Каса де Пьедра № 3 — «Храм солнца»
Рядом с пирамидой, на которой воздвигнут «Храм надписей», почти касаясь ее основания, возвышается другая пирамида такой же высоты. На вершине ее стоит здание, названное Стефенсом Каса де Пьедра № 3, в современной литературе известное как «Храм солнца». Длина этого здания тринадцать метров. Фасадом оно обращено на восток. Передняя стена расчленена тремя широкими дверными проемами, так что средняя часть выглядит как две прямоугольные колонны. Эти колонны украшает лепной орнамент в форме медальонов. Внутреннее помещение разделено на две галереи, полы выложены каменными плитами. В конце галереи прорезано маленькое оконце.
Задняя галерея разделена на три комнаты. Посередине, как раз напротив главного входа, находится изолированная комната, похожая на ту, которая в соседнем здании была нами названа молельней или святилищем.
Каса де Пьедра № 3 — «Храм солнца». Эскиз реставрации Стефенса и Казервуда
Над дверью богатый лепной орнамент, а на простенках — по обе стороны двери — каменные плиты с вырезанными на них в барельефе строчками иероглифов.
Стены святилища-молельни не были украшены ни лепным орнаментом, ни фресками, но во всю длину задней стены оказалась вмурованной таблица-панель. Она состояла из трех каменных плит.
Стефенс считал эту панель самым совершенным и самым интересным произведением из древних памятников Паленке. О писал: «Художественная резьба выполнена скульптором великолепно, фигуры людей и иероглифы выступают на камне ясно и отчетливо. По бокам — четыре строчки иероглифического письма. Главные фигуры сразу обращают на себя внимание — они те же, что и на ранее описанной таблице с крестом, и одежда на них почти такая же.
Надо думать, что они участвуют в жертвоприношении.
Каменная резная настенная панель из «Храма солнца».
Внизу, по центру стенной панели, изображены две мужские фигуры, сидящие друг против друга, скрестив ноги по восточному обычаю. Один из них опирается рукою о пол, другою поддерживает квадратный столик. Второй человек изображен в такой же позе, только с противоположной стороны столика. На стол опираются два скрещенных копья — они поддерживают уродливую маску с широко расставленными глазами и высунутым языком. Это, по-видимому, божество, которому люди приносят жертвоприношение». На простенках, по обе стороны двери, когда-то располагались две каменные плиты с высеченным на них барельефом, изображающим людей.
Эти плиты, однако, были сняты с простенков, перенесены в деревню и вмонтированы как украшение в: стену одного из жилых домов.
Что же представлено на этих плитах?
«Храм солнца». Вид после раскопок
Два человека стоят друг против друга. Тот, который расположен с правой стороны, обращен лицом к зрителю. Нос и глаза его выразительно очерчены, весь облик характерен для портретов дворца. Головной убор его очень любопытный и сложный. Он состоит главным образом из листьев растений, с большим, свешивающимся вниз цветком. В орнаменте можно различить клюв и глаза птицы и черепаху. Его одежда — шкура ягуара. У человека, стоящего слева от зрителя, тот же характерный для портретов Паленке профиль. Головной убор у этого персонажа — султан из перьев, к которому прикреплена птица с рыбой в клюве; на плечах — богато вышитая пелерина: пояс широкий, с головой какого-то зверя; на ногах сандалии. Правая рука протянута вперед, ладонью вверх, как бы в просящем движении. Над головой каждого из этих загадочных персонажей высечено несколько иероглифов.
Стефенсу казалось, что этот алтарь-святилище — самая интересная часть развалин в Паленке.
Чтобы читатель мог представить себе убранство алтаря во всех подробностях, достаточно внимательно рассмотреть рисунок.
Барельеф слева от двери, ведущей в святилище «Храма солнца».
