Меню

Как записали звук солнца

Солнечный зонд Паркер записывает странные звуки вблизи Солнца

Вокруг Солнца американский зонд Parker Solar Probe только что побил два новых рекорда. Кстати, она также записала «голос» нашей звезды.

Чуть более года назад НАСА развернуло зонд Parker Solar Probe. Целью миссии было приблизиться к поверхности нашей звезды с целью узнать больше о ее внутренней работе. В частности, американское агентство хотело бы ответить на два основных вопроса. Первый: почему атмосфера Солнца намного горячее, чем его поверхность? И второе: каково точное происхождение солнечного ветра?

Два новых рекорда

Чтобы ответить на эти вопросы, миссия должна сделать несколько витков вокруг Солнца, всегда становясь немного ближе. Недавно зонд завершил свою четвертую орбиту вокруг нашей звезды, разместившись на расстоянии менее восемнадцати миллионов километров! Никогда раньше рукотворный предмет не приближался так близко к Солнцу. Этот рекорд будет лишь временным, поскольку примерно через шесть лет зонд, как ожидается, выйдет на поверхность в радиусе 6 миллионов километров.

Второй рекорд, побитый солнечным зондом Паркера, — его крейсерская скорость. По данным НАСА, космический аппарат находится на орбите Солнца со скоростью 393 000 километров в час. На сегодняшний день это, безусловно, самый быстрый рукотворный объект в мире.

«Голос» Солнца

До сих пор в идеальном состоянии, зонд также воспользовался этим «заигрыванием» с Солнцем, чтобы записать несколько очень странных звуков. Они были изучены и преобразованы Лабораторией прикладной физики в Университете Джона Хопкинса. Эти преобразования позволили им быть полностью слышимыми для наших ушей:

Напомним, что к американскому зонду скоро присоединится зонд Solar Orbiter от Европейского космического агентства (ESA). Его запуск запланирован на 10 февраля.

Зонд будет выведен на орбиту ракетой НАСА «Атлас V 411». Во время своего путешествия он воспользуется гравитационным притяжением Земли и Венеры, чтобы постепенно приблизиться к Солнцу. В конце концов, он достигнет расстояния около 42 миллионов километров, примерно на том же уровне, что и планета Меркурий.

После запуска основной целью Solar Orbiter будет анализ космической погоды в ближайшем окружении. Эти важные данные позволят нам лучше понять «прихоти» нашей звезды, которые могут нарушить наши телекоммуникационные системы.

Благодаря телескопам высокого разрешения космический аппарат сможет предоставить нам самые первые изображения полюсов Солнца.

Источник

Как звучит Солнце?

Солнце — ближайшая к нашей планете звезда, играющая крайне важную роль для нашего комфортного существования во Вселенной. Обладая уникальным набором характеристик, Солнце кажется нам абсолютно тихим и практически безобидным объектом, даже по сравнению со своими маленькими соседями по галактике — М-карликами, которые испускают огромное количество радиации и электромагнитных шумов. Если бы космический вакуум не препятствовал движению звука, на что был бы похож шум, идущий от Солнца? Таким вопросом задались авторы из научного журнала Astronomy, которые решили провести новое исследование в одной из своих статей. Оказалось, что несмотря на то, что наше Солнце кажется спокойным, в действительности шум, который испускает звезда, мог бы попросту свести нас с ума при определенных условиях. Так на что же похожи звуки Солнца?

Звуки Солнца могли бы запросто свести нас с ума

Солнце способно издавать странные звуки

Массивный шар сверхнагретой плазмы, которым является наше Солнце по своей природе, постоянно подвергается конвекционным циклам, в которых миллионы карманов чрезмерно горячих газов попеременно поднимаются и опускаются с сильнейшим грохотом. К большому счастью для всего человечества, вакуум не способен проводить какие-либо звуки, однако даже если бы мы смогли их однажды услышать, вряд ли бы мы смогли оценить их мелодичность.

Гелиофизик Крейг Дефорест из отдела космических исследований Юго-Западного исследовательского института считает, что в безвакуумных условиях наше Солнце вблизи могло бы “кричать” так, словно 10 000 Земель были бы сплошь покрыты полицейскими сиренами.

