Прибор для фотографирования Солнца
Последняя бука буква «ф»
Ответ на вопрос «Прибор для фотографирования Солнца «, 9 (девять) букв:
гелиограф
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова гелиограф
Определение слова гелиограф в словарях
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ГЕЛИОГРАФ (от гелио. и. граф) прибор для автоматической регистрации продолжительности солнечного сияния в течение дня, т.е. когда Солнце не закрыто облаками. Телескоп, приспособленный для фотографирования Солнца.
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Гелиограф в технике связи — оптический телеграф , устройство для передачи информации на расстояние посредством световых вспышек. Главной частью гелиографа является закреплённое в рамке зеркало, наклонами которого производится сигнализация серией вспышек.
Примеры употребления слова гелиограф в литературе.
Невиданными чудищами на метеорологической площадке высились будки с термографами, гидрографами-испарителями, флюгеры, дождемеры, барографы, актинометры, снегомеры, гелиографы.
В ведении Тараха находился и гелиограф — аппарат, без которого общение с замком Палинского, — а до того было несколько верст по вертикальной прямой, — не представлялось осуществимым.
Академик и старец между тем благополучно отыскали дом Тараха, на чьей крыше сверкал гелиограф, дружно взялись за дверной молоток в форме змеиной головы и тремя двойными ударами в бронзовую доску попросили разрешения войти.
Препоясахся, взем гелиограф у руци, да сподобися сиятельный граф новостех, еже емеяху!
С помощью гелиографа призвать Палинского, конечно, было возможно, иначе на черта бы вообще вручать змееедам гелиограф, но на памяти живущих использован для этой цели, да и вообще ни для какой, отражатель не был ни разу.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
Как называется астрономический прибор для фотографирования солнца
Содержание статьи
- Как называется астрономический прибор для фотографирования солнца
- Как выглядит Солнце из космоса
- Как сделать фото через телескоп
Это специальный прибор, называется гелиограф, что в переводе с греческого означает «пишущий солнце» (в греческой мифологии бог солнца — Гелиос). Первый гелиограф был сконструирован английским ученым-астрономом Уорреном Деларю лишь в начале 19-го века. Это была широкая труба со специальными линзами, приспособленная к получению изображения Солнца на светочувствительной пластинке.
Гелиографы имеют некоторые разновидности и используются также для передачи информации на видимом расстоянии посредством солнечных вспышек. Такие гелиографы монтировались на треногах и использовались на вооружении армий нескольких стран в конце 19-го, начале 20 столетия.
История появления приборов уходит в глубокую древность
В древние времена люди строили довольно замысловатые сооружения и конструкции для наблюдения за Солнцем, чтобы понять, в чем его сила. Памятники, сохранившиеся до наших дней — больше, чем просто храмы. Это календари и обсерватории — инструменты для изучения Солнца. Некоторые из них действуют еще и в наши дни. Это свидетельств того, насколько важную роль играло Солнце в жизни человека.
Сооружение «Мейс Холл» на тысячу лет старше египетских пирамид. Это один из самых любопытных архитектурных сооружений времен каменного века. В день зимнего солнцестояния, в одной из комнат случалось нечто необъяснимое; лучи заходящего солнца проникали через тоннель внутрь этого зала и с этого момента продолжительность дня начинала увеличиваться. Знания о движении Солнца по небу выясняло также и многие другие необъяснимые ранее явления. Со временем появлялись всевозможные приборы для наблюдения Солнца.
Устройство гелиографа и принцип работы
Современный гелиограф имеет значительные отличия. Такой прибор имеют все метеостанции мира. Устроен гелиограф сравнительно просто. Его главные части: стеклянный шар, отшлифованный из специального, чистого стекла, расчерченная на часы и минуты лента. Они закреплены на металлической платформе, сориентированной по сторонам горизонта в соответствии с географической широтой места.