На нем ясно видна дверь с поврежденным орнаментом, две каменные резные плиты, а внутри, на задней стене, барельеф с изображением жертвоприношения солнцу. Можно составить полное представление о том, какое впечатление произвело на путешественников все это сооружение, когда, с трудом взобравшись на разрушенную пирамиду, они подошли к алтарю. «Мы не могли воспринять его иначе,— пишет Стефенс,— как святое место, посвященное богам и освященное религией этого удивительного народа. Рука разрушения пощадила это место, и огромный каменный барельеф устоял против разрушения стихий и остался прекрасным и неповрежденным. Печальными, всеми покинутыми выглядели эти резные фигуры, такие же выразительные, как и в те дни, когда народ, создававший их, приходил сюда поклоняться и совершать священные обряды.
Мы стояли в полном недоумении. Все, что предстало нашему взору, было непостижимо самому пытливому человеческому уму».
Вблизи высилось еще одно здание, выстроенное на пирамиде. Но оно оказалось совершенно разрушенным — камни валялись по склону пирамиды. Стефенс высказал предположение, что здание это пострадало от землетрясения.
Барельеф справа от двери, ведущей в святилище «Храма солнца».
Индейцы, которые хорошо знали местность, уверили путешественников, что на территории Паленке никаких развалин больше не было.
В заключение мне хочется привести взволнованные строки из путевых записок Стефенса, которые воспринимаются как прощание с Паленке.
«Нет необходимости приписывать Паленке грандиозную площадь, так же как и очень большую древность, соответствующую древней культуре Египта или других очень древних народов. То, что мы видели, было величественно, интересно и замечательно. Перед нами лежали развалины города, строителями которого был народ культурный, образованный, оригинальный, ни на кого не похожий. У этого народа было богатое прошлое. В своем развитии он достиг золотого века и исчез в полной неизвестности. Звенья, которые соединяли исчезнувший народ с общей семьей человечества, разорваны и потеряны. И эти развалины сохранили в себе следы его рук на земле. Мы жили в разрушенном дворце властелинов, стояли возле уединенных храмов и рухнувших алтарей. И куда бы мы ни приходили, мы видели проявление их вкуса, художественного мастерства, богатства и могущества.
«Храм солнца» — алтарь-святилище.
В романтике мировой истории,— продолжает Стефенс,— ничто не производило на меня более сильного впечатления, чем этот когда-то прекрасный город, разрушенный, брошенный и потерянный, случайно открытый, поросший лесом, заполонившим его на много миль, и лишенный даже своего имени. Это был скорбный свидетель превратности человеческой судьбы».
Опубликованные в Нью-Йорке дневники путешественников с подробными описаниями памятников и прекрасными зарисовками вызвали большой интерес во всем мире. Но затем восстание юкатанских индейцев и длительная их борьба против колонизаторов надолго закрыли путь к археологическим исследованиям в стране. И когда, наконец, в начале нашего века они были возобновлены, то многое было разрушено, безвозвратно утеряно. Археологи и искусствоведы стали обращаться к бесценному труду Стефенса, иллюстрированному Казервудом[30]. Об этом говорит советский этнограф и искусствовед Р. В. Кинжалов в своей книге «Искусство древних майя»:
Надгробная плита. «Храм надписей».
«К сожалению, большинство штуковых рельефов в Паленке сильно пострадали от климатических невзгод и варварского обращения случайно забредавших туда людей. Поэтому мы можем составить о них более ясное представление только по рисункам путешественников прошлого столетия, видевших их в более хорошем состоянии».