Каждая “клетка” солнечной поверхности имеет размеры, сходные с размерами штата Техас в Северной Америке

Если учесть тот факт, что Земля находится на расстоянии 148 миллионов километров от Солнца, звук от звезды в окрестностях нашей планеты мог бы достигать показателя в 100 децибел, что схоже с показателями звучания музыки на современном рок-концерте. Однако если кратковременное нахождение в таких условиях не является особенно опасным для человека, то существование на протяжении всей нашей жизни под воздействием высоких уровней шума вряд ли можно было бы назвать приятным времяпровождением. Как минимум, мы с вами бы имели серьезные нарушения слуха. В худшем варианте мы бы попросту вымерли, едва ли появившись на планете в виде более-менее развитых существ.

Кстати говоря, вы можете ознакомиться с анонсами последних научных новостей в наших каналах на Яндекс.Дзен и в Telegram.

Как бы то ни было, считать нашу Вселенную абсолютно “немым” местом, было бы неправильно. Каждую секунду все объекты во Вселенной обмениваются друг с другом электромагнитными волнами, различными типами излучений и “шумами” за счет наличия у звезд, пульсаров и даже черных дыр способности к “звучанию”. Эти “звуки” мы с вами никогда не смогли бы услышать без специального оборудования, которое способно переводить излучения нашего мироздания в привычные для наших ушей колебания волн.

К слову, в одной из наших статей мы уже писали о том, что ученые даже смогли перевести цифровую фотографию в музыку, которую вы можете услышать в видео к данной статье.

Источник

Пение вселенной: от «органа» большого взрыва до «сабвуфера» черной дыры

Со школьной скамьи мы знаем, что космос нем, так как воздуха там практически нет, а соответственно, звуковые волны там распространяться не могут. Кроме того, общеизвестно, что практически все космические объекты являются источниками электромагнитных волн (рентгеновских волн, гама-излучения, видимого света, инфракрасного излучения, ультрафиолета, радиоволн). Не редко частоты волн, генерируемых небесными телами, находятся в пределах слышимого спектра.

К сожалению, наши уши не могут воспринимать электромагнитные волны, но, если преобразовать их в звук, мы услышим нечто необычное, порой пугающее, и по моему субъективному мнению, завораживающее. Эти звуки с легкой руки журналистов были названы музыкой планет, звёзд, черных дыр. Большинство из них — свидетельства явлений галактического и вселенского масштаба.

Читайте также:  Что больше по величине солнце или земля

«Пение» звёзд и планет принимает самые разнообразные формы: от многочастотных шумов до своеобразных ритмичных композиций. Всё это очень близко к аналоговой электронной музыке, например, экспериментальные композиции группы Bad Sector. Некоторые «голоса» небесных тел, например, Юпитера, очень напомнили мне звуки синтезатора АНС, который активно использовали Артемьев и Шнитке. В этом посте я опишу наиболее впечатлившие меня звуки окружающей нас, совсем не безмолвной вселенной, расскажу кое-что о том, как они появились и как были обнаружены.

«Органный» рокот юной вселенной

Первым звуком нашей вселенной принято считать так называемое звуковое послесвечение большого взрыва. Это волны, дошедшие до нас через 13 миллиардов лет. Через 380 000 лет после большого взрыва появилось свечение газов, открытое в 60-е годы прошлого столетия и названное «космическое микроволновое фоновое излучение»(КМФИ) или «реликтовое излучение».

По словам доктора астрономии, профессора Марка Вайттла (Mark Whittle) из университета Вирджинии, карта КМФИ, отражающая состояние вселенной в младенческом возрасте, является «отпечатком первородного крика новорождённого космоса». Как подчеркивает ученый, изменения цвета на спутниковой карте свечения говорят об изменении температуры, а те в свою очередь свидетельствуют об изменении плотности и давления в облаке газов. Волны давления – это по сути и есть звуковые волны.

Астрономы сравнивают КМФИ с космическим органом, в котором колоссальные потоки газов и энергии двигались по «трубам» из черной материи.

