Меню

Какое средство иносказательной выразительности помогает автору изобразить заходящее солнце

Какое средство иносказательной выразительности помогает автору изобразить заходящее солнце

Какое средство иносказательной выразительности дважды использовано поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»)?

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло.

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, —

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты.

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, —

И вот — слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне.

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь.

Ф. И. Тютчев, 1870

Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?

Сравнение- сопоставление предметов или явлений. В данных строфах сопоставляются картины природы и состояния человека.

Ответ: сравнение или параллелизм.

Я предполагаю, что это может быть сравнением. Вторая и третья строфы соединены союзом КАК, . ТАК. Это ярко выраженное сравнение. Автор проводит параллель между состоянием природы и души человека.

Вы правы, хоть и довольно сложное по структуре, но это сё-таки сравнение. Ответ поправлен.

Термин «сравнение»,я считаю, здесь не совсем корректен. Тут, по моему, более уместен термин «параллелизм, так как действия происходят параллельно друг другу.

Я думаю это не просто параллелизм, а психологический параллелизм

Этот ответ добавлять не будем, так как такого термина в кодификаторе нет.

Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в стихотворении?

Такой герой называется лирическим. Дадим определение.

Лирический герой — условный герой, чьи переживания передает автор.

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой и пятой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

Гипербола(«вековая разлука») — преувеличение.

Сравнение («как бы во сне»).

Анафора («тут…тут; и то же…и та ж..) — единоначатие.

«Вековая разлука» может считаться и эпитетом.

Ответ: 123 или 234.

В ответе не учтен эпитет: «от­жив­шее серд­це», «время зо­ло­тое»

В задании речь идёт о четвёртой и пятой строфах, а Вы о первой пишите. Читайте задание внимательно.

5-я строфа «вековая разлука» — эпитет

Согласна с Вами. Можно и так считать. Пояснения дополнены.

так же возможен вариант 134 (гипербола, анафора, эпитет).

Нет, если мы сочетание «вековая разлука» считаем гиперболой, а других эпитетов в 4-й и 5-й строфах нет, тогда ответ будет — 123, а если меняем гиперболу на эпитет, то — 234, предложенного Вами варианта ответа не может быть.

Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).

Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.

Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?

Лирический герой стихотворения «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Так с помощью развёрнутой метафоры автору удаётся передать переживания героя. В первой строфе стихотворения это состояние подчёркивают противопоставленные друг другу эпитеты: «отжившее» сердце — «золотое» время. Для того чтобы акцентировать внимание на силе испытываемых героем переживаний, автором используются многочисленные повторы. Примером этого может служить последняя строфа: в ней представлена анафора (единоначатие):

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь.

Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка – с помощью сравнения «как во сне» он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной.

Не всегда всё в любви можно высказать словами — в стихотворении недоговорённость передана многоточием в третьей, четвёртой, пятой строфах – поэт словно погружается в свои мысли, предоставляя возможность и читателю вспомнить и задуматься о своих чувствах.

Таким образом, используя различные поэтические средства, Тютчеву удаётся передать силу чувств, охвативших лирического героя.

В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.

Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.

Последователем Тютчева в раскрытии темы любви можно считать и Блока. В стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе…» поэт проповедует: любовь возвышает человека над обыденностью, любовь — всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение. Поражает отношение лирического героя к возлюбленной: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Герой, несмотря на расставание, называет свою возлюбленную «милой», «нежной», что говорит о его способности любить жертвенно, полнокровно.

Читайте также:  Солнце весеннее светит землю ласкает теплом ноты

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Блок.

На мой взгляд,ответ не точен. В вопросе речь идет об ОСОБЕННОСТЯХ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ- то есть о том,КАК Тютчев передает переживания своего лирического героя. Тут,наверно,уместно будет упомянут о «ночной» лирике Тютчева, о его тихих ночных откровениях, о неразрывной связи его лирики с природой, о его умении созерцать мир. Мне кажется,что похожие настроения наполняют лирику Бунина и Фета.

А в приведенном для пояснения фрагменте раскрывается отношение Тютчева к любви, причем на основе только одного,конкретного стихотворения. Это не является ответом на вопрос.

Ответ верен. Любовь — это тоже чувство, раскрываемое в конкретном стихотворении, принадлежащем лирике Тютчева. Сравнение с ещё двумя произведениями других авторов в ответе есть.

Источник

Какое средство иносказательной выразительности помогает автору изобразить заходящее солнце

Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности, использованное автором для передачи чувства героини (строка «Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце»)?

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя — и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.

— Вы опасный человек! — сказала она мне, — я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок. Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, — я думаю, это вам не будет очень трудно.

