава, которая росла возле избушки Антипыча?
Вставьте ее название во фразу «В один год высокая трава … проросла через бревнышки, и от всей избушки остался на лесной поляне холмик, покрытый красными цветами»
В2. Какой эпизод из «Кладовой солнца» изображен на иллюстрации? Озаглавьте его.
С1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как природа предупреждает Митрашу об опасности?»
Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке
Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей.
Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой . Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный.
Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. Этот ответ односложен (состоит из одного- трех слов)
Наиболее сложным является третий уровень (С).Задание этого уровня побуждает учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, используя изученный материал. Для ответа на этот вопрос достаточно нескольких предложений.
За каждое верно выполненное задание части 1 начисляется 1 балл, части 2 — от 1 до 4 баллов, за часть 3 максимальное количество баллов- 5. Учитывается содержание ответа, его соответствие вопросу, речевое оформление, связность и последовательность изложения, соблюдение орфографических, грамматических, пунктуационных норм.
80 % от максимальной суммы баллов — оценка «5»
Источник
Открытый урок по литературе в 6-м классе. Тема: «Правда Антипыча» (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Разделы: Литература
Цель:
- (О) Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.
- (В) Формирование чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части.
- (Р) Закреплять убеждения учащихся в рачительном отношении к природе. Развивать критическое мышление через чтение и письмо (синквейн).
Оборудование:
- рисунки учащихся,
- аппликация о природе (знаки, символы),
- карточки с ответами учащихся с предыдущего урока,
- толковый словарь.
Продолжим раскрытие тем по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Задача урока — ответить на проблемные вопросы. Обсуждение темы будем вести в такой последовательности (это условный план, к которому придут учащиеся к концу урока): Антипыч — один из героев сказки — были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Роль Антипыча в произведении: Антипыч продолжает жить.
- «Хранитель тайны».
- Антипыч глазами Травки.
- Мудрость и душа народная.
I. Объяснение материала.
1) Постановка проблемных вопросов: — Что есть правда? — Какая она? — Где живет? — Как ее найти? — Почему каждый сам должен искать правду?
2) Проверка домашнего задания (рассказ об Антипыче). — Антипыч — один из героев сказки — были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». — Расскажите об Антипыче: Кто он? Сколько ему лет? Где живет? Чем занят? С кем общается? (Старый охотник Антипыч жил в сторожке в ветхом домике, который был много старше своего хозяина, держался на подпорках. К Антипычу захаживали охотники. Он всегда мог дать совет. Он много испытал в жизни, но остался бескорыстным человеком. Это дедушка лет 80 — 100. У него не было хозяйства, только собака Травка. Сначала он звал ее Затравка, т. к. брал ее «травить» (гонять) зайцев, а потом произношение клички изменилось и стало слышаться даже красивее — Травка.
Вывод: этот герой, действительно, интересен и своеобразен. Герой, который, по словам автора, умер, но который возникает и действует на протяжении всего произведения.
— Все-таки Антипыч жив или умер? ( Умер). Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. «Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно». Казалось, «он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал)».
— Как зовут Антипыча?
Антип — старинное русское имя, а может быть это отчество — Антипыч?
— Кого мы зовем по отчеству?
Тех, кого уважаем, тех, кто старше; а когда звучит такая форма обращения, еще настраивает и на дружескую привязанность.
3) Беседа по раскрытию темы урока.
— Почему именно к Антипычу идут за советом?
Антипыч очень много знает, многое испытал. Говорит пословицами и поговорками, а еще загадками.
— Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки?
«Не знавши броду, не лезьте в воду», «Кто смел, тот два съел». Сколько лет Антипычу: 80 — мало, 100 — много?
Внешне это неброский, негероичный человек, но с душой труженика. У него большой опыт, и он делится им. Вот почему только через много лет собеседники понимают «загадки» Антипыча, т. к. то, что не испытанно, то и не понятно.
Антипыч — «хранитель правды», тайны.
— Что же это за правда?
На прошлом уроке вы частично дали ответ на этот вопрос. (Зачитать из карточек!)
Правду эту Антипыч обещал рассказать, но и наказывал искать правду самим. Попробуем критически мыслить о предмете.
— Вместе напишем синквейн о правде.
Вспомним синквейн о Пришвине, мы выделили главное: Пришвин вытаскивает из человека наружу мечту. (Зачитать карточку!)
— Сейчас мы с вами будем «вытаскивать» наружу правду из произведения «Кладовая солнца».
Работа на доске и в тетрадях. Карточка — синквейн. (Правда — Горькая, чистая — Колет, ходит, режет — Мирное сосуществование и борьба — Истина)
Вывод: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе.
К правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.
— Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду? — Что понимала Травка и как будто не понимали люди? — Почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы? — Борьбы против чего?
Вывод: поступки людей определяют: с одной стороны — любовь к ним, с другой — эгоизм к ним же. Правда Антипыча состоит из борьбы за любовь, чтобы в суровых испытаниях не озлобиться, не превратиться в дикого зверя, выжить. В любых испытаниях остаться человеком, который бескорыстно дарит окружающим любовь, доброту, тепло, свет. Таким является Антипыч для людей.
— А узнавала его Травка? (Все люди для нее делились на Антипыча и его врага.)
Один — Антипыч с разными лицами, и другой человек — это враг Антипыча «с разными лицами» — это уже не один мудрый, добрый человек, но это все люди, если они добрые, умные, волевые.
— Значит, какой человек Антипыч? (Добрый, мудрый, память о котором так и осталась и помогает жить, помогает живым.) — А Антипыч с разными лицами это кто? (Люди.)
Вывод: это все люди, что добры и мудры, а вернее — это народ, его мудрость, его душа. Получается, мы говорим не об одном Антипыче, а обо всех героях произведения.
— Перечислите всех героев произведения, распределяя их на группы: люди — природа. (Митраша, Настя, Травка, мать, отец, Антипыч, разведчики болотных богатств (геологи) — ель, сосна, волк — Помещик, тетерев — Косач, лось, змея, солнце, клюква, трава, пень.)
— Каким одним словом можно назвать все эти перечисления? (Природа! — Назовите слова одного корня к данному слову! (родник, Родина, родня, родители, народ, родственник)
Есть один из перечисленных предметов природы, который очень схож с героем — человеком Антипычем.
— Определите его. Что это?
— Почему, говоря об Антипыче, говорим о солнце или наоборот? Что схоже у героев? (Бескорыстно отдают тепло, доброту, свет.)
Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или правду солнца у Антипыча? Посмотрите на солнце! (Аппликация солнца с отдельными лучами на доске.) Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно — одинаково светит. Все мы разные, и каждый борется за место под солнцем, т. е. со-существуем вместе.
— Какое оно для всех — солнце?
«: горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло». Правда солнца — та же правда Антипыча. Та же суть: любовь, добро, тепло, свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод ее омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдает тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке. Антипыч жил в гармонии с природой, понимал ее, умел с ней общаться, берег ее, дорожил ею, нашел в ней правду, призывал искать ее каждого человека. ( — «Спроси у них: у дуба, у березы:» — говорит Есенин. — «У нас, в России, лес за все в ответе:» — восклицает Леонов в «Русском лесе» — «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю:» — высказывается Пришвин.)
— А что может взять у леса человек? (Все). — А конкретно наши герои? (Ягоды, грибы, торф — богатства)
Действие происходит в Переславском крае в 1945 году, в первые послевоенные годы, особенно пострадали женщины с детьми, оставшиеся без мужей. ( Учащийся читает эпизод о пользе и важности леса в жизни человека. «:шли в сосновый лес собирать хвою, чтобы протопить избу, а зимой в жгучий мороз возили из зарослей ольховника на санях дрова. Летом дети ходили в лес собирать грибы, терн, лесные груши и яблоки. Это редкое послевоенное лакомство утоляло голод и обеспечивало витаминами, а значит, и здоровьем до нового лета. Лес давал строительный материал, из которого на пепелищах рубили избы. Лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь.)
Природа — общенародное богатство. — Что такое богатство? Что мы понимаем под словом «богатство»? (Драгоценности, золото, деньги:) — А у вас есть богатство? (Нет.) — А какое богатство досталось детям от родителей? (Учащиеся перечисляют животных из произведения.) — А что еще, кроме драгоценностей, считают люди богатством? (Отношения между людьми (любовь, дружба, взаимопонимание), мечта.) — Так обладаете вы или нет богатством? (Каждый сам себе ответит на этот вопрос мысленно.) — Когда люди становятся ближе друг к другу? (Когда дарят любовь, добро, тепло или проявляют ненависть, зло, холод?)