Дошедшие до нас, эти волны звучат так:

Космические метрономы и drum`n`base

Одним из интереснейших космических явлений являются звуки пульсаров, которые можно сравнить с метрономами и драм-машинами. Согласно принятых в астрофизике и астрономии представлений, пульсары – это вращающиеся нейтронные звёзды, которые образуются после взрыва массивных звёзд. Пульсары обладают магнитным полем, наклонённым к оси их вращения. В связи с этой особенностью, излучение, приходящее на землю, модулируется. Из полюсов пульсара исходит 2 потока излучения. От скорости вращения зависит частота ритма, создаваемая этими потоками.
В качестве примеров привожу ритмы пульсаров млечного пути:

Рёв солнечного колокола

Звуки нашего Солнца едва ли соответствуют представлениям земных обывателей о «тёплом, добром» солнышке. Низкочастотный гул, ревущие, булькающие и гудящие «импровизации» светила появляются в результате процесса конвекции, когда газы поднимаются и опускаются на поверхности звезды, создавая таким образом волны давления.
По утверждению Алекса Филиппенко, астронома из калифорнийского университета, наше Солнце создаёт 10 миллионов тонов единовременно. Количество тонов солнечной «симфонии», обнаруживается благодаря солнечным спутникам (STEREO, SOHO и др.), которые замеряют число выпуклостей от волн давления на поверхности звезды.
Звуки Солнца, записанные NASA:


«Пение» солнечных бурь

Не менее интересным явлением, на мой взгляд, являются магнитные (солнечные) бури. Звук, преобразованный и записанный во время этих явлений, не однороден. Мощные потоки мегаионизированных частиц плазмы порождают нетипичные для других явлений волны (звуки), которые фиксируются солнечными спутниками.
В качестве примера такого явления можно привести бурю, которая обрушилась на планеты солнечной системы в марте 2012-го года:

Леденящий кровь хор Юпитера

В результате влияния солнечного ветра, внутри магнитного поля Юпитера, генерируются волны, которые впервые записал аппарат NASA Вояджер-1, который 5 марта 1979 года достиг Юпитера.
Аналогичные звуки были записаны в текущем году аппаратом Juno 4, который 3 июля 2016-го года вошёл в магнитное поле крупнейшей планеты солнечной системы.

Многие из тех, кто сталкивался со звуками этой планеты, говорят о том, что их они пугают. Как я уже отмечал в начале статьи, мне необычные звуки Юпитера напомнили звучание советского аналогового синтезатора АНС и фрагменты некоторых произведений Шнитке, написанных на нём.


Вселенский рекорд «сабвуфера» черной дыры в галактике Персей А

На расстоянии 250 миллионов световых лет от Земли находится скопление из нескольких тысяч галактик, названное «скоплением Персея». В центре скопления расположена галактика «Персей А» с огромной черной дырой, которая является активным галактическим ядром. Галактическое ядро периодически выбрасывает в окружающее пространство колоссальное количество энергии. Такие энергетические «импульсы» черной дыры по сути представляют собой волны давления.

Волны Персея были обнаружены космическим телескопом «Чандра», который засёк рентгеновское излучение и смог определить его источник в 2003-м году. Фактически, если попытаться воспроизвести ноту, которая соответствует частоте волнам Персея, то мы её не услышим, так как она находится далеко за пределами нашего восприятия. Частота, на которой звучит нота – одно колебание в 10 млн лет. По расчетам ученых из NASA и американского планетарного общества – эта нота на 57 октав ниже ноты «до» первой октавы фортепьяно, т.е. в миллиарды раз ниже частоты, которую способен воспринимать человек. Сабвуфер Персея издаёт самый низкий звук во вселенной из всех известных человеку.

Полагаю, что тем, кому интересны звуки космоса, будут полезны эти ссылки:

Источник

Спрятанный звук: редчайшие записи и уникальные звуки

⇡#Звуки космоса

За некоторыми редкими звуками ученым приходится отправляться в настоящую охоту. И иногда за миллионы километров. В ход идут мощные радиотелескопы, посылаются очень дорогие межпланетные космические аппараты, оснащенные самыми разными датчиками. Ведь так хочется узнать, о чем говорят звезды, планеты, черные дыры и прочие чудеса, отстоящие от нас на расстояние в миллионы световых лет!

⇡#Первый звук во Вселенной

Каким был самый первый звук? Простой вопрос, но найти на него ответ очень и очень сложно. Вероятно, первый звук должен был родиться вместе с нашей Вселенной. Если придерживаться теории Большого взрыва, то Вселенная по мере остывания (примерный возраст — 400 тысяч лет) была заполнена газом. А раз так, то и звук теоретически мог распространяться в пространстве. Конечно, услышать его не мог никто, но некоторые исследователи космоса убеждены, что сейчас его можно воссоздать. В качестве источника данных, по которым можно представить себе процессы, происходившие в далеком прошлом, ученые предлагают взять карту реликтового излучения, панораму со следами неравномерного остывания Вселенной. Эта неравномерность и есть следствие звуковых колебаний, вероятно, первых акустических процессов в нашем мире.