Солнце перемещается по небосводу, и его лучи, проходя через стеклянный шар, неподвижно установленного гелиографа, оставляют на ленте черную прорезь прожога. Это след движения Солнца от рассвета до заката. Часовой механизм, вращая наружный цилиндр, делает полный оборот в течение суток; таким образом, щели все время следуют за движением солнца и солнечные лучи, падая через них на неподвижную бумагу, оставляют на ней запись солнечного света в течении дня. Прожог на ленте гелиографа прерывается, если солнце хотя бы на небольшое время закрывается облаками. В ясные дни число часов солнечного сияния совпадает с продолжительностью светового дня. В конце дня ученые подводят итог — сколько времени поступал от солнца поток радиации. Используя светопоглощающие фильтры, делаются фотоснимки солнечного диска.
Источник
Как сделать красивую фотографию Солнца
Если вы хотите фотографировать Солнце или его части, то для получения действительно впечатляющих астрофотографий вам следует правильно подготовить вашу камеру, чтобы защитить ее от повреждений, которые могут случиться из-за чрезвычайно высокой яркости снимаемого объекта. На что следует обратить внимание при фотографировании Солнца, вы узнаете, прочитав эту статью.
Солнце предлагает фотографам такие уникальные сцены, как, например, циклически возникающие вспышки на поверхности звезды, солнечное затмение или просто силуэты планет и спутников на переднем плане. С помощью зеркальной камеры, специально подобранного оборудования и правильной техники вы сможете запечатлеть эти сценарии на фотографии.
- Чтобы сфотографированное на вашу камеру Солнце получилось как можно более детализированным, вам для начала понадобится телеобъектив с большим фокусным расстоянием. Чем выше будет данная характеристика объектива, тем больше будут четкость снимаемой сцены и возможность увеличить изображение. Для съемок Солнца подходят объективы с фокусными расстояниями уже от 400 мм. Тем не менее, некоторые детали, например, солнечные пятна, будут видны только при использовании телеобъектива с фокусным расстоянием приблизительно 1000 мм.
- Чтобы увеличить фокусное расстояние уже имеющегося у вас объектива, а не покупать новый, рекомендуется воспользоваться подходящим телеконвертером. Это полезное вспомогательное устройство присоединяется к объективу, уменьшает угол обзора и тем самым делает объект, на который он нацелен, еще крупнее, а все скрытые на солнце «детали» — заметными.
- Для получения астроснимков используйте стабильный штатив, который позволит избежать размазанности, появляющейся из-за больших фокусных расстояний вашего объектива. Дополнительно вы должны использовать инфракрасный пульт управления спуском затвора или его кабельный аналог, чтобы предотвратить тряску камеры при нажатии на кнопку.
- По причине высокой интенсивности света для успешной съемки Солнца или наблюдения за ним обязательно необходимо использовать специальный фильтр, который поможет избежать нанесения непоправимого ущерба здоровью глаз и появления технических дефектов матрицы и объектива. Профессиональный брендовый фильтр (например, H-Alpha) стоит очень дорого. Но свет, проходящий через него представляет зернистость поверхности Солнца наилучшим образом.
- В качестве недорогой альтернативы вы можете сделать себе фильтр из астропленки с ND = 3,8 (только для фотографирования) или ND = 5 (для фотографирования и ведения наблюдений). В принципе, вы можете использовать и нейтральный фильтр. Примечание: исправным солнечный фильтр считается только в том случае, если на нем нет никаких царапин, поэтому он должен защищаться в сумке от внешних воздействий особенно тщательно.
Для получения высококачественных фотографий Солнца помимо правильно подобранного оборудования решающее значение имеют еще и настройки камеры.
- Чтобы фотографировать Солнце, несмотря на наличие фильтра, выдержка не должна превышать 1/250 секунды. Только используя очень короткую выдержку можно заснять на Солнце различимые детали.
- Выставьте на камере низкую светочувствительность, например ISO 100.
- Для сохранения снимков обязательно выбирайте формат RAW. В этом случае вы сможете позднее обработать ваши фотографии на компьютере с помощью графических редакторов — например, сделать детали более четкими, изменив уровень контрастности.
Источник
Какую оптику и фотоаппаратуру используют космонавты
Содержание
Содержание
На какую технику астронавты снимают Землю, Луну и далекие галактики? Как видит телескоп? Что происходит с земными камерами в космосе? Почему на Луне лежат фотоаппараты и другие интересные факты о космической фотографии — разбираемся вместе.
