ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы про моряков и подводников?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Дмитрия Харатьяна?
ТЕСТ: Угадайте фильмы с «женскими» названиями по одному кадру!
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните фильм «Приключения Электроника»?
Журнал
Интересные факты о трилогии «Утомлённые солнцем»
Кому принадлежала дача комдива Котова, что обидело Никиту Михалкова на кинофестивале и почему Ингеборга Дапкунайте не снималась в продолжении.
Сценарий для фильма под рабочим названием «Безусловный эффект шаровой молнии» Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали в 1993 году всего за несколько месяцев. Через неделю после окончания работы начались кастинги, которые прошли довольно быстро, так как режиссёр писал роли под конкретных актёров.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н, Михалков
Роли комдива Котова и его дочери Михалков писал для себя и дочери Надежды. Персонаж Мити сразу предназначался Олегу Меньшикову, так как режиссёру нравилось с ним работать ещё с эпизода в фильме «Родня». Однако у актёра был уже подписан контакт с одним румынским режиссёром, от которого он не хотел отказываться. Заполучить Меньшикова помог случай — румынский проект сорвался, и актёр оказался свободен. Для него роль в «Утомлённых солнцем» стала вторым триумфом после Костика в «Покровских воротах».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Роль Маруси по режиссёрскому замыслу должна была играть Елена Яковлева, но на кастинг пришла актриса Ингеборга Дапкунайте, и Яковлевой даже не позвонили… Дапкунайте была знаменита только ролью Кисули из «Интердевочки», но режиссёр фильм не смотрел и актрису увидел впервые. Она приехала на пробы без приглашения — узнала, что Михалков снимает новый фильм и решила попытать удачи. Режиссёр был покорён её открытостью и лёгкостью.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Дача, где происходили события фильма, находилась недалеко от города Кстово. Она принадлежала мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову, и большая часть предметов интерьера была собственностью хозяина. Когда много лет спустя Никита Михалков снимал продолжение фильма, то дачу пришлось воссоздавать в павильонах «Мосфильма».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Действие фильма происходит летом, а съёмки шли в ноябре. На улице было холодно, и актёрам, изображавшим пляжный отдых, приходилось мёрзнуть в купальниках и плавках и полоскать рот холодной водой, чтобы не шёл пар. На деревья вручную приклеивали искусственные листья… Начинать съёмки летом Никита Михалков не хотел из-за дочери — дети растут быстро, через полгода она бы изменилась, а ему был нужен конкретный возрастной период.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Название фильму дало популярное в конце 30-х годов танго «Утомлённое солнце». Это была мелодия Ежи Петерсбурургского «Последнее воскресенье», в Польше её ещё называли «танго самоубийц», для которой написал текст поэт Иосиф Альверк. Впервые танго было исполнено в 1937 году — через год после событий фильма.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
В 1994 году фильм был представлен на Каннском кинофестивале. Никита Михалков не скрывал, что ехал за главным призом, поэтому победа Квентина Тарантино с «Криминальным чтивом» его сильно обидела. Несмотря на то, что «Утомлённые солнцем» получил Гран-при, режиссёр зарёкся в будущем представлять свои фильмы на фестивале. Однако через шестнадцать лет в тех же Каннах одним из претендентов на «Золотую ветвь» был фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние»…
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Неудача на Каннском кинофестивале была полностью компенсирована триумфальной победой фильма на «Оскаре». Американская киноакадемия вручила «Утомлённым солнцем» приз как лучшему фильму на иностранном языке, и это первый и пока что единственный «Оскар» постсоветского кинематографа. Получать приз Никита Михалков вышел с девятилетней Надей. После церемонии её спросили: «Вот ты получила „Оскар“, что думаешь по этому поводу?», девочка радостно ответила: «Наверно, мне теперь хороший велосипед купят!».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
В 2009 году Лондонский национальный театр поставил пьесу «Утомлённые солнцем». Режиссёр Говард Дэвис был давним поклонником творчества Никиты Михалкова и ещё в 1990-м году ставил спектакль по его фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино». Публика спектакль приняла с восторгом, критики тоже оценили, правда отметили, что «Kotov» в исполнении актёра Кирана Хайндса слишком похож на Иосифа Сталина.