Читайте также:  Бог это свет солнца

Данной проблемой заинтересовался профессор Марк Уиттл из Университета Вирджинии. На основе анализа реликтового излучения он создал аудио, которое многие окрестили «криком рождения Вселенной».

Эти космические звуковые волны, которые Уиттл синтезировал на компьютере, имеют протяженность 30000 световых лет. Чтобы их можно было услышать человеческим ухом, ученый сдвинул звучание записи на 55 октав ниже, в слышимый диапазон.

Несмотря на то, что Уиттл смог заглянуть в прошлое, сам он с юмором относится к своему эксперименту. «Прослушав эту запись, должен признать, что Вселенная — это паршивый музыкальный инструмент», — смеется Марк. Однако не все согласны с утверждением Уиттла.

⇡#Музыка небесных тел

Владельцы звукозаписывающих лейблов часто твердят о том, какой ущерб несет сегодня музыкальная индустрия. Все им не так — и формат MP3 практически погубил аудиодиски, и файлообменные сети лишают прибыли, и радиостанции не делают отчисления за использование музыкального контента. Доля правды в их словах есть, хотя вопрос этот очень и очень спорный. Композиции хорошего исполнителя поклонники будут покупать всегда и в любом формате. Более того, если запись на диске уникальная, то она может вызвать интерес даже у тех, кто вообще музыку не слушает.

И вот вам пример — Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) поспособствовала выпуску компакт-дисков с необычной музыкой — космическими мелодиями, которые исполнил сам космос и его небесные тела.

Чтобы получить «космическую музыку», ученые применили несколько приемов. Во-первых, использовались записи звуковых колебаний заряженных частиц, которые возникли в результате взаимодействия магнитосферы планеты с солнечным ветром. Кроме этого, записывался «голос» самой магнитосферы и шум электромагнитного поля в космосе. Электронные датчики также фиксировали реакцию радиоволн, попавших в «ловушку» и многократно отражающихся между нижнем слоем атмосферы и самой планетой. В основу «космической музыки» также легли записи процесса испускания заряженных частиц кольцами некоторых планет.

Большинство мелодий, которые были записаны на музыкальных CD, — это обработанные данные, полученные с легендарных Voyager-1 и Voyager-2. Эти космические аппараты, запущенные в 1977 году в рамках проекта по изучению дальних планет Солнечной системы, до сих пор продолжают удивлять человечество.

⇡#Voyager-1: прощальные звуки

Среди любителей астрономии есть даже своего рода меломаны, которые коллекционируют записи звуков, пришедших к нам из глубины космоса. Один из них — Дональд Гарнетт (Donald Gurnett), профессор физики в Университете Айовы. Он собрал внушительную коллекцию подобных записей. Правда, слушает он их не только ради удовольствия. В 2013 году на пресс-конференции, проводимой NASA, он воспроизвел аудиозапись, которая, по словам профессора, является неопровержимым доказательством того, что Voyager-1 покинул Солнечную систему.

Оба космических аппарата были оборудованы приемниками плазменных волн, разработкой которых в свое время занимались специалисты того же университета. На видео ниже продемонстрирована спектрограмма волн (вертикальная ось — частота, горизонтальная — время). На ней видны два события, сопровождающиеся ростом частоты, что наталкивает на мысль об увеличении плотности электронов. Звуки на этой записи звуки говорят об изменении потока плазмы вокруг корабля, а это значит, что Voyager-1 все-таки оказался в межзвездном пространстве.

Желающие познакомиться с полной «фонотекой» Дональда Гарнетта могут это сделать, заглянув на страницу университета, где он работает.

⇡#Молчаливый Марс

Среди всех планет Солнечной системы Марс выглядит наиболее привлекательным для человека. Эта планета находится в относительной близости от Земли и пригодна для колонизации лучше, чем другие планеты нашей системы. Этим объясняется и большое количество проектов, связанных с изучением особенностей природы этой планеты, геологии и климата Марса. Однако по стечению обстоятельств ни один из зондов, отправленных на эту планету, не смог передать реальные аудиоданные, записанные с ее поверхности.

