Цвет Луны
Какого цвета Луна – спутник Земли. Изучите истинный цвет поверхности Луны, влияние положения спутника в небе, света Солнца и времени на окрас спутника с фото.
При первой же возможности полюбуйтесь на Луну и определите ее цвет. Если вы увидели спутник ближе к дню или рано утром, то кажется бледным. Если темная ночь, то ярко-желтая Луна. Что приводит к подобным переменам? И почему на многих фото цвет Луны вообще серый?
Изменения цвета Луны в зависимости от времени и расположения на ночном небе
Если хотите увидеть истинный окрас спутника, то изображения с космических аппаратов выступают наилучшим детектором правды. В самостоятельных исследованиях старайтесь ориентироваться на фото Луны из космоса. Серый цвет отражает лунную поверхность, представленную кислородом, магнием, алюминием, кремнием, железом и кальцием. Более светлые участки – полевой шпат, а темные – пироксен.
Многие наблюдаемые породы – вулканические и добывались изнутри в период активных извержений. Некоторые редкие породы, вроде оливина, окрашены в зеленый. Темные участки называют морями, сформировавшимися из лунных извержений. Они меньше отражают света и охватывают 16% поверхности. Полагают, что появились 3-3.5 млрд. лет назад. На нижнем фото в высоком разрешении продемонстрирован истинный цвет Луны из космоса.
Истинный цвет Луны
При наблюдении с Земли нам приходиться сталкиваться с фильтром – атмосферой. Частички рассеивают определенные длины волн. Если спутник расположен низко, то свет проходит сквозь весь атмосферный слой. Свет в синем конце спектра рассеивается, а красный нет. По мере подъема Луна становится более желтой (как и Солнце). Теперь вы знаете, какого цвета Луна и почему ее окрас иногда меняется в небе и на изображениях.
Источник
Какого цвета Луна?
Вопрос вынесенный в заголовок, кажется, очень странным. Ведь каждый видел Луну и знает ее цвет. Однако на просторах интернета периодически встречаются носители идеи о всемирном заговоре, скрывающем истинный цвет нашего естественного спутника. Рассуждения о цвете Луны являются частью необъятной темы о “лунном заговоре”. Некоторым кажется, что цементный цвет поверхности, который присутствует на снимках астронавтов программы Apollo, не соответствует действительности, и “на самом деле” цвет там другой.
Новое обострение теории заговора вызвали первые снимки китайского спускаемого аппарата Chang’e 3 и лунохода Yutu. На самых первых кадрах с поверхности, Луна оказалась больше похожей на Марс, чем на серебряно-серую равнину, со снимков 60-х и 70-х годов.
Обсуждать эту тему бросились не только многочисленные доморощенные разоблачители, но и некомпетентные журналисты некоторых популярных СМИ.
Попробуем разобраться, что там за секреты с этой Луной.
Основной постулат теории заговора связанный с лунным цветом гласит: “NASA ошиблось в определении цвета, поэтому во время имитации посадки Apollo сделало серую поверхность. На самом деле Луна коричневая, и теперь NASA скрывает все ее цветные снимки.”
С подобной точкой зрения я встречался еще до посадки китайского лунохода, и опровергнуть ее достаточно просто:
Это снимок в усиленных цветах, с космического аппарата Galilleo, полученный в 1992 году, вначале его долгого пути к Юпитеру. Уже этого кадра достаточно, чтобы понять очевидную вещь — Луна разная, и NASA это не скрывает.
Наш естественный спутник переживал бурную геологическую историю: на нем бушевали вулканические извержения, разливались гигантские лавовые моря, происходили мощнейшие взрывы, порожденные ударами астероидов и комет. Все это существенно разнообразило поверхность.
Современные геологические карты, полученные благодаря многочисленным спутникам США, Японии, Индии, Китая, демонстрируют пестрое разнообразие поверхности:
Разумеется различные геологические породы имеют различный состав и, как следствие, различный цвет. Проблема стороннего наблюдателя в том, что вся поверхность покрыта однородным реголитом, который “размывает” цвет и задает один тон практически на всей площади Луны.