www.spectaclesalondres.fr
История «Утомлённых солнцем» не закончилась с получением премии «Оскар» и зрительского признания по обе стороны океана. Спустя несколько лет Никита Михалков начал работать над продолжением, которое вышло в двух частях — «Предстояние» и «Цитадель». Так как оба фильма поднимали тему Великой Отечественной войны, перед съёмками Никита Михалков погрузился в изучение сотен документов, воспоминаний и писем, часть из которых хранилась в архивах ФСБ.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Вместо Ингеборги Дапкунайте роль Маруси в продолжении сыграла Виктория Толстоганова, так как после выхода первой части отношения режиссёра и актрисы испортились. Михалков говорил, что не стал приглашать Дапкунайте, так как она начала сниматься в развлекательных шоу и этим испортила свою репутацию в его глазах. По версии актрисы причины были совсем другие, но она их решила не озвучивать… В продолжении так же не снималась Светлана Крючкова — её заменила Зоя Буряк, а вместо ушедших их жизни Вячеслава Тихонова и Инны Ульяновой их героев сыграли Владлен Давыдов и Эвелина Сакуро.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Для съёмок продолжения выстроили мост через Клязьму, церковь и цитадель, вырыли несколько километров траншей, обустроили блиндажи и землянки. В работе задействовали десятки единиц боевой техники — советские и немецкие танки и противотанковые пушки, «катюши», немецкие мотоциклы, сохранившиеся «полуторки» военных лет и машины, собранные специально для съёмок. Актрисы, игравшие медсестёр, в том числе и Надежда Михалкова, проходили стажировку в военном госпитале им. Бурденко. Первый фильм продолжения частично снимался в Германии с участием немецких актёров, второй фильм был снят в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
«Утомлённые солнцем – 2: Цитадель», студия «ТРИТЭ», 2011, реж. Н. Михалков
Никита Михалков хотел, чтобы актёры сами пережили то, что приходилось испытывать солдатам, поэтому дублёров на площадке был минимум. Его самого засыпали килограммами промёрзшей земли, и он дубль за дублем выбирался из завала. Надежда Михалкова чуть не захлебнулась, когда снимали сцену крушения баржи, а её героиня выныривала из-под полотнища с красным крестом. Дмитрий Дюжев сам играл сцену со сгоранием заживо. Кстати, чтобы сыграть белоруса Ваню, Дюжев похудел на несколько килограмм, обесцветил волосы, работал с педагогом по белорусскому и даже пытался загорать с дуршлагом на лице, чтобы получились естественные веснушки.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Первая часть продолжения вышла в 2010 году, а премьера второй состоялась через год. Фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля — на финальных титрах зал взорвался аплодисментами, но никаких призов фильму не дали. «Утомлённые солнцем — 2: Цитадель» был отправлен на «Оскар» несмотря на то, что возглавлявший отборочный комитет режиссёр Владимир Меньшов отказался подписывать протокол отборочной комиссии и настаивал на предоставлении на конкурс драму Андрея Звягинцева «Елена». Повторить триумф первой части масштабному фильму не удалось.
Источник
Краткое содержание фильма «Утомленные солнцем»
Фильм “Утомленные солнцем” был снят в 1994 году и показан на телеэкранах в 1995 году. Режиссер — Никита Михалков показал исторические события, которые имели место в российской истории наряду с личными переживаниями главных героев.
Сергей Котов — главный герой фильма — живет счастливой жизнью вместе со своей супругой Марусей и доченькой Надей, а также со всей родней Маруси. Они вместе проводят время на своей подмосковной даче.
Их тихая, мирная жизнь заканчивается с приходом давнишнего друга семьи, известного музыканта Мити. Его с детства воспитывал отец Маруси, и из-за этого Митя считался женихом Маруси до своего отъезда в чужие края. Он был встречен с огромной радостью, нашел общий язык с маленькой Надей.
В разговоре Котовы узнают, что Митя был на фронте, потом скитался по Европе. подрабатывал уличным музыкантом, зарабатывал на жизнь чем мог. Вернуться домой он смог аж через 10 лет — и не узнал свою родную землю. Она изменилась до неузнаваемости. Митя вернулся домой с намерениями наконец взять в жены Марусю, построить с ней семью и зажить счастливо.
После возвращения Мити на родину его вызывает к себе тот самый Котов и говорит, чтобы тот написал заявление выехать за границу по собственному желанию, чтобы работать там музыкантом и одновременно следить за участниками Белого движения. Митя покидает страну на долгих 8 лет, а Маруся в это время решает покончить с жизнью. Через год Котов женится на ней, у них рождается дочка Надюша, и семья как будто живет счастливой жизнью. Это не совсем так: Маруся не может забыть Митю.
Но Митя возвращается к семье Котовых как работник НКВД с намерением взять под арест Котова за соучастие в заговоре, которого не существует. Можно утверждать, что таким образом Митя хочет отмстить Котову за то, что тот разлучил его с возлюбленной Марусей, эмоционально его сломал и заставил уехать за границу преследовать организацию, которой по сути не существует.
Котов уверен, что его спасет дружба со Сталиным и его не тронут. Он обзывает Митю, они становятся врагами, но на людях продолжают показывать, что они друзья. Это делается для того, чтобы у посторонних не возникало никаких лишних вопросов.
Совсем скоро НКВД опять приходит в гости к Котову, тот поспешно уезжает в Москву, а Надя, ничего не подозревая, принимает гостей. По дороге в Москву Котову перегораживает дорогу грузовик, у которого случилась поломка. Которов все так же уверен, что он сможет все решить одним только звонком Сталину. Он решает помочь водителю грузовика и выходит из машины. Откуда ни возьмись появляются чекисты, бьют его и убивают случайного свидетеля — водителя грузовой машины.
Котов понимает, что это конец, он видит стоящего над собой Митю. В это время грузовик минует огромный плакат со Сталиным. Послесловие говорит о том, что Котова все-таки признали виновным и расстреляли в 1936 году. Марию арестовали, она отправилась в концлагерь и там же умерла. Надя выжила и получила реабилитацию со своими мертвыми родителями, стала преподавателем музыки. А Митя покончил жизнь самоубийством — он вскрыл себе вены и в этот момент лежал в ванной и смотрел на Кремль.
Смысл фильма в том, что часто политическая ситуация неблагоприятно влияет на личную человеческую жизнь. Некоторые люди, не умеющие анализировать ситуации, чувствуют себе слишком самоуверенными. Они не умеют контролировать своих действий слов, и, находясь в политике, подвергают опасности не только себя, но и свою семью. Уверенность в том, что всегда можно договориться и “замолвить словечко”, зачастую подводит и ситуация получает неожиданное развитие. Умение договориться, дать взятку, обойти стороной возникшие проблемы заставляют человека начинать вести себя не по правилам этой жизни. Но стоит помнить, что за любые поступки нужно отвечать.
Остается надеяться, что в современном мире не повториться вест тот хаос, который был во времена Союза. Это бедность, раздор, войны, голод — то, что исправно скрывают, но что нельзя спрятать от памяти человека. Такими были политические условия тех времен. Остается только делать все, чтобы люди были добрее и не предавали сами себя.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 3
Источник