Меню

Какому ремеслу научился митраша у отца кладовая солнца

Контрольный тест по литературе М.Пришвин «Кладовая солнца», (6 класс)

Контрольный тест по литературе.

М.Пришвин «Кладовая солнца» (6 класс)

Цель: проверить знания учащихся по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца»

При выполнении заданий (А1-А17) выберите номер, который соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Укажите жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца».

А2. Где происходит действие в «Кладовой солнца»?

1) на Смоленщине

3) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского

А3. От чьего лица ведётся повествование?

2) разведчиков болотных богатств

А4. На сколько лет Митраша моложе Насти?

А5. М. Пришвин в «Кладовой солнца» называет Настю:

2) Золотая Курочка

3) Золотая веснушка

А6. Какому ремеслу выучился Митраша у отца?

1) делать деревянную посуду

2) ремонтировать инструменты

3) делать глиняную посуду

А 7. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес?

4) сапоги- скороходы

А 8.За какой ягодой отправились в лес дети?

А9 . О судьбе каких деревьев рассказывает автор?

1) рябины и дуба

2) березы и осины

А10. Какую пословицу не договаривал детям Антипыч ?

1) Пуганая ворона куста боится.

2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3) Волков бояться, так и в лес не ходить.

4) Не знавши броду, не лезьте в воду.

А11. В эпизоде «Настя на палестинке» используется:

А12. Какая черта характера девочки проявляется при сборе клюквы?

А13. Кто спас Митрашу?

1) собака Травка

3) ему самому удалось спастись

А14. Человеческая правда Антипыча – это правда борьбы людей:

1) за охрану природы

4) за справедливость.

А15. Что сделала Настя с собранной ягодой?

1) отдала больным детям из Ленинграда

2) угостила односельчан

3) накормила Митрашу

А16. Какова основная тема произведения «Кладовая солнца»?

1) взаимоотношения между детьми

2) трудности военного времени

3) природа и ее богатства

4) единство человека и природы, мудрое отношение человека к природе

А17. Как первоначально назвал свое произведение М.М.Пришвин?

2) «Природа и человек»

3) «Друг человека»

4) «Интересная история»

Ответом к заданиям этой части (В1-В2) является слово или слова.

В1. Как называется трава, которая росла возле избушки Антипыча?

Вставьте ее название во фразу «В один год высокая трава … проросла через бревнышки, и от всей избушки остался на лесной поляне холмик, покрытый красными цветами»

В2. Какой эпизод из «Кладовой солнца» изображен на иллюстрации? Озаглавьте его.

С1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как природа предупреждает Митрашу об опасности?»

Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке

Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей.

Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой . Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный.

Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. Этот ответ односложен (состоит из одного- трех слов)

Наиболее сложным является третий уровень (С).Задание этого уровня побуждает учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, используя изученный материал. Для ответа на этот вопрос достаточно нескольких предложений.

За каждое верно выполненное задание части 1 начисляется 1 балл, части 2- от 1 до 4 баллов, за часть 3 максимальное количество баллов- 5. Учитывается содержание ответа, его соответствие вопросу, речевое оформление, связность и последовательность изложения, соблюдение орфографических, грамматических, пунктуационных норм.

80 % от максимальной суммы баллов — оценка «5»

Источник

Митраша (Кладовая Солнца)

Митраша и Настя – два главных героя произведения Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца». Для полного понимания смысла данного рассказа необходимо рассмотреть характер Митраши, десятилетнего мальчика.

Описание

На момент описываемых событий мальчику было 10 лет. Он старался походить на своего отца, которого потерял на войне. Митраша был «коротенький», «плотный», «лобастый», затылок его был «широким», нос – «чистеньким» и «задорным», в «золотых» веснушках.

Автор рассказа при описании образа использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы подчеркнуть не только возраст героя, но и его мужество.

Характер

Ни война, ни смерть родителей не смогли сломить ребят. Они самостоятельно ведут хозяйство и «дружно» работают. Причем делают они это не для того, чтобы выжить, а потому что были по природе своей очень трудолюбивыми людьми. Митраша полол огурцы, мотыжил свеклу, полол картошку. Вся работа отца после его смерти легла на плечи Митраши.

Мальчик умел делать деревянную посуду, эти знания дал ему его отец. Посуду Митраша делал не для себя, а для жителей села, которые просили у него то умывальник, то кадушку.

В общественной жизни ребята тоже принимали участие. Они бывали и на колхозных полях, и на лугах, и на скотном дворе, и в противотанковых рвах. Митраша посещает и собрания жителей села, чтобы понимать «общественные заботы».