— Разве я похож на убийцу.

Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый

— Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна — пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, — а это великий признак!

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Источник

Иносказательные средства выразительности в сценарии ТП и П.

Театрализация среды известна с древнейших времен, когда массовые игрища, культовые обряды сопровождались изменением, приспособлением природной или созданием искусственной среды, соответствующей ритуальному действию. Театрализация среды как создание декораций для некоторых видов человеческой деятельности нашла воплощение в культовых сооружениях Древнего Египта, античных ансамблях.

Символ, метафора, аллегория – иносказательные выразительные средства театрализации, это театрализованный способ подачи материала — это то, на чем всегда сосредоточенно внимание людей. Это то, что вызывает «их активный интерес». Это те самые средства, которые помогают найти образ в сценарии и прийти к образному решению.

Символ в переводе с греческого означает «знак», рождающий ассоциацию -важное выразительное средство режиссуры. Символ заключает в себе систему метафор, ассоциативных связей, становится хранителем смысловой информации. Пример яблоко — «райское яблоко» — символ искушения, «Иваново детство» — символ мирной и счастливой жизни, символ плодородия. (Пример из моего сценария).

Метафора (перенос, образ) — перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой по принципу их сходства. Метафора содержит сопоставление, сравнение отдельных явлений. Используется как средство построения сценических образов. Метафора заставляет зрителя мыслить и воображать.

Метафоры проявляются в оформлении (дом, напоминающий мрачную пещеру), через планировку сцены, мизансцены (расположение действующих лиц в пространстве (относительно друг друга и среды) и движение их в той или иной сцене, связанной единым драматическим действием), конструкцию, свет (рассветная заря, предсказывающая начало новой жизни для героя), через их соотношение. Метафоры используются в актерской игре (придание актеру образа животного, например орла — походка, жесты, поведение).

Читайте также:  Когда будет светить солнце целый день

Аллегория— иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством образа. чаще всего используются отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина), типичные явления, характеры, мифологические персонажи — носители определенного, закрепленного за ними аллегорического содержания. Близка к символу, а в определенных случаях совпадает с ним.

СИМВОЛ – (греч. «знак, признак, метка, печать, пароль, цифра, черточка, девиз, лозунг, эмблема, вензель, герб, шифр, клеймо, этикетка, ярлык, след, отпечаток, оттиск»).
Символы подразделяются на 2 группы:
I. УСЛОВНЫЕ: Связь между выражением внутренне мотивирована.

II. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ: Прямые. Связь между выражением мотивирована.

МЕТАФОРА – сравнение одного предмета с каким-то другим. Лежит в основе, на основании общего признака.

1). Метафоры, в которых объект прямо сопоставляется с другим.
(Например: лес рук; тьма дел)

2). Метафора – загадка, где объект замещен другим объектом.
(Например: били копыта по мерзлым клавишам; ударим по струнам души);

3). Метафора, которая приписывает одному объекту свойства другого.
(Например: холодный прием; ядовитый взгляд);
РЕЖИССЕРСКИЕ МЕТАФОРЫ:
• Метафора оформления.
• Метафора пантомимы, жеста.
• Метафора мизансцены.
• Метафора в актерской игре.
• Метафора-аллегория.

АЛЛЕГОРИЯ – (поэтический словарь Квятковского) – «иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетного представляемого образа».

Поэтическое, документальное и философское звучание театрализованных представлений требует от режиссера знания закономерностей использования выразительных средств. При этом ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, метафора, аллегория.

Символ в переводе с греческого означает “знак”, причем знак, понятный только определенной группе лиц. В процессе совместной деятельности и общения определенных групп людей или целых обществ вырабатывались условные знаки, за которыми стали предметы, мысли или информация. Только понимая смысловое содержание знака, мы можем испытывать эмоциональное воздействие.

Вот что писал Луначарский о символе: “Что такое символ? Символ в искусстве – чрезвычайно важное понятие. Художник очень большой объем чувств, какую-нибудь широчайшую идею, какой-нибудь мировой факт, хочет передать вам наглядно, передать образно, чувственно, не при помощи абстрактной мысли, а в каком-то страшно конкретном, непосредственно действующем на ваше воображение образе. Как же это сделать? Это можно сделать, только подыскав такие образы и сочетания образов, которые могут быть конкретно представлены в некоторой картине, но значат гораздо больше того, что они непосредственно собой представляют».

В “Поэтическом словаре” А. Квятковского символ определяется как “многозначный, предметный образ, объединяющий собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности”. Разнообразнейшие значения знаков-символов закрепляются во множестве ассоциаций в процессе жизненной и художественной практики. Часто повторяющиеся символы, обладая излишней доступностью, могут утратить эмоциональность и превратить в штамп. Создание новых символов – это открытие новых связей между понятием и предметом.