Учеными были предприняты, по крайней мере две попытки получить аудиозапись происходящего на Марсе. Так, например, микрофоны были установлены на борту космического аппарата Polar Lander. Он был отправлен с целью исследования климата и поверхности Красной планеты, но потерпел аварию в 1999 году во время посадки. Еще один посадочный модуль NASA, который мог бы рассказать нам о марсианских ветрах, — Phoenix. В отличие от своего предшественника, «Феникс» осуществил нормальную посадку, но в его работе также возникли неполадки. Из-за технического сбоя два очень важных устройства оказались бесполезными — это камера и микрофоны.

«А как же самый надежный из всех марсоходов — Curiosity? Неужели он не передал звуки с Марса?» — спросите вы. Постройка марсохода Curiosity обошлась в два с половиной миллиарда долларов. И хотите верьте, хотите нет, но на то, чтобы оборудовать марсоход микрофоном, этих денег не хватило. На сайте NASA можно найти список наиболее часто задаваемых вопросов и ответов по Curiosity, в том числе информацию об отсутствии звукозаписывающего модуля.

При этом представители NASA стараются не акцентировать внимание на своей недоработке. Даже на пресс-конференции, посвященной успешному началу работы Curiosity после посадки, они ввели в заблуждение представителей СМИ, заявив о том, что «марсоход передает звуки, запахи и изображения Марса». На самом деле имелось в виду, что по прибытии на Красную планету ровер передал радиотрансляцию человеческого голоса, речь администратора NASA Чарльза Болдена (Charles Bolden).

И все же некоторые звуки Марса мы услышать можем. Ученые своими силами смоделировали их, используя прочие данные, полученные с марсоходов и космических зондов.

В течение нескольких лет марсоход Opportunity перемещался от кратера Виктория до кратера Индевор. Преодолевая по пустынной местности расстояние 22 километра, он регулярно делал снимки, а его приборы фиксировали данные о состоянии и координатах ровера. Собрав воедино фотографии, сделанные машиной во время путешествия, а также информацию с акселерометров марсохода, команда ученых Opportunity смоделировала видеоряд, в котором, помимо слайд-шоу, присутствует звуковое сопровождение, имитирующее вибрации марсохода. Аудио было воссоздано по данным акселерометров — более шумные места на записи означают неровности на «дороге», скалистую местность.

Читайте также:  Дарк соулс 3 талисман солнца

⇡#Солнечный акцент

Эта мелодия была записана космическим аппаратом SOHO, основной задачей которого было изучение Солнца. Его название расшифровывается как Solar and Heliospheric Observatory («солнечная и гелиосферическая обсерватория»). Помимо разного сложного оборудования, включая датчики потоков ультрафиолетового излучения, измерителя доплеровского смещения, широкоугольного спектрометрического коронографа, ультрафиолетового телескопа и прочих приборов, аппарат вооружен устройством для наблюдения низкочастотных глобальных колебаний Солнца. Именно с его помощью и удалось записать этот аудиофайл. На нем слышно, как атмосферная циркуляция внутри Солнца вызывает звук очень низкой частоты.

Целую серию подобных звуков опубликовал на своей университетской странице ученый Стенфордского университета Александр Косовичев.

⇡#«Кассини-Гюйгенс»: ветра и молнии с других планет

Когда 15 октября 1997 года был запущен космический аппарат «Кассини-Гюйгенс» (включавший два модуля — станцию « Кассини » и зонд « Гюйгенс » ), не все верили в то, что его миссия пройдет успешно. Подумать только — аппарат должен был преодолеть 1,4 млрд км, достичь Сатурна и осуществить мягкую посадку зонда на поверхность одного из его спутников — Титана. И вот 14 января 2005 года, спустя почти 17 лет с начала полета, зонд « Гюйгенс » успешно спустился на поверхность Титана и даже сумел передать ее изображение.

В момент спуска, а также после «прититанивания» на борту зонда « Гюйгенс » работали акустические датчики, которые смогли записать шум инопланетного ветра.