Митраша был мальчиком довольно упрямым. Если он был в чем-то убежден, то переспорить его было невозможно. По этой причине Настя и Митраша разделились, когда пошли на поиски клюквы.

Главный герой был сильный и отважный. В народе Митрашу называли «мужичком в мешочке», потому что уже в свои 10 лет он вел себя как настоящий мужчина.

Поступки

Если Настя старается быть похожей на свою мать, то Митраша берет пример с отца. Он всегда делится с сестрой теми секретами, которые ему открывал отец. Про палестинку, на которой растет много клюквы, Митраша узнает именно от отца. Мальчик даже одевается «по-отцовски». Хоть куртка папы и была для Митраши будто пальто, свисавшее до самого пола, мальчик чувствовать себя в ней уверенно, воспоминания об отце делали его сильнее.

Митраша, собираясь в лес за ягодой, был предусмотрителен. Он взял с собой ружье, которое впоследствии окажет ему помощь, и компас, значимость которого всегда отмечал отец Насти и Митраши.

Несмотря на то что дети были дружны между собой, Митраша иногда «хорохорился». Именно так произошло на развилке, когда ребятам пришлось выбирать тропинку, которая должна была привести их к ягоде. Настя выбрала протоптанную дорогу, Митраша же шел прямиком по указаниям компаса. Эта настойчивость и настырность приводит его прямо в Слепую Елань, которая погубила многих животных и людей. Однако автор не осуждает героя за поступок, ошибки допускают все.

Писатель показывает, что даже на грани жизни и смерти мальчик остается храбрым. Когда он видит собаку, в его голове сразу же рождается план. Благодаря тому, что Митраша хорошо знал поведение собак, он смог с помощью Травки выбраться из болота, глубоко затянувшего его. В этом эпизоде Митраша напоминал настоящего бойца: «Он замер в точном расчете движения, как боец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть».

Спасение становится самой главной целью для мальчика. Когда рядом с собой он видит волка Серого помещика, которого никто не мог поймать долгое время, он, не задумываясь, стреляет в него. Этим поступком он показал всей деревне свою смелость и храбрость даже в экстренных ситуациях.

Источник

Тест с ответами: М.Пришвин «Кладовая солнца»

1. Жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»:
1) рассказ
2) сказка
3) сказка-быль+
4) баллада

2. В каком городе происходит действие в «Кладовой солнца»?
1) в городе Переславль-Залесском
2) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского+
3) в районе Блудова болота в Белоруссии
4) в районе Блудова болота Харьковской области

3. Кто является повествователем?
1) Митраши
2) Насти
3) геологи, разведывающие богатства болота+
4) жителей села

4. Почему Травка не выносила плач, сплетенных навеки деревьев?
1) ей было их жалко;
2) собаке было страшно;
3) они напоминали ей о ее собственном горе; +
4)деревья посадил Антипыч.

5. Кто описывается в данном отрывке: «Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые».
1) Митраша
2) Настя+
3) мать Митраши и Насти
4) соседка-подружка

6. Что умеет Митраша в свои 10 лет?
1) бондарство: научился у отца делать деревянную посуду+
2) печное дело: умел класть кирпичные печи
3) гончарство: мастерил глиняные горшки
4) сапожное дело: умел чинить обувь

7. Кто является самым надежным помощником в лесу, по словам отца Митраши и Насти?
1) верный друг;
2) ружьё;
3) пёс;
4) компас.+

8. Отменно-приятное место в лесу:
1) полянка,
2) палестинка,+
3) кудринка,
4) грибница

9. С кем сравнивает рассказчик Настю?
1) с золотой веснушкой;
2) с золотой курочкой; +
3) с Золушкой;
4) с Дюймовочкой;

10. Кто спас Митраше жизнь?
1) Настя
2) собака Травка+
3) односельчане
4) ему самому удалось спастись

11. Что, по словам рассказчиков, было самым важным в отношениях Митраши и Насти?
1) прекрасное равенство+
2) главенство Насти
3) главенство Митраши
4) равнодушие друг к другу

12. Как учителя называли Митрашу:
1) «Мужичок в мешочке»; +
2) «Мальчик с пальчик»;
3) «Золотой петушок»;
4) «Носик-курносик».

13. Что не нравится автору в Насте?
1) страх, который она испытала, увидев лося
2) эгоизм, потому что она, не думая о брате, забрала с собой всю еду
3) равнодушие к судьбе брата
4) жадность, из-за которой она забыла о своем брате+

14. В каком из предложений использовано олицетворение?
1) После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
2) Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.
3) Белая Куропатка, как будто ведьма, хохочет.+
4) Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой.