Гигантский алый стяг в спектакле Охлопкова “Молодая гвардия” — аллегория Родины. Вступая во взаимодействие с поступками и борьбой гвардейцев, отдающих свои жизни, частицы алой крови за освобождение Родины, она создает художественный образ спектакля, доведя его звучание до реалистического символа.

Итак, символ как знак, рождающий ассоциацию – важное выразительное средство режиссуры. Есть несколько путей использования символов и ассоциаций, характерных для работы режиссера массовых представлений: в решении каждого эпизода представления; в кульминации представления; в заключении со зрителем “условий условного”; в художественном оформлении театрализованного массового представления.

Крупнейший театральный режиссер и педагог Г.А. Товстоногов проявлял большой интерес к постановке театрализованных представлений и праздников на стадионах и в концертных залах. Образное решение большинства эпизодов в этих представлениях ярко подтверждает мысли Товстоногова об основном признаке современного стиля: “Искусство внешнего правдоподобия умирает, весь его арсенал выразительных средств должен уйти на слом. Возникает театр другой поэтической правды, требующий максимальной очищенности, точности, конкретности выразительных средств. Любое действие должно нести в себе огромную смысловую нагрузку, не иллюстрацию. Тогда каждая деталь на сцене превратится в реалистический символ”.

Такое сценическое произведение Т.А. Устиновой, как “Ивушка”. Тема “Ивушки” — вечная тема войны и мира. В ней воспевается подвиг и утверждается идеал мирной жизни. На сцену выплывают девушки в белых платьях. Их танец – традиционный для России русский обрядный хоровод. Вместе с образом лебедушек возникает символ чистоты и возвышенной поэтичности русских девушек. В следующей сцене, повествующей о начале войны, нет атрибутов ее: не появляются гитлеровцы, не слышны выстрелы и т.д. Образ врага – обобщенный –коршуны. Ивушка, прикрывая лебедушек, вступает в бой с врагами. Логическое завершение сцены – исчезновение коршунов “стертых” с лица земли.

При использовании символа и ассоциации в кульминации представления символическое действие подготавливается и диктуется всем ходом представления, его сценарной логикой. Так в театрализованном митинге концерте И.М. Туманов создал двумя планами символическое обобщение двух судеб: выход на сцену японской девушки Хисако Нагата – жертвы атомной катастрофы, ее рассказ о трагедии японского народа и выход на сцену матери Зои Космодемьянской. Мать Зои укрывает Хисако белой шалью. Два плана сомкнулись, образуя смысловую комбинацию.

При исполнении символа и ассоциации в художественном оформлении театрализованного представления символ может быть заявлен, а потом раскрыт всем ходом представления. Символическое обобщение может возникнуть и из трансформации детали.

Режиссерам необходимо изучать знаковые выражения во всех видах искусств. Знание европейского искусства, искусства Востока, вообще обширные познания постановщика мероприятий позволяют расширить спектр выразительных средств, состав знаков-символов. Здесь важно помнить, что, если выбор знаков становится произвольным и присущи только для творчества одного художника, это усложняет коммуникативную функцию – и произведение становится непонятным. Зритель должен понять сообщение, содержащееся в произведении, на основе утвержденной системы знаков.

Читайте также:  Фильтр для лучей солнца

Метафора – это еще одно очень важное средство эмоционального воздействия в режиссуре. В основе построения метафоры лежит принцип сравнения предмета с каким-либо другим предметом на основании общего для них признака.

Различаются три типа метафор:

— метафоры сравнения, в которых объект прямо сопоставляется с другим объектом (“колоннада рощи”);

— метафоры загадки, в которых объект залощен другим объектом (“били копыта по мерзлым клавишам” — вместо “по булыжникам”);

— метафоры, в которых объекту приписываются свойства других предметов (“ядовитый взгляд”, “жизнь сгорела”).

В разговорном языке мы почти не замечаем использования метафор, они стали привычными в общении (“жизнь прошла мимо”, “время летит”). В художественном творчестве метафора активна. Она содействует творческому воображению, ведет его путем образного мышления.

Для режиссера метафора тем и ценна, что используется именно как средство построения сценических образов. “…А всего важнее – быть искусным в метафорах, — говорится в “Поэтике” Аристотеля. Только этого нельзя перенять от другого; это – признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры значит подмечать сходство”.

Всякая метафора рассчитана на небуквальное восприятие и требует от зрителя умения понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект. Режиссер прибегает к приему метафоры, чтобы заставить работать мысль и воображение зрителя. Метафора требует от нас духовного усилия, которое само по себе благотворно.