Современные ученые предполагают, что Паленке был построен в середине V века. Древний город привлекал к себе внимание многих ученых на протяжении многих лет. Совсем недавно мексиканский археолог Альберто Рус сделал там волнующее открытие. Это было в 1952 году, сто с лишним лет спустя, после того как здесь работали Стефенс и Казервуд. Рус занимался тогда реставрацией пирамиды «Храма надписей». Исследуя внутреннюю часть храма, ученый случайно обратил внимание на каменную плиту, несколько выступающую над уровнем пола. Он засунул в щель кирку и, когда удалось поднять ее, увидел узкую потайную лестницу. Лестница, сделав несколько поворотов, привела к большой каменной плите. Здесь ученый заметил каменную дверь, открыл ее и попал в зал. Внутри находился большое саркофаг, накрытый плитой с высеченными в технике барельефа портретом вождя и пространной иероглифической надписью. А когда Рус со своими помощниками подняли надгробье, то увидели под ним скелет халач-виника[31] в нефритовом ожерелье и больших нефритовых серьгах. Открытие Руса очень интересно, оно меняет представление о том, что пирамиды майя, в отличие от египетских пирамид, не являются гробницами царей, а лишь искусственными подножиями храмов и дворцов. Рус доказал, что иногда и в пирамидах майя можно обнаружить захоронение.
Скульптурный портрет молодого воина. Гробница «Храма надписей».
«Среди индейцев, которые пришли проводить нас до деревни,— пишет Стефенс,— был незнакомый нам юноша, поразивший всех своим сходством с людьми далекого прошлого, изображенными на барельефах «Большого дворца». Его можно было принять за их прямого потомка. Возможно, что это сходство было чисто случайным, но нам захотелось иметь его портрет».
Юноша был очень скромным и стеснялся позировать. Стефенс решил уговорить его позже, после того как все сборы к отъезду из Паленке будут закончены и его друг-художник отдохнет от напряженной работы. Но найти юношу перед отъездом так и не удалось. Четвертого июня 1840 года исследователи покинули Паленке.
[30] Кроме описания развалин Паленке Стефенса, известны еще названные нами раньше работы Дель Рио, Дюпе и альбом Вальдека «Живописное путешествие». (Примеч. В. И. Гуляева.)
[31] Халач-виник — верховный правитель города-государства у майя.
Источник
Храм Солнца в Крыму ⛰ гора Ильяс-Кая
Храм Солнца ☀ в Ласпи
Храм Солнца — это знаменитая достопримечательность южной оконечности крымского полуострова. Он расположен несколько поодаль от бухты Ласпи (примерно в 3 км по прямой), но для путешественников такое расстояние незначительно. Сюда идут пешие туристические маршруты.
Это место называют «храм», хотя здесь нет привычных построек или развалин. Есть 7 огромных валунов или скальных выступов, установленных вертикально в форме лепестков гигантского цветка. Еще один камень располагается в центре фигуры.
До сих пор нет точных сведений, естественное это образование или искусственно созданный ритуальный комплекс. Вокруг Храма Солнца ходит множество легенд, есть и научные гипотезы.
Многие путешественники и ученые считают это место неким аналогом Стоунхенджа, хотя искусственное происхождение объекта здесь более сомнительно. Период образования окружающего горного массива завершился около 140-160 млн. лет назад. Примерно таков и возраст Храма Солнца. Многие ученые считают его природным образованием, но есть немало сторонников более невероятных, полумистических теорий.
Храм Солнца — не единственное название этого места. Его называют еще Ромашка, Зубы дракона, Цветок силы, 9 монахов и т. д. Однако, из всех имен большинство туристов предпочитает именно Храм Солнца, как более возвышенное и светлое.
Почему его называют “место силы”?
Никаких прямых исторических свидетельств об этом месте нет, археологические исследования не производятся. Это стало причиной существования множества легенд и домыслов, связанных с Храмом Солнца. Само название вызвано его формой — валуны расположены по окружности с центральным камнем, словно лучи вокруг светила.
Принято считать это место ритуальным объектом, или древним космопортом. Есть легенды, что во время войны здесь находился секретный исследовательский центр фашистов, а в послевоенные годы располагался исследовательский объект НКВД. Подтвердить или опровергнуть эти легенды никто не может (и не пытается), однако, большинство туристов утверждает, что здесь можно почувствовать особую энергию.
Считается, что центральный камень является средоточием потоков силы. Если сесть на него и немного побыть в тишине, можно ощутить особое воздействие, подпитывающее организм. Многие утверждают, что, после такого воздействия у людей проявляются ранее скрытые возможности, появляются дополнительные силы.