15. Что такое Елань?
1) непроходимый еловый лес;
2) место, где растёт много клюквы;
3) место, где растёт трава-белоус;
4) самое топкое место в болоте.+

16. Какова правда Антипыча, которую он перешепнул своей собаке?
1) в вековечной суровой борьбе людей за любовь+
2) в постоянном превосходстве людей над природой
3) в милосердном отношении людей к природе
4) в непрестанной связи человека и природы

17. Выберите вариант, в котором наиболее точно описывается смысл данного произведения?
1) В этом произведении говорится о болоте с богатыми залежами торфа.
2) Под «кладовой солнца» понимается весь растительный и животный мир леса.
3) Возле Блудова болота геологи нашли залежи золота.
4) «Кладовая солнца» – это добрые, любящие сердца людей, их душевное богатство.+

Источник

Митраша — характеристика героя в рассказе М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Внешность героя

Настоящее имя Митраши — Дмитрий, ему десять лет. Живёт мальчик в селе возле Блудова болота, под Переславлем-Залесским. Отец героя погиб на войне, а мать умерла от болезни. Из родных у Митраши осталась лишь старшая сестра Настя. Брат с сестрой живут дружно и самостоятельно ведут хозяйство, которое досталось им от родителей.

При описании образа мальчика Михал Пришвин использует уменьшительно-ласкательные слова, чтобы подчеркнуть не только его возраст, но и мужество. Лицо Дмитрия усыпано золотистыми веснушками, лишь носик у него чистенький, как и у Насти. О внешности героя известно следующее:

  • невысокий рост;
  • плотное телосложение;
  • широкий затылок;
  • курносый нос.

При детальном рассмотрении внешнего вида героя становится понятно, почему учителя называют его «мужичок в мешочке». Мальчик носит старую отцовскую куртку, картуз с двумя козырьками и сапоги.

Черты характера

Несмотря на то, сколько испытаний довелось пройти мальчику, он остаётся человечным и мужественным. Ни война, ни смерть родителей не сломили его. Силе и работоспособности героя можно только позавидовать.

Вся тяжёлая работа по хозяйству легла на хрупкие плечи маленького мальчика и его сестры. Дети пололи картошку и огурцы, мотыжили свеклу и ухаживали за скотиной. От отца герою достались кое-какие инструменты, с помощью которых он делал деревянную посуду для себя и соседей.

Дмитрий ведёт себя как взрослый и самостоятельный мужчина. Он не пропускает сельские собрания и старается вникать в общественные заботы. К основным чертам характера Митраши можно отнести:

Храбрый поступок

Митраша старается во всём подражать своему отцу, в отличие от сестры, которая берёт пример с матери. Про палестинку с клюквой мальчику рассказал отец. Собираясь в лес за ягодами, герой был предусмотрителен и взял с собой компас и ружьё. Он понимал, что в случае опасности должен защитить Настю.

Когда брат с сестрой пришли на поляну, они восхитились природой. Ранее они думали, что такие сказочные пейзажи можно увидеть лишь на картинках. Несмотря на то что дети были дружны, иногда Митраша хорохорился и упрямился. Именно так случилось в лесу, когда дети выбирали тропинку, которая приведёт их к ягодам.

Настя выбрала протоптанную дорожку, а Митраша пошёл чётко по указаниям компаса. Упрямство мальчика приводит его в Слепую Елень, где он попадает в болото. Однако автор не осуждает мальчика за этот поступок, ведь каждый имеет право на ошибку.

Спасение становится главной целью для Митраши. На счастье, рядом оказалась собака Травка, которая охотилась за зайцем. Именно ей довелось спасать мальчика. Герой произведения подозвал Травку к себе и она вытащила его из топкого болота. Когда на поляне появился серый волк, мальчик, не задумываясь, выстрелил в него. Автор даёт читателю понять, что даже оказавшись на грани жизни и смерти, герой не растерялся, а проявил храбрость и смекалку. Приключения в лесу позволяют написать сочинение на тему: «Как Митраша попал в беду».

По возвращении домой мальчик становится героем для всех жителей деревни. Он заслужил уважение людей за свой храбрый поступок. Тяжёлый день в лесу не проходит даром для Митраши. Герой становится более уравновешенным и не совершает необдуманных поступков. Автор подчёркивает, что если бы война не закончилась, то Митраша мог стать доблестным воином.

Источник

Читайте также:  Белое солнце пустыни сколько женщин

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector