Меню

Как звали дочерей солнца

Бог солнца и его семья

Бог солнца принимал три обличья — утреннего бога Хепри в облике скарабея (с эпитетом «возникший»), дневного бога Ра с головой сокола и бога заходящего солнца с головой человека или барана Ату на («создавший сам себя»). Каждое утро он должен был побеждать бога Апопа, принимавшего облик змеи и олицетворявшего собой силы хаоса. Ночью солнце спускалось в подземное царство через чрево богини неба Нут, которая вечером проглатывала Атума.

Иначе происходило со многими богами-звездами. Они рождались ночью и проглатывались богиней неба каждое утро. В коротком мифе рассказывается, как бог земли Ггб поссорился с Нут из-за того, что она проглатывала собственных детей. Гебу посоветовали не беспокоиться, так как все их дети вновь появятся живыми и невредимыми следующим вечером.

Лунный бог Тот являлся заместителем, или визирем, бога солнца, а также вестником богов. Он мог принимать обличья ибиса или бабуина. В мифе о ссоре между братьями-богами Гором и Сетом Тот выступал в качестве судьи.

Дочери солнца

Дочери солнца, другим важным космическим божеством была дочь и око Ра. Она олицетворяла солнечный диск, как и богиня-львица Хатор-Теф-нут, которую, когда она гневалась, называли Сехмет («могучая»), а когда принимала дружелюбный вид кошки — Бастет («женщина из Бубастиса»). Хатор также была богиней любви и музыки. Она родила сына — лунного бога-ребенка Ихи. Она стала одной из самых важных богинь египетского пантеона, воплощалась во многих ипостасях, и ей было посвящено немало храмов Египта.

Другую дочь солнца звали Маат. Она воплощала справедливость — жизненно важное для существования египетского космоса и государства понятие.

Рождение порядка из хаоса

В Египте знали несколько мифов о сотворении мира, но все они были схожи по содержанию. Различия объяснялись местным колоритом.

В своем большинстве мифы повествовали о сотворении порядка из хаоса первозданной пучины вод и появлении отдельных существ. Космический порядок начался с первым восходом солнца. Рождение солнца представлялось ритуально повторяющимся событием, и египтяне отмечали завершение каждого цикла движения Солнца — дневного, месячного, годового, именуемого также царским. За сотворением следовали смерть, или умирание, и вновь возрождение в вечно повторяющемся цикле.

Синкретизм — слияние богов

Иногда происходило слияние египетских богов, и появлялись новые божества, наделяемые другими или более обширными функциями и иконографией.

Первая часть имени бога содержала его главную характеристику, а дополнительные имена касались особых функций или черт, различавшихся в зависимости от контекста. Так, имя Ра-Шу означает, что это солнечный бог, разделяющий небо от земли с помощью солнечного света, поскольку Шу был богом света.

Имя Шу-Онурис характеризует бога Шу как «того, кто приводит издалека» — возвращающего солнечное око в Египет. Солнечным оком была далекая львица Хатор-Сехмет, с гневом оставившая свой отпечаток на лбу бога Ра.

Хатор-Тефнуг-Сехмет (Бает) — полное олицетворение солнечного ока в его различных аспектах: солнечный диск Хатор в сочетании со свирепой львицей Сехмет или ее более миролюбивой ипостасью — кошкой Бастет (Бает).

Боги провинций

В Мемфисе богом-демиургом считался Птах. Его изображали ремесленником и расписывали, как мумию. Его женой была львица Сехмет. Их сын — дитя солнца и бог лотоса Нефертум.

В Эсне почитался бог Хнум, изображавшийся с головой барана. Считалось, что он создал на гончарном круге весь мир и человека. Его женой была богиня-воительница Нут (Нит), которая несла стрелы и шит. Ее символ — красная тиара, которую она носила на голове, но Нут могла предстать и в образе небесной коровы. На острове Элефантина Хнум считался подателем воды, хранителем истоков Нила. Его супругой была богиня Сатис («женщина из Сехеля»), а их дочерью — газель Анукис.

С эпохи Среднего царства все большее влияние завоевал фиванский бог Амон (imen — «сокрытый», «потаенный»). В итоге он слился с богом Ра и стал главой пантеона богов. В легенде о рождении царя он предстает отцом фараона. Как бога плодородия его изображали с поднятыми рукой и фаллосом. Супругой Амона была богиня с головой львицы Мут («мать»). У них был сын — лунный бог-ребенок Хон-су (с эпитетом «проходящий»).

Источник

Как звали дочерей солнца

«СО» уже сообщала о том, что в СОИГСИ создана рабочая группа под руководством профессора Людвига ЧИБИРОВА, разрабатывающая большой проект – Осетинскую нартовскую энциклопедию. Редакции любезно предоставлен очередной материал из будущей энциклопедии, который и предлагается вашему вниманию. А давнего друга и автора газеты мы поздравляем с 85-летним юбилеем и желаем ему дальнейших творческих успехов!