Космонавты — заядлые фотографы. Они фотографируют планеты, Луну, открытый космос, галактики и звезды. В космосе спектр съемок значительно шире, чем на Земле. Поэтому техника используется самая разная — от радиотелескопов и до обычных пленочных камер. И, если вы думаете, что в космосе ипользуют только особые аппараты, то ошибаетесь. В угоду стабильности и безотказной работе они могут быть просты, как три копейки, а иногда даже порядком отстают от того, чем пользуются астрономы на земле.
Первая и главная задача исследования космоса — это наблюдение за нашей планетой, проведение экспериментов и изучение отдаленных уголков вселенной. Поэтому профильное оборудование сильно отличается от фототехники, к которой мы привыкли.
Космический телескоп
На орбите Земли двигается множество искусственных спутников, в том числе автоматические системы, которые наблюдают за очень далекими объектами. Например, автоматическая обсерватория «Хаббл».
Сверхмощный телескоп умеет видеть на расстоянии в миллиарды километров. Хотя километр в космосе все равно, что микрон на земле. Большие расстояния измеряют световыми годами — телескоп Хаббл умеет приближать объекты на расстоянии 1600 световых лет. Знаете, сколько километров в одном световом году? Девять триллионов четыреста шестьдесят миллиардов семьсот тридцать миллионов четыреста семьдесят две тысячи пятьсот восемьдесят целых восемь десятых. А теперь умножаем эту «небольшую» цифру на 1600 и смотрим на дальнюю галактику в полный рост:
Слева — изображение с любительского телескопа, справа — с космического Хаббла. Если этого мало и хочется рассмотреть три самые яркие звезды в туманности Ориона, то пожалуйста: еще ближе, еще ярче! Наземные телескопы такому не научены. Мешает атмосферный слой.
Технические характеристики Хаббла впечатлят любого. Для контраста сравним с ним гражданскую сверхсильную оптику. Самый большой телеобъектив, который может себе позволить домашний фотограф, это оптика с фокусным расстоянием 600 мм. Своего рода переносной телескоп:
Конечно, бывают объективы и поболее, но это экстремальные фокусные расстояния, такие девайсы далеки от компактности и стоят целое состояние. Тем не менее этот «телевик» позволит рассмотреть луну в довольно крупном масштабе:
А теперь внимание: фокусное расстояние Хаббла составляет 57,6 метров! Метров, не миллиметров! Это 57600 миллиметров — в 96 раз больше, чем у телеобъектива. При этом у телескопа разрешающая способность снимков в 10 раз выше. Это значит, что в одинаковом масштабе Хаббл позволит рассмотреть целую систему галактик практически «позвездно». Фотография весит более 10 ГБ. В оригинале ее можно увидеть на специальном сайте.
Телескоп был запущен 30 лет назад. За это время ученые подтянули физику и создали новые продвинутые системы для наблюдения за далекими объектами. Теперь даже атмосферные искажения не так сильно влияют на качество изображения, как это было во время запуска Хаббла. Поэтому легендарный гигант уже значительно проигрывает современному оборудованию по качеству фотографирования близких объектов:
Этому есть объяснение: космическая обсерватория рассчитана на съемку сверхдалеких объектов, которые излучают только слабые инфракрасный и ультрафиолетовый спектры, а не отраженный яркий солнечный свет. Такой сигнал может быть в десять миллиардов раз слабее, чем способен увидеть человеческий глаз. А Хаббл видит даже больше:
Принцип работы телескопа практически аналогичен работе фотоаппарата и объектива. Для наблюдения за дальними просторами вселенной телескопы сканируют излучение. Это могут быть длинные и короткие световые волны различных спектров.
Вместо системы из нескольких линз в обычном фотообъективе или любительском телескопе-рефракторе, зеркальные телескопы и большие обсерватории используют одно огромное или множество вогнутых зеркал, которые образуют отражающую площадь и фокусируют свет в одной точке практически без потери качества.
Такое изображение невозможно получить с помощью гражданского оборудования: каждый оптический элемент системы вносит собственные искажения, аберрации и снижает поток фотонов, который должен попасть на светочувствительную поверхность. В технике «космического» масштаба эти дефекты сводятся к минимуму системами стабилизации и динамического изменения формы зеркал.
Эффект от включения системы адаптивной подстройки зеркал равносилен тому, как если бы телескоп находился за пределами атмосферы, где поверхностные колебания не вносят искажения в пространстве. Вот, как это меняет картинку:
За качество итогового изображения отвечает размер отражающей поверхности. Например, телескоп Хаббл, который в 2030 году отправится на заслуженный отдых, «видит» через главное зеркало диаметром 2.4 метра. Общая площадь его поверхности составляет всего 4.5 м 2 .
Его замена, супертелескоп Джеймс Уэбб, получит составное зеркало диаметром 6.4 м и общей площадью собирающей поверхности 25 м 2 . Новый телескоп станет более чувствительным к ИК-излучению самых дальних космических систем — это заслуга цифрового оборудования, которое за 30 лет жизни Хаббла изменилось «космически».
Исследование дальнего космоса необходимо в научных целях. Там кроются миллионы важных данных и ключей к разгадке прошлого и будущего Вселенной. Но для обывателя это всего лишь красивые картинки. Лучше бы посмотреть из космоса на Землю или приблизить Луну так сильно, чтобы рассмотреть следы Нила Армстронга и Базза Олдрина. За это удовольствие отвечает другая космическая техника.
Поиск пригодных для жизни планет и галактик, конечно, воодушевляет, но простые земные дела не отменили. Поэтому космонавтам приходится снимать не только на легендарный Хаббл, но также на технику меньшего калибра. Несмотря на то, что вся аппаратура в космосе автономна и управляется дистанционно, можно считать, что именно космонавты «фотографируют» с помощью телескопов и автономных зондов — ведь они занимаются обслуживанием, ремонтом и настройкой всего оборудования.
Селфи планеты Земля
За насущными делами космонавты следят с помощью искусственных спутников, зондов и марсоходов. Они есть у Земли, Луны, Марса и других планет Солнечной системы. Именно такие космические системы позволяют делать прекрасные фотографии с высокой детализацией.
Их уже более 5000. Это искусственные спутники, часть которых уже выведена из строя, но несколько сотен до сих пор выполняют самые разные задачи — от передачи данных сотовой связи и трансляции телевидения, до получения и обработки метеорологических данных. Некоторые из них доукомплектованы камерами, с помощью которых мы наблюдаем за планетой в фантастических масштабах — как в Google Maps.
Качественные фотографии приходят из различных источников. Google пользуется спутниками Landsat 7 и Landsat 8, а в сентябре 2021 года появится новый Landsat 9. На него установят продвинутые камеры с расширенным световым охватом: количество видимых волн в несколько раз превысит возможности действующих систем.
Марсианский портрет
В 2021 году человечество совершило очередной гиперрывок в изучении планет: новый марсоход Perseverance благополучно достиг красной планеты и удачно приземлился (примарсился) в одном из кратеров. Конечно, это не первый марсианин земного происхождения: роверы путешествуют на поверхности планеты с 2003 года. За эти годы ученые исправили ошибки и доработали технику.
Теперь технологии позволяют не просто принимать несколько килобайт, но даже загружать звуки и огромные панорамы с новых марсоходов. Новый исследователь Марса присылает гигабайты информации, в том числе качественные фотографии, из которых специалисты составляют панорамы. Например, на одном из снимков робот запечатлел скалу необычной формы, похожую на ждуна (фото справа):
Вокруг Марса курсируют несколько искусственных спутников, которые следят за атмосферой, проводят измерения и, конечно, фотографируют планету с высоты нескольких тысяч километров. Это как раз тот жанр космической фотографии, который мы привыкли видеть на сайте Роскосмоса или в электронной галерее NASA.
В ближайшем будущем эта техника собирается устроить фотосессию марсоходу Perseverance — спутник покажет место посадки и проследит за движением ровера с высоты. Вполне возможно, что нас ждет новая версия Google Maps — Google Mars с подробной картой кратеров, равнин, гор и даже картой ураганов.