Диапазон использования метафоры в спектаклях огромен: от внешнего оформления до образного звучания всего спектакля. Еще большее значение имеет метафора для режиссуры массового театра как театра больших социальных обобщений, имеющего дело с художественным осмыслением и оформлением повседневной реальной жизни.

1. Метафоры оформления. Пути создания образа через метафору в театрально-декорационном оформлении спектакля различны. Мысль, идея могут быть выражены через планировку, конструкцию, оформление, свет, через их соотношение и сочетание. «Внешнее оформление спектакля должно быть построено на поэтическом начале, — говорил В.И. Немирович-Данченко, надо дать провинциальный дом не натуралистически, а наполнить его поэтическим настроением. Солнечная гамма света, заливающая все, — и минимальное количество предметов».

2. Метафора пантомимы. Вот классический сюжет Марселя Марсо “Клетка”. Человек, проснувшись, направляется вперед и натыкается на препятствие. Он – в клетке. Часто перебирая руками по всем четырем стенам, ищет выхода. Не находя его, он приходит в отчаяние, мечется, натыкаясь на стены клетки. Наконец отыскивает лазейку. С трудом выбравшись через нее, человек ощущает себя на свободе. Идет вперед. И снова препятствие. Оказывается, клетка находилась в другой, большего размера.

3. Метафора мизансцены. Метафорическая мизансцена требует особо тщательной разработки пластических движений и словесного действия для создания обобщенного художественного образа режиссерской мысли.

4. Метафора в актерской игре. Метафора в актерской игре продолжает оставаться действенным образным средством театра, и с ее помощью режиссер массового представления может и должен создавать образы больших обобщений. Однако, несмотря на такую масштабность, здесь также имеет большое значение неразрывная связь с жизненным опытом данной социальной общности, участвующей в массовом действии.

Важное место в режиссерском искусстве театрализации принадлежит аллегории.

Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т.д.).

Значение аллегории прежде всего в том, что она всегда, как символ и метафора, предполагает двухплановость. Первый план – художественный образ, второй план – иносказательный, определяемый знанием обстановки, ассоциативностью.

Жизнь, смерть, надежда, злоба, совесть, дружба, Азия, Европа, Мир — любое из этих понятий может быть представлено с помощью аллегории. В том и заключается сила аллегории, что она способна на долгие века олицетворять понятия человечества о справедливости, добре, зле, различных нравственных качествах. Богиня Фемида, которую греческий и римские скульпторы олицетворяли с завязанными глазами и весами в руке, навсегда осталась олицетворением правосудия. Змея и чаша — аллегория врачевания, медицины. Библейское изречение: «Перекуем мечи на орала» — аллегорический призыв к миру, к окончанию войн.

Аллегория всегда играла заметную роль в режиссуре массовых празднеств всех времен и народов. Значение аллегории для режиссуры реального действия прежде всего в том, что она всегда, впрочем как символ и метафора, предполагает двухплановость. Первый план — художественный образ, второй план — иносказательный, определяемый знанием ситуации, исторической обстановки, ассоциативностью.

В 1951 году на фестивале в Берлине И.М. Туманов в своей массовой пантомиме на музыку А. Александрова «Священная война» следующим образом использовал иносказательные средства выразительности. Темой представления было самоутверждение человеческих рас, их борьба за свободу и независимость. На поле — 10 тысяч гимнастов, одетых в костюмы белого, черного и желтого цветов. Началось с того, что центр поля заняли белые. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтые, символизирующие народы Азии, и на коленях — черные — еще не проснувшаяся Африка. Но вот желтые расправили спины, им помогает часть белых, черные поднимаются с колен, желтые начинают двигаться, черные встают во весь рост. Конфликт развивается бурно. Свободолюбивая тема равноправия людей разного цвета кожи, несмотря на то, что была выражена специфическими средствами гимнастических упражнений, достигла огромной художественной выразительности. Этот художественный образ, метафоричный и аллегоричный по режиссерскому решению, вскрывает сложнейшие жизненные явления путем их столкновения и сопоставления.

Использование символа, метафоры, аллегории в театрализации, это насущная необходимость, рождающаяся в процессе решения режиссером новых задач, но в то же время – это всего лишь прием. Зритель должен воспринимать не прием, не форму, а через прием и форму – содержание и, воспринимая его, вовсе не должен замечать тех средств, которые это содержание доносят до его сознания.

БИЛЕТ № 11

1. Эпизод в сценарии театрализованного представления и праздника. Основные требования.

Источник

Adblock
detector