Читайте также:  Суть утопия мора город солнца

Чаще остальных астральных персонажей в нартовском эпосе упоминается дочь Солнца (Хуры чызг). Завидная невеста, она живет в недосягаемом замке, в неприступной башне (Æрхуымæсыг), в некоторых сказаниях обладает крыльями либо способностью летать: «Раскрыла она крылья, вспорхнула, Батрадз еще попытался схватить ее, но не тут-то было («Йæ базыртæ куы бакæны, куы ныппæррæст кæны, // Батрадз дæр ма йæм бæргæ фæлæбуры, фæлæ ницы»). Чтобы жениться на дочери Солнца, героям (в эпосе это чаще Батрадз либо Сослан) приходится преодолевать различные преграды, справляясь со сложными задачами. Описание внешности героини дается в эпосе весьма скудно. Пример находим в сказании «Как Батрадз женился на дочери Солнца» («Батрадз Хуры чызджы куыд ракуырдта»), при этом сказитель называет ее «человеком»: «Есть такой человек. Сидит она в башне Архы, спит в золотой кровати, ее волосы позади в золотом тазу плавают» («Ис ахæм адæймаг. Æрхы мæсыджы бады, сызгъæрин хуыссæны хуыссы, дзыккутæ фæсте сызгъæрин тасы ленк кæнынц»).

Золото, золотые предметы являются атрибутами дочери Солнца: «В одном месте мы увидели молочное озеро. Там три дочери Солнца сидели на золотых креслах»; Батрадз подарил девушке золотой наперсток, а она ему – золотой меч. Цветовая символика данного персонажа складывается из сочетания двух цветов – золотого и белого. Об этом же свидетельствует то, что воплощением дочери Солнца являются и другие астральные персонажи – лань (белая или золотая): «А лань была дочь Солнца Фатима»; «А лань та была такая лань, у которой вся шерсть была золотая».

Лань – наиболее часто встречающееся зооморфное воплощение дочери Солнца, но есть и другие – рувас (лиса): «…перед ним появилась золотая лиса». И далее: «…выскочила, сверкая, словно солнце, красавица».

Адыгская версия эпоса содержит сюжет о сватовстве и женитьбе нарта Сосруко на красавице Адиюх, имя которой значит «светлорукая» (Алиева А.И.) В одном из осетинских сказаний светящиеся руки были у подруги Хамыца: «Женщина закатала рукава и открыла окно. Высунула одну руку, и рука, как солнце, засветилась». Примечательно, что свет от ее рук сравнивается с солнечным.

Сказание, зафиксированное в югоосетинском говоре, повествует о том, что героиня превращается в куницу: «Так превратилась девушка в куницу и пошла в селение Нартов». Здесь не сказано прямо, что речь идет о дочери Солнца, но все факты указывают на это – действие происходит в месте, названном в сказании Поляной Солнца (Хурыбыдыр), в других текстах упоминаются огороды и сады Солнца (Хуры цæхæрадæттæ ‘мæ дыргъдæттæ), двор Солнца (Хуры кæрт), дом Солнца (Хуры хæдзар); девушка приходится сестрой семерым братьям (дочь Солнца часто воспитывается у семерых братьев-уаигов), затем становится женой Сослана. Герой, встретив куницу, наносит ей смертельную рану, преследует, находит у семерых братьев раненую девушку, излечивает ее и впоследствии женится на ней.

В сказании «Как умер нарт Сослан» дочь Солнца названа сестрой семи ангелов (авд зæды хо). Сослан застал ее купающейся в молочном озере и обидел, не ответив взаимностью. Она пожаловалась своим братьям, которые отомстили, наслав на него колесо Балсага (в данном варианте сказания – Бæрцæджы цалх). Таким образом, она стала виновницей гибели Сослана.

В ряде сказаний рассматриваемый астральный персонаж именуется дочерью одного из небесных покровителей: Балсага, Сафа или Куырдалагона, но поскольку все эти варианты повествуют о гибели Сослана, можно считать их репрезентациями одного сюжета.

Нелишним будет сакцентировать внимание на то, что в указанных вариантах сюжета причиной трагедии (смерти Сослана) становится «невольное подсматривание». Оно имеет место, если что-то запрещено видеть. «Видение запретного влечет за собою фатальные последствия», и если исключить среднее звено – отказ героя жениться на дочери Солнца, вырисовывается закономерная картина наказания за «подсматривание», тем более что запрет в данном случае касается женской (к тому же божественной по своему происхождению!) обнаженности.