Количество камер у марсоходов постоянно растет. Так, у Curiosity было 17 камер, которые использовали 34-миллиметровую и 100-миллиметровую линзы. Семь камер закреплены на мачте, одна — на манипуляторе, а еще девять — на самом марсоходе. Только часть из них отвечала за цветную фото- и видеосъемку, остальные выступали в качестве анализаторов.
У Perseverance уже 23 камеры, часть из которых использовали для посадки на планету. Так, широкоугольная камера отслеживала работу парашюта, посадочного модуля и использовалась для коррекции маневра. Она выдает изображения размером 1024 x 1024 пикселей. Еще одну камеру используют во время поездок по поверхности и работы с манипулятором. Она «видит» на расстоянии до 15 метров. Размер фото — 5120 x 3840 пикселей, разрешение — 20 Мп. Предусмотрено шесть камер для предотвращения опасности во время движения и две цветные стереонавигационные камеры, которые распознают мяч для гольфа на расстоянии до 25 метров. Камера с макрообъективом заглядывает в верхнюю часть пробирки после взятия пробы, делая микроскопические снимки образцов. Пара камер снимает цветные фото, видео и трехмерные стереоизображения, похожие на то, что видит человеческий глаз. Интересно, что оснащение Perseverance было собрано из легкодоступного коммерческого оборудования.
Виды Луны
Вокруг Луны летает автоматическая межпланетная станция Lunar Reconnaissance Orbiter. Она умеет фотографировать с высокой детализацией:
Спутниковая система LRO продолжает функционировать с 2009 года. Основная миссия — подробное изучение поверхности Луны, анализ атмосферы, поиск пригодных мест для посадки пилотируемых кораблей и поиск неудачно прилунившейся техники.
За разносторонние возможности спутника отвечают семь модулей: CRaTER, DLRE, LAMP, LEND, LOLA, LROC и Mini-RF. Для фотографий с высокой детализацией и широким охватом используется модуль оптических камер LROC. Это камерный модуль станции, «глаза» спутника. В распоряжении системы есть три суперкамеры: две узкоугольные NAC и одна широкоугольная WAC.
LROC NAC — две узкоугольные монохромные камеры с очень маленьким диапазоном обзора. Они рассчитаны на подробную съемку поверхности Луны. В гражданской оптике это чаще называют длиннофокусной оптикой или телеобъективами. Для максимального приближения там установлены объективы с фокусным расстоянием 700 мм — в 82 раза короче, чем у Хаббла. Спутник находится в непосредственной близости к снимаемой поверхности, потому даже скромного по меркам космоса объектива достаточно, чтобы увидеть каждый камень на поверхности.
Камеры снимают подробные карты лунных кратеров, морей и возвышенностей в стереорежиме. Другими словами — это просто два черно-белых фотоаппарата с мощными телеобъективами:
Исследовательская станция часто включает широкоугольную оптику и снимает панорамы с помощью камеры LROC WAC. Это сенсор с набором различных фильтров и линз, которые видят в нескольких световых спектрах: от видимых волн длиной 415-690 нм до ультрафиолетового диапазона — 320 нм и 360 нм.
Камера может работать в цветном и черно-белом режимах, и снимает в разрешении от 60 до 600 мп — разрешающая способность варьируется в пределах 56 линий на 1 мм. Этого достаточно, чтобы делать сверхчеткие панорамы в невероятных красках:
Используя широкоугольный модуль вместе с лазерным альтиметром LOLA, станция совершила настоящее открытие: ей «видны» кратеры, которые из-за особенности движения Солнца и Луны никогда не освещает солнечный свет.
Соответственно, простая оптика и техника не способны увидеть, что происходит в этих частях Луны, а камеры LRO буквально проявляют все участки. Снимки можно посмотреть на интерактивных картах на официальном портале LRO.
Благодаря безостановочной работе всех систем космонавты получают стабильный поток качественных снимков. Изображения со спутника настолько детализированные, что можно увидеть не только место приземления китайского лунохода, но и сам луноход.