Однако, сегодня доступны некоторые техники астрономической съемки и постобработки снимков, которые позволяют выявить скрытые различия поверхности:
Вот снимок астрофотографа Michael Theusner, который произведен в мультиканальном режиме RGB, и подвергнут обработке алгоритмом LRGB. Суть этой техники в том, что Луна (или любой другой астрономический объект) сначала снимается поочередно в трех цветовых каналах (красном, синем и зеленом), а потом каждый канал подвергается отдельной обработке, для выражения цветовой яркости. Астрокамера с набором фильтров, простенький телескоп и фотошоп доступны практически каждому, поэтому тут никакой заговор не поможет спрятать цвет Луны. Но это будет не тот цвет, что видят наши глаза.
Вернемся на Луну и в 70-е годы.
Опубликованные цветные снимки с 70-мм камеры Hasselblad в своем большинстве демонстрируют нам однородный “цементный” цвет Луны.
В то же время, доставленные на Землю образцы имеют более богатую палитру. Причем это характерно не только для советских припасов с «Луны-16»:
Но и для американской коллекции:
Впрочем у них более богатый набор, там есть и коричневые, и серые, и голубоватые экспонаты.
Разница между наблюдением на Земле и на Луне в том, что транспортировка и хранение этих находок очистило их от поверхностного пылевого слоя. Образцы с «Луны-16» вообще добывались с глубины около 30 см. В то же время, на съемках в лабораториях, мы наблюдаем находки в другом освещении и при наличии воздуха, который сказывается на рассеянии света.
Моя фраза про лунную пыль кому-то может показаться сомнительной. Все ведь знают, что на Луне вакуум, поэтому пылевых бурь, как на Марсе там быть, не может. Но там есть другие физические эффекты, которые поднимают пыль над поверхностью. Есть там и атмосфера, но совсем разреженная, примерно как на высоте Международной космической станции.
Свечение пыли в лунном небе наблюдалась с поверхности как автоматическими спускаемыми зондами Surveyor, так и астронавтами Apollo:
Результаты этих наблюдений легли в основу научной программы нового космического аппарата NASA LADEE, название которого означает: Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer. В его задачу входит изучение лунной пыли на высоте 200 км и 50 км над поверхностью.
Таким образом, Луна серая примерно по той же причине, по которой Марс красный — из-за покрывающей одноцветной пыли. Только на Марсе рыжую пыль поднимают бури, а на Луне серую — удары метеоритов и статическое электричество.
Еще одной из причин, которые мешают нам увидеть цвет Луны на снимках астронавтов, мне кажется, является небольшая пересвеченность. Если мы снизим яркость и посмотрим то место, где нарушен поверхностный слой, то сможем увидеть разницу в цвете. Например, если взглянем на вытоптанный участок вокруг спускаемого модуля Apollo 11, то увидим коричневый грунт:
Последующие миссии возили с собой т.н. “гномон” — цветовой индикатор, позволяющий лучше интерпретировать цвет поверхности:
Если взглянем на него в музее, то можно заметить, что на Земле цвета выглядят ярче:
Теперь посмотрим еще на один снимок, на этот раз с Apollo 17, который в очередной раз подтверждает абсурдность обвинений в сознательной “обесцвеченности” Луны:
Можно обратить внимание, что разрытый грунт имеет рыжеватый оттенок. Теперь, если мы снизим яркость снимка, то увидим подробнее цветовые различия лунной геологии:
Кстати, эти фотографии в архиве NASA не случайно зовутся “orange soil”. На исходной фотографии цвет не дотягивает до оранжевого, а после затемнения, и цвет маркеров гномона приближаются к тем, что видны на Земле, и поверхность приобретает больше оттенков. Вероятно примерно так, видели их глаза астронавтов.
Миф про сознательное обесцвечивание возник когда кто-то сравнил цвет поверхности на фото и ее отражение на стекле шлема астронавта:
Но ему не хватило ума понять, что стекло тонировано, а светоотражающее покрытие на шлеме — золотое. Поэтому изменение цвета в коричневый отраженного изображения закономерно. В этих шлемах астронавты работали еще на тренировке, и там коричневая тонировка хорошо видна, только лицо не закрыто позолоченным зеркальным светофильтром:
Изучая архивные снимки с Apollo или современные с Chang’e-3 следует учитывать, что на цвет поверхности влияет еще угол падения солнечных лучей и настройки камеры. Вот простой пример, когда несколько кадров одной пленки на одной камере имеют разные оттенки:
Об изменчивости цвета лунной поверхности в зависимости от угла освещения говорил и сам Армстронг:
В своем интервью он не скрывает наблюдаемого коричневого оттенка Луны.