Благодаря таким особенностям, Храм Солнца всегда вызывал большой интерес у обычных туристов и всякого рода уфологов, экстрасенсов, ясновидящих. Мнительные люди еще по дороге начинают ощущать некое воздействие, неясную тревогу. Уносить что-либо отсюда считается запретным, можно навлечь на себя гнев высших сил.
Скалистый массив Ильяс-Кая
Ильяс-Кая — это вершина скалистого массива, на склоне которого расположен Храм Солнца. Отсюда можно увидеть Чернореченское водохранилище, Байдарскую долину, бухту Ласпи и множество других заповедных и привлекательных мест. Высота самой верхней точки Ильяс-Кая составляет 680 м. Есть Северная и Южная вершины, к обеим ведут туристские маршруты.
Название «Ильяс-Кая» в переводе с татарского — Ильинская гора. В средние века здесь находился монастырь Святого Ильи, христианская церковь, существовавшая в X-XV веках н. э. Предположительно, ниже по склону находилось жилое поселение, но сегодня от этих объектов ничего не сохранилось.
Восхождение на Ильяс-Кая не представляет особых трудностей — сюда вполне в состоянии подняться дети и пожилые люди. В основном, туристов привлекают не географические отметки, а знаменитый источник силы — Храм Солнца. Именно для визита в это место едут сюда со всех сторон жители и гости Крыма.
Храм Солнца на карте
Экскурсия
Как добраться на машине?
Гора Ильяс-Кая находится в 30 км к юго-западу от Севастополя. Вдоль всего южного побережья Крыма проходит автотрасса, немного отдаляясь от берега в Балаклавском районе. Это самый удобный путь к Храму Солнца, который можно преодолеть автотранспортом.
Добраться на гору Ильяс-Кая можно рейсовым автобусом, но удобнее ехать на собственной или арендованной машине. Еще в Севастополе надо попасть на Южнобережное шоссе, по которому проехать через Гончарное и проехать мимо поворота на Тыловое.
Аренда авто в Крыму — более 700 автомобилей в прокате на Myrentacar.Крым.
Можно доехать до остановки Ласпи или до кафе «Хурма». Неподалеку от обоих объектов есть тропы к Храму Солнца. Отсюда начинается пешая часть маршрута.
Пешеходный маршрут
Вторую часть пути придется идти пешком, на машине в горы не проехать. Дорога не представляет особой сложности, с ней справляются абсолютно все. Однако, пеший переход — это, в любом случае, физическая нагрузка, к которой надо быть готовыми.
Необходимо заранее решить, какое время займет поход. Некоторые идут к Храму Солнца только на один день, чтобы к вечеру вернуться обратно. Есть группы, которые останавливаются неподалеку, на поляне, и ночуют в палатках.
Ночь, проведенная неподалеку от Храма Солнца, дает немало незабываемых эмоций и ощущений. Многие утверждают, что словно бы переродились, побывав на этом удивительном месте.
Откуда начинается тропа?
Физически крепкие и подготовленные туристы, не желающие тратить время, идут по тропе прямо от перекрестка на Ласпи. Там круче, придется немного напрячься. Однако, до пункта назначения там можно добраться быстрее.
Тем не менее, большинство путешественников предпочитают более удобный путь. В составе группы могут быть дети, люди старшего и преклонного возраста. Поэтому, опытные туристы рекомендуют идти по более пологой тропе от кафе «Хурма».
Во-первых, там не слишком большие расстояния, чтобы слишком спешить. Во-вторых, прогулка должна приносить удовольствие, а не усталость.
Время в пути
Независимо от точки начала тропы, длина маршрута составляет примерно 3 км. Однако, учитывая постоянный подъем, дорога занимает гораздо больше времени, чем при ходьбе по удобной, горизонтальной плоскости.
Большинство туристов сходятся в оценке времени, проведенного в пути — 1,5-2 часа (это с запасом на перекуры, фотосессии и просто небольшие остановки для отдыха).
Описание и особенности маршрута
От шоссе идет плотно утоптанная и хорошо заметная тропа. Она хорошо отмечена и нигде не теряется из виду, случайно свернуть невозможно. По тропе надо идти до родника, где можно передохнуть, пополнить запасы воды. Он встретится примерно через 20 минут ходьбы. Летом родник пересыхает, это надо иметь в виду.
От источника надо идти прямо, вправо не поворачивать. Метров через 100 тропа свернет направо, затем, еще через 200 м развилка. Если пойти влево, можно попасть самой короткой, но и самой трудной тропой к Храму Солнца. Обычно, выбирают более удобную, правую тропу.
Примерно через полчаса по сторонам тропы встретятся два деревянных столба с вырезанными древнерусскими воинами. Это указатель, расположенный на развилке. Путь налево — дорога к Храму Солнца, а путь направо приведет на вершину горы Ильяс-Кая. Здесь также надо лишь решить, куда идти, и, не сворачивая, проследовать к цели своего путешествия.
Обратная дорога несколько легче, но, учитывая общую усталость, немногим быстрее. Многие туристы возвращаются тем же путем, которым пришли, но на Ильяс-Кая есть немало маршрутов, смотровых площадок и прочих интересных объектов. Некоторые путешественники отправляются осматривать их. Заблудиться здесь сложно, но лучше быть под наблюдением опытного экскурсовода.
Полезные советы перед походом
Отправляясь в путь, необходимо учесть специфику пешего путешествия и следовать некоторым советам:
- взять с собой теплую одежду. В горах прохладно, может испортиться погода. Это особенно актуально, если посещение Ильяс-Кая происходит не в летний сезон;
- обязательно надо обуться в прочную, не скользкую и удобную обувь. Никаких сандаликов или шлепанцев, это позволит сохранить ступни (и не только!) в целости;
- надо взять с собой воду. В летнее время запас должен быть больше, так как основной родник пересыхает, а вода из других источников требует кипячения;
- риск заблудиться в этих местах если и есть, то чисто теоретический. Здесь проторены широкие дороги (некоторые уже сложно называть тропами), а в дневное время довольно много народу;
- в лесу на тропе можно встретить людей в военной форме. Ничего страшного, просто, неподалеку (в Форосе) находится госдача (если кто помнит путч и Горбачева). Военные никому не препятствуют и не мешают, просто иногда встречаются.
Все эти советы помогут справиться с мелкими неудобствами и сделать поход приятной и весьма интересной прогулкой. Главное, не забыть установить в фотоаппарат новые батарейки и взять с собой несколько запасных — здесь есть что запечатлеть на память.
Отзывы путешественников
Храм Солнца на карте Севастополя — Яндекс.Карты
Мнения туристов, посетивших Ильяс-Кая и Храм Солнца, весьма разнообразны. Среди них нет разочарованных или недовольных отзывов, все они положительные и вполне благожелательные. Разница состоит в восприятии этих мест, в реакции на встречу с местными энергиями и отношении к местным легендам.
- Посидеть в тишине на источнике силы — центральном камне — удается не всегда. Если в Храме находится группа, приходится делить место со всеми желающими, и сосредоточиться не удается. Однако, можно немного подождать, пока сделать фотографии, посмотреть на окрестные пейзажи.
- Большинство путешественников отмечает, что добраться до Храма Солнца легче, чем на вершину Ильяс-Кая.
- Все предупреждают о необходимости следить за собой и не оставлять на тропе мусор, обрывки упаковки или пластиковые бутылки.
- Кроме этого, не рекомендуется приезжать сюда в дождливую или ветреную погоду.
В остальном — увлекательный пеший маршрут, притягивающий любителей эзотерики и сторонников теорий палеоконтактов. Встречи с интересными людьми здесь обеспечены всем.
Источник