Была также сделана запись звуков самого Сатурна. Произвести аналогичную высадку аппарата на эту планету невозможно в принципе, поскольку она является газовым гигантом и не имеет твердой поверхности. Однако с помощью прослушивания радиочастот исследователи установили, что на этой планете во время бурь и штормов часто происходят разряды молний. Аппарат «Кассини» позволил зафиксировать их с помощью датчиков, в виде сигналов на частотах до 16 МГц. Уплотнив масштаб времени, ученые сделали аудиовизуальную презентацию этих явлений. Что из этого вышло, показано на видео ниже.

Вкрапления на графике — маркеры, которые отмечают всплеск излучения, вызванный грозами на шестой планете от Солнца.

⇡#Как звучит космический дождь

В 2000 году ученые Европейского космического агентства записали звуки метеорного потока Леониды. Когда метеор попадает атмосферу, он сгорает, но перед этим успевает оставить за собой хвост ионизированных частиц, которые отражают высокочастотные радиосигналы от разных источников нашей планеты. Атмосферный ветер вызывает движение хвоста метеора, в результате чего проявляется эффект Доплера, который приводит к смещению частоты отражаемого сигнала.

⇡#Шум Авроры: как послушать северное сияние

Дома и на улице нас окружает постоянный шум — смесь звуков самого разного происхождения. Гудят автомобили, шумит листва, раздаются голоса животных и т.д. Все это — звуки жизни, которыми наполнена Земля. Услышать голос Голубой планеты можно даже там, где, казалось бы, никаких звуков быть вообще не должно. Например, на севере, где часто можно наблюдать очень красивое природное явление — северное сияние. Когда солнечный ветер достигает верхних слоев атмосферы, заряженные частицы начинают взаимодействовать с магнитосферой Земли, и небо озаряется свечением. Кроме того, иногда в тишине можно услышать необычные звуки, которые сопровождают это событие. Обычно они напоминают своеобразное постукивание и негромкий треск.

До определенного момента ученые полагали, что источник подобного шума находится высоко над землей. Однако в 2012 году это предположение было опровергнуто. В регионе, где можно было наблюдать северное сияние, финские ученые установили несколько микрофонов. Когда проявилось сияние и раздался шум, он был записан приборами, а его источник можно было легко запеленговать. Точка, в которой рождались звуки, оказалась всего в 70 метрах над поверхностью Земли.

Среди ученых пока нет однозначного мнения относительно того, какие именно физические процессы вызывают эту «мелодию» северного сияния.

⇡#Spacesounds navigator — космическая музыка

В Солнечной системе, равно как и во всей Вселенной, звучит космическая музыка. Разговаривают планеты, кометы, звезды — чтобы их услышать, нужно просто знать, где, каким образом и что слушать. Иногда аудио выглядит как хаос, иногда напоминает творения известных экспериментаторов в электронной музыке, вроде Kraftwerk. Подобные космические звуки вдохновили авторов проекта spacesounds.com на создание Spacesounds navigator — интерактивной карты звуков в Солнечной системе. Вы можете посмотреть на нее в режиме онлайн или загрузить на диск в виде Flash-приложения. Достаточно выбрать на этой карте объект Солнечной системы, и вы тут же услышите воспроизводимые им звуки, записанные космическими аппаратами.

⇡#Флейта в космосе: первый космический дуэт

Небесные звуки пугают, завораживают и навевают задумчивость. Но музыкальная ценность такой компиляции, откровенно говоря, невелика. И тут мы полностью согласны с утверждением Марка Уиттла о том, что Вселенная — не самый красивый музыкальный инструмент. Куда более приятно слушать обычную земную музыку, придуманную человеком. А если ее проиграть в космосе, она тоже будет по-своему «космической».

Астронавт NASA Кэтрин Колман, находясь на орбите Земли, на борту Международной космической станции, вместе с известнейшим музыкантом Иэном Андерсоном, основателем рок-группы Jethro Tull, в 2011 году сыграла на флейте классическую композицию Bourree Иоганна Себастьяна Баха. Основатель легендарной группы в это время находился на Земле, на гастролях в Перми.

Свое выступление Иэн и Кэтрин посвятили Дню космонавтики и 50-летию первого полета человека в космос. Если не считать веселого экспромта древнейшей песенки The Fountain in the Park (I was strolling on the Moon one day), который выдали во время прогулки по Луне астронавты Harrison Schmitt и Eugene Cernan, дуэт Колман—Андерсон можно считать первым профессиональным космическим исполнением.

Источник

Adblock
detector