Теперь о том, что нам показали китайские аппараты перед уходом в двухнедельную ночную спячку. Первые кадры в розовых тонах получились у них от того, что на камерах банально не был настроен баланс белого. Это опция, о которой должны знать все владельцы цифровых фотоаппаратов. Режимы съемки: “дневной свет”, “облачно”, “лампа дневного света”, “лампа накаливания”, “вспышка” — это как раз и есть режимы настройки баланса белого. Достаточно поставить неправильный режим и вот на снимках начали появляться либо оранжевые либо в синие оттенки. Китайцам никто не настраивал камеры на режим “Луна”, поэтому первые кадры они сделали наобум. Позже настроились и продолжили съемку в тех цветах, которые не сильно отличаются от кадров Apollo:
Таким образом “лунный цветовой заговор” — не более чем заблуждение, основанное на незнании банальных вещей, и желании ощутить себя срывателем покровов не вставая с дивана.
Думаю, нынешняя китайская экспедиция поможет узнать еще лучше нашу космическую соседку, и еще не раз подтвердит абсурдность идеи о лунном заговоре NASA. К сожалению, медийное освещение экспедиции оставляет желать лучшего. Пока нам доступны только скриншоты с телевыпусков китайских новостей. Похоже, что CNSA больше никакими средствами не хочет распространять информацию о своей деятельности. Надеюсь хотя бы в будущем это изменится.
Источник
Игра света или игра слов? Почему Луна бывает «голубой», «чёрной» и «кровавой»
Эффектные названия ночного светила далеко не всегда соответствуют его реальному оттенку, но всегда обозначают редкие явления.
Однажды под голубой Луной
Итак, начнём с того, что опять журналисты с утра обещают «голубую Луну», а вечером получается сплошной обман. Даже если с погодой везёт, то никакая она не голубая, а самая обыкновенная. Правильно, потому что от журналистов хорошего дождёшься после дождичка в четверг. Once in a blue moon, как говорят «у них». Хотя с точки зрения астрономии само явление, обозначенное как blue moon, — нечто куда более вероятное, чем слова, чего-то стоящие, а именно: случается каждые примерно лет семь.
Определением «голубая Луна» из английской поговорки назвали довольно редкое событие, когда за один сезон случается не три полнолуния, как обычно, а целых четыре. Вот 31 октября 2020 года как раз было уже третье по счёту полнолуние в этом сезоне. То есть будет ещё одно «лишнее» четвёртое. В следующий раз так будет в 2027 году, потом в 2035-м. Надо сказать, в расчёт принимается не календарный сезон, а астрономический, который является промежутком между каким-нибудь равноденствием и каким-нибудь солнцестоянием. Например, нынешняя астрономическая осень началась 22 сентября, это был день осеннего равноденствия, а закончится 21 декабря — в день зимнего солнцестояния.
Впрочем, иногда для красного словца голубой Луной называют второе полнолуние за один календарный месяц. Это бывает гораздо чаще, но всё-таки это не совсем то самое явление.
Космический лёд. Чем отличается лунная вода от земной и можно ли её пить
Зловещая чёрная Луна
Опять же, в классическом понимании это то же, что «голубая» Луна, только, скажем так, наоборот: в сезон умещается не четыре полнолуния, а четыре новолуния, то есть четыре безлунные ночи. И «чёрной» Луной тоже называют третье такое новолуние. Оно бывает ровно за четыре года до «голубой» Луны: то есть, к примеру, было в 2016-м и в следующий раз ожидается в 2023-м.
Но есть и другие интерпретации: «чёрной» Луной — по аналогии с «голубой» — любят пугать всякий раз, когда за месяц случается два новолуния (то есть каждые года три), когда бывает месяц вообще без новолуния или вообще без полнолуния. Кстати сказать, Луна не успевает пройти свой полный цикл только в феврале, ибо он даже в високосный год короче лунного месяца, составляющего 29,53 суток.