В природе постоянно идет борьба добра и зла, как и в жизни людей, как в каждом человеке.
Травке «нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя». — Что значит жить для себя? (Значит, быть эгоистом, никого не жалеть, не признавать ближнего, ничем ни для кого не жертвовать, любить только себя.) — Для кого живет Травка? По ком тоскует? (Для доброго прохожего, который мудрый, отзывчивый человек. Собака выла от тоски по человеку. Это вылечить могут ласка и любовь.) — Или: какие «повадки обычных зверей» увидел лось в Насте и «ее за человека не считает»? (Повадки змеи. Настя «превращается» в зверя, когда ею овладевает жадность и когда она забывает о брате.) — Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве? — Почему «волк самой злобой своей обречен на гибель»? — Относится ли это наблюдение к людям? (Да!)
Ведя борьбу за «правду», т. е., ведя борьбу за любовь, человек ведет ее за самого себя. («Но ты, прохожий, не верь жалости волка, самой злобой своей обреченного на гибель, побереги жалость не для того, кто о себе воет, : а для того, кто, : воет, не зная, кому же теперь: послужить».)
Добро и зло, любовь и ненависть, мир и разрушение, борьба и равнодушие — все существующее на земле ищет место под солнцем. — Какую роль играет солнце в жизни природы и человека? Поразмышляем об этом.
Солнце неиссякаемый источник тепла, под благотворным воздействием которого развивается жизнь, мир добреет, оживает, наполняется красками, светом. — Посмотрим на «картину» страданий сосны и ели, как они борются за свет? («Поднимаясь все выше. они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга», «:деревья так стонали и выли:», «:боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет».) — Как меняется природа, когда «первые лучи солнца: осветили звонкую борину»? («:могучие стволы стали, как зажженные свечи великого храма природы», «:пение птиц посвящено восходу великого солнца:», «Косач стал расцветать, гребешок загорелся, раскинулся лирой радужный хвост».) — «Покажите», как природа бережно хранит и использует солнечное тепло, отданное днем? («:черный большой пень, хранивший тепло солнца:», «все припадают к теплу».)
Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, неразрывную, тесную связь всего существующего на земле, необходимо серьезно задуматься. — Можно ли ель и сосну уподобить живым существам? — Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям? (У Пришвина деревья имеют душу. При мирном существовании не прекращается вековечная суровая борьба за жизнь.) — В каких еще эпизодах произведения мы наблюдаем борьбу за жизнь? («:могущество великого Антипыча:», «:и маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как боец: в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть», «:два охотника, человек и злейший враг его (волк), встретились:».)
В испытаниях, в вековечной суровой борьбе за любовь, за жизнь идет человек к правде.
Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу. — Каким же содержимым наполнена эта «кладовая»? — Можно ли считать эту «кладовую» бездонной? (Нет.) — На сколько лет хватит торфа? (100) А леса? Ягодников? Зверей, птиц, если не беречь и не восполнять?
Для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа — друг, союзник. Если же человек только берет, он погубит сначала природу, а потом и себя. — Для кого открыта «кладовая солнца»?
Воспользоваться богатством, кладами природы может тот, кто ее знает и любит, кто по — настоящему умеет трудиться, кто разумно и мудро не только берет, но умеет и отдать, и восполнить, кто бескорыстен в своих действиях.
— Была ли открыта «кладовая» для Антипыча? (Да. Разумно распоряжался он богатствами. Брал в меру. Оберегал, сохранял лес. Передал правду по наследству.) — Что значит овладеть правдой Антипыча? (Значит, любить природу, слиться с нею, бескорыстно беречь ее, а значит любить Родину.) — Где в произведении мы читаем строки о полной гармонии, слитости человека с природой? («Бывает наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь — весь — то человек, большой, прекрасный: И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится:».)
4) Отметки за урок прокомментировать.
II. Домашнее задание.
Вернемся к началу урока.
— О чем мы с вами сегодня беседовали?
— На что похожа эта последовательность? (На пункты плана.)
Проставьте пункты плана.
— Сформулируйте, в чем заключается цель домашней работы? (Написать домашнее сочинение по плану.)
Источник