И все же, несмотря на продвинутые технологии и возможности автоматических систем, фотографии получаются сухими — без души и художественного смысла. Ведь это техническая съемка, а не любительская астрофотография. То ли дело настоящие шедевры, сделанные людьми в открытом космосе на обычный зеркальный фотоаппарат.
Любительские шедевры из космоса
Сложно устоять перед красотой, которая открывается за пределами атмосферы планеты. Сегодня ни один день на орбите не проходит без новых снимков. Первопроходцем в жанре любительской космографии стал Герман Степанович Титов — человек, который провел на орбите более суток и за это время сделал 17 оборотов вокруг планеты.
Он стал первым космонавтом, который увидел открытый космос через объектив пленочной кинокамеры «Конвас». В народе ее называют автоматом Калашникова или танком Т-34. За эти «советские» характеристики камера получила пропуск в космос. За все время было выпущено несколько модификаций устройства, первой в невесомости побывал Конвас-автомат 1КСР.
«Конвас» участвовал в съемках практически всех советских кинокартин. Ее использовали в качестве переносной и компактной камеры, а также как главную камеру. Огромную популярность устройство получило из-за передовых на то время характеристик. Во-первых, не нужен кран или крепление к операторскому креслу. Во-вторых, переносная ручная камера сама заправляет пленку в кассету — другие модели собирают пленку в бобины, и перезарядка становится испытанием для механиков. Именно поэтому Конвас выбрали для космоса.
Первая съемка планеты из космоса, которую сделал человек — не просто история, а настоящий подвиг. Герман Степанович часто вспоминал, почему не каждая техника могла функционировать в космосе без приключений (процитировано с сокращением):
«Я старался вспомнить все, чему меня учили на занятиях по фотоподготовке, чтобы заснять на кинопленку вид нашей планеты с высоты космического полета. Я, подготовив камеру «Конвас», решил определить экспозицию. На Земле я часто это делал на глазок, но здесь не рискнул, так как ошибка в экспозиции могла дорого стоить. Я достал фотоэкспонометр, и. оказалось, что его можно спокойно убирать обратно. Стрелка чувствительного элемента под действием перегрузок и вибраций отвалилась и в условиях невесомости занимала совершенно произвольные положения. Практика «на глазок» выручила меня, и пленка из космоса получилась удачной».
Позже космонавты снимали на Конвас выходы в открытый космос — надежность камеры впечатляет. На внешних частях корабля были установлены телевизионные камеры «Топаз» и миниатюрные С-97, которые удачно засняли выход космонавтов в открытый космос. Правда, после завершения работ экипаж пришлось повозиться с отсоединением кинокамер с борта станции, чтобы при спуске на землю аппараты не сгорели в плотных слоях атмосферы.
В тот же выход Алексей Леонов не смог нажать на тросик затвора миниатюрной камеры из-за раздувшегося скафандра, поэтому фотографии корабля со стороны сделать не удалось.
После этих случаев Красногорский завод оптики получил задание на доработку конструкции нескольких устройств в соответствии с особенностями работы в открытом космосе. Изменения получили и камеры С-97, и шпионский фотоаппарат «АЯКС» под кодовым названием Ф-21, который не сработал из-за стесненных условий.
Впрочем, с развитием более компактных и миниатюрных систем, эволюция космических технологий в фотоаппаратуре закончилась. Инженеры иногда меняют органы управления, придумывают чехлы и специальные наглазники для удобства работы через шлем скафандра, но принцип работы и оптика остаются без изменений.
Бесплатные фотоаппараты на Луне
Первой камерой, которую Нил Армстрог и Базз Олдрин оставили на поверхности Луны, была шведская камера Hasselblad. Чтобы проверить аппарат на прочность, в 1962 году NASA отправило его в полет по орбите Земли. Камера прошла испытания и была допущена к покорению дальнего космоса.
Легендарный фотоаппарат, не менее легендарный объектив Carl Zeiss Biogon с фокусным расстоянием 60 мм и светосилой f5.6, а также заряд 70-миллиметровой пленки Kodak на 200 выстрелов — вот рецепт удачных снимков на Луне 1969 года.