Читайте также:  Кладовая солнца план все главы 12 глава

Дочь Солнца купается в молочном озере, обладает волшебной силой: «…девушка прошлась по краям поляны, и там, где она прошла, появилась железная ограда, с одной стороны в ней – железная дверь, а посреди двора – большой благоустроенный зáмок». На землю она спускается на лучах солнца: «Когда первые лучи солнца коснулись земли, дочь Солнца спустилась на солнечных лучах в земное озеро».

Некоторые варианты эпических сказаний повествуют о том, что дочь Солнца является не супругой, а названой сестрой Батрадза, с которой он советуется в сложных ситуациях: «Утром встал рано [Батрадз]. И дочь Солнца была ему названой сестрой, и говорит он себе: «Пойду-ка спрошу свою названую сестру, не узнала ли она чего». С ее помощью Батрадз попадает на небо на лучах Солнца и получает закалку у небесного кузнеца Куырдалагона. За советом к ней обращаются и семеро братьев-уаигов.

В некоторых сказаниях у дочери Солнца есть имена: «Созырыхъойы ус Хуры чызг Фатъимæт – жена Созырыко дочь Солнца Фатима», «Хуры чызг Ацырухс-Уацырухс» (дочь Солнца Ацырухс-Уацырухс), «Хори кизгæ Акула-рæсугъд» (дочь Солнца Акула-красавица), «уæларв Хуры чызг Ацырухс» (дочь небесного Солнца Ацырухс), «Хуры чызг Агуындæ» (дочь Солнца Агунда), «Зæлихан-рæсугъд» (Залихан-красавица), «Хори кизгæ Хорческæ» (дочь Солнца Хорческа).

Есть варианты сказаний, где дочерей Солнца несколько – две или три. «Жены обоих были сестрами, дочерьми Солнца»; «Утром отправились они и увидели в одном месте озеро, сидят там три дочери Солнца». Л.А. Чибиров указывает, что в эпосе у солнца было семь дочерей, одна была женой Батрадза, другая – Сослана, третья – Хамыца, четвертая – Сыбалца, следующая – жена сына Фалвара Дзудзумара. Однако в сюжетах о женитьбе нартовских героев Батрадза и Сослана оба относятся к типу «солярного героя» (на солнечную природу Батрадза, по мнению И.В. Мамиевой, косвенно указывают черты «паршивца», замеченные исследователями в сюжетах о юном герое). Наблюдается явная контаминация, что позволяет говорить о вариациях мотива женитьбы эпического героя на дочери Солнца.

Связующим атрибутом между небом (как территорией Солнца) и землей (селением Нартов), «средством передвижения» героя выступают либо солнечный луч (хуры тын), либо стрела, которую запускает Солнце: Солнце отправило их (Сыбалца и дочь Солнца) на стреле».

Сын Уархтанага, будучи младенцем, лежащим в люльке, просит свою мать принести ему отцовские лук и стрелы. Та удивляется просьбе, но исполняет ее. Прикусив стрелу деснами, сын Уархтанага отправляет ее к Солнцу. Оно отлучилось в тот момент, и стрела попала в зеркало. Уархтанаг догадывается, что стрела, посланная его сыном, предназначалась дочери Солнца, родившейся с ним в один день. Спустя неделю сын Уархтанага просит мать вынести его в люльке на солнце. Мать вынесла его, мальчик начал гладить лучи солнца. Спрашивает их: «Как поживает девочка?»

Исходя из анализа статуса небесных светил в «Нартиаде», а также образа дочери Солнца, можно заключить, что осетинские сказания о нартах имеют определенные мифологические черты, в частности, им свойственны характерные особенности солярных мифов. Как известно, ими называются, в том числе, «мифы, в которых у героя или героини обнаруживаются солярные черты, т.е. черты, сходные с признаками солнца как мифологического героя». Существенным отличием развитых солярных мифов является включение солнца в пантеон, что и наблюдается в эпических сказаниях осетин.

Образ дочери Солнца из эпоса перешел в некоторые литературные произведения. Так, фольклорная основа сказки А. Батырова «Приключения Солнечной девочки нартов» проанализирована А.Б. Бритаевой.

Таким образом, в сказаниях, связанных с дочерью Солнца, можно выделить две основные сюжетные линии: 1) брак дочери Солнца с одним из нартовских героев (Батрадзом, Сосланом, сыном Уархтанага, Сыбалцем или др.); 2) дочь Солнца, будучи обижена Сосланом, становится косвенной причиной его гибели от колеса Балсага.