У Земли была вторая Луна, и она рухнула. Что думают учёные о гигантских метеоритах
«Кровавая» Луна, бууу.
Тут журналисты не врут и глаза не обманывают — она действительно бывает красной. Это лунное затмение. То есть наступает полнолуние — и вдруг лунный диск начинает накрывать тень. Тень Земли. Она на время полностью загораживает от Луны Солнце. И тем не менее ночное светило не исчезает совсем. Его освещает свет, идущий от земной атмосферы. В это самое время солнечные лучи проходят сквозь неё по касательной и таким образом пересекают большую толщу воздуха. Точно так же, как и во время рассвета или заката. В результате коротковолновой синий свет рассеивается, а длинные красно-рыжие волны становятся более заметны.
След катастрофы. Загадки обратной стороны Луны
Луна не всегда расположена на одном и том же расстоянии от Земли, оно меняется от 357 до 406 тысяч километров. Эти почти 50 тысяч километров дают некоторую разницу в видимых размерах и яркости диска. В перигее (на ближайшей к нам точке орбиты) он на 14% больше и на 30% ярче, чем в апогее (то есть в 406 тысячах километров). Момент перигея и есть суперлуние. Учёные, правда, не любят этого слова, для них это перигей.
Ближайший перигей по астрономическому календарю — 14 ноября 2020 года, Луна будет на расстоянии 357 838 километров от Земли, но это будет практически новолуние, и мы это приближение вряд ли заметим. В лучшем случае ущербный тоненький месяц может показаться чуть больше, чем всегда. То есть суперлуние — это когда перигей совпадает с полнолунием. Хотя… чем не «чёрная» суперлуна? Впрочем, полная суперлуна тоже бывает довольно часто — два-три раза в год. В 2021 году для неё назначены следующие даты: 27 апреля («суперское» суперлуние — 357 378 километров от Земли), 26 мая (ещё ближе: 357 309 километров) и 24 июня (примерно 359 тысяч километров).
Суперлуной иногда ошибочно называют явление, никак не связанное с текущим расстоянием спутника от планеты. Дело в том, что низко над горизонтом Луна всегда кажется огромной. Явление называется иллюзией Луны, или лунной иллюзией.
Притом, представьте себе, учёные до сих пор спорят: она кажется больше или она кажется ближе? Более того, на сегодняшний день нет однозначного ответа на главный вопрос: почему так происходит? Дело в том, что по математическим расчётам угловой диаметр Луны у горизонта должен быть как раз чуть меньше, чем в зените. Есть несколько версий, все они как-то связаны с особенностями восприятия зрительной информации нашим мозгом. Одни говорят, у горизонта в поле зрения много земных объектов и рядом с ними Луна воспринимается крупнее, другие считают, что мозг воспринимает небесную сферу как не совсем симметричный купол и в этом вся проблема, третьи — что картинка «впереди» (то есть на горизонте) глазами считывается не так, как «над головой» (в зените).
А на самом деле Луна.
Вообще, это интересный вопрос: а какого, например, цвета Луна на самом деле? С Земли она в основном видится бело-жёлтой, но стоит только нам взять телескоп и посмотреть вооружённым глазом — и мы уже видим холодные серые оттенки. Большинство наблюдателей сходятся на определении «цементный» цвет.
Это приспособление называется гномон. В древности так именовали вертикальный шест, с помощью которого определяли высоту Солнца, — проще говоря, его тень служила стрелкой солнечных часов. В данном случае преследуются несколько иные цели — максимально точно определить размер, положение и цвет объектов на фотографии.
Google-карты не помогут. Как найти на Луне американский флаг
Эту штуку установил экипаж «Аполлона-17» в 1972 году. На снимке отчётливо видно, что поверхность не везде одинакового оттенка — видите рыжеватые тона с правой стороны? В архивах NASA эту фотосессию с тех пор хранят под названием orange soil — «оранжевая почва». Планетологи полагают, что основной убийственный серый цвет обеспечивает Луне покрывающий её слой мельчайшей пыли, а под ней скрывается довольно много бурого.
Источник