В первом полете участвовали еще две камеры этого производителя. Для технической съемки приземления внутри посадочного модуля Eagle была установлена HEL с фокусным расстоянием 80 мм и светосилой f2.8. Третий фотоаппарат оставили в кабине командного модуля вместе с Майклом Коллинзом — героем, который сначала доставил космонавтов на поверхность Луны, а затем благополучно вернул на Землю. Словом, первый в мире космический таксист.
В первые годы покорения космоса грузоподъемность кораблей была намного меньше, чем у современных ракет. Поэтому после каждого путешествия космонавты забирали с собой отснятые материалы, а камеры оставляли в космосе — на счету был каждый грамм. Отсюда и знаменитая байка, про то, что любой желающий может бесплатно получить камеру Hasselblad — достаточно слетать на Луну. Владельца ожидают двенадцать камер шведского производителя, один фотоаппарат Kodak с макрообъективом для съемки лунного грунта и две видеокамеры Maurer. Все рабочие, но без пленок.
Возможно, это стало решающим фактором, чтобы отказаться от выпуска специальной техники — у любой камеры был билет в один конец, хотя в начале освоения космоса инженеры переделывали камеры: устанавливали специальную кассету с добавочной информацией, чтобы позже можно было ориентироваться по меткам и проводить расчеты. Корпус фотоаппаратов дорабатывали для работы в жестких температурных условиях: от -65 °C до +120 °C.
С увеличением грузоподъемности космической техники возвратный груз перестал быть проблемой. Космонавты теперь пользуются «земными» фотоаппаратами и обычной оптикой, которую можно купить в магазине электроники. Более того, для технических съемок вне станции космонавты используют удобные и миниатюрные камеры GoPro. Они хорошо защищены от внешних воздействий уже с завода, а дополнительные «космические» чехлы и вовсе делают их вечными.
На космической станции
Любовь астронавтов к фотографии настолько велика, что даже в очень тесной космической станции под объективы и камеры выделен целый отсек. Парк космической оптики удивит даже Голливуд: это в буквальном смысле слова все топовые объективы Nikon и несколько камер того же производителя. Поэтому все любительские снимки с МКС сделаны на Nikon и Nikkor.
Это «штатные» объективы с фокусным расстоянием 50 мм для съемки рабочих моментов через иллюминаторы, длиннофокусная оптика для съемки Луны, Земли и других космических объектов, а также широкоугольные модели для съемок в стесненных условиях.
Проблемы «космофотографа»
«Жители» международной станции рассказали о том, почему в космосе приходится иметь наготове сразу несколько фотоаппаратов.
Из-за отсутствия гравитации в кабине МКС никогда не оседает пыль. Встроенные фильтры очищают воздух, но мелкая взвесь все равно остается в воздухе. Поэтому при частой смене объективов матрица фотоаппарата быстро покрывается пылью. Очистка фотосенсора в условиях невесомости превращается в сложную миссию, поэтому космонавты готовы жертвовать свободным местом ради красивых фотографий.
Но не только пыль мешает фотографу. Обшивка корабля МКС состоит из множества материалов, которые сохраняют подходящий для жизни климат и защищают от внешнего космического излучения. Но с прибытием цифровых камер на станцию выяснилось, что мельчайшие радиоактивные фотоны все же проходят сквозь корабль и буквально выбивают пиксели в матрицах. Космонавты говорят, что современная зеркальная камера держится в космосе не более года, потом вместо фотографий получаются сплошные битые пиксели.
Для «всяких случаев» в арсенале МКС есть старая и непоколебимая техника — пленочный фотоаппарат Nikon F5.
Ему не страшны горящие пиксели и радиоактивная среда. Зато грязные иллюминаторы, которые не так просто вымыть, мешают всем. И это еще одно условие, которое космические фотографы принимают как должное.
А еще в космосе очень темно, и для того, чтобы получить яркие и цветные фотографии, приходится использовать длинную выдержку. Так как станция МКС постоянно вибрирует, это становится второй «невыполнимой миссией», а использование штатива в этом случае только ухудшает фотографии.
Источник