Источник

Все дети Короля-Солнце

Он правил 72 года, и прославился как один из самых любвеобильных монархов в истории. Но при этом к концу жизни Людовик XIV оказался в ситуации, когда наследников у него…почти не осталось! Дело в том, что законных детей у короля было не так уж и много, а во время эпидемии оспы болезнь унесла сначала его сына, а затем и внука. Людовик XV, следовавший за Королем-Солнце, был правнуком этого государя! Итак, давайте разберемся: сколько же детей и от кого было у Людовика Четырнадцатого.

Читайте также:  Магнитосфера земли сплющена со стороны солнца

9 июня 1660 года в городке Сен-Жан-де-Люз состоялась свадьба короля с испанской инфантой Марией-Терезией. Девушка доводилась Людовику кузиной, потому что ее родная мать, королева Елизавета (Изабелла) де Бурбон, была родной сестрой отца короля. Союз этот оказался ни блестящим, ни счастливым, но в нем родились шестеро детей. Старший, Людовик, провозглашенный дофином Франции, появился на свет в 1661 году. На следующий год молодая королева родила дочь, Анну-Елизавету, вскоре умершую. Такая же печальная участь постигла еще одну дочь пары, Марию-Анну. В 1668 году Людовик XIV пышно отметил рождение сына, названного Филиппом-Шарлем, но и этот ребенок покинул мир спустя три года. Еще одна попытка завести детей была предпринята в 1672 году – и снова неудача. В том году появился на свет и сразу скончался принц Луи-Франсуа. Таким образом, у короля Франции остался лишь один прямой законный наследник – тот самый дофин Людовик, его первенец.

Вскоре после свадьбы король увлекся молодой девушкой Луизой де Лавальер. Она была скромна, прихрамывала на одну ногу, и, на вкус Двора, мало соответствовала званию официальной фаворитки. Удержаться в этом статусе Луизе действительно не удалось. Правда, она подарила Людовику XIV четверых детей. И все они были признаны королем! Насколько неприятно все это было для королевы…

Старший мальчик-бастард прожил всего 2 года, а родился в 1663 году. Годы жизни второго – 1665-1666 год, совсем немного! Иное дело – дочь короля и Луизы, по имени Мария-Анна де Бурбон. Ее считали самой красивой из дочерей Короля-Солнце, а воспитывала ее супруга премьер-министра Кольбера. Мария-Анна в юности носила титул «мадмуазель де Блуа», а в 13 лет вышла замуж за принца Конти. Брак этот продлился недолго, юная особа овдовела в 19 лет, но повторно заключать брак не стала, хотя к ней сватался султан Марокко.

Последним ребенком Лавальер и короля Людовика XIV стал принц Луи, получивший от отца титул графа де Вермандуа. Увы, этот мальчик прожил всего 16 лет.

Когда Луиза де Лавальер получила отставку и удалилась в монастырь, вниманием короля уже полностью завладела Атенаис де Монтеспан. Красавица-маркиза стала матерью семерых (. ) детей французского государя (правда, трое из них не дожили до совершеннолетия).

Луи-Огюст, получивший титул герцога Мэнского – один из самых известных незаконных отпрысков короля Людовика XIV. В 4 года он стал генерал-полковником, в 22 женился на знатнейшей девушке Франции – на Луизе Бенедикте, принцессе де Конде. Подумать только, Луи-Огюст мог бы занять королевский трон! Дело в том, что когда в 1714 году стали умирать один за другим прямые потомки короля, государь подписал специальные бумаги. Если бы последний мальчик (ставший потом Людовиком XV) скончался, то право наследовать корону Франции получил бы сын короля от мадам де Монтеспан!

Красавица Луиза-Франсуаза, еще одна дочь Людовика XIV от Атенаис, вышла замуж за принца Конде, и прославилась как большая любительница романтических свиданий. Это она построила великолепный Бурбонский дворец, где сейчас находится Национальная ассамблея Франции!

Менее знаменита еще одна дочь маркизы, Франсуаза-Мария де Бурбон. В 1692 году она стала герцогиней Орлеанской, выйдя замуж за собственного кузена. Получается, что среди своих сестер, именно Франсуаза-Мария занимала самое высокое положение. Льстецы отмечали ее ум, завистники – ее жесткость.

Последним отпрыском Людовика XIV и мадам де Монтеспан оказался граф Тулузский, родившийся 6 июня 1678 года. Молодой человек построил военную карьеру, а в свободное время обожал слушать музыку, потому приглашал в свой дворец знаменитых в то время композиторов и музыкантов.

От внебрачной связи с мадмуазель де Фонтанж у короля тоже был ребенок, но он не прожил и нескольких дней. Еще одна девочка, Луиза де Мезонбланш, родилась от Клод де Вен. Но об этой дочери Людовика XIV известно мало.

Итого – 19 детей!

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!

И не забывайте про Лайки — они помогают развитию канала!

Источник

Adblock
detector